Дресс-код в Иране. Как одеться, чтобы не загреметь в полицию? Иранский хиджаб Как одеваются женщины в Иране

Современный Иран глазами русской путешественницы

Из истории В XX веке шахи династии Пехлеви упорно превращали Иран в светское государство, ориентированное на Запад, а позже на Соединенные Штаты Америки. В 1979 году произошла исламская революция под руководством аятоллы Хомейни, которая в корне изменила весь уклад жизни иранцев. Сейчас Иран официально не ориентируется ни на одну из стран ("Восток и Запад - наши враги"). Аятолла Хомейни, умерший в 1986 году, до сих пор свято почитается всеми иранцами. Его портретами украшены города и поселки, офисы всех государственных и частных учреждений, а часто и дома иранцев. В своем фетишистском отношении к вождям они очень похожи на нас прежних, боготворивших своих героев.

Женщине - востоковеду попасть в мусульманскую страну, которую изучала в течение пяти лет, считается большой удачей. За это время на восточном факультете нам, немногочисленным студентам, успевают привить любовь к изучаемой стране, ее истории, культуре, языку, а также людям, населяющим ее. Hо это все теория, которую, безусловно, хочется подкрепить практикой. Hесмотря на отсутствие официальных запретов и ограничений, женщине довольно-таки трудно получить визу в Иран, если она не замужем или пытается "проникнуть в страну" без сопровождения мужа. Hо формальности позади, и мы едем. Международный аэропорт "Мехрабад" в Тегеране встречает вежливым предупреждением: "Уважаемые дамы и господа! Убедительнейшая просьба соблюдать исламскую форму одежды. Спасибо!"

Одеваемся

После революции аятолла Хомейни попросил женщин не появляться в общественных местах в светской одежде, а вернуться к традиционной исламской: манто (плащ), платок или макнаэ (платок с закругленными и сшитыми вместе концами), хиджаб (широкая, просторная накидка, надеваемая поверх) и гольфы. Все это по шиитской традиции обычно черного цвета, цвета траура по мученически погибшим от рук врагов потомкам пророка Мухаммада.

Моды на платья, костюмы, юбки и блузки в Иране практически не существует, все равно они скрыты под манто и хиджабом. Журналы мод не печатаются, ввоз запрещен. Интересно наблюдать за модой на манто. Материал, цвет, фасон постоянно меняются. В этом году хит сезона - манто оригинального стильного свободного покроя, из специальной ткани итальянского производства, в крупную продольную полоску, двух- или трехцветные. Стоимость фасонов "топ" - 250-400 долларов. Манто бывает двух видов - очень длинные, до пят, и покороче, немного ниже колена. Короткие носят (обязательно с брюками) в основном девочки и девушки. Отношение самих иранок к традиционной одежде разное, некоторые фанатично настроенные иранки считают даже благом - дескать, муж ни на кого другого больше не посмотрит.

Жить мне довелось на берегу Персидского залива, в котором грех было не искупаться, поэтому хотелось бы затронуть тему "исламской моды" на одежду для купания. Естественно, что купальники в нашем понимании там отсутствуют. Купальная одежда для женщин - платок, длинная рубашка, полностью закрывающая руки, и шаровары или лосины. Дамы постарше прямо в хиджабе садятся на мелководье кружком и начинают судачить о том о сем. Они никогда не плавают, скорее всего, просто не умеют. Мужчины купаются охотнее, но купальный костюм у них тоже своеобразный. Запретная тема - нижнее белье. Hа двери лавок, торгующих женским бельем, обязательно висит объявление, что мужчины туда могут заходить только со своими женами. Так проявляется забота о целомудрии мужчин.

Hесмотря на бытующее мнение, что на Востоке распространено многоженство, в Иране, как правило, жена одна. Действительно, по шариату мусульманину разрешено иметь несколько жен, но он же обязан обеспечить всем женам равные условия пребывания в браке, включая количество уделяемого внимания, выделяемых денег и предоставляемого отдельного жилья. Для женитьбы мужчине необходимо собрать кругленькую сумму денег. Очень многим это удается только к тридцати - сорока годам. Hо иногда заключаются браки по обоюдной договоренности семей, не имеющих возможности заплатить так называемый махр, когда парень женится на девушке при условии, что ее брат возьмет в жены сестру жениха. Строго регламентированы отношения между мужчиной и женщиной в общественных местах. Hе принято ходить под руку, каким-либо образом выражать свои чувства. Обычное явление, когда муж идет впереди налегке или с ребенком, а жена несет тяжелые сумки. Особенное отношение у иранцев к детям. Если ребенок заплакал, то успокаивать его будет непременно отец, мать старается не вмешиваться. Аятолла Хомейни, у которого долгое время была всего одна жена, как-то, еще до революции, на провокационный вопрос западных журналистов о многоженстве в будущем исламском государстве ответил, что у него жена одна, и он считает, что этого достаточно. А заветам Хомейни стараются следовать.

Работаем

Работающая женщина в Иране, скорее, исключение из правил, чем обычное явление, хотя в стране активно пропагандируется равноправие и приветствуется участие женщин в общественно-экономической жизни страны. Тем не менее замужние иранки предпочитают не работать и заниматься хозяйством.

Существуют ограничения на использование косметики. Вы никогда не увидите работающую иранку с накрашенными губами, самое большое - подведенные сурьмой глаза. Hа улицах же можно встретить и очень накрашенных иранок. Право пользования косметикой иранские женщины отвоевали себе сравнительно недавно. Два года назад иранский меджлис (парламент) официально принял решение, разрешающее женщинам пользоваться, в разумных пределах, косметикой в общественных местах.

Передвигаемся

Для женщин и мужчин в мечеть, аэропорт, городской автобус и т.д. существуют разные входы. При входе в здание аэропорта женщина попадает сначала в маленькую комнату, где сидят иранки-служащие аэропорта и проверяют внешний вид. Могут указать на несоответствие одежды, или попросить поправить выбившуюся челку, или удалить лишний, по их мнению, макияж. При посадке в самолет женщин осматривают более тщательно, чем мужчин. Видимо, женщина - это потенциальный террорист. В специальных кабинах прощупывают даже голову под платком, не говоря уже о других частях тела. В одиннадцатимиллионном Тегеране до сих пор нет никакого электротранспорта - ни трамваев, ни троллейбусов, ни метро. Автобусы обычно разделены на две половины металлической перегородкой, для женщин предусмотрен вход только через заднюю дверь. Поездив по Тегерану на автобусе, начинаешь понимать, какое это большое преимущество. Впереди, на мужской половине, - страшная давка, а женщины почти все сидят.

Украшаемся

Зажиточность иранки, вернее, ее мужа, определяется по количеству надетых на нее золотых украшений. Особенно иранские женщины неравнодушны к золотым браслетам, которые бывают двух видов и соответственно по-персидски по-разному называются: с застежкой и без нее. Браслеты без застежки должны плотно обхватывать запястье. Hадеваются они с трудом, и поэтому для этого используется особая технология одевания с использованием нейлонового чулка. При этом продавец, всегда мужчина, надевая браслет, придерживает женскую ручку через специальный кусочек материи, так как ему запрещено касаться "голой" кожи женщины.

Свободное время

Свободное время горожанка проводит не только в кругу семьи. Существует множество женских клубов, с тренажерами, джакузи, саунами, бассейнами и массажем. Часто клубы смешанные - несколько дней в неделю только для женщин, остальные - только для мужчин. Совсем иная ситуация в провинции. Hапример, при изобилии мужских парикмахерских совершенно невозможно найти женскую. Только на столбах можно увидеть объявления, что по поводу стрижки следует обращаться к ханум (традиционное вежливое обращение к женщине на Востоке) такой-то, проживающей там-то. Зато мужчины все, как один, причесанные и наодеколоненные!

Иранские женщины активно занимаются профессиональным спортом. Hо, к сожалению, их достижения недоступны мужским взорам. Соревнования проводятся в закрытых помещениях, по телевидению не транслируются, мужчины на них ни в коем случае не имеют права присутствовать. Судьями являются женщины. В программах спортивных новостей обычно показывают только открытие и закрытие соревнований по женским видам. Зато победителями очень гордятся!

Празднуем

У иранских женщин тоже существует свой особенный женский день. Праздник приурочен ко дню рождения Фатимы, единственной дочери пророка Мухаммада, матери Хасана и Хусейна, шиитских мучеников, погибших за знамя ислама. Такие праздники проводятся очень организованно. Приглашаются все женщины предприятия или микрорайона, вместе с дочерьми. Вечер открывают школьницы, читающие речитативом суры из Корана о Фатиме. Делаются доклады о героической жизни дочери Мухаммада. Кстати, на празднике снимать исламскую одежду нельзя. Приглашенным разносят различные сладости, прохладительные напитки и гамбургеры по-ирански (вместо круглой булочки используется тонкий длинный батон, напичканный всякой всячиной). Устраивается викторина по теме, победители получают призы. Присутствие мужчин категорически запрещено, однако в праздничной концертной программе они могут участвовать. Кроме того, как правило, им одним и поручается почетная миссия развлекать публику на протяжении всего вечера показом забавных сценок, анекдотами, шутками. Традиционно приглашаются музыканты. Hациональные песни очень зажигательные, но танцевать не принято, можно только хлопать в ладоши и подпевать.

Идем в гости

Отношение в провинции к иностранцам, а особенно к иностранкам, своеобразное. Светловолосых и голубоглазых людей иранцы называют белокожими. Очень часто иранки показывают их своим чадам как на нечто диковинное, приговаривая: "Смотри, какая красивая!" В гости иранцы приглашают постоянно, но больше на словах, властями связи с иностранцами не поощряются. За полтора года мне довелось побывать в гостях всего два раза.

Первый раз это были хозяева, ориентированные на европейский тип поведения. Обычно вид одежды для гостей-женщин диктует хозяйка. Hасколько она соблюдает исламскую форму одежды, настолько и гостьи должны этому следовать. В этот раз хозяйка встретила нас без платка и без манто. Она была одета совсем по-европейски, даже вызывающе: мини-юбка и блузка с короткими рукавами. Так разрешается ходить только в присутствии мужа, отца и братьев. Угощали нас по-европейски за столом. Обычно сначала подаются фисташки и фрукты (огурец тоже считается фруктом). Затем подают чай с пирожными и прочими восточными сладостями. Hа десерт предлагают мороженое в креманках.

Второй раз я побывала в гостях у людей, придерживающихся традиционного уклада жизни. Хотя мы пришли строго в назначенное время, хозяйка находилась на кухне и готовила еду. Hа ней было надето засаленное манто, вероятно, предназначенное для приготовления пищи в присутствии посторонних. Поэтому мне пришлось соблюдать правила. Hи манто, ни платок я не сняла. После того, как на ковре, на расстеленной скатерти мужчинами было расставлено угощение, хозяйка удалилась. Вернулась она к гостям уже без манто, в нарядном, ручной работы платке, блузке и длинной юбке. Это означало, что я могу также снять манто, но оставаться в платке. Традиционная еда - салаты, рис с чем-нибудь: шашлык, кебаб из мяса, рыбы или курицы. Кстати, плов в нашем понимании они готовят очень редко и называют его стамбульским. Мебели в комнатах для приема гостей в иранских домах практически нет: телевизор, диванчик, журнальный столик, все остальное пространство занимают ковры, чаще независимо от уровня благосостояния хозяев - ручной работы, которые никто не развешивает по стенам. Ели мы, как вы уже догадались, сидя на ковре. С непривычки очень устаешь, но мужу моему нравится, он привез в Россию похожий ковер и всегда грозится следующим гостям накрыть "по-восточному", на ковре, с пловом, но без спиртного.

Алена Кудрявцева

Одежда арабского востока, частично восприняв культурное наследие античности еллинистично-римського периода, древней иранской цивилизации и других народов Востока, переделав и оплодотворив ее новой струей собственной культуры, источники какой виходят из в давних цивилизаций Аравийского полуострова еще из I тысячелетия до н.э., арабы создали очень высокую культуру, которая в то время значительно превышала западноевропейскую. Экономическим базисом развития этой культуры был прогресс сельскохозяйственного производства (в частности распространение искусственного орошения, хлопководства и шелководства), быстрый рост городов как центров разнообразного ремесленного производства и чрезвычайно широкое развитие торговли, в том числе внешней (с Индией, Китаем, Древней Русью, Европой), что надолго обеспечило арабам приоритет в мировой, торговле. Особенного своеобразия средневековой арабской культуре предоставляли арабские древние традиции кочевого образа жизни, которые в странах Арабского Востока продолжают сохраняться и до наших дней. Кочевники-бедуины всегда оставались одной из существенных фигур арабской общественной жизни: везде в арабских странах с развитыми феодальными отношениями сосуществовала родоплеменная организация кочевников. Не менее характерный, особенный отпечаток на арабскую культуру наложила и религия арабов - Ислам. Подчиняя себе быт, мораль и другие стороны общественного шитья, ислам оказывал Существенное влияние и на направление развития духовной культуры арабов - науки и искуства. При этом, слышав идеи "греховности плоти", далекий от аскетизма более "земной" ислам обещал правоверным материальный, а не духовный рай.


Распространение ислама во всех завоеванных арабами (неарабских) странах, способствовало возникновению некоторых общих черт в культуре этих стран и после окончательного распада Арабского халифата и созданию из них самостоятельных государств со своеобразной, уже не арабской, но все же мусульманской культурой (Иран, Турция). Конечно, это касается и костюмов как одного из проявлений общественной жизни, как одного из существенных элементов материальной культуры. Именно в таком понимании можно употреблять понятие "восточный костюм", который встречается в нашей театральной практике. Это арабские в своей основе костюмы, которые сформировались уже в условиях магометанской религии и восприняли некоторые элементы костюмов бывших народов, которые входили в состав халифата, особенно персов и турков. Они распространились в разных вариантах как среди этих народов, так и в арабских странах, особенно среди городского населения и в кругах господствующей верхушки, а также в духовенстве, и иногда сохранились до наших дней. Арабским костюмом далеко не исчерпывается все разнообразие костюмов мусульманских Турции, Ирана, Средней Азии: они хранили и развивали свои костюмы без арабского влияния. Необходимо также прибавить что и само понятие "арабский костюм" в узком понимании тоже достаточно обобщено, потому что на такой большой территории, которую в средние века занимали арабские страны, отличия в костюмах были значительными, ведь эти Страны до арабского завоевания населяли разные народы. Поэтому не удивительно, что арабский костюм в Испании, Северной Африке, Египте, Сирии и Аравии, имел каждый свои специфические особенности. При этом самыми заметными были отличия между Западом (Испания, Северная Африка) и Востоком (Египет, Сирия, Ирак, Аравия).

Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности. Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов - цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов. На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка - «гафия», поверх которой - платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал». Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» - своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт». Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс - «вузар». За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене. Самая популярная обувь у мужчин - кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры. Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду.

Арабская женщина в абайе

Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами - «кандуры». Под платье надевают шаровары - «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета - «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины. Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок- «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах. Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины.

Женщина в бурке

Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая - это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки - специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже. Еще один распространенный головной убор для женщин - «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир. Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж.

Женщина в кандуре

Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов. Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье. Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины. Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина - тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет - рабочий, а черный - праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце - любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин - голубой.

В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.

Мужская одежда

Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным.
Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета.
Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов. Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары.
Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе - бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета.

Женский костюм

Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры.
О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими гиматиями).
Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой.
Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару.

Костюм знатного перса: узорчатый кафтан, расшитый жемчугом, шаровары, остроконечная шапка.

Костюм знатной персиянки: вышитое шелковое одеяние из двух частей, диадема и длинная прозрачная накидка.

Костюм царя

Церемониальное одеяние персидских царей было великолепным. Оно состояло из пурпурного нижнего одеяния с широкой белой полосой от шеи до подола; пурпурной мантии и штанов ярко-красного цвета. Башмаки на толстой подошве были богато украшены. Символами царской власти служили "митра" - головной убор в форме расширяющегося цилиндра с округлым верхом, украшенный золотом и драгоценными камнями, и золотой скипетр в виде посоха. Бороду царь завивал по ассирийскому обычаю.
Царская одежда была расшита золотыми изображениями соколов и ястребов - птиц, посвященных высшему божеству Ормузду.
Это одеяние дополняли драгоценные украшения - браслеты, ожерелья и др.
Царя сопровождали при торжественных выходах придворные, телохранители, носители царского зонтика и опахала.

Обувь

Древние персы носили кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги.
Женская обувь украшалась богатой вышивкой.

Прически и головные уборы

Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому.
Приближенные царя постоянно носили на голове капюшоны, закрывавшие рот: во время разговора с царем их дыхание не должно было достигать царя.
Форма, а также отделка головного убора персидского царя часто менялась. Так, Кир носил высокую тиару с диадемой. Этот головной убор был очень похож на убор ассирийских царей.
Тиара древнеиерсидских царей имела форму низко усеченного конуса с плоским верхом, украшенного золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Основным мотивом орнамента чеканки было символическое изображение солнца - многолепестковый цветок. Другим головным царским убором был «кидарис» - высокая заостренная шапка, обвитая по спирали бело-пурпурной или бело-голубой лентой.
Древние персидские воины и придворные носили подстриженные бороды. У царя борода была длинной. Вообще персы очень заботились о растительности на лице: существуют сведения, что у них даже был обычай надевать на бороду чехлы.
Древние персы пользовались накладными бородами и париками.
Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом.

Костюм воинов

В древние времена оружием персов-кочевников были короткие ножи и длинные арканы, а также лук со стрелами и копье.
При царе Кире началась реорганизация персидской армии.
Кир создал конные полки, заменил легкие военные колесницы на более прочные, а воинов, которые сражались на них, одел в доспехи. Дарий усовершенствовал устройство армии и оружия.
Персидское войско состояло из пехоты, конницы и колесниц.
Все эти воинские части делились на легковооруженных и тяжеловооруженных воинов, а все войско, в свою очередь, было разделено на полки (10 000) человек), отряды (1000) человек) и сотни.
При Дарии основу персидской армии составляла конница. Многое в доспехах и вооружении персами было заимствовано у соседних народов - египтян, мидян, ассирийцев и др.
Доспехами и вооружением персидского воина были панцирь со шлемом, пояс, поножи, щит, лук со стрелами, праща, нож, кинжал, копье и палица. Со времен Кира персидские воины сражались также длинными и короткими мечами, ассирийскими булавами, топорами и секирами. Легкая конница была вооружена луками, мечами и щитами; у тяжелой конницы помимо этого оружия были еще и копья. Легкая пехота вооружалась мечами, щитами, луком и копьями, а также пращой: тяжелая - саблями, топорами, секирами.
Щиты персидских воинов были в основном ассирийские - большие, круглые, металлические, кожаные или плетеные. Царские телохранители носили щиты деревянные, покрытые кожей, с металлической бляхой посередине, по форме напоминающие так называемый беотийский щит, имеющий форму скрипки.
Шлемы (железные или медные) предназначались только тяжеловооруженным воинам и военачальникам. Шлемы воинской знати покрывали золотом и украшали пучком белых конских волос или перьями. Оружием их были изогнутые золотые мидийские сабли (в мирное время слуги носили их за своими господами).
Царское оружие было очень дорогим: у Дария III меч был украшен драгоценными камнями, а ножны висели на серебряной перевязи.
Наряд знатных всадников тоже отличался богатством: дорогие украшения, разноцветные на белой подкладке кафтаны, вышитые штаны, голубой или узорчатый плащ. Всадники надевали этот наряд поверх доспехов или под них. Их защищали чешуйчатые панцири и такие же наручни и поножи; у лошадей круп, грудь и лоб также были защищены латами.
Легкая пехота и легкая конница носила холщовые панцири и легкую чешуйчатую броню; у тяжеловооруженных конников латы защищали все тело, а лошади были покрыты тяжелой броней.
Простые воины защищали голову кожаными шапками. Некоторые носили фригийскую шапку, которая закрывала затылок и уши и завязывалась под подбородком. Для защиты от ветра и пыли поверх шапки или под нее повязывали платок, закрывавший рот и шею. Одеждой простых воинов было персидское кожаное платье, иногда раскрашенное под чешую.
На главном знамени персидских войск был изображен золотой орел - священная птица, военный знак рода Ахененидов. Каждый отряд войска также имел свое знамя с символическим изображением.
Военные сигналы подавали рогами и трубами.

Украшения и косметика

Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги.
Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови.
Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.


Костюм стран Востока многообразен, как и сами традиции многочисленных народов, заселяющих просторы Азии. Однако, есть в костюме данных народов и многие общие черты, связанные, в том числе, и с общей для них историей, и с общей религией – исламом.

Жан-Леон Жером (1824-1904)
Арабы, пересекающие пустыню

Влияние Арабского халифата на моду


Традиционный костюм арабских стран сформировался во времена Арабского халифата, а именно в VII-VIII вв. Данное время считается периодом расцвета Халифата, границы которого в те времена начинались в долине реки Инд и заканчивались у берегов Атлантического океана.

Арабский халифат просуществовал до XIII века, но при этом оставил значительное культурное наследие и повлиял на развитие народов всех территорий, которые входили в его состав. А это территории таких современных стран, как Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Испания, Индия, Турция и, конечно же, территория Аравийского полуострова, где и началась история Халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Молитва в мечети

В исламе запрещается изображать человека, поэтому сведения о традиционном арабском костюме можно почерпнуть в литературе, в изображениях жителей мусульманского Востока, созданных европейцами, а также благодаря традиционной одежде, которую и по сей день носят народы Востока.

Одним из таких источников по истории арабского костюма могут стать сказки «Тысяча и одна ночь». Так, Шахерезада описывалась как обладательница изящного стана, белого гладкого лица (оно было «подобно луне в четырнадцатую ночь»), миндалевидных темных глаз под густыми и длинными черными бровями. Считается, что именно таким был идеал женской красоты времен Арабского халифата.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Остановка

Что касается костюма, то представители всех сословий общества (от крестьянина до халифа) носили одинаковую по своему фасону одежду, которая отличалась лишь качеством ткани и богатством декора.

Мужской костюм и мода арабского Востока


В древние времена мужская одежда аравийских племен состояла из широкой и длинной рубахи с рукавами или без них. А также покрывала, которое защищало голову кочевников от палящих лучей солнца. Именно длинная рубаха и покрывало легли в основу традиционного арабского костюма.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Араб с двумя собаками

Такая рубаха состояла из двух сшитых полотнищ и обязательно подпоясывалась ремнем. Сверху на рубаху надевался плащ аббас – плащ из овечьей или верблюжьей шерсти. Покрывало делалось из четырехугольного куска ткани и крепилось на голове при помощи тесьмы.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Спор арабов

В период войн и расширения территорий Халифата в одежде появляются нововведения, зачастую позаимствованные у завоеванных народов. Так, у кочевых народов Азии были заимствованы штаны, ставшие обязательным элементом арабского костюма. Штаны-шаровары были белого цвета, пошиты из хлопчатобумажных тканей и длиной до щиколоток. На талии такие штаны крепились при помощи шнурка.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец мехами в Каире

Вскоре поверх белой нижней рубашки мужчины начинают носить халат (или же хафтан) – одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался. Первая подобная одежда, скорее всего, появилась еще во времена Персии. носить кафтаны придет в Европу именно из стран арабского Востока.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец коврами

Также мужчины в холодное время года могли носить шерстяную одежду типа кафтана на подкладке – такая одежда называлась джубба. Когда было холодно, носили и плащ из шерсти, который назывался аба, абай или абайя. Такой плащ могли носить как мужчины, так и женщины.

Мужским головным убором служил тюрбан. А также куфия – покрывало или же мужской головной платок.

Женская одежда арабского Востока


Традиционный женский костюм стран арабского Востока был весьма похож на мужской костюм. Основной особенностью женского, как и мужского костюма, мусульманских стран являлись простота и свобода одежды, а также закрытость всего тела.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Девушки гарема кормят голубей

Женщины также носили нижнюю рубашку, кафтаны и штаны-шаровары, которые назывались шальвары. Такие штаны были стянуты на бедрах и собраны во множество складок.

Женщины могли носить и платья. К примеру, в Эмиратах женщины носили платье гандура – традиционное платье, украшенное вышивкой из золотых либо цветных и серебряных нитей. С таким платьем также носили штаны, которые назывались ширваль – штаны со складками. Еще одно традиционное женское платье – это абайя. Абайя – это длинное платье из темной или же черной ткани. Платья гандура и абайя женщины Востока носят и по сей день.


Жан-Леон Жером (1824-1904)
Сюжет 3

На голове женщины арабских стран с древних времен носили покрывала. Так, во времена Арабского халифата, выходя на улицу, женщины закрывали лицо изаром. Изар – это покрывало, верхний конец которого затягивался сзади на голову и крепился при помощи шнурка на лбу, в то время как вся остальная ткань спереди была закреплена застежкой или придерживалась руками и ниспадала на спину и бока, почти полностью покрывая фигуру.


При этом в разных частях бывшего Арабского халифата женское покрывало со временем приобретет местные особенности и различные названия. Так, в странах Среднего Востока покрывало начнут называть паранджа, скорее всего, еще от персидского слова ферендже, что означает «отверстие», «форточка». Такое покрывало полностью закрывало фигуру и лишь для лица оставлялась своеобразная «форточка» - окошко в виде густой сетчатой ткани.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
В гареме

В арабских странах (страны Аравийского полуострова) покрывало и по сей день чаще всего называют . В переводе с арабского данное слово означает завеса. Под хиджабом чаще всего имеют в виду платок, покрывающий голову и шею, при этом лицо остается открытым. Совместно с хиджабом женщины Востока могут носить и никаб – он закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза.


Также в мусульманских странах женщины могут носить такое покрывало, как чадра. Чадра полностью покрывает женщину с головы до ног, однако лицо в некоторых случаях может оставаться открытым. Само слово чадра, так же, как и паранджа, персидского происхождения. И в переводе с персидского означает палатка.

Влияние Персии на исламскую моду


Персия так же, как и Арабский халифат, оказала большое влияние на формирование традиционного костюма стран мусульманского Востока.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Оазис

Именно из Персии арабами были позаимствованы такие элементы одежды, как чадра, паранджа, тюрбан, кафтан.

Персидское царство существовало с VI по IV века до нашей эры на территории современного Ирана.

Мужской костюм персов состоял из кожаных штанов и кожаного кафтана с поясом. Кафтан и штаны также могли шиться и из шерсти. При этом, когда персидский царь Кир завоевал Мидию, он ввел моду среди своих придворных носить мидийскую одежду, которая также оказала влияние и на формирование арабского костюма. Мидийская одежда шилась из шелка либо тонкой шерсти, окрашенной в пурпурный и красный цвета. Она была длинной и состояла из штанов, кафтана-халата и накидки.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)

Про женский костюм Персии практически ничего не известно, так как на дошедших до наших дней древнеперсидских барельефах сохранились только мужские изображения – изображения охотников и воинов. Однако, персиянок рисовали древние греки. К примеру, на своих вазах. Так, можно полагать, что в Персии женщины носили одежды из дорогих тканей, длинные и широкие, чем-то напоминающие мужской костюм. Но при этом отличавшиеся богатством декора.


Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Королева разбойников

Женским головным убором служили различные покрывала. В то время как мужчины носили колпаки из войлока и кожаные шапки.

Таким образом, традиционный костюм стран арабского Востока вобрал в себя элементы одежды множества народов – от народов древней Мидии и Персии до народов Арабского халифата.

Женщины в Иране сейчас живут, впадая в две крайности. Можно решить, что живется им вполне комфортно: разрешается работать по специальности, водить машину, свободно посещать общественные места и заниматься спортом. Но с другой стороны, кажется, что быть персидской женщиной совершенно невыносимо. Правда на самом деле где-то посередине.

Исламский дресс-код

Как одеваются женщины в Иране? Традиционная исламская одежда - это хиджаб, скрывающий фигуру, запястья и шею, или чадра - легкое покрывало, закрывающее все тело женщины от головы до ног. Непокрытыми можно оставлять только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Носить такую одежду обязаны все исламские девочки (с девяти лет), девушки и женщины.

В ношении одежды для женщин в Иране существуют строгие правила. Но что интересно: требование носить одежду, скрывающую очертания фигуры, не всегда объясняется религиозными нормами, чаще это обусловлено культурными особенностями. Например, на Ближнем Востоке женское затворничество было распространено еще до зарождения ислама. Так что традиция подкрепляется местными морально-этическими нормами.

Современные женщины в Иране не всегда носят одежду, скрывающую фигуру от головы до ног, хотя это желательно. В официальных учреждениях, например, принято появляться только в таком виде. На двери даже пишут: code required («Требуется исламский дресс-код»). Но чем менее официальное место посещает женщина, тем свободнее может быть форма одежды. К примеру, официантка в кафе может надеть вместо чадры головной платок.

Женщины в Иране (фото представительниц этой страны см. в обзоре) предпочитают мрачные тона, а в идеале одежда вообще должна быть черной. Многие молодые иранки относятся к традиционным нормам намного свободнее. Девушки соблюдают формальные правила: прикрывают голову и шею, руки выше локтя, ноги до щиколоток. Ношение хиджаба стало обязательным в конце семидесятых годов (после Исламской революции). Ходить с неприкрытой головой не разрешается даже туристкам.

Очень любят иранские женщины яркий макияж, поскольку лицо - это чуть ли не единственное, что демонстрировать разрешено. Нередко из-под платка выглядывают светлые волосы - в Иране очень модно краситься в блондинку. Девушки массово недовольны своим носом. Пластические операции раньше начинали делать лет, а сейчас - даже с 18-ти. Медицина здесь очень хорошая, так что к хирургам приезжают даже из других стран. А вот иранские мужчины считают, что далеко не все местные женщины нуждаются в пластике носа, но сами представительницы прекрасного пола бегут к хирургу при первой же возможности, а после операции долго носят пластырь, чтобы показать, что теперь они получили доступ в клан красивых людей.

Особенности заключения брака

Права женщин в Иране (как и институт семьи и брака) регулируются нормами шариата. Брачный возраст установлен для женщин - 13 лет, для мужчин - 15 лет. До 2002 года поощрялись и более ранние браки: в 9 лет для женщин, в 14 - для мужчин. Согласно мусульманским законам, замужество в таком раннем возрасте предотвращает сексуальные отношения вне брака, за что предусмотрены тяжелые наказания (вплоть до казни).

Супруги обязательно должны исповедовать одну религию. Это ограничение не распространяется только на так называемый временный брак. Вообще, в Иране различают два вида брака: постоянный и временный. Временный обычно заключается на конкретный срок, хотя может быть и бессрочным. Форма подобного брака позволяет мужчине брать сразу нескольких жен (до четырех), но с тем условием, что супруг должен иметь возможность достойно их всех содержать. Женщина в Иране может вступать только в один временный брак в один период. Чаще всего мужчины оформляют любовниц как временных жен, потому что сексуальные отношения вне брака запрещены. При этом все дети (как от временных, так и от постоянной супруги) в случае развода остаются с отцом. Судей-женщин в стране нет, так что закон всегда на стороне мужчины.

Положение женщины в Иране в вопросе брака дает хоть немного прав. Так, взять новую супругу мужчина имеет право только после согласия первой. Если женщина не согласна, то повторно жениться супруг может, только если докажет, что первая жена его в чем-либо не устраивает (домашнее хозяйство, отсутствие детей, интимные отношения). Правда, уже давно на правительственном уровне звучат идеи обязать женщину безоговорочно принимать решение мужа о других браках.

В случае развода мужчина платит откупные. Конкретная сумма оговаривается молодоженами еще до официального заключения брачного союза. Правда, в современном мире такая схема прижилась плохо. Корыстные женщины специально разводятся, чтобы разбогатеть. Поэтому в закон ввели ограничение. Сегодня максимальный размер компенсации при разводе составляет 40 тысяч евро.

Семейная жизнь и обязанности

Вступает в брак женщина только добровольно. Если союз был заключен без ее согласия, молодая иранка может требовать его аннуляции. Перед заключением брака будущая супруга получает предсвадебный дар в соответствии с материальными и социальными стандартами ее семьи. Подарок становится собственностью женщины, а не ее семьи, залогом экономической защищенности. При разводе дар остается за ней.

Основная обязанность женщины в Иране - подарить государству здорового члена общества и правильно его воспитать. Это обязывает мужа обеспечивать семью материально, а также выдавать супруге деньги на расходы, чтобы она могла в комфортных условиях рожать и воспитывать детей.

На развод в Иране может подать только мужчина, после дети остаются только с ним. Мужчина может не объяснять, почему он хочет расторгнуть брак. Женщина может подать на развод только при наличии серьезных причин: если это право было оговорено в брачном договоре, в случае жестокого обращения, наркомании или алкоголизма супруга, если муж не выдает ей денежное содержание или надолго покинул дом.

Ислам поддерживает возможность того, что разведенные супруги могут снова воссоединиться. Например, после развода женщине нужно подождать три месяца перед заключением нового брака. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что она не беременна, и чтобы подумать о правильности решения. В это время бывший супруг может попробовать вернуть расположение жены. Мужчина может два раза разводиться, а потом снова воссоединяться с одной и той же женщиной. Но если случился третий развод, то сначала он должен подождать ее нового замужества с другим и развода.

Обучение в университете и работа

В Иране женщины, фото которых можно увидеть в статье, не сидят дома, они получают образование и работают. Но хорошая жена обязательно должна согласовывать с мужем свои выходы из дома и общение с посторонними людьми. По данным ЮНЕСКО, в сфере высшего образования процент представительниц слабого пола на инженерных специальностях в Иране самый высокий в мире. Объясняется это просто. Мужчины должны работать, чтобы обеспечить семью, а женщинам «делать нечего», так что они учатся.

Правда, есть искусственные препятствия. На некоторые специальности женщинам поступать нельзя, а для других существуют квоты. А еще желательно, чтобы девушка получала образование в родном городе. Для мужчин тут тоже есть ограничения. Они не могут поступать в университеты на дизайнеров одежды или врачей-гинекологов.

Женщины работают продавцами, воспитателями, учителями, секретарями, но есть профессии, которые считаются исключительно мужскими. Представительницы прекрасного пола могут заниматься даже политикой. Например, на президентских выборах 2009 года в числе кандидатов было 42 женщины (а всего баллотировалось 47 человек). Семнадцать человек в парламенте (6%) - женщины. Работают представительницы прекрасного пола юристками, правозащитницами. А по поводу вручения Нобелевской премии мира Ширин Эбади в 2003 в Иране были чуть ли не народные гуляния.

Спорт и спортивные мероприятия

Спортивные матчи женщинам посещать не разрешается. Этот запрет объясняется тем, что мужчины ругаются матом и кричат на таких мероприятиях, а представительницам прекрасного пола такое слышать нельзя. Но пробраться на футбольный матч женщины все-таки могут. Гхончех Хавами несколько месяцев провела в тюрьме за попытку пробраться на волейбольный матч. Официально ее обвинили в антигосударственной пропаганде, а не в незаконном посещении мероприятия.

Спортом женщины в Иране могут заниматься в обычной одежде, которая подходит для этого случая. Мужчин на соревнования и тренировки представительниц прекрасного пола просто не пускают. Но проблема возникает, когда нужно ехать на международные соревнования. Религия обязывает одеваться скромно, прикрывать голову, руки и ноги, что, конечно, совершенно не способствует достижению высоких результатов.

Женщины-автомобилистки

В Иране (особенно в столице) можно увидеть много женщин-автомобилисток. А вот в Саудовской Аравии водить машину женщинам запрещено законом. Так что иранские автомобилистки выглядят для некоторых просто вызывающе. На самом же деле любящий муж обязан подарить жене машину. Города плохо приспособлены для перемещения пешком, а летом женщине, которая вынуждена скрывать фигуру черным просторным одеянием при +35 градусах, приходится совсем несладко.

Сегрегация по половому признаку

В кафе и ресторанах все сидят вместе, а вот в автобусах и метро есть разделение. Мужчины обычно сидят в задней части, а женщины - в передней. В случае с лифтами таких правил нет. Нередко сегрегация становится причиной проблем. Например, женщина без сопровождения может сидеть только в «женской» части автобуса, так что билет (даже если есть свободные места) в другую часть взять не удастся. В «мужскую» часть можно сесть, если есть сопровождающий мужчина. В университетах студенты разных полов тоже учатся отдельно.

Роль мужчины в жизни женщины

Как живут женщины в Иране? Если рядом с женщиной нет достойного мужчины, то живется ей не очень-то хорошо. У мужа или отца (или другого родственника мужского пола) нужно получать разрешение на работу и учебу, согласовывать выходы из дома и общение с посторонними людьми. Нормой жизни (если, конечно, женщина не хочет остаться после возможного развода без детей и средств к существованию) является в Иране брачный договор.

Мужчина дает своей супруге денежные средства на личные расходы: одежду, содержание детей, средства гигиены, пищу и так далее. Его присутствие позволяет ездить в «мужской» части общественного транспорта или, например, свободно заселяться в гостиницу. В повседневной жизни, кстати, нельзя заметить неуважительного или пренебрежительного отношения к женщине. Все сложности заключаются только в правилах, навязанных сверху.

Отношение к религии

Сегодня в Иране спокойнее относятся к религии, чем раньше. Жизнь женщин в Иране во многом подчиняется исламским законам, но многие молодые люди относятся к вере скептически, мечети в населенных пунктах пустуют, а многие местные жители симпатизируют зороастризму. Это комплекс традиционных для персов воззрений, который предполагает честность и невозможность взять то, что принадлежит другому человеку.

Права женщин в Иране до революции

Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.

Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.

Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.

Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.

Как живут русские женщины в этой стране

Русские женщины, которые волей судьбы оказались в Иране, по-разному устроились далеко от родины. Многие из них приняли ислам и воспитывают детей от местных мужчин. Другие ограничились временным браком, чтобы спокойно работать или учиться в университете, чтобы быть и при муже, и свободной одновременно. Но мужчина должен обеспечивать семью, так что русские женщины в Иране редко работают вне дома. А те, кто решил все-таки устроиться на работу, должны успевать еще и за хозяйством следить, и детей воспитывать.

Многие соотечественницы говорят о двойной жизни. Молодые девушки под просторными балдахинами прячут с принтами и обтягивающие брюки, которыми не забывают покрасоваться перед подругами. Молодежь, сняв домик на окраине, устраивает вечеринки с танцами и выпивкой, модной одеждой, а самое главное - вдали от строго надзора старших. С виду жизнь в Иране - строгая и пуританская, а изнутри - свободная и раскованная, даже сухой закон не будет помехой для молодежи.

Многие иранцы только за смену режима, но вслух об этом говорить опасаются. Правда, есть и те, кого все полностью устраивает. Дело в том, что общество сейчас живет, в общем-то, вполне комфортно и нарушает многие запреты (касательно отношений до брака и алкоголя, например). Иранцы не показывают высокую лояльность к действующей в настоящее время системе, но хотят движения в сторону капиталистических ценностей и снижения влияния религии на жизнь общества.

Жизнь женщины в других мусульманских странах

Действительно, в некоторых других мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, женщинам живется куда хуже. Там у представительницы прекрасного пола обязательно должен быть опекун-мужчина, без разрешения которого она не сможет выйти замуж, устроиться на работу, получить образование, медицинскую помощь или куда-то уехать. Женщине нельзя оставлять открытыми части тела в общественных местах, покидать специальные зоны (та же половая сегрегация), а работать разрешается только воспитателем, учителем, продавцом или медсестрой. Женщины не могут водить автомобиль, пользоваться общественным транспортом, а из тюрьмы (туда направляет религиозная полиция) выпускают только после разрешения мужчины-опекуна. Последние же нередко настаивают на продлении наказания.