Вредные привычки у детей: как отучить? Как отучить ребенка от вредных привычек Как отучить от привычки

Многие родители знают, как сложно отказываться от вредных привычек даже взрослым. Можно представить, с каким трудом это дается маленьким детям, у которых еще не развиты волевые качества и которые не осознают – что же здесь плохого. Так что, если ваш ребенок не вынимает палец изо рта или хрустит ногтями, это не повод требовать от него «прекратить сейчас же», заматывать пальцы бинтами или обмазывать их горчицей. Важно найти истинные причины эти привычек и выработать правильную тактику в борьбе с ними.

В этом вопросе нас консультируют детские психологи Центра развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS

Киселева Татьяна Сергеевна, Архипова Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, детский педагог-психолог
руководитель проекта высшей категории

Почему ребенок грызет ногти

Не смотря на то, что вредная привычка грызть ногти «покоряет» уже не одно поколение, не все знают ее истинные причины. С точки зрения развития эмоционального интеллекта, она, как правило, говорит о том, что ребенок не умеет выражать гнев приемлемыми способами. Это случается, когда в семье действует правило «злиться нельзя!» . Малыш покорно следует домашним законам, но прибегает к другим способам выплеска негативных эмоций. Дети бессознательно выбирают аутоагрессию – гнев, направленный на себя. Это приобретает форму некоего самоедства: ногти грызть не так больно, поэтому малыш выбирает именно их. Хотя встречаются случаи, когда дети выгрызают ногти практически «до мяса».

Как отучить ребенка грызть ногти

Если ногти грызет девочка, в качестве дополнительной помощи можно использовать прием «красивый маникюр, как у мамы» – такие грызть жалко. Но будем справедливыми: при психологических проблемах это вряд ли поможет. Самый главный совет: научить ребенка выражать гнев правильным образом – согласно концепции эмоционального интеллекта. Сначала нужно выяснить, что не нравится ребенку: возможно, устранив причины раздражения , проблема решится сама собой. Но мы живем в реальном мире, и поводов позлиться и понервничать в нем предостаточно. Так что учим маленького «самоеда» правильно справляться со своим гневом. Отлично подойдет художество.

Заметили, как ребенок принялся за свои ногти? Забудьте про «А ну, вытащил пальцы изо рта!». Говорим ободряющим голосом: «Похоже, тебя что-то сильно рассердило? Давай возьмем карандаши и почеркаем от души!».

Итак, перед нами карандаши или фломастеры. Пусть ребенок выберет цвета сам . Не пугайтесь мрачных, на ваш взгляд, оттенков: дети часто выбирают черный, красный, синий, т. к. для малышей они выглядят особенно яркими и контрастными.

Позвольте крохе с нажимом покалякать – с таким сильным, как ему самому захочется и на сколько хватит сил. Вам, конечно, покажется, что он сейчас переломает все карандаши, но попробуйте просто расслабиться.

Предложите ребенку порисовать и левой рукой, чтобы «ей не было обидно»: на самом деле, именно она лучше связана с правым полушарием, отвечающем за развитие нашей эмоциональной сферы.

А после «злого» рисования по желанию можно с большим удовольствием скомкать или порвать бумагу. И если малышу захочется при этом потопать ножками и что-то воскликнуть – не возражайте!

Почему ребенок рвет на себе волосы

Если ваш малыш накручивает на палец волосы и выдергает их – знайте, что вы, скорее всего, имеете дело с той же проблемой, что и при привычке грызть ногти – бессознательной аутоагрессией. Только в первом случае дети «едят себя», а в этом – «разбирают по частям». Но не все малыши рвут волосы вместе с корнем, многие просто теребят и дергают. Еще одна распространенная причина у детей с повышенным вниманием к волосам – необходимость успокоить себя. Возможно, ваш ребенок ассоциирует акт поглаживания по голове с фразами «Ты молодец!» и «Успокойся, все будет хорошо!». Он начинает делать это самостоятельно, со временем усиливая и обогащая ритуал новыми приемами, т.к. чувство удовлетворения не приходит – в итоге это становится привычкой.

Как отучить ребенка рвать волосы

Можно практиковать способы избавления от гнева путем выплескивания его на бумагу (см. советы выше) при этом можно и покричать, и потопать ногами.

Старайтесь вовремя успокоить малыша , чтобы он не начинал делать это самостоятельно с помощью волос.

Надевайте шапочку или платок, чтобы ограничивать доступ к волосам.

Предложите ребенку куклу с длинной шевелюрой или какую-нибудь волосатую игрушку.

В тяжелых случаях малыша лучше подстричь под ноль и отвести на прием к специалисту – психологу, психиатру, невропатологу (подскажет участковый врач).

Почему ребенок ковыряет в носу

О вредной привычке ковыряния в носу можно говорить только тогда, когда малышу уже исполнилось хотя бы 3 года. До трех лет – это может быть формой самоисследования и познания себя – «Ух ты! У меня есть какие-то отверстия с сюрпризами!». Когда это становится навязчивой привычкой в 5-7 лет, тогда стоит бить тревогу. Если рассматривать ковыряния в носу с точки зрения психологии, они указывает на наличие у ребенка переживаний, тревоги или стресса: малыш не уверен в надежности этого мира, поэтому он ищет опору и «прячется в норку». А ноздри – это символические «норы».

Как отучить ребенка ковыряться в носу

Убедитесь, что в носу у ребенка нет никаких проблем, которые могли бы заставлять его постоянно там ковыряться: получите консультацию лора. Если же это вопрос психологии, то помогите обрести малышу четкие «опоры», которые дадут ощущение надежности, предсказуемости и уверенности в завтрашнем дне. В этом помогут добрые регулярные ритуалы, традиции, повторяющиеся изо дня в день действия.

Почему ребенок сосет палец

Сосать палец ребенок может по разным причинам: удовлетворение сосательного рефлекса (при раннем переходе с грудного на искусственное кормление), стремление облегчить боль при прорезывании зубов, развлечение. С точки зрения развития эмоционального интеллекта привычка сосать палец говорит о том, что ребенок испытывает чувство вины или ему не хватает любви, тепла и понимания. А еще это эффективный способ самоуспокоения – отголоски того времени, когда младенец был в полной безопасности

Многие родители знают, как сложно отказываться от вредных привычек даже взрослым. Можно представить, с каким трудом это дается маленьким детям, у которых еще не развиты волевые качества и которые не осознают – что же здесь плохого. Так что, если ваш ребенок не вынимает палец изо рта или хрустит ногтями, это не повод требовать от него «прекратить сейчас же», заматывать пальцы бинтами или обмазывать их горчицей. Важно найти истинные причины эти привычек и выработать правильную тактику в борьбе с ними.

В этом вопросе нас консультируют детские психологи Центра развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS

Киселева Татьяна Сергеевна, Архипова Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, детский педагог-психолог
руководитель проекта высшей категории

Почему ребенок грызет ногти

Не смотря на то, что вредная привычка грызть ногти «покоряет» уже не одно поколение, не все знают ее истинные причины. С точки зрения развития эмоционального интеллекта, она, как правило, говорит о том, что ребенок не умеет выражать гнев приемлемыми способами. Это случается, когда в семье действует правило «злиться нельзя!» . Малыш покорно следует домашним законам, но прибегает к другим способам выплеска негативных эмоций. Дети бессознательно выбирают аутоагрессию – гнев, направленный на себя. Это приобретает форму некоего самоедства: ногти грызть не так больно, поэтому малыш выбирает именно их. Хотя встречаются случаи, когда дети выгрызают ногти практически «до мяса».

Как отучить ребенка грызть ногти

Если ногти грызет девочка, в качестве дополнительной помощи можно использовать прием «красивый маникюр, как у мамы» – такие грызть жалко. Но будем справедливыми: при психологических проблемах это вряд ли поможет. Самый главный совет: научить ребенка выражать гнев правильным образом – согласно концепции эмоционального интеллекта. Сначала нужно выяснить, что не нравится ребенку: возможно, устранив причины раздражения , проблема решится сама собой. Но мы живем в реальном мире, и поводов позлиться и понервничать в нем предостаточно. Так что учим маленького «самоеда» правильно справляться со своим гневом. Отлично подойдет художество.

Заметили, как ребенок принялся за свои ногти? Забудьте про «А ну, вытащил пальцы изо рта!». Говорим ободряющим голосом: «Похоже, тебя что-то сильно рассердило? Давай возьмем карандаши и почеркаем от души!».

Итак, перед нами карандаши или фломастеры. Пусть ребенок выберет цвета сам . Не пугайтесь мрачных, на ваш взгляд, оттенков: дети часто выбирают черный, красный, синий, т. к. для малышей они выглядят особенно яркими и контрастными.

Позвольте крохе с нажимом покалякать – с таким сильным, как ему самому захочется и на сколько хватит сил. Вам, конечно, покажется, что он сейчас переломает все карандаши, но попробуйте просто расслабиться.

Предложите ребенку порисовать и левой рукой, чтобы «ей не было обидно»: на самом деле, именно она лучше связана с правым полушарием, отвечающем за развитие нашей эмоциональной сферы.

А после «злого» рисования по желанию можно с большим удовольствием скомкать или порвать бумагу. И если малышу захочется при этом потопать ножками и что-то воскликнуть – не возражайте!

Почему ребенок рвет на себе волосы

Если ваш малыш накручивает на палец волосы и выдергает их – знайте, что вы, скорее всего, имеете дело с той же проблемой, что и при привычке грызть ногти – бессознательной аутоагрессией. Только в первом случае дети «едят себя», а в этом – «разбирают по частям». Но не все малыши рвут волосы вместе с корнем, многие просто теребят и дергают. Еще одна распространенная причина у детей с повышенным вниманием к волосам – необходимость успокоить себя. Возможно, ваш ребенок ассоциирует акт поглаживания по голове с фразами «Ты молодец!» и «Успокойся, все будет хорошо!». Он начинает делать это самостоятельно, со временем усиливая и обогащая ритуал новыми приемами, т.к. чувство удовлетворения не приходит – в итоге это становится привычкой.

Как отучить ребенка рвать волосы

Можно практиковать способы избавления от гнева путем выплескивания его на бумагу (см. советы выше) при этом можно и покричать, и потопать ногами.

Старайтесь вовремя успокоить малыша , чтобы он не начинал делать это самостоятельно с помощью волос.

Надевайте шапочку или платок, чтобы ограничивать доступ к волосам.

Предложите ребенку куклу с длинной шевелюрой или какую-нибудь волосатую игрушку.

В тяжелых случаях малыша лучше подстричь под ноль и отвести на прием к специалисту – психологу, психиатру, невропатологу (подскажет участковый врач).

Почему ребенок ковыряет в носу

О вредной привычке ковыряния в носу можно говорить только тогда, когда малышу уже исполнилось хотя бы 3 года. До трех лет – это может быть формой самоисследования и познания себя – «Ух ты! У меня есть какие-то отверстия с сюрпризами!». Когда это становится навязчивой привычкой в 5-7 лет, тогда стоит бить тревогу. Если рассматривать ковыряния в носу с точки зрения психологии, они указывает на наличие у ребенка переживаний, тревоги или стресса: малыш не уверен в надежности этого мира, поэтому он ищет опору и «прячется в норку». А ноздри – это символические «норы».

Как отучить ребенка ковыряться в носу

Убедитесь, что в носу у ребенка нет никаких проблем, которые могли бы заставлять его постоянно там ковыряться: получите консультацию лора. Если же это вопрос психологии, то помогите обрести малышу четкие «опоры», которые дадут ощущение надежности, предсказуемости и уверенности в завтрашнем дне. В этом помогут добрые регулярные ритуалы, традиции, повторяющиеся изо дня в день действия.

Почему ребенок сосет палец

Сосать палец ребенок может по разным причинам: удовлетворение сосательного рефлекса (при раннем переходе с грудного на искусственное кормление), стремление облегчить боль при прорезывании зубов, развлечение. С точки зрения развития эмоционального интеллекта привычка сосать палец говорит о том, что ребенок испытывает чувство вины или ему не хватает любви, тепла и понимания. А еще это эффективный способ самоуспокоения – отголоски того времени, когда младенец был в полной безопасности

Для начала перечислим, чего делать точно нельзя: кричать, наказывать и запугивать страшными последствиями. Что же до объяснений, стоит попробовать, но эффект от таких бесед будет нестойким. Как отучить ребенка от вредных привычек и не обидеть его? Только заинтересовав малыша. Чем? Конечно, игрой!

ПРОБЛЕМА: грызет ногти, сосет палец

Отучающие игры

«Сбей микроба - заработай приз».
Бороться с особенностями своего поведения дошколенок не будет никогда. А вот с вредными монстрами - с большим удовольствием! Сделайте забавный яркий плакат - своеобразную карту сражений вашего героя. Например, за один день, проведенный без обкусанных ногтей, ребенок может закрасить черной краской пару страшных монстров-микробов. Если вы живете на даче, плакаты можно прикрепить к дереву и смывать «ужастиков» водяным пистолетом. Можно пририсовывать золотые медали - за каждый день, в который ни один из пальцев не пострадал.

Чтобы "битва" не наскучила, договоритесь с малышом, какое количество виртуальных медалей он сможет обменять на реальный приз, например новую игрушку или поход в парк развлечений.

«Подружись с пальчиком».
Ведь друзей не грызут! Придумайте каждому пальчику имя, характер, любимые занятия. Постройте для «братцев» домик, «выдайте» каждому по машинке. Для того из них, кто чаше всего оказывается во рту, стоит сшить яркую панамку и юбочку (рубашку). Для детей постарше можно обыграть сюжет сказки про Мальчика-с-пальчик или гномиков. Для малышей подойдут любые пальчиковые потешки.

«День красивых рук».
Поиграйте в салон красоты, а еще лучше - сходите в настоящий салон. Пусть малышу сделают маникюр (девочкам можно покрыть ногти детским лаком). Ребенку будет жалко портить такую красоту.

«Обмани привычку».
«Понаблюдайте, в какой ситуации ребенок чаше всего сует руки в рот. Может быть, это происходит на пике переживаний за судьбу героя мультика?

В такие моменты быстро подсовываем отпрыску нечто, что можно безопасно мять, крутить, катать (кубик Рубика, небольшой яркий мячик и т. п.). Руки будут заняты, и привычка постепенно вытеснится. Таким образом, вы узнаете, как отучить ребенка от вредных привычек.

ПРОБЛЕМА: разбрасывает игрушки

Отучающие игры

«Полезное разбрасывание».
«Не пытайтесь заставить ребенка убирать за собой. Лучше поставьте для мишек, мячиков и других небьющихся игрушек яркие разноцветные коробки (корзины). Каждый вечер вместе убирайте детскую, устраивая семейное состязание в метком забрасывании игрушек. Тот, у кого на место "спланирует" больше всего предметов, награждается званием меткого стрелка и маленьким призом.

«Ночной дозор».
Маленькие обожают сортировать все на свете по цвету, размеру и т.п. Нарисуйте вместе яркие таблички - напоминалки и наклейте их на коробки и ящики с малышовыми игрушками. Табличку с машинкой - на игрушечный гараж, портрет любимого зайца - на корзинку. Вечером вручите коробку «для заблудившихся» и попросите «арестовать» всех зверушек, которые в такой поздний час не на своем месте. Задание будет выполнено с восторгом!

«Аккуратные» сказки.
Игры из серии «два в одном»: позволяют совместить уборку и вечернюю сказку. Ужасно скучно наводить порядок в конце дня, когда игры закончились и пора ложиться в постель. Зато, как интересно послушать, и вместе с мамой разыграть историю о трех смелых куклах, отправившихся прогуляться до Большою Шкафа; о машинках, устроивших скоростное ралли до «гаража» - коробки; и о разноцветных деталях конструктора, поспоривших, кто из них быстрее сложится в самую высокую башню... Спустя некоторое время уборка станет для малыша привычным ритуалом, который захочется повторять каждый вечер.

«Игрушки обиделись».
Не стоит угрожать: «Сейчас выброшу твой конструктор!»
«В ответ у ребенка выработается отвращение к уборке или он привыкнет пропускать ваши замечания мимо ушей. Маленький человек должен знать о негативных последствиях своих поступков. Когда сын или дочь со слезами требует найти куклу или солдатика, "погребенного&quo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как избавить ребенка от вредной привычки"

«Как избавить ребенка от вредной привычки» - один из самых частых вопросов, с которым обращаются к психологу родители. Что же представляют собой вредные привычки и какова природа их происхождения? Мно...

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяют трудности, когда надо избавиться от нежелательной. К. Д. Ушин...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК:грызет ногти, сосет палец, разбрасывает игрушки.

Для начала перечислим, чего делать точно нельзя: кричать, наказывать и запугивать страшными последствиями....

Кусание ногтей, разбрасывание одежды, употребление нехороших слов - вот неполный перечень проблем, возникающих перед растерянным, а иногда и взбешенным от детской глупости родителем. От изобилия психологических рекомендаций легче ему не становится(многие советы такие обтекаемые и обобщенные, что применить их конкретно к себе и своему ребенку в реальной жизни практически невозможно). Например:-"Вам необходимо изменить своё отношение к ребенку- возможно, вы его слишком подавляете своей авторитарной личностью". Но, подумайте, как может измениться 30-летний человек, имеющий устоявшиеся принципы и привычки!? Многие даже не представляют, как это сделать... Вот так взял и с понедельника стал другим человеком? Очень маловероятно...

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

Многие родители на собственном опыте убедились в том, что одними запретами и замечаниями проблему дурных привычек не решишь. Даже, наоборот, происходит обострение ситуации: чем больше акцентируете внимание на проступке, тем чаще он его совершает вновь. И это естественно, т.к. желание повторять то или иное действие просто загоняется внутрь подсознанияи и, соответственно, контролю уже не подлежит(оно лишь только усиливается...по принципу "плотины на реке").
Ребенок,тем самым проявляет своё желание "не взрослеть", это может быть в случае "недетского" детства ребенка, когда окружающие требуют от него ЧЕРЕСЧУРТхорошего поведения, взваливают не по годам большую долю ответственности, не дают выплеснуться наружу его детским эмоциям. Вот и возникают психологические "ножницы"- несоответствие требований взрослых реальным возможностям ребенка. Отсюда и вытекают невротические привычки(к примеру, писание в постель).

МЕТАФОРА В ПОМОЩЬ...

Предлагаю метафору родителям, чьи дети страдают энурезом(писание в постель). Рассчитана в основном на мальчиков(т.к. обычно этот недуг случается именно у них). Прочтите её ребенку(для детей старше 4-х лет), выделяйте ИНТОНАЦИЕЙ и ВЗГЛЯДОМ ключевые слова, написанные крупным шрифтом. Можете совместно нарисовать метафору-сказку и повесить рисунок на видное место. Вставляйте ключевые слова в свою повседневную речь(можно и во время посещения им туалета).

Жил-был мальчик. И жил он в большом сказочном замке, потому что был королем и управлял целой сказочной страной "МОГУЯ". Дел у него всегда было очень много: кого-то накормить, кому-то что-то построить, с кем-то провести нужные учения...Так что целыми днями он был занят ПО САМУЮ МАКУШКУ. Жаль только, что и ночью ему покоя не было: ведь кто-то должен был сторожить ворота замка. Обычно, они всегда были закрыты и, если днем кто-то хотел покинуть королевство, он просто приходил к мальчику и говорил:"Я хочу выйти.Отпусти меня!" И все было нормально...
Но ночью некоторые плохие люди норовили покинуть замок без всякого королевского разрешения: они сами открывали ворота и убегали, унося с собой порой нечто ценное. И вот что обидно- чаще всего они так поступали БЕЗ ВСЯКОЙ НАДОБНОСТИ! Мальчик просто устал бороться с ними, не высыпался по ночам, потому что каждую ночь ему приходилось выбираться из своей теплой постели и смотреть, не убежал ли кто-нибудь опять...И тогда к королю пришли два его самых лучших воина и сказали:"Давай мы будем сторожить ворота вместо тебя? Если же ночью кому-нибудь ПРИСПИЧИТ выйти из замка, один из нас прибежит к тебе и скажет: "Вставай,КОРОЛЬ, иди и открывай ворота".
И стал с тех пор мальчик СПАТЬ спокойно. Он знал, что теперь два его верных стражника ИСПРАВНО охраняют его королевское величество и днем и ночью.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ...

Есть несколько способов искоренения нежелательной привычки у ребенка. Одно "но"...Все способы-манипулятивные, т.е. они не устраняют причину, а только способствуют устранению у ребенка делать то, что раньше доставляло ему удовольствие.
Если вы растерялись и не знаете, как отучить ребенка от плохой привычки, предлагаю несколько способов-приемов:
"Делай как я!". Поразмышляйте на тему "А не повторяет ли мой ребенок чье-то поведение в семье?". Ведь часто бывает-отец не убрал за собой постель,и сын подражает ему...мать надевает рваные колготки- и дочь не блещет опрятностью...
Конечно, от одного обнаружение факта копирования само нежелательное поведение не исчезнет, поэтому лучше ориентировать ребенка на установку "Ты- другой, ты- лучше!". Другими словами-ставить перед ребенком сверхзадачу: быть не просто похожими на родителей, а стараться стать лучше...
"Право на выбор" . Ребенку предлагается самому выбрать свой вариант поведения: один-с дурной привычкой и без поощрения, другой- без таковой, но с "призом" за её преодоление. И ребенок сам решает, как ему себя повести. Он должен ЗАХОТЕТЬ действовать по-другому, а не поступать так по чьим-то авторитетом. Например, девочка хочет спать рядом с мамой. Ей предлагается выбор: "Спишь со мной, но без пальчика во рту...либо в своей кроватке, зато и дальше можешь сосать свой палец". Как у героини Ф.Раневской:"Девочка, что ты хочешь- поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову?"
"Зеркало". Человек не может наблюдать сам за собой: как только он начинает это делать-естественность его поведения пропадает. Точно так же и ребенок- многие действия он совершает автоматически(например, ковыряя в носу...). В такой ситуации желательно сразу отобразить его поведение- сделать то же самое, чтобы он как в зеркале увидел себя со стороны. К тому же ребенок, как и взрослый, очень не любит быть копируемым кем-то.
"От противного". Это самый эффективный способ изменения любого человеческого поведения. Все мы знаем, что "любить по принуждению-затруднительно". Смысл приема- как можно чаще просите ребенка повторить нежелательное действие("что-то ты давно ногти не грыз-погрызи пожалуйста"...через некоторое время снова: "будешь смотреть телевизор-не забудь ногти погрызть"). Если ваш малыш употребляет нехорошие слова, позвольте ему в какой-то момент ими выкричаться или заставьте произнести их 20 раз подряд...

ПРАКТИКА...

В одной семье отец своеобразным способом приучил дочь к порядку. Споткнувшись в очередной раз о ее сапоги в коридоре, он просто спрятал их за мусорным ведром(обратите внимание, не просто спрятал, но ещё и унизил вещь девочки). Слезы, опоздание на гимнастику, насмешки близких- все это надолго запечатлелось в ее "девичьей" памяти. Сапоги с тех пор всегда стояли в положенном месте...
Лучше приучать ребенка не разбрасывать вещи с самого раннего детства, можно с помощью игры:"Давай уложим кубики спать", "Кто быстрее уберет игрушки-ты или я?". Ведь очень часто мамы или бабушки ходят и подбирают всё за ребенком, потому что так быстрее, а потом в школьном возрасте пытаются приучить его к порядку...
Самый благоприятный возраст для привития любви к порядку- 2 года. Не пропустите это время. Используйте его каждый день для формирования у ребенка хороших,культурных навыков поведения. Ведь учить чему-то новому намного проще, чем переучивать! Так же как проще сшить новое платье, чем перекроить надоевшее старое...

Спасибо за внимание
Материал метафоры книга Т.Е. Волковой"Психологам", советы по воспитанию- журнал "Психология"

Мария Соболева

Почему у ребенка появились вредные привычки?

Родители обеспокоены — у ребенка появились вредные привычки. Все ли они опасны, в чем причина их появления, какие из них нужно обязательно искоренять? Что характерно детям в дошкольном и подростковом возрасте, как себя вести мамам и папам — в этой статье вы найдете рекомендации детских психологов.

Вредной привычкой у детей называют отрицательную склонность, которая стала для них потребностью и проявляется в поведении.

Например, малышам часто свойственно грызть ногти, сосать пальцы, ковыряться в носу, теребить волосы, беспричинно шмыгать носом.

Некоторые вредные привычки проходят сами, а есть и такие, которые настолько укореняются в поведении, что избавиться от них очень трудно.


Они могут доставлять детям дискомфорт, а есть вещи, которые будут преследовать человека и во взрослой жизни.

Откуда берутся вредные привычки у малышей

1. Недостаток внимания. Кроху надолго оставляли в кроватке одного, редко брали на руки и укачивали?

Ощущающий недостаток маминого тепла, ласки и новых впечатлений малыш будет искать компенсацию в доступных ему действиях. Ребенок начинает сосать пальчик, теребить волосы, носик, ковырять пупок, трогать половые органы.

Вначале это служит отвлечением в отсутствие рядом матери, а потом карапуз таким образом будет искать источники новых впечатлений в себе. Подобная привычка может тормозить развитие ребенка.

2. Раннее отлучение от груди. Оно влияет и на общее состояние малыша (повышает его тревожность), и способствует появлению вредной привычки сосать палец, одежду, соску.


Выросший на грудном вскармливании ребенок редко приобретает такую привычку, его сосательный рефлекс удовлетворен. Попытки засунуть пальчик в рот у него эпизодические и не должны вызывать беспокойства у родителей.

А вот рано отлученные от груди дети часто до 2-3-х лет не могут избавиться от тяги сосать все подряд — пальцы, соски, игрушки, одежду, постельное белье.

3. Выход негативных чувств. Агрессия , беспокойство, неудовлетворенность чем-то провоцируют отрицательную энергию. Внешнее ее проявление таково — ребенок грубит, кусается, дерется, обижает других детей.

Но у многих малышей негатив выходит внутрь себя. Такие детки могут писаться по ночам, рвать волосы, грызть ногти. Подобные действия помогают им справиться со своими переживаниями и заодно привлечь внимание родителей, нехватку которого они остро ощущают.

4. Повышенная тревожность. У детей, имеющих склонность к излишней тревожности, страхам , беспокойству, депрессии, вредные привычки возникают часто.

Они служат средством утешения. Таким малышам особенно важно создавать теплую, доброжелательную атмосферу и хорошее настроение.

5. Обстановка в семье. Даже совсем маленькие детки чутко реагируют на поведение мамы и папы. Ссоры родителей , громкое выяснение отношений, напряженная эмоциональная обстановка провоцируют возникновение вредных привычек.

6. Причины медицинского характера. Ребенок тянет себя за ушко, стучит по нему, стал раздражительным — возможно, дело в ушной инфекции или серной пробке.

Чаще других палец сосут дети, ослабленные болезнями, часто простывающие, с кишечными инфекциями и глистными инвазиями.


Родители могут спутать вредные привычки с проявлением нервного тика. Подобные мышечные спазмы ребенок не может контролировать, например, подергивание рукой, хлопанье ресницами, непроизвольные движения век. Тики возникают в связи с каким-то заболеванием и обращение к врачу в этом случае необходимо.

Важно: не путайте вредные привычки с особым поведением маленьких детей. Ритмичные покачивания головой и телом — это стремление к комфорту, которое обычно исчезает само по себе к 18-20 месяцам.

Что делать с вредными привычками малышей

Часто беспокоящие родителей детские привычки проходят сами. Но есть такие, которые закрепляются в поведении ребенка, вызывают дискомфорт у него самого, чувство неловкости у взрослых. Как быть в таких случаях?


1. Понять причину появления вредной привычки — самое главное для родителей, но при этом и самое трудное. Нехватку чего именно замещает такое действие, что это дает ребенку (внимание, успокоение, выход негатива)?

2. Повышенное внимание к ребенку, терпение и ласка. Например, малыш боится засыпать без родителей (а его настойчиво к этому приучают). Оставленный один, ребенок сосет пальчик, край одеяла, проявляя таким образом свою тревожность.

Маме следует обнять дитя, подержать его ручки, ласково поговорить, рассказать сказку, дождаться, пока кроха уснет.

Беспроблемного ребенка можно приучать засыпать самостоятельно, а вот деткам с вредными привычками по причине возбудимости нужно ежедневное нежное и спокойное общение перед сном.

3. Уменьшение стрессовых ситуаций. Вы решили искоренять вредную привычку — не создавайте других поводов для беспокойства ребенка.

Бороться с нежелательным поведением вашего чада и одновременно приучать его к горшку, отдавать в детский сад, знакомить с новой няней недопустимо. Дополнительные стрессовые состояния только укоренят вредную привычку.


Отучаете от соски? На первых порах замените ее предметом, который можно сосать — сок с трубочкой, чашка-непроливайка. Можно даже давать сосательные леденцы, но в ограниченном количестве.

4. Не ругать и не стыдить! Нельзя акцентировать внимание на вредной привычке: ребенок грызет ногти — не одергивайте его, не пугайте глистами , микробами и страшными болезнями. Мягко уберите руки от рта, займите малыша разговором, игрой, старайтесь в таких ситуациях отвлекать его чем-то интересным.

Ненавязчивое переключение внимания — самый действенный метод борьбы с вредной привычкой.

5. Не наказывайте! Угрозы типа «будешь грызть ногти, поставлю в угол», методы вроде намазывания пальцев чем-то горьким положительный эффект вряд ли дадут. Скорее наоборот.

6. Проявляйте фантазию. Например, отучайте грызть ногти с помощью ролевой игры в салон красоты. Девочке можно сделать настоящий маникюр, красивый, как у мамы.

Постоянно придумывайте ребенку занятия, чтобы времени на «глупости» у него не оставалось.

Показать еще