Психологические игры на развитие креативности (творческого мышления). Игры для развития творческого мышления

Введение.......................................................................... ,......................... 5

Творческое мышление дошкольников.. ,............................................ 8

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте...... 9

Приемы творческого воображения................ ,.................................. 12

Условия, благоприятствующие формированию

творческих способностей.......................................... ,................ 14

Основные направления развития творческих способностей

в дошкольном возрасте................................................................ 16

Основные направления работы психолога дошкольного учреждения

по развитию творческих способностей детей....................... 17

Технологии, методы и приемы, используемые в данной программе

для развития творческих способностей детей.................................. 19

Сказкотерапия.................................................. ,..................................... 19

Арттерапия............................................................................................... 22

Игровая терапия...................................................................................... 23

Креативная визуализация.................................................................... 24

Цветотерания........................................................................................... 26.

Ароматерапия.......................................................................................... 27

Программа развития творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста «Планета чудес»........................ 31

Занятие 1. Встреча со Звездочетом................................................... 34

Занятие 2. Путешествие в мир сказки................................................ 37

Занятие 3. Лесная школа....................................................................... 39

Занятие 4. Неведомый рай................................................................... 41

Занятие 5: Огонь и солнце.......... :........................................................ 44

Занятие 6. Сказка о каменном короле............................................... 47

Занятие 7. Легенда о камне.................................................................. 49

Занятие 8. Разговор деревьев............................................................... 52

Занятие 9. Четыре желания... .-.............................................................. 54

Занятие 10. Чего на свете не бывает?................................................ 57

Занятие 11. Музыкальная шкатулка................................................. 60

Занятие 12. В гостях у Винни-Пуха................................................ -....61

Занятие 13. Снежинки............................................................................ 65

Занятие 14. Сказочные приключения Смешка.........................

Занятие 15. Про снежный колобок........ .......................................

Занятие 16. Мальчик Огоиек...............................................................

Занятие 17. Февраль............................................................................... 73

Занятие 18. На Горизонтских островах...........................................

Занятие 19. Сказочное путешествие............................................

Занятие 20. Удивительное дело,..................................................

Занятие 21. Почему цаплю цаплей прозвали?..........................

Занятие 22. Цыдумщик....................................................................

Занятие 23. Куда лето прячется....................................................

Занятие 24. Облачковое молочко.................................................

Занятие 25. Лесная семья...................................................................

Занятие 26. Какая бывает роса на траве.......................................

Занятие 27. Зеленый заяц.................. ,...............................................

Занятие 28. Прощание с Планетой чудес......................................

Диагностика творческих способностей детей дошкольного

И младшего школьного возраста..................................................................

Исследование креативности..............................................................

Тесты для родителей..................... v................................... ;..........................

Методы диагностики универсальных творческих способностей

игр на развитие творческого мышления...........................................

Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестан­дартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Способность мыслить, творить - величайший из полученных че­ловеком природных даров. Некоторые дети обладают большим твор­ческим потенциалом, некоторые - меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно - в специальном развитии нуждается интеллектуаль­но-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возраст­ным этапом с точки зрения формирования интеллектуально-творче­ских способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники - младшие школьники.

Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможно­сти с течением времени Постепенно утрачиваются, поэтому необходи­мо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание по­знавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознатель­ность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятель­ности, можем способствовать расширению детского опыта и накопле­нию знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой Деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более старших детей, оно не задавлено догмами и сте­реотипами, оно более независимо.

И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий,; подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого века.

Нами была создана программа «Планета чудес», направлен: раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста и развитие креативности. Программа состоит из 28 занятий, на каждом из которых детей ожидают встречи со с Звездочетом и увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. Применение на занятиях различных современных технологий,
в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия; позволят педагогам и психологам наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка. В этой книге психологи, педагоги и родители найдут творческие игры и задания, которые не имеют возрастного диапазона. Их можно использовать в работе как с детьми дошкольного и школьного возрастов, так и со взрослыми.

Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит психологам, воспитателям, родителям определить уровень развития творческого мышления детей дошкольного возраста

Кроме того, в книге приводятся произведения зарубежных и отечественных авторов, развивающие творческое мышление детей, а стихи, написанные детьми и авторами книги.

У каждого из нас

Внутри талант таится,

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

Игры на развитие творческого мышления дошкольников

«Что будет, если?..» Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы». Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек». Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш» . Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза» . Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо? » Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернет существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. В нашем случае классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании.

Онлайн-игры

Поймай кота. Игра

«Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флэш-игра разработана знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign (gamedesign.jp) и носит оригинальное название «Chat Noir» («Черный кот» - по-французски).

Друдлы

Суть игры заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Попробуйте проявить свою креативность в разгадывании друдлов .

IQ Ball

«IQ Ball» – интересная онлайн флеш игра, которая отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых. Играя в неё, вы научитесь поиску нетривиальных и максимально эффективных решений, что необходимо любому человеку, желающему развивать свои творческие навыки. Играть .

Матрица памяти

Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации, что важно и для развития творческих способностей. Играть .

8 ферзей

8 ферзей – одна из самых известных шахматных задач. Поиск ответа на вопрос о том, как же всё-таки расставить одновременно 8 ферзей на шахматной доске, будет полезным для всех, кто хочет развивать свои интеллектуальные способности, находить решения нестандартных задач, продумывать ходы в поисках ответа. Ведь даже в этой, казалось бы, логичной шахматной головоломке, все ответы можно найти лишь с помощью творческого подхода. Играть .

Оффлайн-игры

Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.

«Дорисуй»

В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.

Буриме

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.

Крокодил (Пантомимы)

Встречается множество вариаций (разных не только правилами, но и философией) игр под названием «Крокодил». Одна из самых распространенных известна также как «Пантомимы» (в прошлом на ТВ даже была похожая программа). Правила просты – сначала жеребьёвкой выбирается первый загадывающий игрок. Он выбирает слово (словосочетание) и с помощью жестов и мимики пытается показать остальным что это. Когда слово отгадано, тот, кто показывал, загадывает следующее тому, кто отгадал. Слова должны быть сложными, разговаривать загадывающему запрещено.

Оригинальный «Крокодил» также связан с угадыванием слов посредством ассоциаций и построения логических цепочек. Но правила в нём более сложные. Детальное их описание с хорошими примерами можно прочесть в Википедии .

Также рекомендуем познакомиться с логическими играми и играми для развития памяти , которые будут полезными для всех, кто хочет всесторонне развить свои творческие способности.

Комплекс игр по развитию творческого мышления дошкольников

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Для развития творческого мышления детей можно рекомендовать комплекс игр. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Педагог может организовать работу с группой из 5-8 детей. Длительность одного занятия не должна превышать 25 минут. Частота проведения таких занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и будет зависеть от того, каков был исходный уровень развития мышления детей, от того, как быстро они продвигаются вперёд.

Занятие 1 .

Цель: развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

На первом занятии дети знакомятся с двумя играми: “Составление предложений” и “Поиск общих свойств”.

Игра “Составление предложений”

Детям предлагаются три слова, не связанные между собой по смыслу, например “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число этих слов, а также использовать другие слова). Время выполнения задания ограничено - 10 минут. Ответы детей могут быть банальными: “Медведь уронил в озеро карандаш”, а могут быть и творческими: “Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”

Игра “Поиск общих свойств”.

Предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка; карандаш и уголь; мел и мука и т. д. За 10 минут надо назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. Результаты обсуждаются. Ответы могут быть стандартными: в примере “блюдо и лодка” могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы. В игре побеждает тот, кто называет больше общих признаков.

При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, то есть второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно чётко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Занятие 2.

Цель: развивать способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, легко переходить от одних связей к другим; развивать операцию “классификация”.

Игра “ Что лишнее? ” .

Детям предлагаются любые три слова: птица, лисица, огурец; корова, ботинки, трава; курица, пшеница, подушка и т. д. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово - “лишнее”, оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключённому лишнему слову. Заслушиваются ответы всех ребят, так как варианты могут быть самые разные: от стандартных до оригинальных.

Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.

Игра “ Поиск предметов, обладающих сходными свойствами ” .

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Пример: слово “стрекоза”. Могут быть названы: бабочка, птица, самолёт - они тоже летают, у них есть крылья, хвост; они садятся и поднимаются. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов, то есть выделил наибольшее количество существенных признаков данного предмета и нашёл другие предметы, обладающие этими же признаками.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а так же оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Занятие 3.

Цель: формировать способность изучать свойства предмета, познакомить с такой категорией, как противоположность; развивать способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналогии между различными непохожими предметами.

Игра “ Поиск предметов с противоположными свойствами ”. Называется какой-либо предмет, например, “дом” (лес, молоток, туфли и т.д.) Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. В примере со словом “дом” это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется “собачья конура” или “улей”), степень комфорта (сарай) и т.д. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество противоположных предметов, чётко доказав при этом ответы.

Игра “ Поиск предметов по заданным признакам”.

Ребёнку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы. Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами. Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка. Можно предложить и такое задание: назвать предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. Пример: дверь, она открывается и закрывается; выключатель (включает и выключает) и т.д. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество ответов.

Занятие 4.

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Игра “Поиск предметов - звеньев, объединяющих данные предметы”. Для игры предлагаются два предмета, например “серп” и “комбайн”. Инструкция: дайте названия предметов, которые являются как бы переходными мостиками от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь чёткую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в данном случае это могут быть такие предметы, как человек (жнёт серпом и водит комбайн), коса (имеет такой же нож, как у серпа, и такие же ножи в комбайне) и т.д. А всю цепочку можно представить следующим образом: серп, коса, сенокосилка, комбайн.

Игра “Поиск способов применения предмета”. Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Занятие 5.

Цель: учить чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, развивать способность одновременно охватывать массу разновидностей проявления одного и того же предмета; учить точно выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли, развивать речь детей.

Игра “Учимся формулировать определения”. Называется всем знакомый предмет, например: дырка, шкаф, стул и т.д. Инструкция: дать предмету наиболее точное определение, которое обязательно включало бы все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чьи определения однозначно характеризуют именно данный предмет, то есть любая разновидность предмета обязательно охватывается данным определением, но никакой другой предмет под данное определение не подходит.

Игра “Учимся выражать мысли другими словами”. Детям предлагается несложная фраза: “Нынешняя зима будет очень холодной”. Инструкция: необходимо предложить несколько вариантов передачи мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов новых предложений.

Занятие 6.

Цель: развивать способность выражать суть текста одной фразой, развивать память, учить логически мыслить; формировать чёткость мышления.

Игра “Перечень заглавий к рассказу”. Берётся небольшой рассказ или сообщение. Надо подобрать к нему как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или формальными. то есть по существу не схватывающими главное, или образными, яркими.

Игра “Сокращение рассказа”. Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения, и в них - ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.

Занятие 7 .

Цель: учить при анализе явления выделять все зафиксированные в алгоритме аспекты.

Игра “Построение сообщений по алгоритму”. Участники игры договариваются, что рассказывая о каких-либо событиях, предлагаемых взрослым или выбранных ими самими, будут чётко придерживаться определённого общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно пользоваться следующим:

факт (что произошло?)

сопутствующее событие

аналоги и сравнения

последствия

Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным ещё Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Не следует алгоритмы применять формально. В некоторых сообщениях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла. Мы рекомендуем составлять сказки.

Именно в таких, на первый взгляд казалось бы простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.

Каждая игра обязательно проводится по нескольку раз на различном конкретном материале. В течение одного занятия следует проводить по 3 - 4 игры, как разученные ранее, так и новые. Особенно полюбившиеся детям игры можно проводить чаще других и активно привлекать детей к подбору игрового материала.

Игры проводятся в последовательности, отражающей их тематическую связь друг с другом, а внутри тематической группы - по возрастанию их сложности.

Приведённый комплекс игр при необходимости может быть дополнен другими играми, а описанные игры могут быть модифицированы в зависимости от конкретной ситуации их проведения. Активность заметно возрастает и развивающий эффект увеличивается в том случае, когда дети привлекаются к самостоятельному подбору и заготовке игровых заданий, и ведущий всячески стимулирует детей к внесению предложений по изменению и совершенствованию процедуры проведения игр. Наблюдения показывают, что описанный комплекс игр оказывает положительное влияние не только на творческие способности детей, но и в ряде случаев на их эмоциональные качества.

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).