Занятие в старшей группе на тему толерантности. Конспект занятия «Путешествие в страну Толерантности. Звучит русская народная мелодия. Входит воспитатель в русском народном костюме

Открытое занятие по толерантности.

Тема: «Путешествие по Стране Толерантности»

Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.

Задачи: Дать детям представление о толерантности;

Расширить и закрепить представление детей о доброте;

Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.

Ход занятия.

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности ». Под девизом «Мы разные, но мы вместе!». И попытаемся понять очень интересное слово «толерантность». Вот посмотрите. Это – ромашка. Но в середине цветка написано слово толерантность. Что же мы понимаем под словом толерантность. Давайте прочитаем эти лепестки со словами. (Дети читают слова на лепестках).

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!»?

Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые.

Подумайте и скажите: «Какие все мы?»

Ответ учащихся: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные»

Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.

А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы заметили друг в друге. Встанем в круг и передавая мяч, будем называть эти качества. (Дети передают мяч и проговаривают хорошие качества следующего ученика.)

Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из Страны Толерантности. Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде. Мы отдохнем, поиграем и споем, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.

И вот впереди город. Хотите узнать как он называется? Для этого нам надо вспомнить заветные желания всех героев сказки «Волшебник Изумрудного города». Если правильно все сделаем, то узнаем, как называется город.

О чем больше всего мечтала Элли? ДОМ

Кого Элли взяла с собой в путешествие? ТОТОШКА

Самое заветное желание Трусливого Льва? ХРАБРОСТЬ

О чем мечтал Железный Дровосек? СЕРДЦЕ

Какое заветное желание было у Страшилы? МОЗГИ

Итак, как называется наш город? Город Доброты.

Верно! Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые слова? А вы знаете волшебные слова?. (выслушиваю ответы детей).

А того человека кто использует в речи такие слова как можно назвать? - толерантным, а все эти слова можно объединить под одним понятием - толерантность. Вот какое новое слово вы сегодня узнали. А в городе Доброты нас ждут герои сказок. И вот первый герой. Это волк. Он толерантный или нет? А почему? Он приготовил для нас испытания, и если мы будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся. Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если добрый, радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

На экране появляются герои сказок: Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина)

Звучит песня « Голубой вагон» (Дети имитируют движение поезда).

Мы с вами оказались в городе Мудрецов. Здесь нужно собрать пословицы.

Добрые дела - красят человека.

Спеши делать добро.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

За добро – добром платят.

Хорошо, все загадки правильно собрали.

Звучит песня « Голубой вагон» (Дети имитируют движение поезда).

Мы одна семья вместе мы всегда.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!

Молодцы, справились с заданием.

Звучит песня « Голубой вагон» (Дети имитируют движение поезда).

Мы прибыли в город Волшебных слов. Если мы выполним все задания в этом городе, то попадем с вами на главную площадь Страны Толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(Добрый день)

Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим:…(Простите, пожалуйста)

Везде и всюду говорят на прощание …(До свидания)

Для того, чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру. Когда я подниму желтый кружок – вы говорите «спасибо», красный – «извините». Смотрите не перепутайте.

Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится.

Звучит песня « Голубой вагон» (Дети имитируют движение поезда).

Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город Загадок. Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на нее хором сказать: « Это я, это я, это все мои друзья!» и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя, то промолчать и потопать.

Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?

Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холе?

А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

Сколько будет пять плюс пять, кто мне может подсказать?

Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?

А где же наши ручки-лучики?! «Спасибо! Я вас люблю!»

Звучит песня « Голубой вагон» (Дети имитируют движение поезда).

Мы с вами прибываем на улицу Пожалуйста. Игра «Пожалуйста». Вы по очереди даете задания своим товарищам и выполняете только в том случае, если перед заданием будет слово «Пожалуйста». Все понятно? Будьте очень внимательны.

Пожалуйста, встаньте.

Будьте добры, поднимите правую руку.

Пожалуйста, поднимите левую руку.

Будьте любезны, сядьте.

Пожалуйста, похлопайте.

Потопайте.

Пожалуйста, улыбнитесь.

Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой. Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности. Я буду задавать вам вопросы, вы улыбаетесь, если так поступает толерантный человек и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек.

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Говорить: «Спасибо» за подарок?

Обозвать обидным словом соседа?

Поздороваться при встрече?

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Помогать родителям?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Вот мы и попали в страну Толерантности. Ребята, а как вы думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили? (Ответы детей).

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова. Давайте друзья встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа – это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. И все вместе споем песню «От улыбки». Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Страны «Доброты и понимания».

Звучит песня «От улыбки».

Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем: «Если каждый будет друг другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир».

Возможно это вас заинтересует:

  1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Одуванчик» города Балашова Саратовской области» Конспект занятия в 1 младшей группе на тему: «Веселый поезд» Воспитатель Рассказова...

  2. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Цветик-семицветик» города Новочебоксарска Чувашской Республики Конспект открытого занятия «Как петушок солнышко разбудил» I младшая группа Составила:...

  3. Открытое занятие по З. О.Ж: «Страна волшебная- Здоровье» Цель: Закрепить знания детей о здоровом образе жизни. Задачи: Учить детей заботится о своем здоровье. Воспитывать желание...

  4. Управление образования Администрации МО Шурышкарский район Муниципальное дошкольное учреждение общеразвивающего вида « С Е В Е Р Я Н О Ч К А» с. Горки....

  5. Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада Автор: Вишнякова Нина Викторовна воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ № 12 Дошкольное отделение. Предмет: Развитие речи. Для...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 870 просмотров
    • - 11 965 просмотров
    • - 11 233 просмотров
    • - 10 674 просмотров
    • - 9 152 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

1 Психолог заходит в группу и говорит: «Здравствуйте ребята, я к вам пришла в гости, но не одна, а с моим другом Капитошкой, он веселый и добрый, поэтому любит ходить в гости и знакомится (играть) с новыми детьми, он и нам поможет познакомится, он будет прыгать из руки руки и тот к кому в руки он прыгнет, произнесет свое имя, попробуем? Меня зовут Екатерина Владимировна…» ну вот мы с вами и познакомились. Ребята, а Капитошка шепнул мне, что ему очень понравились ваши красивые разные имена. А представьте, что было бы, если бы у нас было одно имя на всех?

3. Психолог: Вы все правильно говорите, если бы у нас у всех было бы одно имя, то мы просто бы путались: к кому обращаться, кого позвали? Как все таки здорово, что все мы разные и у нас разные неповторимые имена!

4.Психолог: Ребята, Капитошка хочет заглянуть в ваши глазки. А вы как думаете? Зачем ему это надо? Посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза, и Капитошка вместе с вами посмотрит, может там вы найдете подсказку. Что вы там увидели?

5.Психолог: ой, какие красивые ваши глазки такие выразительные, такие неповторимые и голубые, и зеленые, и карие. И это еще раз подчеркивает, что мы с вами разные и неповторимые, и таких на свете, как вы больше нет.

6.Психолог: вы все говорите правильно, если бы у вас были бы одинаковые глаза, то нам, наверное, было бы скучно и неинтересно жить. Ведь глаза- зеркало души. Именно по глазам можно увидеть, что чувствует человек, какое у него настроение. Как все таки здорово, что все мы разные и у нас такие разные красивые и неповторимые глаза!

7.Психолог: ребята, а Капитошка мне шепнул, что он хочет с вами поиграть. Он придумал очень интересную новую игру, я буду говорить фразу, если вы с ней согласны, то вам нужно будет поменяться местами, но помните, что меняться мы будем, не толкаясь, осторожно. Если вы готовы играть- улыбнитесь мне. Слушайте внимательно: «Сейчас поменяются местами те:

Кто чистит зубы по утрам;

Кто любит кататься на санках;

У кого есть домашнее животное;

Кто из вас жадный;

Кто из вас злой;

Кто добрый;

Кто любит смотреть мультфильмы.

8.Психолог я вижу, что вы очень дружные и внимательные. А я хочу вам сказать, что в жизни у каждого из нас есть право выбора, сделать добро или зло. Если мы выбираем зло, то должны расплачиваться болью и страданиями (показываю пиктограммы лиц с изображением горя и печали. Если выбираем добро, то все получается легко и быстро. (показываю пиктограмму с изображением веселого лица). А бывает в жизни так, что мы не выбираем на добро, ни зло? Стоим между ними посередине? Я сейчас вам предложу ситуации, а вы попытайтесь их себе представить.

Вы радуетесь, что рисунок у вас получился, а Васи, который безобразничал весь день, -нет. Какую эмоцию вы будете испытывать?

Вы обиделись на маму за то, что она не выполнила своего обещания, и перестали с ней разговаривать.

Вы ябедничаете воспитательнице на «плохих» детей.

Вы подрались с кем-то из группы потому, что он обижал малышей на прогулке.

9.Психолог: Предлагается по очереди складывать их в коробочку добрых дел, но при этом ребенок должен сказать, что хорошего он сегодня сделал или собирался сделать.

10.Психолог: Очень хорошо, что так много добрых поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу. Но к сожалению, иногда совершаются и не очень хорошие поступки. Дети берут черные бумажные кляксы, психолог предлагает сложить их в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть.

Ребята когда я пойду на улицу, то выброшу этот мешок.

Вывод. У каждого человека есть право выбора.

11.Психолог: А сейчас вас ждет сюрприз. Сейчас произойдет волшебство, вам нужно сделать ладоши лодочкой, закрыть глаза и не подсматривать. (песня «Где водятся волшебники»). А теперь загляните в свои ладошки, но никому не говорите, что у вас там. А сейчас раскройте ваши ладошки, как цветок раскрывается навстречу солнышку! Понравился наш сюрприз?

12.Психолог: Ребята, а какие у вас камушки? У нас у каждого разные камушки, они такие же разные, как и мы с вами разные и неповторимые.

13.Психолог: А сейчас я вам предлагаю продолжить волшебство, давайте все наши камушки положим в волшебную коробочку и посмотрим что произойдет. Помните, ребята, что камушки наши не простые, а волшебные и посмотрите, что же получилось?

14.Психолог: Это самый что ни наесть настоящий «цветок дружбы». Как вы думаете, почему наш «цветок дружбы» получился таким красивым? Правильно, потому что мы все вместе, дружно выложили этот цветок. Ребята, а как вы думаете, если бы у нас был один камушек, у нас получился такой цветок?

15.Психолог: Ребята, а Капитошка хочет показать свою картину, которую он выполнил со своими друзьями из камешек. Хотите посмотреть? Красивая? А почему у них получилась такая замечательная картина?

16.Психолог: Ребята, а мне Капитошка опять шепнул на ухо, что он придумал новую игру, но не простую, а волшебную, которая учит дарить нежность, заботу, любовь ласку, внимание и называется эта игра «Ручеек дружбы». Хотите поиграть? Для этого нам нужно встать в круг и каждый из нас превратится в капельку одного общего большого ручейка. Каждая капелька особенная, она течет медленно, по особенному руслу ручейка. А пока она течет, мы будем дарить ей всю свою нежность, любовь, внимание, заботу и ласку, не словами, а движениями, то есть будем гладить, ласково прикасаться, улыбаться, чтобы капельке было приятно, а чтобы нам было веселее.(звучит мелодия ручейка).

17.Психолог: Конечно, всем приятно, когда дарят любовь, нежность, заботу, внимание и ласку. Пока мы с вами играли в «Ручеек дружбы», Капитошка приготовил вам открытки, на которых предлагает нарисовать добрые пожелания друзей. А как можно изобразить добрые пожелания?

18.Психолог: Сейчас мы с Капитошкой предлагаем всем вам подойти к столу, взять карандаши, фломастеры и по одной открытке. На открытке вы будете рисовать пожелания своему товарищу, пожеланий может быть несколько. Находите для себя удобное место, а чтобы вам было веселее, я включу музыку. С окончанием музыки, закончится и ваша работа. Если вы готовы улыбнитесь нам с Капитошкой.

19.Психолог: А теперь ребята, я предлагаю обменяться вашими пожеланиями, но так чтобы у каждого оказалось по одной открытке. Обменялись. Вставайте в круг. Сейчас мы все вместе полюбуемся вашими пожеланиями! Посмотри Капитошка, какие разные пожелания у ребят, какие наши дети добрые и внимательные друг к другу, заботливые. Они очень дружные!

Скажите, что такое дружба?

Правильно, дружба- это близкие отношения, основанные на взаимной помощи, поддержке, уважении, выручке. А зачем нам с вами нужно дружить? Правильно, чтобы жизнь была веселее и легче.

Вывод: Друзья- это важно! Друзья- это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

20.Психолог: А на последок мы с Капитошкой решили оставить вам в подарок

« Цветок дружбы», который возможно натолкнет вас на новые интересные совместные дела.

Мы рады были с вами познакомится, Капитошке очень понравилось играть с вами, и у нас есть маленькая просьба: если вам понравилась наша встреча, то подарите нам с Капитошкой на память ваши улыбки! Всего доброго, до свидания!

"День толерантности"

Цель:

  1. знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,
  2. воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
  3. развитие коммуникативных навыков.

План занятия

Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».

  • Что же это за слово такое – толерантность?
  • Какими чертами должен обладать толерантный человек?

Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

  • Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимодоверия.)
  • 16 ноября – Международный День Толерантности.)
  • А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

I. Упражнение. «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает, что дети почувствовали во время упражнения.

  • Вам понравилось это упражнение?
  • Почему?
  • Что нового вы узнали друг о друге?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

II. Беседа в кругу.

Дети садятся в круг, вместе с воспитателем.

Часто люди, живущие рядом несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают, кто, чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

III. Упражнение. «Волшебный микрофон»

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
  • О чем вы мечтаете?
  • Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вас удивило, что понравилось?

IV. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

V. Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?
  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?
  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Тяжело ли быть не похожим на всех?
  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Дети рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Мама зовет меня ласково Вовочка, когда я пойду в школу, меня будут звать Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VII. Итог занятия:

  • Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
  • Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
  • Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
  • Как вы считаете, наш праздник удался?

К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника « День толерантности » не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Итак толерантность это - уважение, взаимопонимание, доброта, доверие, взаимодоверия, терпимость, уважительно относиться друг к другу и др.

Молодцы! Посмотри солнышко засияло, оно улыбается и говорит нам:

- "Ребята будьте толерантны к друг другу! "


Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Жители планеты Земля».

Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:

обучающие:

Формировать у детей познавательный интерес к истории других народов мира, рас, их жилища, их культуры;

Познакомить с понятием «толерантность»;

воспитательные:

Воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей, расы вне зависимости от социального происхождения;

Доброжелательное отношение к традициям обычаям людей другой национальности;

Положительные эмоции в процессе ознакомления детей с культурой народов мира;

Эмоциональный интерес к слушанию стихов, выражать свои эмоции.

развивающие:

Развивать представление о планете Земля и жизни людей на планете, умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;

Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

Предварительная работа: индивидуальная работа с детьми: разучивание стихотворений; работа с детьми по карте, с глобусом; рассматривание картин, иллюстраций, просмотр фильмов о жизни людей на нашей планете, разучивание народных подвижных игр.

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор;

Презентации: «Китай», «Африка», «Россия»;

Глобус;

Карта;

Аудиозапись песни «Дружба»;

Мультфильмы:«Катерок», «Народы России», «Мы живём в России. Татары».

Образовательные области:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка».

ХОД НОД: Воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг».

Давайте посмотрим на гостей, и улыбнемся им своей самой доброй улыбкой.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким?

Дети: В стихотворении говорится о нашей планете Земля.

Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.

Воспитатель: Какой же вывод можно сделать.

Дети: Земли пригодной для жизни на планете очень мало. Надо беречь природу, жить в мире.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети: На карте.

Воспитатель: Давайте посмотрим на политическую карту. Карта раскрашена разными цветами, так на ней обозначены страны. Как вы думаете, сколько стран на земном шаре? Предположения детей

Воспитатель: На нашей планете 258 стран. У каждой страны есть свой главный город, флаг, гимн, обычаи, свой национальный язык. А как называется главный город страны?

Дети: Столица.

Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины.

Дети: Москва.

Воспитатель: Кто сможет показать нашу страну на карте? Как она называется?

Дети: Россия

Воспитатель: Подумайте и скажите, что отличает всех людей, живущих на нашей планете?

Дети: Цвет кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции…

Воспитатель: Все люди разные, а что же нас объединяет, что у нас есть общего?

Дети: Есть руки, ноги, живем на одной планете, в городах, странах, ходим в детский сад, занимаемся одинаковыми делами.

Воспитатель: А, что ещё нас объединяет, мы узнаем с помощью простой игры «Аплодисменты». Я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все.

Встаньте все те, кто умеет читать, - любит кататься на каруселях, - любит смотреть мультфильмы, - любит мороженное, - любит играть, - мечтает полететь в космос, - любит животных, - встаньте те, кто любит танцевать, - встаньте все те, кто умеет дружить.

Воспитатель:

Ребята, скажите, какая страна на всей земле самая лучшая? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)

Как вы думаете, какая страна лучшая для детей и взрослых, которые живут в Италии, Белоруссии т. д.?

Почему вы так думаете? (ответы детей)

Правильно все люди любят и гордятся своей родиной, своими обычаями, традициями и достижениями.

Воспитатель:

А кто из вас слышал слово «толерантность»?

А что оно означает, знаете? (выслушать мнение)

В переводе с французского оно означает отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.

А в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Воспитатель: А сейчас мы послушаем, как вы понимаете это новое слово:

Ребёнок 1.

Толерантность – значит это, Если дружно все живут. И теплом сердец согреты, Садик, быт наш и уют.

Ребёнок 2.

Признание, равенство и уважение, Взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, Это и многое есть толерантность.

Ребёнок 4.

Чувствовать, думать, любить, как другие, Сердцем умея понять солидарность, Напрочь отбросить – "Они не такие", Этому учит нас толерантность.

Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.

Воспитатель: А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

Воспитатель: Ребята, вспомним сказку «Цветик-семицветик» В.П. Катаева.

Как звали девочку?

Кого Женя встретила?

Какого цвета был последний лепесток и желание? (Голубой, чтобы Витя был здоров)

Чем закончилась сказка?

Делать добрые дела всегда приятно. Когда вы делаете добрые поступки, помните, что добро вернется к вам! Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Ребята, скажите, кого вы видите на слайде? (Фею цветов)

Как вы думаете, больше всего на свете она любит, что? (цветы)

Правильно цветы. Их у неё очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебный. Это цветик –четырёхцветик. С его помощью, можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать лепесток и произнести волшебные слова:

«В цветнике цветут цветы, поиграем с ними мы»

(дети проговаривают волшебные слова, воспитатель отрывает лепесток от волшебного цветка, дети закрывают глаза и кружатся).

Слайд№1 с изображением Китая. - Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Китай) Как вы догадались? (по разрезу глаз, национальной прическе и одежде)

Слайд№2. - Правильно. Софья расскажет нам об этой стране.

Слайд№3. «Нихао!» - так звучит приветствие на китайском языке. Жители Китая – китайцы в знак приветствия кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.

Попробуйте поздороваться и вы.

Ю переводиться – как «друг», ю- вы мои друзья.

Слайд№4. В Китае есть свой гимн, флаг и герб.

Слайд№5,6,7. Там высокие красивые горы, необычные многоярусные храмы и дома.

Слайд№8. В Китае большое внимание уделяется национальному костюму.

Слайд№9. Платья шьют из шёлковой ткани, шёлк изобрели в Китае.

Слайд№10. Иероглифы – специальные красивые и сложные знаки, которые используют вместо привычных для нас слов. Каждый иероглиф имеет своё значение. Например: одна горизонтальная линия – человек, а если нарисовать две горизонтальные линии, получиться слово – небо.

Слайд№11. Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью и следят за своим телом. Когда они устают на производстве, то делают специальную гимнастику «Ушу».

Я приглашаю всех на китайскую гимнастику.

(звучит китайская музыка для медитации)

  1. Сначала мы поприветствуем солнце. Ручки поднимаем вверх, опускаем и ещё раз повторяем.
  2. Соединяем ладошки над головой, поднимаем ногу, держим равновесие.
  3. В Китае очень любят чай, превращаемся в чайнички. Наливаем чай в чашечки, еще наливаем, А теперь в другую чашечку и ещё раз.
  4. Чай горячий подуем.
  5. Медленно поднимаем руки вверх, резко наклоняемся, говорим «ха»,

Давайте скажем до свидания на китайском языке. «Цзай-цзянь!» - так китайцы прощаются друг с другом (дети повторяют.)

Воспитатель: А теперь скажем Софье по-китайски: се-се (спасибо).

Слайд №1 с изображением Африки.

Кто из вас знает, где живут дети с темным цветом кожи? (в Африке)

Слайд №2. Ребята, Африка- это континент. Карта раскрашена разными цветами, значит в Африке много стран.

Эльвира познакомит нас с жителями Африки.

Слайд №3. -Мы не знаем языка народов Африки, поэтому поздороваемся без слов. Некоторые племена здороваются носами. Вот так.

Теперь мы с вами поздоровались по –африкански.

Слайд №4. - Почему у людей Африки такая темная кожа? (жарко)

Слайды №5,6. -Действительно в Африке очень жарко, и одежда у людей, поэтому легкая. Свои наряды жители Африки дополняют украшениями из костей, бус, раковин или перьев .

Слайды №7,8,9. А вот так выглядит жилище коренных жителей Африки.

Слайд №10,11. Африканские дети, как и все дети планеты Земля, любят играть.

Слайд №12. Как и мы любят животных, природу.

Слайд № 13. Ходят учиться в школу.

Слайд № 14. Но больше всего африканские дети любят танцевать.

Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма и потанцуем вместе с ними.

(показ отрывка из мультфильма «Катерок», танец «Чунга- чанга»)

Ну что ж ребята, мы познакомились и с жителями жарких стран. Народы африканских стран живут не так богато как мы, но всё равно они любят и гордятся своими странами, обычаями, традициями.

Сколько у нас осталось лепестков, вспоминаем волшебные слова и снова отрываем лепесток…

Слайд №1- Как вы думаете, в какой стране мы очутились? (Россия) Как вы догадались?

Попросим Илюзю рассказать о нашей стране.

Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна.

Слайд №3. В России много национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов.

А главное – что одной из важных традиций народов России является многовековая ДРУЖБА. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Народы России».

Слайд №4.Татары, то есть мы – очень древний народ, имеющий свою историю. Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием.

Просмотр видео « Мы живём в России».

Слайд №5. Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза». Я приглашаю всех. Дети заводят хоровод «Во поле березка стояла»

У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.

Давайте скажем волшебные слова… .

(воспитатель отрывает лепесток, дети кружатся и возвращаются в свой детский сад)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные и любят играть, танцевать, умеют считать и читать. Они очень дружные. Вы дружные? Чтобы доказать какие вы дружные, давайте выполним задание. В этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 13. Их нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 13. И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

А в этом конверте лежат карточки с цифрами от 1 до 10. Их тоже нужно разложить в правильной последовательности от 1 до 10. И тогда мы сможем прочитать что-то ещё важное.

Дети выполняют задание под музыку. Перевернув цифры получилось МИР И ДРУЖБА – почему это важные слова?

А вы по–настоящему дружные ребята?

Для вас будет важно, какого цвета кожа или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами играть?

А что важно для дружбы? (доброта, отзывчивость, внимание к другому).

Действительно, мы такие разные – взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках, живем в разных домах, по–разному одеваемся. Вы пока дети, но станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства.

Воспитатель: Мы с вами сегодня замечательно провели время. Что больше всего понравилось вам сегодня?

(познакомились с новым словом и понятием – толерантность, познакомились с некоторыми странами и их народами, танцевали).

Г лавное чудо света - это человек. Хотите к нему прикоснуться? Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек»!

А какой это человек выбирайте сами: добрый, умный, смелый, красивый, хороший, весёлый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обаятельный.

Дети уходят под песню «На большой планете».


Сценарий праздника ко Дню толерантности «С любовью к людям»

Цель: познакомить детей с понятием "толерантность"; развивать нравственно-значимые качества личности; воспитывать уважение к традициям других народов.
Оборудование : зал украшен надписью - День толерантности. На центральной стене картины людей разных национальностей. В углу зала постелен атласный ковер, на котором находятся разноцветные подушки и "загадочные" атрибуты. Пять костюмов на девочек разных национальностей.
Ход праздника
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Какие вы все разные! Знаете, мы не только внешне разные, но мы даже здороваемся по разному.
Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане);
Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
Показать язык – Тибет;
Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
Обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Ведущий . И разговариваем, ребята, мы тоже на разных языках. Французы – на французском, татары – на …, англичане – на …, украинцы – на …, молдаване – на … Сколько национальностей – столько языков, обычаев, разных культур. Но разве не похожие на нас люди плохие? Разве мы можем не любить и не уважать их лишь за то, что они не похожи на нас?
Конечно нет, если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности.
Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете что оно означает? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность, но сначала я расскажу вам сказку….
Ведущий. Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Под музыку в зал входит девушка. Обходит зал, рассматривает все, здоровается с детьми, представляется по имени и садится в уголочке на стульчик.
Ведущий. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и решила она обратиться к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику.
Под музыку входит волшебник. Здоровается с детьми, рассказывает, кто он, показывает какой-нибудь "фокус" и садится на ковер с подушками.

Девушка (подходит к волшебнику и грустно говорит) . Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет.
Любовь уходит из зала. Волшебник начинает "колдовать". Под загадочную музыку по одной входят девочки, одетые в национальные костюмы, и садятся вокруг колдуна.
Звучат звуки поющих птиц, звуки утра.

Ведущий . Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник. Вот, выбирай - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Щедрость, пятую - Доброта.
Любовь. Ой, а я даже не знаю, кого мне выбрать, они такие все красивые, такие разные, такие хорошие…
Волшебник. Да, Любовь, ты права, они и правда разные - и имена у них разные, и внешне они разные, а все это потому, что разные у них национальности. И чтобы решить, какая из них станет тебе настоящей подружкой, надо с ними поближе познакомиться.
Вот - Радость. Она - молдаванка. Что ты знаешь о молдаванах? Ничего? А вы ребята? Ну тогда вы должны знать, что они - прекрасные танцоры. Поэтому, Любовь, приглашай детей и станцуем молдавский танец, а мы с Радостью вас научим. Смотрите на нас и повторяйте движения.
Танец по показу Волшебника
Любовь . Ой, какая хорошая Радость. Точно, именно она и будет мне подружкой, я очень люблю танцевать.
Ведущий. Любовь, подожди немного. Ты ведь еще с остальными девочками не познакомилась, не надо торопиться. Познакомь нас, добрый Волшебник с другими девочками.
Волшебник. Это - Удача. Она - хантейка. Это малочисленные народы Севера. Слышали о них? Молодцы! Рад, что вы интересуетесь бытом и культурой других народов. А игры вы знаете хантейские? Тогда давайте поиграем и научим Любовь играть в игры хантов.
Игра "Озера - ручейки"
Дети делятся на несколько команд. На сигнал "ручейки", дети, держа друг друга за пояс, бегут в разные стороны. На сигнал "озера", дети берут друг друга за руки и на носочках, мелким шагом, идут по кругу.
Любовь. И игра замечательная и Удача очень хороша. И что же делать, кого в подружки то взять, Удачу или Радость?
Ведущий. Может не будем торопиться, давай с остальными девочками познакомимся.
Волшебник. Ну что ж, вот девочка, которую зовут Красота. Она - русская. А вы, ребята, какой национальности? А что вы знаете о русских? Точно, русские люди красиво танцуют и поют.
Танец "Русская кадриль"
Любовь. Ой, ой-ей, совсем я запуталась, и эта девочка мне нравится. А вон та, как ее зовут? Мы с ней еще не знакомы.
Волшебник . Эта девочка - Щедрость. Она башкирка. Ребята, среди вас есть башкиры? А друзья у вас есть башкиры? У башкир есть очень интересная игра.
Игра "Строим ютру"
Участники игры делятся на 3-4 подгруппы и образуют круг. В кругу на стуле лежит платок. Дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова:
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем, и помчимся на лужок.
Под слова, перестраиваются в общий круг. На сигнал "стоим юрту", берут платки и натягивают над головой.
Волшебник. Осталось познакомить вас с последней девушкой - Добротой. Она - узбечка. Это восточная красавица. Она прекрасно танцует и научит вас.
Танец "Цыплята"
Любовь . Они все прекрасны, не знаю, кого и выбрать…
Волшебник. Да, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Ведущий . Не торопись, Любовь, подумай, может стоит их всех взять в подружки? Красота, Доброта, Удача, Щедрость, Радость - разве можно прожить без одной из них?
Любовь . Вы правы. Я возьму их всех в подружки, хоть они и такие разные и буду к ним всегда очень хорошо относится.
Ведущий . Ребята, мы с вами сегодня хотели понять, что значит такое странное слово - толерантность. Посмотрев эту сказку, как вы думаете?
Правильно, толерантность - это любовь, доброта, радость, щедрость, удача, красота по отношению к другим людям.
Давайте будем любить друг друга, людей, проходящих мимо и совсем не похожих на нас, людей других национальностей, тогда и они ответят нам тем же, ведь за добро всегда платят добром, за любовь - любовью, за щедрость - щедростью.
А сейчас давайте споем песню про наш родной край.
Песня "Родная песенка"
Волшебник . Постойте, постойте, не надо расходится. Я же волшебник, и сейчас я что-нибудь наколдую вам на память о нас с Любовью.
Волшебник колдует, вытаскивает шоколад. Гости всех угощают, прощаются и уходят.