Свадебные традиции лезгин. Народный календарь, календарные обычаи и обряды Национальность лезгин вероисповедание привычки и устои

Лезгинские свадьбы славятся своим размахом, искрометностью, безудержным весельем. Молодые люди на протяжении всего праздника соревнуются друг с другом в ловкости и умении танцевать, меряются силой, доказывают окружающим свою храбрость. Казалось бы, все здесь дышит легкостью, но на самом деле лезгинские свадьбы – очень серьезное и ответственное мероприятие, торжественное событие, решение об организации которого было принято задолго до самого праздника.

О своем желании жениться юноша сообщал отцу через своего товарища. Получив такое известие, родственники собирались на семейном совете и подробно обсуждали кандидатуру предполагаемой невесты. Если все присутствующие были согласны с тем, что молодой человек выбрал девушку достойную, то в дом ее родителей отправляли сватов.

Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар – обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота.

Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты.

В день обручения отец девушки (девочки) принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет.

В течение этого времени молодые не виделись и не общались. Бывали случаи, когда обрученные еще в младенчестве жених и невеста, зная о существовании друг друга, впервые встречались только на собственной свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Готовиться к свадьбе родители девочки начинают практически с момента ее появления на свет.


Такая подготовка заключается в сборе приданого, которое состоит из:

  • посуды;
  • постельных принадлежностей;
  • подушек и одеял;
  • тканей;
  • одежды.

Более обеспеченные лезгины давали в приданое невесте ювелирные украшения или обеденные сервизы из серебра.

Подготовка к свадьбе длилась несколько лет, так как требовалось не только сшить праздничную одежду, но и собрать приданое, подарки дорогим гостям и родственникам жениха.

Проведение торжества

Свадьба продолжается несколько дней. Чем богаче семьи, тем дольше длится праздник. В первый день в доме жениха по традиции принимали трех музыкантов, которым подносили дары в виде:


  • трех пар носков;
  • трех платков;
  • трех хлебных лепешек.

Второй день – день обряда бракосочетания. В доме родителей жениха собирались гости и родственники, которые приносили подарки для молодых. Друзья жениха, свидетели, кадий и мулла заходили в помещение, где их ждали новобрачные, отец и дядя невесты. Спрашивали у жениха и невесты, согласны ли они связать себя узами брака, читали молитву, совершали брачный обряд. После этого юношу и девушку называли мужем и женой. На третий день девушка покидала родительский кров и переходила в дом мужа.

Здесь ее встречала свекровь с маленьким мальчиком на руках (по преданию, взявшая малыша на руки девушка должна была первым родить сына).

Чтобы жизнь была сладкой и счастливой, а свекровь и невестка не спорили и не ссорились, мать жениха угощала невестку медом.


Девушка должна была съесть ложку меда из рук свекрови. Отказать она не имела права. Молодые лезгины и лезгинки веселились на свадьбах отдельно.

Современная молодежь празднует в одном зале ресторана, и девушки с парнями танцуют в одном кругу, но раньше было строго запрещено женщинам находиться в одной комнате с мужчинами даже во время праздника. Традиционный танец – lezginka. Его танцуют парни и старшие мужчины, демонстрируя во время танца свою ловкость.

Если в танце принимает участие невеста, то родственники жениха должны оценить плавность движений, умение подчеркнуть достоинства партнера, оставаясь в тени мужчины.

После свадьбы

После завершения торжеств жених забирает молодую невесту и отправляется с ней в дом своих родителей.


Брачная ночь – священное таинство, после нее мать и тетушки жениха должны получить наглядное подтверждение невинности невесты. Утром после брачной ночи родителям невесты объявляют о том, что девушка действительно целомудренна, и праздник продолжался.

Только на третий день теперь уже молодая жена выходила из комнаты и встречала гостей на пороге дома своих новых родственников. Она вручает каждому пришедшему именной подарок.

Первые два дня после свадьбы жених проводил в обществе своих друзей, а на третий встречал своих близких родственников и принимал поздравления.

В этом видео вам расскажут все о свадебных традициях и обрядах на Кавказе:

Современные лезгинские свадьбы во многом отличаются от праздников прежних времён. Однако и сегодня большинство лезгинов свято чтят традиции своего народа и проводят обручение и свадебный обряд в соответствии с ритуалом предков. Несмотря на то что по традиции парни и девушки празднуют и веселятся отдельно друг от друга, многие организовывают банкет в ресторанах или кафе, где собираются представители обеих семей независимо от возраста. Как отпраздновать свадьбу молодого лезгина, чтобы не нарушить традиций и не оскорбить своим поведением старейшин? Стоит прислушаться к советам и рекомендациям близких родственников и тамады, в роли которого выступает самый уважаемый и почитаемый человек из числа родных жениха.

| 24.12.2014 | 00:00

Одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе является земля лезгинского народа, упоминаемый многими историческими источниками Лезгистан. Этот народ имеет древнюю и богатую историю. Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить самобытные традиции и богатую духовную культуру. Сегодня лезгинский народ в основном проживает на территории юга России и в Азербайджанской Республике.

Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Большое место в культуре лезгин отведено воспитанию детей. Их обучением начинают заниматься еще когда ребенок находится в утробе матери. Интересно, что бездетные женщины вместе отправлялись к священным местам и давали обет в случае появления на свет у одной мальчика, а у другой девочки, сочетать их браком. Традиция обручать детей в раннем возрасте сохранилась и до наших дней. Этот обычай обусловлен стремлением закрепить родственные и дружеские связи между семьями.

Как и у большинства кавказских народов, раньше у лезгин практиковалось похищение невесты. Если оно совершалось с согласия девушки, ее родственники не противились этому. Однако выкупа за невесту (калыма) у лезгин никогда не было, тем ни менее, за невесту вносили определенную плату ее родителям. Большим уважением исторически и в наши дни на свадьбах лезгин пользуются гости и старики. В некоторых семьях до сих пор сохранился обычай посыпать невесту мукой, когда она впервые входит в кухню. Невеста, в свою очередь, кидает в огонь горсть муки в знак того, что она стала законной хозяйкой домашнего очага.


Несмотря на то, что женщине всегда отводилась второстепенная роль в лезгинских семьях - она занималась сугубо домашними работами, мужчины всегда уважительно и почтительно относились к лезгинкам. В лезгинских семьях большим позором считается поднять руку на женщину и оскорбить ее честь. Раньше такое оскорбление приравнивалось к кровной обиде, и обидчик становился изгоем в своей общине. Сегодня бить женщину по -прежнему считается позором и, если ссора доходит до крупного скандала, жена уходит в дом родителей и родственники мужа добиваются примирения. Подобно другим северокавказским народам, на женщину лезгины не распространяли кровную месть, и какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Как и другие кавказские народы, лезгины прекращали драку, если женщина, сняв платок, бросала его между двумя враждующими. И в наши дни в присутствии женщины у лезгин не принято позволять себе неприличные выражения. Позорно считается и мстить женской половине общества.

Интересно, что лезгинский мужчина по традиции не присутствует при родах. Первому, кто сообщит молодому отцу о рождении ребенка, полагается подарок. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. Обычно его нарекают именем умершего члена семьи. По случаю новорожденного в лезгинских семьях всегда устраивается семейный праздник и готовятся специальные угощения.

Отметим, что наряду с исламом в лезгинской культуре присутствуют элементы языческих верований. Ранее, по одному из обычаев, быка коричневого цвета, купленного на деньги сельской общины, трижды обводили ночью вокруг селения, а потом убивали. Мясо раздавали всем семьям села. Считалось, что такое «жертвоприношение» должно предохранить скот от гибели. Существовало предписание, согласно которому в жертву приносили любое животное, кроме козла. Этот обычай был связан с поверьем, согласно которому козлы - животные с холодными губами, и боги не примут такую жертву.


Необычные традиции и обряды существуют в быту лезгин и сегодня. Все они уходят корнями в глубокую древность. До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания солью головы больного. Раньше любые болезни лезгины объясняли сглазом. Лезгины верили, что проведя щепоткой соли вокруг головы больного и прочитав молитву, можно снять порчу. В заключении этого простого обряда лезгины проводили солью над огнем, показывая тем самым, что тот, кто наводит сглаз, должен гореть в аду. Этот же обычай лезгины совершают от сглаза и для привлечения удачи.

Кроме того, у лезгин по прежнему делаются обереги против злых духов. Например, при строительстве дома лезгины вешают на стену предметы посуды. По традиции, это принесет новоселам счастье и благополучие. Также в качестве оберегов лезгины используют колючие растения. Возможно это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. В качестве талисманов лезгинские дома могут украшать необычные камни, ветки, рога животных, а также холодное оружие.

Нередко со святыми местами у лезгин связаны деревья необычной формы и огромные камни. Святые места у лезгин называются - «пир». Часто у лезгин они также связаны с источниками воды или горами. В таких местах всегда просят о помощи и совершают молитву, принеся что-либо в дар месту. На святом месте лезгины также вешают кусочки материи. На территории проживания лезгин и сегодня существует множество непонятных, на первый взгляд, мест, обвешанных разноцветными кусочками ткани. Это и есть лезгинские святыни - «лезги пирар».


Один такой современный «пир» вырос прямо по середине асфальтовой дороги в Азербайджане. Недавно власти Азербайджана хотели выкорчевать это святое место лезгин, но, как утверждают местные жители, «даже подогнанный экскаватор не смог осилить этого». Это огромное дерево разделяет дорогу на две части, и проезжающие люди останавливаются, кладут милостыню и просят Бога о помощи. В случае, если машина или поезд, проезжающий мимо не останавливаются, то лезгины все равно привстают со своих мест и, омыв ладонями лицо, произносят строку из Корана: «Бисмилляхи рахмани рагьим».

Помимо необычных святых мест, сохранилось на земле лезгин и множество исторических памятников, среди которых старинная крепость в селении Ахты Ахтынского района. Недавно об этом памятнике архитектуры даже был снят короткометражный фильм. События фильма происходят во времена войны горцев во главе с имамом Шамилем в середине XIX века. В основу телевизионной постановки легли воспоминания дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот, приехавшей к отцу в Ахты (лезг. Ахцагь) в 1848 году.

Приведем небольшой отрывок из записей девушки: «На нас смотрели довольно стройные горцы, похожие на немцев. Женщины в ситцевых шароварах и бешметах укутанные шалями. Маленькие лезгинята, проведав кто я такая, что-то кричат друг другу. На завтра я пожелала посмотреть Ахты, и мы в сопровождении военных нукеров, считавшихся цветом лезгинской молодежи, посещали базар, лавки - нечто вроде магазинов. Письменный язык - арабский. Все женщины носят чадру. Когда солнце поднялось высоко, нас пригласил к себе Ахтынский старшина, дом которого находился возле той крупной мечети, куда по пятницам собирались духовные лица всех сел округа. Здесь мы познакомились с первым лицом в округе - с поэтом, ученым и лекарем Мирза Али аль-Ахты. С нами по очереди поздоровались: «Издрастье, матушка», но многие говорили на свой лад - «матишка». Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Более богатые ахтынцы звали нас с батюшкой к себе в гости. Чем только не угощали, подавали самые затейливые блюда: хинкали с мясом, сыром, маслом, бараньей начинкой и с яйцами. А еще мед, вишни, яблоки, груши и чай. Все желали нас водить из дома в дом. Они не были похожи на жестоких дикарей, как мы слышали в столице. Правда порой я замечала косые взгляды женщин, и приходилось нечаянно услышать от них «матишка».

Режиссером-постановщиком фильма стала сотрудница телекомпании РГВК «Дагестан» Гулер Камилова. По ее словам, основной задачей картины является «привлечь внимание общественности к историческому памятнику с богатой историей». Фильм будет интересен как для любителей истории, так и для поклонников художественных картин.


Помнить о культуре и традициях своего народа лезгинам также призвана помочь премия «Душа Дагестана», созданная по инициативе правительства Российской Федерации. На премию ежегодно номинируют 15 человек и присваивают за заслуги в сохранении и развитии народного творчества и традиционной культуры. Премия присуждается на конкурсной основе по следующим номинациям: народный танец (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народного танца); народное пение (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной песни); народная музыка (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной музыки); традиционная народная культура (руководитель лучшего самодеятельного фольклорного коллектива, народный сказитель, исполнитель эпоса, семейный ансамбль, цирковой коллектив, группа канатоходцев); народный мастер (декоративно-прикладного, изобразительного и фотоискусства, по пошиву национальных костюмов, изготовлению музыкальных инструментов); лучшее юное дарование - до 14 лет; народный театр (режиссер лучшего народного театра, лучший актер народного театра); руководитель лучшего управления (отдела) культуры муниципального образования. Церемония награждения номинантов состоится в декабре каждого года.


Ранее, с 2010 года, при поддержке министерства культуры в республике была принята и действует целевая программа «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана на 2011-2015 годы».

Культурная программа, осуществляемая при поддержке министерства культуры РФ, играет важную роль в развитии и поддержке народного художественного творчества лезгинского народа. Она помогает формировать эстетические ориентиры молодого поколения Дагестана, а также учит давать правильную оценку народного творчества и любительского искусства одаренных лезгин.

Без сомнения, лезгинская земля полна талантливыми людьми. В их числе прекрасный поэт Заира Аминова, чье творчество ввели в программу изучения литературы старших классов. Она родилась 10 декабря 1973 г. в городе Махачкала, Республика Дагестан. Стихи Заира начала писать уже с четырех лет. В 1995 году Заира начинала работать в Союзе женщин Дагестана. Именно в это время было написано заслужившее высокую оценку критики и читателей стихотворение «Беженка», посвященное бежавшим от войны женщинам Кавказа, которых приютили в Дагестане. Примечательно, что будучи сама лезгинкой, Заира пишет стихи только на русском языке. Поэзию Заиры Аминовой хорошо знают и любят у нее на родине. В 1996 году вышел на экран дагестанского телевидения фильм «Страницы дагестанской поэзии. Заира Аминова», который имел большой успех. Популярно творчество лезгинской поэтессы и в западной части России. В 1996 году в Санкт-Петербурге издательство «Печатный двор» выпустило сборник стихов З.Аминовой «Страна мечты», получивший много положительных отзывов.

Популяризации лезгинской культуры среди россиян также призваны способствовать занятия открытой в ноябре 2014 года Воскресной школы для детей школьного возраста в Москве. Учреждение с бесплатным преподаванием уроков лезгинского языка открылась при Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. В программу обучения школы входят преподавание лезгинского языка и литературы, история Дагестана и лезгинского народа, обычаи и традиции лезгин, декоративно-прикладное искусство и народная музыка. Руководителем воскресной школы стала Абидат Эюбова, опытный педагог, обладатель гранта президента России «Лучший учитель России». Преподавать лезгинский язык в школе приглашен кандидат филологических наук по специальности «Лезгинский язык», известный лезгинский поэт Халидин Эльдаров.

Для лезгин, проживающих в Москве, школа стала очень значимым событием, поскольку подарила живущим вдали от исторической родины людям возможность сохранить родной язык и культуру своего народа для будущих поколений.

Таким образом, государственная политика Российской Федерации сегодня отвечает требованиям общества и направлена на сохранение истории малых народов нашей большой страны. История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков. Заглядывая в него, молодое поколение видит образец для подражания и понимает суть происходивших и происходящих в жизни народа перемен. Все это позволяет понять и сохранить культуру каждого народа, проживающего на территории России, что чрезвычайно важно. Не зря говорят, что «народ, у которого есть свои традиции - тот народ вечен и никто не в силах его истребить».

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Мадлена Гаджиева
Лезгины. История, культура, традиции

Посвящаю горячо любимым родителям – Гаджиеву Нариману Гаджиевичу и Лачиновой Закие Магомедкасумовне в знак признательности за привитую любовь к своему народу.

Лезгины

Как-то мы с племянницей моей Закией читали книжку об истории Древнего мира. В ней рассказывалось о Египте, Китае, как возникли Древний Рим, Греция и другие страны, как жили разные народы. И тут Закия мне говорит: «Эме (тетя), мы же лезгины. Расскажи про лезгин! Когда они появились, как жили раньше? Во что одевались лезгинские девочки и чем играли мальчики? Вот у монголов был Чингисхан, а кто среди лезгин прославил наш народ? Расскажи, эмешка!»

Позвала она своих братьев Арслана и Мохамада, устроились все трое удобнее и стали слушать.

История лезгин

Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.

Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!



В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).

На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.

Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.

Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.



В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.


Мухаммад Ярагский


В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.


Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.


Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.

История - тарих .

Эпоха - девир .

Мир - дуьнья .

Земля - чил .

Родина - ватан .

Страна - уьлкве .

Государство - гьукумат .

Народ - халкь .

Люди - инсанар .

Нация - миллет .

Неприятель - душман .

Крепость - кьеле .


СПРАВКА

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.

Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.

Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.


Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее – тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение – проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов.

После молотьбы каждая семья, согласно шариату, выделяла закят (пожертвование) для бедных, вдов и сирот.

Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Во многих лезгинских селениях был такой обычай. После вечерней дойки кто-нибудь из хозяев по очереди приглашал пастуха к себе. Он уже знал, чья очередь, и, пригнав стадо в аул, шел в этот дом. Здесь его ожидал ужин, а когда пастух уходил, на завтрак в его сумку (чанта ) клали чуреки, масло, сыр, халву.

Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

С конца XIX – начала XX вв. некоторые жители сел занимались извозом – перевозили людей и грузы в близкие и дальние села и города.


Гора - дагъ.

Река - вацI.

Лес - там.

Дерево - тар.

Трава - векь.

Цветок - цуьк.

Животное - гьайван.

Корова - кал.

Овца - хеб.

Лошадь - балкIан.

Волк - жанавур.

Заяц - къуьр.

Лев - аслан.

Тигр - пеленг.

Лиса - сикI.

Медведь - сев.

Тур - суван яц.

Птица - нуькI.

Орел - лекь.

Сокол - кард.

Соловей - билбил.

Ласточка - чубарук.

Ворона - пехъ.

Птенец - шараг.

Курица - верч.

Бабочка - чепелукь.

Жук - пепе.

Кузнечик - цIицI.

Муравей - цвег.

Паук - хушракан.

Рыба - балугъ.

Лягушка - къиб.

Червяк - шар.

Ремесло

Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывают о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представление об окружающем мире. Мы называем это ремеслом.

Мы не стоим на месте: учимся творить, изобрели новые материалы. Но, уходя вперед, дети, не забывайте о прошлом. Взгляните, как трогателен этот ковер, сотканный вашей прабабушкой! Какое дарит тепло одежда, связанная лезгинской рукодельницей! Поэтому никогда не умрет ремесло. И всегда будут стучать молоточками чеканщики, прясть ковры пряхи, расписывать вазы художники. И труд ремесленников всегда ценится высоко.

У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство – традиции. Ремесло – это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику.

Самое широкое распространение у нас имело ковроткачество. Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством.

Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы. Это даже младше тебя, Закия. А с восьми лет уже справлялась без посторонней помощи. К 14–15 годам у нее на приданое было готово по три-четыре ковра собственного изготовления! Даже пословица такая есть: «Пара рушар – пара гамар, пара гадаяр – пара балкIанар » («Если много девочек, то семья будет богата коврами, если много мальчиков, то богата лошадьми»). Если девушка не смогла приготовить столько ковров, то сваты говорили ей: «Да какая из нее выйдет жена! Не смогла справиться с тремя коврами, как будет справляться с хозяйством?»

Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами.

В первый день, когда начинали ткать ковер, хозяйка приглашала двух-трех опытных мастериц-родственниц, соседок. Она готовила угощение, приглашенные приносили небольшие подарки. В общем, устраивали себе праздники.

А когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: считалось, что в той семье, куда попадет ковер, первым родится мальчик.



Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану. А позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.



С давних времен лезгины владели гончарным искусством. Подтверждают это найденные при раскопках глиняные блюда, кувшины второго тысячелетия до нашей эры. Особое место в дагестанской керамике занимают благодаря своим высоким декоративным качествам блюда, кувшины, изготовленные в селении Испик. Наши предки еще в XV веке освоили технологии, опережающие другие народы на многие столетия.

Одно из самых древних ремесел у лезгин – кузнечное дело. Кузнецов очень уважали. Люди считали, что огонь им подарили божества и умение обращаться с огнем и металлом – дар свыше. В каждом лезгинском селении были кузнецы – чатухъан , которые изготовляли все необходимое для хозяйства (ножи, щипцы для очага и сахара) и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески!



В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы.

Ремесло - пеше.

Работа - кIвалах.

Труд - зегьмет, кIвалах.

Мастер - устIар.

Ковер - сумах, халича.

Палас - рух.

Узор - нехиш.

Цвет - ранг.

Рисунок - шикил.

Железо - ракь.

Ружье - тфенг.

Меч - гуьрз.

Нож - чукIул.

Топор - якIв, нажах.

Молоток - кIута.

Пила - мешер.

Лопата - пер.

Колесо - чарх.

Ножницы - мукIратI.

Игла - раб.

Щипцы - хих.

Керамика - хъенчIин къаб.

Кувшин - квар.

Ложка - тIур.

Миска - кур.

Ювелир - заргар.

Золото - къизил.

Серебро - гимиш.

Сережка - япагьан.

Кольцо - тупIал.

Одежда

До трех лет детям надевали различные обереги – амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник – хириган . Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок – мурцан цуьк . Он состоял из 12 разноцветных лепестков – по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед.



Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу. Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи.

С конца XIX в. у лезгинок появились платья – булушка . Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Помните, мы видели старинные наряды лезгинок в нашем краеведческом музее?



Волосы женщины прятали под чутхой – плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки – шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты. Это было обязательно с точки зрения морали того времени. И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками.

Лезгинские женщины носили много серебряных украшений – кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. Серебро – особый металл, который может собирать плохую энергию и сам очищаться от нее.

Красота женщин вместе с другими признаками (стройность, черные глаза и брови) определялась волосами. Идеальными считались густые длинные волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу было не принято. Считалось, что, если девушка будет ходить с одной косой, она останется одинокой. Особенно запрещалась такая прическа женщинам, у которых были отец и братья. Поэтому, когда женщины бранились друг с другом, они нередко употребляли выражение: «Ви киф атIуй » («Чтоб ты с одной косой осталась»).

Красота - гуьрчегвал.

Волос - чIар.

Брюки - шалвар.

Папаха - бапIах, бармак.

Платок - шал.

Косынка - пIипI.

Рубашка - перем.

Воротник - хев.

Носки - гуьлуьтар.

Платье - партал, булушка.

Ткань - парча.

Шуба, дубленка - кIурт.

Варежки - бегьлеяр.

Пища

Что ели наши предки?

В основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Летом – больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма (домашняя колбаса), мучное.

Во внутреннем дворике каждого дома обязательно была печь для выпечки хлеба – хьар, тандыр или садж . Хлеб в основном пекли из пресного теста – он дольше сохраняется свежим. Из дрожжевого теста готовили комба – вкусный пирог с начинкой из сушеного мяса, овечьего сыра, лука. А еще выпекали фигурные хлебцы в виде сумочек, петушков, разных зверушек для детей.

Другой вид пирогов – афарар – делали в основном весной, летом и осенью. Тесто тонко раскатывали и начиняли зеленью, тыквой или творогом. В общем, те же самые чуду, которые вы любите, только приготовленные из горных трав и на огне. Объедение!

Ну и, конечно, хинкал во всех его видах – тонкий или с начинкой из мяса, творога, свежей зелени и даже вишни. У лезгин хинкалы с начинкой называются пичекар . Это те же курзе или пельмени.



Широко распространено было толокно (сав ) – мука из жареной пшеницы и конопли. К нему добавляли мед, масло и немного молока, все замешивали и закатывали в шарики. Получалась питательная и вкусная еда, поэтому сав брали с собой в дорогу, так как он долго сохранял вкусовые качества.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Это древнее блюдо у лезгин называется хешил – каша из пшеничной муки. Когда научились печь хлеб, хешил , как ритуальное блюдо, готовили при рождении ребенка.

Варили хешил так. Сначала воду кипятили, затем снимали кастрюлю с огня. Отливали немного воды. В кастрюлю клали муку и мешали до образования густой кашицы. После этого доливали кипяченую воду и ставили на огонь. Через час вновь мешали, снимали кастрюлю с огня, выкладывали готовую кашу на медное блюдо, а посередине делали углубление, куда наливали масло, мед, молоко.

Помню, когда мы были маленькими, мама готовила хешил по воскресеньям. Нам было интересно наблюдать – хешил разбухал прямо на глазах, а когда варился, булькал, он казался нам каким-то космическим пришельцем. Надо попросить бабушку сварить вам хешил , попробуете. Знаю, понравится.

Еще при рождении ребенка обязательно готовили исиду – халву: растапливали сливочное масло, смешивали с пшеничной мукой, затем все это жарили до появления аромата и добавляли мед. Когда исида остывала, ею угощали собравшихся родственников и соседей.

Из напитков у лезгин был распространен тIач – приятный на вкус кисловатый напиток. Для него особо готовили муку. Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами (теплыми овчинными шубами). Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Для приготовления тIач муку разбавляли водой и размешивали до образования жидкой кашицы. Затем добавляли закваску – такую же кашицу, что оставили с предыдущего раза. Квасили тIач вечером, а утром варили на медленном огне, постепенно помешивая. Затем разливали в тарелки, добавляли толокно и ели.

Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле.

Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач .

Хотя тIач отдает немного хмелем, из него не делали алкогольных напитков.

И вообще, хмельные напитки у лезгин не имели распространения. Пили родниковую воду, молоко, кефир (маст ).

Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод. Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость – сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно.

Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате – хзандин кIвал (семейная комната). На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос (сини ) с обедом. Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку. И из этого блюда никто не ел. Когда он отсутствовал, блюдо оставалось пустым.

Хозяин занимал почетное место у очага, и никто из семьи там не садился. Вот такие были строгие обычаи.

Когда приходил гость, мужчины обедали отдельно в гостевой комнате, а женщины – позже в хозяйственной. Выражаясь современным языком, мужчины – в зале, женщины – на кухне.

Готовя еду, женщины соблюдали ряд правил: чтобы руки были чистыми, ногти подстрижены, волосы на голове спрятаны под чухтой . Посуда содержалась в чистоте, продукты для обеда были свежими и чистыми.



Считалось большим позором для хозяйки, если в пище обнаруживалась какая-нибудь посторонняя вещь.

Когда выбирали невесту для сына, у соседей или знакомых спрашивали, аккуратно и вкусно ли готовит ее мать. Поэтому женщины-хозяйки учили дочерей всем премудростям кулинарии.

На свадьбу, помимо плова, исида , шашлыков, афарар и кумба , готовили традиционное блюдо шурва . В большие медные тридцатилитровые казаны клали мясо, заливали водой доверху и варили 3–4 часа. Затем добавляли острые приправы, позднее стали класть картофель и томаты. Получалось очень вкусно. До сих пор в лезгинских селах на свадьбах шурву обязательно готовят.

Хочу рассказать вам еще про один хороший обычай наших предков. В семье, где умер человек, сами хозяева ничего не готовили. О еде для членов семьи и приходящих выразить соболезнование заботились родственники и соседи. Вот в таком духе взаимопомощи и добрососедства жили лезгины.

Когда наступало время, называемое хиб (с 21 февраля по 6 марта), отмечался праздник Хидир неби . Это единственный лезгинский праздник, во время которого готовились специальные блюда. Он очень древний и связан с языческим культом огня. Хидир неби – своего рода лезгинский Прометей, когда-то даровавший людям огонь, поэтому так и почитаем.

Праздник начинался рано утром 21 февраля. От каждой семьи выделялось по 1–1,5 кг пшеницы и паре сушеных ног барашка. В каждом квартале села, в одном из дворов, устанавливали большие медные котлы. В них в течение 6–7 часов варили пшеницу и ножки, иногда добавляя горох. К концу варки этого блюда – гитI – каждая хозяйка приносила по небольшому глиняному кувшинчику (цIиб ) молока и выливала в гитI .

Еда получалась очень вкусной. Когда кушанье было готово, одна из уважаемых женщин раскладывала гитI по специальным глиняным тарелкам хейре , а остальные женщины разносили по домам своего квартала.

После этого до 6 марта почти ежедневно во всех семьях готовили гитI . И каждая хозяйка старалась угостить побольше соседей и гостей, говоря при этом: «Хидир небидин пай хьуй », т. е. «Это кушанье я даю, поминая Хидир неби ».

Вода - яд.

Мука - гъуьр.

Тесто - тини.

Хлеб - фу.

Соль - кьел.

Сахар - шекер.

Масло - чIем.

Молоко - нек.

Сметана - къаймах.

Творог - мукаш.

Сыр - ниси.

Мясо - як.

Крупа - чIахар.

Каша - хапIа.

Рис - дуьгуь.

Плов - аш.

Яйцо - кака.

Яичница - къайгъанах.

Абрикос - машмаш.

Виноград - ципицIар.

Изюм - кишмишар.

Вишня, черешня - пIини.

Клубника - некьияр.

Яблоко - ич.

Груша - чуьхвер.

Персик - шефтели.

Перец - истивут.

Огурец - афни.

Тыква - къабах.

Посуда - къапар.

Блюдце - ленбек.

Чашка - бади.


Праздничный обед устраивали, например, во время Навруз байрама, или, как его называли лезгины, Яран сувар (22 марта). Этот праздник считался весенним и одновременно праздником Нового года. В этот день во всех семьях готовились вкусные мясные блюда и афарар из зелени. Обязательно угощали соседей, гостей, прохожих.

В месяце Рамазан строго соблюдался пост. Пост держали все – и взрослые, и дети, начиная с 10-12-летнего возраста.

По окончании Рамазана лезгины, как и все мусульмане, устраивали праздник Ураза-байрам (лезгины этот праздник называли Сив хьун сувар ). А также Курбанд сувар (Курбан байрам). Отмечали торжественно, резали барана или корову. Вы знаете, что эти праздники отмечаются и в наше время.


Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Сватовство, приданое, музыка и многое другое.

У всех народностей лезгинской группы инициатива в браке проявлялась не столько самим юношей, сколько его родителями и близкими родственниками. У табасаранцев, например, юноша о своем желании жениться передавал родителям через своего товарища. Прежде чем женить сына родители должны были знать о его выборе тоже через близкого товарища. Затем родственники собирались на совет, где обсуждали достоинства и недостатки семьи предполагаемой невесты. Решающее слово принадлежало уважаемым по возрасту сородичам. После семейного совета родители жениха официально поручали самому близкому сородичу (мужчине или женщине) добиться согласия родителей невесты. Сват (или сваха) несколько раз приходил в дом невесты, и только после третьего посещения посредник получал согласие на обручение. На языках лезгинской группы сватов называли «илчи». Сваха приходила в дом невесты с двумя ритуальными хлебами. Если мать девушки была согласна на брак, то она принимала принесенный хлеб. Противное означало отказ. Хозяйка дома принимала гостей, ставила перед ними чай, сладости. Однако, прежде чем дотронуться до еды, «илчи» сообщали цель своего прихода.

Лишь получив согласие, они присупали в трапезе. Этикет не позволял открыто отвергать предложение. Отказ давался в вежливой форме («Мы не думали о выдаче дочери замуж», «Еще не наступило время» и т.д.). Решающее слово принадлежало отцу. Он мог выдать дочь и вопреки ее желанию. Часто причиной несогласия родителей на брак служило социальное неравенство семей.

Приданное

У прибрежных лезгин, особенно у азербайджанских, выкуп за невесту был известен под названием «калыма», у горных лезгин Дагестана – «рушен рагъ». У лезгин большинство семей обходилось чаще всего без взимания выкупа и ограничивалось приобретением для невесты комплекта свадебной одежды и незначительной сумой (мейре), предусмотренной мусульманским правом шариата. Чем выше и глубже в горы, тем реже встречался выкуп за невесту. Плата за невесту получала наиболее яркое отражение в адатах. Адат предусматривал и такое положение: если мужчина, сватая девушку из другого семейства, уславливался выдать за кого-нибудь из членов того же семейства свою сестру, то «иоль-пули» (условная плата) он не платил, и обмен этот назывался «баш-баша» (аз. голова за голову). Если при этом сватовстве девица одной стороны не достигла того возраста, который позволял ей вступить в брак, то ее сторона доплачивала по условию тому семейству, из которого бралась совершеннолетняя девушка. Обычно приданое невесты превосходило сумму, вносимую женихом. Нередко отец невесты давал своей дочери в качестве приданого скот, участок земли. Даже средний крестьянин, отправляя приданое девушки, привязывал к телеге корову, говоря при этом: «Это ей». Взимание выкупа за невесту – «калым» - в большинстве случаях наблюдалось в семьях зажиточной верхушки народностей лезгинской группы. Выкуп за невесту вносили не только деньгами, но и натурой: зерном, баранами, крупным рогатым скотом. Помимо калыма, жених обязан был купить будущей жене свадебный шелковый наряд, одну пару будничной одежды и пару сапожек или туфель.

Сватовство

После принятия предложения, родители жениха приглашали к себе близких родственников, которые приходили с подарками, и наиболее уважаемые из них отправлялись в дом невесты для окончательного сговора. Подарок невесте состоял из кольца (серебряного или золотого, шелкового платка, платьев, носков, обуви, национального блюда-плова, сладостей). В вечер заключения сделки (обручения) устанавливали день свадьбы. Спустя 2-3 дня после получения задатка, родители жениха через своих родственников отдавали родителям невесты остальную часть калыма. В этот день происходили угощения и в доме невесты, и в доме жениха. В дом жениха приглашали по одному представителю от каждой сакли аула.

Кроме калыма в брачном договоре был предусмотрен «кебин гъак» - деньги (не более 40 рублей серебром) для обеспечения жены в случае развода. Окончательно договорившись, обе стороны – родственники жениха и невесты – поздравляли друг друга. На этом обручение считалось завершенным. В некоторых семьях назначался специальный день для обручения («лишанар»), а за день до него в доме жениха собирались все родственники с подарками или деньгами. Родители жениха отбирали необходимые подарки, снаряжали подносы (хунче) с одеждой, со сладостями, пловом. В назначенный обручальный вечер делегация жениха шла в дом невесты с музыкой, впереди – мужчины, а за ними женщины с подарками. Их встречали родители невесты. В честь их прихода устраивались угощение, танцы. Принятие принесенных подарков и части условленной части выкупа, надевание кольца на палец невесты («нишан») означало совершение обряда обручения и невеста считалась окончательно засватанной.

Сватовство - особенности села Куснет

Довольно оригинальным является сохранившийся до сих пор обычай лезгин сел. Куснет Кубинского района Азербайджана. Молодые после официальной помолвки должны были пойти к священному дереву, известному под названием «Гелин пир» («Невестин пир»), и вырезать на нем дату обручения и свои имена. По представлению кубинских лезгин, это священное дерево охраняет жизнь и благополучие молодых408. Несомненно, что это своеобразный обычай говорит о домусульманских верованиях народа. От обручения до свадьбы родители жениха во время наступавших праздников посылали в дом невесты подарки, халву и другие национальные блюда. После обручения («лишанар») жених и невеста скрывались от всей новой родни, не показывались на глаза друг другу. Невеста, встретив жениха, убегала или сворачивала в сторону. По рассказам, в отдельных лезгинских селениях до революции существовали неофициальные, тайные посещения невесты женихом. Родить до замужества считалось позором.

Подготовка к свадьбе

Период между обручением и свадьбой у некоторых семей затягивался от одного до трех лет. К свадьбе готовились обе стороны. Играли свадьбу обычно осенью, после уборки урожая или в конце зимы, до наступления весенних полевых работ. Свадебные торжества продолжались от двух до семи дней, что зависело от имущественного положения родителей. Бедняцкие семьи ограничивались одно - двухдневным гулянием. В организации свадьбы материально помогали невесте и жениху близкие родственники: дядя по отцу и матери, братья и др. Родители жениха и невесты снаряжали караван (на лошадях), с которым близкие родственники отправлялись за необходимыми товарами и продуктами, которые и во вьюках доставляли домой. Невеста и ее родня в это время завершали вязание шерстяных носков, тканье ковров, хурджунов. Накануне свадьбы родители жениха созывали на семейный совет близких родственников, распределяли между ними обязанности по встрече гостей, подготовке свадебной еды, убою скота и т.д. в больших свадебных котлах приготовлялись национальные блюда: суп с мясом (шурва), плов, соус, голубцы и др.; выпекали хлеб. В день свадьбы (воскресенье или четверг) приходили приглашенные. Приезжавших из других аулов гостей представители жениха встречали на подступах к селению с музыкой.

Музыка

Свадьба всегда сопровождалась лучшей танцевальную музыку . У кубинских лезгин это было трио: тар, каманча, тафт; у горных лезгин, табасаранцев и агулов – зурнист и барабанщик. Особой популярностью пользовались профессиональные музыканты из селения Ахты. В Южном Дагестане особой популярностью пользовались табасаранские ашуги. Нередко на свадьбах состязались певцы – лезгинские, рутульские, табасаранские. Азербайджанские песни и музыка звучали на всех свадьбах народностей лезгинской группы.

Первый день свадьбы

С приходом музыкантов и начинался свадебный обряд. Перед свадьбой жених со своими друзьями шел купаться на реку, после чего его одевали в свадебную одежду, и он уходил в дом самого близкого родственника, где веселье шло отдельно, для узкого круга. Жениха с этого дня именуют «ччам». Друзей жениха называют «енгияр», «наибар», у кубинских лезгин еще «пакаул». Невесту именуют: «свас», а ее подруг – «наибар», «енгияр».

На торжества приходили гости, женщины аула приносили по миске муки, сладости, а приезжие приводили барана или козу. В маленьких селениях на свадьбу приглашали весь аул. В таких больших селениях, как Ахты, Курах, Касумкент и др. составляли списки, по которым специально выделенные люди созывали гостей. У цахуров это делала сестра жениха, одевавшая свадебный наряд невесты. Ее свиту одаривали за приглашение деньгами, сладостями.

В теплое время года свадьбу проводили во дворе, а столы для торжеств накрывали в комнатах. Мужчины и женщины располагались на свадьбах отдельно. Гостей-мужчин обслуживали мужчины, гостей-женщин – женщины. Во время танцев на одной стороне стояли мужчины, на другой женщины. В танцах активно участвовали все гости. Танцами руководил «чауш» - специально выделенное лицо. «Чауш» заказывал музыкантам танец по желанию танцующих. Любимым национальным танцем была лезгинка, а также и другие танцевальные мотивы Азербайджана и Дагестана. На некоторых свадьбах танцующей женщине-лезгинке близкие знакомые и родные давали в руки деньги. Окончив танец, она бросала их музыкантам. Если на свадьбе присутствовала обрученная невеста, то родственники жениха вызывали ее на танец и одаривали деньгами. По этикету мужчина не мог закончить танец раньше своей партнерши, ибо это считалось оскорблением ее чести.

Свадьба проходила, в основном, в доме жениха. На свадьбе в доме невесты присутствовали лишь ее подружки и близкие. На гулянке в доме жениха по традиции избирали главного тамаду, который именовался «хан» или «шах маджлис». У шаха было два заместителя, два телохранителя и два «чауша» (часовых – исполнителей воли шаха). Шах маджлис был главным лицом – блюстителем порядка. Обычно это был представитель зажиточной верхушки. На свадьбе он мог по своему усмотрению наказывать и штрафовать любого. Перед «шахом» стоял стол с угощениями. Вопреки грозящему наказания, гости, особенно молодежь, старались нарушать волю «шаха» и приказание его слуг. Ради шутки и веселья они пытались стащить шахскую папаху, украсть со стола шаха еду и т.д. Трофей становился собственностью победителя, но, если во время кражи «шах» замечал «вора» и ударял его специальной палкой, виновник возвращал взятую вещь и штрафовался по усмотрению «шаха». Штраф выражался, например, в том, что нарушитель должен был доставлять на кухню барана, сладости и т.д. Если кто-нибудь ловко припрятывал шахскую папаху, то наказывали «шаха». Так, с шутками, танцами, состязаниями, песнями и с обильным угощением проходила свадьба.

Шариат

Акт бракосочетания по шариату «кебин» у народностей лезгинской группы совершался за месяц, за несколько дней или в день свадьбы. При юридическом овормоении мусульманского брачного акта присутствовало 5 человек: два представителя со стороны родственников жениха и невесты, два свидетеля из односельчан и мулла. Свидетели формально спрашивали жениха и невесту о согласии их на брак. Невеста по обычаю молчала, вместо нее отвечал дядя или отец. По поверяю религиозных людей во время заключения «кебина» или «нека» (обряда венчания) дом, в коем происходила эта церемония, должен был оберегаться от влияния «злых духов». Для этой цели у дверей дома и на крыше ставили своих людей.

Народный календарь, календарные обычаи и обряды

Ведение хозяйства (земледелие и скотоводство) побуждало людей к наблюдению за небесными телами, за изменениями в природе.

У лезгин имели свои названия восход (рагь экъечIун, экуьн ярар ), зенит (нисин вахт ), закат (рагьхъфин, рагь эгисун ); новолуние (цIий варз ), полнолуние (ацIай варз, вацран эквер ); календарные звезды: Венера (Экуьнин гъед, Зуьгьре гьед ), Пастушья звезда Марс (Чубандин гьед ), Красная звезда (Яру гьед ). Медведицу называли «Большая собака» («ЧIехи кицI »), Ковш – ЧукIватI , Малая Медведица – Малая собака (ГъвечIи кицI ).

Млечный Путь у лезгин имеет несколько названий: Регъуьн рехъ (Дорога к мельнице), Яргьи руш (Высокая девушка), Хважам-Жам (Пестрая).

Наши предки пользовались лунным, лунно-солнечным и солнечным календарями. По лунному календарю определяли сроки мусульманских религиозных праздников, а в быту пользовались земледельческим календарем.

Календарный год лезгин делился на четыре времени года: гатфар (весна), гад (лето), зул (осень), кьуьд (зима).

Весна (гатфар ) начиналась со дня весеннего равноденствия 22 марта и продолжалась до дня летнего солнцестояния (21 июня). Лето (гад ) начиналось с 21 июня и продолжалось до 21 сентября – дня осеннего равноденствия. Осень (зул ) начиналась с 22 сентября и до 22 декабря – дня зимнего солнцестояния. Зима (кьуьд ) – с 22 декабря и до 22 марта – дня весеннего равноденствия.

Месяц по-лезгински – варз . Этим же словом обозначают луну. Первая половина месяца называется цIии варз (новая луна), вторая половина – куьгьне варз (старая луна). К 15-му дню месяца луна достигает полнолуния – ацIай варз (полная луна). Вот вам задание на вечер: посмотрите на небо и скажите по-лезгински, какая сейчас луна.

Для определения дневного времени пользовались деревянными шестами, вбитыми в землю. По длине и местоположению теней определяли время.

В каждый сезон года лезгины выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них сопровождались обрядами и обычаями, некоторые – праздниками.

Первый день весны – 22 марта – совпадал с началом Нового года и отмечался как Яран сувар или Навруз байрам (Новый день).

В Яран сувар разжигали факелы и костры. Факелы устанавливались на крышах и в воротах домов, с ними выходили на улицу и на склоны холмов, костры разжигали на площадях, улицах.

В ночь на 22 марта все, даже старики, выходили на улицу и прыгали через костры со словами: «Заллай къада-бала цIу тухурай » (Пусть мои беды уносит огонь). Маленьких детей переносили через костер взрослые.

И по сей день в эту ночь разжигают костры и прыгают через них. Конечно, сейчас прыгать через костер – просто детская забава, но раньше это был магический обряд.

С утра во всех домах выставляли угощение: халву, сладкие слоеные пироги, мясные блюда. Особое значение придавалось калар – жареной пшенице с измельченными орехами и коноплей. Ими набивали карманы и угощали при встрече друг друга. Большое место в обрядовой пище в эти дни отводилось яйцам. Яйца окрашивали в красный цвет и раздавали детям.

Обычай окрашивать и раздавать яйца был распространен у многих древних народов – египтян, римлян, персов, греков: их считали символом весны, источником жизни.

Расскажу еще об одном старинном празднике нашего народа – Празднике цветов, праздник красоты обновленной природы.

Праздник цветов – один из самых ярких и эмоциональных весенних праздников лезгин, самый любимый у молодежи. Это всегда был радостный, веселый день!

Определенной даты проведения праздника не было. Когда альпийские луга покрывались цветами, в один из теплых, солнечных дней весны юноши и девушки поднимались в горы. Молодежь наряжалась в лучшие одежды и рано утром выходила из аула. По пути в горы пели, танцевали, девушки били в бубен.

В начале праздника выбирали Королеву цветов – самую красивую девушку. Королева цветов прошлого года торжественно надевала на ее голову огромный венок из собранных там же альпийский цветов. В общем, древний конкурс красоты.

Но главными в этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьбе. На них выяснялось, кто же из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Эти качества были просто необходимы в прежние суровые времена.

Победителю присваивался почетный титул, в его честь исполнялась хвалебная песнь, присуждался приз – откормленный живой баран, которого он обязательно должен был поднять над головой.

Но самое приятное для победителя было то, что букет альпийских цветов преподносила сама Королева праздника!

Собравшиеся веселились, затевали разные игры, танцевали, пели, принимали участие в совместной трапезе. Затем собирали цветы и съедобные травы. Вечером возвращались в свои селения. Собранные цветы и травы раздавали всем встречным.

Еще один древний праздник был у лезгин, связанный с традиционным занятием – выращиванием черешневых садов. Он так и назывался – Праздник черешни. Праздник символизировал богатый урожай, щедрость родной земли, благополучие, радость труда.

Здесь тоже выбирали «Черешню-ханум» – девушку в роли хозяйки черешни. В сопровождении нарядно одетых сверстниц, с подносами в руках, полными спелой черешней она встречала гостей, приглашала отведать дары сада и начать сбор плодов. Праздничное шествие двигалось по окрестным садам, заодно обменивались опытом выращивания самых лучших, самых вкусных черешен.

Тем временем самые юные соревновались в спортивных играх, старшие просто отдыхали, а дети наедались до отвала плодами.

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Соперник бога и народный календарь В XVI веке уже стало известно в России учение Коперника. А в 1657 году киевский ученый Епифаний Славинецкий перевел на русский язык книгу голландца Блеу «Атлас новый», назвав ее «позорище всея Вселенная». «Позорище», то есть обозрение,

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Обычаи, обряды, досуг В горах дагестанских джигиты, бывало, Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней, дарили друг другу клинки и кинжалы, И лучшие бурки, и лучших коней. Расул Гамзатов В каждый сезон года аварцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них

автора

Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна

Из книги Счет лет от Христа и календарные споры автора

1.2.2. Календарные «условия Воскресения» В Средние века существовало несколько различных мнений о том, какого числа месяца марта воскрес Христос. А также и о том – в каком возрасте он был распят. Одно из самых распространенных мнений такого рода выражено в устойчивом

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Календарные «условия Воскресения» Церковное предание, в согласии с Евангелиями, утверждает, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, на следующий день после иудейской Пасхи. Которая, следовательно, приходилась в тот раз на субботу 24 марта. Именно эти,

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Религия, обряды и обычаи восточных славян Религия язычников-славян Современный украинский историк Я. Е. Боровский так писал об обрядах и обычаях славян-язычников в книге «Мифологический мир древних киевлян»: «С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства,

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом, началом и совершением брака, началом и венцом любви, о котором молодые головы поэтизируют за несколько лет прежде, избирая в своей

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги Пасха [Календарно-астрономическое расследование хронологии. Гильдебранд и Кресцентий. Готская война] автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Календарные «условия Воскресения» В Средние века существовало несколько различных мнений о том, какого числа месяца марта воскрес Христос. А также и о том – в каком возрасте он был распят. Одно из самых распространенных мнений выражено в устойчивом церковном

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Древние обычаи и обряды Одежда, мода. Как узнать, что носили люди сотни тысяч лет назад? Ведь за это время не сохранится не только одежда, но и само тело. В 1964 году на стоянке Сунгирь (около Владимира) был найден скелет человека, похороненного более 20 тысяч лет назад. Редкая

Из книги Раджпуты. Рыцари средневековой Индии автора Успенская Елена Николаевна

Календарные праздники у раджпутов Календарные праздники в течение года дают возможность выразить почтение сверхъестественным силам, поблагодарить их за оказанные щедроты и умилостивить их на предстоящее время. Праздник как целый комплекс благодарственных и

Из книги Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк) автора Дорошенко Е А

Глава III. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ На протяжении многих веков зороастрийцы сохраняли свои культы, обычаи и обряды. В условиях постоянных преследований они жили замкнутой общиной, высшая духовная прослойка строго следила за правильностью исполнения всех обрядов.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Раздел ХIХ Народные представления, обычаи, обряды, ритуалы, действа дохристианского времени, а также во времена двоеверья и христианства; праздники христианских святых в народном сознании Каждое действие, каждое народное произведение, как колядки, щедривки, пожелания,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Культ, обряды и обычаи