Основанная на браке или кровном родстве. Семья основанная на браке или кровном родстве. Семья это основанная на браке или кровном


По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….

Ответ:

По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Века Науки Имена ученых

Ответ:

Века Науки Имена ученых
III В
II Д
VI Г
VII Е
V А

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .

Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5

Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.

1. ……… раскрыл истории законы,

пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)

2. По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)

3. Прочел он Гиббона, …… ,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочел скептического Беля,

Прочел творенья Фонтенеля,

Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).

4. Мы диалектику учили не по ………. .

Бряцанием боев она врывалась в стих,

когда под пулями от нас буржуи бегали,

как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)

Ответ:

1.К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.

Задания по тексту

1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

1. Что такое прогресс?

2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?

3. Какие иные критерии прогресса вам известны?

Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.


Как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, объединённая общностью быта, взаимной помощью и ответственностью Как союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака




Партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец. матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью


Как добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи– регулирует семейные отношения, права и обязанности супругов Характеристики брака: Брак – это союз мужчины и женщины. В России признаются только разнополые браки. Цель брака – создание семьи. Брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений называется фиктивным и поэтому признаётся недействительным. Брак – это союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния) Брак – это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности






Его участники (субъекты) не посторонние, а близкие люди – члены семьи Основанием возникновения семейных правоотношений являются специфические юридические факты: брак, родство, материнство, отцовство и др. Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи Права и обязанности членов семьи разделяются на две группы. Первую составляют личные (неимущественные) правоотношения. Вторая группа включает имущественные правоотношения


Право на свободный выбор фамилии вправе свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства право на совместное решение вопросов семейной жизни обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность


Родители: имеют право и обязаны воспитывать детей право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребёнком 18 лет


Дети: право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы право на защиту право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой ребёнок имеет право на содержание от своих родителей 15

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимопомощью, общностью быта; в ней вырабатывается совокупность норм и образцов поведения.

Современная семья очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями и детьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более привязаны эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редко передается детям. Это связано с тем, что сами ребята перестали стремиться к перениманию опыта у старших поколений.

Но при этом отношения между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей имеют высокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Здесь сказался экономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать пути для того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере это плохо влияет на их развитие, образование, культуру.

В последние годы было замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности родителей.

В течение долгих лет в сознании людей укоренилось разделение труда. На некоторые профессии брали только женщин или только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские». Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком может заниматься и отец в то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.

При этом на сегодняшний момент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но и женщина. Так, в Областной Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого можно сделать вывод, что статус женщины повысился.

Современные родители не воспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личных убеждениях. В какой-то степени это правильно.

В некоторых семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так, например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь - это в порядке вещей.

Но взаимоотношения в семье имеют основополагающую сущность. Когда ребенок растет среди скандалов и драк он перенимает опыт общения такой же и по-другому не понимает. Чрезмерная опека тоже плохо влияет на детей, они становятся нерешительными, злыми…. Да и между взрослыми если нет взаимопонимания, то очень трудно находиться вместе. Особенно, когда требуется поддержка и помощь.

Среди современных семей наблюдаются и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и старшее поколение. Это стало нормальным явлением в мире. С чем связано такое?

В первую очередь с тем, что жилплощадь дорожает постоянно, в то время как заработанные платы остаются на одном уровне. Очень многие молодые семьи не могут позволить себе приобрести жилье. И дело не в том, что они не хотят.

В самой простой семье воспитывается хотя бы один ребенок. Реже - два. Как правило, их надо отдавать в садик. Но яслей по Воронежу совсем мало и мамы вынуждены находиться дома, воспитывая ребенка. Детских садов осталось не так много, как хотелось бы. А те, которые еще работают - переполнены, поэтому бабушки и дедушки вынуждены помогать своим детям, и воспитывают внуков.

Уже стало нормальным в мире, что существуют семьи, которые не заключали юридический брак. Социологи и правоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье также имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.

Нельзя сказать, что в этом случае отношения и ответственность находятся вне правового регулирования и базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии, добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов и требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей.

Несмотря на то, что прогресс движется вперед, экономика страны тоже стала достаточно стабильной, и все же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно заключается огромное количество браков. Но число разводов и смертей растет из года в год. Чаще всего это материнские семьи (мать и дети). Реже - отцовские. Некоторая часть таких семей вновь становится полными после вторичного брака.

Многие годы успешно функционировала система семейного воспитания, которую можно назвать «автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений. Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли взаимопомощь и взаимозащиту.

В таких семьях дети наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную роль играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали за животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведения и защитника.

При этом нельзя забывать о том, что в те времена темпы взросления детей были огромными. Подрастающее поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война, восстановление народного хозяйства - все это требовало от каждого члена общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.

В таких тяжелых условиях ребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для них всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно. Каждый член семьи имел свои обязанности.

Несмотря на то, что все жили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень мало было социально-неблагополучных семей, конфликтных.

Да, обстановка прошлых лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но она существенно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижение социальной зрелости.

Большая часть семей проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей. Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно. Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, в чем он заключается.

7.2. Брак и семья

Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Юридической основой семьи является оформление брачных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Морально-религиозная основа семьи опирается на авторитет церкви.

Семья – первичная, элементарная ячейка общества, представляющая собой отношения между мужем и женой, родителями и детьми, семья функционирует как устойчивая социальная общность. Семья выполняет ряд функций:

Репродуктивная (производство человека, рождение детей, продолжение человеческого рода);

Воспитательная (воспитание детей, их социализация, передача им традиций, трудовых навыков);

Хозяйственно-бытовая (различные виды домашнего труда, его организация, разделение между членами семьи);

Рекреативная (обеспечение досуга, организация отдыха);

Психологическая защита (взаимное уважение, супружеский и родительский долг, взаимопомощь).

Семья – сложное явление, включающее в себя не только естественные отношения полов, но и экономические и нравственные взаимосвязи между мужем и женой, родителями и детьми. У каждого человека есть потребность интимного общения, в котором он может выразить свои взгляды и чувства, найти поддержку, утешение, совет, заинтересованность, сопереживание, помогающие в решении общественных и личных проблем. В браке, основанном на любви, в семье создается особая атмосфера откровенности, доверительности, взаимоуважения.

Добровольность и равноправность отношений между мужчиной и женщиной должна быть в принципе везде, особенно в семье. Брак не должен быть ни результатом экономической необходимости, ни результатом родительского принуждения. Брак в идеале должен быть основан на любви.

Любовь любовью, но одним из важных факторов семейных отношений является быт. Под бытом в широком смысле понимается область непроизводственной жизни, условия, в которых находится человек вне производственной и общественной деятельности. Быт не сводится к домашнему уюту, не ограничивается семейными отношениями. Быт – это многообразные формы повседневной жизни людей: как и где они питаются, одеваются, как отдыхают, каков распорядок жизни, обычаи и привычки, общение друг с другом и т. д.

Брачно-семейные отношения исторически изменяются. Рассмотрим основные этапы эволюции брачно-семейных отношений.

Первобытное общество складывалось из родов – группы людей, связанных кровным родством. В роде ограничивалась свобода полового общения, не допускались связи между родителями и детьми, братьями и сестрами. Возник групповой брак, в котором брачные отношения были между родами. Все женщины одного рода были общими женами всех мужчин другого рода и наоборот. Дети входили в род своей матери. В роде пришедший извне мужчина находился в определенном подчинении у женщин. Это состояние получило название матриархат.

Возникновение частной собственности, развитие скотоводства, земледелия, в которых главное место занимал мужчина, привело к возрастанию общественного значения труда мужчин. Мужчина становится главой семьи. Частная собственность породила стремление собственников – мужчин умножать накопленные богатства и передавать по наследству своим детям. Возникает моногамная патриархальная семья, своеобразная община во главе с отцом – патриархом, вместе с его детьми, внуками и т. д.

Патриархальная семья характерна для периода разложения первобытного и возникновения рабовладельческого общества. Частнособственническая моногамия утвердилась как результат возникновения частной собственности, а отнюдь не как торжество взаимной любви. Заключение браков было делом, которое решалось не самими вступавшими в брак, а их родителями, и заключались они по экономическому расчету. О взаимной любви вступающих в брак обычно никто не спрашивал, желания их не принимались во внимание, если они расходились с экономическими расчетами.

Брак в рабовладельческом обществе был только между свободными гражданами. Супружеские отношения между рабами считались лишь сожительством. Рабовладелец мог разъединить мужа и жену, родителей и их детей, продавать их в разные руки и т. п.

При феодализме в рамках моногамной семьи несколько возросла роль и авторитет законной жены. Это объяснялось тем, что глава семьи – феодал – подолгу отсутствовал, находясь на службе у сеньора, в военных походах и хозяйство ложилось на плечи жены. Но в крестьянской семье жена была полностью подчинена мужу и доля ее была нелегкой.

Брак в феодальном обществе стал фактически нерасторжимым. Церковь присвоила себе монопольное право заключать браки. Христианская мораль еще сильнее приковала жену к мужу.

Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

27. Брак и семья Тесная связь между общественной и личной жизнью и областью нравов становится более явной, если рассмотреть проблему межполовых отношений, брака и семьи в современном существовании.Кризис, который претерпевает в наши дни институт семьи, имеет столь же

Из книги Зеркало отношений автора Джидду Кришнамурти

Из книги Смысл творчества (Опыт оправдания человека) автора Бердяев Николай

ГЛАВА IX ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ Обыденное «христианское» сознание вполне сходится с обыденным «мирским» сознанием в признании лишь трех состояний пола: подзаконной семьи, аскетизма и разврата. Ничего иного в сфере пола не допускает это среднеобыденное

Из книги Смысл творчества автора Бердяев Николай

Глава IX Творчество и любовь. Брак и семья Обыденное «христианское» сознание вполне сходится с обыденным «мирским» сознанием в признании лишь трех состояний пола: подзаконной семьи, аскетизма и разврата. Ничего иного в сфере пола не допускает это среднеобыденное

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Шок будущего автора Тоффлер Элвин

ВРЕМЕННЫЙ БРАК Именно падение статистических шансов на любовь и выражается в высоком проценте разводов и раздельной жизни супругов в большинстве высокотехничных стран. Чем выше темп перемен и продолжительность жизни, тем ниже становятся эти шансы. Что–то должно

Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

БРАК ПО РАСЧЕТУ Стремясь к власти, мужчина-Зевс охотно вступает в брак по расчету. Чувства для него не так важны, как возможность увеличить свое могущество и влияние. Брак для него - просто еще один эффективный способ приблизиться к цели. Это было в порядке вещей не только

Из книги Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов автора Ницше Фридрих Вильгельм

Седьмой раздел. Брак и семья 377Совершенная женщина. - Совершенная женщина - более высокий человеческий тип, нежели совершенный мужчина: зато и нечто куда более редкостное. - Естественная наука о животных предоставит способ сделать это положение достоверным.378Дружба и

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Брак и сексуальность Во всех промышленно развитых странах Запада отмечается рост числа разводов. Хотя в ФРГ - скажем, по сравнению с США - эти цифры не слишком высоки, в настоящее время и у нас распадается едва ли не каждый третий брак (в крупных городах едва ли не каждый

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

11 МАРТА (Брак) Как пища есть необходимое условие жизни отдельного человека, так брак есть необходимое условие жизни человечества; и как злоупотребление пищей порождает зло для отдельного человека, так и злоупотребления брака порождают величайший вред для отдельного

Из книги Философия права автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

А. Брак § 161Брак как непосредственное нравственное отношение содержит в себе, во-первых, момент природной жизни, а так как это нравственное отношение есть субстанциальное отношение, то он имеет в себе жизнь в ее целостности, а именно в качестве действительного рода и его

Из книги Юлиус Эвола, Рене Генон и христианство автора Колон Даниэль

КАТОЛИЧЕСКИЙ БРАК «Гибридизм», объявленный Эволой как христианская концепция, осуждающая сексуальность, также, по словам нашего автора, являлся особой формой католической доктрины брака. Эвола обнаружил ничтожную смесь «священного и мирского» и «буржуазный

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

4. Любовь, брак, семья Семья и проблемы межличностной совместимости. Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья - это первичная ячейка

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

14. Ранний брак Некоторые молодые люди, пытаясь оправдать свою распутную жизнь, говорят: «Вот если бы можно было жениться в таком юном возрасте, как раньше, тогда все было бы хорошо, а так долго ждать не может никто, приходится довольствоваться другим».Я думаю так: кто не

Из книги Эрос и мораль автора Бердяев Николай

Творчество и любовь. Брак и семья Обыденное «христианское» сознание вполне сходится с обыденным «мирским» сознанием в признании лишь трех состояний пола: подзаконной семьи, аскетизма и разврата. Ничего иного в сфере пола не допускает это средне-обыденное сознание, и

Из книги Мораль XXI века автора Салас Соммэр Дарио

Брак без любви Грехом я буду называть нарушение космических моральных законов Природы. То же значение имело это слово и в Древней Греции. Греки считали, что человек совершает грех, если по причине собственного невежества не может достичь полной самореализации и

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Так же, семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства

Жизненный цикл семьи l Жизненным циклом семьи называется последовательность значимых, этапных событий в существование семьи. Этот цикл начинается с заключения брака и заканчивается в период его расторжения. Стабильные (крепкие семьи) имеют только один момент – заключение брака, и не имеют другого – развода. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующим: заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребёнка и называется стадией роста семьи

Вторая стадия роста семьи l Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребёнка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребёнок, обзавёдшийся собственной семьёй

Третья стадия l На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Её называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Отчий дом вновь наполняется детским голосом и заботами о подрастающим поколение. Но теперь это отношения между внуками и прародителями – бабушками и дедушками. В разных семьях и разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек.

Четвёртая стадия l Когда внуки взрослеют, они начинают вести самостоятельный образ жизни, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвёртая стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов

Заключительная стадия l Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остаётся наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодёжь

Проживание семей l В Европе и Америке пожилых пар, живущих отдельно от детей, больше, чем в других странах, по двум причинам: а) молодым легче найти жильё, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живёт совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. А эта значит, что стадии «пустого гнезда» у такой семьи нет.

Нуклеарная семья Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребёнка. Её называется нуклеарной семьёй, потому что демографическим ядром семьи, отвечающий за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальная и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тёти и т. п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, много поколенной. Последнее прилагательное уточняет, что семья расширяется за счёт 3 -4 поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п. l По мере того, как общество переходит от доиндустриальной к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья всё больше вытесняется современной двухпоколенной, или нуклеарной, семьёй. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей l

Аспекты семьи Выделяют следующие аспекты семьи: l Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. l Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом. l Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания. l Биологическая: состоит из родителей и детей. Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» . На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком» , а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка» . Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.

Семейный цикл l l С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией) прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Семейные традиции l l l Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых: каждый член воспринимается как равный другим; доверие, честность и открытость являются существенными; внутрисемейное общение является конгруэнтным; члены поддерживают друга; каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; существенное место занимают традиции и ритуалы; члены принимают особенности и уникальность каждого из них; уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли» , «мужчина - оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы» , «главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд и воспитание детей» , «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию» , «родители обязаны заботиться о воспитании детей» , а «дети должны уважать своих родителей» . Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными другу, любить друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости» . К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)» ; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью» , то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине» . Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман» , «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях» . Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания. «Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58, 3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа. » Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

Международный день семьи Существует так же всемирный праздник – день семьи. Международный день семей других официальных языках (на ООН: англ. International Day of Families, фр. Journée internationale des familles) - отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года). Ежегодно публикуются послания Генерального секретаря ООН по текущей теме Международного дня семей. В послании 2005 года, например, говорится о большой роли семьи в поддержке ВИЧбольных, о необходимости помощи детям, заботящимся о больных родителях

Распад семей l l l l С течением времени многие семьи распадаются. Мотивы развода это – субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи. Они основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги не редко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий эту процедуру. Среди них наиболее частыми являются: Отсутствие общих взглядов и интересов. Несходство характеров. Любовь к другому человеку. Супружеская неверность. Алкоголизм и связанный с ним грубость и побои. Отсутствие нормальных жилищных, а так же материальных условий. Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

Повод к разводу l Надо учитывать и повод к разводу. Им может стать какой-либо пустяк, переполнивший чашу терпения и послуживший сигналом к активным действиям. Поссорились и бросились к загсу писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но и многие идут до конца. Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определённый тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавление одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашёл счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это ещё раз

Основания и причины развода l Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности. Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами. Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще - в конфликтных проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов. l Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”. Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть и уважать в женщине прежде всех человека, друга и личность. Кроме того, супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов с интересами семьи. Но признавать чувство долга - это еще не все. По этому поводу очень точно писал Н. А. Добролюбов “Не того можно назвать человеком истинно нравственным, что только терпит над собой веление долга, какое-то тяжелое иго. . . , а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самого сознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение“. Таким образом, верность, преданность - это нравственный долг перед другим партнером.

Вывод l Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, одно из самых гениальных изобретений человечества. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым место на свете

Презентация Марчук Анастасии, ученицы 8 «В» класса МАОУ СОШ № 5 Проверил: Сергей Александрович Галицкий