Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию. Эссе воспитателя ДОУ. Современный воспитатель

17.11.2014 07:51

Вначале хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 25 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей.

Цель этой серии статей о воспитании - привлечь к проблеме внимание лиц, заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами.

Полагаю, что стоит меня выслушать вот почему...

Во-первых, мне уже ничего не нужно от государства. У меня есть жена, два взрослых, материально обеспеченных сына, четыре внука, дом, квартиры для каждой семьи и машины. Мои книги разошлись тиражом более двух миллионов экземпляров. Гонорары от этих книг и выступлений позволяют мне безбедно существовать, тем более что я еще получаю и пенсию.

Мне уже почти 70 лет. Я занимал достаточно высокие должности. Так что и карьерный рост мне не нужен. Но мне хочется увидеть свою страну сильной, богатой и счастливой. Я сам делаю в этом плане то, что могу. Однако лет мне уже достаточно много. Хотелось бы, чтобы превращения в государстве шли быстрее, чтобы я увидел все это собственными глазами. Думаю, что внедрение этих идей в более широкую практику поможет решить данную задачу.

Работая в клинической психиатрии и психотерапии более 30 лет, я был на вершине, а может быть, в яме, где концентрируются все несчастья, где люди, не умирая, попадают в ад. А для выхода из этого состояния, оказывается, не нужно никаких особых капитальных вложений. Необходима лишь добрая воля и некоторое количество энтузиастов.

Как практикующему врачу, мне было видно, что при правильном воспитании люди и не попадали бы в столь плачевную ситуацию. Не надо было бы оперировать желудок и сердце, если бы люди могли строить продуктивные теплые, деловые отношения в процессе трудовой деятельности и в семейной жизни, резко возросла бы производительность труда. Идея профилактического воспитания захватила меня полностью, и кое-что я уже сделал. Полученные результаты доказывают эффективность такого подхода.

Поводом для этих тезисов послужило внимание Президента РФ и правительства к подрастающему поколению, что вылилось в закон, материально поощряющий рождение второго и последующих детей. Теперь бы еще их и правильно воспитать, чтобы потом не нужно было бы перевоспитывать. Ведь важно не только количество детей, но и их качество. Если не реформировать систему воспитания, то я думаю, что эффективность мер, поощряющих рождение, может в результате свестись к очень низким показателям, если не к нулю.

Если воспитание подрастающего поколения начать с воспитания воспитателей, то есть будущих мам и пап, обратить внимание на воспитание во внутриутробном периоде, использовать современные достижения педагогики и медицины в первые пять лет жизни, то уже с шести-семи лет ребенка можно будет вовлекать в производственную деятельность и учебу так, чтобы уже к окончанию Вуза будущий специалист мог защитить не только диплом, но и кандидатскую диссертацию и не нуждался бы в «предпродажной» подготовке в виде целой системы специализаций.

Хочу сразу же сказать, что такая система уже создана, успешно работает, но не массово, а в виде отдельных случаев. (Это я, мои ученики и пациенты, ученики моих учеников, читатели моих книг, которые использовали мои методы для улучшения качества своей жизни.) Правильное воспитание привело бы к тому, чтобы человек оканчивал только один вуз, что сразу же оказало бы существенный материальный эффект. Среди тех, кто ко мне обращается за помощью, не более 20% работают по специальности, полученной в первом учебном заведении. Не лучше бы было так воспитать человека, чтобы он в своей профессии провел всю творческую жизнь? Ведь нет неинтересных профессий, есть малоквалифицированные специалисты-педагоги, которые не могут увлечь студента своей профессией.

Но начну сначала.Начиная с 1980 года, когда мне было 42 года, и сам я находился в критическом состоянии, я заинтересовался проблемой лечения неврозов. Слово знакомое всем. Хочу дать научное понятие. «Неврозы - это психогенные (конфликтогенные) заболевания, которые развиваются при нарушении значимых отношений личности и проявляются специфической психопатологической симптоматикой и соматовегетативными расстройствами».

Конфликты обычно бывают в двух местах - семье и на работе

Наиболее тяжкие конфликты возникают в семьях. Поэтому разберем производственный конфликт как более простой. Обычно это конфликт между подчиненным и начальником. Побеждает начальник. Подчиненный, выйдя из кабинета в подавленном и даже депрессивном состоянии, должен восстановить свое психическое состояние. И начинается внутренняя длительная, мыслительная, но бессмысленная работа, которая называется умственной жвачкой, и продолжается до тех пор, пока обиженный мысленно не одержит победу над свои начальником. («Мне надо было ему сказать так, он ответил бы мне так, а потом бы я сказал так, а уж после того, как сказал вот так, крыть бы ему было нечем. Тут бы я его и взял!»). Иногда эти рассуждения продолжаются несколько минут, иногда часами. Продуктивность в работе падает. Этот мыслительный процесс может проходить и на улице, и тогда невротик может попасть под машину.

Наукой доказано, что травмы чаще получают невротизированные люди. Эта умственная «жвачка» продолжается часто и дома. Начинаются неприятности в семье, где он может дать выход своему гневу. Иногда эти размышления продолжается часами и ночью. К неразрешенному производственному конфликту присоединяется семейный. (Я здесь описал коротко проявления невроза - навязчивые мысли, подавленность, бессонницу, раздражительность, вспыльчивость, сексуальные нарушения).

Утомленный, раздраженный и невыспавшийся, невротизированный человек делает ошибки, получает очередной выговор от начальства. Рано или поздно он заболевает и попадает в больницу, где при помощи лекарств, гипноза и аутогенной тренировки, ему улучшают состояние, но не учат правильно вести свои дела в семье и на производстве.

Выйдя на работу и возвратившись в семью, он попадает в прежнюю конфликтную семейно-производственную атмосферу, которая опять приведет его в стационар, не всегда в психотерапевтический. Дело в том, что эмоциональная напряженность, попытка держать себя в руках или справиться с ситуацией могут привести к развитию психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, атеросклероз, язва желудка, бронхиальная астма, инфаркт миокарда и др.). По этим заболеваниям он может получить и инвалидность. Будучи много лет консультантам терапевтической клиники я убедился, что 65% процентов этих больных нуждаются не столько в медикаментозном лечении, сколько в психологической помощи.

В состоянии выраженного аффекта некоторые совершают преступления или самоубийство. Другие люди постоянное эмоциональное напряжение пытаются снять приемом алкоголя и наркотиков, попадая в еще худшее положение, чем у них было. Общий корень неврозов и алкоголизма показывают следующие цифры: уровень неврозов в ХХ веке вырос в 20,4 раза, алкоголизма в 20,2, а других психических заболеваний в 5-6 раз (Петраков Б.Д.).

И когда мы стали лечить больных неврозами не таблетками, гипнозом или аутогенной тренировкой, а стали обучать их психологически грамотно вести свои дела, то есть перестраивать структуру своей личности, то наступали истинные выходы из невротического состояния. Койко-день снизился с 35 до 18, количество принимаемых лекарств уменьшилось вчетверо, практически прекратились повторные поступления. Но самое главное - улучшилось качество жизни.

Выздоровевшие стали получать повышения по службе, принимать участие в политической деятельности. Успехи ошеломляли самих участников этой программы. Начиналось неожиданное для них продвижение по службе, хотя им было уже по 40-50 лет, и они уже потеряли надежду на карьерный рост. Они стали защищать диссертации, писать книги, сочинять стихи, строить себе дома и многое другое, чего сами от себя уже не ожидали. Улучшилась сексуальная жизнь и любовные отношения. Поэтому к обучающим общению тренингам были присоединены занятия по психологии управления и ораторскому искусству. Весь этот опыт обобщен в моих книгах: «Если хочешь быть счастливым», «Анатомия конфликта», «Как узнать и изменить свою судьбу» и др., и в докторской диссертации: «Методы ресоциализации в условиях социокультурной неопределенности».

Далее мы обратили внимание, что задолго до развития невроза у будущих пациентов были такие признаки невротизма, как застенчивость, обидчивость, зависть, жадность, злобность, мстительность, расточительность и др . И мы стали проводить работу не с теми, кто уже заболел, а с теми, кто еще не успел заболеть. Это была более трудная, но и более благодарная работа.

Мы создали клуб КРОСС (Клуб Решивших Овладеть Стрессовыми Ситуациями), и к нам приходили уже лица, которые были просто недовольны своей жизнью. Клубы практически стали кузницей кадров. Большое количество людей стали директорами, защищали диссертации, получали повышения по службе.

Некоторые даже возвращались в Россию после нескольких лет пребывания за границей. Но все это были люди с признаками невротизма, получившие неверное воспитание, и основная работа с ними велась по принципу коррекции ошибок воспитания, то есть возвращению к самому себе.

В 1986 году я с группой сотрудников под руководством проф. Б.Д. Петракова проводил исследование распространенности невротизма среди населения. Было обследовано до 2000 сотрудников завода Ростсельмаш и столько же зерносовхоза «Гигант». К нашему удивлению, уровень невротизма был почти одинаков, как в сельской местности, так и городе (более 85%). В будущем практически все они заболели. В наше время уровень невротизма, думаю, не снизился.

И у нас возникла мысль найти или разработать такую систему воспитания, которая не приводила бы к развитию невротизма, а затем к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Изучение этой проблемы привело нас к убеждению, что воспитать таких детей могли бы только те, которые сами не имеют признаков невротизма. Таковых мы нашли среди тех, которые прошли наши курсы по перевоспитанию самих себя, или посещая наши клубы, либо посещая кружки еще в студенческие годы, или используя литературу.

Поэтому мы имеем некоторое количество детей, которые были воспитаны без «лесов» всевозможных ненужных ограничений. Беременность и роды у этих женщин проходили без осложнений. Они до самых родов сохраняли полную работоспособность. Роды проходили безболезненно, а у некоторых с оргазмом. Рожденные ими дети уже к году становились опрятными, ходить многие начинали в 10 месяцев, а в трудовой деятельности принимали участие уже с 5 - 6 лет. Можно привести и другие примеры.

Но вначале я хочу изложить концепцию воспитания, при которой невротизм у детей развиваться не будет

Она имеет 4 этапа:

1. Воспитание воспитателей.

2. Воспитание во время беременности.

3. Воспитание в грудном возрасте.

4. Воспитание в возрасте от 2 до 5 лет.

По нашим представлениям, после 5 лет процесс воспитания заканчивается, ибо к этому времени складывается система отношений, формируется характер (отношение к себе, близким, людям вообще и к труду). Если хоть в одной из этих позиций формируется отрицательное содержание, то все силы уходят не на прогресс, рост и продвижение, а на стремление удержаться на табуретке, у которой не хватает одной или двух ножек. Отсюда и все невротические черты, описанные выше. Человек уже идет, не продвигаясь вперед, а по кругу. Он попадает в сценарий, играет одну и ту же пьесу, пока не наступает печальный финал.

В первые годы это не очень заметно. Декомпенсация начинается уже в школе, которая как проявитель выявляет дефекты неверного воспитания первых пяти лет жизни. Конечно, если бы в школе были психологически грамотные учителя, владеющие техникой перевоспитания, то они с легкостью могли бы исправить дефекты воспитания первых 5-6 лет жизни, точно так же как легко выправить искривленное молоденькое деревце. Но если это не удается, то в критические моменты жизни (18 лет, 23 года, 28 лет, 33 года, 45 и 60 лет) человек неизбежно попадает в критические обстоятельства, из которых выходит искореженным, больным или просто гибнет.


Педагогическая публицистика Корчак Януш

Воспитание воспитателя ребенком {3}

Воспитание воспитателя ребенком {3}

Наивно мнение молодого воспитателя, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, сам он, зрелый, сформированный, неизменный не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей. Тому, кто, присматривая за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность, на которую я желаю обратить внимание, тем более что профессиональная гигиена души недостаточно широко известна. Воспитатель, работая над пониманием человека - ребенка и над пониманием общества - группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой, опускается. Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств; от ребенка я получаю приказания - и я требую от себя, обвиняю себя, оказываю себе снисхождение или снимаю с себя вину. Ребенок и поучает, и воспитывает. Ребенок для воспитателя - книга природы; читая ее, он созревает. Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с собой все те часы, когда он бодрствует. Я его лишь отгадываю. Поэтому я ошибаюсь: я оцениваю его рыночную стоимость и дефекты. Ленивый, недисциплинированный, капризный, врет, ворует - но этого мало. Каков его взгляд на себя, отношение к другим детям и к воспитателю; какой он приобрел опыт, на какие способен усилия и компромиссы? Сколько даст на-гора упорства? Нельзя относиться к детям свысока. Среди десятков детей всегда найдутся на редкость разумные, наблюдательные, способные к критике, настороженные, с односторонним опытом, ироничные, склонные к каверзам и мстительные. Группа, обсуждая, дискутируя, делясь и обмениваясь наблюдениями, будет знать воспитателя насквозь. И захочет сделать безвольным инструментом в своих руках. Использует все его недостатки и его нерешительность, слабости и изъяны. Не даст себя ни завлечь, ни обмануть. Подвергнет его суровому следствию, экзамену добросовестному и оценит справедливо. И либо доверится, либо отложит решение, либо замкнется, законспирируется, затаится, либо объявит открытую войну. Горе ему! Он увидит уже только «упрямство», «дурное влияние» отдельных детей, покушения на свой «авторитет», поступки назло, в отместку. Не услышит никаких замечаний о своих распоряжениях и о себе, никакого «вы ошибаетесь - вы не правы». А это голос совести для доброй воли воспитателя. Бывает, что ты сразу попадаешь в атмосферу враждебного недоверия, если твой предшественник - тиран или размазня - ожесточил, разъярил детей. Здесь повредит и сухой приказ, и наивное нравоучение.

Надо вооружиться терпением и переждать. Завоевать действиями.

Дети вознаграждают воспитателя, но они и отчитывают, и наказывают; мирятся, забывают или сознательно прощают - и мстят. Станут травить, высмеют, нарушат покой, взбунтуют вспыльчивого или подставят глупенького (потому так часто страдает невинный). Упорно добиваются: будь образцом. Согласно с главным постулатом педагогики: покажи пример. Не слова, а дела. Перед воспитателем встает дилемма: и он или вступает в тяжелую, трудную борьбу, которой и конца не видно, со своим несовершенством, или - это удобнее - предает теорию анафеме. Итак: книги врут, авторитеты - мошенники. Жизнь - не письменный стол ученого. Диплом дал мне права. Я уже теперь сам, своими силами. Потому что: может быть, это и хорошо, но не у нас. Может быть, в других условиях. Может быть, другие дети. Мои же - это банда, шайка, сброд (скоты!). Нужно с ними круто. Следовательно - запреты и ограничения. Полная изоляция собственной жизни от их жизни и переживаний. Только б был порядок. Порядок должен быть - железный регламент! Уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребенке, защитник юных, маленьких и слабых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристрастный прокурор, ключник, палач. Уже не воспитатель, а интендант - управляющий зданием, канализацией, инвентарем, канцелярией, учетчик штанов и башмаков. Я не недооцениваю администрации, это было бы непростительной ошибкой. Управлять педантично, четко, чтобы не промотать. Res sacra{4}. И дети должны понимать и чувствовать, что ты это для них в поте лица своего добываешь и экономишь. Ты только тогда вправе наказать как администратор, когда как воспитатель потворствуешь. Если воспитатель потеряет контакт с детьми, признавая только фаворитов, заушников и доверенных слуг, потому что ему так удобнее, разве он возьмет на себя труд заведовать добросовестно - стоит ли?! Разве он не заключит скорее союз с теми, кто захочет наживаться на бесправных, бессловесных, брошенных на произвол судьбы? Разве не станет он со временем - только сохраняя видимость добросовестного служащего - нечестным хозяином и человеком падшим? Только б полегче, подешевле, с наибольшей для себя выгодой. Амбарная книжка и плетка. И фраза: я закаливаю детей и приучаю к дисциплине. Воспитываю будущих членов общества.

Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений ты поднимешься на высшую ступень понимания языка шепота, улыбки, взгляда, жеста - слез раскаяния или слез бессилия преступного ребенка.

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Воспитание лояльности «Секрет фирмы»N34 (120), СЕНТЯБРЬ 2005компания: «Босфор»сфера: производство пвх-оконпроблема: борьба с передачей заказов налевоСотрудники пятигорской компании «Босфор», выпускающей окна и двери из ПВХ, начали одновременно работать на конкурентов -

Из книги Азбука коммунизма автора Бухарин Николай Иванович

§ 79. Дошкольное воспитание В буржуазном обществе ребенок рассматривается, если не всецело, то, по крайней мере, в значительной степени, как собственность своих родителей. Когда родители говорят: «моя дочь, мой сын», это означает теперь не только наличие родственных

Из книги Душа армии автора Краснов Петр Николаевич

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии Чем выше идеалы, за которые борется армия, тем доблестнее ведет она себя на войне. Из примеров великих Русских полководцев, Петра и Суворова, из всего быта старой Императорской Армии мы видели, что

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

Воспитание офицера В современной армии с ее короткими сроками службы, с ее контингентами, составленными из людей самых различных убеждений, настроений и верований, в громадном большинстве с атрофированной верой в Бога и с неясным чувством любви к Родине, в этой армии, не

Из книги Литературная Газета 6411 (№ 15 2013) автора Литературная Газета

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Общественное воспитание складывается из воспитания: 1) общественных инстинктов, 2) общественного сознания и 3) общественных навыков.IС самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и

Из книги Литературная Газета 6416 (№ 21 2013) автора Литературная Газета

Из книги Налог на Родину [Очерки тучных времен] автора Губин Дмитрий Маркович

Девушка с ребёнком По улице шла девушка с ребёнком, волоча его за собой лицом вниз. - Девушка, вы бы его приподняли. – Да ему всё равно, он без сознания. А в сознании, бессовестный, не слушается. Приду домой, буду воспитывать... Скажите, как я вообще смотрюсь, он мне под

Из книги Бесцельно прожитые годы (20 лет российской демократии) автора Бояринцев Владимир Иванович

Воспитание чувств С бюджетом 10 млн. евро давно ожидаемый публикой фильм Николая Лебедева "Легенда № 17" о великом хоккеисте Валерии Харламове собрал в отечественном прокате 851 млн. руб. ($27,5 млн.). В 2007 году вышел фильм Ю. Королёва «Валерий Харламов. Дополнительное время» с

Из книги Литературная Газета 6470 (№ 27 2014) автора Литературная Газета

Воспитание чувств Нельзя унижать родителей на глазах детей: когда вырастут, они отомстят не обидчикам, а эпохе в целом Петербург, октябрь 2009-го, воскресенье, день, дождь, стынь, хлад и мрак (плюс ветр). Я иду вдоль Кронверкской протоки у Петропавловки, кутаясь в шарф в

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

ВОСПИТАНИЕ БЫДЛА Газета «Аргументы и факты» (№ 9, 2007) опубликовала статью под названием: «Россия на ложе разврата», где речь шла о том, что телевизионная политика угрожает семейным ценностям. Эта информационная война с народом за четыре прошедших года лишь

Из книги Америка и американцы автора Бухвальд Арт

Воспитание достоинства Харпер Ли. Убить пере­смешника. - М.: АСТ, 2014. – 412 с. – 7000 экз. Эта книга, конечно, давно стала классикой – и уже успела попасть в ту классику, что подвергается активной ревизии. В последние пятнадцать лет озабоченная общественность США ломает

Из книги Педагогическое наследие автора Корчак Януш

Из книги Россия. Еще не вечер автора Мухин Юрий Игнатьевич

ПОЛЁТ С РЕБЕНКОМ Из тяжелого испытания путешествие превращается в сплошное удовольствие, когда вы подымаетесь в воздух с малышом. Следует только заранее уведомить аэрокомпанню, чтобы она подготовила некоторые вещи, создающие ребенку удобства. Если ребенок очень мал,

Из книги Франция. Начни жить с удовольствием автора Волохова Анна Александровна

Из книги автора

Из книги автора

Французское воспитание Наряду с «китайским», «французское воспитание» сейчас в Америке модная тема. Считается, что французский ребенок ест все овощи, в том числе шпинат, фасоль и брокколи (ваш ест?), засыпает ровно в 8 часов вечера и никогда не перебивает взрослых.

Муртазаева Аревик
Эссе «Великое искусство воспитателя - воспитание детей»

«Великое искусство воспитателя - воспитание детей » !

«Человек, который посвятил свою жизнь развитию

и становлению личности ребенка в первую

очередь должен быть творцом, созидателем,

наставником и другом. И тогда ребенок сможет

сотворить свой неповторимый мир».

С. Могилевский.

Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас. Как найти свое, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остается загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по- разному…

Почему я выбрала профессию «воспитатель » ? Попробую ответить на этот вопрос. Я росла веселой, доброй, отзывчивой и ответственной девочкой. Меня переполняла гордость, что мама доверяла мне важные дела. Мне это очень нравилось, я чувствовала себя значимой, взрослой, понимала, что моя помощь необходима маме. Ведь мама самый родной, любимый человек для любого ребенка. И сейчас будучи взрослой, я стараюсь быть для детей другом , к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель .

Воспитатель – это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя , когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло всего своего сердца. Я стараюсь относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела бы, чтобы окружающие относились к моим детям. Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Мне всегда хотелось научить детей тому , что умею сама, дать им хотя бы частичку тех знаний и умений, которыми владею я. Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, имеющие свои рассуждения, умозаключения. У каждого ребёнка свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, кто из них талантливый

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко» Курского муниципального района Ставропольского края

художник, а кто пытливый наблюдатель. Моя цель – воспитать и развивать в детях их способности не смотря на то, что они все такие разные.

Придя в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Поэтому в этой стране живут только самые–самые терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. А прежняя моя профессия в СРЦН «Надежда» дала мне много полезного и научила терпимости и пониманию проблем детей . В своей работе я планирую, день так, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях : он для детей и учитель , который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей . Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством, цветоводством, овладеть актерским делом, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно – чем больше воспитатель знает и умеет , тем легче и интереснее ему работать с детьми. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой , в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша.

Я – неординарный, разнообразный и творческий человек. Поэтому своё педагогическое кредо я не могу выразить одной фразой, а постараюсь изложить при помощи тезисов, на которые я опираюсь в повседневной жизни :

Подходить к любой работе творчески, привносить в образовательную деятельность что-то инновационное;

Детям должно быть интересно, комфортно и весело;

Вокруг тебя должно быть всё красиво, эстетично и современно;

Будь интересна детям, которые тебя окружают, будь нужной детям.

Талант воспитания , широкое знание жизни – эти качества должны быть присуще каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей , родителей и коллег. Мне природа подарила

хорошую интуицию в том, что касается психологии : способность поставить себя на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в выстраивании отношений с детьми. Каждый думающий, творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь осознавать свои ошибки.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я очень люблю свою работу, и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины . Ведь главное качество женщины - материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

«Что значить быть воспитателем детского сада Для меня – это значит быть :

В - внимательной

О - ответственной

С - справедливой

П - правдивой

И - искренней

Т - толерантный

А – артистичной

Т - трудолюбивой

Е - еще доброжелательной

Л – любящей

Ь - мягкой.

Искусство быть воспитателем в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство .

Моя профессия – воспитатель детского сада . Свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия : «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием «Детский сад» .

Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность , интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. Поэтому своё эссе я хочу закончить словами К. Д. Ушинского : «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя , потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только «личность» может действительно действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер».

Еще все живо, еще тысячи людей могут сказать: «Я учился у Сухомлинского», «А ведь я знал Сухомлинского», «Я переписывался с Сухомлинским», еще в сознании нашем не полностью совершился тот поворот, который необходим, чтобы мы поняли и признали значительность человека, не сразу показавшегося нам выдающимся, чтобы слова его, даже самые простые, такие, какие вроде бы может сказать каждый, приобрели для нас особый вес и заставляли задумываться.

Еще несколько лет назад книги Сухомлинского выпускали тиражом в 9-10 тысяч экземпляров. Сегодня не хватает и стотысячного тиража. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье ученого-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил...», «А вы читали Сухомлинского?»

Сухомлинского читают все больше и больше, популярность его неуклонно растет. Но многие очень важные книги Сухомлинского выходили 10-15 лет назад и с тех пор не переиздавались. Статьи его рассыпаны по журналам и газетам.

Нет сомнения, сочинения Сухомлинского будут переиздаваться, и тогда педагогические взгляды его предстанут перед нами во всей своей полноте. И все же, думается, есть нужда и в книге такого рода, как этот сборник. Ее цель - помочь читателю войти в круг идей выдающегося нашего педагога. Для этого и собраны здесь выдержки из главных работ Сухомлинского- по страничке, по абзацу, по строчке... При таком отборе неминуемо нарушаются логические связи между двумя соседними абзацами, и читателю самому придется восстанавливать их.

Пробелы между выдержками - как паузы для обдумывания.

Однако общую логику Сухомлинского мы старались не только сохранить, но и подчеркнуть. Этой цели и служат вступления, предпосланные каждой главе. В них рассказывается о жизни Сухомлинского и в то же время делается попытка хотя бы в общих чертах раскрыть значение высказываний, собранных в соответствующей главе.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года неподалеку от Павлыша (это на Украине, под Кременчугом), в селе Омельник; умер он 2 сентября 1970 года - в самом начале нового учебного года. Последняя его работа - годовой план школы на новый учебный год; последние его ученики - шестилетки, с которыми он занимался в созданной им «Школе радости»; последняя его прижизненная статья -в «Правде». Она была опубликована за день до смерти.

Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Старший брат, Иван Александрович, начал работать первым; он был заведующим районе. Нарком просвещения А. С. Бубнов прислал ему в подарок за хорошую работу библиотечку; по еще раньше в доме Сухомлинских был сундучок с книгами, доставшийся от деда со стороны матери.

Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. На дорогу она испекла ему несколько лепешек из картофеля и отрубей и дала два стакана жареной сои. С осени 1933 года пришел хлеб нового урожая. Позже Сухомлинский писал: «Не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину, испеченную из нового зерна. Привез передачу дедушка Матвей, извозчик сельского потребительского общества, еженедельно приезжавший в город за солью и керосином. Хлебина была в полотняной торбе - мягкая, душистая, с хрустящей корочкой...»

Потом дедушка Матвей привозил 16-летнему студенту по хлебу каждую неделю; институтские же талоны на обед, случалось, обменивались на билеты в театр: «Продашь обед - смотришь Островского».

Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт...

На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года; в 1935 году, 17 лет от роду, он стал учителем начальной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и кончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского.

Но «каждому из нас, мужчин, надо твердо помнить: у меня две специальности: первая - то ли учитель, то ли агроном, инженер... а вторая у всех одна и та же - защитник Родины». Сначала ушел в армию старший брат, Иван Александрович. Он служил в Туркменистане, на границе. Следом призвали Сергея Александровича. Он участвовал в финской вой­не. Василия Александровича призвали последним. Он попал в Москву в политучилище и, когда началась Отечественная война, пошел на фронт политруком.

Рассказать о том, что пережил и перенес Василий Александрович в годы войны, почти невозможно - он очень мало писал об этом времени своей жизни. Надо сказать, он вообще никогда не писал о своих трудностях и о том, как их преодолевал. Можно подумать, что все ему давалось легко и просто, все выходило само собой. Но надо понять, что перед нами характер необыкновенный. Сухомлинский не рассказывал о своих трудностях потому, что привык справляться с ними сам и терпеть не мог говорить о них вслух,- видимо, ему казалось, что это может быть воспринято как жалоба. Он никогда не старался привлечь внимания к себе как к человеку. Он просто работал. Когда Сухомлинский почувствовал себя тяжело больным, то прежде всего попросил не говорить в учительской о болезнях.

Однажды у одной учительницы случилась беда: муж попал в автомобильную катастрофу. Сухомлинский сделал все возможное, чтобы помочь семье. Но говорить о бедах, болезнях, несчастьях он не любил.

Учителя рассказывают, бывало так: Василий Александрович ведет разговор в своем кабинете, разбирает урок и вдруг побледнеет, схватится за сердце и выйдет из кабинета. Несколько минут спустя возвращается.

Что с вами, Василий Александрович? - спросят его.

Молчите, молчите,- только и ответит Сухомлинский и продолжает деловой разговор.

Никто в школе не знал, что он смертельно болен...

На фронте Василий Александрович был тяжело ранен. Осколки снаряда остались в его груди навсегда. Когда вышел из Увинского госпиталя (это в Удмуртии), он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Его назначили директором средней школы в Уве. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районе.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился назад, в школу. Просьбу его удовлетворили, и так Василий Александрович Сухомлинский занял один из самых высоких педагогических постов в нашей стране - пост директора Павлышской средней школы. В то время это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны; знаменитой ее сделал Сухомлинский.

«Каждый ребенок был миром - совершенно особым, уникальным»,- записывает Сухомлинский слова, которые мы все не раз слыхали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребенок - совершенно особый, уникальный мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Как легко повторять их с кафедры и как трудно познать эту истину и принять ее для живого, сиюминутного поступка! Но только человек, для которого каждый ребенок действительно уникальный мир, только такой человек способен установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний»,- пишет Сухомлинский.

И чем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами.

Все стороны воспитания - идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое - для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребенка. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности,- пишет Сухомлинский.- Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство - цель коммунистического воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек».

Известную мысль А. С. Макаренко о том, что в воспитании не может быть «уединенного средства», т. е. что нельзя все задачи воспитания решить одним средством, Сухомлинский развивает, показывая, что не только нельзя пользоваться одним средством, но нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустите что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия, упустите что-нибудь одно, и вы не решите никакой другой задачи.

Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

Школа в Павлыше. Неказистое здание, построенное еще до революции за счет земства; маленькие домики, выстроенные в основном учителями и учениками: узенькие коридорчики, разошедшиеся дощатые полы, небольшие классы.

В общем, не дворец.

И все-таки дворец, настоящий дворец, если под этим словом понимать нечто волшебно-счастливое, а не просто пышное.

Дворец, потому что здесь есть все для детской радости: для радости труда, для радости учения, для радости встретиться со сказкой, сидеть за рулем настоящей машины, убирать свою полоску хлеба, пробовать свой виноград, любоваться чистотой и красотой усадьбы... «У нас летом ни одного бурьянчика вокруг школы не растет, все шелковистое»,- говорят дети.

Павлышская средняя - это и Дворец пионеров, и станция юных техников, и станция юных натуралистов, и детская спортивная школа, и музыкальная школа, и детская библиотека, и детский театр - все детские учреждения, собранные вместе за одним невысоким заборчиком.

Воспитывать на уроках, и только на уроках, невозможно. Так считает Сухомлинский. Воспитатель должен встречаться с учеником и вне класса. Где? Поход и школьный вечер - вот обычные нечастые контакты учителя и ученика. В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укре­пилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие за­претов и наказаний, не станет списывать. Надо дать ребенку чувство гордости, достоинства, разбудить в нем совесть, чуткость к слову учителя. А для этого надо привести ребенка в Комнату сказок, в музыкаль­ную комнату, в библиотеку, в мастерскую, на опытную делянку...

И главное, надо дать ребенку прекрасных воспита­телей.

Часто спрашивают: «Где Сухомлинский нашел таких учителей, как в Павлышской средней?»

Сухомлинский увидел их в обычных учителях, он их вырастил, он воспитал их.

Впрочем, точно так же можно было бы сказать, что павлышские учителя вырастили Сухомлинского, передали ему свой опыт, поддержали его, помогли ему. Все достижения Павлышской школы явились результатом совместных усилий лучших ее учителей, и многие книги Сухомлинского целиком посвящены описанию их опыта. О себе как учителе и воспитателе, о своем опыте он стал писать примерно после тридцати лет работы.

Нет никаких чудес. Точно так же, как все материальное богатство школы было создано руками учителей и учеников, точно так же и коллектив Павлышской школы создан не особым отбором особо одаренных воспитателей и педагогов, а трудом Сухомлинского и его умением объединять и воодушевлять своих сотрудников.

Установить единые педагогические требования - это одно, такие требования разрабатывались и в Павлыше. Но выработать единые педагогические убеждения- куда более сложная работа. Сухомлинский взялся за нее, отдавал ей большую часть своих сил и добился успеха.

Иногда кажется, что силы его были неисчерпаемы, а запас времени - вдвое или втрое больше, чем у любого человека. О какой бы стороне школьного дела ни заходила речь, всегда видим мы полную отдачу сил, словно эта часть работы - единственная, словно никаких других забот у Сухомлинского не было. Когда разговариваешь с учителями Павлышской школы, то создается впечатление, будто Сухомлинский вообще больше ничем не занимался - только учил учителей. Если он идет на уроки, то на 10-15 уроков подряд, не иначе, и разбирает сначала каждый урок, потом всю «систему уроков» вместе. Если начинает учить молодого учителя, то посещает и разбирает его уроки, составляет для него задания, дает ему - одному! - собственные открытые уроки, готовясь к ним так же, как если бы он ждал сорок учителей, и делает это не год, не два, не три - в течение шести - восьми лет! Если Сухомлинский разговаривает с учителем, то не торопясь, иногда часами; а если берется руководить научной работой учителей, то почти все учителя оказываются авторами научных статей... Да еще в школе издается рукописный журнал педагогических работ учителей, и он его редактор.

Но ведь точно с такой же кропотливостью, серьезностью и абсолютной требовательностью к самому себе он воспитывал класс, создавал и вел все сложное школьное хозяйство, давал уроки, писал книги и статьи, работал с родителями...

И вот один старый павлышский учитель (32 года стажа) задумчиво произносит:

Я на каждый урок иду с удовольствием...

А что еще надо? Просто, чтобы все учителя шли на урок с удовольствием.

«Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку - моему учени­ку...» - пишет Сухомлинский.

Книга педагога - книга судеб. Откроем ее.

Часто цитируют крылатую фразу Наполеона: “Мой сын не смог бы заменить меня. Я сам бы не мог заменить себя, я порождение обстоятельств”. Красиво. Но не верно. Фраза материалистическая, но в духе старого, метафизического, созерцательного, наивного, примитивного материализма, непонимающего роли и места практики в диалектическом понимании последней.

Третий тезис Маркса “О Фейербахе” ставит все на свои места. “Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что сам воспитатель должен быть воспитан… Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика” .

Как видим, не продуктом обстоятельств и воспитания является человек (человек ничего не получает человеческого непосредственно от природы, а должен все сделать сам), не продуктом среды, естественной и даже общественной, и окружающих условий, а продуктом изменения обстоятельств, условий и т.д. Изменения под воздействием человека, его активного, целенаправленного действия. Животные приспосабливаются, приспосабливают себя к окружающей среде и ее естественным изменениям, и таким образом разрешают противоречие организм–среда, которое является внутренним, движущим. Человек же не себя приспосабливает к среде, а активно изменяет среду под себя. В этом его отличие от организмов, которые изменяют свое биологическое строение (например, вода ушла – нужно переходить на атмосферный, более концентрированный кислород, для чего жабры уже более не годятся; наоборот, вода пришла – лапы превратились в ласты) и выживают таким образом или погибают. Если не перестроился организм, то он исчезает. Естественный отбор.

Человек, если похолодало, изменился климат, не отращивает “шерсть”, а строит жилище и создает микроклимат для сохранения человеческих температурных параметров. Делает одежду, пищу, которые не просто собирает, а производит (совместно с другими). С этого момента определяющим становится не способ приспособления путем изменения биологии человека, а способ делания, способ производства вещей, которых нет в природе, производство орудий производства, которые он ставит между собой и природой, и изменяет среду, преобразовывает ее, изменяет общественные обстоятельства. И внутренним движущим, развивающим теперь является противоречие способа производства (между производительными силами и производственными отношениями). Кстати, измененные, изменяемые обстоятельства и естественные вещи в результате революционно-практического изменения человеком, его рукой по целеполаганию и воле человека становятся предметами человеческой культуры, очеловеченными, общественными. Орудия, посредством которых он производит изменение по человеческому типу, превращают сделанные вещи в общественное выражение воли человека и вместе с этим люди становятся, в отличие от животных, общественной сущностью.

В человеческой практике “человек не теряет самого себя в своем предмете лишь в случае, если этот предмет становится для него человеческим предметом или опредмеченным человеком. Это возможно лишь тогда, когда этот предмет становится для него общественным предметом, сам он становится для себя общественным существом, а общество становится сущностью в этом предмете” .

Но вернемся к Наполеону. Вот уж кому не занимать активнодействия по изменению обстоятельств, так это ему. Уже в самом начале младший офицерский чин, выкатив пушки, поставил их поперек улицы, по которой двигалась густая толпа демонстрантов, и обрушил залпы прямой наводкой. Эта новизна была оценена рвущейся к власти буржуазией. На инициатора посыпались награды и звания. Но когда эта активность стала представлять опасность для самой буржуазии, то его быстренько направили проявлять активность по изменению обстоятельств на внешний театр действий – завоевывать соседние страны.

Когда говорится (в третьем тезисе), что воспитатель должен быть воспитан, то имеется в виду не “обстоятельства”, которым приписана роль воспитателя, когда они-де выступают порождением сущности человека, тогда как, в самом деле, дело в изменении , (в воспитании) этого “воспитателя”, в изменении критически-практическом. Все дело – в деле. И причем в деле революционно-практическом с позиций субъекта исторического действия, общественного класса, который в данный момент является выразителем интереса объективного саморазвития необходимости обобществившегося человечества. (Наполеон как раз своими действиями выражал интересы нарождающейся, рвущейся к власти буржуазии. Когда он изменил этой линии и подался в императоры, начался его личный упадок.)

Именно это имел в виду Маркс, когда обвинил старый материализм в созерцательности и не субъективности. Для старого материализма субъект – это индивид. Для диалектического материализма субъект – это общественная сила, класс, выражающий в своем движении (развитии) объективную необходимость, тенденцию развития обобществившегося человечества. А индивид лишь постольку, поскольку встает на позиции этой общественной силы и действует преобразовательно-критически – практически в ее пользу и в классовых интересах этих сил. “Абстрактный индивид в действительности принадлежит к определенной форме общества” .

Понятна в этом плане ущербность афоризма Декарта: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Если его перевернуть на материалистический лад, то он должен звучать примерно так: “Я действую революционно-практически-критически по революционно-практической переделке мира с позиций революционного класса по его интересам и в его составе, следовательно, я существую”. (Собственно, речь уже не просто о существовании , а о сущности (сущностновании) человека. То, что зовется образованием – это образование (производство) человека. А в этом деле главное – не нагнетание многознания, информации под черепную коробку, а практика преобразовательная и активное участие в ней формируемого формирующего.)

Все разумное – действительно, все необходимое действительное – разумно.