В чем характер алены дмитреевны из рассказа песня про царя ивана васильевича,молодого опричиника и удалого купца калашникова. Образ христианской семьи в творчестве М.Ю. Лермонтова

Алена Дмитриевна - жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебедушка;

Смотрит сладко, как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются», а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается.

Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь.

У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа.

Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома.

И кличет он старую работницу:

Ты скажи, скажи, Еремеевна,

А куда девалась, затаилася

В такой поздний час Алена Дмитриевна?

А что детки мои любезные -

Чай забегались, заигралися,

Спозаранку спать уложилися?

Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются.

Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается -не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» - потому, что такой жену он ни разу не видел.

Перед ним стоит молода жена,

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные, как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана.

А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее.

Она любит мужа и потому горько ййачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается».

Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу - Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор.

В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны - это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь.

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится. И поведал Кирибеевич, что страдает, оттого, что полюбил и рассказывает, какая она красавица, с длинными русыми косами, походкой, как у лебедушки, взглядом, как у голубушки, только лицо свое прячет, прикрывая фатой. Но скрыл от царя, что она повенчана с другим по христианскому закону.

Алена Дмитриевна замужем за богатым купцом Калашниковым. Выросла тоже в купеческой семье, батюшка и матушка умерли, старший брат пропал на чужбине без вести, остался младший брат – дитя малое. Она верная жена, мужа почитает как кормильца и заступника; любящая мать, у нее маленькие дети. В ее семье все подчинено патриархальным устоям. Хозяйством ей помогает заниматься старая работница Еремеевна. Алена Дмитриевна очень набожна, ходит молиться в храм. Вот однажды покараулил ее Кирибеевич, когда она возвращалась с вечерней службы, и непристойно хватая за руки и целуя, стал предлагать ей богатство и жизнь такую, что все завидовать станут. Да еще похвастался, что он из знатного рода Скуратовых. Услышав это, у нее от страха ноги подкосились, ведь семья эта славилась своей лютостью. А из-за калиток подглядывали соседушки, зло перешептываясь. Не ведал и не понимал опричник, что творил, на какой позор и бесчестие обрекал ту, которую полюбил. Удалось ей вырваться, убежать домой, оставив платок и фату в руках злодея.

Степан Парамонович, вернувшись вечером домой из лавки, увидел странное, непривычное: не выходит навстречу молодая жена, стол не накрыт к ужину белой скатертью, свечка перед иконами почти догорела. Еремеевна рассказала, что хозяюшка из церкви не вернулась, а дети плачут, не спят без матери. Почувствовал неладное Калашников. Вбежавшая Алена Дмитриевна поразила его: в разорванной одежде, простоволосая, бледная, взгляд безумный. Разгневался, а она в ноги к нему бросившись, все, что случилось, плача рассказала. И не боится она ни молвы, ни смерти, а лишь одного – лишиться его милости, потому что ее, сироту, защитить от поругания некому. Не задумываясь, Калашников решил наказать обидчика, защитить честь семьи. Убив Кирибеевича в кулачном бою, сам принимает мучительную смерть на плахе.

Алена Дмитриевна осталась вдовой, дети осиротели. Кирибеевич разрушил то, что было ее радостью и смыслом жизни. Эту долю она приняла так же достойно, как и ее муж свою казнь, ведь их дети не должны вырасти в обесчещенной семье.

Сочинение про Алёны Дмитриевну

В поэме «Песня про Ивана Васильевича», впервые образ Алены Дмитриевны появился на пиру у царя Ивина Грозного, когда опричник Кирибеевич, начал рассказ своей истории о влюбленности к этой женщине. Он описал ее как красивую русскую женщину, достойного воспитания при этом забыл упомянуть о том, что Алена была помолвлена, по всем христианским традициям с другим мужчиной. Кирибеевич очень сильно страдал от своей безответной любви, и готов был пойти на любые поступки чтобы исправить положение.

Алена Дмитриевна была женой богатого купца Калашникова. Росла в хорошей купеческой семье, из родных остался только младший брат. Она была любящей матерью своим детям и достойно воспитывала их согласно устоям семьи. Ведет хозяйство вместе со своей помощницей по дому Еремеевной. С достоинством хранила верность своему мужу. Однажды по возврату из церкви, она попадает в цепкие руки Кирибеевича, который насильно пытался овладеть ею. При этом хвастаясь своими богатствами и знатным семейным родом Скуратовых. Семья, которая славилась своим жестоким поведением. Несмотря на все уговоры, ей удалось вырваться, она бежала прочь от этого позора, которые наблюдали со стороны соседушки.

Когда вернулся домой ее муж, Степан Парамонович Калашников, он обнаружил, что жены дома не было. Это было очень странно для него, ведь она всегда встречала его с порога, всегда был накрыт стол к его приходу. Да еще и Еремеевна добавила, что дети, мол, плачут без матери, а хозяюшка все еще не вернулась с церкви. Это очень сильно обеспокоило его, дурные мысли стали посещать его голову. Неожиданно вбежавшая в дом Алена Дмитриевна, ошеломила его своим видом. Она стояла вся в разорванной одежде, побледневшая от страха. В слезах рассказывая мужу о произошедшим, она молила его о помощи. Она не повелась на золотые горы обещанные ей Кирибеевичем, сохранив тем самым верность своему мужу. Калашников не долго думая вступился за честь семьи, убив Кирибеевича. После сам погибает от мучительно смерти. Алена Дмитриевна осталась вдовой, несмотря ни на что она оставалась сильной женщиной.

В этой поэме Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Алены Дмитриевны, хотел показать образ простой русской красавицы, которая достойна вела себя. Не придавая честь своего мужа, и семьи, она не смотрела ни на кого кроме своего суженного. Вела правильный образ жизни, ходила в церковь, была хорошей матерью и верной супругой.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Несколько интересных сочинений

    Наташа Ростова одона из центральных героинь романа «Война и мир». Прототипом персонажа стала жена писателя София Толстая и его родственница Татьяна Берс

  • Анализ рассказа Бунина Лапти 7 класс

    В небольшом произведении Бунина рассказывается о маленьком мальчике, который сильно болел. Мальчик постоянно плакал и просил лапти красного цвета. Действие рассказа происходит зимой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Характеристика Алёны Дмитриевны

Алёна Дмитриевна красивая русская женщина. Она является женой купца Калашникова. Вот так её описывает

лермонтов поэма калашников символичность

«На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебедушка;

Смотрит сладко, как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются.»

После того как царский опричник Кирибеевич увидел Алёну Дмитриевну с другими девушками, которые «любовались, глядели, перешептывались», а она не глядела, не любовалась, полосатой фатой укрывалась, то он сразу полюбил её. Потому что она очень скромная, честная, набожная женщина. Она каждый день ходила к вечерне в церковь.У Алёны Дмитриевны есть муж, дети, свое хозяйство. Вечером она накрывает на стол белую скатерть и встречает мужа. Но однажды она задержалась на вечерне, её муж очень удивился этому. Стал расспрашивать старую работницу про Алёну Дмитриевну.

Вскоре она возвращается домой. Он её совсем не узнал, так как она была сильно взволнована и испуганна.

«Перед ним стоит молода жена,

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные, как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.»

Степан Парамонович начинает ругать её, говорить, что она гуляет с боярскими сынками, попрекает её в измене и порочит его честное имя. Но Алёна Дмитриевана даже не смотрит на них,фатой укрывается, и от этого она начинает горько плакать. Она просит мужа защитить его от «злого опричника царского Кирибеевича», рассказывает ему что он осрамил её,предлагал ей жемчуг, золото в обмен на ее милость и любовь.

В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны - это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на богатства, а осталась верна своему мужу.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Триада православия-самодержавия-народности в современных исследованиях. Православные традиции, символы, знаки в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Анализ образа Царя в поэме, идея народности в ней.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2016

    Патриотическая тема и война 1812 года в творчестве Пушкина. Любовь к Родине в поэзии Лермонтова: "Бородино", "Песня про купца Калашникова". Блистательно искусство прозы Л.Н. Толстого в цикле "Севастопольских рассказов", в романе-эпопее "Война и мир".

    реферат , добавлен 19.01.2008

    Биографический очерк жизненного и творческого пути И.К. Калашникова - талантливого писателя, известного общественного деятеля, яркого публициста. Характеристика жанрового своеобразия творчества И.К. Калашникова, его наиболее известные повести и романы.

    презентация , добавлен 01.12.2011

    Нераздельность образа и смысла. Допущение разных интерпретаций. Отсутствие мотивации, апелляция к воображению. Характерные черты женского образа. Логическая сущность метафоры. Образ женщины у Некрасова, Блока, Твардовского, Смелякова.

    реферат , добавлен 28.01.2007

    Основные критерии для анализа образов Одиссея и Дигениса: факты биографии, черты характера и свойства натуры, приемы и средства создания образа. Сопоставительный анализ героев: начало совершения подвигов, образование, пребывание вне дома и родины, смерть.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Идея художественного произведения. Художественные средства выражения идеи произведения. Формы освоения трагического сюжета русской истории в поэзии А.А. Ахматовой. Хоровое начало, полифонизм как основные элементы художественной системы поэтессы.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

Алена Дмитриевна - жена купца Калашникова. Она была очень красивая. Вот как описывает ее влюбившийся в нее царский опричник Кирибеевич:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебедушка;

Смотрит сладко, как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Он увидел ее у тесовых ворот с другими девушками, только те стоят «любуются, глядя, перешептываются», а она не глядит, не любуется, полосатой фатой укрывается.

Алена Дмитриевна очень набожная, честная женщина, ходит к вечерне в церковь.

У нее есть дети, муж. Дома она хозяйка, ведет хозяйство. Помогает ей в этом старая работница. По приходу мужа накрывает она на стол белую скатерть, встречает своего мужа.

Но вот ее описание в тексте резко меняется, когда ее муж, купец Калашников, приходит домой и не застает ее дома.

И кличет он старую работницу:

Ты скажи, скажи, Еремеевна,

А куда девалась, затаилася

В такой поздний час Алена Дмитриевна?

А что детки мои любезные -

Чай забегались, заигралися,

Спозаранку спать уложилися?

Только нерадостный ответ слышит купец, муж Алены Дмитриевны, что жена его с вечерни еще не вернулась, а детки плачем плачут, все не унимаются.

Вдруг он слышит шаги торопливые, а когда оборачивается -не узнает свою жену. Он даже восклицает: «Сила крестная!» - потому, что такой жену он ни разу не видел.

Перед ним стоит молода жена,

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные, как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

Ее описание говорит нам, что она не только сильно взволнована, но и испугана.

А тут и муж начинает ее выспрашивать, где она была, и ругать ее.

Она любит мужа и потому горько ййачет, когда муж попрекает ее в измене ему и в том, что она порочит его честное имя. Муж Алены Дмитриевны думает, что она гуляет с боярскими сынками, а Алена Дмитриевна даже не глядит на проезжих молодцов. Когда она стоит с девушками у калитки, то «полосатой фатой закрывается».

Вот и говорит она мужу, что не боится она ни смерти, ни людской молвы, а боится его немилости. Она рассказывает мужу - Степану Парамоновичу, что опозорил ее, осрамил «злой опричник царский Кирибеевич», и просит мужа защитить ее. Она-то честная, непорочная, но «что скажут злые соседушки», которые стояли у калиток и глазели на ее позор.

В поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ Алены Дмитриевны - это образ красивой русской женщины. Ее душа чиста. Она честная жена. Не позарилась она на золото и жемчуга, что предлагал ей царский опричник в обмен на ее милость и любовь.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...

Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.

Ефес.5,22-23,25.

Нет уз крепче этих...

Иоанн Златоуст

«Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов написал в 1937 году на Кавказе. Рукопись была направлена А.А.Краевскому для публикации, однако цензура не разрешила печатать сочинение опального поэта, и только благодаря хлопотам В.А.Жуковского поэма увидела свет, но без имени автора.

«Песня...» занимает особое место в творчестве поэта. Она интересна не только своей совершенной художественной формой, гениальной стилизацией, поэтикой фольклора и своеобразными синтаксическими конструкциями. В этом произведении Лермонтов явил свой опыт постижения сути народной жизни, национального идеала, исторически сформированного в глубинах христианского сознания.

С ранней юности творческое воображение Лермонтова волновали образы великого прошлого Отчизны, её защитники, её древние герои. Захваченный русской темой, он обращается к народному творчеству. «Как жаль, - сетует Лермонтов, - что у меня была мамушкой немка, а не русская - я не слыхал сказок народных, - в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской литературе». Будучи необыкновенно музыкальным, поэт приходит к выводу, что народную поэзию нужно искать «нигде, как в русских песнях». Лермонтов тонко чувствует и передает мелодику и образность национальной песни в своих стихотворениях «Русская песня» 1830, «Атаман» 1831, «Песня» 1831 и др.

Образы великой России вновь и вновь возникают в его творчестве. Достаточно вспомнить стихотворения «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), неоконченное историческое полотно «Вадим» (1834-1837гг).

Страницы русской истории, прошедших героических событий явились для Лермонтова предметом пристального внимания и изучения. Возможно, этот взгляд поэта, обращенный назад, искал и находил достойные образцы русского духа, этих чудо-богатырей, каких он не видел среди своих современников. Отсюда и известные всем с детства «горькие» строки из стихотворения «Бородино»: «Богатыри - не вы».

Эта печаль и чувство горечи у Лермонтова кроются в осознании им несоответствия былого величия России картинам современной жизни. Увидеть, пережить это и сказать правду, как бы горька она не была, - вот истинное призвание поэта. И в своем творчестве Лермонтов, как верный сын своего Отечества, продолжает утверждать высокие духовные ценности, воспевать красоту загадочной русской души, сила которой в тех деяниях и подвигах, «которые совершал и еще совершит русский человек, русский народ, как только поймет, ощутит сердцем и поверит в истину и справедливость» [ 9, 220].

Обратившись в поэме к эпохе царствования Иоанна Грозного, автор внимательно всматривается в глубину веков и отмечает исконно присущее русскому человеку правдолюбие и стремление «постоять за Правду до последнева». «Именно эта формула, эта мысль высвечивает смысловое содержание всей поэмы, является её энергетическим узлом», - писал М.М.Дунаев [ 6, 4].

Сюжет поэмы

В основе сюжета поэмы лежит событие, вероятное в 16 веке. Какие-то факты, возможно, подчеркнуты из «Истории Государства российского» Н.М.Карамзина (Х том): упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя. Историки литературы также указывают на фольклорные памятники, которые могли быть источниками «Песни...», прежде всего - песню о Мастрюке Темрюковиче из книги Кирши Данилова (1818г.). Лермонтов во 2-ой половине 1830-х годов, в период установления дружеских связей со славянофилами (в том числе с П.В.Киреевским) и собирателем фольклора С.А.Раевским, был, вероятно, знаком и с вариантами песни о Мастрюке, записанными Киреевским, «оттуда он заимствовал имя своего героя (дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы) .

В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями. Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы. «Именно старинные русские песни он и вспоминал, именно они его и вдохновляли, когда он это произведение создавал... Именно так он его и назвал - песня : «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», - пишет исследователь лермонтовского творчества С.А.Андреев - Кривич .

Но поэма далека от буквального воспроизведения исторического эпизода: осмысляя и творчески интерпретируя исторический материал, автор выходит за хронологические рамки повествования, для него была важна идея «Песни...».

О смысле поэмы писал В.Г.Белинский в своем первом печатном отзыве о творчестве Лермонтова: « ... поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи... и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории» .

Некоторые современники Лермонтова связывали содержание «Песни...» с реальными событиями тех лет, в частности, со скандальной историей увоза гусаром жены московского купца; видели в «Песне...» и отражение семейной трагедии Пушкина: поэма была написана вскоре после роковой дуэли на Черной речке.

Библейский идеал добродетельной жены.

Образ христианской семьи в поэме.

Образ Алены Дмитриевны

«Песня...» и сегодня не оставляет равнодушными своих читателей: ощутимо «биение пульса» этой удивительной поэмы, волнительна встреча с её героями, внутренний мир которых свидетельствует, по выражению Белинского, о «сокровеннейших и глубочайших тайниках» народного духа.

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

Сам Степан Парамонович, « молодой купец», «статный молодец» не только исправно ведет своё дело, у него и в доме образцовый порядок: каждый вечер его встречает «молода жена» и «накрыт дубовый стол белой скатертью».

Немногочисленные, но характерные детали и бытовые подробности «Песни» свидетельствуют о традиционном православном укладе жизни этой семьи, в которой сохраняются благочестивые обычаи предков, царит своеобразная культура древнерусского домостроительства, атмосфера священного домашнего очага. А горящая «свеча перед образом» символизирует христианское мироустроение семьи как малой церкви.

Велика в этом роль жены, хозяйки дома. Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает свой дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву-реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний.

Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего, цена которой, по слову премудрого Соломона, « выше жемчуга» (Притч. 30,10).

Положение жены как любящего и преданного мужу человека назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам (5, 22-23). «Поминовение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми», - пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании послания апостола Павла (7,538). А святой Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Сказавши: повинуйтеся, яко Господу - Апостол... разумеет следующее: ... служите Господу...» (1,538) .

Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, воплотить в своей жизни истины Евангелия, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» (Притч. 12,4). Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме.

О красоте внешней и внутренней.

Библейские наставления жене - христианке

Уникальность образа Алены Дмитриевны - в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы ...

По мнению святых отцов Церкви, внешность человека может одухотворяться внутренним огнем Веры, Надежды, Любви и свидетельствовать о чистоте души, о мирном устроении духа. Алена Дмитриевна, кроткая, целомудренная, благочестивая, действительно, светит людям, « как заря на небе Божием».

Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.

Физически крепкий, «удалой боец», «буйный молодец», Кирибеевич лишен внутренней силы, способной победить зарождающийся в душе грех. Избалованный царской милостью, не привыкший терпеть поражение ни в битвах, ни в кулачных боях, он был побежден блудной страстью. Как разбойник, преследует опричник поздним вечером возвращающуюся из церкви Алену Дмитриевну с целью похитить то, что ему не принадлежит и принадлежать не может. Уповающий в своей жизни на власть, положение, богатство, он не жалеет при встрече с «красной красавицей» ни слов любезных, ни обещаний щедрых:

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать...

Предлагая своей возлюбленной «сокровища земные», Кирибеевич не ведает, что в сердце её сокрыты другие богатства, иные ценности: любовь к Богу и ближнему своему, верность святым обетам, в таинстве Венчания данным, и страх Божий, т.е. боязнь греха, который разрывает связь с Богом и лишает человека Его милости.

Иногда Господь попускает врагу рода человеческого - диаволу - испытать человека, подвергнуть его искушению. «Искушением познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры, ... кому угождаем, себе ли в миру или Богу, чью волю более почитаем, свою или Божию...», - пишет святитель Тихон Задонский .

Все действия Алены Дмитриевны направлены на преодоление этого искушения, она, как истинно верующий человек, боясь оскорбить Бога, в буквальном смысле бежит от греха, подобно святым женам, знакомым нам по житийной литературе, которые предпочитали смерть греху прелюбодеяния. Видимо, заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака была записана в их сердцах «золотыми буквами»: «Вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жития. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучно пребывать до кончины» .

Лермонтов в своей поэме следует святоотеческой традиции, отразившей библейские наставления жене-христианке: «Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы» (Притч.30, 30-31). «Да будет украшением вашим не плетение волос, ни золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценного пред Богом (1- Петра, 3.3-4).

Интересно, что в древнерусской литературе почти не уделялось никакого внимания внешности человека, речь всегда шла о сокровенных, внутренних достоинствах. Так в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая - Еразма не упоминается о красоте той простой девушки, которая исцелила неизлечимо больного князя и стала его женой. Постоянно говорится о её мудрости. Видимо, в Древней Русь её ценили намного выше красоты телесной.

«...Муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...».

Образ Степана Парамоновича Калашникова

Униженная и оскорбленная на виду у «злых соседушек», Алена Дмитриевна была подвергнута гневному обличению супруга и глубоко страдала от его недоверия и подозрений, от «речей» его, «будто острый нож». Для неё, любящей и преданной жены, весь страх состоял в «немилости» мужа, своего «государя», освящавшего её жизнь, как «красно солнышко». Полная, откровенная, исповедальная искренность Алены Дмитриевны свидетельствует, что между ней и супругом нет и не может быть никакой тайны, потому что муж и жена - одно целое, «одна плоть» (Быт.2,24). Обидчик, опозорив жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок. Грех всегда попирает правду: от эгоистических желаний избалованного человека колеблется честь и достоинство семьи.

Выслушав свою «верную жену», просящую о защите и помощи, и полностью ей доверяя, Калашников осознает, что в дом пришла «лиха беда»:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому .

Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа «быть всесторонним попечителем и охранителем жены , защитником, святыни брака от поругания. «...да познаем врагов наших, и научимся противу их подвизаться. Брань то научает воина Подвигу и крепчайшим делает...»,- рассуждает святитель Тихон Задонский .

Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду - матушку .

Калашников следует национальным святоотеческим традициям, «заквашенным» на евангельских истинах: «приняв во всей строгости, что жены по образу поминовения Церкви Христу Господу должны повиноваться мужам во всем, должно принять во всей строгости и обязательную для мужей любовь - в мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и « мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию» .

Это спокойное ощущение силы для битвы с сильным мира сего, эта решимость «постоять за правду до последнева» рождаются у Калашникова из осознания своей правоты перед Богом и народом христианским. В этом дивном образе Лермонтов воплощает лучшие черты национального характера: «Нетрудно увидеть: русский человек ради правды готов пожертвовать самой жизнью, смиренно склоняясь перед Промыслом .

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

В 1841 году Лермонтов писал, что «у России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Такова вера поэта. Таков сам Лермонтов. Он вместе с Россией в ее настоящем и будущем,как и бессмертные герои, созданные его гением.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.

Щелкунова Светлана Александровна , учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)

Литература:

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета

2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.- М., 2003.

4. С.А. Андреев-Кривич. Тарханская пора. - М., 1968.

5. Э.А. Веденятина. Красота. Мешает ли она спасению? - М., 2002

6. В.Г.Белинский. Литературная критика. - М., 2005.

7. М.М.Дунаев. Православие и русская литература М., 1996 ч.II.

8. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения в трех томах.- М., 1996,т.2

9. Лермонтовская энциклопедия. - М.,1981.

10. Семейная жизнь и православное воспитание.- С.-Петербург, 2006.

11. В.Ю.Троицкий. Словесность в школе. - М.,2000.