Праздник Холи — праздник Красок, Индия. Праздник холи и его истоки: с чем связано яркое событие в середине весны

Индия подарила миру, пожалуй, самый яркий праздник в мире, имя которому Холи – один из старейших праздников, он упоминается даже в древних санскритских текстах и детально описывается в Ведах, в Нарада Пуране, в Бхавишйа Пуране, Джаймини Миманса. О его проведении свидетельствует также и надпись на камне, сделанная 300 лет до н.э.

Считается, что в древности это был один из специальных ритуалов, во время которого замужние женщины поклонялись полной луне для привлечения счастья и благополучия в свои семьи.

Празднование Холи символизирует собой приход весны и начало нового года.

Праздник Холи отмечается ранней весной, в конце февраля – начале марта: начинается в день полнолуния (последний день) в месяце пхалгун (февраль – март), продолжается на следующий день – первый день месяца чайтр (март – апрель). Бенгальский Новый год по индуистскому календарю. Как и многие древние народы, приверженцы этой религии встречают его весной, когда пробуждается природа. И праздник Холи посвящается наступлению весны, наполненной солнечным светом и расцветающей природой. В 2016 году праздник Холи в Индии проходил 23 марта, в 2017г. это произойдет 13 марта.

Праздник Холи посвящается божествам и силам плодородия очень популярен не только в Индии, Непале, Шри-Ланке, Бангладеш (где известен, как Дольятра или Бошонто Утшоб (букв. «Весенний фестиваль»), а также в странах с большими диаспорами индусов, таких как Суринам, Гайана, Южная Африка, Тринидад, Великобритания, США, Маврикий и Фиджи.

Последнее время этот праздник набирает большую популярность и в странах бывшего Советского Союза: Белоруссии, Украине, России. Проводят его в летнее время, так как наши природные особенности не позволяют проводить его весной, и называется он Фестиваль красок Холи.


Этим летом впервые в Мариупольской ятре будет праздноваться этот чудесный, весёлый, красочный праздник, который, в первую очередь, будет устраиваться для наших Божеств.

Мы надеемся, что Фестиваль красок Холи станет нашим самым любимым летним фестивалем!!!

История праздника Холи

Откуда взялась эта дата, кто и когда впервые отметил ее - теперь уже проследить не удается: разветвленные корни традиции уходят в глубину веков.

Как многолика, ярка и загадочна Индия, так же многолик и Праздник красок Холи . В каждой области он «оформляется» по-особому. Пышнее всего праздник проходит, пожалуй, на северо-западе, а скромнее всего - на юге. И даже на вопрос о том, какому из множества богов прежде всего посвящен Холи , каждый район страны дает свой ответ.

Возникновению праздника предшествовало несколько легенд, которые на протяжении сотен лет переходили из поколения в поколение.

По одной из легенд, Вишну дал четырём сословиям общества четыре праздника - по одному на каждое. Холи достался - шудрам, то есть земледельцам, рабочим, слугам. Однако именно Холи стал самым популярным праздником у представителей всех сословий и почти у всех народов, населяющих Индостан; не случайно популярна поговорка: «Саван пурнима – праздник брахманов, Дашера – день раджпутов, Дивали – вайшьев, Холи – для простонародья». Действительно, Холи в отличие о многих других торжеств, имеющих общественные или религиозные ограничения, рассматривается, как общенародный праздник, для которого не существует каких-либо границ и препятствий. Так как в этот день не проводится специальной службы (пуджа) в храме или перед домашним алтарем, то неиндусам легче присоединиться к празднованию, которое широко отмечается и сикхами, и мусульманами и даже иностранцами. Во время Холи, говорят индийцы, даже враги становятся друзьями.

Легенда о Холике

По одной из легенд, название Холи произошло от имени демоницы Холики. Прахлада - сын злого царя Хираньякашипу, поклонялся Вишну, и ничто не могло разубедить его в этом. Тогда сестра царя демоница Холика, которая, как считалось, не горит в огне, уговорила Прахладу взойти на костер во имя Бога. К всеобщему изумлению, Холика сгорела, а Прахлада, спасенный Вишну, вышел невредимым.

В память об этих событиях накануне праздника Холи сжигают чучело злой Холики, олицетворяющей зло и зимний холод. Её чучело делают из соломы, в костер также обязательно добавляют солому - это напоминает о собранном урожае и о начале нового сельскохозяйственного цикла. На юге Индии иногда вместо чучела Холики на праздничном костре сжигали особое украшенное дерево, причем разные селения или сословия состязались за овладение висящими на нем предметами. Этот день называется «Пуно», когда изображения Холики сжигаются в соответствии с легендой о Прахладе и его преданности Богу Вишну. В индийских деревнях вечером жгут большие костры, жители собираются вместе у огня, насыщая воздух народными песнями и танцами. Славяне порадуются, узнав масленичные гуляния.

За несколько дней (примерно за две недели) до начала праздника на северо-восточном конце деревни, на перекресте дорог, устанавливают остов – основа для будущего костра. Чаще всего им становится ствол акации бабул, так как это дерево считается у индуистов одним из самых нечистых из-за млечного сока, который оно выделяет. Его установкой занимаются представители средней сословия(в некоторых случаях – портные) под руководством деревенского жреца, который совершает обряды – жертвуются рис, бетелевый орех, монеты, корни куркумы, закладываемые в основание ствола. Это символическое дерево украшается некручеными нитями красного и желтого цвета. Уже за несколько недель до празднования Холи

В день зажжения костра многие жители деревни с помощью цирюльника наи или самостоятельно делают себе масляный массаж, используя специальную очищающую пасту, приготовленную из молотых горчичных зерен, смешанных с куркумой и небольшим количеством воды. Собранные с себя комочки грязи, они бросают в огонь костра, что символизирует полное очищение от грехов и неприятностей, а также помогает предотвратить кожные болезни.

Розжиг праздничного костра происходит в строго определенное время – благоприятный момент, вычисленный астрологом, – но всегда после десяти часов вечера, а веселье длится далеко за полночь. По старой традиции первым зажигал костер возле своего дворца раджа, и уже оттуда огонь разносился по простым жилищам. Эта часть празднования редко происходит чинно и строго, везде исполняются народные песни и танцы, считаются нормальными шутки, смех, жестикуляция, обмен колкостями, свист, улюлюканье.

Когда костер разгорается, люди обходят его пять раз, идя друг за другом и стараясь ни в коем случае не наступать друг другу на пятки. По другой примете: в пламени огня нужно обязательно опалить пучок или небольшой сноп только созревших колосьев ячменя или пшеницы (это зерно затем едят дома как освященную пищу – прасад, а растения хранят до следующего года). Дети поджаривают зеленый горошек – грэм, пекут в огне картофель и другие кушанья для угощения на воздухе. Местные знаменитости поют и танцуют, увеселяя публику. В южной части страны в некоторых селах для магического очищения люди прыгали через костер, проходил по горячим углям сгоревшего костра и даже прогоняли по ним скот.

В центр прогоревшего костра помещают палку или зеленое дерево – символ спасенного Прохлада, и, как вариант, символ мирового дерева и нового земледельческого цикла. На следующий день после ритуального сожжения Холики дети посыпают золой пол в доме и всех его жителей; эту же золу также намазывают себе на лоб – на счастье в предстоящем году, эта традиция нашла свое отражение в другом названии праздника Холи – Дхувалд, от корня dhul - «пепел». Кострище может оставаться на своем месте еще несколько дней, а потом золу и угли убирают.

Легенда о Камадеве

Кроме того, праздник Холи связывают с историей о том, как Шива испепелил своим третьим глазом бога любви Камадеву, который пытался вывести его из медитации,нацелил свой лук с пятью цветками-стрелами после чего Камадев остался бестелесным (и с тех пор зовется Анангом). Но по просьбе жены Шивы Парвати и жены Камадевы богини Рати Шива вернул Каме тело на 3 месяца в году. Вот в честь этого возвращения и устраивают Холи. Когда Кама обретает тело, все вокруг расцветает, и счастливые люди празднуют самый веселый праздник любви. Расцвет природы символизируется обливанием подкрашенной водой и цветными порошками, и чем сильнее обсыпан человек порошками и облит водой, тем больше направляется ему хороших пожеланий. И теперь много людей поклоняются Камадеве в дни Холи, принося ему в жертву цветки манго и пасту из сандалового дерева.

История о Радхе и Кришне


Когда Кришна был юношей он все время приставал к своей матери с вопросом, почему его возлюбленная Радха такая светлая кожей, а он темный. Яшоде надоели эти вопросы и она посоветовала ему нанести краску на лицо Радхи. В игре Кришна помазал лицо своей возлюбленной разноцветной краской. Радха и ее подружки – гопи разозлились и бросились на Кришну с палками. Тот убежал от них в свой родной Нандаграм (Нандгаон). Эта игра вошла в традицию, которая до сих пор существует в Барсане и Нандгаоне.

Брызгание красками

Эта игра холи проводится в роще Лалиты на площадке, выстеленной драгоценными каменьями. Пол разрисован изящными узорами из рисовой пасты. По бокам стоят золотые кувшины с красками, такими как мускус, кункума, агуру и сандалом, разведенными на воде. Рядом приготовлены золотые шприцы. Есть особые бомбочки из камфары, кункумы, мускуса и агуру, скреплённые снаружи слоем лака. Всё это благоприятные вещества, и когда их бросаешь в другого, с любовью, он испытывает блаженство. Бомбочки такие нежные, что разлетаются прямо в воздухе, осыпая противника красками. А для снятия усталости рядом приготовлены ещё пан, душистая розовая вода и цветочные гирлянды.

Вринда раздаёт всем белые одежды, гирлянды, пан и украшает их пастой чанданой. Кришна с друзьями на одной стороне площадки, Радха с подружками - на другой. Сладкая атмосфера любви кружит голову. Под флагом Купидона разворачивается захватывающее сражение: Кришна и гопи пускают друг в друга цветные жидкости и стрелы любовных взглядов.

Вскоре на лбах гопи проступают капельки пота. Их волосы приходят в беспорядок, рассыпаясь по плечам, из кос выпадают цветы. Они то брызгают из шприцев, то достают из передников бомбочки и бросают в мальчиков. Чтобы усилить дух любви, гопи поют романтические песни.

Когда Кришна брызгает из шприца, струя через некоторое время разделяется на сотни маленьких струй, потом на миллионы, и на гопи опускается дождик из цветных капель. Иногда бомбочки падают на землю и, взрываясь, обдают облаком ароматной пыли.

Одежды участников развлечения вскоре промокают, и краски прилипают к ним ещё сильнее. Ранее белые одеяния становятся радужными. Некоторые гопи незаметно обходят Кришну сзади и обдают струёй из шприца. Все девочки не могут удержаться от смеха, когда кто-нибудь из гопи, подкравшись сзади, закрывает Ему глаза ладошками. Тут же они окружают Его и забрасывают душистыми красками. Кришна, пользуясь возможностью, обнимает и целует подруг. Особенно легко это Ему удаётся, когда Он вынуждает их зажмуриваться от красок, брошенных им в лицо. Во время всего этого развлечения девочки и мальчики дразнят друг друга и шутят.

Праздник Холи также часто связывают с играми Кришны с пастушками, которые нашли отражения и в земном мире. Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника Холи - излюбленная тема для танца. Юноша выманивает девушку, отвлекает ее, она засматривается на что-нибудь, а он в этот момент перемазывает ее цветной пудрой или обливает подкрашенной водой. Девушка обижается, он просит прощения (характерный жест - берется за мочки ушей). Она его прощает и тоже в ответ обливает его цветной водой. Редкая возможность для молодых людей при общей строгости индийских нравов.

Город Вриндаван и соседний с ним Матхура в это время принимает тысячи любителей Холи. Громадные храмовые ступени превращаются в своеобразные места для танцев и веселья, где несколько дней подряд проходит празднование.

Там, где больше почитают Кришну, в частности близ города Матхура в северном штате Уттар-Прадеш, где, как считается, он провел детство и юность, Холи связывают именно с Кришной.

В дни Холи Божества Кришны и Радхи, раскачивают на качелях, отсюда и другое название праздника - Доладжатра («Праздник качелей»). Качание на качелях - не простое развлечение, издревле оно понималось как магическое средство для стимуляции роста растений, в первую очередь посевов. Древние обряды культа плодородия и сейчас воспроизводятся во многих селениях.

Как отмечается праздник красок Холи?

Подготовка к Холи начинается заранее за несколько недель до праздника, еще с полнолуния предыдущего месяца магха (январь - февраль). До первого дня Холи в течение девяти – пятнадцати дней в деревнях проводятся малые торжества (Малый Холи): устраиваются ритуальные игры, выступают с праздничными песнями музыканты (прославляется победа Вишну или оплакивается смерть Камы), идет сбор денег и подготовка материала для большого праздника (например, собираются горючий материал для костра: дрова, хворост, мусор, тряпки для праздничного костра). Особой доблестью считается взять его, не спрашивая на это разрешения. В вечер Холи костры зажигаются, и в них сгорает злая Холика (считается, что огонь помогает прогнать холода и злых духов, которые остались после зимы), а люди продолжают праздновать, бросая в огонь зерна и плоды. Неподалеку выступают местные знаменитости, веселя народ.

« Ц в е т н о й порошок»

Празднование длится два дня; одно из названий второй части торжества Рангапанчами («Праздник пяти разноцветных дней») и Гулал («Цветной порошок»).

Данное наименование прекрасно передает смысл одного из наиболее ярких ритуалов этого торжества: во второй день Холи представители всех сословий, мужчины и женщины, старики и дети, посыпают друг друга цветным порошком – гулал, сделанным из кукурузной муки мелкого помола и окрашенным в красный, зеленый, розовый и желтый цвета (однако в настоящее время также используются и искусственные красители).

Старший член семьи (мужчина) начинает празднование с того, что обсыпает цветным порошком каждого члена семьи. Затем тоже проделывают остальные члены семьи.

В этот день все – не только люди, но и автомобили, и слоны, и священные коровы, и даже собаки, окрашиваются разноцветными красками. Один из главных цветов праздника – красный, который несет в себе остатки древней аграрной магии и солярного культа, а также реликты древних свадебных торжеств.

Очень весело праздник проходит в Махараштре и Гуджарате, где проводится игра под названием «Разбить горшок». Мужчины образуют огромную человеческую пирамиду, и тот, кто на самой ее верхушке, пытается разбить своей головой, высоко подвешенный горшок. Эта игра уходит своими корнями в историю о том, как Кришна, будучи маленьким, воровал масло, из высоко подвешенных горшков, в каждом доступном доме.

В Харьяне праздник носит название Дуланди Холи. В день Холи братья жены – бхабхи, бьют младших братьев мужа – деверей, расплачиваясь с ними таким образом за их проделки и шалости в течение года.

На юге Индии третий день праздника Холи часто ознаменовывался торжественной процессией во главе с «царем»: в прежние времена именно правитель считался ответственным за плодородие полей и процветание своей страны, что нашло отражение в этом обычае.

Считается, что чем обильнее покрывают одежду человека краски, как знаки судьбы, тем больше хороших пожеланий направленно в его адрес и тем больше удачи ему это принесет.


Заканчивается Холи, как правило, неожиданно.

Сразу же после полнолуния, в шестнадцать часов, безудержное празднование идет на спад, улицы начинают пустеть. Довольные, но усталые люди разбредаются по домам, для того чтобы привести себя в порядок. Некоторые из них направляются для смывания красок на реку. На юге люди устремляются к реке, приносят жертвы божествам воды, бросая в волны фрукты и другие подарки, молятся, танцуют и поют. Индийцы облачатся в чистые одежды и отправятся поздравлять своих родных, близких, друзей. Завершить гулянья полагается хорошим ужином или роскошным пиршеством – в зависимости от достатка. Сумасшествие прекращается. Впереди – трудовые будни упорной работы для хорошего урожая. Считается, что если традиции Холи соблюдены, как следует, то живительные муссоны не заставят себя долго ждать. А после них придет и хороший урожай.

На второй день - Дхалунди, праздник весны Холи продолжается походом в гости друг к другу и распитием особенного национального напитка - бханга. Основой напитка являются молочные продукты и сок или листья конопли. Существует много разновидностей бханга: на основе йогурта, молока, специй, миндаля и других добавок.

Трехдневный праздник Холи – это фестиваль хорошего настроения, которым жители Индии встречают наступление весны. В это время забываются кастовые различия, все индийцы становятся равными. Им разрешается вести себя максимально раскрепощенно, совершая самые необычные поступки. Жизнерадостность и радушие жителей Индии, прославляющих в эти дни плодородие, надолго запомнятся каждому человеку, побывавшему на праздновании Холи.

Это просто великолепно, что в современном сером потоке будней есть такие вот солнечные просветы, как празднование Холи.

Ведь именно вот так, раскрепощаясь, люди показывают, как они умеют радоваться всему яркому, необычному и, конечно же, доброму.

Весёлого всем праздника ХОЛИ!

Фестиваль красок - праздник, который проводится в Индии, его называют "Холи". Аналогичен русской Пасхе и Масленице. Он не имеет точной даты. Справляют в феврале или марте во время полной луны - Пхалгуна.

Суть фестиваля красок "Холи"

Холи больше относится к фестивалю , он очень красочный . Таким образом, индийский народ встречает весну. О данном празднике слагали легенды. По словам из одного сказания, название "Холи" он получил в связи с именем некой демоницы Холики, она была дочерью короля Хираньякашипу. Он был очень зол, и все люди поклонялись ему и слушались. Но Прохлад, сын короля-тирана, ослушался его и поклонился Богу Вишну. После предательства своего сына, король приказал дочери убить ее брата. У Холики был особый дар, она не горела в огне. Воспользовавшись этим, она уговорила родного брата взойти на костер, во имя Бога Вишну. В то время, когда демоница возносила Прохлада в огонь, брат воспевал свое божество. Услышав его песни, Вишну спас своего почитателя. Холика же погибла, потому, что войдя в огонь не сама, потеряла свой дар. С тех пор народ Индии , во время праздника, сжигает чучело демоницы на костре, в память прошлых событий.

Готовятся к фестивалю красок "Холи" начинают заранее, приготавливая все необходимые атрибуты для костра. Во время празднования, неподалеку выступают звезды эстрады.

Сжигание похоже на праздник Масленицы, который проводят в России. Помимо сжигания чучела индийцы сыпят друг на друга краску - порошок разного цвета и обливаются подкрашенной водой, тем самым воспевая Бога любви Каму. В этот день народ Индии пьет лишь один напиток, который называется Бханг. Главные ингредиенты - это листья конопли и молочные продукты. Готовят его по-разному, но компоненты остаются прежними.

Особенности фестиваля красок "Холи" в Индии

Фестиваль красок "Холи" празднуют по-разному в разных уголках этой страны. Но начинают, конечно же, дома. Мужчина должен обсыпать всех членов семьи красочным порошком , даже самых маленьких. Второй день полностью посвящен разжиганию костров. Ну а на третий - народ Индии различными красками посыпает друг друга, встречая весну.

На юге Индии к нему относятся спокойнее. Отмечают только молодые. Родители готовят для своих детей подарки и сюрпризы. В центральной части страны на крышах домов разжигают небольшие огни и размещают флажки яркого цвета. На севере относятся к фестивалю красок "Холи" очень ответственно. Стены накануне перекрашивают в разные яркие цвета, вешают цветную мишуру, закупают краски и в ручную делают брызгалки. Длительность празднований проходит несколько дней, но заканчивается внезапно. Когда луна идет на убыль, люди начинают постепенно расходиться и улицы дворов пустеют. Индийцы считают, что хорошее празднование сулит в дальнейшем такому же урожаю.

В период фестиваля красок "Холи" люди относятся друг к другу лояльно, не обращая внимание на возраст, положение в обществе, и тому подобное, они находятся на равных правах. Побывать на празднике Холи , значит испытать незабываемые ощущения и радость. Это событие навсегда останется в памяти любого человека. Многие люди мечтают оказаться в Индии в момент такого веселья.

", мы можем предположить, что в этой стране существуют и другие необычные для европейцев праздники. И мы не ошибёмся. Сегодня, в преддверии индийского Нового Года, речь пойдёт о таком празднике, как. Отмечается он, возможно, чуть в меньших масштабах, чем праздник Огня, но тем не менее, он весьма и весьма популярен и в Индии, и за её пределами. Кстати, этот праздник — ещё и бенгальский .

Праздник красок в Индии происходит примерно через полгода после праздника огня. То есть, мы можем предположить, что в основе этих праздников лежат какие-нибудь природные закономерности (типа европейских и Белтейн). Однако, сейчас найти корни этих двух почти симметричных праздников пока не получается. Хотя с тех времён в празднике красок осталось много элементов первобытных оргий в честь божеств и сил плодородия, элементов, близких праздникам разных народов мира. Итак, корни неизвестны, но зато можно узнать множество легенд, связанных с праздником красок.

Как мы уже говорили, праздник красок в Индии проходит по всему миру, даря людям - жителям и выходцам из Индии - свободу и раскрепощение. Праздник существует уже более двух тысячелетий. Он проводится в течение двух дней, приходящихся на новолуние, в конце февраля - начале марта. Почти все праздники Индии, так или иначе, связаны с фазами лунного цикла. А данный конкретный праздник связан с окончанием зимы. И основное его действо — это обсыпание друг друга разнообразными красками и подкрашенной водой , в состав которых входят, помимо всего прочего, лекарственные травы. Кстати, этим праздник красок в Индии похож на Сонгокран — Новый Год в Таиланде — праздник воды и белого талька.

Интересный праздник красок имеет своё название: праздник Холи .

Раньше Холи именовался Холика — так звали легендарную сестру короля демонов, неуязвимую для огня. Сам король демонов (брат Холики) получил в дар от Брахмы неуязвимость - он не мог быть убит «ни днем, ночью- ни в доме, ни снаружи его- ни на земле, ни на небе- ни человеком, ни животным». В результате он так возгордился, что возомнил себя хозяином Вселенной.

Однако сын короля демонов Прахлад чтил Вишну, за что отец на него разгневался и даже предпринял несколько неудачных попыток убийства. Наконец, он приказал своей сестре Холике посадить Прахлада на колени и забраться вместе с ним на костер. Огонь не должен был причинить Холике вреда однако Прахлад стал просить помощи у Вишну и вышло так, что сгорела именно злая Холика — сгорела дотла. Прохлада остался жив, всю жизнь затем воспевая Вишну — бога правды и законов.

Согласно другой легенде, молодой Кришна завидовал светлому цвету лица Радхи, так как сам был довольно смуглым (на рисунках его рисуют вообще синим — почему?). Кришна спросил у своей матери Яшоды о причине своей смуглости, в ответ она шутливо предложила ему намазать лицо Радхи в любой цвет, в какой ему только захочется. Кришна так и сделал. Вероятно, его жена ответила тем же. И теперь изображения Кришны и его супруги Радхи выносятся на улицу и окрашиваются разноцветным порошком — ну и заодно люди красят друг друга.

Кроме того, праздник Холи — это напоминание о том, как Шива испепелил своим третьим глазом бога любви Каму, который пытался вывести его из медитации, после чего Кама остался бестелесным. Но по просьбе жены Шивы Парвати и жены Камы богини Рати (интересно, зачем это они просили за возвращение физического тела… а, понятно, 🙂) Шива вернул Каме тело на 3 месяца в году. Когда Кама обретает тело, все вокруг расцветает и, счастливые люди празднуют самый веселый праздник любви.

Кстати, как мы уже говорили, в состав красок входят разнообразные лекарственные травы. Почему? Всё очень просто: погода весной, даже в Индии переменчива, поэтому часты простуды и другие подобные заболевания. Поэтому праздничное осыпание лечебными порошками трав (неем, кумкум, халди, билва и другими) рекомендуется священными лекарями Аюрведы.

Праздник Холи также часто связывают с именем Кришны и его играми с пастушками, которые нашли отражения и в земном мире. Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника Холи — излюбленная тема для танца (подробнее про индийский танец можно прочесть в статье "Магия индийского танца "). Юноша выманивает девушку, отвлекает ее, она засматривается на что-нибудь, а он в этот момент перемазывает ее цветной пудрой или обливает подкрашенной водой. Девушка обижается, он просит прощения (характерный жест — берется за мочки ушей). Она его прощает и тоже в ответ обливает его цветной водой. Редкая возможность для молодых людей при общей строгости индийских нравов.

В вечер Холи разжигают костры, и местные знаменитости поют и танцуют, увеселяя публику. К кострам приходят народные сказители, повествующие о великих подвигах Вишну, летающем на огромной птице Гаруде — истребительнице змей. Всё как у нас, однако. Только у нас костров меньше и сказителей нет. Ах да, кроме того, праздник красок посвящен ещё и богу любви Камадэве, чей лук, согласно традиционной индуистской иконографии, сделан из сахарного тростника, стрелы — из стеблей цветов, а тетива состоит из роя жужжащих пчел.

И если на Дивали (праздник огня в Индии) съедаются тонны сладостей, то на Холи все напиваются бхангом — напитком, в состав которого входят либо сок, либо листья конопли и молочные продукты. Разновидности бханга: бханг ласси — йогурт с соком конопляных листьев, тхандаи ласси — смесь молока, сахара, специй, миндаля и, конечно же, листьев (сока) конопли.

В ночь накануне второго дня праздника разводят огромный костер, на котором сжигают Холику. Наутро люди выходят на улицу, и начинается веселье - все обливают друг друга подкрашенной водой красного, зеленого, желтого, синего и черного цвета и кидаются цветными порошками. Раньше необходимые приспособления и материалы - красители, бамбуковые брызгалки, порошки - изготавливались самостоятельно, теперь же их можно купить в магазинах. Обижаться на тех, кто облил ваш костюм, в этот день не принято, поэтому чопорные чистюли вовсе избегают выходить на улицу (кстати, улицы тоже ярко украшены - цветами и нарядными тканями).

Соответственно, именно в этот праздник люди стараются одеться как можно проще, а не блистать нарядами и украшениями, ведь главное украшение на фестивале - это счастливые многоцветные улыбки и весьма колоритный «наряд». Чем больше на участнике разноцветной краски, тем выше благословение, которым одаривают его боги.

С праздником Холи связано почитание дерева, называемого "тулси", особенно того, на котором растут красные — в цвет огня — цветы. Оно почти безлистно, а цветы крупные, немного похожие на магнолию. Их собирают, высушивают и перетирают в порошок. А потом, в день праздника, разрисовывают такой разведенной краской руки и лица.

Итак, праздник красок в Индии включает в себя множество легенд своего происхождения. Весьма вероятно, что эти легенды возникли в разных племенах по отношению к своим собственным праздникам. И потом, при обЪединении племён в государство, обЪединились и праздники. Тогда как различные легенды остались напоминанием о тех временах, когда единства не было.

Таким образом, праздник красок в Индии — это не только красивый праздник, но и символ обЪединения людей.

Демоница Холика и сжигание её на костре

Существует много разных версий происхождения праздника, но самый распространённый заключается в том, что демоница Холика (название праздника происходит от неё) по приказу своего брата — злого короля, который имел безграничную власть над всеми своими подчинёнными, должна была убить сына самого короля. А причина того, что сын перестал подчинятся злому отцу (королю) и стал верить в Бога Вишну. Холика имея дар не гореть в огне задумала по приказу короля сжечь его сына на костре заманив его туда обманом. И когда ей это удалось, сын короля стал воспевать Бога Вишну, тот услышал его и спас от огня, а сама демоница заходя в костёр с человеком потеряла свой защитный дар и сгорела. С тех пор жители Индии сжигают чучело Холики во время празднования весны, как прямо и россияне на праздновании Масленицы. Праздник Холи не имеет точной даты празднования он плавающий, он отмечается во время полнолуния месяца Пхалгуны, в 2016 году оно выпало на 23 марта. Правда, именно сжигание демоницы в нашем штате Гоа в который приехали в марте 2016 года, мы не наблюдали, но точно не знаю, возможно, где-то это событие и проходило. Участвовали мы в посыпании друг друга красками, читайте об этом далее.

Бог Шива, бог любви — какая связь с посыпанием друг друга цветными красками

Так же еще одной традицией празднования Холи является посыпание друг друга, да и всех в округе цветными красками, а так же обливания подкрашенной водой. Вот этот момент мы застали как раз очень хорошо и сумели с радостью поучаствовать в данном мероприятии, который как оказалась далее, проходит не один или два дня, а как минимум полторы недели с его начала. Но об этом чуть позже, а вначале расскажу легенду с чего могло начаться это красочное мероприятие. Бог Шива сидел себе спокойно и медитировал, а тут богу любви приспичило пристать к богу Шиве и вывести его из медитации, тот рассердился и испепелил тело бога любви. Но поддавшись на уговоры божественных жен бога любви разрешил ему возвращаться в своё тело на 3 месяца в году. В этот момент расцветает природа, все радуются этому и посыпают друг друга цветными красками, и чем сильнее человек обсыпан и полит красками тем больше обращено в его адрес хороших пожеланий. Милые и улыбчивые индийцы, которые просто норовят пожелать тебе всего самого хорошего и намазать твое лицо жирным слоем разноцветных красок.

Как мы праздновали Холи в городке Арамболь в штате Гоа

Мы узнали, что у нас в городе Арамболь будут праздновать Холи на главной улице (мейн роуд) и заранее одевшись в ту одежду, которую не жалко разукрасить, ведь не всегда её потом легко отстирать, поехали искать веселья. Выехав на скутере на главную улицу и увидев впереди себя толпу разукрашенных людей мы сбавили скорость, нас обступили и стали обмазывать красками, самое интересное только наши туристы подкидывают краски вверх, а индийцы же аккуратно и не очень, размазывают тебе её по лицу, ведь не прилично трогать какие-либо другие части тела, особенно женского.

Когда наши лица были хорошо разукрашены нам дали проехать дальше, мы припарковали скутер и пошли участвовать во всеобщем веселье. И местные индийцы, и туристы со счастливыми детскими радостными лицами продолжали разукрашивать друг друга и кричат Happy Holi, брызгаются подкрашенной водой, это очень приятное развлечение, когда ты знаешь об этом и заранее готовишься к празднеству, одевая соответствующую одежду.


Приехав домой, отмылись на удивление легко и быстро, синтетическая одежда мужа отмылась без проблем, а мои хлопчатобумажные вещи остались в разводах. Я недолго думая купила ещё темных красок Холи и покрасила свою одежду полностью. Представляю фото окрашенных вещей ниже, довольно таки ярко и весело получилось:

Нас пугали, что краски могут быть не натуральными и оставить небольшие химические ожоги на лице и теле, но с нами такого не случилось, после мытья ничего химического не обнаружили, только остались небольшие покраснения от того, что пришлось слишком тёмные краски чуть сильнее тереть мочалкой, чтобы смыть с тела. Так же в дальнейшем люди в социальных сетях жаловались, что светлые волосы окрасились и за один раз не отмываются (девушке нужно было на работу на следующий день и она сетовала, что там её розовые и синие пряди не верно поймут), на что более опытные лица давали советы, как отмыться с помощью кокосового масла (обильно намазать волосы, подержать и потом смывать пока всё масло не смоется вместе с краской).

Долгий праздник красок Холи в Индии

Поучаствовав один день в таком празднестве отмывшись и почти отстиравшись, уже больше не очень хотелось это повторять, но каково же было наше удивление, когда поехав в другой город на следующий день, мы увидели толпу подростков и людей постарше, которые перегораживали дорогу и пытались разукрасить всех проезжающих мимо. С виду они были навеселе, думаю без горячительного здесь не обошлось, автобусы останавливали своим телом, машины тоже, требовали открыть им окна и за символический откуп в 10 рупий обещали не обмазывать краской с ног до головы, показывая жестами, что поставят только точку на лбу. Увидев такое, мы ехав на своём скутере,смогли быстро прошмыгнуть и остаться не разукрашенными, но кому-то это все-таки не удалось. В принципе еще часто встречали на дороге в течение полутора недели детей и взрослых с красками, но смогли остаться не разукрашенными только из-за того, что делали лица кирпичом проезжая мимо или просто просили нас не трогать. Правда наши знакомые ребята говорили, что нарвались на не очень дружелюбных индийцев, которые очень настойчиво требовали с них за это денег, но возможно ребята могли сами им нахамить из-за чего пришлось искать другую дорогу для объезда. Если же вы в этот период не хотите быть обмазанными или забрызганными сидите дома или одевайте, то что не жалко запачкать.

Заметили, что с индийцами (да и ) любые проблемные вопросы лучше решать не ругаясь, а просто дружелюбно договариваясь, тогда у Вас есть шансы на успех. Шире улыбка и добрее голос — это всегда игра

Узнала также, что в каждом регионе свои особенности проведения данного праздника. Где-то с меньшим, а где-то и с большим размахом индийцы отмечают данный праздник. В нашей северной части Индии, где мы были, распространено украшать дома, флагами украшать дороги, ходить накануне друг к другу в гости и отмечать его, не видели сжигания чучела демоницы Холики, но с удовольствием поучаствовали в разукрашивании друг друга красками, заряжаясь при этом позитивной энергетикой, как местных жителей, так и туристов.

Кусочек веселья привезённый с собой (видео)

На празднике красок я уже бывала, дума в каждом большом городе он проводится.
Но вот настоящий праздник Холи очень хотелось бы увидеть и принять участие в Индии. Окунутся в эту живую и яркую атмосферу праздника.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. .

Священный праздник весны и любви раскрашивает Индию всеми цветами радуги.

В марте, когда природа расцветает после зимней спячки, индийцы празднуют фестиваль Холи, посвященный победе сил добра над злом. Главные атрибуты праздника – красящий порошок «гулал» и его жидкий эквивалент, заправленный в миниатюрные водометы «пичкари». С самого утра городские улицы становятся полями «цветных боев». Взрослые и дети с криками «Хэппи Холли!» засыпают всех встречных пригоршнями яркой пудры и обливают разноцветными струями. После обеда накал страстей стихает. Переодевшиеся в чистую одежду индийцы отправляются в гости, прихватив с собой традиционные десерты – пирожки «гуджия», лепешки «пуран-поли» и сладкие клецки «малпуры».

Этот обычай возник в незапамятные времена. Легенды связывают появление Холи с историей любви популярного в Индии бога Кришны к своей жене Радхе. Еще один вариант легенды рассказывает о демонической правительнице Холике, которая покушалась на жизнь своего племянника Прахлада – преданного почитателя бога Вишну. Всемогущий Вишну пришел на помощь своему последователю и вместо Прахлада в губительном огне сгорела злая Холика. Сожжение ее чучела с тех пор стало неотъемлемой частью Холи, а цветной порошок изначально изготовлялся именно из пепла этого костра. Согласно менее распространенной версии, первым Фестивалем красок предки индийцев отмечали убийство демона-людоеда Дхунди. Так как победа была достигнута хитростью – после опьянения чудовища бхангом, – многие участники торжеств позволяют себе злоупотреблять этим психотропным напитком.

Фестиваль красок отмечается по всей Индии, однако, самые грандиозные празднества можно увидеть в штате Уттар-Прадеш, в районе Браджа Бхуми («Земля Кришны»). Легендарные города Вриндаван, Матхура, Нандгаон и Гокул, связанные с именем Кришны, становятся в дни Холи местом массового паломничества верующих.