Гиперкомпенсация — что за реакция в психологии. Механизмы психологической защиты

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ. Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация).

С этими способами психологической защиты мы встречаемся на каждом шагу и используем их сами, успешно или безуспешно - это уже другой вопрос.

Когда я встречаю например, «качка», то немедленно задаю себе вопрос а какие же у него проблемы? Здесь я, естественно, не рассматриваю случаи, когда компенсировать просто нечего,- есть и такие индивиды, но мы не занимаемся сейчас зоопсихологией А вот что же заставляет по видимости здорового молодого человека истязать себя, безжалостно тренировать свое тело, часто превышая пределы допустимого, если он, конечно, не профессиональный cпoртсмен? Желание походить на Сталлоне, соответствовать - внешне - идеалу сверхмужчины, супермена? Чаще всего - это неуверенность в себе, неумение вести себя с девушками, иногда - сексуальная неудача. Возможно также, в детстве его били ребята во дворе, а он не умел дать сдачи…

Иногда такая сверхкомпенсация творит чудеса: вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, преодолевшего свое косноязычие, или многих ныне знаменитых спортсменов, начавших занятия физкультурой, чтобы избавиться от хилости и болезней (таков, например, путь в спорт хоккеиста Валерия Харламова) Но бывает, что побуждение компенсировать свои недостатки, абсолютно здоровое желание доказать себе, что «могу, и не хуже других!» переходит в болезненное стремление всегда и всюду доказывать свою полноценность, становится самоцелью. Человек уже не занижается компенсацией своих недостатков, чтобы жить более полноценно, а живет для того, чтобы демонстрировать всем и всюду себя и свои достижения. Результат бывает очень печален, особенно, например, если большой или маленький начальник пытается компенсировать недостаток ума и компетентности.

Кстати, сексопатологи хорошо знают, что под одной из разновидностей синдрома донжуанизма (надеюсь, не надо пояснять?) скрывается импотенция: страдающий ею мужчина компенсирует свой дефект тем, что завоевывает женщину, доводит ее до «последней черты» и тут же бросает, переходя к следующей жертве. Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной. Кстати, при другом варианте донжуанизма «герой» может страдать психической несостоятельностью: женщина его привлекает только до момента первого обладания, после этого он теряет к ней всякий интерес и, снова одинокий, устремляется на свои бесконечные поиски. От таких «донжуанов», не знающих любви, надо отличать тех, кого мы часто в жизни называем донжуанами, или, проще говоря, бабниками,- здоровых молодых людей, обладающих избытком жизненных сил, горячим темпераментом и физическими данными себе под стать, которые вовсю наслаждаются жизнью. Таков Дон Жуан Байрона.

Просто компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет человека реализовывать себя в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация, и это понятно строить заново всегда легче, чем ремонтировать и перестраивать, в чем мы все наглядно убедились на примере канувшей в лету перестройки. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжий мальчик-увалень, изгой в ребячьей компании, который зато лучше всех учится и впоследствии становится выдающимся ученым, оставляя далеко позади сверстников; некрасивая девушка, заставляющая за умными разговорами почти забыть о своей внешности, и т. п. Благодаря компенсации человек может развить свою личность, интеллект, реализовать себя, несмотря на свою действительную или мнимую ущербность, а может быть, и благодаря ей,

Крамольная мысль? Что ж, тогда давайте перейдем на конкретные личности. Вернемся немного назад, к тому, что уже стало достоянием истории. Трансляция I Съезда народных депутатов СССР - его смотрела тогда вся страна. И все видели, как депутат Илья Заславский, сильно хромая, поднимался на трибуну и своим выступлением вызывал бурю страстей, но уж никак не жалость. Можно не соглашаться с его взглядами, но нельзя отрицать, что этот человек по складу характера, темпераменту, интеллекту - неординарный политик. Как бы сложилась его жизнь, если бы в детстве он мог бегать, играть, носиться со сверстниками? Мы этого не знаем, не будем строить догадки; впрочем, можно вспомнить, что жертвой полиомиелита был и всеми признанный, вписавший свое имя в историю золотыми буквами Франклин Делано Рузвельт.

Внутреннее ощущение ущемленности, заставляющее нас действовать, часто не соответствует степени выраженности реального дефекта, даже если он и существует. Например, все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в том, что огромную роль в его становлении и развитии сыграла его легкая врожденная хромота, которую он воспринимал очень болезненно. Может быть, именно поэтому он стал лучшим боксером-любителем Англии, переплывал Геллеспонт и считался (и был) покорителем женских сердец? И не явилось ли это субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников его поэтического творчества?

И здесь мы подошли еще к одному, может быть, высшему типу психологической защиты - СУБЛИМАЦИИ. Это перевод своих внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Внутренняя неудовлетворенность, преображенная процессом творчества, перестает быть таковой и становится источником, побудительной силой созидания. Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством можно проследить довольно явственную связь: например, известно, что Л.Н. Толстой, описывая дом Ростовых, в образе Сони выразил свое разочарование в жене (и даже дал ей то же имя), а в образе Наташи - свое восхищение сестрой жены, в которую был влюблен. Но чаще этот процесс происходит в скрытой форме.

Даже душевно больныx людей с глубоко нарушенной психикой может спасти причастность к искусству, вовлечение в творческую деятельность, иногда для них это последний шанс. Что же тогда можно сказать о людях здоровых? И не надо говорить, что ты бездарен и ни на что не способен: творчество - явление многоликое, вовсе не обязательно связаннее с наукой или искусством. Например, приготовление вкусного обеда тоже может быть проявлением творческих способностей, особенно в наших недавних обстоятельствах, когда готовить приходилось буквально из ничего. А какое удовольствие можно получить, творчески создавая свою семейную атмосферу!

Часто в нашей повседневной жизни психологическая защити проявляется так, что мы даже не подозреваем об этим. Как только не приходится изощряться нашей психике, чтобы уберечь нас, драгоценны с, от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, человеку свойственно всегда ощущать себя правым, поступающим достойно и красиво. В таких случаях может вступить в действие РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которая позволяет нам объяснить свои мотивы и поступки самым приемлемым образом. Например: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый. Я не люблю этого субъекта, потому что он подлец и сволочь (на самом деле я когда-то этому человеку сделал гадость, и потому я его не люблю, но не могу же я допустить, что сволочь - это я!).

Или вот еще один способ - ВЫТЕСНЕНИЕ Из сознания вытесняется все, чего не хочется знать. Человек может не верить ни своим глазам, ни ушам, а доверяет только своей версии событий, которая его устраивает. Некоторые владеют этим приемом виртуозно. Типичный пример: мать и жена, хозяйка дома, уверена, что домашние ее терроризируют, а она ведет себя как овечка. Если записать на магнитофон, как она кричит на близких, и дать ей прослушать запись, она может не поверить, что это ее голос. Или - от жены внезапно уходит муж, но внезапно только для нее, подруги пытались ее предупредить, поведение мужа изменилось давно, но она не верила ни им, ни своим глазам, да и сейчас уверена, что муж ее любит и вернется к ней, хотя он уже живет с другой. Как видите, такой способ защиты весьма успокоителен, но вовсе не всегда полезен для реальной жизни.

Существуют и другие способы психологической защиты, например: ПРОЕКЦИЯ, когда свои мотивы и действия приписываются другим людям (мелкий воришка убежден, что «все вокруг воруют»; поступать как все - одна из норм традиционной морали); стремление слиться с ПРИРОДОЙ (совсем не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуска на лоне природы, не считаясь с неудобствами).

А что же происходит, когда не срабатывают эти или другие, реже встречающиеся, нормальные механизмы психологической защиты? Тогда, чтобы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, обычно вступают в действие другие механизмы - патологические. Увы, далеко не всегда эти способы защиты, сохраняя ядро нашей личности, помогают нам приспособиться к окружающему миру, чаще наоборот: невроз, депрессия, уход в болезнь - это тоже психологическая защита, только не самая лучшая, но, во всяком случае, она позволяет избежать ответственности.

Бывает, доходит до курьезов: известно, например, как внезапное помрачение сознания однажды спасло весьма легкомысленную даму. Когда, как в анекдоте, внезапно вошел муж и застал ее раздетою вдвоем с любовником, ей привиделось, что она на пляже. Она потребовала, чтобы муж подал ей полотенце: разве он не видит, что ей холодно?.. Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, а больных - за отдыхающих. Через два дня муж пришел ее навестить с цветами, через три - простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все: и содержание своего бреда, и то, что было до этого.

Компенсация (в психологии) Компенсация, в психологии, восстановление нарушенного равновесия═ психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко употребляется применительно к различным психическим процессам и функциям. Особое развитие понятие К. получило в ряде направлений глубинной психологии . В индивидуальной психологии А. Адлера (Австрия) К. приписывается роль основного фактора формирования характера и выработки определенной линии поведения («жизненного стиля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценности═ путём развития противоположных черт характера и особенностей поведения (например, чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной самоуверенности и т.п.). К. Г. Юнг (Швейцария), рассматривая психику как автономную систему, называет К. принцип психической саморегуляции, взаимного уравновешивания сознательных и бессознательных тенденций: так, односторонность сознательной установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознательных устремлений, выражающихся, например, в снах, резко контрастирующих с сознательными представлениями.

═ Д. Н. Ляликов.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Компенсация (в психологии)" в других словарях:

    - (от лат. compensatio возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко… … Философская энциклопедия

    компенсация - Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к… … Психологический словарь

    Энциклопедия социологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Компенсация. Компенсация защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее,… … Википедия

    I Компенсация (от лат. compensatio возмещение) 1) в гражданском праве один из способов прекращения обязательств (путём зачёта встречных требований (См. Зачёт встречных требований)); 2) в советском трудовом праве выплаты рабочим и служащим … Большая советская энциклопедия

    КОМПЕНСАЦИЯ - (от лат. compensare уравновешивать) 1) возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение; 2) психол. понятие индивидуальной психологии, согласно которому благодаря представлениям или действиям, приводящим индивида к… … Профессиональное образование. Словарь

    КОМПЕНСАЦИЯ - (от лат. compensa tio возмещение) англ. compensation; нем. Kompensation. 1. В социологии уравновешивание неудач и неуспехов в к. л. области (или роли) достижениями и продвижением в другой. 2. В психологии восстановление нарушенного равновесия. 3 … Толковый словарь по социологии

    Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… … Википедия

    Эта страница информационный список. См. также основную статью: Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский (1896 1934) советский психолог, основатель культ … Википедия

Любая живая система должна обладать определенным за­пасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изме­нений во внешней и внутренней среде. Для этого необходи­мы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание оп­ределенного уровня «надежности» системы в целом и отдель­ных ее компонентов составляет суть сложных и многообраз­ных процессов компенсации. Наличие парных органов у мно­гих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к ре­генерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.

Под компенсацией понимается процесс возмещения недораз­витых или нарушенных функций путем использования сохран­ных или перестройки частично нарушенных.

Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не од­ного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П.К. Анохи­на, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др.

Прежде всего, были существенно трансформированы такие понятия, как «орган» и «функция». В естественно-научной тра­диции XIX века под органом понималась определенная, мате­риальная часть живого организма, выполняющая свою соб­ственную функцию. Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телесных функций, но она явно не соответствовала сложной организа­ции психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было расширено и преобразовано в по­нятие «функциональный орган». А.А. Ухтомский писал по это­му поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение»(цит. по: Братусъ Б.С. Аномалии личности. М., 1990, с. 69).

Также видоизменилось и представление о психических функциях, которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные, далее неразложимые «способности». На смену ему пришла идея «психологических систем», обла­дающих сложным строением, включающих множество компонентов: мотив, намерение, замысел, программы дея­тельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученного результа­та с исходным его образом. При таком понимании психиче­ские функции следует сопоставлять не с морфологическим субъектом, а с нейрофизиологическими процессами, осуще­ствляемыми теми или иными мозговыми структурами. Следовательно, в основе психической деятельности лежат «функциональные органы» или «функциональные системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, вклю­чающие набор афферентных и эфферентных звеньев. Различ­ные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональными системами.

Функциональные системы обладают высокой пластично­стью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных фун­кций - внутрисистемную и межсистемную .

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).

Первая фаза - обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

Вторая фаза - оценка параметров нарушения, его локали­зации и глубины (выраженности).

Третья фаза - формирование программы последователь­ности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Включение этой программы с необходимостью требует от­слеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержа­ние четвертой фазы .

И, наконец, пятая , завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Временная длительность указанных этапов может быть раз­личной, что зависит от характера нарушения, его выраженно­сти и от индивидуальных особенностей организма. Останов­ка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм дея­тельности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обыч­но выделяется четыре подобных уровня.

Первый - биологический , или телесный уровень: компен­саторные процессы протекают преимущественно автоматиче­ски и бессознательно.

Второй - психологический уровень существенно расширя­ет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Не случайно одно и то же нарушение у животных и челове­ка может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жиз­нью. Человек же при всех трудностях, возникающих в усло­виях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедея­тельность.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, поста­новке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, вы­полняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же наруше­нии у разных людей мы можем наблюдать выраженные от­личия в их социальной адаптации в зависимости от личнос­тных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с ра­ботой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р.М. Грановской, - «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих пережи­ваний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта »(Никольская И.М., Гра­новская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000, с. 19). Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублима­ция, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи пло­хо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особеннос­тей человека. Кроме того, механизмы защиты способны со­действовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внеш­ней ситуации.

Копинг-стратегии представляют собой сознательные уси­лия личности, предпринимаемые для совладания со стрессо­выми ситуациями, порождающими тревогу. В реальном по­вседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защит­ные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа - разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание - уход от необхо­димости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами про­блемной ситуации. Но он также во многом зависит от лично­стных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных ус­тановок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.

Психологический уровень протекания компенсаторных процессов, являясь центральным для человека, тем не менее не может сам по себе обеспечить реализацию всей компенса­торной программы. Для этого требуется более сложная форма его организации, реализуемая на социально-психологическом уровне. Здесь, как несложно заметить, мы выходим за грани­цы телесного бытия индивида, но остаемся в рамках его лич­ности как социального способа существования. На данном уровне помимо интрапсихических начинают отчетливо дей­ствовать интерпсихические, экстрацеребральные механизмы.

По сути дела, выход за пределы физического бытия чело­века уже имел место на предыдущей психологической ступе­ни. Ибо личность, прежде всего, продукт социальной среды, Но здесь характер компенсаторного процесса представлен, если угодно, в своей открытой форме. Эффективность ком­пенсации во многом определяется характером межличност­ных отношений инвалида с ближайшим окружением.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, пони­мание, терпимость и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих по­зитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социаль­ного благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей соб­ственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищен­ности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собствен­ные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходя­щих событий, ненапрасности потраченных усилий.

Ощущение благополучия многими исследователями связы­вается с тремя основными жизненными «опорами», к числу которых относятся семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и неза­висимости. Конечно, связи человека с миром неизмеримо богаче, но указанные три принципиально важны в процессе компенсации тех или иных нарушений. Способность челове­ка совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во мно­гом зависит от прочности указанных «опор». Нетрудно заме­тить, что серьезные заболевания и травмы, приводящие к ин­валидности, так или иначе испытывают на прочность именно эти несущие конструкции жизненного пространства челове­ка. Не случайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семей­ному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонения­ми от нормального хода развития.

Безусловно, возможны ситуации, при которых субъект спо­собен переживать ощущение благополучия даже в условиях серьезных нарушений в структуре межличностных отноше­ний, в том числе и семейных, а также в отсутствии необходи­мой профессиональной деятельности. Но подобное, скорее всего, может говорить о патологии личности при деформации ее смысловой сферы и системы ценностных ориентаций.

Рис. 12.1. Структура факторов социально-психологического благополучия человека

Выделенное нами понятие социально-психологического благополучия и определяющие его факторы во многом по сво­ему содержанию совпадают с весьма популярным сегодня тер­мином «качество жизни », под которым понимается характе­ристика степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей(Г.С. Никифоров).Качество жизни является общей характеристикой разных жизненных сторон. К их чис­лу относят удовлетворенность учебой, работой, семейными отношениями, социальным окружением, политической и эко­номической ситуациями в стране. Особую сторону качества жизни составляют такие характеристики субъекта, как состо­яния личности, позволяющие ей относительно безболезнен­но преодолевать разнообразные противодействия внешнего мира, адекватно решать поставленные задачи, способность быть всем, чем в состоянии стать (самореализация), возмож­ность находиться в физическом и психическом равновесии с природой, социальной средой и с самим собой(Г.С. Ники­форов).

Выделенные нами уровни компенсации не имеют четких границ. Но среди них все же можно обозначить высший - социальный . Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде все­го, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства. Сюда включается, среди прочего, создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в раз­витии - детские сады, школы, реабилитационные и абилитационные центры, учебно-производственные предприятия, лечебные мастерские и т.д. Кроме того, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования. Наконец, это специальное за­конодательство, представляющее определенные гарантии об­щества в отношении разных групп инвалидов.

К социальному уровню следует отнести и характер отно­шения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область не подается прямому законодательному управле­нию. Нельзя издать такой указ, по которому все члены обще­ства будут обязаны любить инвалидов. Эта область тесно свя­занна с религиозными, национальными и историческими тра­дициями того или иного общества. Кроме того, степень терпимости общества к инвалидам во многом обусловлена си­стемой образования и его содержанием. На обыденное созна­ние оказывают сильное влияние средства массовой информа­ции (газеты, радио, телевидение). В период, когда в нашей стране тема инвалидности, в том числе и детской, не могла быть предметом обсуждения (вплоть до 1991 г.), в проводимых социально-психологических исследованиях, посвященных изучению отношения населения к различным группам инва­лидов, неизменно фиксировалась откровенная насторожен­ность и отчужденность. Выраженность этих характеристик на­ходилась почти в прямой зависимости от уровня образования.

Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности соци­ального уровня компенсации.

Сказанное не должно создавать впечатление, что компен­саторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации - это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсатор­ные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновре­менно с процессом восстановления (компенсации), ибо раз­дельно они не могут существовать. По образному выражению А.Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».

С понятием компенсации тесно связан другой термин - декомпенсация , под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воз­действий . По степени легкости возникновения и устойчивос­ти декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эф­фекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие - псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно ис­пользовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не по­зволяющие человеку найти продуктивный выход из сложив­шийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное оп­ределение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессио­нальный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, ука­зывая на то, что механизм ее реализации связан с естествен­ным для человека чувством малоценности , с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству - с другой. Стрем­ление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким об­разом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.

Чувство малоценности особенно остро переживается в дет­стве, что и составляет основной двигатель психического раз­вития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несосто­ятельности детьми с тяжелыми физическими или психичес­кими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс не­полноценности », наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпен­сации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи ги­перкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым небла­гоприятным условиям своего существования, развиваться воп­реки им.

Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психоло­гии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индиви­дуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую по­ловину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называ­ли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драма­тизм положения состоял в том, что положение гиперкомпен­сации было понято совершенно превратно. Адлеровская психология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нару­шение автоматически приводит к эффекту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых ти­пов специальных школ, например для слепых, ибо считалось, что незрячие детидолжны обгонять в развитии речи и мыш­ления зрячих сверстников.

В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л.С. Выготский в 1927 году опуб­ликовал статью «Дефект и сверхкомпенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера, Л.С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует ос­новные положения гиперкомпенсации, предостерегая чита­теля от упрощенного понимания.

Но эпоха повального увлечения психоанализом так же бы­стро кончилась, как началась. Уже в начале 30-х годов разво­рачивается кампания по дискредитации психоанализа; пси­хоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т.д.

С этого момента отношение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В основе критики его идей лежало все то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всерьез ут­верждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигает чего-то, то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссаль­ных волевых усилий и способностей. В этом состоит основ­ной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманиза­ции общественных отношений, упрощенного понимания при­роды человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.

Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упор­ством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не ока­зывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л.С. Выготский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинений, изданном в 1983 году, назва­ние вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на «Дефект и компенсация», дабы дистанцировать Л.С. Выготского от «вредного» влияния А. Адлера. Правда, в 1982 г. впервые за многие десятилетия появился очерк Б.В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.

Столь длинный комментарий по поводу термина «сверх­компенсация» был, с нашей точки зрения, необходимым, во-первых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный от­тенок. Во-вторых, оно является частью одной из весьма ори­гинальных концепций человека, примером гуманистическо­го понимания его природы. Индивидуальная психология А. Адлера существенно обогатила практику обучения и вос­питания детей с физическими и психическими нарушения­ми. В частности, на ее основе разрабатывались методы эмо­ционального воспитания и система психологической помо­щи родителям.

Уровневое строение компенсаторных процессов соответ­ствует представлениям об уровневой организации человека в целом. При этом следует учитывать, что человек - существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биоло­гические и социальные детерминанты при ведущей роли пос­ледних. Именно поэтому в компенсаторных процессах задей­ствованы эти две группы факторов. На приведенной схеме (рис. 12.2) мы попытались условно представить соотноше­ние биологической и социальной составляющей процесса ком­пенсации; диагональная черта воспроизводит это соотноше­ние. На схеме показано, что на каждом уровне различно. Чем выше ступень, тем больший удельный вес принадлежит соци­альному фактору, и наоборот. Но даже на высшем социаль­ном уровне есть определенная представленность биологиче­ского фактора, связанного с возрастом человека, общим состоянием здоровья, глубинной основного нарушения, природ­ными особенностями его темперамента и т.д.

Рис. 12.2. Уровни организации компенсаторных процессов

Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действи­тельно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособле­ния, что роднит их между собой. Именно поэтому некоторые авторы считают, что компенсация представляет разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точ­ка зрения. Наиболее четкую последовательную позицию за­нимают в данном вопросе А.И. Воложин и Ю.К. Субботин. Они рассматривают адаптацию и компенсацию как сложную биполярную функцию, где единство сочетается с разнонаправленностью и где смысл одной функции раскрывается че­рез существование другой. Адаптация и компенсация не изо­лированы, они уравновешивают друг друга. Примерами дру­гих биполярных функций могут служить: напряжение - расслабление, сгибание - разгибание, вдыхание - выдыха­ние, возбуждение - торможение, питание - выделение и т.п.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие меж­ду индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в са­мом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего ис­ходного состояния. Следовательно, адаптация - составная часть приспособительных реакций системы на изменение сре­ды существования, выражающихся в том, что система, реаги­руя на изменения существенных для нее параметров и дефек­тов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации мо­жет включать как морфологические, так и поведенческие ре­акции в зависимости от уровня организации системы(Воложин А. И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - уни­версальный биологический механизм приспособления. М., 1987, с. 33-34).

Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произо­шедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восста­новление баланса возможно при условии частичного или пол­ного возвращения индивида к исходному состоянию.

Таким образом, адаптационные и компенсаторные процес­сы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенно­го равновесия в зависимости от причины этих нарушений - средовых или внутрисемейных. Изложенные положения мож­но обобщенно, хотя и весьма схематично представить в гра­фической форме. На рисунке 12.3. воспроизведены направ­ления действия адаптационных и компенсаторных процессов.

В верхнем ряду представлено направление действия адап­тационного процесса с выделением трех фаз. Первая фаза - состояние динамического равновесия индивида со средой, обозначенная на схеме идентичными по форме геометриче­скими фигурами (большой квадрат - окружающая среда; ма­лый квадрат - индивид). Вторая фаза - нарушенное равно­весие, вследствие изменений средового порядка. На схеме это положение отражено путем преобразования большого квад­рата в круг. Третья фаза - восстановление утраченного равно­весия - преобразование малого квадрата в круг. Таким образом видно, что основное направление адаптационного про­цесса на пути достижения баланса лежит в уходе от своего из­начального состояния. На той же схеме изображено обратное направление действия компенсаторных механизмов.

Рис. 12.3. Направление действия адаптационных и компенсаторных процессов

Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и ком­пенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становле­ние адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие - это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления раз­витие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные ме­ханизмы, а позже компенсаторные. Динамика возрастного соотношения адаптационных и компенсаторных процессов представлена на рисунке 12.4.

Рис. 12.4. Возрастная динамика развития адаптационных и компенсаторных процессов

В современной специальной психологии термин «компен­сация» не является широко употребимым. Куда чаще исполь­зуется понятие «реабилитация ». Компенсация - это внутрен­ний процесс; реабилитация - внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание оте­чественных специалистов в конце 60-х годов.

Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональ­ных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате тру­доспособности, на эффективное и раннее возвращение боль­ных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к обществен­но полезному труду. Реабилитация представляет сложный про­цесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Ка­банов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).

Ключевым в этом определении является то, что реабили­тация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от терми­на «компенсация».

Отдельно взятое воздействие не может рассматриваться как реабилитационное.

Этот процесс направлен не на само нарушение, а на лич­ность человека с тем или иным нарушением, на восстановле­ние полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации – не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалид­ности состоит в конфликте полноценных человеческих по­требностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности постра­давшего.

Следует также заметить, что реабилитационные меропри­ятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами - семья, про­фессия и социальное окружение. Это прямо указано в приве­денном определении. Существуют специальные виды реаби­литации: семейная, социально-психологическая и професси­ональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают про­блемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контак­тов с окружающими людьми.

Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилита­ционные мероприятия опираются на компенсаторные внут­ренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к био­логическому уровню организации компенсаторных механиз­мов. Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т.д.

Психологическая реабилитация в свою очередь направле­на на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разно­образных психотерапевтических и психокоррекционных ме­роприятий. Их целью является максимальное по возможнос­ти смягчение кризисных переживаний личности, формиро­вание адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, фор­мирование трудовых установок личности инвалида.

Когда мы говорим о социально-психическом и социальном уровне компенсаторных механизмов, то должны указать, что к ним обращены такие формы реабилитации, как семейная, педагогическая (переобучение), трудовая (приобщение к до­ступным видам трудовой деятельности), досуговая, креатив­ная и социальная в широком смысле слова. Последняя подра­зумевает весьма обширный спектр социальных, социально-экономических и государственных мероприятий, представлен­ных не в виде отдельных акций, а как долгосрочная, целенап­равленная политика в отношении разных групп инвалидов с предоставлением определенных льгот и обязательств со сто­роны государства.

И наконец, к сфере социальной реабилитации следует до­бавить формирование сообществ различных групп инвалидов, задачей которых является взаимная помощь, создание усло­вий для социальной адаптации и отстаивание интересов са­мих инвалидов на региональном и государственном уровне.

К вышесказанному следует добавить следующее: как нет четких границ между уровнями протекания компенсаторных процессов, так не существует и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий, что подчеркивает их единство и комплексность.

В литературе указывается, что успешность реализации ре­абилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов. К их числу относятся следующие:

1) единство биологических и психосоциальных воздействий;

2) разноплановость усилий для организации реабилитаци­онных мероприятий (психологическая, семейная, про­фессиональная реабилитация);

3) апелляция к личности инвалида с использованием парт­нерских отношений сотрудничества в процессе реаби­литации;

4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.

Перечисленные принципы сформулированы одним из ав­торитетных специалистов по вопросам реабилитации М.М. Кабановым. Им же разработаны и этапы реабилитаци­онного процесса. Первый этап - восстановительное лечение. Второй этап - реадаптация - заключается в развитии воз­можностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направ­ленным на стимуляцию социальной активности личности по­страдавшего. Третий этап - собственно реабилитационный, задача которого состоит в восстановлении прежних отноше­ний инвалида с окружающей действительностью.

Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы дол­жны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они могут быть различны­ми, в зависимости от того, каким образом нарушенная функ­ция была связана с прежней профессией и какое место про­фессия занимала в иерархии ценностей личности.

Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии, - абилитация , означающий в дословном переводе - пре­доставление прав. При реабилитации речь идет о восстанов­лении, возмещении потерянных свойств, условий, того каче­ства жизни, которое было утрачено индивидом.

Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным поро­ком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, стро­ится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального разви­тия и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешатель­ства в процесс развития ребенка с целью достижения его макси­мальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений .

Последняя категория, которую мы рассмотрим, - коррек­ция , под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций . В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и ком­пенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулиро­вать несколько положений.

Прежде всего, коррекция - это всегда определенное воз­действие на человека с целью исправления чего-либо, это вне­шний процесс по отношению к индивиду, в отличие от ком­пенсации. Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсиби­лизации - закономерной способности функций к повыше­нию своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, на­пример, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная фун­кция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в за­висимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результатив­ности, свидетельствуют о необходимости включения компен­саторных механизмов. Так, например, снижение остроты зре­ния до таких показателей, при которых никакое приближе­ние предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранны­ми лишь элементарные ощущения, можно назвать выражен­ной неспособностью к целесообразной результативности зри­тельной функции. В подобной ситуации говорить об эффек­тивной коррекции не имеет смысла.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолют­ный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенса­ция могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначи­тельном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения фун­кций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение раз­вития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные за­траты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой компенсаторные процессы?

2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.

4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

6. Что представляет собой реабилитационный процесс?

7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенса­ция и реабилитация?

8. Что представляет собой процесс абилитации?

Литература

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996.

2. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных фун­кций и их физиологическое обоснование. М., 1963.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

5. Боложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема де­фектологии. М., 1996.

7. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

8. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

9. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

10. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

11. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.

12. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1974.

13. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.

15. Манова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при на­рушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

16. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.

17. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - па­топсихология. М., 1996.

18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М., 2000.

19. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

20. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985.

21. Ярмоленко Н.Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.

Неврозы и их компенсация.

Компенсация иногда имеет очень полезные последствия. Например, ребенок длительное время испытывал унижение. Желая отомстить и достигнуть превосходства, он, когда вырастет, может стать крупным инженером, известным врачом, хорошим адвокатом и т.д. Но на самом деле он остается таким же несчастным, потому что компенсация не может помочь избавиться от комплекса неполноценности.

Как уже говорилось, властолюбие компенсирует неполноценность. Эти люди очень любят давать советы, поучать. Они чувствуют необходимость командовать, все равно кем. Если это не получается, они могут помогать, но когда их помощью пренебрегают, они становятся агрессивными.

Все эти действия не являются нормальными. Они не допускают мысли, что хоть в чем-то - „как все”. Если же им покажется, что их недооценивают, они сделают все, чтобы удивить, вызвать восхищение своими знаниями, или своим интеллектом, или высотой помыслов, или услужливостью.

Один пациент рассказал мне о социологическом исследовании, которое он провел, и заметил: „Теперь я знаю очень много, но эта работа иссушила меня”. Для нормального человека такое замечание естественно. Но что происходит с больным? Он хорошо изучил непростой вопрос - отсюда чувство превосходства. Он признает, что здоровье его ухудшилось, так как знает, что истощение часто вызывает восхищение; в некотором смысле он - жертва науки.

Другой случай. Молодой человек вследствие комплекса неполноценности хотел сразу сочинять музыку, как Бетховен, играть на сцене, как Мольер, писать романы, как Бальзак. Он имел амбиции несоразмерные с его силами и способностями, но не из-за уверенности в своих силах, а из-за глубокого чувства бессилия.

Обычно такие люди отступают перед необходимостью борьбы. Их реакции всегда очень непростые - смесь неполноценности и превосходства. Возьмем, например, случай, когда человек ощущает настоятельную необходимость быть абсолютно независимым, но в то же время хочет быть зависимым, защищенным, укрытым и т.д. Здесь - смесь противоречивых реакций. Для того чтобы проанализировать эти реакции - жесты, мимику, слова, - их нужно „схватить на лету” и объяснить, что не всегда бывает легко.

Деньги, положение в обществе, одежда, автомобили и т.д. рождают чувство скрытого превосходства. Миллионы водителей совершенно не переносят, когда их обгоняют. Это чистейшая нервная реакция? Допустить, чтобы тебя обогнали, это все равно что допустить, чтобы тебя унизили. Они отождествляют себя с автомобилем, они не думают: „обогнали мой автомобиль”, они считают, что обогнали их самих. Водитель становится агрессивен, у него появляется болезненная потребность соревнования. Невроз агрессивности у водителей хорошо известен - это глухая злоба, острые замечания, насмешки, яростные обгоны и т.д.

Нервный водитель, если его автомобиль едет не слишком быстро, говорит, что спидометр дает ошибочные показания. Когда его обгоняют, он говорит, что ему „захотелось передохнуть”. Здесь речь идет о реакциях, которые дают ему внутреннюю безопасность. Он пытается чувствовать себя свободно, спокойно, трезво. Его слова, конечно, не соответствуют ни в коей мере его внутреннему состоянию. На самом деле он просто кипит от ярости и враждебности. Если бы можно было избавить от комплекса неполноценности водителей, то число аварий сократилось бы вдвое.

Комплекс неполноценности появляется в детстве. Ребенок часто ощущает свое бессилие - он маленький и слабый, он многого не знает. Главное для ребенка - быть в безопасности, он должен чувствовать, что его поддерживают и ему помогают, а не командуют и не обращаются с ним как с вещью. Мало-помалу формируется его индивидуальность. Задача воспитания - дать человеку уверенность в себе.

Если комплекс неполноценности останется, то останется зерно невроза. Оно будет зреть, как ядовитый гриб, глуша индивидуальность ребенка. Все, что разрушает индивидуальность и волю ребенка, является результатом неврозов.

К большому несчастью, многие воспитатели своими действиями только усиливают комплекс неполноценности у ребенка. Представьте, сколько властных субъектов с нездоровой психикой воспитывают детей! Это дает возможность понять, откуда берутся неврозы у взрослых: бесконечная цепь воспитателей и воспитуемых, которые через некоторое время в свою очередь тоже станут больными. Властолюбивый субъект может усилить комплекс неполноценности даже у самых здоровых в мире детей.

Надо видеть вещи такими, какие они есть. Родитель с комплексом неполноценности стремится к тому, чтобы ребенок никогда не стал взрослым. Ему необходимо, чтобы ребенок не имел своей жизни, ему нужна слабость ребенка для того, чтобы усилить чувство превосходства, которое даст ему ощущение силы.

Все психологи знают причину неврозов: слишком многие воспитатели командуют детьми. Самый распространенный и опасный случай: властная, с нездоровой психикой мать воспитывает сына. Такой матери необходимо властвовать, и она будет стремиться помешать сыну стать личностью и мужчиной. Она нуждается в слабом сыне, чтобы показать свою власть. Часто властолюбие прячется, она старается казаться хорошей матерью. В этом случае должен вмешаться психолог, потому что сын сделать ничего не может, а комплексы приносят много зла.

Приведем еще один пример. Возьмем случай с отцом, боящимся женщин. Он „презирает” и „ненавидит” женщин. Если он будет воспитывать дочь, он перенесет на нее „ненависть” к женщинам. Он будет обманывать, унижать и оскорблять дочь. Но так как этот отец еще и „презирает” женщин, то он бессознательно сделает все возможное, чтобы помешать ей стать настоящей женщиной! Для этого он постарается сделать ее похожей на мальчика при помощи стрижки, брюк, сапог. Он будет заставлять дочь развивать физическую силу, заниматься мужскими видами спорта. Он утверждает, что делает это для дочери, чтобы она не зависела от мужчин. Для этого она должна обладать хорошей мускулатурой и крепкими нервами, уметь выполнять мужскую работу - тогда она не станет „добычей мужчин”. Этот человек считается хорошим отцом и воспитателем. А на самом деле, как мы уже знаем, несчастный мужчина воспитывает несчастную женщину.

Компенсация боязливости. Каково поведение человека, который осознает свою боязливость? На определенные обстоятельства такой человек реагирует неадекватно, он знает об этом и страдает. Он живет без маски. Но существует множество других проявлений боязливости - целый карнавал боязливых под разными масками.

Если человек живет в постоянной тревоге и страдает от этого, то, естественно, он будет стараться обрести безопасность и покой.

Но где он может найти безопасность и покой? В себе? На такой зыбкой почве, в таком хаосе? Это невозможно - нельзя найти безопасность в опасности. Очевидно, он попытается найти покой где-то на стороне. Это значит, что кто-то должен преподнести ему такой подарок - взять на себя его заботы и терпеливо восстанавливать его уверенность в себе. На это рассчитывать трудно. Поэтому человек, испытывающий постоянную тревогу, вынужден пойти на крайнее средство, чтобы сохранить хотя бы иллюзию покоя и безопасности. В этом случае мы будем иметь дело с замаскированным проявлением боязливости, при котором маска служит человеку защитой, как только он попадает в тревожные обстоятельства. Этот внешний фасад обеспечивает весьма относительную безопасность, не соответствующую его действительному Я. В результате происходит раздвоение личности. Он может притворяться развязным, суровым, безразличным, насмешливым и т.д. Он будет высмеивать других, иронизировать над ними, глумиться. Все это лишь компенсация, интенсивность которой зависит от интенсивности боязни. Компенсация похожа на столбик ртути в термометре. Если ртуть (внешнее поведение) поднялась до +10°, то возврат к 0°, который является точкой силы и уравновешенности, может дать только лечение.

Иногда боязливый человек внешне очень добродушен, правда, это его состояние может быстро и необъяснимо сменяться другим. Это - боязливый невидимка. Его крепость опутана колючей проволокой и защищена мощным строем готовых к бою орудий - так он обеспечивает себе безопасность. Его поведение совершенно не соответствует его эмоциональным реакциям. Вместо того чтобы отступать и обращаться в бегство (что было бы для него естественно), он держит себя надменно, кажется очень уверенным в себе, никогда не колеблющимся. В глубине души такой человек боится своей неполноценности, и перед начальством у него появляется тревога и растерянность. Он и сам часто обманывается, думая: „Я в крепости!” Слабая крепость, ложное укрепление!

Стремление к совершенству (перфекционизм).

В данном случае человек находится во власти навязчивой мысли о совершенствовании. Но в чем он хочет совершенствоваться? Сначала попробуем установить, является ли совершенствование внутренней потребностью боязливого.

Нет, и вот почему. Ощущая свою неполноценность, он знает, что достигнуть совершенства не сможет. В таком случае к чему же он стремится? К кажущемуся совершенству. Значит, в данном случае происходит не самосовершенствование, а его внешнее подобие.

Человек, страдающий от чувства неполноценности, идет на любые издержки, на еще большие страдания ради создания внешнего впечатления. Он постоянно озабочен этим. Но от чего зависит сохранение видимости совершенства? Конечно же от оценки окружающих. И он без отдыха и передышки делает все зависящее от него, чтобы окружающие считали его верхом совершенства. Речь идет о том, чтобы все время поддерживать видимость. Это тяжелая работа, так как он постоянно должен учитывать мнение окружающих.

Но не следует забывать, что оттого, что о нем говорят окружающие, зависит его внутренняя безопасность.

Все должны считать его совершенством, отдавать должное его знаниям, объективности, приветливости, справедливости, честности... Если кто-нибудь усомнится хоть в одном из этих качеств, это сразу вызовет у него напряженность и тревогу: другие могут заметить, что на самом деле он не тот, кем хочет казаться. Этот человек претендует на самое высокое положение в обществе, на службе. Это агрессивная компенсация. Компенсируя свою боязнь, он бросает дерзкий вызов, оставаясь внешне любезным и спокойным.

Иногда компенсация в виде „стремления к совершенствованию” проявляется в более легкой форме.

Человек, не сведущий в какой-то области, разговаривает со специалистом. Он одобрительно качает головой, улыбается при каждом произнесенном специалистом термине, приговаривая: „Да, да, понятно... конечно... этот автор - мой хороший знакомый”. На самом деле он не имеет ни малейшего понятия о терминах, приводимых специалистом, и не знаком ни с одним из авторов, о которых идет речь. Обычно здоровый человек в этой ситуации ограничивается общими вопросами или остается равнодушным к незнакомой теме. Но в целях компенсации человеку надо обязательно показать свой ум и компетентность, поэтому он будет задавать вопросы и произносить фразы, не имеющие никакого отношения к делу.

Рассмотрим другой пример. Машинистка, компенсируя свою боязливость, старается выполнять свою работу как можно лучше и показать свою интеллигентность. Заметив ее усердие, начальник предлагает ей повышение, от которого она отказывается под каким-то предлогом. Истинная причина ее отказа - боязнь, что ее могут посчитать некомпетентной в этой новой должности, то есть боязнь оказаться несовершенной в глазах окружающих.

Теперь - более тяжелый случай. Человек беден, но при случае платит за других. Он отказывается от возмещения расходов, говоря с легкостью: „Да бросьте, это мне ничего не стоит” (подразумевается: „Я слишком совершенен для этого”). Доставая билеты в театр, он делает это не столько для своего удовольствия, сколько для того, чтобы пустить пыль в глаза знакомым: „Пусть они думают, что у меня есть связи, я приобрету у них дополнительный авторитет”. Ради этого он может многое предпринять. Например, затратит много усилий, устраивая кого-либо на работу, чтобы потом небрежно бросить в разговоре: „Для меня это сущие пустяки”. На самом деле все его усилия направлены на то, чтобы компенсировать свою неполноценность. И поскольку он просит на самом деле для себя, то ложность ситуации в конце концов приводит его к провалу. Но мог ли он поступать по-другому, если пытался приспособиться к действительности с помощью этой роли?

Итак, в рассмотренных случаях стремление к совершенству является компенсацией неполноценности личности, а также вызовом, который она бросает окружающим (внутренняя агрессивность). Выстраивается следующая последовательность: боязнь, проявляющаяся в общении ведет к вызову, бросаемому окружающим, который ведет к разрыву с людьми, что ведет к „стремлению совершенствоваться”, что ведет к потребности в людях.

В таком человеке кроется противоречие: с одной стороны, он отталкивает всех окружающих, а с другой - нуждается в своем окружении, чтобы было кому подтвердить его совершенство.

Бросая вызов, он чувствует себя независимым. Однако он не может быть независимым, потому что зависит от мнения окружающих. Он презирает толпу и провозглашает независимость своей индивидуальности Но если эта толпа устраивает ему овацию, признает его превосходство и совершенство, то он ее не отталкивает. Однако он всегда в тревоге, потому что все время мечется между тем, каков он на самом деле, и тем, каким бы хотел казаться.

Даже оставаясь в одиночестве, он ощущает зависимость от других - мысленно „пережевывает” публичное мнение о себе и готовится к обороне.

Боязнь лишает его естественности, потому что, опасаясь разоблачения, он скрывает свою индивидуальность. Он может быть естественным только в таких проявлениях, которые не противоречат создаваемому им образу. Он нелюдим, но не потому, что философски настроен, он далек от этого. Его одиночество - от страха и оттого, что его страх могут обнаружить. Это внутренне совершенно иссушенный человек, и только помощь психолога может вернуть его в нормальное состояние.

Агрессивность. На двери табличка с надписью: „Внимание! Стреляют без предупреждения!” Если вы все-таки решитесь войти, будьте готовы к атакующей брани, насмешкам, оплеухам. Вы попали в логово человека, живущего в постоянном страхе и скрывающего боязливость под маской агрессивности. В спокойной обстановке у него нахмуренные брови, сжатые челюсти и кулаки, нервы напряжены, но он кажется чрезвычайно уверенным в себе. Всем своим поведением он демонстрирует, что никого и ничего не боится.

В общении это разнузданный, кричащий, жестикулирующий собеседник, нападающий, даже если для этого нет ни малейшего повода, насмешливый, глумящийся, отвечающий прежде, чем с ним заговорят.

Обычное его состояние - напряженный, надутый, раздраженный.

Однако, оказавшись в новой ситуации, он может некоторое время вести себя нормально, чтобы осмотреться и как следует адаптироваться. Нокак только он заметит интерес к себе, снова начинается пальба из всех пушек. Он стремительно несется через все обстоятельства, пытаясь их побороть. Какова его тактика, скрытая от чужих глаз? Он тщательно готовит свои фразы, он их обсасывает, прежде чем палить ими во все стороны. Он крадется к жертве мягким шагом, приближается на цыпочках. Маленькая остановка - и он мечет громы и молнии.

Его жена страдает, его дети дрожат, его друзья разбегаются. Он всех их боится, иногда ненавидит, иногда завидует их так называемой силе. Он завидует тому, что они никого и ничего не боятся. Сам он боится даже своих резких фраз.

Кажется ли вам, что он неполноценен? Только попробуйте заподозрить это, он даст вам урок надменности.

Но вот все стволы пушек убраны. В общении с начальством он очень мягок, потому что страх руководит им.

Сидя за столом с приятелем, в дружеской обстановке, немного выпив, этот агрессивный человек может сделать такое признание: „Я был мягким и скромным. Но однажды сказал себе „довольно” и начал действовать”. И он с удовольствием смотрит на свои руки, непроизвольно сжимающиеся в кулаки. Действительно, с того самого дня он бил всех, кто для него представлял опасность. Но для него все представляли опасность, потому что он очень боялся.

Итак, его атакующая позиция фальшива, она, независимо от его истинных стремлений, всего лишь выполняет защитную функцию. Но, пытаясь преодолеть с помощью агрессивности свои страхи, он доводит нервную систему до истощения. Что такое агрессивность?

Из биологии мы знаем, что агрессивность свойственна всем живым существам на земле. Агрессивность связана с инстинктом, она необходима для удовлетворения жизненных потребностей животных и человека. В этом смысле агрессивность - нормальное явление.

По Фрейду, существуют два основных инстинкта: инстинкт жизни, выражающийся в половом влечении, и инстинкт смерти - агрессивный импульс, имеющий разрушительную тенденцию. И все жизненные проявления обусловлены комбинацией или противодействием этих двух инстинктов. Агрессивность у детей.

Инстинкт самосохранения приводит в действие агрессивные инстинкты ребенка. Какова в этом роль семьи? В семье формируются все качества ребенка, в том числе и агрессивность, поскольку агрессивность детей проявляется в ответ на агрессивность взрослых.

Если ребенок нормален и если он растет среди нормальных и понимающих его взрослых, то его агрессивность не переходит обычных границ.

Но возможны две ситуации, в которых проявления агрессивности отступают от нормы.

1. Взрослые слишком требовательны к ребенку, властны, подавляют его.

2. Взрослые нетребовательны к ребенку, уступают любым его прихотям.

В обоих случаях реакция ребенка на поведение родителей может привести к неврозу.

Доктор Хейер назвал это „противоположной реакцией детей” и считал ее отправной точкой для нервных нарушений у детей (лицемерие, скрытая или явная ненависть, скрытая или явная угроза) .

Если обстановка в семье представляет опасность для ребенка или становится тягостной для него, то ребенок стремится к воображаемой цели, которая служит ему компенсацией. И если он имеет нервную предрасположенность, то эта компенсация создаст основу его будущего ненормального поведения. Агрессивность у взрослых. У взрослых агрессивность выражается в предрасположенности к атаке. Она может быть активной или заторможенной - например, моральными принципами. Ненавидя отца, сын, как правило, подавляет свою агрессивность, считаясь с моралью.

Агрессивностью обладают некоторые больные эпилептики, иногда параноики.

Повреждения черепа вызывают иногда приступы агрессивности. Бывает агрессивность и у шизофреников при психозах, галлюцинациях (субъект „слышал голос”, который призвал его к агрессии), при мании преследования.

Какое же место в этом строю занимает человек, страдающий от боязни, страха, тревоги? Его агрессивность призвана компенсировать страх или попытку „бегства”.

Страх? Но все его поведение говорит о том, что он бесстрашен!

Бегство? Но он не убегает, он, наоборот, движется навстречу, он атакует! Здесь мы видим тот же эффект, что и при усталости, превращающейся в перевозбуждение и приводящей к энергичным действиям.

Когда агрессивный сильно волнуется, он думает, что его действия вызваны добровольными намерениями. Он принимает свое волнение за энергию, которую он самостоятельно выработал, переделав себя. Логично ли, что он принимает свои действия всерьез? Но его нервная система компенсирует страх без его участия. И логично ли то, что этот агрессивный человек восхищается собой? Но ведь эта энергия позволила ему самому преодолеть свою боязливость. Он, который боялся других, теперь начал сам наводить страх. Однако наивно думать, что, благодаря своим непрерывным атакам, он стал уверен в себе. Также наивно думать, что он видит созданную им вокруг себя пустоту. Но иногда, однако, агрессивный ощущает ложность своего положения. Он чувствует, что его сила неубедительна, что его энергия распыляется попусту. В этих случаях он понимает, что существует противоречие между тем, кем он „кажется”, и тем, кем является на самом деле (так же, как и „самосовершенствующийся”). Это противоречие вызывает у него тревогу. Он должен как-то компенсировать эту тревогу - и он усиливает свою агрессивность.

Возникает замкнутый круг, он делает одно усилие за другим, напрасно расходуя нервную энергию для поддержания своей агрессивной „формы”, и через несколько лет его нервная система истощается. Он испытывает все осложнения, присущие усталости; нервное истощение, депрессию, перевозбуждение. Депрессия увеличивает страхи, перевозбуждение усиливает агрессивность - так продолжается до тех пор, пока этот несчастный не доводит себя до состояния, из которого его может вывести только врач.

Почти всегда человек, испытывающий боязнь, исполняет в жизни какую-то роль. Распознать его игру бесконечно сложно, потому что у каждого она проявляется по-своему. Практически поведение одного тревожного человека не похоже на поведение другого, поскольку обстоятельства жизни у всех разные. А бывает и так, что одна роль сменяется другой: вчера он изо всех сил стремился к „самосовершенствованию”, а сегодня стал агрессивным. Известны общие признаки поведения тревожного человека: бессилие, безволие, неспособность адаптироваться в новой обстановке. Можно утверждать также, что боязнь и перевозбуждение чаще всего связаны между собой, что боязнь делает человека замкнутым, что боязнь заставляет человека бесконечно возвращаться в мыслях к своим ошибкам, отчего тревога только увеличивается, что честолюбие противодействует боязни, порождая надменность (а значит, безопасность), что боязнь всегда стремится защищаться (отсюда наглость, нелюдимость, резкость). Каждая из ролей предоставляет ему безопасность на какое-то время.

Боязнь может породить и иные явления: чувство вины, самонаказание, гомосексуальность и др.

Именно в юности закладываются причины мучительных страхов, которые потом могут долго преследовать человека. Почти все испытывают в этом возрасте робость перед противоположным полом, что вполне естественно. Всякое женское присутствие часто парализует мальчиков. И хорошо известно, какие муки приходится переносить юноше, приветствуя женщину, прощаясь с женщиной, сидя рядом с женщиной, покупая что-либо в магазине у молодой продавщицы. Иногда это парализует юношу и вызывает у него грубость. Он становится неловким, натянутым или развязным и циничным по отношению к женщине.

Девушки часто прячут свою боязнь под агрессивной иронией. Но кому должна принадлежать инициатива в означенном случае?

Помощь психотерапевта состоит, в частности, в том, чтобы „разблокировать” пациента, освободить его от боязни противоположного пола. Для этого им вместе (врачу и пациенту) придется вернуться к исходной точке, пройти снова весь путь шаг за шагом, и психотерапевт развяжет все узлы, мешающие пациенту ощущать себя полноценным. Он увидит, как он действовал раньше, и узнает, как в этих обстоятельствах он должен действовать впредь.

Разблокированный человек вернется в нормальное состояние и поймет, что такое нормальный образ действий. С этого момента боязливый будет освобожден от одиночества. Он снова сможет стать щедрым, потому что у него будет что отдавать. Ведь каждый может дать только то, что у него есть. Этот боязливый, был ли он угнетенным или агрессивным, не осмеливался что-либо сделать, потому что сам нуждался в защите. Его бегство или его агрессивность были его защитой.

Вытеснение. Мы уже познакомились с психоанализом и имеем представление, сколько гениальных идей Фрейда используется сегодня. Мы знаем, что вытеснение не дает болезненным эмоциям достичь сознания, пройти в кору головного мозга. Вытеснение часто встречается при враждебности, агрессивности, гневе, ненависти и т.д. Вытеснение происходит бессознательно, мы его не замечаем - чувства, которые вытесняются, всегда мучительны, поэтому они и вытесняются.

Человек устроен так, что сознательно предпочитает избегать неприятностей. Вытеснение является как бы плотиной, стоящей на пути мучительных и тягостных чувств. Например, у молодого человека появился бессознательный импульс: он захотел, чтобы умер один из членов семьи, которого он любит. Это „желание смерти” проходит, как вспышка жестокости, и будет немедленно вытеснено. Что же происходит в это время?

Обычно импульсы, особенно болезненные, направляются в высшие центры коры головного мозга, т.е. сознание, - там должно быть ясно установлено, принять их или отбросить. Например, совершенно уравновешенный молодой человек заметил, что желает смерти тому, кого любит. Импульс был непроизвольным и рожден злопамятностью, однако сила этого импульса была так велика, что он был отброшен не сразу. Итак, происходит следующее:

1) одно и то же мучительное влечение возникает в разных центрах мозга. Оно как электрический ток идет к коре головного мозга;

2) моральная плотина стала препятствием, направление движения нервных импульсов изменилось;

3) эти импульсы не достигли коры головного мозга;

4) импульсы возбудили симпатическую нервную систему;

5) выход импульсов на уровень сознания был блокирован и они остались на уровне подсознания. Здесь возникают новые влечения, которые в свою очередь так же вытесняются и т.д.