Контрольная работа по пьесе А. Горького «На дне» Изложите основные тезисы трёх жизненных философий («правд»), представленных в пьесе А. М. Горького «На дне» - Документ

1вариант

    Сравните и прокомментируйте детали в ремарках к первому и четвертому действиям пьесы А.М.Горького «На дне».

    Ремарка к первому действию

    Ремарка к четвёртому действию

    … угол занят перегороженной тонкими переборками комнатой Пепла…,между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.

    … перед наковальней сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам.

    Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное, грязное.

    Свет - от зрителя и, сверху вниз – из квадратного окна с правой стороны.

    Начало весны. Утро.

    Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла нет – переборки сломаны.

    За столом сидит Клещ , он чинит гармонию , порой пробуя лады. На другом конце стола – Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки и три бутылки пива, большой ломоть чёрного хлеба.

    Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.

    Ночь . На дворе – ветер.

    Назовите главных героев пьесы.

    Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

    Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?

    Установите пьесы и их дальнейшей судьбой: соответствие между тремя персонажами

ПЕРСОНАЖИ

РОД ЗАНЯТИЙ

1)хотел бы иметь бесплатный трактир

2) кончает жизнь самоубийством

3)заступается за Луку

4)убивает хозяина ночлежки

    Изображая «дно» жизни, М.Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19века. Укажите его название.

    Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа? Дайте краткий связный обоснованный ответ в 2-3 предложениях.

    Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина? Ответ в 1-2 предложениях.

    Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?

    «А ниточки-то гнилые» ________

    «Во что веришь – то и есть» ______

    «В карете прошлого далеко не уедешь» _______

    «Без имени нет человека» _________

11.В реплике Актера встречаются одни и те же слова: «Снова …сначала…Это – хорошо. Н-да…Снова ? Ну…да! Я могу !? Ведь я могу , а?» Как называется этот прием, способствующий усилению смысла?

12. Составьте литературный аргумент по одной из проблем пьесы на выбор :

1) Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)

2)Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»

2 Вариант

1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»?

2.Назовите главных героев пьесы.

3.Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Наташа – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

4. Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?

5.Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и родом их занятий:

ПЕРСОНАЖИ

А.Клещ

Б.Бубнов

В.Сатин

РОД ЗАНЯТИЙ

1)слесарь

2)вор

3)картузник

4)телеграфист

6.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

7.Дайте определение терминов: монолог, полилог, конфликт, реплика?

8.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе в 3-5 предложениях.

9.Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»? Ответ в 3-5 предложениях.

10.Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?

1)«Христос всех жалел и нам так велел…Жалеть людей надо»__________

2)«Образование – чепуха, главное – талант» _________

3) «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека.» __________

4) «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство» __________

11.Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актер прибегает к неожиданной аналогии(«Это, брат, как...водка!» Назовите прием, который использует в совей речи герой.

12. Перед вами обрамление к литературному аргументу на одну из проблем пьесы. Определите проблему данного текста.

Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам..; для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).

1)Проблема влияния среды на характер человека

2)Проблема веры в человека

3)Проблема социального устройства общества

4)Проблема ответственности человека за реализацию своих способностей.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Тест по пьесе А.М. Горького

«На дне»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Пасичник Валентина Евгеньевна

2015/2016

учебный год

Тест по пьесе М. Горького «На дне»

I ВАРИАНТ

1. Кто должен был подметать пол в ночлежке?

а) Квашня в) Сатин

б) Барон г) Пепел

2. Кому принадлежат эти слова: « Хочешь - в сени выведу! Ну, вставай.»

а) Наташе в) Актёру

б) Квашне г) Луке

3. Кому принадлежат слова: « Им легко деньги достаются… Они не работают…»

а) Клещу в) Барону

б) Сатину г) Пеплу

4. Кто в пьесе читает книжки?

а) Актёр в) Сатин

б) Настя г) Лука

5. Кому адресованы слова Анны: « Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего … на батюшку…Такой же ласковый…мягкий»

а) Клещу в) Луке

б) Сатину г) Бубнову

6. Кому говорит Василиса такие слова: « Зачем каторга? Ты - не сам… через товарищей! »

а) Пеплу в) Актёру

б) Костылёву г) Бубнову

7. Кто так вспоминает о своём прошлом « Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо! Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!»

а) Барон в) Клещ

б) Сатин г) Актёр

8. Кто говорит так о себе « Злющий запой! Как начну я заливать - весь пропьюсь, одна кожа остаётся … И ещё – ленив я. Страсть как работать не люблю».

а) Барон в) Бубнов

б) Клещ г) Сатин

1. «Я сегодня - работал, мёл улицу…а водки не пил!» а) .Пепел

2. «Добрые люди! Они за одно! Сестра моя и он… они заодно! » б) Сатин

3. « Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…». в) Наташа

4. « По-твоему вышло… А… не прихлопнуть ли тебя?» г). Актёр

10. О ком из женщин так говорит Васька Пепел: « В женщине душа должна быть…мы звери…нам надо.. надо нас приучать… а ты - к чему ты меня приучила?»

а) Квашне б) Наташе в) Василисе

11. Установите соответствие ремарок и места действия в пьесе:

1. « Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, а) IV акт

с обвалившейся штукатуркой».

2. « Ночлежка освещена двумя лампами б) I акт

одна висит на стене около играющих в карты,

другая - на нарах Бубнова».

3. «…Комнаты Пепла – нет, в) II акт

переборки сломаны. И на месте,

где сидел Клещ - нет наковальни».

12. Кому сколько лет?

1. Сатин а) 24 года

2. Бубнов б) 45 лет

3. Барон в) около 40 лет

4. Настя г) 33 года

Тест по пьесе М.Горького «На дне»

II ВАРИАНТ

1. Куда пошла Квашня?

а) продавать пельмени;

б) торговать семечками;

в) продавать пирожки.

2. С кем « дрался» Барон в 1 акте:

а) с Сатиным; в) с Бубновым;

б) с Актёром; г) с Настей.

3. Кому принадлежат слова: « Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов…Я был образованным человеком…знаешь?»

а) Барону в) Пеплу

б) Сатину г) Луке

4. Кто помогает Анне выйти в сени?

а) Сатин в) Актёр

б) Наташа г) Квашня

5. Кому адресованы слова: « Ничего не будет! Лежи, знай! Ничего! Отдохнёшь там!.. »

а) Василисе в) Наташе

б) Анне г) Квашне

6. Кто говорит о себе: « Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память».

а) Татарин в) Пепел

б) Актёр г) Барон

7.Кому говорит Лука эти слова: « Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…значит - была она!»

а) Насте в) Василисе

б) Квашне г) Наташе

8. Кто вспоминает о прошлом, говоря: « Никогда и ничего не понимал я. Мне… как-то неловко… мне кажется, что я всю жизнь только переодевался…а зачем? Не понимаю!»

а) Клещ в) Сатин

б) Лука г) Барон

1 « И я скажу – иди за него, девонька, иди!» а Сатин.

2 « Не верю я как-то… никаким словам…» б.Настя

3 « Надо уважать человека! Не жалеть… в. Лука

не унижать его жалостью… уважать надо! »

4 «Жаль. В каторгу – лучше бы… г Наташа

Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор »

10. О ком из обитателей ночлежки эти слова: « … и что сестры около меня не будет – это хорошо для неё. Видеть мне её – трудно… злоблюсь на неё за тебя… , мучаю девку, бью её…»

а) о Василисе в) о Квашне

б) о Наташе г) об Анне

11. Установите соответствие происходящих событий и актов пьесы:

1. Смерть Костылёва а) IV акт

2. Приход Луки б) II акт

3. Смерть Анны в) III акт

4. Смерть Актёра г) I акт

12. В каких отношениях находятся герои пьесы:

1. Василиса – Наташа а) муж и жена

2. Клещ – Анна б) уговаривает уйти с ним

3. Василиса – Костылёв в) муж и жена

4. Пепел – Наташа г) сёстры

Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»

Составила Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14»


1 вариант

1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Опишите ночлежку.

2. Разделите всех персонажей на две группы по социальному положению.

3. Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

4. Чем объединяются одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?

5. Где, по – вашему, завязка пьесы?

6. Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?

7. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой.

8. Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами?

9. Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?

10. С пьесами какого русского писателя можно сопоставить драму М. Горького по своей композиционной организации?

2 вариант

1. Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.

2. Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.

3. Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?

4. Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?

5. Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа?

6. Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?

7. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?8. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?

9. Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе

10. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода?

3 вариант

1. Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?

2.Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?

3. Как утешает Лука ночлежников?

4. Как обитатели ночлежки относятся к словам странника?

5.Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?

6. Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?

7. Меняются ли на протяжении пьесы Актер, Пепел, Настя? Как и почему?

8. Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?

9. Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?

10. Почему именно Сатину М. Горький доверил важный монолог о человеке?

4 вариант

1. Какое событие опрокинуло все иллюзии ночлежников, посеянные Лукой?

2. Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?

3. Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?

4. Так что же важнее: истина или сострадание?

5. Определите композиционные элементы пьесы.

6. Каков итог спора о правде?

7. В чем новаторство Горького – драматурга?

8. В чем философский смысл пьесы?

9. Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?

10. Понравилось ли вам это произведение? Почему?

А.М.Горький "На дне".

1 вариант.

1. Кому принадлежат слова: "Без имени нет человека"?

2. Как зовут Сатина?

3. Что мы узнали о прошлом Сатина?

4. Есть ли положительные качества у Бубнова?

5. Чем живет сейчас Алешка?

6. О чем любимое стихотворение Актера?

7. Какая мечта есть у Насти?

8. Кому принадлежат слова, в какой ситуации они произнесены: "...в карете прошлого далеко не уедешь"?

9. Прочитайте высказывания из пьесы. Из приведенных ниже списков укажите номер того, который соответствует последовательности цитат.

"Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша!"

"Нужно, чтоб от человека польза была, чтобы он работал".

"...ленив я. Страсть как работать не люблю!"

"...ничего не делай. Просто обременяй землю!"

1) Барон, Бубнов, Сатин, Лука

2) Актер, Пепел, Барон, Лука

3) Сатин, Костылев, Бубнов, Сатин

1) "Человек - всё может, лишь бы захотел"...

5) "Надо и добрым быть... жалеть людей надо!"

А.М.Горький "На дне".

2 вариант.

1. Кому принадлежат слова: "Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтоб он, значит, не забывал про это!"

2. Назовите фамилию Актера.

3. Что мы узнали о прошлом Барона?

4. Есть ли положительные качества у Актера?

5. Чем живет сейчас Квашня?

6. Какая мечта у Бубнова?

7. Какую песню поют ночлежники?

8. Кому принадлежат слова, в какой ситуации они произнесены: "Ты везде лишняя... да и все люди на земле - лишние"?

9. Прочитайте высказывания из пьесы, определите персонажа - автора каждого высказывания. Выберите правильный вариант ответа, в котором порядок авторов соответствует порядку высказываний:

"Доброта - она превыше всех благ..."

"...если кто кому хорошего не сделал, - тот и худо поступил".

"Человека приласкать - никогда не вредно".

"Не обижай человека! А если - меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу!"

1) Костылев, Лука, Лука, Сатин.

2) Лука, Сатин, Бубнов, Барон.

3) Наташа, Пепел, Лука, Наташа

10. Какие афоризмы принадлежат Луке, а какие - Сатину? Докажите свое мнение. Как вы понимаете эти афоризмы? Каков их смысл, назначение?

1) "Человек - все может, лишь бы захотел..."

2) "Человек рождается для лучшего!"

3) "Человек должен уважать себя..."

4) "Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... уважать надо!"

5) "Надо ж добрым быть... жалеть надо людей!"

А.М.Горький "На дне".

3 вариант.

1. Кому из персонажей принадлежат следующие слова:

1) Органон, сикамбр, макробиотика, транс-сцедентальный

2) Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, - все сотрется... все сотрется, да!

3) Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ.

4) А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь - совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... ˂...˃ всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то её...

5) ...барство-то - как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются...

6) И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Они и сами перестали бы... ведь устаешь драться... Давать бы им бить друг друга свободно, сколько каждому влезет... стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы больше...

7) Люди все живут... как щепки по воде плывут... строят дом... а щепки - прочь...

8) У всех людей - души серенькие... все подрумяниться желают... ˂...˃мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... а зачем?

9) Ежели людей по работе ценить... тогда лошадь лучше всякого человека... возит и - молчит!

10) Всё ищут люди, всё хотят - как лучше... Дай им, Господи, терпенья! ˂...˃ Кто ищет - найдет... Кто крепко хочет - найдет!

2. Что мы узнаем о прошлом Бубнова?

3. В какой из перечисленных ниже пьес довелось выступать Актеру? Какую роль он исполнял?

"Разбойники" Ф.Шиллера, "Бесприданница" А.Н.Островского, "Гамлет" У.Шекспира, "Горе от ума" А.С.Грибоедова,

"Недоросль" Д.И.Фонвизина, "Вишнёвый сад" А.П.Чехова.

4. Почему Костылевы выделили Ваське Пеплу отдельную комнату в ночлежке?

5. Истолкуйте притчу о праведной земле. Кто ее рассказывает в ночлежке, с какой целью?

6. Укажите, какие слова пропущены в монологе, кто произносит этот монолог?

"Старик - не ___(а)__! Что такое - правда? ___(б)__- вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... ˂...˃ Ложь - ___(в)__ рабов и хозяев... Правда - бог___(г)__человека!"

А.М.Горький "На дне". Ключи

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Актер – 1б.

Лука – 1б. (Наташе)

По 1б. за факт (10б)

2 – Бубнов

3 – Костылёв

4 – Пепел

6 – Медведев

7 – Бубнов

8 – Барон

9 – Пепел

Константин – 1б.

Сверчков-Заволжский 1 б.

Служил на телеграфе 1, играл на сцене 2, из-за сестры убил подлеца в запальчивости и раздражении 3, 4 года и 7 месяцев в тюрьме 4

Старинный дворянский род1, богатство, сотни крепостных, кареты с гербами2, учился в дворянском институте3, женился4, разорился5, служил в казённой палате6, растратил казённые деньги7, тюрьма8

Стр.129: скорняжная мастерская1, жена связалась с мастером2, драки, решение убить жену3, вовремя спохватился4, всё потерял, запои тогда и теперь5

Бубнов – 1+1 объяснение

Актёр 1 + 1 объяснение

сапожник 1б

Торговка 1 б.

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой…

Мечта Бубнова – бесплатный трактир для бедняков с музыкой и хором певцов – 1б

Шекспир, «Гамлет»1 – роль могильщика2

О любви 1б.

«Солнце всходит и заходит…» (тюремная песня) 1б.

Продавал им ворованное 1б

Сатин1 – Барону2 + ситуация3 стр.138

Бубнов1 – Насте + ситуация3 стр.102

Притча 1 (стр.123) + толкование 1

а) шарлатан 1

б) человек 1 Сатин1

в) религия 1

г) свободного1

Лука – 1,3,5 (3б.)

Сатиин – 2,4 (2б.)

Толкование (1+1)

«2» - 0 – 8 б.

«3» - 9 – 13 б.

«4» - 14 – 16 б.

«5» - 17 – 21 б.

«2» - 0 – 9 б.

«3» - 10 – 16 б.

«4» - 17 – 20 б.

«5» - 21 – 25 б.

«2» - 0 – 9 б.

«3» - 10 – 16 б.

«4» - 17 – 20 б.

Составила Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14»

1 вариант

1. Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Опишите ночлежку.

2. Разделите всех персонажей на две группы по социальному положению.

3. Проследите, как в пьесе «На дне» развивается ее первая сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

4. Чем объединяются одинокие обитатели ночлежки? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противопоставления социального плана?

5. Где, по – вашему, завязка пьесы?

6. Какие струны души героев затрагивает Лука своими речами?

7. Истолкуйте притчу о праведной земле, рассказанную Лукой.

8. Какова цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами?

9. Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина?

10. С пьесами какого русского писателя можно сопоставить драму М. Горького по своей композиционной организации?

2 вариант

1. Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе.

2. Теплится ли надежда у героев пьесы в экспозиции? Докажите.

3. Что такое монолог, диалог, полилог? Какова их роль в пьесе?

4. Восстановите событийный рад пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие - за «кулисами»?

5. Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа?

6. Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»?

7. При каких обстоятельствах Сатин произносит свой монолог о человеке? Чем мотивирована его отповедь Барону? Осуждает или защищает Луку в своем монологе Сатин?8. Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?

9. Так что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция – Луки или Сатина – вам ближе

10. Лука и Сатин: антиподы или родственные души? Почему Сатин неожиданно защищает Луку после ухода?

3 вариант

1. Изменилась ли жизнь ночлежников с появлением Луки?

2.Для чего живут герои? О чем мечтают обитатели «дна»?

3. Как утешает Лука ночлежников?

4. Как обитатели ночлежки относятся к словам странника?

5.Что привлекает в облике и суждениях Луки? Что вы принимаете в нем?

6. Есть ли вина Луки в том, что произошло в последних сценах?

7. Меняются ли на протяжении пьесы Актер, Пепел, Настя? Как и почему?

8. Нужна ли ложь слабым? Всегда ли жалость, сопереживание, сострадание унизительны?

9. Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции?

10. Почему именно Сатину М. Горький доверил важный монолог о человеке?

4 вариант

1. Какое событие опрокинуло все иллюзии ночлежников, посеянные Лукой?

2. Что изменилось в жизни ночлежников после убийства Костылева и исчезновения Луки?

3. Судьбы каких героев вас особенно потрясли и почему?

4. Так что же важнее: истина или сострадание?

5. Определите композиционные элементы пьесы.

6. Каков итог спора о правде?

7. В чем новаторство Горького – драматурга?

8. В чем философский смысл пьесы?

9. Выделите повторяющиеся, зеркально отражающиеся эпизоды в пьесе. Какова их роль в композиции произведения?

10. Понравилось ли вам это произведение? Почему?