Когда начинать приучать к горшку мальчика. О дневных и ночных высаживаниях. Медицинские проблемы: когда нужно обратиться к врачу

Сейчас, когда подавляющее большинство родителей с рождения надевают на кроху одноразовые подгузники, вопрос о приучении ребенка к горшку отходит на второй план. Но когда-нибудь это все равно придется делать. Сколько совершенно полярных мнений можно услышать о том, в каком возрасте и каким именно способом следует знакомить ребенка с данным предметом! Причем актуальны эти дебаты как среди родителей, так и среди специалистов — педиатров, психологов, педагогов.

Наиболее распространены три точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства , которые призывают "высаживать" малыша над какой-либо емкостью буквально с первых недель и даже дней его жизни.

Вторая обычно пропагандируется представителями старшего поколения: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть (то есть примерно в 7-8 месяцев). В таком случае, по их мнению, к полутора годам у крохи уже сформируется стойкий навык пользования горшком по назначению.

Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров, и сводится она к тому, что начинать процесс следует в том возрасте, когда у младенца формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в 1,5-2 года). Практически все специалисты сходятся во мнении, что не стоит пытаться приучить ребенка к горшку до года. Скорее всего, родители попусту потратят силы и нервы, а если переусердствовать, то у малыша может выработаться неприязненное отношение к горшку, и впоследствии его будет еще сложнее отучить пачкать штанишки.

Не стоит забывать, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития малыша) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка . При наступлении благоприятного момента мама с папой могут начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. Впрочем, процесс этот можно и ускорить, только не насильственно, а мягко и естественно. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.

Какой горшок выбрать

Итак, с возрастом все более-менее понятно — это интервал приблизительно от года до 3 лет. А с чего же начать это непростое как для родителей, так и для малыша дело? Для начала нужно, собственно, купить горшок . Выбор такого необходимого каждому ребенку предмета — дело довольно ответственное: ведь от этого зависит львиная доля успеха.

В первую очередь детский горшок должен быть удобным . Если кроха будет чувствовать себя неуютно и некомфортно, желания освоить все премудрости туалета у него не возникнет. Кроме того, горшок должен быть функциональным . Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные модели, которые отличаются формой, цветом, дизайном. Есть даже музыкальные горшки. И кажется, что среди этого разнообразия очень непросто выбрать именно тот, что подойдет конкретному ребенку.

На самом деле для первого знакомства лучше всего приобрести обычный пластиковый горшок . Для девочки он может быть круглой формы. Для мальчика предпочтителен тот, который имеет впереди специальную перегородку, возвышающийся выступ: это позволит избежать неприятностей и избавит от мокрых пятен на полу.

Находиться горшок должен в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, для чего он нужен.

Начинаем действовать

Если малыш ранее не знал, что такое одноразовый подгузник, то научиться ходить на горшок ему будет гораздо легче. С детьми, родители которых пользовались памперсами, дело обстоит несколько сложнее. В течение некоторого времени придется постоянно вытирать пол, так как казусы в процессе обучения неизбежны. Вот несколько советов :

  • действуйте системно, а не от случая к случаю; откажитесь от подгузников; не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть, как происходит "процесс";
  • ставьте горшок на видное место;
  • наблюдайте за ребенком: перед тем, как пописать или покакать, он может притихнуть, затаиться, напрягаться, краснеть, тужиться, уединиться в выбранном им самим месте;
  • надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять;
  • приучайте к горшку в теплое время года;
  • не заставляйте сидеть на горшке; если ребенок не хочет, выгибается, кричит, процесс обучения теряет смысл: расстроенный кроха ничего не усвоит;
  • обязательно высаживайте на горшок после сна и после еды, а также перед прогулкой и после нее;
  • ласково хвалите, если все получилось, как надо, но не переусердствуйте: не стоит встречать каждую удачную попытку бурными аплодисментами — лучше подчеркивать, как хорошо ходить в сухих и чистых штанишках;
  • не начинайте процесс обучения, если ребенок болен или капризничает;
  • на прогулке периодически предлагайте малышу сходить "в кустики" (если вы далеко от дома), берите с собой запасную одежду.

Причины неудач при приучении к горшку

Неудачи могут возникнуть в нескольких случаях. Если у ребенка режутся зубки , он испытывает дискомфорт, тогда очень сложно сосредоточиться на иных своих ощущениях. Также не забывайте про кризис одного года , когда маленький человечек бурно протестует против практически любых действий взрослых. Кроме того, малыш может быть слишком увлечен игрой и не замечать, что его мочевой пузырь переполнен. Поэтому возникает "авария". Ругать за это нельзя, так как кроха еще не способен полностью контролировать свое тело.

Каждый ребенок индивидуален, и развитие навыков у всех происходит по-своему и в свое время. Поэтому и к горшку одни приучаются раньше, другие — позже. Это совершенно не означает, что дети, освоившие этот предмет в более старшем возрасте, менее сообразительны, усидчивы или хуже других. Более того, часто бывает, что дети, быстрее других приучившиеся к горшку, вдруг начинают протестовать и наотрез отказываются садиться на него.


Очевидно, что сам процесс приучения к горшку зависит от нескольких факторов. Девочки по своей природе более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше. Немалую роль играет и характер . Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте. Такие дети часто "заигрываются", не добегают до туалета и ходят в мокрых штанишках, даже научившись пользоваться горшком.

Когда обращаться к врачу

Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда многократные "пописы" превращаются в болезнь. Однако если родители заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем, или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии . Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы : врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью — после 5-летнего), желательно обратиться к врачу.

Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша. Обследование необходимо начать с уролога , который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяющий исключить такие заболевания, как фимоз, баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущение яичка (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу .

Также уролог назначит стандартные обследования: общий анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря с определением количества остаточной мочи. Если в результате урологическая патология не обнаружится, необходимо будет показать ребенка детскому неврологу .

Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно все дети учатся этому. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс.

Обсуждение

Дополнение. Не забывайте, что раннее высаживание на горшок нашими родителями было обусловлено потребностью отдавать деток в сад. Дикретный отпуск был только год и к этому времени ребенок должен был многое уметь..... Нам легче конечно сейчас во многих вопросах.

10.01.2019 16:40:59, Deyca

Не согласна с Ланой Дьюран. Речь не идет о лени. Малышу все равно, во сколько он сел на горшок и научился читать и т.д. Ваша псевдоактивность выражается в любви к самой себе в первую очередь, посмотрите мол,какая я классная мама. Не спешите жить. Гораздо важнее в это время дарить ребенку любовь и общение, а не прыгать с ним нам горшком. На мой взгляд мамы активно пытающиеся научить ребенка всему первее, чем другие это горе-мамы, и дети у них не вырастут счастливыми. Если вы уж такая НЕ ЛЕНИВАЯ, потрудитесь немного почитать психологию развития малышей. Первого я приучила к 1,5 годам, тогда он хоть имел понимание, что от него хотят, ранние попытки ни к чему не привели. Я не портила нервы ни ребенку ни себе.

10.01.2019 16:31:32, Deyca

Прошу прощения за описки(ошибки)..перечитала и ужаснулась..тлф начудил при пересылке и я не увидела..

09.09.2018 21:34:38, Лана Дьюран

Мне не сложно было приучать своих детей к горшку. И никаких нервов. И всё всегда успевала и для семьи и ухаживать за собой. С 3 месяцев начинала. Часто. Приговария:" пись-пись.." Примерно, каждые 40 мин. Кроме сна,конечно. В 4 месяца ребенок плакал, дергал ножками, но пеленки оставались сухими,пока не возьмешь на руки,приговария:" пись-пись-пис.." Конечно, через " раз".. Но.. к 7 месяцам моя работа не осталась без успехов. Сухое белье. Как только ребенок хотел на горшок, начинал " сигнализировать".Врачи всегда были приятно удивлены. Всё дело в ленивых родителях.
К слову сказать, в 3 года умели читать..когда многие дети еще писали и.....в штаны. У проблемных родителей-проблемные дети. И ленивых.. всегда найдутся отговорки. Главное- умение и подход. Никто никого не неволил и не заставлял. Всё в игровом плане. К сожалению, наше население составляет 90% наследия крепостного крестьянства-ленивого и невежественного во всех вопросах,как и его предки. В современном цивилизованном мире они всё на том же уровне развития. НЕдоразвития своем. И всё им лениво.

09.09.2018 21:29:27, Лана Дьюран

У меня двоя детей,дочь ей сейчас 21 год и сын, ему 1.9. Дочь у меня росла без памперсов, раньше такого выбора как сейчас не было, по этому экономили памперсы на прогулку и поход к врачу. Писькала её с рождения над тазиком,села на горшок в 6 месяцев,и в садик пошли без проблем в 1,5 сама брала горшок когда ей надо было, даже сама выливала за собой,Сыну моему год и 9месяцев, посадишь,сядет, сделает свои дела,но если заиграется и сама не посажу,сделает в штаны. Писять садиться на горшок а какать проситься когда уже накакает и я не могу поймать этот момент,что бы посадить какать на горшок.Если у кого были такие проблеммы,подскажите как вы с ними справились.

04.06.2018 21:40:59, Оксана

Я начала приучать дочку к горшку в полтора года, научилась она ходить на горшок примерно за месяц. И честно говоря, я не вижу смысла приучать ребёнка до того момента, когда он не научится хоть немного контролировать этот процесс...

Говорят, что наоборот не надо вот так увлекать ребенка на горшке. Вот мою дочку бабушки садили на горшок вместе с бубликами!!! Ну, представьте сидит моя кроха, писает и жует бублик)))

Всех детей на горшок высаживала когда начнут нормлаьно сидеть- то есть месяцев в 7-8. Младшая и раньше вполне доступно звуками давала понять когда ей хочется по большому. Утром сажаю сразу после пробуждения-свои делишки делает. И если вижу что памперс довольно долго сухой-после прогулки или дневного сна то тоже высаживаю. Мне кажется как раз с ходящим и ползающим ребенком сложней уже-они норовят удрать, иногда перевернул горшолк в содержимым. Что касается выбора горшка, со старшим экспериментировали с разными, они и сейчас в запасе. Но самым удобным для дома оказался седельный, а в поездку берем классический горшок с крышкой

Комментировать статью "Как приучить к горшку мальчика и девочку. Когда начинать?"

Приучение алалика к горшку. Всем привет! Вроде, кое-как, определилась я с диагнозом ребенкиным, поэтому теперь пишу алалик, а не аутист)) хотя, огромной разницы не вижу..

Обсуждение

Мой бывший алалик тоже в туалет стал ходить поздно сам. писаться к годам 3.5 перестал - летом он ходил 2 месяца без трусов и как собачка - где хочу пописаю. Сначала научился выбегать на улицу, потом - отходить от крыльца. У концу лета мог уже штаны снять и выйти на улицу (бывало, штаны снимет дома и без них идет на улицу). К сентябрю проблему решили

По большому было сложнее- он делал свое дело строго в памперс и стоя.
В штаны брезговал, ныл, когда нежданчик.. Без памерса не какал, терпел (одни раз трое суток).

Выход нашли жесткий, но действенный. А именно -убрали памперс, дали сильное слабительное.
В первый раз в штаны, был жутко расстроен, вопил. переодела не сразу
Во второй раз снял штаны и сделал дело на пол, вляпался, вопил (помыла не сразу)
В третий раз сел на горшок и с тех пор только на горшок. "Не упустил" ни разу

Не уверена, что у алаликов все дело в отсуствии контроля за телом. Я бы сказала - привычка к ритуалам. Ребенок меняет ритуал - и все получается

приучить к горшку по большом или по маленькому? по маленькому помогло расставить по всему дому пластиковые стаканчики и подставлять каждые полчаса - потом каждые минут сорок и так далее Ребенок так привык постоянно писать не в трусы - что научился в итоге это делать сам С покаками - смогли решить только занявшись телом С кинезиотерапевтом и врачом тибетской медицины

Раздел: Воспитание (как в детдоме приучают к горшку). приучить к горшку после детдома - реально? Ситуация - мальчику 2.2 года, дома 4 месяца.

Обсуждение

Господи, зачем вы ребенка-то взяли, если у вас на памперсы не хватает??? В норме, когда ребенок готов, он сам идет и писает в горшок. Все остальное - зарабатывать невроз себе и ребенку.

25.05.2015 23:31:04, мдааа

По моему тут технология одна:
1. Примерно понимать физиологически через какое время ребенок хочет на горшок. Это значит наблюдать пару тройку дней и фиксировать.
2. предлагать на горшок в это время
3. никаких памперсов
4. Терпение
И все получится!

как приучить ребёнка к горшку. Дети с особенностями развития, инвалидность, уход Как приучить ребенка к горшку? Приучение к горшку: после 2 лет, летом, без подгузника.

Обсуждение

Ура мы начали писать в горшок)))) правда не сидит а подходит к нему как к унитазу и начинает писать правда половина мимо))) но это все равно главное что начали, еще правда не контралирует себя когда штаны одеты,и на улице еще тоже может в штаны,но дома сам иногда ведет в туалет чтоб пописал
Спасибки Девчонки за советы)

По системе АВА. По ней в западном мире всехдетей приучают, не только аутистов.
Покупаете какое-то лакомство, которое ребенок очень любит, желательно непортящееся, чтобы можно было в шкафчик в ванной поместить. У нас, например, были какие-то шоколадные шарики небольшие.
Ребенка оставляете без памперса и даете очень много пить. Найдите какой-то стоппер, на мобильном телефоне может быть или секундомер какой-то со звуком.
Заводите секундомер на какое-то короткое время, скажем, каждые три минуты (или пять). Напоминаю, ребенку до этого давали очень много пить.
Как только звучит стоппер - сажаете его на горшок, помогаете ему характерынми звукми или включепнием воды. Если сделал, то хвалите бурно, говорите "какой ты молодец", "браво" или что там у вас дома принято, и даете заготовленную сладость.
Если не сделал, то поставьте стоппер на меньшее время, чтобы в следующий раз не пропустить. Вы скоро будете знать,на какое время поставить, чтобы не пропустить.
И так весь день напролет.
Моему неговорящему аутисту в 4 года хватила 2 дней. Он на второй день уже сам делал свои дела в горшок и сам требовал сладость. Ну, со временем, конечно,необходимость в сладости пропала.
Если ребенок очень любит что-то другое, то положительное подкрепление может быть и несъедобное. Выдавать, например, по крошечной игрушке, давать поиграть светящимся волчком и т.п.
Если ребенок даже садиться на горшок отказывается, то сначала по той же схеме приучить садиться. Сел - бурное одобрение с хлопаньем в ладоши, криками "какой ты молодец!" и выдачей "слонов".

16.08.2014 23:47:46, Miri

Неврология и приучение к горшку. Бытовые проблемы. Другие дети. К горшку приучаем с 10 мес. Были неврологические проблемы. Пока из последствий, что видны невооруженным...

Обсуждение

Мой абсолютной здоровый сын (т.т.т.), которому совсем скоро будет 3 года до сих пор на дневной и ночной сон в памперсе...
Где-то до 2-х лет горшок игнорировал, только какать ходил в горшок. В 2,4 все еще писал в штаны периодически.

Мне кажется, что у вашего старшего сына чисто психологическая проблема, а не неврологическая. Родился младший, появилась ревность, пусть и скрытая, желание того, чтобы мама и папа мне уделяли столько же времени, сколько и малышу. Как этого достичь? Увеличением мокрых штанишек. Такой регресс наблюдается практически у всех старших детишек, даже и без неврологических проблем.

Приучение к горшку. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Обсуждение

Рассказываю тему))) стоит у нас горшок в комнате на видном месте, но стоит так, для виду. Пару тройку недель назад САМ стал на него садиться, как на стульчик (в штанах), садится, посидит пару минут и встает. Поскольку сейчас ходит уже не всегда в памперсе, то я его периодически прошу посидеть на горшке (просто так). Знает, что такое горшок, если написает на пол, строго спрашиваю "где горшок? куда надо писать?" - тащит горшок. А вчера перед купанием, как обычно попросила его сесть на горшок, он сел, я ему "пись-пись", он написал туда чуть-чуть (я даже не ожидала) встал, схватил горшок и потащил в ванну (я его потом всегда мою, вот он и сообразил, что надо помыть). Причем я его абсолятно не приучаю к горшку - хочет, пожалуйста, не хочет *- не надо. Все по желаю, никто силком его на горшок не сажает. И вообще - я думаю, что еще рано нам, нго все равно очень рада этим успехам. Думаю, это дело трудоемкое и долгое, тут надо терпением запастись)) удачи вам)))

Не приучали. Она сама сообразила в районе 1,10-1,11, что надо все делать в горшок, с 2,1 дневной сон без памперса, 2 недели назад она отказалась от памперса на ночь и на прогулку. Я первые 2 дня пыталась ночью посадить ее на горшок, но получив в ответ от сонного ребенка "Мамочка я сплю, на горшок не хочу, я помню, тебя надо разбудить, если захочу", отстала от ребенка. Проколов не было. Сейчас на улице в состоянии гулять часа по 2.

Приучение к горшку. Аутизм. Другие дети. На горшок высаживали после еды с 8 мес., с разным результатом. В 1,9 сказал "не нядо" и подгузники вообще отменились, ему было жарко...

Обсуждение

Проблема и у нас с туалетом (сыну 3 года 7 мес), дома ходит со мной, если моя просьба и его желание совпали со временем, сам не просится, плюс в садик ходим в памперсах-трусах, что тоже не помагает. У меня где-то есть пару листиков с советами по этой проблеме, если интересно - я напечатую кратко. На сегодняшний момент мы решили подключить видео (к сожалению, у нас только один(!!) вариант продается с медведем) и карточки. Еще нам помогло "ключевое" слово. У нас это было слово "вниз" , в смысле куда писять, сыну слово почему-то запомнилось и он его повторял во время процесса (сори за побробности) и в туалет мы "летаем", как вертолетики или мчимся, как скорые паровозики. В общем, удачи вам! Да, я как-то видео смотрела об АВА, очень мама хвалила, как они помогли сыну с туалетными проблемами.

13.11.2003 17:50:51, Lena (uk)

Здравствуйте!
Я начала приучать своего сына к горшку с 2 лет. Начала с того, что просто сняла памперс и больше не одевала. Готовьтесь к тому, что процесс это длительный и растянется на несколько лет. Моему сыну сейчас 8 лет и окончательно и бесповоротно он стал пользоваться горшком (или туалетом)только между 7 и 8 годами. Теперь мы горя не знаем, а раньше было всё: полюбил в 5 лет писать около телевизора, мазал калом, брал его в руки! Приучать к горшку так же, как и обычного маленького ребенка (и животное, кстати), ни в коем случае не заставляя насильно, а то привьете стойкую неприязнь. За промахи только журить и показывать горшок, и повторять, что это надо делать туда. И полезно, чтобы ребенок видел свою струйку мочи, куда её направлять, как я прочитала в одном из пособий, "чтоб он понял, наконец, что происходит".
Что касается диеты для аутистов, я недавно получила из Германии подробную книгу о этой диете, но она на английском языке. Кто возьмется переводить? Марина.

Кстати, рано к чему-то приучить, не всегда есть хорошо. У меня куча примеров. и на своем опыте, и родных, и знакомых, ребенок может начать что-то рано делать. а потом уппсс..., что-то происходит и он категорически отказывается это делать. Почему, не знает никто. вопрос к детским прихологам, может чего и присоветуют. Вывод напрашивается сам, всему свое время. Повторюсь - ИМХО. 03.02.2001 02:33:12, Татьяна

А может, сразу на унитаз, "как взрослые". По идее, в таком возрасте этот процесс проходит быстрее и осознаннее:) Так что ничего страшного.

01.02.2001 11:41:34, ЛаМа

Подбор статей на тему «Когда стоит начинать приучать ребенка к горшку »

Доктор Комаровский.

Статья «Дорога к горшку»

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И, прежде всего, вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.


Успешность переучивания определяется тремя факторами:


- Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

- Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

- Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.


Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание . Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...

Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек -частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.


Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.


Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.


К таким признакам относятся:

- установление более или менее стабильного режима дефекации;

- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

- знание частей тела и названий предметов одежды;

- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

- демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».


* * *

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.


5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.


***

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко «поймает» этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время ПРИУЧАТЬ ребенка к ГОРШКУ. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. НО НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.


***

Единого правила тут нет. Все зависит от скорости развития малыша. Как правило, сдерживать позывы к дефекации и мочеиспусканию ребенок умеет уже к полутора годам, а к двум начинает контролировать процесс освобождения организма от отходов жизнедеятельности. Вот тогда-то и имеет смысл приучать его к горшку. Купите пластиковую яркую модель, можно в виде животного, растения, и поставьте ее в комнате на видном месте. Пусть ребенок привыкнет к новому объекту реальности.

Через неделю раз в день высаживайте ребенка на горшок в одежде. Если он ведет себя спокойно, явно не испытывает неудобств, сажайте его на горшок сразу после того, как он сходит в подгузник. Подгузник же кладите в горшок. Тем самым вы наглядно продемонстрируете его предназначение.

Осознанная потребность использования горшка сформируется у ребенка только к трем годам. До этого времени запаситесь терпением и ни в коем случае не ругайте малыша за то, что он намочил штаны.

Многие современные родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании малыша, как неспособность приучить ребенка к горшку . Вообще привыкание к горшку может стать очень сложным делом и для ребенка и для матери, особенно, если она очень резка и нетерпелива. Во-первых, нужно подождать, чтобы ребенок научился стабильно и уверенно сидеть. Во-вторых, необходимо определить, сколько раз в день и в какое время у ребенка стул. Ну и третье, пожалуй, самое главное, требуется оценить, готов ли ребенок сотрудничать с родителями в процессе привыкания к горшку. Если у вашего малыша стул не в одно и то же время, он обычно гримасой или голосом дает понять, что хочет облегчиться, этого бывает достаточно родителям, чтобы понять его намерения и успеть поднести горшок. Важно – ни в коем случае не принуждать ребенка. Родители должны лишь помочь малышу привыкнуть к горшку, когда он уже к этому готов. Только в этом случае все советы, как приучить ребенка к горшку, вам помогут.

Горшок следует выбирать из пластика, но не из метала, так как такой горшок холодный и вашему чаду будет неприятно сидеть на нем, это может отпугнуть ребенка. Горшок должен быть всегда чистым и теплым, ставить его лучше в детской, где и температура выше, чем скажем в прихожей.

Как быстро приучить ребенка к горшку

Быстро приучить ребенка к горшку обычно требуется в тех случаях, если малыша срочно нужно отдать в ясли или детский сад. Не торопите события. Ваша кроха научится ходить в туалет «по-взрослому», когда будет к этому готова. Процесс привыкания может занять от 3 до 6 месяцев и более. На этом этапе не усаживайте ребенка насильно, кроме протестов и агрессии с его стороны, вы ни чего не добьетесь. Не желает малыш сидеть на горшке – не настаивайте. В наше время, когда детишки с первых дней жизни «обмундированы» в подгузники, приучать к горшку нужно со снятия этого удобного современного приспособления днем, примерно до трех месяцев, до усаживания на горшок.

Если вы планируете в ближайшее время отдать ребенка в детский сад, то начните приучать его к горшку заранее.

Как правильно приучать ребенка к горшку

Во время привыкания малыша к горшку, только мягкий и ненавязчивый подход позволит вам приблизиться к победе. Если что то не получается на первом этапе, не нужно воспринимать это болезненно.

  • Знакомить кроху с горшком рекомендуется постепенно. Попробуйте делать это в игровой форме.
  • Приобретите удобный красивый, желательно яркой привлекательной расцветки, горшок – стульчик и время от времени усаживайте на него малыша.
  • При удачной попытке, обязательно похвалите ребенка.
  • Если процесс привыкания затягивается, не паникуйте и не нервничайте, ваше настроение передастся крохе, и это лишь усугубит положение.

Процесс снятия подгузника, как правило, вызывает у ребенка ассоциации – пописал – мокро, неприятно. Ругать за мокрые штанишки нельзя, можно лишь «удивиться» вместе с ребенком: ах, как мокро, кто это сделал? Если вы заметили изменение в поведении малыша, он показывает различные гримасы и пыхтит, показывая, что что-то не так, попробуйте посадить его на горшок, без нажима и давления.

Во сколько приучать ребенка к горшку

Вопрос, который беспокоит практически всех без исключения родителей. После года или с шести месяцев? Не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален, и подход к приучению к горшку к каждому разный. Для начала, ребенок должен начать осознавать ощущение наполненности мочевого пузыря и нужды справиться. Проявляться это начинает с 1.3-2 лет. Однако, ждать, что с этого возраста ваше чадо само побежит на горшок не стоит. Предварительно для этого ребенка нужно подготовить. Во всяком случае, малыш даст знать, когда будет готов.

Пожалуй, самым действенным вариантом приучения к горшку, является перенимание коллективного навыка. Происходит это, как правило, в детских садах. Там дети быстрее привыкают к хождению на горшок, как бы копируя друг друга.

Бывает, что дети, привыкшие к горшку (на что уходит по несколько месяцев), вдруг, перестают в одночасье пользоваться этим приспособлением. Ни в коем случае нельзя их обвинять или ругать, делают они это не из злого умысла. Причин такой перемены может быть несколько: отравление или понос, холодный горшок и прочие факторы, способствующие нежеланию ходить на горшок. Злость и давление на малыша не принесут пользы, теперь потребуется несколько недель или месяцев, чтобы восстановить эту привычку.

С ночным временем дело обстоит несколько иначе. Во сне детки могут писаться до 5 лет. Если вас это очень беспокоит, наденьте на ребенка на ночь подгузник. Если же у вас есть возможность уследить, когда ночью малыш захочет в туалет и сводить его (при условии, что потом он легко заснет), это просто замечательно.

Всем привет! Как здорово всех вас снова видеть! Ну что, начнём наше «заседание»? Нашу сегодняшнюю беседу хочется назвать именно так: тема-то важная и ответственная. Правда, пребывание своего сына в туалете я иногда тоже так называю, очень уж он любит там «позаседать». Теперь уже и не верится, что несколько лет я с трудом могла усадить его на горшок. И уговаривала, и приговаривала, и сказки сочиняла - а Ванька слушал внимательно, но и в ус не дул. Насидевшись, вставал и делал свои «дела» где-нибудь в уголке.

У вас тоже были с этим сложности? Или, может, только предстоит приучение? Тогда эта публикация непременно будет вам полезна. Прочтите до конца, а затем обязательно дополните своими замечаниями. Возможно, поделитесь своими «авторскими» приёмами. Вот и получится совместное, коллективное творчество. В этом вопросе без творчества никак. Приступим к сочинительству. Тема: «Как приучать ребёнка к горшку?».

Когда сажать на «трон»

Малыш уже уверенно сидит в своём стульчике для кормления, и вот вы отправляетесь в магазин за весьма важной покупкой - первым «мини-унитазом». Каких только нет в детских магазинах: и с погремушками, и в виде машинок, а иные напоминают настоящие королевские троны. Со спинками, крышками, мягкими сиденьями, музыкой и прочее. Это вам не холодные белые «кастрюльки» из советского детства, на которые садиться было неприятно.

Выбрали? Принесли домой, а малыш поиграл с ним, даже посидел немного, а затем потерял интерес. Такое часто бывает. Крохи поначалу воспринимают столь важный атрибут как обычную игрушку, которая через какое-то время надоедает. Не стоит огорчаться, а тем более ругать ребёнка. Поверьте, он непременно научится и вскоре порадует вас первыми «пи-пи», сделанными именно туда, куда требовалось.

Наберитесь терпения. Не стоит начинать приучать кроху слишком рано. Даже если он и будет ходить в горшок в возрасте 8-9 месяцев, то лишь на уровне рефлексов. Об осознанности говорить пока рано. А нам нужно, чтобы малыш именно понял, что к чему и для чего нужна эта интересная штука, похожая на стульчик с углублением.

Известный врач-педиатр Комаровский имеет своё мнение о том, с какого возраста высаживать ребёнка на горшок и как сделать это правильно, чтобы не отпугнуть, не травмировать, а, наоборот, заинтересовать процессом.

Купить сей важный предмет нужно заранее, ещё до того, как крохе исполнится годик. Пусть он займёт почётное место в детской, стоит на виду. Сейчас малыш с ним знакомится и постепенно привыкает. Когда наступит момент, он не испугается и спокойно на него усядется. Евгений Комаровский уверен, что раньше года высаживать карапуза на горшок не стоит. А вот в 1,5 года будет в самый раз.

Впрочем, всё индивидуально, возможно ваш сын или дочурка приучатся писать и какать в горшок уже в 1 год и 3 месяца. И такое возможно. А вот если какие-то подружки уверяют, что их ребёнок подружился с горшком уже в год, стоит задуматься, а какой ценой они этого добились. Не исключено, что за каждый «попис» в штанишки ругали и насильно сажали на горшок. Подумайте, стоит ли так травмировать неокрепшую детскую психику или лучше подождать.

Хвалить нельзя ругать

Не раз натыкалась в Интернете на «уникальные методики», как приучить малыша к горшку за 7 дней. Их даже продают за деньги. Милые мамы, уверяю, не стоит настолько ускорять процесс, который должен проходить поэтапно. Помните известную пословицу «Поспешишь - людей насмешишь». Так вот, чтобы не смешить, следуйте советам Комаровского. Он утверждает, что начать нужно с ознакомления.

Пусть кроха потрогает, повертит его в руках, запомнит, какого он цвета. Объясните, лучше в игровой форме, для чего нужен этот предмет. Можно посадить на него любимую игрушку ребёнка, для наглядности. Уже затем пробуйте высаживать малыша, не настаивайте, если он протестует, не желает снимать штанишки или, посидев несколько секунд, сразу вскакивает. День за днём, терпеливо и ласково снова предлагайте карапузу сесть: лучше это делать либо после сна, либо через полчаса после еды, тогда результат не заставит себя долго ждать.

И вот, у вас получилось! Малыш впервые сходил на горшок и даже сам удивился этому. Не забудьте похвалить, тогда в следующий раз, почувствовав позывы, он сам направится к нему, чтобы услышать мамино: «Ну какой ты молодец! Какая умничка» Чтобы высаживания стали системными, иногда спрашивайте своё чадо, не хочет ли он «пи-пи».

Примерно через 10 дней ребёнок постепенно адаптируется, и памперсы можно будет вовсе не надевать в дневные часы. Ночные «конфузы» будут случаться ещё довольно долго, и в 2 года, и даже в 4, малыши ещё не до конца умеют контролировать себя во сне.

Вообще при приучении нужно учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обычно родители сами понимают, когда кроха уже готов: он умеет сидеть и ходить, хорошо понимает «команды» родителей, не боится горшка и даже ему симпатизирует, когда памперс переполнен - выказывает своё недовольство, всё чаще пытается сам присесть на горшок.

Чего же вы ждёте? Скорей, помогите ему приобрести необходимый жизненный навык. Не ждите рекордно быстрого результата. Процесс этот довольно сложный для недавно родившегося человечка. Ни в коем случае не ругайтесь и не наказывайте за нежелание сидеть на горшке. Это только отобьёт у ребёнка всю охоту даже близко к пластмассовому «другу» подходить.

Правильный горшок - успеха залог

Забыла сказать о том, как правильно выбрать горшок.

  • Он может быть абсолютно любым в плане дизайна, хоть со стразами в виде трона, но он обязан быть удобным.
  • Устойчивость тоже очень важна. Малыш, наверняка, будет вертеться на нём, наклоняться за упавшей игрушкой.
  • При сидении ножки ребёнка должны стоять под прямым углом, колени могут лишь слегка возвышаться. В противном случае давление на диафрагму может вызвать такие неприятные последствия, как трещины прямой кишки и геморрой.
  • Лучше, если у «трона» будет удобная спинка.

Со временем, когда ребёнок подрастёт и приучится регулярно ходить на горшок, можно купить специальную детскую накладку на унитаз.

Во сколько лет это произойдёт, смотрите по ситуации. Не забывайте, что в этом деле главное последовательность, постепенность и регулярность. Если уж решили приучать малыша, будьте спокойны и терпеливы. Не бросайте начатое на полпути, только потому, что кроха протестует и ни в какую не желает сидеть.

Лучше наблюдайте: а вдруг ему просто неудобно и стоит купить другой горшок, который может понравиться ему с первого «присеста». Ещё один момент: не нужно резко отменять памперсы в связи с переходом на новый «уровень развития». Это вызовет стресс у ребёнка, да и специалисты утверждают, что современные подгузники ничуть не мешают приучению к горшку.

В любом аспекте воспитания необходима мягкость, плавность, отсутствие резких движений и слов. А результат непременно будет, пусть не скоро и не так просто, как вы ожидали, но ваши совместные с крохой старания принесут свои плоды. Заранее поздравляю вас «с облегчением», с очередной маленькой победой. Жду ваших историй и приучении к горшку ниже в комментариях. Пишите, теперь ваша очередь. Я тоже иногда хочу хоть недолго побыть читателем и критиком. До скорых встреч!

Ольга Гетта , психолог-исследователь, эксперт сайта «Помогатель.ру» .

Подходящее время: в каком возрасте приучать ребенка к горшку

Примерно до 1 года и 3 месяцев малыш еще не способен осознать и зафиксировать ощущение наполненности мочевого пузыря. Попытки приучить ребенка к горшку до этого возраста могут быть совершенно безуспешными. И это нормально!

Раньше. Конечно, есть родители, которым удалось приучить кроху к горшку в очень раннем возрасте – развитие детей индивидуально, возможно, для конкретного ребенка это было нормой. Но чаще всего малыш, приученный к горшку «раньше времени» (скажем, в 7 месяцев), делает это неосознанно, а это не очень правильно: ребенок позже может неожиданно «разучиться». Так что не стоит тратить время на поиск инструкции «Как ребенка приучить к горшку в год».

Позже. Бывает, что малыш уже достиг среднестатистического возраста, когда уже «пора» (1 год и 3 месяца), но пока еще по своему развитию не готов ходить на горшок. Не стоит сразу же бить тревогу: каждый человек уникален, и у ребенка свои индивидуальные этапы взросления. Иногда родителям просто надо подождать. Самое худшее, что могут сделать мама и папа, – это сверяться с какими-то таблицами, волноваться и подгонять ребенка . Если время идет, а ребенок продолжает пачкать штанишки, проконсультируйте с педиатром, чтобы исключить серьезные заболевания.

Приучаем к горшку: популярные причины «неудач»

В процессе приучения к горшку могут повторяться ситуации, когда ребенок не каждый раз доходит до своего туалета. Это может длиться месяцами. Причины такого поведения:

Плохое самочувствие;

Негативный опыт, связанный с горшком: например, мама посадила его на «трон», а его поверхность оказалась холодной и малышу стало неприятно;

Горшок ассоциируется со страданиями: например, когда малыш мучился запорами .

Задача родителей – максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с посещением туалета, и ни в коем случае не ругать, если ребенок пропустил «позыв», увлекшись своими интересными делами.

Как приучить к горшку малыша: секреты для родителей

Белье. Любой ребенок мечтает стать взрослым поскорее, быть похожим на маму и папу. Этим можно и нужно пользоваться, но, конечно, в меру. Например, можно показать ребенку детское нижнее белье и объяснить, что оно для больших детей, которые не писают в штанишки. Ребенок обязательно задумается и наверняка вскоре захочет попробовать примерить вещичку «для взрослых».

Горшок. Детский горшок должен быть «самым красивым». Как выбрать и купить такой горшок? Делайте это вместе с малышом: либо в магазине, либо дома, ориентируясь на фото в интернет-магазине. Учитывайте, что малышу придется по душе горшок с его любимыми персонажами, героями, животными.

Удобное местечко. Предложите малышу самостоятельно выбрать место для совершения туалетных дел, не заставляйте ставить горшок только в туалете или в ванной комнате. Не запрещайте ему брать еду («так не принято»!) или игрушки и книжки , когда он захочет посидеть на горшке. Это его право и его выбор.

Инструкция. Не забывайте ежедневно напоминать ребенку, как и для чего нужно использовать горшок. Можно подключить кукол и другие игрушки для наглядной демонстрации, как пользоваться новым для него предметом.

Сигналы. Родителям нужно проявить наблюдательность. Как правило, у каждого ребенка есть характерные знаки, обозначающие, что вот-вот он готов сходить в туалет. У кого-то это замирание на несколько секунд, у кого-то – потуги. Уловив эти сигналы, родители должны как можно скорее усадить чадо на горшок.

Удобная одежда. Лучше, чтобы в период приучения к горшку на ребенке была одежда, которую он легко мог бы снять сам, чтобы сходить в туалет.

Откровения. Попросите ребенка сигнализировать, когда он хочет в туалет. Поощряйте лаской и хвалите за правильные действия, демонстрируйте искренний восторг. За «мокрые ошибки» не ругайте никогда. Постепенно ваш ребенок запомнит, что горшок – отличная штука: ведь без подгузников ходить гораздо удобнее.