Задания на времена года. Природа и погодные явления в разные времена года

Изучение времён года с детьми

Изучение времени года, природных явлений, происходящих в разное время года и праздников, соответствующих тому или иному времени года входит в программу подготовки ребёнка к школе.

Беседую с детьми с помощью предложенных нами картинок, вы проанализируете каждое время года и его особенности. Кроме того, затем можно эти картинки раскрасить и устроить выставку рисунков.

Чтобы увеличить картинку и открыть оригинал, нажмите на картинку

Взгляни на эти картинки. Какое время года изображено на каждой из них? Почему ты так думаешь?

Детям про осень

Наступает осень. Дети начинают ходить в школу или в детский сад. Листья на деревьях меняют окраску, а затем наступает пора листопада,

Раскрась картинку, Знаешь ли ты, какие деревья изменяют свой цвет? Листья каких деревьев ты можешь узнать на рисунке?

Осенью появляется много грибов. Но не все их можно есть.

Помоги Красной Шапочке отделить съедобные грибы от несъедобных. Съедобные раскрась, а несъедобные — зачеркни.

Осенью многие птицы улетают на юг, Таких птиц называют перелётными. Каких перелётных птиц ты знаешь? Почему они улетают на юг? А какие птицы остаются?

В течение осени многие животные (белки, барсуки, мыши) запасают себе корм на зиму. А медведь так за лето отъедается, что накопленного жира ему хватает до весны. Некоторые животные обзаводятся новой шёрсткой.

Так, например, заяц меняет своё серое «пальтишко» на белую «шубку».

Можно ещё прочесть стихи про осень, стихи про урожай и разгадать осенние загадки .

Детям о зиме

Почему зимой идёт снег, а не дождь? Почему снежинки на руке тают, а на земле — нет? Почему, когда светит солнце, снег не тает? Почему в самом начале зимы по льду нельзя ходить, а в середине зимы можно?

Раскрась картинку. Нарисуй снежинки.

Зимой некоторые люди любят плавать в холодной воде. Как называют таких людей? Почему они не замерзают?

Дети активно познают мир с самого рождения. Всему новому свое время. Например, о цветах грудничку нужно рассказать в 1-1, 5 года, о размере и форме в 2-3 года. Подробно о временах года, названиях месяцев дошкольники узнают поэтапно - в 3-4 года, ближе к школе в 6-7лет. Как сделать занятия увлекательными и запоминающимися с помощью специальных картинок времен года для детей, расскажем в нашей статье.

Начинать познавательные уроки о временах года с детьми нужно в раннем возрасте, в 3-4 года. К этому периоду малыши уже несколько раз осознанно наблюдали за сменой погоды в течение года, понимают, что такое тепло, холодно, пасмурно, снег, дождь.

Как подобрать карточки

Для урока нужно подготовить карточки времена года. Обучающие комплекты можно скачать в интернете, купить в книжном магазине. Картинки должны быть яркие, четкие. Различия погоды понятными детям.

  1. Лето. Ассоциируется с солнцем, морем, цветами, бабочками. Преобладающие цвета для картинок - зеленый, желтый, оранжевый, голубой. На карточках должны присутствовать люди в летней одежде, дети, катающиеся на велосипедах, роликах, купающиеся в речке.
  2. Осень. Признаком осени стали желтые, оранжевые листья на деревьях, сбор урожая яблок в саду, дождь, зонты, резиновые сапожки.
  3. Зима. Для детей зима пахнет мандаринами, радует Новым годом, подарками от Деда Мороза, украшенной елкой. Люди на картинках одеты в варежки, шапки, шубы. Дети катаются на санках, коньках. Лепят снеговиков.
  4. Весна. Тает снег, прилетают птицы после долгой зимовки. Люди пекут куличи на Пасху. На деревьях появляются первые листья, распускаются полевые цветы.

С чего начинать занятия

Развивающие уроки о временах года и месяцах начните следующим образом:

  1. Разложите перед дошкольником все серии картинок.
  2. Пусть внимательно рассмотрит их, задаст интересующие вопросы.
  3. Обсудите с ребенком, зачем мы учим времена года.
  4. Малыш должен понимать, что эта информация очень важная. Она поможет ориентироваться в обществе, адекватно одеваться по погоде и т.д.
  5. Задайте дошкольнику несколько вопросов по картинкам.
  6. Спросите, что он видит на изображение, какое это время года, почему он так решил и т.д. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему.
  7. Попросите ученика нарисовать самостоятельно времена года.
    Обратите внимание на выбор красок и оттенков. Каждому времени года соответствует свой колер.
  8. Следующим этапом будут игры, увлекательные занятия с картинками, прослушивание музыки и заучивание стихов. На основательное изучение времен года у дошкольника уходит не менее 3-4 недель. Но материал периодически приходится повторять.

Важно! Для детей 3-4 лет основным способом познания мира является практический пример и наглядность. Разбейте знакомство с календарем, породным условиям на весь календарный год. Так малыш увидит за окном то, что изображено на рисунках.














Дети помогают взрослым зимой

Прогулка в зимнем лесу




Задания

Времена года для детей - достаточно сложная тема, особенно запоминание названий месяцев и их очередности. Чтобы процесс изучения стал более легким, используйте следующие интересные задания.

  • Одеваемся на прогулку

Попросите малыша собрать куклу на улицу согласно заявленным вами погодным условия. Можно называть только месяц или время года. Для выполнения задания потребуется кукла и кукольный гардероб на весь год.

  • Раскраски

Подберите тематические разукрашки для детей дошкольного возраста. Просите объяснять выбор цвета, комментируйте творческий процесс, объясняя изменения в природе.

  • Опиши картинку

Раздайте детям рисунки по временам года. Попросите описать изображения. Лучшим вариантом будет картинка с действиями персонажей. Например, малыши катаются в зимней одежде на санках, взрослые собирают урожай и т.д.

  • Чтение и заучивание стихов

Для малышей 3-4 лет подойдут стихи про времена года Маршака, Никитина. Для старших дошкольников - стихи Тютчева, Блока, Есенина, Майкова.

  • Делаем часы времен года своими руками

Вырежьте из картона большой круг, разделите поле на 4 сегмента. Попросите ребенка изобразить в каждой части время года. Можно нарисовать соответствующие праздники, собственные ассоциации.












Игры

Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.

  • Прыгаем по лужам

Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.

  • Соотнеси картинки

Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – , для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.

  • Угадай, какое время года

Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.

  • Разгадываем загадки

Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.

Загадки Ответ
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт.
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Из заморских стран далёких
Птицы к нам
Летят-возвращаются.
Прилетела пава,
Села на травы,
Распустила перья
Для всякого зелья.
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
Красное, зелёное, жаром опалённое,

Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.

Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила.
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (
Ей, чтобы перекрасить листья,
Не нужно красок или кисти:
Зелёные летом, они
Становятся жёлтыми, красными.

Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:

  1. З.Е. Агранович “Времена года”.
  2. Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
  3. Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
  4. Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.

Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации. Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов.

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

Стихи для детей про времена года (автор Е. Карганова)

Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

Странички про каждое время года

Весна в стихах и картинках для детей

Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Расскажи, что изображено на картинке весной?

Образовательный процесс для детей в период дошкольного возраста включает в себя множество этапов, важных моментов и особенностей. Одной из важных областей является знакомство с природой, понятие того, какое время года сейчас проходит и другими факторами. Процесс обучения предполагает не только объективное понимание объектов и терминов, а также формирование правильного отношения к миру природы. Основным моментом в данном процессе является знакомство с временами года, которое осуществляется с помощью различных методик.

Методики и цели занятий по временам года

Природа имеет важное воспитательное значение. Данный мир оказывает положительное влияние на человека. Образовательный процесс включает в себя методики, направленные на понимание погодных явлений, изучение объектов и формирование верного отношения. С помощью такого подхода воспитывается умение наблюдать, а также формируется логическое мышление и эстетическое отношению к природе. Таким образом осваивается новая информация о живых объектах и явлениях, воспитывается бережное отношение.

В процессе обучения в дошкольный период каждый ребенок узнает о том, что такое разные периоды года. Для этой цели существует множество видов занятий, но все методики можно разделить на следующие типы:

  • Контрастные сравнения позволяют детям понять разницу между временами года. Для такого занятия можно использовать беседы, наглядный материал в виде различных пособий и другие средства. Во время беседы педагог взаимодействует с детьми и обсуждает начало каждого времени года и особенности периода, что формирует интерес ребенка к происходящему;
  • Периоды года и картинки каждого сезона позволяет лучше понять особенности природы. В данном случае с помощью наглядных материалов ребенок узнает о внешнем виде животных, о занятиях человека в каждое время года, а также об изменениях на улице. Такая методика особенно эффективна при использовании различных технологий, творческом подходе;
  • Музыка является прекрасным методом изучения каждого периода года. Определенная мелодия может символизировать осень, а также зима или весна могут быть выражены с помощью звука. Дети могут прослушать мелодию, а затем попытаться изобразить времена года или выразить чувства, испытанные во время прослушивания музыки. Такой подход позволяет не только познакомиться с природой, но и сформировать правильное отношению к музыкальным произведениям и творчеству;
  • Различные литературные творения, например, стихи являются эффективным средством, которое позволяет изучить особенности природы и сформировать понимание творчества. Различные времена года для детей дошкольного возраста , все явления могут быть описаны очень красочно и ярко;
  • Игровые методики помогают освоить понятие смени времени года и особенности каждого периода. Такие занятия могут быть активными или же происходить в форме настольной игры.

Времена года в играх для дошкольников

В период дошкольного возраста процесс развития и воспитания детей имеет важное значение. Дети активно воспринимают, усваивают и используют новую информацию и навыки. Такая особенность позволяет изучить все четыре времени года, а также понять мир. Весна, лето, осень или зима имеют характерные черты и поэтому создано множество занятий и методик для детей, направленных на правильное формирование каждого периода.

Правильное осуществление занятий и применение материалов позволяет создать верные представления об особенностях природы в каждый период. На основе этого формируется умеренное любопытство, бережное отношение ко всему живому и развитие творческих навыков. Использование в процессе обучения литературных или музыкальных произведений способствует развитию творческих способностей и представлений ребенка. Игры, занятия или беседы направлены на создание правильного отношения к природе. При этом дети испытывают интерес, осваивают множество понятий, изучают картинки, природные явления и те особенности, которые имеет осень, зима, весна или лето. В данном случае осуществляются различные методики обучения для ребенка, но важно значение имеет правильная техника.

Изучение времен года – обязательная часть любой дошкольной и школьной программы, без освоения которой кругозор ребенка останется недостаточно широким, а дальнейшее познание окружающего мира будет наталкиваться на определенные препятствия.

Когда мы изучаем времена года с ребятишками, нужно использовать как можно более разноплановые и интересные наглядные пособия, позволяющие получить полное представление об изменениях, происходящих не только в природе, но и в повседневной жизни людей.

Очень удобно использовать, изучая времена года, картинки – для детей это самый доступный и понятный материал, который отображает все особенности изучаемого времени года.

Обычно на картинках изображаются характерные детали сезонной одежды людей и наиболее выразительные моменты, происходящие в природе, а также различные погодные явления. Рассматривая картинки, мы акцентируем внимание малышей на связи того или иного предмета с происходящими в природе изменениями: например, увидев снег, подчеркиваем, что зимой очень холодно, поэтому идет не дождик, а снег. теплее, идет дождь. А летом чаще всего жарко, и ярко светит солнце.

Удобно использовать, изучая времена года, карточки. Работа с карточками приносит деткам большое удовольствие, при этом, незаметно для себя, они усваивают все характерные особенности каждого сезона.

Предлагаем ребятишкам поиграть в простые игры с карточками:

  • распределить их по разным группам, согласно изображенному времени года;
  • выбрать из общей кучки только те карточки, которые имею отношение к определенному сезону;
  • убрать лишние карточки из предложенных.

Такие игры развивают внимание и делают учебный процесс более увлекательным.

Обязательно посмотрите с ребенком карточки с деревьями, которые изменяются в зависимости от различного времени года.

Дополнением к занятию может стать изображающая различные времена года раскраска. В процессе работы с ней, ребенок лучше усвоит особенности каждого сезона и характерную для него цветовую гамму. Таким образом, более прочно закрепится изученный материал.

Картинка «месяцы»

Картинки «времена года с одеждой»

Природа и погодные явления в разные времена года

Раскраски времена года

Поделки на тему «времена года»

Можно изготовить тематические поделки: времена года, отображенные в объемной , выглядят более выразительно, благодаря чему лучше запоминаются ребенком.

Для изготовления такой поделки нам понадобится приклеить на лист картона плотную ткань — фон будущей картины.

Используйте для создания поделок самые интересные материалы: например, красивая аппликация на зимнюю тему получается при помощи белого фетра и ваты, на летнюю – при помощи фетра и мягкой цветной бумаги. Фетр можно заменить бархатным картоном или кусочками драпа.

Можно создать показательную серию аппликаций – например, сделать четыре дерева, обводя ладошку ребенка, и оформить эти деревья в соответствии с тем, как они выглядят в определенное время года.