Почему мой ребенок не. Мой ребенок не такой, как все. Почему ребёнок говорит или делает одну и ту же вещь — снова и снова

Светлана Пасечник
Почему мой ребёнок не такой, как все?

Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «неконтактный, безучастен к окружающему», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» - с этими и подобными жалобами родители чаще всего обращаются к специалистам.

Что же такое аномальное развитие? При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных функций (речи, моторики, зрения, слуха) приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций. Нормальное развитие характеризуется определенной последовательностью формирования мозговых механизмов психической деятельности. При аномальном развитии эта последовательность нарушается.

Причины отклонений в развитии могут быть разными. Выявление их имеет важное значение для определения специфики, длительности лечебно-коррекционных мероприятий, а также для прогноза дальнейшего развития и социальной адоптации. Кроме того, знание причины нарушений в развитии ребенка помогает родителям определить возможность риска отклонений в развитии при последующих родах.

Особые проявления имеет отставание психомоторного развития детей с повреждением мозговых структур и их функций. Вредные факторы, действующие на мозг во время его интенсивного развития, т. е. во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка, нарушают процесс его созревания и функционирования. В зависимости от времени и тяжести этого повреждения возникают различные отклонения в развитии.

Нерезко выраженное влияние различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг может не вызвать его структурных повреждений, а лишь нарушит темп созревания мозговых структур. Это будет проявляться в различных задержках психического или речевого развития.

Повреждения головного мозга могут быть связаны с его кислородной недостаточностью в период внутриутробного развития, в момент родов или после рождения. Это имеет место в случаях, когда ребенок рождается обмотанным пуповиной с нарушениями дыхания, отсутствием крика, бледными или синюшными кожными покровами (асфиксия новорожденного).

Даже недлительная асфиксия в родах может вызвать тяжелое повреждение головного мозга в тех случаях, когда она сочетается с кислородной недостаточностью мозга во внутриутробном периоде в результате тяжелого токсикоза у беременной, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, гормональных нарушений, заболеваний печени и почек, травм, нарушений питания, а также связаны с образом жизни беременной женщины.

Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови матери и плода и обусловливает различные мозговые поражения у ребёнка.

Повреждения головного мозга могут также возникать в связи с механической родовой травмой и внутричерепными кровоизлияниями, которые наиболее часто возникают при затяжных родах, требующих оперативного вмешательства (наложение щипцов, вакуум-экстрактора). Тяжелые повреждения головного мозга могут иметь место при его воспалительных заболеваниях (энцефалитах-воспалениях мозга и менингитах-воспаления мозговых оболочек).Наиболее неблагоприятные отдаленные последствия имеют воспалительные поражения мозга во внутриутробном периоде. Они возникают при заболеваниях матери во время беременности различными инфекционными заболеваниями. Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает заболевание матери краснухой в первые 3 месяца беременности.

Внутриутробное повреждение мозга может возникать под влиянием токсического действия на плод некоторых лекарственных препаратов, применяемых матерью во время беременности.

Особенно большой вред внутриутробному развитию плода наносит хронический алкоголизм матери. Воздействие алкоголя на развивающийся плод приводит к структурным изменениям в центральной нервной системе, а также к разнообразным порокам развития многих органов и систем.

Ещё одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.

Сегодня остро встаёт вопрос о влиянии на ребёнка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов.

В настоящее время установлена роль наследственных факторов в возникновении различных отклонений в развитии. Около 70% всех случаев умственной отсталости имеют генетическое происхождение. Доказана преобладающая роль наследственных факторов в возникновении врождённых дефектов слуха, зрения и др. Генными изменениями могут быть вызваны наследственные дефекты обмена, при которых нарушается созревание и деятельность мозга.

Отставание в психическом развитии может наблюдаться у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Особенно пагубными являются частые инфекционно-вирусные заболевания и ранние желудочно-кишечные расстройства. Такие дети отличаются общей вялостью, мышечной слабостью, иногда, напротив, могут наблюдаться нарушения сна, общее беспокойство. Характерным для этих детей является чередование вялости и повышенной возбудимости. Дети отличаются низким эмоциональным тонусом, у них не развивается эмоционально-игровой характер общения, задерживаются начальные этапы развития речи. У некоторых детей отмечается также отставание в развитии двигательных функций: они позже начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить.

Отставание в развитии может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды

(неудовлетворение психических и особенно эмоциональных потребностей, отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в неполных семьях и

Доказано, что в первые годы жизни ребёнка наибольшее значение имеет отношение к нему матери, затем постепенно, год от года возрастает роль отца.

Для того чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо окружить его заботой, вниманием и лаской.

В неблагополучных семьях, когда один или оба родителя страдают алкоголизмом, ребёнок растёт сиротой. Он не получает в необходимом для его возраста объёме информацию.

Первое, что необходимо ребёнку для нормального развития,- это любовь. Однако неблагоприятно сказывается и чрезмерная опека родителей, заласкивание его. Это часто имеет место, когда ребёнок растёт слабым, болезненным. Родители создают ему «оранжерейные» условия, пытаясь сделать за него всё. Такой ребёнок растёт инфантильным, беспомощным, эгоцентричным, у него слабо формируются волевые качества, часто отстаёт развитие речи и двигательных навыков.

Вредное влияние на психическое развитие ребёнка оказывают наказания, запугивания. В этих случаях не только задерживается его развитие, но возникают и невротические расстройства (нарушение сна, аппетита, поведения, появление тиков, страхов, а также заикание и недержание мочи.

Понимание специфики и причин нарушений психомоторного развития ребёнка помогает специалисту ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей: «Что делать?», «Где воспитывать ребёнка?», «Как помогать его развитию?».

Родителям полезно знать, что в настоящее время имеется достаточно широкая сеть специальных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Это детские сады, специальные дошкольные группы при детских садах общего типа. Эти виды специальных дошкольных учреждений предназначены для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата.

В результате такого обучения у ребёнка с отклонениями в развитии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррекция и компенсация имеющегося у ребёнка дефекта. Коррекция-это сглаживание недостатков развития ребёнка с помощью различных педагогических, лечебных и

технических средств. В коррекционных группах предусмотрено наличие медицинских работников, специалистов по массажу, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, которые проводят там свои занятия. В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение.

Помощь ребёнку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии – это не только труд специалистов, но и повседневная, огромная работа родителей. Именно в процессе общения с матерью и окружающими его людьми происходит так называемое первичное обучение, которое и является фундаментом дальнейшего психического развития.

Семья – это родной дом ребёнка, где он живёт, играет, учится постигать окружающее, практически познаёт, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью. Очень важно, чтобы в семье сложились условия благоприятные для его жизни, общего развития, становления его как личности. Воспитывать и обучать всякого ребёнка трудно. Трудности резко возрастают, если у ребёнка имеются те или иные отклонения в развитии. Однако, почти всегда ему можно в той или иной степени помочь в плане коррекции имеющегося недостатка.

Организация жизни такого ребёнка представляет собой не только педагогическую, но и медицинскую проблему. Поэтому родителям необходимо как можно раньше обратиться к детскому врачу, специалистам разного профиля, чтобы получить от них полезные советы и реальную помощь, способствующую коррекции зрения, слуха, двигательной сферы или речи. Консультации врачей должны быть не разовыми, а периодическими, что позволяет увидеть те изменения, которые имеют место в состоянии ребёнка под влиянием его роста и действия медикаментозных средств.

Важны также постоянные контакты родителей с педагогом-специалистом, знающим, как следует работать с детьми различных возрастов, у которых имеются отклонения в развитии, чтобы способствовать коррекции и компенсации присущих ребёнку дефектов.

Следует заметить, что родители поступают совершенно неправильно, когда предъявляют ребёнку с отклонениями в развитии требования, для него непосильные, заставляют прилагать чрезмерные усилия для их выполнения. В этих случаях ребёнок перенапрягается физически и морально. Он страдает, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворённости, сердятся на ребёнка за то, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве может возникнуть тихий, затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребёнок.

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребёнка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определённого круга знаний об особенностях и возможностях ребёнка. Именно семья может оказать малышу существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду.

Р ечь – один из многочисленных навыков малышей, по которому принято судить о развитии ребёнка и его полноценном поэтапном созревании. Одни из них начинают разговаривать едва достигнув годовалого возраста, другим требуется несколько лет, чтобы освоить хотя бы минимальный набор фраз. Именно длительность доречевого периода вызывает у родителей наибольшее количество вопросов. О становлении речи у детей мы поговорили с логопедом высшей категории, врачом с многолетним стажем Яной Полей .

Правда ли, что, несмотря на развитие технологий в современном мире, практически каждый ребёнок в возрасте от двух до четырёх лет вынужден обращаться к специалисту с этой проблемой?

– Я бы сказала: благодаря технологиям. Речь – очень хрупкий инструмент. С одной стороны, наличие речи определяет развитие нашей цивилизации, с другой стороны, в биологическом смысле, она появилась у нашего вида совсем недавно. И при малейших неблагоприятных воздействиях она страдает. Это могут быть как лёгкие нарушения, так и тяжёлые – отсутствие речи, заикание. И у каждого из них разные причины. В группе риска те дети, чей организм подвергался вредоносному влиянию во внутриутробный период и в раннем возрасте, кто часто болеет, имеет хронические заболевания.

С другой стороны, благодаря развитию медицины, мы уже примерно сто лет умеем выхаживать недоношенных детей, исправлять последствия генетических изменений или тяжёлых болезней. Но это часто сопровождается нарушениями речи. А поскольку численность населения планеты растёт с каждым годом, то и в логопедической помощи стало нуждаться больше детей и взрослых. Раньше людей с проблемами в развитии речи просто оставляли без помощи, потому что ещё не знали, что с этим делать, и часто приписывали им интеллектуальные или психические проблемы.

С какого возраста ребёнок начинает понимать речь родителей?

– К году дети понимают интонации, отдельные слова, часто связанные с конкретным объектом. Постепенно объём пассивного словаря расширяется, увеличивается понимание. Первичное понимание речи можно наблюдать уже в 6-8 месяцев, например, мы называем игрушку, а ребёнок ищет её глазами. В два года дети уже способны понять простой рассказ с опорой на картинку. Чем больше мы разговариваем с детьми, тем больше они потом разговаривают с нами, и тем лучше и быстрее развивается их речь.

Может ли отсутствие речи говорить о серьёзных заболеваниях?

– Здесь мы смотрим, как именно «отсутствует речь», поэтому и просим показывать детей логопедам и врачам в два, три года и в пять лет. Это самые важные возрастные моменты, когда видно всё хорошее и всё плохое в развитии ребёнка. Когда ко мне приводят малыша, у которого нет речи или она не соответствует возрастным нормам, то в первую очередь я направляю родителей на консультацию к отоларингологу, чтобы исключить снижение слуха, и к неврологу, чтобы разобраться в причинах отсутствия речи.

– В каком возрасте ребёнок должен начать говорить?

– Первые слова появляются около года, фразы – около полутора лет. А то, что обычно родители понимают под речью – фразы из трёх-четырёх слов – в норме появляются в 2-2,5 года. Обычно в три года дети очень прилично общаются, могут рассказать о себе, шутить, пересказывать увиденное или услышанное. Понятно, что бывают индивидуальные особенности развития, но обычный ребенок в 2-2,5 года уже говорит.

– Могут ли игры с современными гаджетами, различными электронными устройствами влиять на задержку речи или, наоборот, помогать её становлению?

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Позднее становление речи может повлиять на развитие других способностей ребёнка?

– Несомненно. У речи есть две основные функции – когнитивная и коммуникативная. То есть добыча информации и общение с социумом. Если человек не может получать новую информацию, не может общаться, то его жизнь весьма затруднена.

– Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

– В разном возрасте разное. С года до двух лет родителям стоит обратить внимание на то, как формируется пассивный и активный словарь. То, что понимает малыш, и то, что он использует. Если в два года у ребёнка совсем нет фразовой речи, мало слов, то надо бы навестить логопеда. Если малыш не реагирует на звуки, то стоит бежать к врачам сразу, до логопеда. В пять лет – если ребёнок говорит с многочисленными грамматическими ошибками, коверкает слоговую структуру слов, с трудом может пересказать фильм или рассказ. Если в целом речь сформирована нормально, но нарушено звукопроизношение, то с пяти лет лучше заняться этим вопросом и исправить нарушения до школы.

– Что нельзя делать при воспитании ребёнка, чтобы не навредить становлению его речи?

– Все «нельзя» вытекают из одного: первые три года речь ребёнка развивается в общении со своими близкими, которым он подражает. А ближе всего к малышу мама и папа - пусть он подражает правильной речи. Нельзя ограничивать ребёнка в игре и движении. Нельзя подвергать его стрессам, в том числе и занятиям, связанным с зубрёжкой, с неподвижным сидением в одной позе. Чтобы лучше развивалась речь, надо чтобы полноценно развивался мозг, мышление.

– Речь у мальчиков и девочек развивается одинаково?

– По-разному, но не так, как об этом сообщают народные мифы, например, что мальчики начинают говорить позднее девочек. Может быть, и позже, но не на год и не на три. Скорее, у мальчиков чаще встречаются речевые проблемы, а в развитии они отстают от девочек в среднем на пару недель.

Что делать, если ребёнок не говорит, а объясняется только жестами?

– Если мы знаем точно, что слух ребёнка сохранён, то мы должны понимать и произносить вслух то, что он хочет сказать. Например, малыш показывает на чашку: «Ты хочешь пить? Это твоя чашка. На, сок. Вот твой сок». Если что-то делаем с ребёнком, то обязательно всё называем. Даём игрушку: «На, мишку. Я тебе даю мишку». Моем руки: «Помоем руки, вот вода, вот мыло, давай намылим пальчики, ладошки». И обязательно посоветоваться с логопедом, как именно стимулировать возникновение речи. Маленьким детям естественно опираться на жесты и мимику. У них ещё нет слов, они неловкие в физическом плане, только-только учатся управлять своим телом. Жесты для них - понятный и доступный способ что-то высказать. Но мы обязательно должны сопровождать их словами, показывая пример речи.

– Существуют ли нормы развития речи по годам (месяцам), и для всех ли они подходят?

– Существуют и подходят всем. Поэтому и называются «нормы». Понятно, что всё усреднённое. Например, ребёнок в два года должен иметь словарный запас примерно 200-300 слов, но если ваш малыш оперирует сотней слов, то это не признак неразвитой речи. Да, есть нормы, на них можно ориентироваться, но у каждого ребёнка есть свои особенности развития.

Есть вопросы? Напишите в комментариях!

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Между мужским и женским мозгом существуют различия, которые среди прочего влияют на возможности обучения. (Если этот вопрос хочется поизучать глубже — смотрите результаты исследований Герберт Лэндсел (Herbert Landsell) США, Дорин Кимура (Doreen Kimura) Канада и др.).

Девочки успешнее мальчиков в начальных классах, так как они лучше воспринимают и запоминают информацию, логически не связанную, им легче дается чтение и правописание. Мальчики же быстрее осваивают работу с формулами и теоремами, они лучше воспринимают и запоминают логически организованную информацию.

Когда школьная математика начинает ставить перед ребятами задачи более сложные, чем деление и умножение, мальчики справляются с ними чаще всего намного лучше и быстрее девочек.

И это объясняет тот факт, почему в старших классах мальчики догоняют, а зачастую и обгоняют девочек по успеваемости.

Мальчики больше внимания уделяют вещам, девочки – отношениями между людьми. Этим объясняется повышенная чувствительность девочек к случайно произнесенному грубому слову или укоряющему взгляду.

Они считывают и анализируют полученную информацию на эмоциональном уровне, зачастую подсознательно. И возможно, с точки зрения Взрослого «ничего страшного не произошло»: со стороны может казаться, что взаимоотношения Учителя и Ученика «нормальные», а для девочки ходить в школу становится невыносимо тяжело.

Чаще всего мальчики более активны физически, и им сложно высидеть весь урок. Перемены не хватает на то, чтобы выбросить накопившуюся энергию. И на следующие занятия они приходят в возбужденном состоянии, требуется немало времени, чтобы они смогли начать слушать Учителя.

С другой стороны, если к началу урока мальчики успевают вернуться в спокойное состояние, то они готовы сразу включиться в процесс, но пока Учитель делает перекличку, проверяет домашнее задание и говорит какие-то вводные слова, мальчики успевают «перегореть» и потом уже не способны включиться в процесс.

Убедить ребенка учиться при таких разных потребностях мальчиков и девочек становится весьма трудной задачей.

От совместного обучения проигрывают оба пола: девочки за начальную школу успевают привыкнуть к тому, что им все дается легко, а мальчики привыкают быть отстающими.

Потом картинка меняется. У девочек очень часто развивается «синдром отличницы», который мешает потом на протяжении всей жизни: девочкам бывает очень трудно смириться с неудачей, если есть привычка делать все удачно с первой попытки.

Возможно, ваш ребенок не хочет учиться по одной из вышеперечисленных причин.

Помимо половых отличий существуют еще и личностные, и они тоже не всегда учитываются Учителем.

Всех людей по доминирующему способу восприятия можно разделить на три группы:

  1. аудиалы
  2. визуалы
  3. кинестетики

У аудиалов доминирует слух, у визуалов – зрение, у кинестетиков – ощущения: осязание, вкус, обоняние.

Каждый человек использует (по возможности) все три группы, но одна из них является доминирующей, с ее помощью человек усваивает информацию наилучшим для себя способом.

Аудиалу может быть сложно воспринять информацию, которая не озвучивается вслух, а пишется на доске, например. Визуалу, напротив, будет сложнее усвоить информацию на слух, не видя ее.

В идеале на каждом уроке у Ученика должна быть возможность и услышать, и увидеть, а иногда и потрогать на ощупь (когда это возможно, конечно). На вопрос «как заинтересовать ребенка учиться » с точки зрения подачи информации не может быть одного, универсального ответа.

Но, к сожалению, Учитель часто использует тот способ передачи информации, который удобен ему. Многие учителя считают, что готовить слайды или видеоматериал, когда можно просто прочитать кусок текста – это дополнительная и «лишняя» работа.

Хотелось бы, чтобы в школе акцент был именно на знания, а там, где дается информация, хотелось бы большей ее структуризации и связности.

Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом-консультантом, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Чем старше становится мой сын, тем всё чаще мне задают вопрос: «А выходите в садик?» И когда я отвечаю: «Нет», удивляются. Мол, садик же так нужен… Не спорю, кому-то он нужен. Но считаю, что пока мы с сыном прекрасно обходимся без него. Каждый раз пускаться в пространные объяснения, почему мой ребенок не ходит в детский сад, не вижу смысла. Поэтому, в основном, всегда отвечаю коротко, мол, мне муж разрешает не работать, поэтому я могу сама заниматься с сыном. Зря что ли педагогическое образование получала. 😉

И вот решила поразмышлять. А, может, действительно, люди правы, и мы что-то теряем, не посещая детский сад. Поэтому, беру исходные данные. Сейчас моему сыну 3 года и 9 месяцев (за время, пока писала этот пост, сыну давно исполнилось 4, однако). Можно, конечно, было «округлить», но факт в том, что сейчас он осваивает всё новые навыки, постепенно продвигаясь в сложных умениях (типа счёта и чтения), буквально каждый месяц. И, если в 3,9 он только-только начинал читать, то сейчас — в 4, 3 — уже вполне в состоянии прочесть маме или бабушке детскую книжку.

Интеллектуальное развитие:

  • знает весь алфавит (с двух лет);
  • читает названия магазинов, слова на упаковках продуктов и в книжках, а с недавних пор стал сам читать и свои книжки;
  • считает уверенно до 30 — имеется в виду порядковый счет (чуть менее уверенно до 60, если совсем немного помогать, досчитает и до 100);
  • учится складывать и вычитать в пределах 10;
  • пробует писать буквы;
  • сам составляет слова из букв магнитной азбуки (и делает это почти без ошибок);

  • рисует простые геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал) — понимаем, что условно, потому что координация руки пока не позволяет рисовать точно;
  • различает плоские и объемные фигуры (прямоугольник и параллелепипед, круг и шар, куб и квадрат, треугольник и конус);
  • управляется с ножницами (как рассказывала — во время — сам вырезал по контуру круг и треугольно-трапециевидные формы);
  • в начале года я научила его играть «в слова» (когда один участник называет слово, а второй на конечную букву этого слова придумывает новое, и так продолжается, пока не надоест), и играть может до полутора часов (пусть с небольшими «хитростями» с моей стороны (например, я стараюсь, чтобы мои слова не кончались на букву «а» в виду ограниченного словарного запаса у сына на эту букву) и очень редкими подсказками, но чем дальше, тем лучше он справляется, заодно пополняет свой словарный запас).

Бытовые навыки:

  • сам раздевается, частично сам одевается — простые вещи (типа трусиков, футболки, шорт) надевает сам, застегивает замки и пуговички (шнуровка пока не доступна);
  • сам всегда ест (отмечаю, что некоторые дети в 3,5 ещё иногда пользуются маминой помощью в данном случае; у нас это только, когда ему хочется особенного внимания — очень редко);
  • сам умывается и чистит зубы;
  • после еды ставит тарелку в раковину, а, когда есть настроение, может и помыть;
  • убирает игрушки (конечно, не всегда с энтузиазмом, но раньше я помогала ему, теперь нет — просто он знает, что это его «обязанность»);
  • подметает и помогает мыть полы (опять-таки, по настроению, но вполне хорошо);
  • дед научил его управляться с пилой на даче — простые досочки может пилить;
  • работает отверткой

к примеру, вот эту машину сам раскрутил, а потом закрутил (орудие пытки машины — то есть отвертка — слева).

Хочу обратить внимание: я сейчас просто констатирую факты, во мне нет никакой гордости за навыки ребенка, мало того, например, я считаю, что читать вообще-то нам рановато — ребенок должен играть в этом возрасте, а не учиться считать и читать. Но мой ребенок успевает всё. И я не могу запретить ему учиться читать… Тем более, что никаких специальных методик я не применяю…

При этом я не сажу его «на полчаса заниматься» — просто мне повезло: мой ребёнок очень быстро схватывает информацию и усваивает её. Такой родился.

Почему мы не ходим в детский сад

Теперь, собственно, подводя итоги — я считаю, что мой сын развивается вполне нормально, согласно возрастным усредненным показателям, при всей моей нелюбви к усреднениям. Кроме того, сейчас у него формируется интерес к чтению и письму. В тоже время я знаю, что в большинстве садов в группах установлены телевизоры (а мы смотрим мультики раз в неделю, а то и меньше), и потому предполагаю, что при общем уровне детей, которые не знают букв (вряд ли воспитатели в садах занимаются этим) он тоже потеряет интерес к чтению. А мне этого не хотелось бы.

Далее момент. Мой сын не спит днем. Он вообще «не режимный» ребенок с самого своего рождения. Как я мучилась, когда в новорожденном возрасте нужно было из-за проблем с питанием кормить его каждые два часа, а он не хотел этого. Постепенно, конечно, все наладилось. Но уже тогда, когда ему было 2-3 месяца, стало понятно: график 2 часа спим — 10 минут едим — 15 минут бодрствуем — это не для нашего ребенка. Он всегда жил только по своим внутренним часам. И тоже самое продолжается сейчас. Единственное, режимное время — это 23.00, когда он засыпает. И то — плюс-минус 10-20 минут. Заставить силой его что-либо делать практически нереально. Можно попробовать убедить или подкупить (например, поешь кашу, тогда пойдешь со мной в магазин — а то может пойти и без завтрака ведь).

Конечно, в саду его научили бы лепить и клеить более в широком плане, чем могу научить его я. Но я воспринимаю это лишь как ступеньку для моего развития — мне следует уделить внимание этой области творчества. Потому что всё новое сын с удовольствием принимается делать. И я купила пару пособий, которые помогут нам обоим на начальном этапе — ведь и сама я в детстве никогда толком не умела лепить из пластилина. Да и рисовала, честно говоря, не ахти. Хотя, было время, даже делала попытки в позапрошлом году участвовать в , где были задания для .

Из минусов, который часто приводят сторонники «садиков», только один, который мне наиболее очевиден — недостаток общения со сверстниками. Так называемая «социализация». Но лично для меня это слишком маленький минус, который не перевешивает плюсы. Сколько того общения со сверстниками нужно ребенку до 5 лет? Да от силы час-полтора… Ему нужны родители в первую очередь. Бабушки и дедушки. А уже потом друзья. Согласно возрастной психологии, если мне не изменяет память, активное становление навыков взаимодействия и именно дружеских отношений, начинается только с семи-девяти лет. Безусловно, у каждого ребенка по-своему. Я вижу, что мой ребенок нормально взаимодействует с другими детьми, хотя, безусловно, не всегда всё идеально в этом отношении.

И потом, так называемая «нехватка общения» становится более ощутима зимой, потому что мы мало бываем на площадке и в гостях. Летом же он так активно общается, что этого, на мой взгляд, пока хватает за глаза. На данном этапе.

Сейчас сын очень много времени проводит с дедушкой и бабушкой на даче, а это и свежий воздух, и колодезная вода, и ягоды-овощи, выращенные заботливой бабушкой, и развитие мужских способностей (ребенок и поливает грядки, и носит дрова для бани, и помогает деду вообще во всем). А осенью, если удастся договориться с секцией, попробуем походить на айкидо — тут будет и спорт, и общение, и общее развитие.

Дальше будет видно, как сложится. В последнее время я стараюсь не делать опрометчивых заявлений в духе: «Я никогда…» Потому что жизнь показывает: чем активнее говоришь «никогда», тем чаще потом получаешь опровержение. Поэтому и тут я ни в коем случае не открещиваюсь от возможности посещать детский сад в будущем. Будет необходимость — будем ходить. Но пока этой необходимости нет — радуемся возможности быть вместе.