Семья и ее роль в воспитании детей. «Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых Традиционные роли родителей

Младшие школьники с удвольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакмятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию,любви к родителям, любви к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ»

Пузина Наталья Николаевна, МБОУ ХМР НОШ п.Горноправдинск, учитель, ХМАО «Югра»

Аннотация

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то в впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.

Сегодня во многих регионах России предмет «Основы православной культуры» (есть и другие варианты в названии предмета) уже введен в региональный компонент учебного плана. Имеются тысячи российских школ, где по просьбе родителей этот учебный предмет присутствует в расписании уроков на правах школьного компонента базисного содержания образования.

По данным социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находиться в генетической памяти народа.

Нельзя строить будущее, не зная прошлого. Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых и героев отечественной истории. Понимание феноменов христианской культуры как отражающих идеал святости был доступен в дореволюционной России ребенку любой среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Без восстановления в содержании школьного образования материалов, раскрывающих духовную основу русской истории, понимания в ней феномена святости невозможно решать задачи нравственного воспитания подрастающих поколений. До настоящего времени из школьных учебников дети лишены возможности узнать о духовной основе героических действий Александра Невского и Дмитрия Донского, которые являются не только русскими князьями, но и святыми благоверными Русской Православной Церкви, преподобного Сергия Радонежского, называемого игуменом земли Русской, воинов-схимников Пересвета и Осябли и других выдающихся личностей русской истории, воплотивших в своей жизни идеал святости.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

При подборе материала для занятий необходимо учитывать психологические особенности школьников.

В связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те события из житий святых, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию. Младшие школьники с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакомятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию, любви к родителям (например, когда те просят его остаться дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). А любовь к животным оказалась сильнее страха и у него появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. И даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был - тихим, кротким, работящим…

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа. С этой целью может быть использован прием словесного иллюстрирования.

Опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые для проведения урока различные репродукции, презентации, а также иконы.

Для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы: что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?

От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России - зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя - слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.

В воспитании подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Кроме того, этот пример - надежная прививка против заражения детского сознания фетишизма и идолам либерального общества. Ведь святые - это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в их житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса - веры во Христа. А что может быть важнее для человека, чем жизнь по вере и совести. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста: «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы,… столбы и надписи но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».

  1. Е.И. Смольникова, «Я иду на урок в начальную школу», Москва, «Знаки», 2006.
  2. Л. Л. Шевченко, «Православная культура», Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.


Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, жизненный путь которого немыслим без социализации. ...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

Православное воспитание детей в семье объединяет сколько духовно-нравственное родство. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой...

Обращение к корням, о котором все чаще задумываются современные педагоги, психологи и просто обеспокоенные «падением нравов» родители, невозможно без знания основных элементов православной культуры. Мы все чаще говорим о том, как важно воспитывать детей в традициях православия, надеясь уберечь наследников от цинизма, растления, эгоцентризма, непочтительности, хамства, инфантильности и безответственности.

Знать о традициях и следовать им – не одно и то же. Именно поэтому нужно понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это, прежде всего, следование нормам и канонам тысячелетней христианской веры.

Такое воспитание детей в семье базируются на трех основных положениях:

  • любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
  • ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но и в духовном смысле;
  • почитание родителей и вообще старших.

Семью в православии объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в ней необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненным испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный вектор развития. Важно не столько творчество, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки.

Строгость воспитания смягчается возвышенной любовью родителей к детям и детей к отцу и матери. Родители избегают гнева, сдерживают раздражение, и чадо видит в подчинении не наказание и унижение, а справедливость. Именно любовь смягчает запреты, не ломает личность ребенка, но позволяет малышу стать внутренне свободным, жить по тысячелетним нравственным законам добра и взаимоуважения.

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Так, православное воспитание ребёнка с самого рождения строится на развитии, прежде всего, творческого мышления.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Участие детей в ежедневном труде – неотъемлемая часть православного воспитания. Каждый ребёнок в семье выполняет обязанности, посильные ему по возрасту: кто-то убирает игрушки, а кто-то моет посуду и участвует в приготовлении еды.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится . Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Все больше родителей сталкиваются с проблемой безнравственного поведения детей: молодое поколение не разделяет общечеловеческих ценностей, а пошлость и сквернословие стали обыденными явлениями.

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

Авторитетные мнения

В поисках истины родители часто обращаются к священнослужителям. Например, священник Даниил Сысоев в своих лекциях дал исчерпывающие ответы на множество вопросов о воспитании. Беседы с ним помогли не одному родителю найти подход к чаду и укрепиться в своей вере.

Для матерей и отцов, изучающих влияние церкви на детей, книга известного богослова Николая Евграфовича Пестова будет идеальным помощником. «Православное воспитание детей» можно приобрести как отдельное издание, так и в сборнике «Современная практика православного благочестия». В этом двухтомном труде доступно изложены основы построения христианской семьи, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться верующим в светском государстве.

зо июля по старому стилю 1904 г. произошло великое событие – родился Наследник Российского престола Цесаревич Алексей. “Ваше Величество, сын – настоящий богатырь: вес 4660 г. и рост 58 см.”, – поздравил взволнованного Отца лейб-акушер Дмитрий Отт.

Наследник был долгожданным и вымоленным у Бога ребёнком. Наконец-то из пушек Петропавловской крепости был дан 301 выстрел, что означало рождение Наследника. Одним своим появлением на свет маленький Царевич начинал играть важную роль в большой политике, разрывая цепь интриг, связанных с престолонаследием.

11 августа состоялось крещение новорождённого. Торжественная процессия проследовала в Церковь Большого Петергофского Дворца. Парадную золоченую карету, в которой везли Алексея, сопровождал конвой гвардейских кавалеристов. В Церковь мальчика на руках внесла светлейшая княгиня М.М. Голицина. Чтобы не поскользнуться и не уронить Царственное дитя, почтенная дама приказала приклеить к подошвам своих туфель кусочки материи.

Восприемниками Наследника Престола стали короли Англии, Дании, германский кайзер Вильгельм II (дядя Вилли, как он себя наименовал), герцоги и великие князья. Не забыли и о войсках, сражавшихся в далёкой Маньчжурии: все русские солдаты стали почётными крёстными отцами мальчика.

Родители были счастливы. Но счастье продолжалось не долго. Вскоре обнаружилось, что Наследник болен гемофилией. В трёхлетнем возрасте у Цесаревича случился первый приступ заболевания. Царица упала в обморок. Она знала, что означает это кровотечение, которое нельзя остановить. “Кобургское проклятие” – называли эту болезнь. Она передавалась по наследству по женской лини, но болели ею только мужчины.

За одну ночь Государь состарился на 10 лет. Он не мог смириться с тем, что его единственный сын, его любимый Алексей был обречён на преждевременную смерть или же на прозябание инвалида.

Болезнь в те времена была неизлечимой и смертельно опасной, ведь каждое падение, царапина, удар грозили Алексею смертью. Во время болезни ребёнок испытывал сильнейшую боль. Обезболивающие средства ему не помогали, а наркотики для обезболивания родители не разрешали давать сыну, чтобы он не превратился в наркомана. И Царевич терял сознание от боли. У него поднималась высокая температура, он бредил, стонал и всё время звал мать. Александра Фёдоровна не отходила от сына. Приходя в сознание, измученный ребёнок срашивал у Матери: “Когда я умру, это будет не больно, правда, Мама?” Как это пережить? Как можно слушать такой вопрос от своего ребёнка? Где взять силы жить, зная, что ребёнок “не жилец”, что он может умереть каждый день и каждую минуту? А она жила. Силу жить и бороться за жизнь сына давала Ей огромная материнская любовь и твёрдая вера в Бога.

Когда болезнь отступала, то ушибленную руку или ногу нельзя было разогнуть. Такие больные оставались скрюченными калеками навсегда и не могли передвигаться самостоятельно. Поэтому нужно было лечиться грязевыми ваннами, делать массаж, что тоже причиняло Царевичу боль.

Этот мальчик за свою короткую жизнь вытерпел столько боли, перенёс столько страданий, сколько выпадает не каждому долгожителю. И смерть его была мучительной. Тяжело раненого, его добивали штыками. За что? Даже озверевшие убийцы не смогли бы ответить на этот вопрос.

Первое и самое очевидное, что делают родители: необходимо направить все усилия на сохранение жизни и здоровья ребёнка. Царственные родители так и поступили. Ребёнок находился под бдительным надзором сначала нянек, а с 4-х лет матросов Деревенко и Нагорного. Однако путь гиперопеки оказался неправильным. Поскольку невозможно всё предусмотреть в развитии заболевания, то несчастные случаи и приступы болезни повторялись. Но главное то, что эта внешняя опека, которая ограждала ребёнка от всякой опасности и выполняла все желания ребёнка, мешала нормальному развитию воли и интеллекта мальчика

Это тот способ воспитания, который делает из ребёнка, и без того физически слабого, человека безхарактерного, безвольного, лишённого самообладания, немощного в моральном отношении. Поэтому болезнь вместо того, чтобы закалить характер мальчика (что и произошло впоследствии), могла полностью изломать его и погубить благие задатки. И Алексей стал постепенно превращаться в “маленькое капризное существо”, как писал о Наследнике его воспитатель Пьер Жильяр в начале их знакомства. Ребёнок никогда не был подчинён никакой дисциплине и не переносил никаких попыток его сдерживать.

Как же часто мы, воспитывая своих детей, идём именно по этому пути гиперопеки, даже если наши дети здоровы. Обратимся к мнению современных психологов И. Медведевой и Т. Шишовой: “Так называемая гиперопека, когда родители окружают своего ребёнка излишней заботой. сегодня явление достаточно распространённое… Ведь разрешать ребёнку быть самостоятельным – это риск, и нередко огромный риск. То ли дело неусыпный надзор! Конечно, он отнимает много времени и сил, зато вы обеспечиваете себе спокойную жизнь и выглядите при этом почтенно в глазах окружающих… Что же касается риска, то без него, конечно, жить спокойнее. Вам. Но спокойствие-то за счёт ребёнка, о котором вы якобы так радеете. Ибо каждый его самостоятельный шаг есть репетиция. Чем больше репетиций, тем полноценнее сыграет он спектакль под название “Жизнь”. А на что его обрекаете вы?”

Но Царевича Алексея впереди ожидал не просто “спектакль под названием “Жизнь”, а труднейшая из ролей в этом спектакле – управление великой Империей. И Царственные родители решились на великий эксперимент. Они любили сына безгранично и именно эта любовь давала им силу дать Алексею свободу, рискуя здоровьем и жизнью ребёнка, лишь бы не сделать из него человека, лишённого воли и нравственной стойкости.

Алексей был в восторге от этого решения. Но вскоре привычная беззаботность, отсутствие чувства самосохранения сыграли свою злую роль. Ребёнок упал со скамейки, на которую он хотел встать, чтобы открыть форточку. Ведь мальчик привык, что его тут же подхватят на руки. Но рядом никого не оказалось. После перенесённого приступа заболевания, Царевич внимательно смотрел – куда он ступает, за что держится. Конечно, падений избежать было невозможно, ведь это ребёнок! Но беспечности больше не было.

Алексей страдал от того, что многого ему не было позволено делать. Часто он плакал и повторял: “Зачем я не такой. как все мальчики?” Многочисленные запреты могли развить в ребёнке чувство неполноценности, угрюмости, озлобленности на всех, кто здоров и весел. Как уберечь ребёнка от такой беды? Да, больному ребёнку многим нельзя заниматься, чем занимаются здоровые дети. Но обязательно нужно найти занятие по душе для больного ребёнка, создать ему все условия для занятия любимым делом. Обязательно отмечать его достижения и успехи. Хорошо, если ребёнок занимается этим делом в контакте с другими детьми, и тогда болезнь уже не препятствие к тому, чтобы быть такими же, как и здоровые дети. У ребёнка появляется интерес к жизни, радость общения и дружба со сверстниками. Перед нами пример спортсменов-параолимпийцев. Их не назовёшь калеками. Это сильные люди, живущие полноценной жизнью.

Маленький Царевич мечтал кататься на велосипеде. Конечно, ему не позволяли. Однажды он самовольно сел и поехал по аллее сада. Домочадцы ахнули и побежали его ловить. Родители поняли, что нельзя ребёнку всё только запрещать, разрушая его мечты. Тогда для Царевича был заказан специальный трёхколёсный велосипед. И с тех пор он катался вволю с сёстрами, а порой и с Отцом.

Постепенно постоянные страдания развили в Алексее терпение. Приступы заболевания вызывали не отчаяние и страх смерти, а необходимость потерпеть , ведь после приступа можно опять заниматься любимыми делами и жить дальше. Так он пишет в дневнике за 2.10.1916 г., находясь в ставке: “Досадно, что я расхворался”. Ему досадно, потому что на следующий день должны приехать Мама с сёстрами, а у него температура 38,9. Но ему и в голову не приходило проситься домой. То есть болезнь не заслоняла ему жизнь, она приучила его терпеть.

Ещё одно качество развила в нём болезнь – это сострадание к людям и стремление помочь тут же, не откладывая. Особенно это относилось к тем, кто был болен, находился в нужде, переживал какое-либо горе. Не зря его очень любили раненые, которых он навещал в госпиталях Царского Села, писали ему письма. У мальчика было “золотое сердце”, как отзывались о нём современники.

Перед Родителями Алексея встала ещё одна очень важная проблема – как учить больного ребёнка? Ребёнок часто чувствует себя плохо, а во время приступов заболевания об учёбе и думать нельзя – лишь бы жив остался. Может быть, пожалеть больное дитя и не досаждать ему учебой? Как часто родители делают скидку на болезнь ребёнка и обучение его отходит на 2-й план. Ущерб такого обучения тут же восполняется ленью, замедлением развития интеллекта, узостью интересов. Ребёнок, итак измученный болезнью, становится одиноким, потому что он не интересен сверстникам. Это грозит ему возникновением комплекса неполноценности и даже отчаяния. Вот к чему может привести небрежное отношение родителей к обучению детей не только больных, но и здоровых.

Наследнику Российского Престола необходимо было получить полноценное образование. Поэтому Царевич учился всегда, когда болезнь отступала. В его дневнике за 1916 г. почти каждый день есть запись:”Учился”. У Алексея никогда не было каникул. К сожалению, его каникулами были приступы заболевания. Он учился, даже находясь в заключении, поражая учителей своим светлым умом и навёрстывая упущенное. В архивах сохранилось 2 сочинения Царевича за 1914 и 1917 годы. В этих работах правильно выстроена логика содержания, правильно стилистически построены предложения, богатый словарный запас, хороший русский язык. Думаю, не каждый из современных ровесников Алексея способен написать сочинение так хорошо. В его детском дневнике за 23.06.1916 г. есть удивительно ёмкое описание грозы: “Дождь – как будто море с неба льётся”.

Итак, определённые успехи в воспитании Цесаревича были достигнуты. Но эти достижения были бы невозможны без воспитания послушания. Наследник обладал сильной волей и не подчинялся никому, кроме Отца. Приказать ему что-либо сделать или заставить его было невозможно. Кроме того, Алексей обладал большой живостью характера, был подвижен, любил шумные игры и шалости. Шалости порой бывали и злыми. Однажды, по воспоминаниям протопресвитера Щавельского, во время торжественного обеда Наследник вбежал в обеденный зал, стал за стулом князя Сергея Михайловича (казнён в Алапаевске в 1918 г.) и нахлобучил на голову князя половину арбуза без мякоти. Царевич мог завернуться в штору и в таком виде ждать учителя на урок. Что делать с таким ребёнком? Как воспитать в нём послушание? Нужно начинать с себя. Авторитет родителей, особенно отца как главы семьи, должен быть незыблемым. Поэтому нельзя допускать никаких ссор, тем более оскорблений друг друга в присутствии детей, нельзя обсуждать и осуждать учителей. Если в семье главенствуют уважение и любовь к друг другу, то эти чувства помогут воспитать послушного ребёнка. Каждый проступок должен быть наказан. Причём ребёнку необходимо разъяснить, за что его наказывают, вызывая чувство справедливости наказания, нежелание повторять этот проступок и раскаяние. Наказывая за шалости, Государь говорил своему сыну горькие слова:”Ты не Романов. Романовы так не поступают”. “Я Романов, Романов, – слышалось сквозь рыдания Алексея, – я не буду делать так больше никогда!”

Если не воспитывать послушания в ребёнке, то искажается его любовь к родителям, а главное – любовь к Богу. Место любви будет занято чувством потребления. Вот о чём нужно всегда помнить родителям. Непослушный ребёнок никогда не будет послушен Богу.

Все распоряжения родителей должны быть чёткими, ясными, необходим обязательный контроль за исполнением данного поручения. Если поручение ребёнком ещё не выполнено, то нельзя давать ему новое задание. Также нельзя ребёнку давать непосильных заданий, которые он заведомо не сможет выполнить. Вряд ли угрозы, крики и наказания значительно помогут вам воспитать послушного ребёнка. Всё-таки сильнее любви нет ничего

Вот так борьба родителей и учителей за ребёнка была выиграна. Конечно, ребёнок был неизлечимо болен, но из “маленького капризного существа” вырос настоящий христианин с чутким сердцем и сильной волей.

Воспитывая мальчика, нельзя забывать, что это будущий мужчина, который должен обладать совершенно определёнными качествами, отличающими его от женщины. В настоящее время богопротивная идея эмансипации сделала своё дело. Мужчины зачастую не отвечают своему предназначению быть главой семьи и опорой в жизни, а женщины забыли или не хотят знать, что они сотворены Создателем как “помощники”. Крайняя степень эмансипации – это заведомое рождение ребёнка вне семьи, “для себя”. Как “хорошо”, когда все равны! Зачем тогда мужчине брать на себя ответственность за свою семью, за страну? И мужчина уступает своё место женщине. Особенно это пагубно отражается в семейных отношениях. Раз жена зарабатывает больше мужа, значит она и главная в семье, за ней последнее слово и решение всех проблем. Но этот тяжкий груз ответственности непосилен для женщины. В результате семейные отношения искажаются, нет мира в такой семье, потому что в ней нет Бога. Всё это, естественно, отражается на воспитании детей.

Поэтому воспитание в мальчике таких качеств, как ответственность, самостоятельность, умение в нужной ситуации принять решение, ни на кого не оглядываясь, начинается в семье. А для этого необходима правильная расстановка приоритетов в семейных отношениях. В Царской Семье приоритеты были расставлены правильно. Глава семьи – Отец, его авторитет был непререкаемым. Нужно отметить, что главным творцом такого уклада в семье является жена. Для Государыни подобные семейные отношения были совершенно естественными. Видя пример Отца, Алексей стремился подражать Ему, впитывая в себя настоящие мужские качества. Но мальчика готовили не только к роли мужа, отца и хозяина дома. Для Царевича Алексея таким домом была вся Россия. “Царица внушила своему сыну, что перед Богом все равны и гордиться своим положением не должно, а надо уметь благородно держать себя, не унижая своего положения”, – вспоминал игумен Серафим (Кузнецов).

Алексей был Наследником Российского Престола. Он понимал это с раннего детства. Он понимал, что вне семьи он значил больше, чем сёстры. Ведь в официальных случаях именно он сидел или стоял возле Отца. Только его приветствовали криком: “Наследник!”

Однажды, когда он играл с сёстрами, ему сообщили, что во дворец пришли офицеры его подшефного полка и просят разрешения повидаться с Цесаревичем. 6-летний Алексей тотчас оставил игру с сёстрами и с важным видом заявил: “Девицы, уйдите, у Наследника будет приём”. Сёстры никогда не называли его “Алёшка”, “Лёша”, но только Алексей. Как Наследник, Алексей не желал выглядеть перед окружающими людьми, его будущими подданными, легкомысленным и смешным. Так однажды кинематографисты сняли Алексея, игравшего с собакой. Но мальчик был против показа широкой публике этого фильма: “Было бы глупо показывать меня, выделывающим пируэты. Собака на снимке выглядит умнее”.

Несомненно, Цесаревич не был гордецом, но он осознавал, что он будущий Государь, сознавал своё высокое предназначение и огромную ответственность за всю страну.

Говоря о нравственных качествах Цесаревича Алексея нельзя не отметить, что он был воспитан патриотом своей Родины . В настоящее время это большая проблема – воспитание патриотизма, вернее отсутствие такого воспитания. Пагубные плоды его мы пожинаем сейчас. Как воспитать патриотизм в ребёнке? Прежде всего это качество воспитывается в семье и находит свою основу в православной вере. “Любовь к Родине по силе близка к Богу”, – вот мнение Государыни, – “Патриот видит в своей стране больше. чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остаётся такого, что увидеть невозможно, так как это является частью великой нации”. Патриотами своей страны были Царственные родители Алексея. Их пример был всегда перед детьми. Никогда Государь и Государыня не преклонялись перед другими нациями, хотя Александра Фёдоровна была немкой по рождению, да и в жилах Николая II был большой процент чужеземной крови.

Как часто сейчас дети слышат от своих родителей слова возмущения “этой страной”. Если родители чувствуют себя в чём-то ущербными и ущемлёнными, то это чувство невольно передают детям. Дети не гордятся великой историей своей страны, потому что родители не интересуются этим. Зачем? Ведь наша страна “2-го сорта” по сравнению с некоторыми другими странами. Мечта многих современных родителей – получить хорошее образование, приобрести опыт работы и стать классным специалистом не для того, чтобы служить Отечеству, а чтобы уехать в другую страну и жить там. «Причём здесь Родина? Родина там, где больше платят. Деньги – вот моя Родина. И вообще, национальная культура и традиции – это всё устаревшие предрассудки. Мы все одинаковые, потому что мы все находимся во всемирной сети интернета, – таковы горькие плоды современного воспитания.

Для Царственных Родителей, а значит и для их детей, всё самое лучшее было русским. Между собой дети говорили только по-русски, писали письма, вели дневники только по-русски. Родители прививали им любовь к национальной культуре, потому что сами любили русскую классическую литературу (Государь любил по вечерам читать вслух), слушать русскую музыку, народное творчество, знали и гордились великой историей русского народа. Очень любили Государь и Государыня русский народ, даже тогда, когда народ их предал.

“Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину “, – писал в самую трудную минуту своей жизни Император Николай II.

“Чувствую себя матерью этой страны, страдаю как за своего ребёнка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и на все прегрешения, – писала Александра Фёдоровна из заключения.

Вот какова была сила любви к своей Родине у Царственных Страстотерпцев! Да как же их детям не быть патриотами? Алексей, как и его сёстры, любил всё русское. Он умел и любил играть на балалайке, был не требователен в быту. Любимой пищей Царевича были “щи и каша, и чёрный хлеб, который едят все мои солдаты”, – как он всегда говорил. ” За обедом опять наслаждался борщом”, – записал он в дневнике за 10.11.1916 г., находясь в ставке. Конечно, чтение настоящей литературы сыграло свою положительную роль в воспитании мальчика. “Чудная вещь!”, – записал Алексей в дневнике, прочитав “Тараса Бульбу”. Подражая Отцу, он с малых лет любил носить военную форму. Ведь для настоящего мужчины, который мог быть только патриотом, большая честь быть защитником Отечества. Когда Царевич был здоров, он с удовольствием занимался военной подготовкой, маршировал, изучал воинскую дисциплину, мастерски владел ружейными приёмами, пел солдатские песни, умел варить кашу на костре.

В 1915 г. Государь Николай II становится Главнокомандующим Русской Армией и принимает решение взять с собой в ставку Наследника. Да, это поступок патриота, ведь присутствие Наследника на фронте поднимет боевой дух армии. И Государыня отдаёт своего мальчика, потому что Она тоже патриот своей Родины. Она расстаётся с ним впервые в жизни. Это тяжело пережить – а вдруг там, в ставке, случится приступ заболевания и Она его больше не увидит?

Так Алексей в возрасте 11 лет прибыл с Отцом в ставку в 1915 г. и почти весь 1916 г. провёл там. Условия жизни были походными, но Царевич не был приучен к роскоши своими благоразумными родителями и скоро привык к новой обстановке. Армейская жизнь ему очень нравилась и закалила его характер, стала постепенно исчезать его детская застенчивость. Из дневниковых записей Алексея мы узнаём, что он ездил с Отцом на войсковые смотры, ходил проверять посты, осматривал эшелоны, санитарные поезда, госпитали, знакомился с новейшим вооружением. В Могилёве у Алексея было “потешное войско” из кадетов, с которым он и занимался строевой подготовкой, играл “в войну”. А ещё Государь учил Наследника любить русского солдата, жалеть и беречь его. В 1915 г. Алексею было присвоено звание ефрейтора и он был награждён Георгиевской медалью 4-й степени, которой награждали солдат. Наследник, имеющий от рождения высокие воинские звания и награды, был страшно рад и с гордостью подписывал письма домой: “Ваш ефрейтор Романов”. Да, Цесаревич был патриотом. Слова “Россия” и “Родина” были для него не пустым звуком!

Если не воспитывать послушания в ребёнке, то искажает Перед Родителями Алексея встала ещё одна очень важная проблема – как учить больного ребёнка? Ребёнок часто чувствует себя плохо, а во время приступов заболевания об учёбе и думать нельзя – лишь бы жив остался. Может быть, пожалеть больное дитя и не досаждать ему учебой? Как часто родители делают скидку на болезнь ребёнка и обучение его отходит на 2-й план. Ущерб такого обучения тут же восполняется ленью, замедлением развития интеллекта, узостью интересов. Ребёнок, итак измученный болезнью, становится одиноким, потому что он не интересен сверстникам. Это грозит ему возникновением комплекса неполноценности и даже отчаяния. Вот к чему может привести небрежное отношение родителей к обучению детей не только больных, но и здоровых.

Господь даровал нам семью Царственных Страстотерпцев как образец любви и семейного счастья. Через много скорбей, страданий и трудов прошли эти люди на земном пути, но как драгоценное сокровище всегда с ними была любовь к друг другу и к Богу. Алексей был как бы центром этой дружной и сплочённой семьи.

Алексей очень любил Мать и сестёр и скучал по ним, когда находился с Государем в Могилёве. Ведь раньше они никогда не расставались. В письмах он обращается к Матери так: “Душка моя милая Мама”, “Голубушка, золотая моя милая Мама”, называет Её родной, ненаглядной. В письмах он по-мужски старается приободрить свою Маму, которая очень тосковала о нём в разлуке. Так он сочинил шуточные стихи, ожидая приезда Государыни с дочерьми в ставку:

“Собирайся поживей,

Приезжай-ка поскорей,

Ждём Тебя мы с наслажденьем

И с малиновым вареньем!”

Сёстры очень скучали об Алексее. “Алексей, душка, милый мой маленький, – пишет Татьяна, – скучно нам тут без Тебя и без Папы”. Его верный товарищ в играх Анастасия в отсутствие Алексея играла на его балалайке: “Прости, что я взяла твою балалайку, которая стояла у тебя. Но мы играем с Марией”. Подписывала она свои письма так:” Любящая тебя твоя сестра Настаська. Швыбзик”.

Идеалом для подражания у Наследника был его Отец, что, конечно, правильно. Так и должно быть в семье. Отца Алексей любил беззаветно, его авторитет был у мальчика абсолютным и незыблемым. Только ему Царевич подчинялся безпрекословно. Потому что очень любил Отца, уважал Его и доверял Ему.

Да, любовь родителей к детям имеет большую силу. Но эта любовь может искалечить ребёнка, если она будет “слепой”, если в этой любви не будет самого главного – любви к Богу.

“Это несовременно, – могут утверждать некоторые родители, – Религиозное воспитание было необходимо в прежние времена, сейчас жизнь стала другой со своими другими потребностями и проблемами. Любые конфликтные ситуации можно разрешить с помощью психологов. Тем более, что психологи есть уже в штате школ”. Действительно, психологов много, и пациентов у них много. Однако количество конфликтов в семье не уменьшается, а растёт. Дети и родители не понимают друг друга. Повзрослев, дети уходят из родительского дома, обращаясь к родителям лишь за материальной помощью. Они становятся чужими друг другу. Отчего же так произошло? Ведь родители так любили своих детей и желали только добра своим непослушным детям. Где выход из этой ситуации? Ответ однозначен – необходимо обратиться за помощью к Тому, Кто даровал нам это дитя, Отцу Небесному. Молиться за детей своих “день и ночь”, как советуют святые отцы. “Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях”, – вот на что благословляет родителей, имеющих непослушных детей, старец Иероним Афонский. Это родительский подвиг. И мы должны молить Господа, Пресвятую Богородицу и всех святых о даровании нам сил и терпения совершить этот подвиг.

Господь даровал нам пример истинного, христианского воспитания детей в семье Царственных Страстотерпцев. Давайте же поучимся у них воспитывать детей. В этой святой семье любовь к Богу была главной . “Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребёнку”, – уверена Александра Фёдоровна. На чём же основана эта уверенность? Каждый человек сотворён по образу и подобию Божию. Поэтому в каждом человеке заложено стремление быть подобным Богу. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”, – звучит в нас призыв Господа Иисуса Христа. “Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела”, – вот как о высоком предназначении материнства учит нас свт. Иоанн Златоуст. Вот почему святой долг родителей воспитать в детях веру в Бога, стремление к совершенству и уподоблению Богу. Такова Божья воля о предназначении человека- любить Бога и любить ближнего. Но как научить этому ребёнка?

“Бог приходит к ребёнку с любовью матери”, – делится с нами Государыня. В той семье, где вера в Бога – это основа жизни, а без молитвы жизнь невозможна, как дыхание без воздуха, не надо прилагать особенных усилий для религиозного воспитания детей. Пример искренней веры родителей всегда перед глазами детей. Однако религиозное воспитание всё же необходимо и подходить к нему нужно деликатно. Государыня это понимала: “Нужно в человеке видеть лучшее, что в нём есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших качеств”. Нельзя насильно заставить ребёнка верить и любить Бога. Вера и любовь не совместимы с насилием. Они всегда свободны. “Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, – это дать им атмосферу любви и чистоты”, – вот совет от мудрой Государыни. Именно такая атмосфера “любви и чистоты” царила в их доме. Евангельская заповедь о чистоте сердесной , к соблюдению которой должны стремиться родители, и есть залог правильного воспитания детей во Христе. Но всё покрывает и всему учит любовь к Богу и друг к другу.

Царевич Алексей был самым младшим членом этой дружной семьи. Замучен он был совсем в юном возрасте, немного он не дожил до 14 лет. Но мы уверенно можем сказать, что это был истинный христианин. Об этом свидетельствуют воспоминания современников, его письма и дневники.

Трудно сказать, каким бы Государем стал Цесаревич Алексей, слишком мало он прожил. О чём же мечтал Наследник, о каких свершениях и великих делах? Может быть, о том что он станет самым богатым и могущественным царём, завоюет все соседние страны? Нет. Он мечтал совсем о другом: “Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы”.

Его учителя говорили: В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его – самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека”.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!