Причины, этапы развития, виды и методы лечения аддиктивного поведения. Аддикция: виды, причины и способы преодоления пагубных зависимостей

Аддиктология объединяет в себе психологию и психотерапию зависимостей, а также способы профилактики зависимого поведения. Существует более 50 видов аддикций, которые можно разделить на 2 принципиально разные группы:

  1. Химическая зависимость, при которой человек испытывает тягу к определенному веществу (к алкоголю, наркотикам, никотину или к медикаментам).
  2. Нехимическая зависимость, при которой человек ощущает непреодолимое желание повторять определенные действия или находиться в определенных отношениях. В эту группу входит игромания, адреналиномания, любовная зависимость, религиозный фанатизм, трудоголизм, пищевая зависимость и поведенческие расстройства.

Вопросом, как избавиться от зависимости, ежедневно задаются миллионы людей. И пострадавшие, и их родственники должны четко понимать, какие способы терапии действительно работают, а какие являются пустой тратой сил, времени и денег.

На зависимых людях и их близких наживается множество недобросовестных шарлатанов, гипнотизеров и народных целителей. Некомпетентные и корыстные наркологи и психотерапевты предлагают дорогостоящие методы лечения, которые либо вообще не приносят результат, либо дают только краткосрочный эффект.

У многих пациентов и их родных уже сложилось мнение, что победить зависимость невозможно, и в отчаянии они не знают, куда обратиться.

К счастью, существуют достоверные научные исследования и способы реабилитации зависимого человека, которые с достаточно большой вероятностью приводят к прекращению саморазрушительного поведения и к возвращению к нормальной, и даже счастливой, жизни.

Главное условие для успешной терапии – это внутренняя готовность пациента к изменениям. Но даже если она еще не сформировалась, родственники могут сделать многое для того, чтобы ускорить этот процесс.

У химической и нехимической зависимости есть много общего – поэтому каждый, кому интересна эта тема, должен прочитать статью полностью, а не только ту часть, которая относится непосредственно к его проблеме.

При химической зависимости человек изменяет свое состояние с помощью употребления определенных веществ, например, алкоголя или наркотиков. Нехимическая зависимость работает по аналогичному принципу, только вещества поступают не извне, а вырабатываются самим организмом (например, адреналин при игромании).

При систематическом употреблении развивается толерантность, вследствие чего зависимому постоянно приходится повышать дозу. Слишком большая доза любого вещества представляет угрозу для жизни, поэтому химическая зависимость отличается высоким процентом летальных исходов.

Химическая зависимость включает в себя следующие виды аддикций:

  • алкоголизм;
  • табакокурение;
  • наркомания;
  • злоупотребление снотворными, транквилизаторами или любыми другими медикаментами.

С точки зрения большинства людей, далеких от аддиктологии, зависимости – это что-то вроде дурных привычек, которые человек может бросить в любой момент. Им кажется, что перестать пить, употреблять наркотики или курить – очень просто, и это даже не требует особых усилий.

Зависимость – это не дурная привычка, это группа хронических заболеваний, каждое из которых имеет соответствующий код по Международному Каталогу Болезней. Человек нуждается не в обвинении и перевоспитании, а в длительном лечении, иногда с применением медикаментов, и в последующей реабилитации.

Никто в здравом уме не мог сказать бы: «Я хочу стать алкоголиком, наркоманом или курильщиком. Я хочу потерять уважение к себе и предать всех своих близких». Пациенты не делают такой выбор сознательно, они попадают в отчаянное положение постепенно, изо дня в день.

Многие выздоравливающие аддикты сравнивают развитие болезни с прогулкой по скользкому склону или по тонкому льду. Сначала это весело и вроде бы безопасно, а потом все летит вверх тормашками, человек мгновенно проваливается под лед и барахтается, пытаясь не утонуть. Если никто не подаст руки – он может оказаться в психиатрической больнице, в тюрьме или на том свете.

Последствия химической аддикции

Родственники склонны обвинять зависимых в воровстве, жестокости, лжи и множестве других проступков – и их возмущение обосновано, ведь пациент действительно ведет себя подло и безответственно. Аддиктивное поведение приносит большой ущерб и самому пострадавшему, и всей его семье, поэтому так важно своевременно начать терапию. Наркотизация и алкоголизация населения многократно повышает статистику убийств, ограблений и изнасилований.

Все те страшные и отвратительные вещи, которые совершают алкоголики, наркоманы и другие аддикты, они делают под влиянием своего заболевания.

Находясь в состоянии тяги, пациенты не способны принимать адекватные решения и мыслить разумно, они причиняют вред себе или другим людям. Один из самых мучительных спутников зависимости – это постоянное чувство вины и муки совести. Стремясь избежать этих неприятных состояний, человек снова начинает употреблять.

Родственники должны твердо осознать тот факт, что пациент болен, и болезнь затрагивает все сферы его жизни:

  1. В первую очередь страдает здоровье, ведь регулярное отравление алкоголем, наркотиками или фармакологическими препаратами разрушает печень, кровеносные сосуды, сердце и головной мозг. Скорость, с которой разрушается организм, зависит от вида вещества, которым злоупотребляет человек, от возраста и от дозировки.
  2. Психика перестает развиваться, а затем начинает деградировать. Аддикты не решают актуальные психические задачи, они избегают неприятных чувств и используют употребление для контроля над своим состоянием. Алкоголь и наркотики лишь поначалу приносят эйфорию, затем – они просто помогают снизить дискомфорт от отмены и от собственного тяжелого состояния.
  3. Зависимый человек быстро теряет работоспособность, ему становится не интересно профессиональное развитие, он не может эффективно обучаться или усваивать новые навыки. В конечном счете он теряет работу и больше не может содержать себя самостоятельно. Источником дохода становится воровство (в том числе у членов своей семьи) или попрошайничество.
  4. При алкоголизме и наркомании быстро теряются социальные связи, вместо близких по духу друзей остаются только собутыльники или товарищи по употреблению. Вместе становится проще найти деньги на вещества и место, где будет происходить употребление.

Физическая, психическая и духовные сферы жизни человека тесно взаимосвязаны. Быстрее всего зависимость разрушает духовную сферу, аддикт теряет моральные ориентиры и совершает безнравственные поступки.

В иерархии потребностей на первое место выходит употребление, оно становится первоочередным приоритетом, гораздо более важным, чем одобрение или любовь близких.

Терапия и реабилитация

Для успешного излечения от зависимости первоочередной задачей становится понимание причин, по которым пациент продолжает употреблять, несмотря на то, что это приносит очевидный вред его здоровью и жизни в целом.

Почему люди не могут самостоятельно отказаться от употребления:

  1. Большинство веществ вызывают не только толерантность, но и физическую зависимость. Похмелье или ломка – это еще одна причина, по которой люди не могут бросить. Для снятия абстинентного синдрома существуют программы детоксикации, помогающие относительно безболезненно пережить острый синдром отмены.
  2. Алкоголь, наркотики или другие вещества помогают справиться с неприятными чувствами, на время заглушить тревогу, неуверенность в себе и страх. Отказавшись от веществ, пациент сталкивается с мощным психологическим дискомфортом, который он чаще всего не в состоянии выдержать. Для того, чтобы помочь человеку адаптироваться к своему психическому состоянию и не вернуться к употреблению, на начальном этапе психиатры-наркологи используют седативные препараты. Только лечащий врач имеет право подбирать дозировку и длительность курса транквилизаторов или антидепрессантов.
  3. Находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, человек ощущает уверенность и безопасность, которых ему так не хватает. Для того, чтобы психика перестроилась и смогла более эффективно решать актуальные задачи, требуется групповая или личная психотерапия.

Если на оплату консультаций нет денег – можно воспользоваться бесплатными группами взаимопомощи Анонимных Наркоманов или Анонимных Алкоголиков. На собраниях АН и АА выздоравливающие пациенты делятся собственным опытом трезвой жизни и помогают тем, кто все еще употребляет. Собрания проходят в строго анонимном формате, никто не обязан представляться настоящим именем. Расписание собраний есть на официальных сайтах в интернете.

Реабилитация зависимого человека занимает некоторое время, при самом благоприятном прогнозе пациент сможет отказаться от употребления и вернуться к работе не раньше, чем через год. В среднем, по статистике, на формирования трезвого образа жизни и достаточно адаптивной структуры личности уходит около трех лет.

Любой, кто обещает мгновенный результат от психотерапии, от кодирования или от другого способа лечения зависимости – лжет и скорее всего преследует корыстные цели. В аддиктологии, психологии и психотерапии зависимостей не бывает стопроцентно надежных и гарантированно быстрых результатов.

Какой способ лечения дает наибольшую вероятность ремиссии при алкоголизме и наркомании:

  1. Для снятия абстинентного синдрома пациенту нужно пробыть около месяца в стационарном отделении наркологической больницы. Клиника может быть частной или государственной (бесплатной), при этом становиться на учет в Психоневрологический Диспансер не обязательно. В этот период лучше всего ограничить контакты с зависимым, не досаждать ему телефонными звонками и посещениями.
  2. После этого пациента переводят в отделение реабилитации. Такие отделения есть в некоторых государственных клиниках и в большинстве частных. Трезвость и воздержание от психоактивных веществ – обязательное условие для начала психотерапии. Еще находясь в отделении, пациент начинает посещать группы Анонимных Наркоманов или Анонимных Алкоголиков – это дает ему наглядный пример выздоровления, помогает решить множество актуальных вопросов и получить помощь от выздоравливающих зависимых.

После выписки из отделения реабилитации посещение групп рекомендуется продолжать столько, сколько это необходимо для самого человека. Многие зависимые с удовольствием начинают помогать тем, кто все еще находится в активном употреблении.

Что такое созависимость?

Психология наркотической зависимости и созависимости рассматривает аддикта не изолированно, а в контексте межличностных отношений. Не только сам зависимый страдает от последствий болезни, но и его ближайшее окружение, а значит – членам семьи тоже нужна помощь. Что может послужить такой помощью:

  1. Индивидуальная или групповая психотерапия.
  2. Посещение анонимных и бесплатных групп «Ал-Анон», «Взрослые дети алкоголиков» (ВДА). Узнать о том, где и во сколько проходит ближайшая группа можно на официальном сайте в интернете.

Родственники аддикта, искренне желая ему добра, часто оберегают его от последствий употребления. Например, они выплачивают его долги, лгут о том, почему он снова не смог выйти на работу, берут на себя ответственность за его поступки и даже покупают алкоголь и наркотики, чтобы помочь пережить похмелье и ломку. Такая стратегия никаким образом не помогает человеку вернуться к трезвому образу жизни, а наоборот – ускоряет его гибель.

На группах взаимопомощи для созависимых можно:

  1. Узнать, как другие люди справились с аналогичными ситуациями.
  2. Понять, как вести себя с зависимым, чтобы он наконец прекратил употреблять.
  3. Научиться защищать свою жизнь от пагубного влияния зависимости.

Часто членам семьи кажется, что единственный источник их проблем – это пьющий или употребляющий наркотики родственник, и если бы он начал вести трезвый образ жизни, то все стало бы хорошо. Психология наркотической зависимости и созависимости утверждает, что употребление – это только верхушка целого айсберга проблем, с которыми нужно разобраться для того, чтобы жизнь семьи стала по-настоящему счастливой.

Что такое нехимическая зависимость?

Для улучшения своего состояния пациенты используют не только алкоголь или наркотические вещества, но и определенные занятия. Нехимическая (поведенческая) зависимость имеет множество разновидностей, вот основные из них:

  1. Игромания (другое название гэмблинг, лудомания) – страсть к азартным играм, карточным и любым другим. У этого заболевания есть популярная разновидность – зависимость от компьютерных игр. От заболевания чаще всего страдают парни в возрасте до 30 лет.
  2. Сексуальная аддикция (нимфомания), зависимость от секса в целом или от определенного вида секса. Болезни подвержены пациенты любого пола и возраста.
  3. Пищевая зависимость (нервная булимия) – это расстройство пищевого поведения, чаще всего поражающее женщин до 45 лет. Для булимии характерно переедание, озабоченность собственным весом и внешним видом, чувство вины по поводу нарушения диеты. В группу пищевых зависимостей также входит зависимость от сладкого.
  4. Клептомания – навязчивая страсть к воровству, не ради материальной выгоды, а ради азарта и риска.
  5. Адреналиномания – неутолимая потребность в острых ощущениях. При этой аддикции человек рискует своей жизнью, занимается экстремальными видами спорта или провоцирует потенциально опасные ситуации.
  6. Трудоголизм – поведенческое расстройство, при котором пациент добровольно изнуряет себя работой, игнорируя многие другие потребности (в общении, в отдыхе, в хобби). Пострадавшие – в основном представители мужского пола в возрасте от 25 до 65 лет.

В психологии отдельно выделяется любовная зависимость (фанатичное обожание другого человека). Это состояние отличается от нормальной влюбленности нездоровым размытием психологических границ и потерей автономии. В таких отношениях часто возникают садистические или мазохистические тенденции, разрушительно влияющие на жизнь одного или обоих партнеров.

Зависимость от мужчины романтизируется многими женщинами, но посторонний наблюдатель может без труда заметить, что фанатичная влюбленность приводит к эмоциональному и нередко физическому истощению, к деградации психики и мышления.

Что является патологией?

Диагностика нехимической зависимости сложнее, чем химической. В отличие от здорового человека, аддикт имеет следующие нарушения:

  1. Обсессивно-компульсивная симптоматика. Обсессиями называются навязчивые, часто не поддающиеся контролю мысли или желания. Компульсии – это поступки, которые происходят под действием этих мыслей или желаний. Например, игроманы регулярно испытывают потребность в острых ощущениях, в азартной деятельности, и под влиянием этой потребности они проигрывают деньги в казино или на площадках в интернете.
  2. Тяга к определенной деятельности, которая усиливается при психологическом дискомфорте. Пострадавшие от поведенческого расстройства, точно также, как и наркоманы, стараются избежать неприятных чувств и используют свое любимое занятие как способ вернуть себе радость и уверенность. Примером этого могут послужить девушки, съедающие полкило шоколада или торт для того, чтобы успокоиться.
  3. Синдром отмены. Без определенной деятельности аддикт чувствует себя плохо. Многие игроманы говорят о своеобразной разновидности «похмелья» или «ломки», об остром чувстве неудовлетворенности и отчаяния без любимого занятия. При зависимости от компьютерных игр без доступа к интернету и без возможности играть возникает сниженное настроение, вплоть до депрессивного расстройства.

На примере зависимости от еды можно разобрать, как работает этот порочный круг:

  1. Есть некий дискомфорт или психологическое напряжение, с которым сложно справиться. Аддикт использует тот способ, который ему хорошо известен, например, переедает. Зависимость от еды поначалу приносит чувство облегчения и эйфорию, человеку становится спокойнее, он ощущает себя в безопасности, утолив голод.
  2. Спустя некоторое время появляется чувство вины, возникают навязчивые мысли о лишнем весе, о собственной непривлекательности. Многие зависимые от еды провоцируют рвоту, чтобы удалить из желудка то, что только что было съедено.
  3. Спустя непродолжительное время дискомфорт появляется вновь, и человек опять покупает сладкое или ту пищу, к которой испытывает влечение.
  4. В результате переедания и очищения желудка развивается целый ряд заболеваний пищеварительной системы, а также других органов и систем. Плохое физическое самочувствие (и нередко лишний вес) усиливают стыд и вину… и зависимость от еды вновь подталкивает пациента к повторению все тех же, не приносящих долгосрочного удовлетворения, действий.

Некоторые виды нехимической зависимости имеют прогрессирующее течение, то есть со временем аддикту нужно тратить все больше времени или денег на предмет своей страсти.

Нехимическая зависимость разрушает все сферы жизни человека, лишает его здоровья, сил и способности разумно мыслить. Некоторые виды аддикций, например, трудоголизм, считаются общественно приемлимыми, но это не значит, что они полезны или безопасны для пострадавшего. Другие виды, например, сексоголизм и игровая зависимость, общественно порицаются и считаются распущенностью и безнравственностью.

Любая аддикция – это в первую очередь болезнь, и человек нуждается в соответствующем лечении.

Терапия нехимической зависимости

Для диагностики поведенческой аддикции применяются тесты и опросники, а также личная беседа с психиатром. Лечение должно быть добровольным, только в том случае, если поведение пациенты представляет угрозу для него самого или для его родных возможна принудительная госпитализация. При неадекватном или потенциально опасном поведении зависимого можно вызвать скорую помощь, которая обязана приехать и принять меры.

Где можно найти помощь при подозрении на нехимическую зависимость:

  1. У психотерапевта или психиатра. Психотерапевт может не только оказывать консультации, но и назначить медикаменты для снятия абстинентного синдрома. Из всех специалистов стоит выбрать именно того, кто специализируется на аддиктивном поведении. Аддикт или его родственники могут получить консультацию в частной клинике или в государственном психоневрологическом диспансере.
  2. На группах самопомощи. По образцу групп Анонимных Алкоголиков было создано множество сообществ, например, Анонимные Игроманы, Анонимные Сексоголики или Анонимные Обжоры. Узнать о том, где и когда проходит ближайшее собрание можно в интернете на официальном сайте сообщества.

Следует подчеркнуть, что группы самопомощи – это не альтернатива, а дополнение к психотерапии. Посещение групп абсолютно бесплатно, но литература имеет некоторую цену (около 100-300 рублей за книгу). При желании книги можно бесплатно одолжить у кого-либо из членов сообщества.

Важное условие для выздоровления – это внутренняя готовность пациента к переменам. К сожалению, обычно, такая готовность наступает только при достаточном количестве полученного ущерба. Родственникам следует прочесть как можно больше информации по актуальному виду зависимости и определиться со стратегией поведения, которая подтолкнет аддикта к выздоровлению.

В статье можно познакомиться с понятием "аддиктивное поведение", формами поведения; особенностями подросткового возраста как фактора риска. А также рекомендую провести тестирование среди обучающихся 8-10 классов. Результаты обсудить на Совете по профилактике.

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Основоположник теории стресса Г.Селье, говоря об адаптации, пишет: “Приспособляемость – это, вероятно, главная отличительная черта жизни”. “Есть два способа выживания: борьба и адаптация” (21).

Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. “Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации”(11).

Формы аддиктивного поведения.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Алкоголизм. “По данным Всемирной организации здравоохранения, алкогольная проблема, рассматриваемая только в медицинском аспекте, занимает третье место после сердечно – сосудистых и опухолевых заболеваний. Роль злоупотребления алкоголем в современном обществе особенно возрастает с учетом связанных с этим явлением психологических и социально – экономических последствий” (10).

Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и человек начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом. “Появление такого состояния является одним из вариантов развития алкогольного аддиктивного поведения, так как человек начинает стремиться к его “воспроизведению”, для чего усиленно прибегает к алкоголю”.

Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества.

Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические - приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций” (10).

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию.

Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе в сфере производственных отношений практически в любых трудовых коллективах очень ценятся специалисты, отдающиеся целиком своей работе. Таких людей всегда ставят в пример другим, их поощряют материально и на словах, закрепляя в их поведении свойственный им стиль. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. К сожалению, за внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов.

Аддикции к еде. О пищевой аддикции речь идёт тогда, когда еда используется не как средство утоления голода, когда компонент получения удовольствия от приёма пищи начинает преобладать и процесс еды становится способом отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Анализ этого явления позволяет отметить ещё один момент: в случае, когда нечем занять свободное время или заполнить душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт, быстро включается химический механизм. При отсутствии еды, даже если нет голода, вырабатываются вещества, стимулирующие аппетит. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения. Эта проблема особенно актуальна в странах с высоким уровнем жизни, наряду с которым в обществе наблюдается высокий уровень стресса. Реально развитие пищевой аддикции и в ситуации доступности еды в связи с особенностями профессии (бар, ресторан, столовая).

Другая сторона пищевой аддикции – голодание. Опасность кроется в своеобразном способе самореализации, а именно в преодолении себя, победе над своей “слабостью”. Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой “борьбы” с самим собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

Особенности подросткового возраста как фактор риска

формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований “в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.”. (13). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество “мягких” проявлений аддикций, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы аддиктивного поведения к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т. к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Нормальная линия развития подростка : Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.

Аномальная линия: Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Потеря трудовой активности. Смешение форм ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках (4).

В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос, касающийся особенностей преодоления трудностей и эмоционального стресса. Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий. Личность подростка претерпевает “либо поступательное развитие с формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение” (19). Различные формы поведения подростков представляют собой варианты преодоления стресса. Подростковый возраст – это период, в котором увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и дальнейшие перспективы.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:

Повышенный эгоцентризм;

Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

Стремление к неизвестному, рискованному;

Обостренная страсть к взрослению;

Стремление к независимости и отрыву от семьи;

Незрелость нравственных убеждений;

Болезненное реагирование на пубертатные изменения;

Склонность преувеличивать степень сложности проблем;

Негативная или несформированная Я-концепция;

Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения;

Низкая переносимость трудностей;

Предварительный просмотр:

Методика по выявлению аддиктивного поведения.

Методика, разработанная В.Д.Менделевичем, позволяет выявить психологическую склонность индивида к развитию у него алкогольной и наркотической зависимости.

Опросник состоит из 116 утверждений, 41 из которых отражает склонность личности к наркотической зависимости, 35 - к алкогольной зависимости, остальные 40 высказываний нейтральны.

Инструкция

«Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений:

1 - совершенно не согласен (совсем не так);

2 - скорее не согласен (скорее не так);

3 - ни то, ни другое (и так, и не так);

4 – скорее согласен (скорее так);

5 - совершенно согласен (именно так)».

Текст опросника

1. Я склонен разочаровываться в людях.

2. Верить в приметы глупо.

3. Часто бывает, что я обижаюсь на родителей или друзей.

4. Нередко я опаздываю на учебу (работу) или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути.

5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением.

6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком.

7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут.

8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие.

9. Родители сами виноваты в том, что их дети начинают принимать наркотики («колоться»).

10. Для меня не существует абсолютных авторитетов.

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней, номера машин).

12. Если бы родители или другие взрослые больше говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом.

13. Мне легче перенести скандал, чем однообразную размеренную жизнь.

14. Я верю в порчу и сглаз.

15. Прежде чем что-либо предпринять, я стараюсь предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня.

16. Если я чем-то увлеченно занят, то часто даже не замечаю, что происходит вокруг.

17. Я живу и поступаю в соответствии с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему».

18. Меня нелегко убедить в чем бы то ни было.

19. Меня нередко обманывали (обманывают).

20. Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна.

21. Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят.

22. Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей.

23. Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива.

24. Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека.

25. Жизнь должна быть радостной, иначе не за чем жить.

26. Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который сейчас час.

27. Если я захочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, то я готов отказаться от своих намерений.

28. В детстве я часто отказывался оставаться один.

29. Мне нередко бывает скучно, когда нечем себя занять.

30. В жизни надо попробовать все.

31. Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью, и днем).

32. После того, как я схожу в лес за грибами, у меня долго могут со-храняться воспоминания о грибах.

33. Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком.

34. Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком».

35. Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств.

36. Для меня несложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного.

37. Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем.

38. Я люблю, когда мне гадают на картах или но руке.

39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей.

40. Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг.

41. Музыку я люблю громкую, а не тихую.

42. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

43. Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения.

44. Меня трудно застать врасплох.

45. Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто - обман и фокусы.

46. Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак.

47. Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании.

48. Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершать какие-либо поступки.

49. Мои знакомые считают меня романтиком.

50. Я верю в чудеса.

51. Даже психически здоровый человек иногда не может отвечать за свои поступки.

52. Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю.

53. Никому нельзя доверять - это правильная позиция.

54. Самое счастливое время жизни - это молодость.

55. В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться.

56. Я склонен лучше помнить реально происшедшие со мной неприятные события, чем собственные прогнозы по поводу возможности их появления.

57. Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми) о том, как по-ступить в сложной ситуации.

58. Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно.

59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин).

60. Часто меня не оценивали по заслугам.

61. Я всегда точно могу сказать, сколько денег я потратил и сколько у меня осталось.

62. В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить.

63. Своим друзьям или подругам я доверяю полностью и убежден, что они меня никогда не обманут и не предадут.

64. Опасность употребления наркотиков явно преувеличена.

65. В жизни все-таки мало ярких событий.

66. Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе.

67. Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным и серым.

68. Когда мне скучно, я обычно ложусь поспать.

69. Часто родители (или взрослые) упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку.

70. Очень мучительно чего-либо ждать.

71. Я мог бы после некоторых предварительных объяснений управлять маленьким (спортивным) самолетом.

72. Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника.

73. Если бы случился пожар и мне надо было бы из окна пятого этажа прыгнуть на тент, развернутый пожарниками, я бы, не задумываясь, сделал это.

74. Мне жалко наивных людей.

75. Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза.

76. Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди.

77. В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики.

78. Я люблю очень быструю, а не медленную езду.

79. Я доверяю предсказаниям гороскопов и следую содержащимся в них рекомендациям.

80. Меня очень интересуют лотереи.

81. Прогнозировать будущее - бесполезное дело, так как многое от тебя не зависит.

82. Я способен с легкостью описывать свои чувства.

83. У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно.

84. Считаю, что любопытство -? не порок.

85. Бывает, что меня пугают люди с тромким голосом.

86. У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби).

87. Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества.

88. Я не суеверен.

89. Мне говорили, что у меня неплохие способности имитировать голоса или повадки людей.

90. Есть люди, которым я верю безоговорочно.

91. Случается, что во время разговора с заикающимся я сам начинаю говорить сбивчиво и с запинками.

92. Самое тягостное в жизни - это одиночество.

93. Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее.

94. Бывает, что я могу сделать назло даже то, что мне самому окажется невыгодным.

95. Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика.

96. Бывало, что я на улице соглашался на игру с «наперсточниками».

97. Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики.

98. Я, как правило, ставлю будильник так, чтобы не только все успеть сделать до ухода из дома, но и иметь несколько минут в запасе.

99. В своей жизни я часто сталкиваюсь (сталкивался) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств.

100. Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю.

101. Я люблю рисковать.

102. Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать.

103. Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия.

104. Я мог бы прыгнуть с парашютом.

105. Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

106. Меня многое в жизни удивляет.

107. Я могу переспорить кого угодно.

108. Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно.

109. Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать.

110. Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника.

111. Мне никогда не бывает скучно.

112. Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка.

113. В детстве у меня какое-то время были тики или разнообразные повторяющиеся движения.

114. Я люблю помечтать.

115. Меня влечет все новое и необычное.

116. Со мной нередко происходят «несчастные случаи» и случаются всяческие происшествия.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных заключается в суммировании баллов отдельно по каждой шкале, при этом обращается внимание на характер обработки значений по прямым и обратным вопросам. Для прямых вопросов баллы подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены испытуемыми («5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2» - 2, «1» - 1), для обратных вопросов баллы подсчитываются наоборот «5» - 1, «4» - 2, «3» - 3, «2» - 4, «1» - 5).

Шкала склонности к наркозависимости: прямые вопросы - № 1, 3, 4, 16, 19, 24, 26, 48, 50, 52, 54, 59, 76, 79, 80, 89, 91, 96, 97, 100, 107, ПО, 116; обратные вопросы - № 2, 12, 29, 30, 41, 45, 53, 61, 65, 67, 69, 72, 77, 78, 81, 86, 112, 114.

Шкала склонности к алкогольной зависимости: прямые вопросы № 3, 5, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 24, 26, 30, 43, 48, 76, 79, 84, 91, 95, 97, 100, 107, 112, 113, 116; обратные вопросы - № 21, 29, 38, 41, 44, 64, 65, 67, 75, 77, 81.

Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со сле-дующими критериями.

Любое увлечение человека, имеющее сверхценность, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим направлением поведения и оттесняет на второй план либо блокирует вовсе любую другую деятельность и есть поведенческая аддикция .

Часто сочитается с какой-то другой психопатологией, например, расстройство личности, аффективное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство.

Вот некоторые варианты нехимических поведенческих аддикций .

Зависимость от азартных игр. У такой зависимости существуют свои названия: гемблинг, лудомания или патологическая склонность к азартным играм.

Совсем недавно проблема азартных игр приобрела особо важное значение, в связи с очень большим распросранением денежных игровых автоматов и открытием большого количества казино.

Многие исследователи утверждают, что азартные игры — очень серьезная социальная проблема, которая представляет угрозу для населения. Проблема усугубляется сопровождающимся расслаблением, снятием во время игры. Игрок отвлекается от неприятных проблем и рассматривает игру как приятное время провождения.

Вот основные признаки игровой зависимости :

1) Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в игре.

2) Изменение круга интересов. Игра вытесняет прежние более важные мотивации человека игровой мотивацией. У человека присутствуют постоянные мысли об игре.

3) Теряется контроль за собой. Человек не способен вовремя прекратить игру, например, в случае большого выигрыша или большого проигрыша.

4) Развивается психологический дискомфорт, раздражение, беспокойство. Возникает состояние так называемой «ломки» в промежутке между играми. Нарушается, сон, возникают головные боли, постоянно присутствует желание вновь вступить в игру.

5) Постепенное увеличивается частота сеансов игры, стремление к повышению риска.

6) Быстро снижается способность сопротивления соблазну.

Важно заметить, что люди, участвующие в игре, часто злоупотребляют алкоголем, курением, т.е. включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Возникают трудности в семейной жизни, в работе.

2. Аддикции отношений.

Существует три вида аддикций отношений — любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Все три вида тесно соприкасаются друг с другом. Предпосылки: неадекватная самооценка и неспособность любить себя. Кроме того лица, которые не в состоянии установить границы своего Я и не могут сделать реальную оценку окружающих также предрасположены к подобного рода аддикциям.

Любовная аддикция - это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке. Обычно такие отношения возникают между двумя созависимыми людьми или, другим словом, соаддиктивными. Наиболее характерные соаддиктивные отношения развиваются у любовного аддикта с аддиктом избегания. В таких отношениях на первом плане интенсивные эмоции и экстремальность. Созависимые отношения могут возникать между родителем и ребенком, мужем и женой, друзьями, исполнителем и клиентом и так далее.

Признаки любовной аддикции :

1) Очень большое количество времени и внимания уделяется объекту, на который направлена аддикция. Сознание заполнено мыслями о любимом. Появляется навязчивость, от которой сложно избавиться.

2) Аддикт находится во власти переживания выдуманых ожиданий в отношении другого человека.

3) Аддикт перестает заботиться о себе. Отношение к родным и близким перестает играть какую-либо роль.

У аддикта существуют серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых стоит , который он подавляет. , присутствующий на уровне сознания, - это страх быть покинутым. Своим поведением аддикт стремится избежать покинутости. Но на подсознательном уровне — страх интимности. Поэтому аддикт не в может принять обыкновенную здоровую близость. Он боится попасть в ситуацию, где нужно быть самим собой. Это приводит к тому, что он подсознательно выбирает себе партнера, который не может быть интимным. Это может быть связано с тем, что в детстве аддикт пережил психическую травму при проявлении интимности к своим родителям.

Как и всякая аддикция, трудоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое достигается фиксацией на работе. Трудоголик не стремиться работать, чтобы зарабатывать деньги либо добиваться какой-то цели. Работа для него заменяет собой привязанность, любовь, развлечения и другие виды активности. (по Короленко)

Одна из важных особенностей трудоголизма — это компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих. Аддикт испытывает страх потерпеть неудачу, быть обвиненным в некомпетентности, лени, оказаться хуже других в глазах руководства. У таких людей наблюдается постоянное отчуждение от семьи, друзей. Трудоголик все больше замыкается в системе собственых переживаний с фиксацией на работе.

Аддикт убеждает себя и окружающих в том, что он работает исключительно ради денег или другой абстрактной цели. Такая защита принимается обществом. Человек не осознает, что такой способ «траты» себя является тупиковым и не реализует его потенциальные возможности. В случае заболевания или увольнения с работы такая аддикция легко меняется на другую, чаще химическую зависимость.

Связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают трудоголики. Такие организации представляют собой закрытую систему, которая ограничивает способность к самостоятельному мышлению и восприятию многих явлений, выходящих за рамки концепции этой системы.

Также этому способствует система мелочного контроля, постоянных проверок эффективности, качества работы и т.д.Такого рода подходы основываются на недоверии к человеку, неуважении его личности и способствуют формированию мышления трудоголика со сниженными возможностями истинной самореализации.

Но следует упомянуть, что трудоголизм может стать спасительной аддикцией для бывших наркоманов и алкоголиков на этапе реабилитации.

5) Зависимость от интернет-порнографии.

Психологические симптомы:

— Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
— Отсутствует возможность остановиться.
— Увеличение количества времени за компьютером.
— Пренебрежение семьей и друзьями.
— Ощущения пустоты, раздражения при нахождении вне компьютера.
— Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
— Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

— Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
— Сухость в глазах.
— Головные боли.
— Боли в спине.
— Нерегулярное питание.
— Пренебрежение личной гигиеной.
— Расстройство сна, изменение режима сна.

Признаками наступившей интернет-аддикции являются следующие критериии (по К.Янгу):

— всепоглощенность Интернетом;
— потребность проводить в сети все большее количество времени;
— повторяющиеся попытки уменьшить использование Интернета;
— прекращение пользования Интернетом вызывает беспокойство;
— проблемы контроля времени;
— проблемы с окружающими (семья, школа, работа, друзья);
— ложь по поводу времени, проведенном в сети;
— изменение настроения посредством использования Интернета.

В современной науке о спорте различают спорт для здоровья (то, что раньше называлось физкультурой) и спорт высших достижений (профессиональный). Кроме того, существуют и так называемые экстремальные виды спорта, которые сейчас приобретают все большую популярность. Именно спорт высших достижений и экстремальный спорт несут в себе наибольший аддиктивный потенциал.

Нужно признать, что спортивная аддикция — это возможный путь создания социально приемлемой формы зависимости при проведении профилактики и реабилитации детей и подростков с другим аддиктивным поведением. Но следует помнить, что спортивная аддикция, как и любая другая аддикция, может легко поменять форму и перейти в другую, в том числе и химическую. Именно поэтому существует такой высокий процент алкоголизма и наркомании среди бывших спортсменов. Экстремальный спорт может быть альтернативой химической зависимости, но альтернативой, таящей в себе потенциальную опасность.

Признаки :

1) Часто возникает озабоченность покупками или внезапные непреодолимые порывы что-либо купить.

2) Регулярно совершаются покупки не по средствам, Покупаются ненужные вещи. Хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем планировалось.

3) Озабоченность покупками, внезапные порывы что-то купить, неадекватная трата времени, становятся очень серьезной помехой в повседневной жизни и в профессиональной сфере, или влекут за собой финансовые проблемы.

Зависимость от траты денег проявляется повторяющимся, непреодолимым желанием делать много покупок. В промежутках между покупками возрастает напряжение, которое может быть ослаблено только очередной покупкой, часто после этого возникает чувство вины. Таким аддиктам свойственен широкий спектр негативных эмоций, положительные эмоции возникают только в процессе совершения покупок. У таких аддиктов растут долги, появляются проблемы во взаимоотношениях с родными, могут появиться проблемы с законом. Иногда аддикция реализуется через интренет-покупки, которые совершаются в виртуальных магазинах.

Переедание и голодание относятся к группе промежуточных аддикций. В литературе можно встретить расширенное толкование пищевых аддикций, куда относят и нервную анорексию, и булимию. Здесь же следует отдельно упомянуть аддикцию к шоколаду. В.Ди Марцо в журнале «Nature» опубликовал статью, где упоминал, что шоколад и продукты, изготовленные из какао бобов, обладают аддиктивными свойствами из-за присутствия в них соединений, близких к эндогенным каннабиоидам.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Син. аддикция. Выделяются основные виды аддикций: 1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, напр. алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды (см. ); 2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных; 3) сексуальное А. п.; 4) переедание и голодание; 5) «работоголизм» («трудоголизм»); 6) длительное прослушивание музыки, г. о. основанной на ритмах. При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмоциональных отношений. В узком смысле А. п. ограничивается только 1-м видом аддикций. Ср. . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ" в других словарях:

    АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или активностях (видах… … Терминологический ювенологический словарь

    Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения; выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Аддиктивное поведение - одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на… …

    АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Аддиктивное поведение - (англ. addiction склонность, пагубная привычка) злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания … Психология человека: словарь терминов

    Поведение аддиктивное - Аддиктивное поведение одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем то в целях саморегуляции или адаптации. Различают такие формы аддиктивного поведения, как химическая зависимость (курение, алкоголизм,… … Официальная терминология

    Поведение аддиктивное - – поведение, основанное на патологической потребности в определённых препаратах или занятиях (алкоголь, азартные игры, переедание и т.п.) с целью изменить собственное психологическое состояние, в первую очередь эмоциональное состояние и связанное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Поведение игроков (gambling behavior) - Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия

    Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Аддиктивное поведение (А. п.) одна из форм деструктивного поведения, к рая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психич. состояния посредством приема нек рых веществ или постоянной фиксации внимания на опр.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Врачевание душевных ран. Лекции по православной психологии , Авдеев Дмитрий Александрович. В книге представлены семь лекций, а именно: "Психотерапия", "Неврозы", "Основные формы неврозов", "Причины психических заболеваний", "Депрессия", "Аддиктивное (зависимое) поведение",… Купить за 254 руб
  • Врачевание душевных ран. Лекции по православной психотерапии , Дмитрий Авдеев. В книге представлены семь лекций, а именно: "Психотерапия", "Неврозы", "Основные формы неврозов", "Причины психических заболеваний", "Депрессия", "Аддиктивное (зависимое) поведение",…

Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения), целью которой является изменение эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности. Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.

Этапы развития аддикции

В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:

  1. Этап первых проб.
  2. Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
  3. Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
  4. Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
  5. Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.

Классификация аддикций

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
  2. Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
  3. Нехимические типы зависимостей ( , сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Формирование аддиктивной личности

Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций. Рассмотрим их подробнее.

Семья

Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.

Система образования

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.

Религия

С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом. Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов. Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.

Характеристика аддиктивных личностей

Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:

  • Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.
  • Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
  • Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
  • Страх глубоких эмоциональных контактов.
  • Избегание ответственности.
  • Тревожность и зависимость.
  • Манипулятивное поведение.
  • Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.

Профилактика аддиктивного поведения

Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике – предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:

  • Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов. Наблюдение за ребёнком поможет выявить в их речи негативные высказывания о себе, обвинения окружающих, отсутствие личного мнения и интересов.
  • Информационный – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
  • Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.

Вторичная профилактика аддиктивного поведения направлена на выявление и лечение людей с ранними стадиями аддикции, а третичная – на социализацию излеченных от зависимостей личностей.

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация