Родительская любовь. Цена родительской любви или шесть способов выражения родительской любви

Прочитав отрывок из педагогического сочинения великого французского писателя, мыслителя Ж. — Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» . я стала размышлять. а что же такое разумная родительская любовь. Какой она должна быть?

Чувство любви в общении родителей и детей выражается через жесты, интонацию, мимику, эмоции, слова. Очень важно нам, взрослым, научиться произносить эти слова так, чтобы ребенок понял и почувствовал, что он любим. А как часто происходит совсем наоборот!

Мы взрослые, считаем, что выражаем свою любовь и понимание ребенку, а он видит другое и не чувствует любви. Поэтому родительская любовь должна быть разумной. Она не допускает осуждения, обсуждения, сравнения ребенка с другими. Такая любовь предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Если малыш чувствует, что он любим окружающими, ему доверяют, то он сам будет стараться расположить к себе взрослых, начинает сам их любить. Именно такая взаимная разумная любовь. доверие воспитает в нем много добрых качеств.

А как же быть, если на любовь не хватает сил? Ведь эмоции детей часто необычны для взрослых.

Нужно просто «погрузиться» в свое, давно забытое детство, обратиться к памяти детских переживаний, обид, первой неразделенной любви. можно вместе со своими детьми перечитать произведения русских детских писателей, чтобы опять проникнуться теми эмоциями, настроением, общими переживаниями с детьми за того зайку, которого бросила хозяйка, или за того мишку, которому оторвали лапу.

Бывает и, наоборот, когда дети не могут противостоять нашей «гипер» любви... и «гипер» заботе, не знают, как от нее защититься. Не надо говорить ребе нку. «Я сделаю тебя счастливым!» . Надо «поселить» в малыше уверенность в вашей любви и не заниматься мелочной опекой! Тем более, что это бесполезно, потому что последствия могут быть очень плачевными – озлобленность, различные неврозы, равнодушие. Просто не надо ничего упрощать. Ребенок естественен в своих проявлениях, чувствах, эмоциях, поэтому его нужно принять таким, какой он есть.

Одни считают, что запреты несут пользу, другие – наоборот. Как же запреты, ограничения – ведь это необходимые атрибуты воспитания? Моя позиция по этому вопросу такова. запреты и ограничения помимо пользы приносят много вреда для ребенка. Они порождают непонимание, мешают развитию личности малыша, это благодатная почва для появления множества комплексов, от которых потом непросто избавиться.

Как же необходимо применять запреты и ограничения, чтобы они не тормозили развитие малыша? Детские психологи предлагают использовать конструктивные запреты. 1) применение профилактических мер; 2) развитие взаимопонимания с ребенком; 3) психологические приемы.

На самом деле разнообразных приемов много, и мы, родители. должны определить, понять, почувствовать, какие из них примет наш ребенок.

Проанализировав свое отношение к собственным детям, пришла к такому выводу, что любви. как и всякому искусству, необходимо учиться и учиться. Необходимо не молчать, а говорить и показывать свои чувства к ребенку. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов.

Каждому из нас необходима родительская любовь. Это тот особый случай, когда в проявлении нежных чувств самых близких и родных людей нуждается любой человек, независимо от возраста, социального статуса и финансовых возможностей. Младенец, который еще не может справиться со страхом к неизведанному и большому миру. Подросток, пытающийся разобраться в соблазнах и перспективах будущей взрослой жизни. Старик, который прошел долгий жизненный путь. Банкир, разнорабочий, бизнесмен и профессор – все нуждаются в проявлениях любви своих родителей.

Что такое родительская любовь? Почему на протяжении всей жизни каждый из нас так остро нуждается в ее проявлениях? Почему люди, не испытавшие этих эмоций, всю жизнь глубоко несчастны?

Разобраться в этих сложных вопросах попробуем в нашей статье.

Особенность семейных отношений

Каждый ребенок растет и воспитывается в семье. При этом численность этой ячейки общества никак не меняет ее определение. Будь то многодетная семья, у которой есть множество любящих и дружных родственников, или мать-одиночка, которая не представляет своей жизни без единственного чада. Следовательно, люди, которые проживают с ребенком и занимаются его обеспечением, воспитанием и образованием, являются его семьей.

С первых дней жизни малыш видит и чувствует не только эмоциональное отношение к нему, но и взаимоотношения близких родственников, а также их общение с другими людьми.

От того, насколько благополучны и психологически приемлемы будут эти отношения, зависит (и здесь нет никакого преувеличения) будущее малыша. Речь идет не только о психологическом комфорте (хотя это очень важный аспект), но и физическом и интеллектуальном развитии.

«Заряд» родительской любви, который малыш чувствует ежеминутно, позволяет ему быстро развиваться, с каждым днем становясь увереннее в своих силах и возможностях.

Интересным является тот факт, что наблюдения за поведением родителей закладывается как база будущих семейных отношений. То есть, безмерно любящая единственную дочь мать, которая постоянно ссорится с отцом и чувствует себя униженной, не сможет научить малышку гармонии семейных отношений.

Следовательно, родительские чувства можно считать главным, но не единственным составляющим фактором родительской любви. Гармоничные семейные отношения также важны для формирования уверенной в себе, счастливой и всесторонне развитой личности.

Сущность родительской любви

Для большинства из нас родительская любовь ассоциируется с бескорыстным и всеобъемлющим чувством, которое неподвластно никаким влияниям извне. Так ли это?

С физиологической точки зрения, такое чувство могут испытывать только матери, которые после мучительных родовых страданий производят малыша на свет. Тесная физическая связь в течение всего периода беременности, когда женщина чувствует движения крохи внутри себя, закладывает определенную психологическую привязанность. Эта привязанность и должна перерасти в то светлое и большое чувство, которое называется родительская любовь.

Однако послеродовые депрессии, непредсказуемое поведение детей в кризисные периоды, собственные неудачи в личной и профессиональной деятельности часто приводят к искажению тех эмоций, которые ощущает женщина сразу после родов.

Усталость, напряжение, непонимание и другие факторы, ежедневно встречающиеся в жизни каждой матери, накладывают отпечаток на взаимоотношения женщины и ее ребенка. Крики, угрозы, шлепки и подзатыльники, нежелание слушать малыша – факторы, которые встречаются в родительском воспитании достаточно часто.

Это вовсе не значит, что при таком поведении мать не любит своего ребенка. Она искренне переживает о нем, готовит еду и проверяет уроки. Но чувствует ли ее любовь ребенок? Понимает ли он, что такое агрессивное или равнодушное поведение матери связано с обычной усталостью? Вряд ли. С каждым днем у малыша будет появляться уверенность, что мама любит его все меньше или разлюбила вовсе.

Что касается проявлений родительских чувств отцами, то здесь ситуация еще сложнее.

Мужчины не испытывают мук токсикоза, они не чувствуют шевеления маленького тельца внутри себя. Их любовь – осознанное чувство, которое проявляется скорее на уровне интеллектуальных и социальных размышлений.

Конечно, нельзя отрицать, что сильная эмоциональная привязанность к матери ребенка приводит к тому, что мужчина подсознательно начинает любить ее малыша. Даже в том случае, если он не приходится биологическим отцом крохе.

Для мужчин в большей степени, чем для женщин, свойственно использовать воспитательную модель поведения из своей семьи. То есть, он считает, что должен воспитывать своих детей так, как когда-то воспитывали его. Если в детстве будущего главу семейства били, он будет считать данный воспитательный метод абсолютно правильным, утверждая при этом, что такая форма общения также является проявлением родительской любви.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что проявления родительской любви зависят не только от эмоциональной привязанности. Выражение этих чувств происходит в процессе воспитания. То есть, от того, какая выбрана модель воздействия на ребенка, зависит, насколько сможет почувствовать и оценить любовь своих родителей малыш.

Причины изменения поведения

Прежде чем приступить к анализу ошибок в воспитании родителей, нужно более детально рассмотреть причины, из-за которых меняется отношение взрослых к собственным детям.

Эмоции и отношения, вызванные ими, долгое время исследуются психологами и социологами. До сих пор до конца механизмы их возникновения так и не выявлены. Поэтому остановимся на самых очевидных факторах, которые уже описаны в научных трудах.

Особенности психологии ребенка

Все родители в ожидании малыша мысленно представляют, каким же он вырастет. Они рисуют в воображении картинки, где их дети красивые и послушные, как их достижениями восхищаются родственники и друзья.

Когда же в процессе взросления ребенок не оправдывает таких радужных надежд, появляется раздражение. Раздражение от того, что малыш оказывается рассеянным, медлительным, импульсивным, шумным, непоседливым, непослушным. Данный список у всех родителей будет свой, в зависимости от того, каких надежд не оправдал их отпрыск.

Ситуация усугубляется, если к вышеназванным качествам характера ребенка присоединяется различие темпераментов. Родители, которые все привыкли делать после тщательных расчетов и рассуждений, с ужасом наблюдают за тем, как их отпрыск с энтузиазмом бросается в любое новое начинание, не удосужившись составить его план. А холерики, у которых любое дело спорится, с нескрываемым раздражением констатируют факт, что их дитя – «недотепа», ведь ему нужно так много времени, чтобы освоиться с новым заданием.

Перенос образов

Как известно, свои недостатки заметить значительно сложнее, чем чужие. А родители, видя негативные черты собственного характера у детей, самым критическим образом подходят к их выявлению.

В этом случае происходит подмена понятий. Взрослые искренне недоумевают, почему их дети, которым «они столько раз говорили», ведут себя совсем по-другому. Ответ кроется в простой истине: дети учатся не тому, что слышат, а тому, что видят.

То есть, малыш обманывает тогда, когда понимает, что это постоянно делают родители. Он начнет красть, когда видит, что мама или папа могут «тихонько» взять чужую, забытую кем-то вещь. Скандалят, дерутся и вызывающе себя ведут, когда видят, как папа гневно отчитывает кассира за неправильно подсчитанную сдачу или мама бьет в истерике посуду после очередной ссоры.

Особенности психологии родителей

В данном случае речь идет о психологических особенностях взрослых. Депрессивные, агрессивные или авторитарные люди переносят свой образ мыслей на детей как на часть своей жизни.

Особенно ярко проявляется отторжение дитя у взрослых, имеющих депрессивные расстройства. Предугадать, как именно образом отразится такое состояние на детях сложно, так как в период расстройства такие люди склонны в равной мере и к насилию, и к полному равнодушию.

Следствие посттравматического расстройства

Эта причина встречаются не так часто, как все остальные. Однако ее сложнее всего корректировать даже опытным психотерапевтам.

Отторжение ребенка происходит после какого-то трагического и знакового события. Например, когда жена умирает при родах, или в день рождения крохи погибает отец.

В данном случае малыш ассоциируется с трагедией, несчастьем и глубокими душевными переживаниями. В любом случае, речь идет о резко негативных эмоциях.

Нарушение привычного образа жизни

Психологи называют такие нарушения во взаимоотношениях родителей и детей феноменом «нежеланного ребенка».

Взрослые не могут смириться, что с появлением малыша на свет меняется их образ жизни. Например, они вынуждены приостановить свое продвижение по карьерной лестнице или не могут уделять себе столько времени, как раньше.

Кроха воспринимается как «препятствие», «помеха» в обыденной жизни.

Повышенная конфликтность в семье

Ситуация, которая чаще всего встречается в современных семьях. Недопонимания и ссоры в семье, ненависть ко второй половине, обиды и ссоры приводят к переносу неудовлетворенностью в личной жизни на малышей.

Проявления любви в воспитании

Воспитание воспринимается как педагогическая проблема. Возможно, поэтому многие родители не задумываются о том, как они воспитывают своих чад. А ведь именно от методов воспитательного воздействия самых близких и родных взрослых зависит, смогут ли они передать своим малышам те чувства родительской любви, которые есть в их сердцах.

Рассмотрим основные виды отклонений в родительском воспитании, описанные в научных трудах по детской психологии.

Условное

К малышу относятся так, как он «заслуживает». То есть, если чадо ведет себя хорошо, его любят, целуют и говорят о любви. В случае «сбоя программы», когда ребенок ведет себя плохо, ему отказывают в положительных эмоциях и ласке.

Амбивалентное

Взрослые очень любят своего малыша, но не считают нужным говорить с ним об этом, демонстрируя полное равнодушие к жизни и эмоциям ребенка.

Неопределенное

Такое воспитание распространено в семьях, где оба родителя очень молоды. Они не хотят или не могут демонстрировать свои эмоции.

Скрытое отвержение

Родители испытывают подсознательное раздражение ко всему, что делает их ребенок. Однако понимание, «что так нельзя» заставляет их скрывать свои эмоции. Раздражение накапливается и обязательно выльется при малейшей провинности малыша.

Открытое отвержение

Родители без стеснения демонстрируют свое негативное отношение к детям. Данная манера воспитания самая опасная, так как всегда приводит к аномальному развитию личности малыша.

Жалость

Взрослые демонстрируют свою любовь и привязанность, не забывая при этом указать малышу на то, что он далеко не совершенен в физическом или психологическом плане. При этом данные недостатки не всегда являются истинными. Родители открыто утверждают: « Я знаю, что мой малыш имеет проблемы, но все равно его люблю». Заниженная самооценка и неспособность к самостоятельной жизни – тот минимум неприятностей, которые ожидают в жизни ребенка таких родителей.

Отстраненность

Родители любят и демонстрируют свою любовь. Однако эмоциональные отношения не подкрепляются чувством доверия, желанием узнать о личной жизни и переживаниях дитя. Общение происходит в рамках необходимых действий, но отстраненно. Полное нежелание интересоваться внутренним миром крохи и решать такие важные для него проблемы.

Преследование

Комплекс чувств, основанный на антипатии, уважении и близости. Взрослые жестко контролируют свое чадо, не позволяя проявлять ему никаких индивидуальных особенностей. Он должен быть «такой как все». Желание сломить волю и свободное мышление сочетается с признанием волевых качеств ребенка.

Презрение

Взрослые уверенны в том, что их дитя – «неудачный плод их любви». В силу особенностей детской психики или физического развития родители вешают на малыша ярлык «неудачника». Заслуги и успехи крохи не замечаются и не поощряются. Более того, в этом случае взрослые испытывают пронзительную жалость к себе, так как они вынуждены быть родителями собственного чада. Воспитательное воздействие перекладывается на социальные институты, так как мама или папа считают, что они не могут повлиять на этого «несносного ребенка».

Безусловно, ни один из приведенных примеров родительской любви не встречается в чистом виде. Чаще всего речь идет о комбинированных моделях, когда решающим фактором в поведении взрослых является их собственное воспитание, взгляды на общество и отношения в нем.

И снова о семье

Почему же родители, которые с таким нетерпением ждут появления своих отпрысков на свет, часто допускают такие непоправимые ошибки в воспитании детей? (Конечно, сейчас речь не идет о психологических травмах, связанных со смертью родных, или других трагических случайностях).

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно опять вернуться к вопросу семейного воспитания. Цикличность жизни в данном вопросе играет скорее негативную роль. Ведь взрослые тоже когда-то были детьми, которые воспитывались в семье со своими правилами и законами. Эти правила автоматически переносятся в новую ячейку общества, имея свои дополнения в виде усталости и стрессов, о которых мы говорили выше.

Если вы распознали в приведенных примерах взаимоотношений родителей с детьми себя, стоит задуматься, почему так произошло. В этом случае нужно поговорить со своими родителями о воспитательных проблемах, возможно, ваше отношение к отпрыску связано с цепочкой вредных традиций, которые стоит уже прервать.

Родительская любовь - это чувство, которое родители вкладывают в ребенка на протяжении всей жизни. Родительская любовь является главным средством воспитания любви у детей ко всему, что его окружает. В каждой семье родительская любовь понимается по-разному, как родителями, так и детьми. Так давайте разберемся, какой должна быть настоящая родительская любовь?

Проблема нехватки родительской любви

Ребенок уже с пеленок чувствует любовь своих родителей. Детям постоянно нужно показывать свою любовь как морально, так и физически. Они должны понимать и чувствовать, что их любят. Если ребенок будет получать необходимое количество родительской любви, значит, он будет по жизни идти твердыми ногами, он будет уважительно относиться к себе и близким людям.

Многие считают, что «боится – значит, уважает», и поэтому держат своих детей в строгости. Этого нельзя делать. Так как постепенно вы выращиваете жестокость в ребенке. А вас он будет бояться, а не любить.

Росс Кэмпбелл изучал отношения между родителями и детьми. Он рекомендует как можно чаще находить время для прикосновения. Прикоснитесь по-дружески к плечу ребенка, погладьте его по голове, пожмите руку. Это будет кинестетическим ответом на интересующий нас вопрос по поводу настоящей родительской любви.

Любовь у детей нужно воспитывать исходя не из того, что хочется вам, что вам нравится и удобно, а из того, что нужно ребенку, в чем он нуждается.

В воспитании должно быть четко определено место любви, строгости, ласки и требовательности. А самое главное, необходимо чувствовать, когда ребенку нужна ваша помощь, а когда требовательность. И вы должны первыми ему прийти на помощь и дать совет или, наоборот, расставить все по местам и потребовать объяснений. Только не перестарайтесь!

В настоящее время формирование психологических компонентов любви родителей является широко изучаемой и очень важной темой. Результаты этой темы помогут лучше освоить родительскую любовь, как загадочную особенность психики. Совокупность психологических компонентов этой любви поможет создавать методики и тренинги для того, чтобы ее развить. Многим людям, обращающим внимание на данное заглавие, сначала оно кажется настоящей глупостью. Ведь родительская любовь – она почти святая, несомненная, и как ее можно разбирать по психологическим полочкам, ведь это бессмысленно, для чего копаться в том, что чувствует каждый из нас? К глубокому сожалению, это не так, и для этого утверждения есть доказательство, так как своих детей любят далеко не все родители. Подтверждением этого служат жестокость, акты насилия в семьях, наличие неблагополучных семей, нерациональное поведение, а также множество детей, которые находятся в детских приютах. Ведь больше всего именно этих детей, которые живут в подобных условиях, мучают вопросы: «Что плохого я сделал своим родителям? Почему они не любили меня? ».

Поэтому данная проблема в настоящее время очень актуальна. Чаще всего сейчас случаются убийства ребенка, выбрасывания малыша на улицу и т. п. Изучение такого поведения являются тяжелым заданием, а также поведения, противоположного ему, необходимо попытаться найти психологические факторы, которые смогут привести нас к цели.

Специалистам все-таки удалось вывести принципы, из которых формируются психологические компоненты родительской любви, а кроме этого, факторы, которые необходимы для реализации этой любви.

Что представляет собой настоящая родительская любовь?

Многие философы и психологи очень много лет пытались вывести ответ для данного чувства, и каждый раз этот ответ был разным. Это особый, высокий, светлый вид любви, который воспринимается людьми как счастье и высший дар. Стать родителем - это значить стать счастливым человеком. Быть награжденным возможностью быть родителем, значит испытать истинное счастье. Как говорил Сухомлинский, родительская любовь – это способность сердцем чувствовать потребности души ребенка. Между людьми, которые любят, возникает особая интуиция, энергетическая связь, желание быть друг к другу ближе. В своих терминологиях многие выделяют то, что родительскую любовь нельзя воспринимать только как чувство, так как любовь по сути предусматривает в себе и действия. Ведь только если чувствовать, но ничего для ребенка не делать, то такое поведение не является доказательством любви, - так считают многие.

Собрав различные точки зрения вместе, можно вывести факторы, которые составляют родительскую любовь.

Психологическая структура любви включает четыре компонента:

Эмоциональный фактор, совокупность ощущений и переживаний по поводу ребенка, принятие ребенка, оценка ребенка, взаимодействия ребенка и родителя. Психофизиологический компонент подразумевает притяжение родителя к своему ребенку, стремление близости к ребенку, чувственность и желание родителя обнимать его, прикасаться к нему, перебывать и не разлучаться с ним.

К когнитивному фактору относят интуицию и подсознательное, возникающее по отношению к ребенку у родителя.

Поведенческий компонент выражает отношения, указывает на действенность родительской любви, поведение родителей по отношению к ребенку, а также уход за ним.

Данная структура целостно не всегда функционирует, и это зависит от индивидуальности родителей, от возраста. Из данной психологической структуры одни факторы могут доминировать над другими.

Существует интересный факт: родительская любовь имеет гендерные отличия, отцовская любовь отличается от материнской. Для материнской любви характерно безусловное принятие ребенка. Мать может предоставить возможность ребенку высказать свое мнение, а отец очень часто отказывается от равенства и демократичности с ребенком. Давно доказано, что для психологического полноценного развития детей нужны оба родителя, нельзя также сказать, что мать лучше относятся к ребенку, чем отец, или наоборот.

Чтобы ощутить родительскую любовь полностью, а также, чтобы эта любовь формировалась успешно, нужно удовлетворять некоторые особенности, такие, как умение принимать и любить себя и окружающих, эмоциональную и психологическую зрелость индивида. «Хороший родитель» имеет намного больше требований. Он хочет воспитать своего ребенка благополучно, и создать для его развития наилучшие условия. Здесь учитываются разные способности и умения, возможность обеспечить всем необходимым ребенка. Давно доказано, что родительская любовь – это главный фактор, который нужен для психологического здоровья и полного развития ребенка.

Самая искренняя. Безграничная. Мудрая. Противоречивая. Вынужденная. Разумная. Терпеливая. Такой разной бывает любовь к детям. Любое её проявление всегда сильно отражается на их личности, адаптации к миру, умении выражать свои чувства и взаимодействовать с другими людьми. В частности, любовь матери к ребёнку – это первое, что даётся ему ещё до рождения, это начало общения малыша с внешним миром, которое определяет его отношение к себе и окружающим.

Что влияет на родительскую любовь?

1. Готовность к рождению и воспитанию детей.

Очень важно то, насколько желанным был малыш для родителей, «созрели» ли они для того, чтобы стать мамой и папой. Конечно, в большинстве случаев наблюдается прямая зависимость: чем больше мужчина и женщина хотели ребёнка и готовились к его появлению, тем сильнее их нежные чувства к нему.

Но бывает и наоборот. Например, беременность могла быть незапланированной и вызвала отчаяние. Но после рождения крохи ситуация резко изменилась: мама и папа (или один из них) прониклись к нему искренней любовью, произошла переоценка ценностей.

Или другой пример: пара очень ждала малыша и испытывала к нему самые тёплые чувства, но после его рождения из-за столкновения с проблемами в процессе воспитания в детско-родительские отношения вплелись усталость, раздражение, непонимание потребностей и интересов крохи, и любить стало тяжелее.

В процессе ожидания малыша будьте готовы к трудностям, которых избежать нельзя, не питайте иллюзий, что всё пойдёт «как по маслу». Не отказывайтесь от помощи близких, строя из себя супер героя. Обязательно находите время на отдых и любимые занятия. Ваша задача – сохранить и усилить в процессе воспитания ребёнка тот позитивный настрой, те нежные чувства и то желание заботиться о нём, которые был у вас изначально.

2. Воспитание в родительской семье.

То, как относились к нам родители, практически всегда переносится на воспитание собственных детей. Крайне сложно любить других, если человек сам испытывал недостаток этого чувства со стороны матери и отца. Или, наоборот, если мы воспитывались в благополучной обстановке, в атмосфере тепла, заботы и доверия, то обычно стремимся перенести эту модель отношений на своих детей.

Важно вовремя осознать, вспомнить свои детские впечатления и ответить на вопросы: не переношу ли я свои обиды на сына или дочь? Учитываю ли их индивидуальные особенности или пытаюсь ломать? Необходимо понять, насколько эффективен демонстрируемый вами стиль общения с детьми, есть ли в нём место любви. Сделайте выводы и подумайте над тем, что ещё можно изменить или развить.

3. Отношения между супругами.

Если родители счастливы и довольны друг другом, то у них гораздо больше ресурсов для того, чтобы любить своего ребёнка. Негативные чувства по отношению к мужу или жене могут отражаться и на детях. К сожалению, бывает, например, так, что обида на мужа влияет на любовь матери к ребёнку (особенно после развода), и она начинает испытывать неосознанное раздражение к нему, недовольство им.

Или возможен другой перекос: один из родителей полностью отдаёт внимание и заботу детям, а супругу (супруге) их уже не достаётся. «Недолюбленные» муж или жена, скорее всего, будут испытывать обиду и могут неосознанно обвинять в этом ребёнка.

Будьте внимательны не только к малышу, но и к спутнику жизни, ведь ваши отношения – это не только фундамент семьи, но и пример для подрастающего поколения в том, как нужно взаимодействовать мужчине и женщине.

4. Отношение к себе.

Уверены ли вы в себе? Принимаете ли себя или чаще остаётесь недовольны собой? Часто отношение к себе мы проецируем на ребёнка, ведь он продолжение нас самих. В нём мы любим те качества, которые нам нравятся и в себе. И не принимаем то, что не принимаем в себе.

Важно понять и согласиться с тем, что ребёнок – это самостоятельная личность с собственным набором качеств и способностей. Позвольте ему быть собой. И обязательно работайте над самооценкой: не критикуйте себя, а уважайте и признавайте свои достоинства. Не унывайте и старайтесь меньше тревожиться, ведь ребёнку передаётся ваше эмоциональное состояние.

5. Опыт.

Любовь родителей к детям зависит также от прошлого опыта. Он бывает как позитивным, так и негативным. Есть ли уже у мужчины и женщины опыт воспитания собственных детей? Приходилось ли им раньше ухаживать за младшими сёстрами или братьями?

Любой опыт всегда ценен, важно лишь делать правильные выводы и стремиться к «мудрой» любви.

6. Личностные качества.

Высокомерие, эгоизм будут явными помехами в любви к своим детям. С такими качествами сложно жертвовать личными интересами, временем ради сына или дочери. А вот доброта, отзывчивость, жизнерадостность, терпение – верные спутники родительской любви и заботы.

Ресурсы для любви есть всегда, важно суметь открыться этому чувству.

Как проявляется материнская и отцовская любовь ? В чём различия?
Различаются ли любовь отца и любовь матери к ребёнку? Безусловно, да. В разных семьях подходы к воспитанию неодинаковы.

  • · Любовь мамы к малышу имеет биологические и социальные основы, любовь отца – только социальные. Что это означает? Ребёнок появляется в организме матери и живёт в нём девять месяцев. Это запускает различные физиологические процессы, которые отражаются на их отношениях после рождения. Это помогает женщине лучше чувствовать своего ребёнка, понимать его потребности, слышать его и вовремя проявить заботу. Отец учится понимать и любить своё чадо в течение жизни, общаясь с ним и привыкая к нему. Физиологической привязанности между ними нет, но вот эмоциональная может возникнуть очень даже тесная. Поэтому многие отцы в силу своих личностных особенностей и крепкой любви к детям, хорошо их чувствуют и понимают.

  • Разный вклад родителей. Часто можно встретить выражение, что «мать даёт ребёнку душу, а отец – разум». Истина в этих словах есть, поскольку мама с рождения всегда рядом с малышом и, ухаживая за ним, она создаёт условия для формирования у крохи доверия к миру, желания и умения общаться с окружающими, понимать и выражать свои эмоции. Отец часто выступает для сына или дочери проводником в мир, наставником, приобщает к порядку, учит действовать.
  • Материнская модель предполагает безусловную любовь к ребёнку, отцовская – обусловленную любовь. Первый вариант отражает полное принятие своего чада, каким бы он ни был, и радость оттого, что он родился и живёт рядом. Отцовская модель любви предполагает принятие ребёнка только при его соответствии определённым требованиям, например: «Ты должен быть смелым (порядочным, сильным, умным и т. д.)», основана на послушании. Материнская модель любви не всегда присуща только женщинам, а отцовская – только мужчинам. Иногда они проявляются вне зависимости от пола.

Стороны родительской любви, которые действительно нужны детям
«Вредными» составляющими любви родителей являются: гиперопека, излишний контроль, лишение ребёнка инициативы и самостоятельности, предъявление высоких требований к нему или чрезмерная похвала. «Вредные» они потому что отрицательным образом сказываются на его развитии и адаптации к жизни в обществе.

Какие проявления родительской любви детям необходимы?

Забота и внимание. В первые годы жизни малыша их важно проявлять постоянно. По мере его роста заботу и внимание следует постепенно снижать и демонстрировать уже в той степени, в которой они ему нужны.

  • Уважение и доверие.
  • Понимание и принятие.
  • Тепло и ласка.
  • Признание заслуг ребёнка и похвала за них.
  • Искренность. Если любовь между детьми и родителями основана на искренности, то их всегда будут связывать тёплые отношения и взаимопонимание.
  • Помощь в делах, наставничество, ненавязчивые советы.

Как показать любовь к своему ребёнку

  • Уважайте его личность.
  • Позволяйте проявлять ребёнку свои чувства.
  • Улыбайтесь и поддерживайте с ним зрительный контакт.
  • Слушайте его.
  • Демонстрируйте к нему истинный интерес.
  • Доверяйте ему, но при этом не попустительствуйте!
  • Цените любовь детей к вам и поощряйте её проявление.
  • Поддерживайте в трудную минуту и в минуты радости.
  • Рассказывайте о себе, делитесь опытом, будьте примером.
  • Больше времени проводите вместе со своими детьми.
  • Будьте для них наставником и другом.

А главное – учите своих детей любить и не бояться этого. В современном мире это ценный навык, укрепляющий семьи, дружбу и внимание к окружающим.