Региональный компонент государственного стандарта общего образования. Реализация регионального компонента в образовательной деятельности доу Национально региональный компонент в системе деятельности доу

Разделы: Администрирование школы

Региональный компонент государственного стандарта общего образования (<Рисунок1>)

В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи, явилось введение государственного стандарта общего образования, который направлен на создание единого образовательного пространства, не только в географическом, но и в социально-культурном смысле, а также на обеспечение равных возможностей получения полноценного общего образования в любых образовательных учреждениях, т. е. государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом. Во всех образовательных учреждениях, в том числе и в нашей гимназии, проходили педагогические советы по теме: “Проблемы модернизации Российского образования”, на которых педагоги познакомились с нормативно – правовой базой в контексте образовательных реформ.

Рисунок 2

(<Рисунок 2>) "Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала". Для каждого предмета разработаны свои федеральные государственные образовательные стандарты.

Рисунок 3

Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, (<Рисунок 3>) в структуре которого выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования. И это хорошо, так как на большой по географической протяженности, богатой в этническом отношении и разнообразной по природным условиям жизни и хозяйственной деятельности человека территории немало возможностей применения знаний сообразно с регионом проживания. Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.

Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами.

Региональный компонент, должен быть согласован с требованиями федерального компонента, и выполняться в развитие федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана, не замыкаясь в узкие рамки региона.

Архангельская область – региональное образование со сложившимися природно-климатическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Архангельской области. Он дает образовательным учреждениям возможность определять содержание компонента образовательного учреждения и тем самым выражать их специфику и направленность. Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех образовательных учреждений Архангельской области.

В практической деятельности по введению регионального компонента государственного стандарта общего образования наши учителя, как и педагоги других ОУ Архангельской области руководствуются следующей нормативно-правовой базой: (<Рисунок 4>)

Рисунок 4

  • концепцией регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области,
  • региональным компонентом государственного стандарта общего образования по учебным предметам, разработанным в соответствии с общей концепцией;
  • региональным базисным учебным планом, учебно-методическими комплексами (учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы).

Создание банка данных по региональной тематике, учебно-методической литературы, проведение работы по расширению библиотечного фонда с региональным содержанием – одна из задач, которую предстоит решать нашей гимназии в направлении работы по реализации регионального компонента.

Рисунок 5

(<Рисунок 5>) Структура регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области (структурирован по образцу федерального компонента государственного стандарта образования).

Региональный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам. Региональный компонент среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Региональный компонент по учебному предмету включает:

  • цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;
  • обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования;
  • требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области.

Рисунок 6

(<Рисунок 6>) Цели регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области:

  • обеспечение права каждого учащегося на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре Архангельской области;
  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • формирование деятельностной личности, обладающей познавательными, коммуникативными, нравственными качествами, а также формирование трудовой, эстетической и физической культуры личности современного школьника;
  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  • повышение статуса образования как фактора развития региона.

В концепции регионального компонента прописаны его функции:

Рисунок 7

Рисунок 5

  • определение статуса регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Архангельской области;
  • определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежа-щих обязательному усвоению (не менее 10 % учебного времени);
  • установление единых методологических подходов к изучению регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов;
  • обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях;
  • отражение баланса интересов и компетенции государства, региона и школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.

Использование краеведческого материала не должно носить фрагментарный характер. Еще одна из основных задач гимназии – построить свою работу таким образом, чтобы организация регионального компонента содержания учебных предметов отвечала принципу систематичности, состоящем в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческого материала на разных этапах обучения. Не случайно, в концепции основными требованиями, предъявляемые к региональному компоненту являются: (<Рисунок 8>)

Рисунок 8

  • преемственность ступеней образования;
  • содержание и структура регионального компонента должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.

Рисунок 9

(<Рисунок 9>) Главные принципы реализации регионального компонента содержания образования:

  1. Принцип региональности – ориентация на учет особенностей Архангельской области в учебно – воспитательном процессе.
  2. Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
  3. Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
  4. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
  5. Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в Архангельской области, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.

Рисунок 10

Рисунок 8

(<Рисунок 10> <Рисунок 8>) Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования в нашей области:

  • введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Экономика”;
  • органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.
  • углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

В нашей гимназии краеведческий материал реализуется через:

Уроки с региональным содержанием.

Курсы дополнительного образования. Так, для учащихся начальной школы разработаны и апробируются курсы дополнительного образования: для 1х классах – “Развиваем дар слова”; для 3х классов – “Народные ремесла”, где занятия организуются совместно со школой Бурчевского; для 3-4 классов – курс “Семья – моя малая Родина”. В 5-6- х классах реализуется литературный курс “Вокруг тебя мир”, в который включается краеведческий материал. В классах средней ступени у нас есть опыт по реализации курса “География Архангельской области”. В старших 10-11 классах образовательная область “Технология” представлена профильным обучением на английском языке. Курс “Гиды-переводчики” – является профильным курсом по английскому языку с региональным содержанием. Данный курс обогащает социокультурный компонент содержания обучения материалами о регионе, его истории и культуре.

Научно – исследовательскую работу учащихся. Старшеклассники представляют свои реферативные, исследовательские работы на научно-практических конференциях различного уровня (городских, областных, вузовских) в секциях “Краеведение”, “Этнография”. В планах нашей гимназии – организовать работу таких секций на школьной научно-исследовательской конференции, активнее использовать проектную деятельность учащихся. Ученические (индивидуальные и групповые) проекты могут быть реализованы в рамках регионального компонента обучения. Учащиеся представляют или защищают результаты своей проектной деятельности в виде плакатов, рефератов, курсовых работ, страниц в сети Интернет. Важно, чтобы тематика проектов соотносилась с общей тематикой учебного плана по предмету.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, консультации специалистов.

Экскурсии в музеи, на производства и т.д. – также одна из форм реализации регионального компонента.

Условием успешной реализации регионального компонента образования является его кадровое и научно-методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей гимназии является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

Эльвира Шабанова
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями северного края;

Формировать представления о родном поселке: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе Русского Севера;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Результаты диагностического этапа показали, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях. Следовательно, необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной направленности регионального компонента путем апробации выявленных педагогических условий.

Специфика организации работы по проектированию регионального компонента в содержании работы нашего ДОУ заключалась в том, что в этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду накоплен большой опыт по реализации задач краеведческого характер.

Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают патриотическое воспитании с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного поселка, страны, всего культурного мира.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.

Специально организованные занятия

Знакомство детей с особенностями Севера включает в себя интеграцию 4 познавательных блоков. По каждому блоку разработаны темы НОД, что позволяет педагогам, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, определить объем и содержание НОД в соответствии с общей темой. Календарный план разрабатывается по блокам в соответствии с образовательными областями на среднюю, старшую, подготовительную группы с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно в работе по обучению грамоте (работа с предложением, словарная работа).

При отборе краеведческих сведений для занятий важно придерживаться следующих правил:

События местной истории и культуры должны быть понятными и доступными возрасту детей;

Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

Предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом»;

При организации совместной деятельности большую роль в реализации данного принципа играет проектная деятельность. Так в детском саду совместно с родителями были созданы и реализованы следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник». А методические продукты проекта «Кизема – железнодорожная держава» альбомы, фотографии, схемы, худ. и энциклопедическая лит – ра, широко используются в работе воспитателей, в частности, подробный перспективный план по ознакомлению дошкольников с железной дорогой. В старших группах организована с – р игра «Железная дорога»;

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно так же путем создания в ДОУ центров краеведения, мини - музеев. Музейная педагогика способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. На протяжении последних 5 лет в учреждении функционировали следующие мини – музеи: «Железная дорога». «Русская изба», «Изделия из бересты», «Северный лес», «Наша старина», «Головные уборы», «Ломоносов – Великий помор», «Музей хлеба». Условно содержание знаний о родном крае в музее можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного поселка. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

В 2010 -2011 учебном году в ДОУ была создана агитбригада «ЛУЧ», где творческий коллектив старших дошкольников и педагогов, выступающий по различной тематике, большое внимание уделяет экологической направленности выступлений. Это единственно – доступный жанр, позволяющий в понятной для детей форме, обратиться к природоохранной теме.

Проведение традиционного экологического праздника «День рождение Земли» (более 10 лет, поэтических сезонных утренников формирует у детей любовь и уважение к малой Родине, ее традициям и культуре.

А экологические акции позволяют применить полученные знания на практике.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческой направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах как внутри д/с, так и на уровне округа и района. (на слайде результативность).

Взаимодействие с родителями .

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ». Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов Севера, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений.

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту детей старших групп и уровня подготовленности педагогов ДОУ по использованию регионального компонента в практике, что подтверждают представленные диаграммы.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».

Татьяна Куделина
Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента , позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры , включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО, разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент (через программу «Родники Дона» ) формируемый участниками образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента :

Непосредственно образовательная деятельность ;

Экскурсионная работа ;

Музейная педагогика .

Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том , что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т. д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента : обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность , включение в систематическую учебную деятельность в школе .

Цель реализации задач регионального компонента :

Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;

Формировать интерес к культурному наследию региона ;

Повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;

Готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ :

Формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;

Формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

Изучение национальных традиций и обычаев;

Воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

Воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

Обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;

Изучение истории Донского края и казачества во взаимосвязи с культурой и историей России;

Раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов , писателей и художников;

Преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Работу в детском саду по региональному компоненту проводится на трех уровнях :

1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение крае-ведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов , опыта их работы , учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя :

Отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

Обогащение развивающей среды материалами о Донском крае и казачестве (знакомство с символикой города, казачества, области, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Диагностику изменений в его развитии.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее :

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстро-енный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного пере-хода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края : дети сами выбирают деятельность , в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра» , включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре

Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное - педагог должен быть патриотом своей Родины.

Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой , животным и растительным миром Донского края.

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности , в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность ). Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др., знакомят с жителями города– носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

Также в образовательной деятельности необходимо систематически рас-ширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности , способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.

Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.

Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвиж-ным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона . Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений : осенины, проводы Масленицы, Калядки, Пасха, и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса .

Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танцев, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Организация: МБДОУ детский сад «Светлячок»

Населенный пункт: Хабаровский край, п. Солнечный

Концептуальные основы педагогической деятельности

Поселок наш чудесный,

и жить в нем интересно

Здесь чистый воздух, горы и уют…

Посёлок наш чудесный

и жить в нём интересно,

Не зря его «Швейцарией» зовут…

Эти строчки о нашем посёлке, написал наш земляк Валерий Печимских. И на самом деле, посёлок Солнечный, Хабаровского края, находящийся на самом краешке земли, очень чудесный, несмотря на суровый климат. И для нас взрослых, важно, чтобы дети как можно раньше начинали узнавать историю своего поселка, берегли природу, любили свою малую родину.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Вторая часть программы, определяется образовательным учреждением самостоятельно, с учётом парциальных или разработанных самостоятельно программ. При этом в этой части программы рассматриваются региональные особенности территории, инновационную деятельность, сетевое взаимодействие. Все эти требования учитывались нами при разработке образовательной программы, в том числе, в части, отвечающей за .

Изменились требования и к профессиональным качествам воспитателя. Очень важным на данном этапе для педагогов стало то, что их деятельность носит опережающий, проектный характер.

Такой подход вызывает необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять учебно - воспитательную деятельность в изменяющихся условиях. На этом основана актуальность моего опыта и его практическая значимость.

Цель моего опыта

Разработать и провести систему методических мероприятий, направленных на совершенствование образовательной деятельности ДОУ по реализации регионального компонента.

Задачи

  • провести анализ использования педагогами регионального компонента в образовательной деятельности, выявить образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов, в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
  • разработать систему мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в деятельность по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность;
  • систематизировать работу с дошкольниками по изучению регионального компонента.

Теоретическое обоснование проблемы

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов.

Проблемами регионального характера в настоящий период занимаются Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова. В разных источниках понятия «регион» и «региональный» рассматриваются по - разному.

В толковом словаре «Регион – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический». Понятие «региональный» в литературе трактуется по разному.

В Словаре есть такое определение: «региональный – местный, областной – относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)».

Использование регионального компонента в образовательной деятельности с дошкольниками, в соответствии с ФГОС ДО направлено на изучение природы родного края, традиций, развитие толерантности, социальную адаптацию.

Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы в работе с дошкольниками, установила, что в современных психолого – педагогических исследованиях эта проблема широко освещена, но программ и учебно – методических пособий очень мало.

В учебно – методических пособиях «Познаю мир», Т. И. Гризик прослеживается системная работа с детьми по познавательному развитию, программа «Юный эколог», С.Н. Николаевой ориентирована на развитие экологической культуры детей. В учебно – методическом пособии «Мы живем в России» Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е., отражено гражданско - патриотическое воспитание дошкольников подготовительной к школе группы, программа Оверчук «Мой родной дом», направлена на воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что по данной проблеме в основном рассматриваются отдельные аспекты, целостная система по изучению регионального компонента в работе с дошкольниками отсутствует.

Технологии

Определение уровня готовности педагогов к реализации регионального компонента образовательной программы

Содержание образовательной деятельности, направленной на реализацию регионального компонента , сейчас каждое образовательное учреждение определяет и разрабатывает самостоятельно.

В соответствии с годовым планом работы детского сада в октябре 2014 учебного года был проведен тематический контроль «Состояние работы МБДОУ по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками» (средней, старшей и подготовительной к школе групп). Целью данного контроля являлся анализ состояния работы по данному направлению.

В ходе тематической проверки был проведен анализ планирования образовательной деятельности, уровень профессионального мастерства воспитателей, предметно – пространственная развивающая среда для реализации регионального компонента.

Для проведения тематического контроля разработала:

Анкету, на определение отношения педагогов к данной проблеме, затруднений; (Приложение 1)

Критерии индивидуальных достижений старших дошкольников по региональному компоненту; (Приложение 2)

Карту анализа предметно – пространственной развивающей среды в группах, с учетом регионализации образовательной деятельности. (Приложение 3)

Анализ перспективных и календарных планов показал, что, соединяют обязательный программный материал с, частью, формируемой участниками образовательных отношений, а в данном случае с региональным компонентом систематически - 45% педагогов. 55 % педагогов, используют региональный компонент от случая к случаю, часто не связывая его с обязательной частью образовательной программы.

Установлено, что с ближайшим природным окружением детей знакомят чаще, чем с творчеством дальневосточных поэтов, писателей и художников. Знакомство с малочисленными народностями Дальнего Востока в планах прослеживается только в чтении произведений и бесед с детьми, объясняя это тем, что мало информации.

Анализ образовательной деятельности , позволил установить, что воспитатели в образовательной деятельности предлагают детям ситуации проблемного характера, учат рассуждать, выдвигать гипотезы, но не всегда интегрируют материал обязательной части программы с особенностями региона.

Просмотр прогулок показал, что воспитатели очень эффективно используют ее для закрепления знаний, полученных в образовательной деятельности. На прогулках прослеживается системная регионализация , организуемая педагогами во время наблюдения детей за явлениями природы, труде в природе, ведении дневника наблюдений.

Анализ предметно – пространственной развивающей среды в группах показал умение воспитателей создать познавательно – исследовательскую среду, соответствующую возрасту, уровню развития детей и программным задачам, наличие в группах природных уголков, оснащенных адекватно возрасту детей.

В методическом кабинете в наличие имеется разнообразный материал для ознакомления детей с флорой и фауной, в виде картинок, карточек, репродукций, тематических альбомов. Есть материал для исследовательской деятельности, микроскоп, глобусы, лупы, весы с гирями, мензурки разного объема.

Обобщая результаты проведенного тематического контроля, по реализации регионального компонента на начальном этапе выявились положительные моменты, заключающиеся в умении создать по - настоящему развивающую среду, с учетом интересов и возможностей детей.

важные проблемы:

  • профессиональные затруднения педагогов, заключающиеся в самостоятельном, зачастую бессистемном отборе содержания регионального компонента образования, определении объема, выборе тематики, для изучения особенностей региона;
  • осуществление образовательной деятельности без интеграции с региональным компонентом;
  • недостаточное научно-методическое обеспечение по данной проблеме.

Внедрение системы методических мероприятий

Установив, что эффективность реализации регионального компонента образования во многом зависит от компетентности воспитателей и научно-методического обеспечения по проблеме:

1.разработан план методических мероприятий, направленных на совершенствование мастерства педагогов;

2.создана творческая группа, работающая над отбором содержания материала по реализации регионального компонента в соответствии с возрастом, темой.

Внедрение регионального компонента в работу с детьми дошкольного возраста, без педагога, профессионально подготовленного к ней на современном этапе трудно представить. Осуществляя обязательную часть образовательной программы, воспитатель должен уметь в базовый компонент включить содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений с особенностями региона, что является одной из ценностей образования. Поэтому организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента является важнейшей задачей.

В рамках реализации годовой задачи «Познавательное развитие дошкольников посредством внедрения регионального компонента в образовательную деятельность» проведен 1.теоретический семинар.

При проведении теоретического семинара, ставилась задача не только обобщить представления и систематизировать знания об использовании регионального компонента в образовательной деятельности, сколько заинтересовать педагогов, помочь найти в литературе ответы.

Другой задачей , которую мы ставили при проведении теоретического семинара – понять важность планирования и проведения системной работы по использованию регионального компонента в работе с дошкольниками.

Следует отметить, что лекционный материал педагоги воспринимали с интересом. Их активность проявлялась в обсуждении наиболее интересующих вопросов:

  • раньше не придавали данной проблеме большого значения;
  • очень много читали по данной теме материала, но на практике использовали не всегда.

К следующему заседанию, проводимому в 2. форме «круглого стола» воспитателям было предложено подготовиться.

Изучить и проанализировать учебно – методические пособия и программы, направленные на реализацию образовательной области «познавательное развитие», выделить темы, в которых есть возможность связать обязательный компонент содержания образования с особенностями региона. Самостоятельно, найти определения терминов «регион», «региональный компонент», выделить главные принципы реализации регионального компонента содержания образования, провести самоанализ своей работы по предложенному направлению.

«Круглый стол» был направлен на обсуждение актуальной проблемы, требующей всестороннего анализа. Участники были ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Важно отметить подготовленность и заинтересованность каждого участника.

Педагогам предлагалось обсудить такие вопросы:

  1. Что входит в содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений в соответствие с ФГОС ДО.
  2. Почему использование регионального компонента определено ФГОС ДО.

Воспитатели обсуждали вопросы очень активно, с большим интересом, приводили много примеров из практики, делились эффективными формами, методами и приемами реализации регионального компонента.

При обсуждении системного использования регионального компонента не все воспитатели соглашались с тем, что его обязательно нужно планировать, потому что, изучая тему обязательной части программы, они и без этого, знакомят детей и региональными особенностями.

Рассмотрев и сопоставив требования ФГОС ДО к разработке ООП ДО, организации образовательной деятельности на принципах индивидуализации, и «деятельностного» подхода, пришли к тому, что новый нормативный документ требует переосмысления содержания регионального компонента в дошкольном образовании.

Учитывая, что использовать региональный компонент в образовательной деятельности, может только педагог, знающий культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, следующим этапом методической работы с педагогами стало проведение 3. деловой игры «Что я знаю о родном крае?» (Приложение 4)

Целью данного мероприятия являлась актуализация знаний и повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения регионального компонента в соответствии с ФГОС ДО. Педагоги работали в командах, первые задания для команд были направлены на постепенное включение в предстоящую деятельность. Педагогам было предложено задание продолжить фразу «Я мечтаю, чтобы в нашем поселке …». Затем педагоги рисовали эмблему, наиболее точно отражающую понятие «региональный компонент». К выполнению домашнего задания команды подошли творчески, готовили интересную педагогическую находку. Первая команда представила дидактическую игру под названием «Экологический сектор», изготовленную из пластинки большого размера и набора карточек, вторая – оригинальный дневник наблюдений за птицами в зимнее время года. Представляя свою педагогическую находку, капитаны команд показывали ее научную и практическую значимость, простоту использования, результативность. Другой команде представлялась возможность, проанализировать идею, обосновать свои критические замечания, если они были. Оценивалась идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов. Следующим этапом конкурса, стало выявление знаний педагогов по теме «Все я знаю, о Хабаровском крае ». Воспитателям предлагались задания, направленные на знание названий рек и озер края, уникальных цветков и наскальных рисунков, предлагалось объяснить, что и для чего изображено на гербе Хабаровского края, символике Солнечного района. Проведенное мероприятие вызвало у воспитателей интерес, знание особенностей региона, в котором они проживают.

Очень важным моментом на этапе внедрения системной работы по реализации регионального компонента, стала активная работа с использованием проектной технологии , которая позволяет решить основную задачу – изучая проблему всестороннее, педагоги с детьми используют для исследования «ближайшее» окружение, тем самым реализуют задачи регионального компонента. Воспитатели, активно внедряющие проектную технологию в работу с детьми, стали больше взаимодействовать с родителями. Они утверждают, что участие в проекте дает ребенку возможность больше экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять самостоятельность.

Я же считаю, что использование технологии проектов, как технологии развивающего обучения способствует развитию творчества педагогов, повышению их профессиональной компетентности и как следствие, повышение качества образовательной деятельности в целом и реализации регионального компонента в частности.

Изучив научно – методические пособия, воспитатели объединились в проблемные творческие группы, по наработке материала для создания программы. Мною осуществлялась координация работы творческих групп. Совместно была разработана пояснительная записка, определены цели и задачи. Каждый член творческой группы сначала самостоятельно «накапливал» материал по проблеме, затем на заседаниях творческих групп излагал материал коллегам. Дополняли, обменивались мнениями, обсуждали наработки. Совместными усилиями распределили материал по ознакомлению детей с творчеством поэтов поселка Солнечный, поэтов и писателей дальневосточников. (Приложение 5)

С районным краеведческим музеем поселка Солнечный мы очень плодотворно сотрудничаем на протяжении нескольких лет, в силу того, что расположен он вблизи нашего детского сада. Поэтому, когда мы обратились к ним с конкретными предложениями по оказанию помощи в ознакомлении с культурой народов, проживающих на Дальнем Востоке, они согласились нам помочь. Проведение интерактивных занятий в музее способствует углубленному ознакомлению с бытом и традициями нанайцев, искусством «Нани», дети получают знания об орнаментальном искусстве коренных народов Приамурья, и сами учатся искусству изготовления куклы «Акоан» и рукавички.

Мы понимали, что правильное распределение материала на учебный год, умелое сочетание тематики регионального компонента с содержанием обязательной части образовательной программы, поможет воспитателям сделать образовательный процесс интересным и насыщенным, будет способствовать решению программных задач на учебный год. (Приложение 6, 7) В 2015 учебном году программа представлена на педагогическом совете. Программа рассчитана на реализацию предложенного материала с детьми от трех до семи лет. Образовательная деятельность по «Краеведению», проводится один раз в неделю, а также в процессе интеграции образовательных областей, в режимных моментах.

В образовательной программе МБДОУ детский сад «Светлячок», в части формируемой участниками образовательных отношений, определены задачи и содержание на все возрастные группы. Региональный компонент, в разделе «Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы», выделен отдельно, и находит отражение в содержании педагогической диагностики.

Дальнейшим этапом работы стала деятельность воспитателей по внедрению программы, направленной на реализацию регионального компонента.

В 2016 – 2017 учебном году в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, коллектив дошкольного учреждения, проанализировав имеющиеся ресурсы, выбрал одно из направлений инновационной деятельности: экологическое воспитание.

Направление было выбрано не случайно, потому что к тому моменту в дошкольном образовательном учреждении наработан материал по реализации регионального компонента, который взаимосвязан с экологическим воспитанием. (Приложение 8)

В течение прошлого года в соответствие с годовым планом проведены методические мероприятия по теме «Мини - музеи в детском саду как средство экологического воспитания», в рамках которых определена их актуальность и значимость, намечены цели и задачи мини – музея, рассмотрены вопросы размещения и оформления мини – музея. (Приложение 9, 10)

В начале текущего года в соответствии приказом управления образования администрации Солнечного муниципального района от 04.09. 2017 г. № 242 в целях выявления, развития и распространения инновационного педагогического опыта в дошкольном учреждении осуществляет деятельность муниципальная инновационная площадка по теме «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников».

Экспериментальную деятельность по данной проблеме осуществляет творческая группа педагогов. Разработан план экспериментальной площадки на три года, в который возможно будут вноситься изменения. В соответствии с планом в группах в ноябре планируется провести первый этап конкурса «Лучший экологический мини – музей». Творческой группой разработано положение о конкурсе.

Педагоги, совместно с родителями и детьми готовятся представить на конкурс пять мини – музеев: «Музей трав и цветов Дальнего Востока», мини – музей «Коры», птиц, насекомых Хабаровского края, мини – музей камня. Оригинальность и неповторимость уже сейчас проявляется во всем, в оформлении названия, в размещении мини – музеев, использовании вертикальных и горизонтальных поверхностей, оформлении экспонатов.

Следующим этапом инновационной деятельности планируется обогащение мини – музеев экспонатами, памятками, экологическими знаками, запрещающими или разрешающими трогать экспонаты музея. В мини – музеях планируется изготовить и разместить дидактические игры и другой материал, для самостоятельной и совместной деятельности детей.

На завершающем этапе планируется работа над экологическими проектами, тематикой и содержанием экскурсий по мини - музею, подготовка детей - экскурсоводов, способных провести экскурсию для детей других групп.

Результативность опыта

Анкетирование педагогов и анализ образовательной деятельности, на заключительном этапе работы позволили выявить положительные изменения в использовании регионального компонента, заключающиеся в умении педагогов интегрировать его в содержание тематики обязательной части образовательной программы, изучать материал с учетом особенностей нашего региона.

Заинтересованность педагогов с большим стажем работы, и начинающих специалистов доказывает актуальность проблемы по использованию регионального компонента в образовательной деятельности.

Используемые формы работы оказались очень действенными.

Теоретический материал позволил воспитателям обобщить и упорядочить знания, определить основные ориентиры работы на данный период. А проведение практических занятий способствовало совершенствованию профессионального мастерства, проявляющегося в умении планировать и реализовывать региональный компонент в работе с дошкольниками.

Реализация методических мероприятий способствовала разработке программы, по реализации регионального компонента, с дошкольниками.

Научно-методические публикации по проблеме представлены на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября», в сборнике «Амурский научный Вестник» №1, 2017.

Список источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Н. А. Арапова-Пискарева. Программа «Мой родной дом» - «Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)», 2013.
  3. Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Из опыта работы ДОУ №2 пос. Рамонь Воронежской области. –М., 2005.
  4. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. – Педагогика, 1999.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент в образовательной программе ДОО

В соответствии с ФГОС ДО

Балакаева Е.Н., старший воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24»

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

«2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений».

Назначение регионального компонента в ФГОС ДО - защита и развитие региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Таким образом, реализации задач ФГОС ДО региональному компоненту уделяется огромное значение.

В настоящее время в ДОО разработана основная образовательная программа на основе комплексной примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, под руководством к.п.н., профессора Т.И. Бабаевой, д.п.н., профессора А.Г. Гогоберидзе, к.п.н., доцента О.В. Солнцевой и др., и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с включением вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, отражающая реализацию задач региональной компетенции.

В целевом разделе программы региональный компонент представлен в следующем :

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром и его познания, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации, а также создание в дошкольной организации развивающего пространства по подготовке выпускника – носителя этнической культуры своего народа.

Задачи программы региональной направленности:

  • развитие на основе предпочитаемых ребенком видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности) интереса детей к калмыцкому языку, желание говорить на языке, формирование у детей первоначальной коммуникативной компетентности в рамках изучаемой тематики, в соответствии с программой дошкольного обучения;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в соответствии с традициями и обычаями народов родного края;
  • создание необходимых условий для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Создание условий для продолжения этнокультурного образования выпускников национальных групп в национальных классах школ республики, калмыцкой национальной гимназии г. Элисты.

Приоритетным направлением деятельности дошкольной организации является: социально-личностное развитие, задачи которого раскрывают вариативную часть ООП ДО:

  • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках, в том числе на основе приобщения к культурным ценностям своего народа;
  • органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
  • приобщение ребенка к культуре и языку своей страны, своего народа и воспитание уважения к другим народам и их культурам и языкам.

Принципы реализации программы:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В сетку непрерывной образовательной деятельности включены образовательные ситуации по изучению калмыцкого языка в ДОО, в соответствии с возрастной учебной нагрузкой детей, а также проведение дополнительного образования по различным направлениям деятельности с воспитанниками дошкольной организации.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Методическое пособие для педагогов и родителей (рабочая тетрадь по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Элиста – мой дом родной»)
  • «Конспекты сюжетно-ролевых игр с региональным компонентом в ДОУ» составители Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., 2012 г.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ разработаны:

  • «Развитие логического мышления с применением элементов технологии УДЕ на занятиях ФЭМП» Л.А. Бондаренко, 2010 г.
  • «Бичкдүдин садт хальмг кел дасхлһна дидактическ наадд», Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., МОКиН РК, 2010 г.
  • «Элистинский задачник для дошкольников», Аристова В.И., 2012 г.
  • Альбомы «Первые шаги в обучении детей 2 – 3 лет родному языку с использованием развивающих игр» (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) составитель Назаренко Т.В., 2012 г.
  • «Использование настольно-печатных игр для развития представлений дошкольников о родном крае», Балакаева Е.Н., 2012 г.
  • Познавательная раскраска «Мой край родной», составитель Балакаева Е.Н., 2012 г.
  • «Достопримечательности нашей столицы», составитель Балакаева Е.Н., 2013 г.
  • «Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста», Жукова Н.А., 2013 г.
  • «Природа родного края», информационный материал для детей старшего дошкольного возраста, 2014 г.
  • «ИКТ-технологии в обучении детей калмыцкому языку» (компьютерные игры в обучении детей калмыцкому языку), Балакаева Е.Н., 2014 г.
  • «Өврмҗтә девтр», сборник дидактических игр и рабочая тетрадь для проведения студийно-кружковой работы, составители Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., 2014 г.

Образовательная область «Речевое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:

  • «Нарн», детская хрестоматия, 2004 г.
  • «Детская хрестоматия» по ознакомлению с произведениями УНТ, калмыцких поэтов и писателей в соответствии с сюжетно-тематическим планированием ДОУ, 2014 г.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:

  • «Салькна айс», сборник песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Донцова О.Д., Балакаева Е.Н., 2006 г.
  • «Сюжетно-тематическое планирование по музыкальному развитию детей дошкольного возраста», Донцова О.Д., 2014 г.

Образовательная область «Физическое развитие»

Извлечение из ФГОС ДО: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:

  • «Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Хургунова О.Г., Элиста, 2009 г.
  • «Наар, наар, наадыя!» хальмг улсин шулун-шудрмг наадд, Балакан Е, 2010 г.

Ежегодно в детском саду проводится проектная деятельность с активным участием родительской общественности. Так за последние годы в ДОУ разработаны и проведены следующие проекты по реализации задач вариативной части ООП ДО:

  • «Диалог культур»;
  • «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»;
  • «Берегите тюльпаны!»;
  • «Моя семья»;
  • «Что такое альчики?»;
  • «Полезные свойства калмыцкого чая»;
  • «Мой любимый город»;
  • «Калмыцкий фольклор»;
  • «Мама, папа, я – спортивная семья!» и др.

В программно-методическое обеспечение включена программа

Раздел «Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга».

Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона от 29.12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», участие ребенка в диагностическом обследовании для осуществления индивидуальной работы в образовательном процессе детского сада и семьи допускается только с согласия его родителей (законных представителей). В детском саду проводится работа по данному направлению с каждой семьей с момента поступления ребенка в детский сад.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (на начало и конец учебного года). Для ее проведения разработаны диагностические материалы на основе научно-методического пособия «Мониторинг в детском саду» в соответствии с пятью образовательными областями ФГОС ДО, в том числе и по мониторингу обучения детей калмыцкому языку в ДОУ.

В организационном разделе программы региональный компонент отражен в сюжетно-тематическом планировании.

Ранний возраст.

В раннем возрасте темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта (предметный мир, социальный мир, мир природы) и приоритетного направления в ДОУ, с включением тем региональной направленности.

Образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы «сюжет» и содержание детской жизни. В течение недели игровые персонажи становятся инициаторами интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. Игровые персонажи учат детей правильно общаться, показывают новые способы действий с игрушками и другими предметами, участвуют в музыкальной и изобразительной деятельности, помогают малышам проявлять заботу и внимание к близким и пр.

В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.

Сюжетно-тематическое планирование ДОУ с включением тем региональной компетенции. Ранний возраст.

Месяц

Неделя

Тема

Младший дошкольный возраст

Сентябрь

Родной язык

Фольклор

День города

Дома большие и маленькие.

Детский сад

Игрушки

Я среди людей

Девочки и мальчики.

Октябрь

Сбор урожая

Овощи. Фрукты.

Дикие животные

Животные

Дикие птицы

Птицы

Осень

Приметы осени.

Ноябрь

Моя страна

Фольклор народов России

Мой дом

Дом. Мебель.

Профессии

Профессии ближайшего окружения.

Зул

Фольклор

Декабрь

Посуда. Продукты питания

В гостях у куклы Алтаны.

Домашние животные

Кто как поет, где живет.

Домашние птицы

Кто как поет, где живет.

Новый год

Праздник. Елочка.

Январь

Зима

Приметы зимы.

Народные игры и забавы

Одежда. Обувь.

Наименование одежды и обуви

Февраль

Мое здоровье

Я и мое тело. КГН.

Транспорт

Дорога и машины.

Цаһан сар. Масленица

Фольклор

Наша армия

Я сильный как солдат.

Март

Традиции и обычаи

Игровые традиции народов.

Я в мире искусства

Я пою, танцую.

Вода.

Водичка, водичка.

Весна

Приметы весны.

Апрель

Моя Калмыкия

Дома большие и маленькие. Животные и птицы.

Планета Земля. Космос.

Птицы. Животные. Цветы. Деревья.

Степь

Кто-то по степи бежит (животные)

Растения

Что растет у нас в саду

Май

День Победы

Я сильный как солдат.

Моя семья

Мои мама и папа.

Я человек.

Я расту.

Насекомые

Жучок-паучок.

Сюжетно-тематическое планирование ДОУ. Дошкольный возраст.

Задача воспитателя – наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Для организации традиционных событий используется сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определены исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Эта тема находит отражение как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности

Учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Золотая осень, Новый год и т.п., общественно-политические праздники (День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.), в том числе и национальные (Зул, Цаһан сар, Масленица и др.)

Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит день в соответствии темой недели. В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: в общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.

Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводится кружковая работа по различным направлениям, в том числе и региональной компетенции. В это время планируются также тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.

Сюжетно-тематическое планирование ДОУ с включением тем региональной компетенции. Дошкольный возраст.

Тема

Младший и средний возраст

Старший возраст

Сентябрь

Родной язык

УНТ

День знаний. Зая-Пандита.

День города

Достопримечательности.

Достопримечательности. Геральдика города (герб, флаг, гимн)

Детский сад

Игрушки

Игрушки. Профессии.

Я среди людей

Правила поведения. Девочки и мальчики.

Правила поведения. Этикет. Девочки и мальчики. (в том числе традиции воспитания детей калмыцкого народа)

Октябрь

Сбор урожая

Овощи. Фрукты.

Овощи. Фрукты. Хлеб. Злаки. Профессии.

Дикие животные

Животные леса, степи

Животные леса, степи, пустыни, тундры, тропики. Профессии.

Дикие птицы

Животные леса, степи

Животные леса, степи, пустыни, тундры, тропики.

Осень

Сезонные изменения. Растительный и животный мир осенью. Труд людей осенью

Ноябрь

Моя страна

Достопримечательности.

Народов дружная семья. УНТ народов России

Достопримечательности.

Народов дружная семья. УНТ народов России. Геральдика страны (герб, флаг, гимн)

Мой дом

Жилище, изба, дом. Мебель, утварь.

Жилище, изба, дом. Мебель, утварь. Архитектурные особенности строения жилища в истории развития человека, у калмыцкого и русского народов. Обычаи и традиции связанные с жилищем. Профессии.

Профессии

Профессии ближайшего окружения. Воспитание уважения к человеку труда.

Профессии ближайшего окружения. Воспитание уважения к человеку труда. Профессии разных направлений: рабочий, служащий, творческий работник.

Зул

Особенности праздника Зул. УНТ.

Особенности праздника Зул. Традиции и обычаи праздника. УНТ.

Декабрь

Посуда. Продукты питания

Посуда. Полезная и вредная еда.

Виды посуды: столовая, чайная, кухонная. Национальная посуда . Полезная и вредная еда. Разновидности блюд: мучные, молочные, мясные, рыбные и др. Особенности кухни калмыцкого и русского народов. Профессии.

Домашние животные

Значение домашних животных в жизни человека.

Значение домашних животных в жизни человека. Наименование родо-видовых особенностей: бык, корова, теленок и др. 4 вида калмыцких домашних животных. Труд людей в содержании домашних животных

Домашние птицы

Значение домашних птиц в жизни человека.

Значение домашних птиц в жизни человека. Наименование родо-видовых особенностей: селезень, утка, утята и др. Труд людей в содержании домашних птиц.

Новый год

Традиции подготовки и празднования.

Традиции подготовки и празднования в нашей стране и в других странах. Традиции и обычаи дарения подарков в настоящее время, в прошлом (в том числе у калмыцкого и русского народов)

Январь

Зимние выходные

Зима

Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения. Растительный и животный мир зимой. Труд людей зимой.

Народные игры и забавы

Одежда. Обувь.

Разновидности одежды и обуви

Разновидности одежды и обуви. История возникновения одежды, обуви. Профессии. Национальная одежда, обувь. Современная одежда, обувь.

Февраль

Мое здоровье

Я и мое тело. КГН.

Я и мое тело. КГН. Спорт. Здоровье. Физкультура. Закаливание. Мой организм: кровеносная система, пищеварительная система и др. Как видят глаза? Как слышит ухо и др.

Транспорт

Виды транспорта.

Правила ПДД.

Виды транспорта: наземный, водный, подводный, воздушный. Правила ПДД. Профессии.

Цаһан сар. Масленица

Традиции встречи и проведения праздников. УНТ.

Традиции встречи и проведения праздников. Содержание праздничных мероприятий. УНТ.

Наша армия

Солдаты. Транспорт. Я сильный как солдат.

Виды родов войск: пехотные, воздушные, танковые, мотострелковые и др. Виды оружия. Профессии.

Март

Традиции и обычаи

Традиции встречи гостей, уважения старших, почитания младших и др.

Традиции и обычаи калмыцкого и русского народов. Этноэтикет. Ритуалы народов мира (прощаться, здороваться и др.)

Я в мире искусства

Виды искусства: музык-альное, танцевальное, художественное и др. Профессии.

Виды искусства: музыкальное, танцевальное, художественное, поэтическое, артистическое и др. Профессии. Эстетическое воспитание.

Вода.

Вода в жизни человека, животного, птицы, растения. КГН. Рыба.

Вода в жизни живых существ, растительного мира. Океаны. Моря. Реки. Озера. Обитатели морей, рек, озер. Озера, водоемы и водохранилища Калмыкии и их обитатели. Профессии.

Весна

Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения.

Растительный и животный мир весной. Труд людей весной.

Апрель

Моя Калмыкия

Город. Село. Достопримечательности.

Город. Село. Достопримечательности. Геральдика республики (герб, флаг, гимн). Профессии. Знаменитые личности Калмыкии.

Планета Земля. Космос.

Флора и фауна обитателей земли. Взаимоотношения (сверстники, взрослые, малыши, с природой)

Флора и фауна обитателей земли. Взаимоотношения людей. Первый покоритель космоса. Космонавты. Ракеты. Космические объекты.

Степь

Растительный и животный мир степи.

Растительный и животный мир степи. Красная книга степи. Природоохранные мероприятия. Труд людей в природе.

Растения

Виды растительного мира: деревья, цветы, трава.

Виды растительного мира: деревья, кустарники, цветы, трава. Лекарственные и ядовитые растения. Огород. Цветники. Клумбы. Комнатные растения. Профессии.

Май

День Победы

Защитники. Солдаты. Транспорт. Праздник.

Уважение к солдатам.

Защитники. Транспорт. Уважение к солдатам. Содержание праздника. Знаменитые герои ВОВ Калмыкии. Достопримечательности г. Элисты о героях войны.

Моя семья

Члены семьи. Терминология родства. Традиции и обычаи семейного воспитания.

Члены семьи. Терминология родства у калмыцкого и русского народов. Традиции и обычаи семейного воспитания. Правила поведения в семье. Семейный досуг. Профессии.

Я человек.

Я расту.

Я и мое тело. КГН. Девочки и мальчики. Правила поведения.

Я и мое тело. КГН. Девочки и мальчики. Правила поведения. Права и обязанности детей. Я гражданин. Скоро в школу. Профессии.

Насекомые

Виды насекомых. Скоро лето.

Виды насекомых. Их значение в природе. Природоохранные мероприятия. Скоро лето.

В целях реализации сюжетно-тематического планирования ДОУ педагогически составом внедряется «Примерное комплексно-тематическое планирование «Региональный компонент вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования», составленное коллективом авторов, в число которых вошли Горяева С.М., заведующий, Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., учителя родного языка МКДОУ № 24.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Центром познавательных интересов в предметно-развивающей среде к вариативной части программы становится этнографический уголок в группе. Любой предмет этнографического уголка может подсказать тему для интересного разговора. В таком уголке дети не просто пассивные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь этнографический уголок - это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей. При этом все имеющиеся уголки становятся эффективным средством развития познавательных интересов детей в рамках решения задач региональной компетентности, это: зона сюжетно-ролевых игр, музыкальный, природный, книжный, творческий и многие другие уголки, центры, зоны групп и ДОУ.

Для расширения знаний педагогов и детей в ДОУ разработано пособие «Из жизни калмыцкого народа» (подборка информационного и иллюстративного материала) составитель Балакаева Е.Н., 2013 г.

В приложении ООП ДО представлены две парциальные программы

  • Парциальная образовательная программа «Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении», научный руководитель к.п.н. В.К. Эрендженова, авторы-составители Л.И. Бальджикова, Е.Н. Бамбышева и др., 2010 г.
  • Парциальная образовательная программа ознакомления дошкольников с родным краем «Я – элистинец!», опыт работы ДОУ г. Элисты.

Последовательность реализации разделов программ определена в соответствии с сюжетно-тематическим планированием дошкольного учреждения и основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ.

Литература:

  1. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. Примерную образовательная программа дошкольного образования «Детство», СпБ, 2013г.
  2. О.Г.Хургунова Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста», Элиста, 2009 г.