Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение? Почему ребенок стеснительный? Причины, особенности поведения, рекомендации родителям

Приветствую вас, дорогие читатели! Часто родители застенчивого ребенка 2 — 5 лет не видят в этом большой беды. Еще бы! Скромное стеснительное чадо это удобно. Его сверстники-сорванцы носятся как угорелые, набивают шишки, дергают за хвосты незнакомых собак и всяческими другими способами держат мам и пап в тонусе. А родители скромняжки на прогулке могут расслабиться и помедитировать на проплывающие в небе облачка. Они точно знают, что их чадо, вцепившееся обеими руками в родительскую ногу, никуда не денется. Даже если другие дети позовут его играть, стеснительный малыш предпочтет остаться под уютным крылышком родственника.

Другие мамочки на детской площадке, снимая своих сорванцов с самой высокой горки или откапывая из недр песочницы, завистливо косятся на спокойно сидящего малыша. Вот только завидовать тут нечему. « Удобная » детка на самом деле очень страдает от своей застенчивости. Кроха бы тоже с удовольствием побегала с другими детьми, да вот только не решается к ним подойти.

Стеснительность – норма или патология?

Легкая застенчивость – абсолютно здоровое явление во время адаптации личности к новой для нее ситуации. И совершенно неважно, сколько этой личности лет – 3 года, 6 лет или 11.

Стеснительность при первом контакте с незнакомым человеком или коллективом вполне естественна. Мы тоже можем испытывать легкую скованность, когда общаемся с незнакомцами. Но если проблем с коммуникацией нет, чувство стеснения проходит буквально за несколько минут.

Застенчивость в небольших дозах не вредит. Наверняка вам приходилось видеть, как дети, только познакомившись, жмутся к родителям и неохотно идут на контакт. Но уже через полчаса это друзья-не разлей вода, болтающие обо всем на свете и на ходу изобретающие интереснейшие игры.

Совсем другое дело – болезненная замкнутость. Если дочь или сын страдают от патологической стеснительности, родители могут заметить, как дитё буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются посторонние, дрожит, краснеет или бледнеет, и даже покрывается испариной. Такой малыш стесняется не только незнакомцев, но и тех людей, с которыми встречается каждый день.

Родителям стеснительного ребенка хорошо знакомы когда рыдающее чадо приходится буквально отдирать от себя и силком запихивать в группу. Они ежедневно слышат жалобы на то, что их сын или дочь молчит на занятиях и не выполняет даже элементарные задания. А на утренниках, в то время как другие родители лопаются от гордости, мамы и папы стеснительной крохи краснеют. Ведь их малыш панически боится выступать перед публикой, заикается и едва слышно бубнит стишок, который дома декламировал отлично.

Не ждите, пока естественная робость обретет патологические формы. Если вы заметили у своего ребенка первые признаки нездоровой стеснительности, немедленно начинайте борьбу с ней. Родителям необходимо знать, как побороть стеснительность ребенка – им вполне по силам справиться с этой проблемой самостоятельно. А статья о том, как помочь сыну или дочери , станет в этом хорошим подспорьем.

Как стеснительность влияет на жизнь ребенка и его будущее?

Болезненная робость влечет за собой множество проблем. Мы перечислим только самые распространенные.

Дефицит общения со всеми вытекающими последствиями

Как бы ни старались родители компенсировать ребенку отсутствие друзей, ничто не заменит ему общения со сверстниками. А если коммуникативные навыки не развиваются с детства, то в будущем вместо милого стеснительного малыша вы увидите подростка, страдающего от целого букета комплексов.

Психологи, работающие с трудными детьми, знают, что многие подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики только потому, что под их влиянием они раскрепощаются и могут общаться со сверстниками на равных.

Да и вам, наверняка, знакомы случаи, когда тихий спокойный подросток, с которого родители сдували пылинки, вдруг кардинально менялся. Еще вчера он из школы спешил домой и все вечера проводил дома. А сегодня его папа и мама утирают слезы и жалуются, что любимое чадо попало в плохую компанию, ругается матом и даже приходит домой нетрезвым. Особенно пугает, если такое .

Зарываем таланты в землю

Застенчивый ребенок может быть очень способным. Но стеснительность не позволяет проявлять ему свои таланты на людях. Именно поэтому робкие дети, какими бы артистическими способностями они ни обладали, никогда не солируют на утренниках. Им комфортнее стать « третьей скрипкой » и затеряться в толпе, чем оказаться в центре внимания.

Низкая успеваемость

Даже если ученик знает урок на зубок, у доски он не может внятно ответить на вопрос учителя. Ребенок будет запинаться, заикаться, путать слова, покрываясь под хохот класса пунцовым румянцем. В следующий раз он предпочтет сказать что не выучил урок и получить двойку, чем снова пережить позор на глазах у одноклассников.

Изгой в коллективе

Вспомните золотые школьные годы. У многих в классе был забитый тихоня, над которым хулиганистые одноклассники втихую подтрунивали или даже открыто издевались. Тот, кто стал объектом насмешек, находится в состоянии постоянного стресса. Учеба для него становится настоящей пыткой.

Неудивительно, что такие дети ищут любые предлоги, чтобы остаться дома или же начинают прогуливать школу. Если у вас случилось нечто подобное, узнайте, как правильно выйти из ситуации, когда .

Сложности во взрослой жизни

Увы, проблемы стеснительного ребенка с годами не развеиваются, а только усугубляются. Взрослый, страдающий от застенчивости, часто не может устроиться на хорошую работу, так как робеет на собеседовании. мешает строить отношения, проявлять чувства к понравившемуся человеку и нередко становится причиной одиночества.

Согласитесь, перспективы совсем незавидные. А раз так, ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек в надежде, что « стесняшка перерастет » и застенчивость сама собой рассосется. Только ваша ежедневная поддержка поможет малышу преодолеть стеснительность и жить полной жизнью.

Чего не надо делать

Прежде чем вы узнаете, как помочь ребенку победить робость, я расскажу о том, чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию.

Не записывайте ребенка в кружки и секции

Исключение – если он сам вас об этом просит. А вот тащить чадо на танцы или карате против его воли не надо. Родители при этом руководствуются благими побуждениями. Думают, что так ребенок будет больше общаться со сверстниками, раскроет таланты и перестанет стесняться.

А выходит наоборот. Дети, которым и без того сложно контактировать с окружающими, зажимаются еще больше. На занятиях ребенку кажется, что все смотрят на него и смеются, если что-то не получается. Ни о каком повышении самооценки в такой обстановке и речи быть не может.

Перестаньте стыдить его или, наоборот, оправдывать

Даже если при появлении посторонних ребенок прячется за вашу спину, не делайте на этом акцента. Воспринимайте его поведение как норму. Если вы начнете отрывать его от своей ноги и заставлять « поздороваться с дядей » , дитё переживет серьезный стресс. Также не стоит оправдывать поведение малыша, объясняя окружающим, какой он у вас застенчивый трусишка. Ребенок запомнит ваши слова и воспримет как установку.

Не создавайте критических ситуаций

Некоторые считают, что если ребенок будет чаще оставаться с чужими людьми, ему придется с ними общаться и он перестанет робеть. Не слушайте подобных советов. Если вы оставите ребенка на попечение посторонних и уйдете, он воспримет это как трагедию. Общительней после подобной диверсии он вряд ли станет, а вот его к вам может заметно уменьшиться.

Как победить стеснительность

Поощряйте общение с окружающими

Не требуйте, чтобы ребенок поддерживал светские беседы. Достаточно того, что он поздоровается при встрече, скажет « спасибо » или « пожалуйста » . Когда этот этап будет пройден, переходите к простейшим диалогам. И не важно, что на вопросы малыш сначала будет отвечать односложно — он не молчит, а это уже победа.

Сочиняйте истории

Наверняка у ребенка есть любимый плюшевый зайка. Сделайте его героем своих историй и каждый день рассказывайте малышу, как застенчивый заяц попадал в различные ситуации и учился преодолевать робость. Предлагайте ребенку самому придумать, как герой поступил в тех или иных условиях.

Разбудите эмоции

Стеснительные дети часто сдерживают эмоции. Ваша задача — научить ребенка проявлять их и не стыдиться. С самыми маленькими можно просто покривляться — смех и хорошее настроение вам обеспечены.

С детьми постарше можно поиграть в игры, где при помощи жестов и мимики нужно объяснить слово или действие другим игрокам. Если дитя стесняется, начните вы. Увлекшись угадыванием, скоро он и сам захочет вам что-нибудь загадать.

Приглашайте гостей

Естественно, это не должна быть шумная компания, в которой очень легко затеряться. Позовите на чай знакомых с малышом. Желательно чтобы гость был примерно одного возраста с вашим отпрыском — так они быстрее найдут точки соприкосновения.

Помогите ребенку найти друзей

Собираетесь на детскую площадку? Захватите с собой побольше игрушек. Так вы заинтересуете других ребятишек и они сами подойдут к вам, чтобы познакомиться и поиграть. Если у детей общение не клеится, не сидите на лавочке с безучастным видом. Затейте вместе с ребенком игру, к которой смогут присоединиться и другие дети.

Пресекайте попытки руководить вашим ребенком

Стеснительные дети нередко попадают под влияние ребят, обладающих лидерскими качествами. Поэтому, как бы вас ни радовал тот факт, что у любимого чада наконец-то появился приятель, присмотритесь к нему, прежде чем поощрять дружбу. Если вы заметили, что сын или дочь во всем слушают властного товарища, тактично ограничьте их общение. Вашему ребенку нужен надежный друг, а не тот, кто будет им помыкать, как рабом.

Повышайте детскую самооценку

Это не значит, что вы будете игнорировать негативные проявления и круглосуточно петь дифирамбы. Однако каждое стремление к самостоятельности должно быть поводом для похвалы.

Плохие поступки следует обсуждать в конструктивном ключе. Не кричите на кроху и не наказывайте его. Выясните, почему он поступил именно так, и обсудите, как следует вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Читайте специальную литературу

Много полезных рекомендаций вы найдете в книге практикующего психолога Филиппа Зимбардо. Его книга « Застенчивый ребенок » настоящий кладезь для родителей стеснительных детей. Воспользовавшись советами, вы поможете ребенку раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и начать на равных общаться со сверстниками.

Еще одной находкой для родителей станет книга отечественного психолога Шишовой. Это отличное пособие, помогающее преодолеть детскую стеснительность. Упражнения и игры из книги « Расколдуйте невидимку » предназначена для детей от 5 до 14 лет. С их помощью вы сможете эмоционально развивать ребенка, понизите тревожность и поможете победить застенчивость.

Обратитесь к психологу

Если вы видите, что своими силами справиться не удается, посетите психолога. В этом нет ничего постыдного. Специалист побеседует с ребенком и выберет оптимальный вариант коррекции поведения. Одним детям подойдут групповые тренинги, другим же необходима индивидуальная работа с психологом.

Как видите, победить застенчивость и помочь ребенку раскрепоститься не так и сложно. Работайте над этим ежедневно, хвалите сына или дочь за каждое достижение, и очень скоро вы увидите значительные результаты. А, быть может, вы уже смогли преодолеть стеснительность своего ребенка? Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!

Особенности развития

Застенчивый ребенок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень и ни в чем не перечит. Он управляет собой и не выплескивает эмоции наружу. Он не хулиган, не шалун и не проказник. К тому же в играх - он не нападающая сторона. Обычно вообще избегает игр, боясь, что что-то сделает не так.

      Быть очень деликатным с ребенком и не разочаровываться в нем.

      Все делать так, чтобы ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.

      Гасить тревогу по любому поводу.

      Повысить уровень самооценки.

      Учить, чтобы он уважал себя.

      Хвалить и делать ему комплименты.

      Формировать уверенность в себе.

      Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

      Учить ребенка идти на риск, уметь переносить все поражения.

      Тренировать с ним навыки общения.

      Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками.

      Помочь найти такого друга, который защищал бы его среди ровесников.

      Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

      Не критиковать вслух ум ребенка.

      Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

      Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

      Быть нежным с ним.

      Сочувствовать ему.

      На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает воспитание ребенка.

      Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

      Они часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими сору на других. Часто сами не могут оценить свою агрессивность. Не понимают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.

      Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети на могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

      1. Нормализовать семейные отношения.

      2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

      3. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

      4. Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

      5. Попытаться погасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

      6. Дать понять ему, что он любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный.

      7. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

      8. При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар.

      9. Понимать, что и слово может ранить малыша.

      10. Понимать своего ребенка.

      Застенчивый ребенок

      Преодоление застенчивости у детей.

      Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы… Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что для многих детей застенчивость – лишь маска, за которой скрываются совершенно иные психологические трудности.

      Застенчивый или нет?

      Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.

        Есть дети малообщительные , но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.

        Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно").

        У некоторых детей отказ от общения - это средство самоутверждения , стремления показать свою власть над другими. "Хочу - разговариваю, не захочу - не буду!" Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.

        Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления ; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п. Помогут специальные занятия, направленные и на развитие речи, и на обучение навыкам общения.

      Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от психосоматических заболеваний.

      Застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

      Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

      Порой, у таких людей, внешне кажущихся податливыми, не складывается гармоничное супружество, они не удовлетворены своим кругом общения; проявляется это в том, что юноша или девушка не может познакомиться с тем, с кем хочет. Им трудно найти хороших друзей, они тяжело сходятся с людьми.

      Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

      Чем чревата застенчивость?

        Ограничение контактов с людьми.

        Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

        Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".

        Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

        Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

        Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.

        Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Застенчивый человек не в состоянии донести свою значимость. В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

        Худший исход - невроз, депрессия и, возможно, суицид. Часто глубоко застенчивые люди жалуются на потерю смысла жизни.

      Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе.

      Существует тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Типичные проявления неправильного воспитания:

      Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок - помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого и обидчивого.

      Гиперопека . Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. И снова получаем два варианта - ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

      Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

      "Кумир" семьи. Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый. В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые.

      Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители.

      Как помочь застенчивому ребенку?

      Начните с себя . Считаете ли вы себя застенчивым? Называли вас застенчивым в детстве? Есть ли какие-либо ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях?

      Проанализируйте свои родительские ожидания . Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении? Проверьте:

        Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично?

        Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание?

        Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка?

        Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты?

        Отговариваете ребенка испытать что-то новое?

        Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него?

        Сравниваете поступки и личность ребенка с другими детьми?

      Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым - ни учителю, ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, сдержанность, осторожность и т.д. Одна из основных причин застенчивости детей в том, что их называют застенчивыми

      Поощряйте контакт взглядом . Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

      Научите ребенка начинать и заканчивать разговор . Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными людьми. Например, что он мог бы сказать знакомому взрослому; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

      В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте . Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть".

      Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей . Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но не следует и излишне опекать ребенка.

      Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

      Поделитесь с ребенком собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной , а гораздо больше озабочены собственными делами.

      Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо . И прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой.

      Создайте атмосферу доверия в своем доме , стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Тогда ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут.

      Оценка родителей чрезвычайно важна для малыша . Она имеет как положительную, так и отрицательную направленность. Отрицательные оценки взрослых формируют у ребенка самонеуважение, эмоциональную неудовлетворенность, недовольство собой, что свойственно детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.
      Повышение самооценки начинается с похвалы. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

      Изменяйте не ребенка, а его поведение . Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков или высокого уровня тревожности. Обучайте ребенка навыкам общения.

      Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами . Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей – 1) найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить; 2) научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший художник".

      Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас . Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.

      Научите спокойно относиться к ошибкам , на которых учатся все и от которых никто не застрахован.

      Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
      Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

      Другой, наоборот, сторонится детей, боясь насмешек. Так что же делать взрослым, обсудим сегодня рекомендации родителям застенчивых детей.

      Надо сказать, что зачастую эти опасения малыша вполне обоснованны. Как мы уже говорили в предыдущих статьях у детей 4 -5 лет уже достаточно обширный словарный запас при явном отставании логики, потому они вполне могут наговорить много неприятных слов своему другу.

      • Особая категория среди стеснительных детей – это дети, имеющие различные физические недостатки, например, дефекты речи, зрения или слуха. Но эта категория, слава Богу, не так многочисленна. Основную массу застенчивых детей составляют обычные дети.

      Как правило, избегает сверстников и играет в одиночестве.

      Малышу постоянно кажется, что он хуже всех, что другие не захотят принять его, что он может сказать или сделать что-то не так и над ним обязательно будут насмехаться.

      • Такое поведение совсем не означает завышенной самооценки или любования собой, как может показаться со стороны. Выражение «находиться в гордом одиночестве» в нашем случае совершенно не к месту!

      Застенчивый ребёнокчувствует такую же необходимость в дружбе и общении, как и остальные малыши, но в силу каких-то внутренних факторов, он не умеет делиться собственными переживаниями. И как это ни грустно звучит, но одной из причин такого поведения является низкая самооценка

      • Если вы, родители, не работаете над этим качеством, оно, безусловно, будет оказывать значительное влияние на жизнь вашего чада, и сейчас и в будущем.
      • Поскольку застенчивость может сохраняться всю жизнь, принося своему владельцу больше огорчений, чем радости.
      • Поэтому так важно родителям обратить на это внимание, и начать работу над отношением малыша к самому себе. И чем раньше начнется такая работа, тем больше шансов, что ребенок сможет побороть в себе эту черту и станет уверенным в себе взрослым человеком.
      • Во-первых, золотое правило - не критикуйте, «не давите» на малыша. это не болезнь и не порок! Ни в коем случае не упрекайте ваше чадо и не принуждайте его к общению, иначе реакция будет прямо противоположной. Если вам не трудно, уважайте его потребность быть чуть в стороне от сверстников. Но в то же время, предлагайте ребенку такие задания, которые требовали бы обязательного включения в игру или занятие других детей.
      • А можете сами начать играть с малышом, а затем тихим, спокойным голосом предложите другим ребятам присоединиться к вашей игре. Когда увидите, что дети играют увлеченно - тихонько уйдите.
      • После такой игры, обязательно похвалите малыша, отметив при этом: «Ты такой молодец. Мне так приятно наблюдать, как ты играешь вместе с ребятами».
      • Второе – помогайте! Если Ваш малыш включился в разговор, поддержите его. Обратите внимание на его слова. Скажите что-то в ответ.
      • Правило третье – что тренируется, то и развивается ! Если в какой-то ситуации ваш малыш вдруг смутился и умолк, вполне возможно, что он просто не знает, что ответить. Потому постоянно общайтесь с ним: дома, на улице, в транспорте! Постарайтесь научить малыша нужным словам – как обратиться к кому-то с просьбой или пожеланием, как правильно задавать вопросы и отвечать на них, как предложить другому ребенку поиграть вместе. Постепенно самая важная информация уложится в детской головке, и малыш будет чувствовать себя увереннее. Во время разговора с малышом постарайтесь привлечь к общению родственников, друзей, других детей. Чем шире круг общения, тем лучше для вашего чада!
      • Правило последнее, но основное – будьте терпимы и внимательны к своему ребёнку. Постарайтесь создать атмосферу доверия, лёгкости и непринуждённости, это поможет ему раскрыться.

      Консультация для родителей на тему "Застенчивость в детском возрасте"


      Для меня было большим открытием, что застенчивый ребенок имеет ЗАВЫШЕННУЮ самооценку. Я-то всегда считала, что моей девочке не хватает уверенности в себе (не понимая: почему?), я беседовала с ней на темы, какая она у меня замечательная, как с ней интересно будет окружающим, как только она перестанет их стесняться и вступит в контакт.












      Пример :
      посмотри, что это он делает?
      Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку.

      Учим заботиться о других
      Пример:


      Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком:
      Мы с Мишей хотим тебе помочь

      3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников)
      Пример:
      Алла Ивановна к тебе очень хорошо относится





      ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:
      1. Критиковать робость
      2. Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой


      Желаю всем, для кого данная информация окажется актуальной, добиться больших успехов в работе с собственным ребенком или с воспитанниками!
      Статью подготовила воспитатель МКДОУ детский сад № 508 Войтова И.В., по материалам лекции Т.Д. Яковенко, заведующей отделом здоровья и развития детей «ГЦОиЗ «Магистр», доцента НГПУ

      ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Застенчивый ребенок. Что делать?»

      Как внешне проявляется застенчивость
      1. Избирательность в контактах: с близкими, хорошо знакомыми людьми ведет себя раскованно, с новыми, посторонними испытывает эмоциональный дискомфорт, неуверенность, напряжение
      2. Страх перед публичным выступлением
      3. Отказ от деятельности, которая не одобряется взрослыми
      4. Отказ от главных ролей, которые требуют активности

      САМОЕ ГЛАВНОЕ в этом вопросе. Самооценка.
      Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, но при этом СОМНЕВАЕТСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, особенно незнакомых.
      Ожидает плохого, негативного в этой оценке, поэтому закрывается, этакая психологическая защита. Боится отрицательной оценки своей деятельности, поэтому просто отказывается ее совершать.
      Застенчивый ребенок сосредоточен на себе, на своих переживаниях, его волнует вопрос: как ко мне относятся другие?
      Другие дети для такого ребенка – лишь зеркала его внутреннего «я», они ему не интересны. Он постоянно испытывает чувство недооцененности.

      Почему ребенок застенчив? Причины.
      1. Слабая нервная система. Это то, что дается от рождения.
      2. Авторитарный стиль воспитания в семье
      3. Ограниченность контактов семьи: мама с папой и сами не особо открытые люди, любят посидеть в тесном семейном кругу, не обзаводятся новыми знакомыми, редко куда-либо ездят с целью контактов
      4. Настороженное отношение взрослых к миру: постоянное ограничение ребенка, предостережение, все вокруг враждебно, все люди плохие и опасные
      Рекомендации. Как будем исправлять ситуацию.
      1. Развиваем интерес к другим людям (взрослым и детям)
      Обращаем внимание ребенка на других, сдвигаем его со своего Я
      Пример:
      посмотри, что это он делает?
      Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку.
      Как рано встала воспитательница, ей буде приятно, если ты с ней поздороваешься…
      Учим заботиться о других
      Пример:
      посмотри, как ушибся малыш, давай подойдем пожалеем
      папа наш так устал, иди предложи ему подушку и плед
      Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком
      Пример:
      Мы с Мишей хотим тебе помочь
      2. Взрослому самому быть доброжелательным в общении с другими людьми, отмечать в присутствии ребенка достоинства других людей
      3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников):
      Пример:
      Алла Ивановна к тебе очень хорошо отностися
      Делать это настойчиво и постоянно.
      4. Не называть ребенка застенчивым! Подчеркивайте его достоинства, веру в собственные силы.
      5. Помогите ребенку наладить контакт с 1-2 детьми, пригласив в гости, организовав совместную деятельность. На территории ребенка нужно помочь наладить контакт и оставить.
      6. Говорите с ребенком, как прошел день, спрашивайте об одноклассниках, учителе, воспитателе, хвалите за проявление смелости. Всегда начинайте разговор с вопросов О ДРУГИХ ДЕТЯХ.
      7. Готовьте ребенка заранее к новым ситуациям. Расскажите, что будет происходить, как будет интересно, какие там люди замечательные будут. Подскажите, как можно начать разговор, Порепетируйте.
      ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:
      1.Критиковать робость
      2.Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой
      3. Добиваться послушания запугиванием
      4. Ставить в пример ребенку незастенчивых ребят