Обязанности воспитателя в дет саду. Анализ выполнения должностных обязанностей воспитателя мадоу «детский сад «ласточка» в течение дня

Вы имеете полное право как законный представитель своего ребенка требовать выполнения от воспитателя его должностных обязанностей.

Должностная инструкция воспитателя.
1. Общие положения
1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.
Воспитатель:
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.
1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.5. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.8. Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.
1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.
2. Должностные обязанности.
2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
2.3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
2.7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.
2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
2.14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
2.17. Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.
3. Воспитатель должен знать
3.1. Конвенцию о правах ребенка.
3.2. Основные государственные законы.
3.3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.
3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы.
3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.
4. Права
Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.
5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

Как только ребенок начинает ходить в детский сад, заботливых мам одолевает беспокойство: обеспечен ли их малышу в садике должный уход, хорошо ли выполняет воспитатель свою работу? Что входит в обязанности воспитателя детского сада и как быть, если педагог не в полной мере свои обязанности выполняет?

Что входит в обязанности воспитателя детского сада

В своей работе воспитатель детского сада обязан придерживаться требований должностной инструкции, которая регламентирует деятельность педагога, его права, обязанности и ответственность. Так, воспитатели несут полную ответственность за здоровье и жизнь своих воспитанников. В должностные обязанности воспитателя детского сада входит также тщательный присмотр за воспитанниками, осуществляемый в соответствии с требованиями инструкций об охране здоровья и жизни детей, обеспечение строгого выполнения принятого в дошкольном учреждении режима дня и информирование старшей медсестры о любых замеченных изменениях в самочувствии воспитанников. Совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения воспитатель организовывает закаливающие, профилактические и гигиенические мероприятия.

Воспитатель обязан проводить развивающую и образовательную работу с детьми в соответствии с программой дошкольного учреждения и утвержденной сеткой занятий. В своей повседневной работе педагог должен учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, проявлять такт и терпение при общении с детьми и их родителями, с уважением относиться к личности каждого ребенка.

В должностные обязанности воспитателя детского сада входит создание в группе условий для полноценного развития и обучения детей и благоустройство участка для прогулок. Воспитатель также должен совместно с инструктором по физкультуре и музыкальным руководителем организовывать праздники и обеспечивать интересный досуг детей. Должностная инструкция требует от всех педагогов дошкольного учреждения четкого ведения педагогической документации и систематического повышения профессиональной квалификации.

Как видим, требования к педагогам дошкольного образования, с одной стороны, достаточно жесткие, с другой – ряд положений должностной инструкции содержит возможность достаточно широкой их трактовки. Например, в обязанности воспитателя детского сада входит уважительное отношение к каждому ребенку и проявление педагогического такта в общении с детьми, но не говорится о запрете тех или иных видов наказания (речь не идет, конечно, о физических наказаниях). Да и померить уважительное отношение конкретного воспитателя к конкретному ребенку представляется делом весьма затруднительным, так что недоразумения между педагогом и родителями практически неизбежны.

Обязанности воспитателя детского сада: что делать в спорных ситуациях?

Претензии у родителей к воспитателям дошкольных учреждений возникают достаточно часто: ребенок плохо одет или не переодет вовремя и отдан родителям грязным, ребенку не уделяется достаточно внимания, его заставляют, есть насильно или наказывают за то, что не спит в тихий час. Порой мамы на родительских форумах в интернете спрашивают: входит ли в обязанности воспитателя детского сада следить за тем, чтобы ребенок был одет правильно? Кому пожаловаться, если брюки на малыше постоянно наизнанку?

Ваши требования к воспитателю лучше сначала обсудить с самим педагогом и излагать их в виде просьбы – так вы избежите конфликта и скорее сможете рассчитывать на то, что воспитатель пойдет вам навстречу. Если же речь идет о нанесении ребенку морального ущерба или случаях травм, то тут действовать придется иначе.

При нанесении ущерба здоровью ребенка вина воспитателя должна быть доказана. Должно быть, очевидно, что ребенок получил травму именно в тот момент, когда находился в дошкольном учреждении под присмотром конкретного педагога. Доказательствами может служить вызов бригады «Скорой помощи» по адресу детского сада, показания свидетелей. Если вина педагога доказана, то ущерб (моральный или материальный) взыскивается с дошкольного учреждения, а с конкретным педагогом будет разбираться уже администрация.

Если же вы считаете, что те или иные действия воспитателя нарушают права вашего ребенка и наносят ему моральный ущерб, то следует написать заявление на имя заведующей дошкольным учреждением. В заявлении нужно указать конкретные факты, описать неподобающие действия педагога. Вы можете также на основании изложенных вами фактов потребовать наказать воспитателя вплоть до отстранения от педагогической деятельности или просить перевести ребенка в другую группу. Если обращение к заведующей не возымело результата, жалобу в письменной форме следует направить в департамент образования города. Составляйте жалобу в корректной форме, указывая только факты неправомочных действий воспитателя и бездействия заведующей. Обычно обращения в департамент образования бывает достаточно для того, чтобы были приняты соответствующие меры. Если же реакции не последовало, то в случае жестокого обращения с ребенком, нанесения ребенку во время пребывания в дошкольном учреждении ущерба здоровью или наличия фактов незаконного сбора денег, родителям следует обращаться с заявлением в суд. В этом случае ответчиками будут конкретный педагог, заведующая дошкольным учреждением и департамент образования города.

Утверждаю:

Директор Муниципального

Образовательного учреждения

«Детский Дом»

____________

«____»_________ 2011 года

Должностная инструкция

воспитателя

1. Общие положения.

1.5. В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией Российской Федерации , Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреж­дении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Прези­дента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законо­дательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами детского дома (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей дол­жностной инструкцией), трудовым договором . Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции.

Основными направлениями деятельности воспитателя являются:

2.1. Попечение, воспитание и надзор за воспитанниками во время их нахождения в Детском Доме.

2.2.Организация образовательно-воспитательного процесса и культурно-досуговой деятельности с воспитанниками, согласно их запросам и возможностям, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

2.3. Обеспечение социализации, формирования компетентностей, осознанного выбора и последующего освоения индивидуальных программ воспитанников.

2.4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во время занятий с воспитанниками.

3. Должностные обязанности.

Воспитатель выполняет следующие обязанности:

3.1. Соблюдает права и свободы воспитанников, несёт ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательно-воспитательного процесса.

3.2. Воспитатель систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методического объединения, заседаниях реабилитационного совета, в работе Педагогического Совета МОУ «Детский Дом», совещаниях, планерках по вопросам воспитания и обучения воспитанников.

3.3. При планировании и организации образовательно-воспитательной деятельности руководствуется основными направлениями комплексно-целевой программы развития воспитательной системы «Становление».

3.4. Своевременно и обязательно выполняет все устные и письменные текущие распоряжения, приказы администрации учреждения.

3.5. Организует жизнедеятельность воспитанников согласно основных направлений учреждения, плану группы, плану-сетки (творческая тетрадь, летопись, информационно-аналитическая папка, индивидуальные тетради педагогической коррекционно-развивающей работы , плану профессионального саморазвития, индивидуальной программе, режиму дня).

3.6. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

3.7. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашний заданий.

3.8. Способствует обеспечению уровня подготовки воспитанников соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

3.9. Сопровождает воспитанников в школу, согласно разработанному графику, и встречает после занятий. Посещает родительские собрания, работает в контакте с учителями, классными воспитателями, психологом, социальным педагогом, инспектором УВД школы, в которой обучается воспитанник, проводит систематический контроль за посещаемостью.

3.10. Ежедневно (т. е. каждую дневную смену) контролирует лично посещение детьми вверенной группы, школы, их успеваемость, поведение на уроках. Результаты записывает в дневнике наблюдений и в журнале передачи смен.

3.11. Систематически, согласно планирования проводит мероприятия по профилактике токсикомании, табакокурения, ДТП, поведения в быту, на воде и т. д.

3.12. Совместно с органами детского самоуправления воспитанников, ведёт активную пропаганду здорового образа жизни.

3.13. Организует выполнение воспитанниками режима дня, приготовление домашних заданий, организует досуг, привлекает детей к получению дополнительного образования через художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

3.14. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию.

3.15. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

3.16. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

3.17. Выполняет действия в случае самовольной отлучки воспитанников за пределы Детского Дома:

Сообщает администрации о самовольном уходе ребенка;

Ставит в известность дежурного инспектора ОДН УВД г. Надыма по телефону;

Осуществляет поиск воспитанников в местах его возможного пребывания;

По истечение суток со дня ухода воспитанника подаёт заявление о розыске пропавшего в отдел уголовного розыска (305 кабинет) при УВД г. Надыма.

3.18. Ведет в установленном порядке документацию и отчетность:

Журнал передачи смен с целью контроля за движением воспитанников, выполнением запланированной работы, соблюдением санитарно-гигиенических требований, выполнением текущих распоряжений администрации и медицинского персонала;

Своевременно заполняет творческую тетрадь, анализирует воспитательную деятельность за текущий месяц. В ежедневном дневнике наблюдений подводит итог дня запланированной и реализуемой работы с целью корректировки дальнейших воспитательных действий сменному воспитателю;

Дневник посещения воспитанников родителями и родственниками;

Журнал инструктажа воспитанников по ТБ, ПБ, ПДД и т. д. – ежемесячно.

Формирует портфолио, в которое входят материалы подтверждающие результативность педагога в разнообразных видах деятельности – воспитательной, творческой, самообразовательной.

Журнал передачи товарно-материальных ценностей, находящихся на подотчете группы.

3.19. Планирует и проводит работу, обеспечивающую создание условий для социально-трудовой адаптации воспитанников. Поддерживает совместно с воспитанниками чистоту, систематически проводят уборку группы, привлекают детей к дежурству, развивают навыки самообслуживания.

3.20. Координирует деятельность младшего воспитателя. Воспитатель обязан сдать смену младшему воспитателю без замечаний с отметкой в журнале передачи.

3.21. Соблюдает санитарно-гигиенические требования:

При соблюдении режима дня;

При организации питьевого режима, получении, раздаче и приема пищи;

При организации и проведении самоподготовок;

При организации генеральной уборки группы;

Закрепление за каждым воспитанником места для самоподготовки, для хранения школьных принадлежностей, одежды, обуви, личных вещей, предметов;

Поддержание чистоты и порядка совместно с детьми в течение всей рабочей смены;

Осуществляет контроль сезонности и сменности одежды и обуви детей;

Следит за тем, чтобы воспитанники имели опрятный внешний вид.

3.22. Воспитатель передает смену при наличии всех детей. В случае самовольной отлучки дежурный воспитатель принимает все меры, указанные в пункте 3.7. Сменный воспитатель, принимая смену, расписывается за то количество детей, которое существует в момент передачи смен.

3.23. Воспитатель проводит экскурсии, походы, посещают кино, театры, выставки, согласно приказа директора МОУ «Детский Дом» об ответственности за жизнь и здоровье детей.

3.24. Воспитатель в течение рабочего времени не имеет права оставлять воспитанников в жилых комнатах без присмотра.

3.25. При обнаружении у воспитанников чужих вещей и предметов немедленно сообщить администратору.

3.26. Несёт ответственность за сохранность полученных вещей в процессе носки, за предоставление вещей на списание по окончании срока носки.

3.27. Воспитатель обязан приходить на рабочее место в опрятном виде, не появляться на рабочее место в нетрезвом состоянии, не распивать спиртные напитки. Соблюдать правила педагогической этики в общении с воспитанниками и сотрудниками учреждения.

3.28. Выясняет адреса прежнего места жительства ребенка, имеющихся родственников, друзей.

3.29. Организует рабочее место для самоподготовки, хранения необходимых принадлежностей, документации (в том числе документация об ответственности за сохранность мебели, одежды, обуви).

3.30. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

4. Права.

Воспитатель имеет право:

4.1. Участвовать в управлении Детского Дома в порядке, определяемом Уставом МОУ «Детский Дом».

4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы и давать по ним объяснения.

4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.6. Свободно выбирать и использовать методики воспитания и обучения, учебные пособия и материалы.

4.7. Повышать квалификацию.

4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.9. Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами Детского Дома.

5. Ответственность.

5.1. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации .

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Детского Дома, распоряжений директора Детского Дома и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

5.4. За виновное причинение Детскому Дому или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством, Устава МОУ «Детский Дом».

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Воспитатель:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утвержденному директором МОУ «Детский Дом».

6.2. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены).

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора Детского Дома по учебно-воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.4. Представляет заместителю директора Детского Дома по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц два раза в год.

6.5. Ежемесячно отчитывается о наличии вещей у воспитанников заместителю директора по АХЧ.

6.6. Получает от директора Детского Дома и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера.

6.7. Работает в тесном контакте с учителями, классными воспитателями и родителями (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками Детского Дома.

Должностная инструкция воспитателя детского сада определяет трудовые взаимоотношения. Она устанавливает функциональные обязанности, виды ответственности сотрудника, права, порядок занятия, освобождения от должности, правила подчинения, требования к опыту, образованию.

Документ разрабатывает начальник подразделения. Утверждает генеральный директор учреждения.

Представленную ниже типовую форму можно использовать при составлении должностной инструкции младшего, старшего воспитателя, воспитателя группы продленного дня. Ряд положений документа может отличаться в зависимости от специфики учреждения.

Образец типовой должностной инструкции воспитателя детского сада

І. Общие положения

1. Воспитатель детского сада принадлежит к категории «специалисты».

2. На должность воспитателя детского сада назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего специального и медицинское заключение о допуске к работе.

3. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему детского сада.

4. В период отсутствия воспитателя детского сада его функциональные обязанности, права, ответственность передаются иному должностному лицу, о чем фиксируется в приказе по учреждению.

5. Назначение или освобождение от должности воспитателя детского сада осуществляется приказом заведующего детского сада.

6. Воспитатель детского сада должен знать:

  • законодательство РФ, нормативные правовые акты по вопросам образовательной деятельности;
  • трудовое законодательство;
  • детскую, социальную психологию, педагогику;
  • нормативные акты о правах ребенка;
  • способы и методику контроля воспитанников;
  • возрастные особенности детей, гигиену, физиологию;
  • педагогическую этику;
  • способы коммуникации, налаживания контактов с коллегами, воспитанниками, их родителями;
  • способы, теорию воспитательной работы, наполнения свободного времени воспитанников;
  • методы установления причин конфликтных ситуаций, их предупреждение и устранение;
  • передовые педагогические методики развивающего обучения;
  • основы работы со средствами коммуникации;
  • основы экологии;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

7. Воспитатель детского сада руководствуется в своей деятельности:

  • Уставом учреждения;
  • данной должностной инструкцией;
  • законодательными актами РФ;
  • правилами внутреннего трудового распорядка, иными руководящими актами учреждения;
  • приказами, распоряжениями руководства.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

Воспитатель детского сада выполняет следующие должностные обязанности:

1. Контролирует вверенных воспитанников в соответствии с требованиями инструкции по охране жизни, здоровья детей в помещениях учреждения, на прогулочных площадках.

2. Выполняет должностные обязанности только после прохождения медицинского осмотра два раза в год.

3. Следит за состоянием здоровья ребенка.

4. Регулярно проводит мероприятия по укреплению здоровья, совместно с медицинским персоналом учреждения.

5. Производит гигиенический уход за детьми. Уделяет внимание воспитанникам, которые посещают детский сад после болезни.

6. Осуществляет коррекционную, развивающую деятельность с воспитанниками по рекомендациям психологов и иных специалистов.

7. Планирует, производит воспитательную, образовательную деятельность в соответствии с программой, совместно со специалистами учреждения.

8. Готовится к проведению занятий по установленному плану.

7. Содействует выполнению установленного порядка занятий и режима дня.

8. Изучает индивидуальные интересы, способности детей. Использует данные результаты в педагогической деятельности.

9. Регулярно сообщает руководителю учреждения, старшей медсестре об изменениях в состоянии здоровья детей. Устанавливает причину отсутствия детей, ведет табель учета посещаемости.

10. Наблюдает за поведением детей во время адаптации. Ведет записи наблюдений.

11. Работает с родителями в вопросах воспитания детей в семье. Обеспечивает создание необходимых условий в помещениях учреждения для реализации воспитательной, образовательной программы.

12. Готовит досуг, праздничные мероприятия с участием детей, совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

13. Относится к воспитанникам с уважением, заботой, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

14. Заменяет воспитателя-сменщика в период его отсутствия.

15. Своевременно и качественно ведет документацию.

16. Выполняет поручения руководителя, старшего воспитателя, старшей медсестры, которые связаны с охраной жизни, здоровья детей, педагогической деятельностью.

17. Лично сдает смену второму воспитателю. Детей передает по списку.

18. Участвует в педагогических советах учреждения, методических объединениях в районе, округе. Проводит родительские собрания. Участвует в смотрах, конкурсах, выставках детских работ.

19. Ведет деятельность с воспитанниками по благоустройству территории учреждения.

20. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

21. Регулярно повышает профессиональную квалификацию на семинарах, курсах.

22. Бережно обращается с имуществом учреждения.

23. Налаживает санитарно-гигиенический режим в группе воспитанников.

ІІІ. Права

Воспитатель детского сада имеет право:

1. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения своих служебных обязанностей, сохранности материальных ценностей.

2. Представлять интересы учреждения в установленном порядке.

3. Выдвигать предложения в адрес руководства, которые относятся к деятельности учреждения.

4. Принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции.

5. Сообщать непосредственному руководителю о выявленных недостатках в деятельности учреждения. Выдвигать предложения по их устранению.

6. Вступать в коммуникацию с персоналом структурных подразделений учреждения по рабочим вопросам.

7. Вести, подписывать документы в рамках своей компетенции.

8. Получать необходимые сведения для исполнения своих должностных обязанностей.

9. Получать информацию о решениях руководства учреждения в отношении собственной деятельности.

10. Не исполнять свои полномочия при возникновении опасности для здоровья, жизни.

ІV. Ответственность

Воспитатель детского сада несет ответственность за:

1. Нарушение требований трудовой дисциплины, норм внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, противопожарной защиты.

2. Последствия своих решений, самостоятельных действий.

3. Нарушение требований этикета, норм общения.

4. Неправомерное обращение с личными данными воспитанников, сотрудников, разглашение конфиденциальных сведений.

5. Нарушение требований руководящих документов учреждения.

6. Качество ведения отчетной документации.

7. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

8. Причинение ущерба учреждению, ее сотрудникам, воспитанникам, государству.

9. Предоставление руководству, сотрудникам, родителям (опекунам) заведомо недостоверных сведений.

10. Несанкционированное руководством представление интересов учреждения.

Помощник воспитателя в детском саду

Помощник воспитателя в детском саду ассистирует в воспитательном процессе. Он участвует в занятиях, которые проводит воспитатель.

Основные должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду:

1. Регулярная уборка, проветривание, дезинфекция помещений учреждения.

2. Содействие воспитателю в проведении работ с воспитанниками.

3. Размещение заявок на замену, ремонт оборудования учреждения.

4. Помощь повару в приготовлении и подаче пищи воспитанникам.

Доброго всем дня, уважаемые коллеги, читатели и просто мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих решила сегодня рассказать вам, какие обязанности воспитателя она сама, то есть, я, выполняет на своем рабочем месте. Я знаю, что многих родителей, особенно, молодых и особенно – мам и бабушек, волнует вопрос: что воспитатель обязан точно делать для их ребенка, а чего требовать от педагога не стоит.

Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.

Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.

Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…

Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.

Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.


Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.

Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС

Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.

Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.

С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.

Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.


Итак, кратко о должностных обязанностях:

  • Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
  • Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
  • Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-об разовательной работы;
  • Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
  • Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
  • Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС

Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.

Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?

Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?


Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:

    • Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
    • Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
    • Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
    • Основы психологической детской реабилитологии;
    • Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
    • Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
    • Законы этики педагога;
    • Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
    • Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
    • Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
    • Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
    • Основы социологии, экологии, экономики;
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • Правила пожбезопасности и охраны труда;
    • Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
    • Основы работы с текстовым редактором и т.п.

Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.


Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.

Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?

      • Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
      • Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
      • Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
      • Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
      • Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
      • Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.

Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.