Как пройти школу приемных родителей заочно. Обязаны ли мы пройти школу приемных родителей? Что такое «свидетельство ШПР установленного образца»

При оформлении опеки и попечительства один из самых часто встречающихся вопросов: кто может не проходить предварительную подготовку (Школу приемных родителей), ставшую обязательной с осени 2012 года. Наш автор — специалист по семейному устройству Алексей Рудов разбирается в этом непростом юридическом и практическом вопросе.

Что говорит закон

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ вступил в силу с 1 сентября 2012 года. В нем установлено, что не могут быть усыновителями и опекунами лица:

  1. (для желающих усыновить) — лица, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). (последний абзац п.1 ст.127 СК РФ).
  2. (для желающих стать опекунами) — лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). (последний абзац п.1 ст.146 СК РФ.

Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей сделаны следующие исключения, и подготовка не обязательна для :

— близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),

— лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла отмена усыновления или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.

Как обстоят дела на практике

Однако в действующем тексте нормы не учтено несколько обстоятельств. Так если усыновитель захотел бы принять ребенка на опеку или планировал усыновить, однако выбранный им ребенок не может быть передан на усыновление и может быть принят только под опеку, то чтобы стать опекуном проходить усыновителю подготовку потребуется.

Аналогичная несуразица есть и в тексте нормы про опеку. Так, опекун не может усыновить своего опекаемого, который уже у него воспитывается или принять на усыновление иного ребенка, не пройдя подготовку, для него нет исключений — это не предусмотрено нормой.

Сейчас готовится внесение поправки в эти статьи, позволяющие усыновителям принять под опеку ребенка, а опекунам усыновить без подготовки, но пока поправки не вступят в силу, требования для них пройти подготовку действуют.

В существующей системе есть ещё один момент, который часто ошибочно трактуется органами опеки не в пользу опекунов. Он касается опекуна, назначенного по технологии предварительного назначения. Передав ребенка на опеку, предварительно назначенному опекуну, без предоставления полного пакета документов, органы опеки почему-то считают, что такой опекун «недоопекун», и настаивают на прохождении таким опекуном подготовки, а иначе они не оформят ему опеку обычным порядком. Это заблуждение.

Закон не предусматривает отдельного требования для предварительного опекуна пройти подготовку и норма исключения его из перечня лиц не обязанных пройти подготовку для него действует. Закон вообще не интересует, как был назначен опекун, ведь речь идет об опекунах вообще и всяких.

Факт то, что такой гражданин опекун, законный представитель ребенка, и на него распространяется исключение из требования пройти подготовку. В противном случае это было бы прямо указано в норме закона, так как ограничительные требования не подлежат расширительному толкованию.

Что делать, если в опеке неправомерно требуют пройти Школу приемных родителей

Специалистам органов опеки, которые выдвигают требования для предварительно назначенного опекуна: пройти обязательную подготовку, мы рекомендуем учить базовые основы права. Понять специалиста можно, как правило, избыточные требования возникают из-за неуверенности в своих знаниях, опасениях, что прокурорская проверка обнаружит промахи и, конечно, это психологически сложно, приходится отступать от привычных правил и брать ответственность на себя. Но идти на поводу не стоит – пусть учатся.

Предварительно назначенным опекунам, от которых специалисты требуют прохождение подготовки, рекомендуем игнорировать незаконное требование и подавать заявление об установлении опеки обычным порядком, с приложением всех документов, кроме свидетельства о прохождении подготовки.

В случае отказа принимать заявление лично, документы лучше передать через канцелярию или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Угрозы специалистов «подавайте-подавайте, всё равно мы Вам откажем» это, к сожалению, часто применяемый и отработанный прием, которым они как раз пытаются не допустить подачи письменного обращения. Поданное письменное обращение вынудит специалистов начать с ним работать, проконсультироваться, заглянуть в учебники и сделать всё как надо. Чтобы упростить специалисту принятие решения и поддержать его рекомендую вместе к заявлению приложить первую часть этого разъяснения.

  • Добавить в избранное 2

50 комментариев

  • Наталья

    Здравствуйте меня зовут Наталья. От первого брака двое первых детей.второй брак хотим взять под опеку с последующим усыновление ребенка.документы все собраны прохожу школу приёмных родителей одна т к муж работает вахтами мксяц через месяц и не успевает на дни школы.Могу ли я быть опекуном и оформить тебе на

    • iolanta_kachaeva

      Добрый день! Что вам сказали в опеке и в ШПР? Подтверждают возможность взять ребенка под опеку с последующим усыновлением? Вы ведь знаете, что для этого необходимо соблюсти не одно это условие — прохождение ШПР.

      • Наталья

        Первые дети тоже с дом малютки.Опека толком ни чего не говорит единственное что заключение нам дадут только после школы т.к остальные документы в порядке.возможно ли на меня одну оформить опекунство?

          • Наталья

            Спасибо за ответы👍нам в опеке пошли на встречу!и школа дала добро но конечно в последующем мужу все таки придётся пройти шкОлу.между прочем я осталась довольной информацией дающий в школе те кто принимает ребенка в семью она просто необходима что бы в дальнейшем не пугаться когда сталкнутся спроблемами.дорогие родители не бойтесь пройти ШПР.

          • iolanta_kachaeva

          • Наталья

            Спасибо как выкрою время с радостью расскажу вам о своей семье)

          • iolanta_kachaeva

            Большое спасибо, буду ждать!

  • Валентина

    Я являюсь опекуном своего 14-летнего внука, хотела бы взять под опеку второго ребенка, чужого по крови, ему 8 лет. Мне на данный момент 66 лет, но чувствую себя хорошо. ШПР не проходила. Могу ли я взять под опеку этого ребенка без прохождения ШПР?

  • Гончарова Анна

    Я была опекуном (девочке уже 18 — поэтому «была»), также в настоящ. время являюсь опекуном др. девочки. Постановление о назначение меня опекуном 1 ребенку было от августа 2012, а второму (той, которой уже сейчас 18л) — от 03 сентября 2012. «Школу приемных родителей» не закончила. Вопрос№1 — наскольно критичен/ужасен факт, что я была назначена опекуном 3 сент 2012 — не пройдя ШПР? Необходимо ли сейчас это упущение восполнять — заканчивать ШПР (с целью «утешить» органы, нивелировать бюрократические риски) ?
    Вопрос№2: желаю снова получить постановление о возможности быть опекуном. Полагаю (а сотрудник органа опеки против), что несмотря на то, что не прошла ШПР ранее, я «освобождаюсь» от формальной необходимости получать сертификат ШПР для возможности взять еще детей (лицо которое является или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей)?

    • iolanta_kachaeva

      Все ответы на ваши вопросы — в статье.

      Как видно из приведенных норм, для будущих усыновителей сделаны следующие исключения, и подготовка не обязательна для:
      - близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),
      - лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла отмена усыновления или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.
      Из чего следует, что по законодательству вы имеете право не проходить ШПР, но можете это сделать в личных интересах, так как ШПР предоставляет большое количество важной и нужной информации, которую вы могли не знать.
      Постановление об обязательном прохождении ШПР вступило в силу 20 августа 2012 года. Опекунство на первого ребёнка вероятно вы оформили до этого числа, возможность взять еще одного ребёнка под опеку вам предоставили без прохождения ШПР! Соответственно, вы можете оформить еще одну опеку без прохождения ШПР до исполнения 18 лет второго опекаемого.

  • НИКОЛАЙ

    Я был временным опекуном своих племянников 8 месяцев. Потом продлили до 10 месяцев. Потом было решение суда о лишении родительских прав у них. А я стал опекуном своих племянников, после суда. Прошло 4 года,нам предлагает опека организовать приемную семью. И посылает учится в ШПР. Хотя мы родственники и у нас была предварительная опека Нам надо ли учится для приемной семьи?

  • ТаНюШкА ДиЯнОвА

    Здравствуйте, я временный опекун племянников, нужно ли мне потом проходить шпр, если я уже хоть и временный но опекун?

  • Константин

    Добрый день меня зовут Константин мне 35 лет,живём в браке с женой у нас 2е своих детей и 4 приемных,документы оформлены как приемная семья на жену так как она одна проходила школу в то время пока я работал.
    Нам говорят что я сейчас должен пройти школу приемных родителей, так как жена не имеет право даже оставить их со мной на сутки и доверенность не помогает!
    На сколько это правомерно если нет то на какие законы нам опираться?

    • Анна Рубинская

      Добрый день,

      для того, чтобы стать приемным родителей необходимо пройти подготовку («школа приемных родителей»). Во многих случаях быть формальными опекунами обоим родителям является целесообразным, с практической точки зрения, например, когда опекун в отъезде, в иных случаях. Также в Москве, возможно, что и в вашем регионе вознаграждение приемному родителю выплачивается обоим родителям, если число детей равно или более трех.

      Ответственность за воспитание детей несет их законный представитель — родитель или опекун. Закон не регулирует детально кому и на какое время имеет право поручить опекун своих подопечных. В связи с чем требования о том, что ваша супруга не имеет право оставлять детей с вами даже «на сутки», не основаны на законе. Эту ситуацию можно сравнить с передачей детей (кровных) на воспитание няням — которые точно также не являются законными представителями детей или их родственниками. Кстати, многие семьи нанимают для помощи в воспитании детей нянь и на практике это не вызывает никаких вопросов. При воспитании детей возникает множество ситуаций, когда ребенок на время перепоручается посторонним людям — учителям в школе,воспитателям в детском саду, при проведении занятий в кружках, медицинским работникам и так далее и тому подобное. То, что эти люди связаны профессиональными обязанностями и отвечают за последствия своих действий по отношению к ребенку, не умаляет того обстоятельства, что они не являются законными представителями ребенка. То, что вы не являетесь законным представителем ребенка, не означает что вы не несете ответственности за причинение ему (им) вреда или нарушение его (их) прав.

      С уважением, Карагодина Н., адвокат

  • Ольга

    Здравствуйте! Хочу стать попечителем ребенка 16 лет с интерната. В опеке мне предлагают курсы 4 месяца. Как их можно не проходить? Муж мой был ранее усыновителем 3х детей, но дети уже совершеннолетние. Еще есть двое 8 лет и 13 лет. Я с высшим образованием детский психолог педагог. Я отказалась быть приемной семьей, или же опекунами. Просто хочу взять ребенка на попечительство. Муж работает в другом городе, я в другом, где и хочу у себя в городе забрать ребенка. Прописка и дом у меня всё тут. Муж прописан и работает в другом. Сначала мне сказали, что можно пройти ускоренный курс 2 месяца, затем отказали через неделю и сказали 4 месяца. Это слишком долго! Куда можно обраться в нашей стране с жалобой! Как можно не проходить их?

  • женя

    хотим взять ребенка с мужем братика и сестричку если будет семья из 3их детишек мы ток з проблема в том что мы не можешь дождаться уроков для приемных родителей прошло уже 5 месяцев а уроков нет мы ездием в администрацию каждую неделю то народу нет то собрали группу и начнуться уроки 100 процентов 13 числа седня уже конец месяца не кто и не позвонил Мы уезжаем на лето в другой город вопрос что в таких случаях можно зделать может там в городе можно школу пройти муж с нами едет ток на месяц я с детишками на все лето можно ли ему тут пройти а мне допустим в другом городе подскажите хоть что то уже и справку с милиции получили и мед комисию махом пройдем а вот уроки тормозят в городе куда я еду у меня прописка есть или может один родитель может школу пройти допустим если муж постоянно работает а уроков до сих пор нет заранее спасибо за ответ извените что сумбурно

    • Мария

      Да потому,что вам вообще в школе бы поучиться. Словарик полистать и узнать, что слово сделать пишется через букву С, а не З. Уточнить, что в нашей стране уже несколько лет существует полиция, а не милиция. Потом может и курсы появятся в вашем городе. Вы сами себя запутали. Из изложенной Вами информации ясно, что вы просто неграмотный гражданин РФ. Печально аж плакать хочется. Удачи.

      • Джина

        Как в школе научили так и пишет человек. Если вы грамотная так и ответьте ей по пунктам что и как делать.

  • Игорь

    Здавствуйте,меня зовут Игорь.Подскажите пожалуйста в каком законе говорится,что ШПР не может проводится в рабочее время.У нас в городе две школы,в одной занятия два раза в неделю(вторник,четверг с 15.00 до 18.00),во второй четверг с 10.00 до 18.00.

  • нина

    Подскажите что можно сделать, проходили школу приемных родителей с мужем, опеку делали на меня (документы), но дали очень плохие характеристики мне, потому что психолог который писала на меня характеристику имела личные счеты со мной, в опеке разбираться не стали ссылаясь на характеристику написали не однозначное заключение, ребенка брать разрешают, но куда бы я не обратилась везде негатив ко мне. Город маленький объяснить что либо сложно, с таким заключением идти в другую опеку то же не вариант. Что бы вы посоветовали.

    • Татьяна Мардиросова

      Вы имеете право обращаться только в опеку по месту жительства, но ШПР имеете право пройти любую.
      Вы можете обжаловать решение органов опеки, и предоставить мнение другого, более уважаемого в вашем городе психолога или психологического центра.

  • Елена

    Добрый день. Подскажите как быть, у мужа ненормированный рабочий день с одним выходным, домой приходит в 19-22 ну никак ему не вырваться на обучение, которое проходит 2 раза в неделю в рабочее время. Уволиться? А на что растить малышку? Я не говорю о вещах, элементарно детское питание за деньги продают…и цена его не 3 копейки…

    • Татьяна Мардиросова

      Здравствуйте,
      вы можете оформить опеку либо усыновление только на себя. Хотя муж все равно должен быть подготовленным к приемному ребенку и его особенностям, он тогда должен подготовиться самостоятельно, используя книги, вебинары, форумы приемных родителей.
      ШПР не должна проходить в рабочее время, это нарушение федерального законодательства.
      Также есть дистанционные ШПР, выдающие официальное свидетельство.

  • Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

    Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. Нововосточный
    Описание: программа предназначена для подготовки лиц, желающих стать замещающими родителями, для детей и детей-сирот, которые оказались по каким-либо причинам без родительского попечения. Программа рассчитана на 14 занятий и плюс в конце курса сдача экзамена. Тем,кто сдал экзамен успешно, выдается Свидетельство о прохождении Школы.
    Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
    Задачи:


    Школа приёмных родителей

    Программа «Школа приемных родителей» способствует благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
    Программа предназначена:
    -для семей, воспитывающих одного или нескольких несовершеннолетних детей и желающие взять на воспитание ребёнка (в том числе кровные родственники);
    -для полных семей, не имеющих биологических детей и желающие взять ребёнка на воспитание;
    -для неполных семей, имеющих потенциальную возможность и желание принять ребёнка на воспитание в замещающую семью.
    Данный материал может использоваться педагогом-психологом, воспитателем, социальным педагогом.

    Пояснительная записка

    На сегодняшний день одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейная форма. Семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации ребенка (подростка), приобщения его к основ¬ным общечеловеческим ценностям, моральным и культур¬ным стандартам поведения.
    Анализ статистических данных показывает, что зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями, но обычно люди, желающие взять ребенка из детского дома, не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки. Это приводит к совершению ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение по специально разработанной программе дает возможность информировать кандидатов в усыновители о возможных трудностях усыновления, попечительства и еще раз обдумать свое решение стать замещающими родителями.
    В настоящее время с целью полноценной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство создает условия для их семейного жизнеустройства. Приоритетным направлением государственной поддержки таких детей является устройство их в замещающие семьи. В связи с этим в нашей стране вступил в силу Федеральный закон от 01.09.2012 года № 351-Ф3, который предусматривает введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.
    Поэтому актуальным становится вопрос о том, в чем особенность воспитания детей-сирот в семье, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, где могут возникнуть «острые углы» в воспитании и как их можно обойти.
    Адаптация ребенка в приемной семье – процесс, не лишенный противоречий и проблем. Нарушение психического здоровья детей, гиперактивность, истеричность, депрессивные состояния все это – затрудняет общение с ребенком, его обучение в школе.
    Приемный родитель, опекун не всегда готов правильно реагировать на подобные проявления, порой сам часто провоцирует возникновение проблем, используя неверные воспитательные подходы к детям.
    Проблемы воспитания приемных, опекунских детей имеют разные истоки:
    - психологические – трудности в налаживании конструктивных отношений между ребенком и взрослыми членами семьи, ребенком и кровными детьми приемного родителя, что ведет к болезненным межличностным конфликтам;
    - педагогические – отсутствие у приемного родителя целесообразной тактики воспитания, преобладание чрезмерной опеки, потворствующей гиперпротекции, или наличие противоречивого подхода к воспитанию со стороны разных членов семьи и так далее, что осложняет процесс реабилитации ребенка.
    Истоки психологических, педагогических причин, осложняющих жизнедеятельность приемной, опекунской семьи, кроются как в определенных качествах приёмных родителей/опекунов, так и в недостатках работы специалистов специализированных учреждений по их подготовке к новой роли.
    Анализируя все эти причины, необходимо отметить, что возникает необходимость в разработке программы по повышению квалификации приемных родителей, опекунов.
    На самом деле, школа приемных родителей – дело, безусловно, полезное. Как говорят руководители московских ШПР, работающих уже почти 10 лет, около четверти слушателей школ на выходе принимают решение, что не нужно им приемное родительство. И это очень хороший результат – в течение одного только года это многие сотни детских судеб, которые могли бы быть искалечены возвратом из семьи в сиротское учреждение.
    Кроме того, погрузившись в тему на время обучения, выпускники ШПР часто обнаруживают в себе ресурсы принять в семью не только голубоглазого беспроблемного младенца, а и ребенка постарше и посложнее, что, разумеется, тоже очень хорошо. Более того, те родители, которые подошли к вопросу серьезно, проходили обучение добровольно, хотя их никто не заставлял. И хотя это не гарантировало абсолютно безоблачного периода адаптации, через который проходят практически все новоиспеченные приемные родители и их дети, они были как минимум готовы к очень специфическим сложностям, настигающим семью в первые месяцы после появления приемного ребенка.

    Программа реализуется в четыре этапа: диагностический, обучающий, аналитический и заключительный.
    Целью диагностического этапа работы является изучение степени осознанности участниками группы мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения принять ребёнка в семью. Проводится диагностическая работа по выявлению психологических особенностей лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; по изучению супружеских, внутрисемейных отношений; отношения к воспитанию детей.
    Целью обучающего этапа работы является обучение, информирование, которое носит одновременно профилактический и образовательный характер. Кандидатам в приёмные родители даются научно-популярные психолого-педагогические и медицинские знания об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    На аналитическом этапе программы осуществляется изучение основных изменений, произошедших с кандидатами в замещающую семью после прохождения курса программы.
    На заключительном этапе проводится итоговая аттестация в форме тестирования с целью выявления уровня освоения кандидатами теоретических знаний.
    Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей состоит из трех блоков и включает в себя 15 занятий общей продолжительностью 63 часа.
    1. «Юридический блок»
    2. «Психолого-педагогический блок»
    3. «Медицинский блок»
    Формы работы:
    -групповая, индивидуальная, дистанционная;
    Формы проведения занятий:
    -лекции, мини-лекции;
    -семинары-тренинги;
    -«мозговой штурм»;
    -ролевая игра;
    -дискуссия;
    -практическая работа.
    Занятия ведет педагог-психолог. При необходимости, в зависимости от тематики занятий, привлекаются штатные работники и специалисты из других учреждений.
    По результатам обучения слушателям Школы приемных родителей, которые успешно сдали итоговую аттестацию, выдается Свидетельство о прохождении курсов.
    Группа формируется из кандидатов в замещающие родители не более 10 человек. Продолжительность занятий не менее 3 часов.
    Срок реализации: 7 недель.

    Цель и задачи программы
    Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
    Основными задачами являются:
    - помочь Кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
    - формировать у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков;
    - подготовить слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработать пути их преодоления;
    - дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
    - оказать эмоциональную поддержку замещающим семьям.

    Учебный план

    1.Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
    (далее – курс подготовки)
    2.Содержание и цели программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - программа)
    3.Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
    4.Особенности развития ребенка
    5.Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
    6.Особенности ребенка, оставшегося без попечения родителей
    7.Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
    8.Адаптация ребенка в семье
    9.«Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
    10.Обеспечение безопасной среды для ребенка
    11.Особенности полового воспитания ребенка
    12.Родительские и профессиональные роли усыновителей, приемной, опекунской семьи (далее – замещающая семья) и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки и попечительства
    13.Основы законодательства РФ об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
    14.Подведение итогов освоения курса программы и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью
    15.Итоговая аттестация

    Темы программы

    Тема 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
    Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
    Процесс и этапы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
    Социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.
    Гигиенические требования по уходу за ребенком и требования к организации питания.
    Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
    Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей после устройства ребенка.
    Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка.
    Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.
    Структурированное интервью на тему «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» проводится по завершении темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители.

    Тема 2. Содержание и цели программы
    Содержание и цели программы.
    Понятие обучающе-психологического тренинга.
    Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.
    Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки (далее - участники тренинга), и членов их семьи.
    Содержание обучающе-психологического тренинга.
    Правила работы участников тренинга в группе.
    Знакомство участников тренинга.
    Ожидания и опасения участников тренинга.

    Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка.

    Компетенции (ценности, знания, умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
    Проблема подбора семьи и ребенка (чувства лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
    Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
    Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.

    Оценка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечивать потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейной системы.
    Компетенции лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
    Знания и умения, необходимые лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    Тема 4. Особенности развития ребенка
    Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
    Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
    Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
    Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
    Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

    Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
    Виды жесткого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
    Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.
    Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
    Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
    Оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

    Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
    Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
    Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
    Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
    Понятия «горе» и «потеря» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешение чувств, депрессия, принятие).

    Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
    Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, совместно с членами их семьи.
    Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
    Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
    Паттерны семейного взаимодействия.
    Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможность их развития.
    Обсуждение с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, распределения ролей в семье.
    Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
    Социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. «Система поддержки» и ресурсы семьи.
    Личная и семейная ситуация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в семью.
    Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
    Опыт воспитания родных и усыновленных, опекаемых детей в семье лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
    Понимание всеми членами семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
    Роль сотрудничества членов семей, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения воспитания ребенка.

    Тема 8. Адаптация ребенка в замещающей семье
    Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают усыновители, опекуны, приемные родители в связи с появлением в семье усыновленного, опекаемого, приемного ребенка.
    Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка.
    Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы развития в восприятии поступков родного и усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя усыновленными, опекаемыми, приемными и родными детьми.
    Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление «трудного» поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
    Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
    Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
    Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.
    Возможные последствия сохранения (не сохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
    Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
    Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребенка».

    Тема 9. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
    Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, адекватное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы борьбы с ними.
    Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
    Формирование моральных норм у ребенка. Причины усвоения ребенком этнических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
    Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

    Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка

    Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
    Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
    Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

    Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка
    Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
    Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка.
    Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
    Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте.
    Защита ребенка от сексуального насилия.

    Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки и попечительства
    Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.
    Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.
    Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка и их взаимодействие.
    Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - органы опеки и попечительства - замещающая семья).

    Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
    Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Правовые основания для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
    Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
    Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы семейного устройства.
    Перечень документов, представляемых лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.
    Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
    Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
    Поиск и выбор ребенка для устройства его в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
    Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семьи граждан, в зависимости от формы семейного устройства.
    Возмездные и безвозмездные виды опеки: приемная и опекунская семья, их различия. Права опекуна (попечителя), приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и опекунской семьи, льготы.
    Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача в заявления суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
    Перечень документов, передаваемых замещающей семье учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства.
    Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
    Защита личных и имущественных прав ребенка.
    Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
    Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществлении помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного на воспитание в семью.
    Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
    Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные формы.
    Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
    Ответственность опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей.
    Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
    Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции.

    Тема 14. Подведение итогов освоения курса программы, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

    Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
    Оценка степени освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
    Совместное освоение итогового заключения о готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание.

    Ожидаемые результаты.

    Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
    -о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
    -об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
    -о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
    -о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
    -о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
    -о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
    - о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
    Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:
    -свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
    -закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
    -важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
    -причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
    -о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
    -этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
    -особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
    -о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
    - санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
    - способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
    -возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
    Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
    -использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
    -видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
    -рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
    -выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
    -осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
    -быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
    -предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
    -оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
    -преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
    -прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
    -понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
    -оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
    -быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
    -ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
    -заботиться о здоровье ребенка;
    -соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
    -понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

    Список литературы
    1. Абросова, Л. М. Настольная книга приемного родителя [Текст] / Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, Д.Г. Пирогов, О.В. Суковатова. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. - 128 с.:
    2. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст ] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. - 2003. - №4. - 111 с.
    3. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М.А. Аралова. - М.: ТЦ Сфера. – 2010. – 272 с.
    4. Брутман, В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
    5. Вараева, Н.В. Некоторые аспекты развития самосознания ребенка в условиях социально-реабилитационного центра и направления реабилитационной работы. Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006.
    6. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 4–е издание, переработанное». – СПб.: Питер. - 2009. – 58 с.
    7. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2004. - 64 с.
    8. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007.
    9. Губина, Т.В. Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей [Текст] / Т.В. Губина. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 148 с.
    10. Дерябина, В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье [Текст] / В.В. Дерябина. – М.: НОВУВ ПО «СФГА», ООО «Вариант». – 2010. – 24 с.
    11. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф -сервис, 1998.
    12. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2000.
    13. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000.
    14. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие. Чебоксары, 1999.
    15. Жамкочьян М. Как говорить с детьми, чтобы они нас слышали// Педология. №8, 2001.
    16. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь. - 2003. - 248 с.
    17. Капилина (Пичугина), М.В. Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т. Д. Панюшева. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с.
    18. Капилина (Пичугина), М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева. – М.: Никея, 2015. – 432 с.
    19. Козлова, Г.Л. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения [Текст] / Г.Л. Козлова, Л.Н. Мирейчик, М.В. Пряхина. - 2003. - 76 с.
    20. Копытин, А.И. Арт-терапия жертв насилия [Текст] / Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте¬рапия. - 2009. - 144 с: ил.
    21. Корельская, Н.Г. «Особенная» семья – «Особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии Советский спорт, 2003 г. 232
    22. Крылова, Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска [Текст] / Т.А. Крылова // Справочник педагога-психолога (школа). - №3. 2013. – 80 с.
    23. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1999.
    24. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998.
    25. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - СПб.: Речь. - 2004. - 154с.
    26. Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема. Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье [Электронный ресурс] /
    27. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед./ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Владос-Пресс, 2004.
    28. Петрановская, Л.В. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье [Текст] / Л.В. Петрановская. – СПб: Питер, 2015 – 160 с.
    29. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2004. - 368 с.
    30. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2006.
    31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
    32. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга)/ Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2000.
    33. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов /под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой. СПб.: Речь, 2007.
    34. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
    35. Пятницкая, Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события [Текст] / Е.В. Пятницкая. – М.: Николаев. – 2009. – 68 с.
    36. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)Хрусталькова, Н. А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 [Текст] / Н.А. Хрусталькова; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. - Саранск, 2009. - 489 с.
    37. Сельчёнок, К.В. Психология экстремальных ситуаций [Текст] / К.В. Сельчёнок, А.Е. Тарас. – М.: АСТ. - 2000 – 480 с.
    38. Сидорова Л.К. Роль ППМС-центров в предупреждении социального сиротства и безнадзорности. // Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детского возраста. СПб.: 2000.
    39. Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье [Электронный ресурс]
    40. Фромм А. Азбука для родителей. М.: «Знание», 1998.
    41. Шапиро, Е.И. Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет. Консультации психолога [Текст] / Е.И. Шапиро. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 16 с.

    «Школа приемных родителей» [Текст]: Программа / сост. Н.Н. Копылова, - Ново-Восточный: Изд-во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» // 2015
    Технический редактор Н.Н. Копылова
    Оригинал-макет подготовлен на компьютерном комплексе
    МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

    Выкладываю сканы моих ответов тестового задания. Там очень интересная система оценки. Учитываются только правильные ответы, неправильные не учитываются. Разумеется, очевидным решением будет поставить галки везде. Но тут уже "члены комиссии" могут засовмневаться в "знаниях" кандидата. при этом количество неправильных галок для таких "сомнений" нигде не прописано, но правило "сомневаешься - ставь" я всёже советую применять. Вопросы составлены с ловушками и зачастую весьма расплывчато. По этому бланку работают все ШПР Москвы, к нему есть ключ, по которому старятся правильные ответы. Проверяющие ШПР в первую очередь смотрят эти бланки и насколько их проверка соответствует ключу (который, бггг, первоначально сам был неверный, потом исправили)
    Адекватность вопросов прошу не обсуждать - это вопрос к адекватности составителей. Занятия в той ШПР, где я был вообще никак не коррелировали с вопросами бланка. Это были скорее некие общие курсы родительской компетенции с начальными знаниями по психологии. Все занятия вела одна и та же сотрудница детдома из "социальной службы", только на первые занятия один раз пришёл сотрудник из местной опеки и ещё на одно - врач из присоединённого дома ребёнка, больше иных тренеров не было.
    Лист 1

    Разумеется, без знаний что такое "семейная система" воспитание ребёнка невозможно! А вы знаете, что это?
    Про "семейные правила и традиции" долго пытался угадать социально желательный ответ, и мне это удалось:)
    Просьба и предупреждение - ДЕСТРУКТИВНЫЕ методы воспитания, помните!
    А депривация можнет быть материнской, но не может быть отцовской, такая вот дискриминация депривации:)
    Лист 2!


    RAD - как суслик. Ты видишь его? Нет. А он - ЕСТЬ! Так и здесь. Размытой привязанности, оказывается, не существует.
    Трудное поведение в процессе адаптации? Нет такого, если верить тесту. Правда, непонятно про что тут половина постов...
    Вопрос 7 - это как раз вопрос-ловушка. Я проверяльщиков я просил уточнить формулировку. Вроде бы, очевиден ответ, который я поставил, однако это НЕПРАВИЛЬНО! Надо было ставить не только "вся семья", но и поставить галки напротив всех остальных ответов про детей и родителей, хотя они, в общем-то не являются правильными, т. к. они неполные. Но в ключе они "в совокупности" стоят как правильные. Конечно, не будь в бланке полного ответа, конечно я бы их отметил, но имея исчёрпывающий вариант ответа, мне и в голову не пришло отмечать ответы неполные.
    Лист 3


    Оставим аопрос, зачем знать про контроль над усыновлёнными, допустим, опекунам, тут фишка в том, что контроль "в зависимости от ситуации" тоже верный, несмотря на то, что противоречит федеральному закону! В формулировке вопроса не указано, что опека может только "купить" право этого контроля, если усыновители согласятся на это, согласившись на усыновительские выплаты. Кандидат должен после обучения демонстрировать готовность на все виды контроля, независимо от формулировок!
    12 вопрос, каюсь, не угадал. Но по-моему, это настолько ничтожная вещь - ведь если не собираешься бежать, всё равно скажешь опеке, когда и куда переезжаешь, не так ли? Это же не одного дня дело.
    Лист 4


    Не знаю, если ли в 17 и 18 ещё правильные ответы. Но мне кажется, что сами ситуации - когда малыш плачет неделями и школьник не аттестован по бОльшей части предметов - уже вызывают вопросы к педагогическим и родительским компетенциям принимающего родителя вообще, как такое в принципе возможно.
    И последний лист


    в 19 всё правильно сделал - НЕ отметил самые бредовые варианты.
    Ну а в последнем ещё один правильный ответ - звонить в ментовку. Далее КДН, опека и так далее. До утра ждать, как это всегда делали - НЕЛЬЗЯ! Это тот случай, когда официальная наука не разрешает воспитывать детей так, как это требуется. Я уже молчу, что в общем-то прийти домой после 22.00 это скорее норма для подростка, тем более летом.
    Вот такой вот тест! Надеюсь вам понравилось! Те, кто сейчас в московских ШПР - имейте в виду, запомните правильные и неправильные ответы. Иногда так бывает, что в конце занятий тренер просто диктует правильные ответы (учитывая бредовость опросника, я скорее ЗА это), но у нас это было только на юридическом блоке, я не записывал - был уверен, что тут-то проблем не будет, а вот как оказалось, не знаю в какой срок надо о переезде сообщать! 10 лет на одном месте живу и не знаю!
    Если не сдал - мир не рухнет, хоть и пересдать нельзя. Надо ЕЩЁ РАЗ отсидеть весь курс, хоть в той же ШПР, хоть в другой. Число попыток не ограничено:)
    И ещё. Корочка ШПР - отнюдь не пропуск в мир приёмного родительства. Опека на этапе выдаче заключения может запросить детдом, где проходили ШПР, на предмет "оценки личности кандидата". Если тренеры ШПР "за вас" - наверное, проблем не будет. А если у вас отношения не очень, или формальны - то "мы обязаны сообщить". Так что на всякий случай фильтруйте базар на тренингах и рефлексии.

    08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

    8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

    В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

    В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

    Справочно

    В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

    В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

    Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

    Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

    Впервые Министерство образования Московской области совместно с киностудией «Союзмультфильм» в преддверии Международного дня защиты детей подводит итоги конкурса рисунков на тему «Каникулы в Подмосковье». Участники - дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в подмосковных детских домах и в замещающих семьях.

    Госдума разрешила усыновление детей больным ВИЧ и гепатитом С. Речь идет лишь о тех случаях, когда ребенок живет с потенциальным усыновителем или опекуном «в силу уже сложившихся семейных отношений»

    Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.

    Пройти обучение в школе приемных родителей обязаны те, кто собирается:

    Отказаться от прохождения обучения могут только близкие родственники сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры), и те, кто уже стал опекуном, попечителем или усыновителем.

    2. Чему учат в школе и как проходит обучение?

    В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:

    • помогают понять, готовы ли они к этому;
    • оказывают помощь в выборе формы устройства ребенка (усыновление, опека (попечительство), приемная семья или патронаж);
    • знакомят с законодательством в области усыновления и установления опеки (попечительства);
    • рассказывают о психологических трудностях, с которыми сталкиваются дети и взрослые как в период адаптации, так и после.

    Также обучение включает в себя обязательное посещение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.

    Занятия проводятся в очной или очно-заочной форме. Размер группы при проведении практических занятий не может превышать 15 человек.

    Пропускать занятия нежелательно: сотрудники школ ведут учет посещаемости. Если кандидат в усыновители (опекуны или попечители) пропустит более 20% занятий, его обяжут изучить непройденный материал с последующими группами.

    По окончании обучения проводится итоговый экзамен. Если он успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи или патронажа.

    3. Как выбрать школу и записаться в нее?

    Подготовку усыновителей и опекунов (попечителей) проводят органы опеки и попечительства и организации, которым эти органы передали соответствующие полномочия.

    Записаться можно в любую школу приемных родителей, независимо от места постоянной или временной регистрации. Для этого достаточно лично прийти в школу, подать письменное заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. Заявление также можно подать онлайн. Зачисление в школу должно произойти не позднее чем через 30 календарных дней.

    Иностранные граждане могут пройти обучение как в своей стране в специализированных школах, так и в России. Однако, если программа подготовки приемных родителей в иностранном государстве существенно отличается от Требования к содержанию программ утверждены приказом Минобрнауки РФ № 623 от 20.08.2012 года.

    ">российской, свидетельство о прохождении подготовки могут признать недействительным. Обучение проводится на русском языке. На занятиях можно присутствовать с переводчиком.

    Обучение бесплатное.

     Результаты психологического обследования могут быть переданы в орган опеки и попечительства, но только с письменного согласия обучающегося.