Что можно сделать из баяна. Изготовление меха для гармони. Сложный способ складывания гармошки

В виде такого музыкального инструмента как баян. И это объяснимо, так как сделать его не так уж и просто. Для создания такого шедевра потребуется немало времени, терпения, мастерства и фантазии. Такую поделку можно сделать в качестве подарка для человека, который занимается игрой на баяне. Наверняка у кого-то дедушка неравнодушен к этому инструменту, поэтому для него этого будет прекрасный от внука или внучки, который помимо всего прочего сделан с душой.

Итак, потребуются следующие материалы:

  • Пенопласт.
  • Креповая бумага сиреневого цвета.
  • Креповая бумага бежевого цвета.
  • Креповая бумага розового цвета.
  • Гофрированная бумага зеленая.
  • Гофрированная бумага белая.
  • Гофрированная бумага черная.
  • Зеленая пленка.
  • Белая бумага.
  • Картон.
  • Лента золотого цвета.
  • Клей-пистолет.
  • Скотч.
  • Линейка.
  • Красная глянцевая бумага.
  • Деревянная шпажка.
  • Ручка любого цвета.

Из пенопласта вырезаем боковые детали для баяна, высотой 15 см и шириной 11 см. Одна деталь имеет ширину лицевой стороны 7,5 см, а другая 12 см. Вырезаем из картона часть, на которой будут располагаться круглые плоские кнопки. Пенопласт хорошо обматываем обыкновенным скотчем, чтобы на него можно было приклеивать бумагу. Все полученные три части обклеиваем креповой бумагой сиреневого цвета. Теперь нужно сделать меха для баяна. Берем чистую белую бумагу и креповую бумагу бежевого цвета. Вырезаем из них по 2 полоски шириной 11 см, длиной 20 см. Затем вырезаем еще 2 полоски шириной 19 см, длиной 24 см. Полоски из белой бумаги сворачиваем гармошкой. Затем с помощью клея-пистолета приклеиваем к белым полоскам бежевую бумагу.

Полученные меха приклеиваем к двум деталям, сделанным ранее.

Для того, чтобы баян выглядел естественнее и на нем можно было бы немного поиграть, то приклеиваем противоположные стороны меха закрепляем картонными полосками. На места, где склеивалась бумага приклеиваем золотую ленту.

Из картона вырезаем 10 кружочков диаметром около 2 см. Обклеиваем 5 кружочков белой гофрированной бумагой, а остальные 5 черной гофрированной бумагой. Прикрепляем к баяну ту часть, на которой будут располагаться эти кнопочки. С помощью клея приклеиваем кнопочки в порядке как показано на фото.

Обычную бумагу скомкать в виде шариков и обклеить их белой и черной гофрированной бумагой, это будут кнопки на другую сторону баяна. Приклеиваем их тоже в том порядке, что и на фотографии. Вокруг их обклеиваем для красоты золотой лентой.

Сделаем для баяна небольшую подставку. Вырезаем из плотного картона прямоугольник по длине баяна и обклеиваем его синей гофрированной бумагой. На край этой детали приклеиваем небольшие кусочки из пенопласта, и синей бумаги.

Даем клею подсохнуть и ставим в подставку баян.

Русский народный баян всегда ассоциируется с цветами. Вырезаем из розовой креповой бумаги 24 кусочка шириной 2,5 см, а длиной 5,5 см. Растягиваем каждый кусочек. Складываем пополам и обрезаем в виде половинки сердца. Раскрываем и с помощью деревянной шпажки заворачиваем краешки, придавая лепесткам нужную форму.

Ну вот и сделал я свою первую гармонь… Сразу скажу, что когда пришло время писать эту статью, я с большой досадой обнаружил, что большая часть фотографий, сделанных в процессе, утеряна. Поэтому, придётся довольствоваться лишь частью их и тем, что получилось в итоге…

Ушло у меня на неё почти 7 месяцев. Даже несмотря на то, что голосовые планки я сам не делал, а использовал готовые. Хотя, здесь нужна оговорка: не всё это время я занимался только этой , были значительные перерывы на ремонт других инструментов(по заказу) и если бы можно было сосредоточиться только на ней, то можно было справиться месяца за три.

Концепция будущей гармони

К работе я приступил в самом начале октября 2011 года. К тому времени в голове уже достаточно чётко сложилась концепция будущего инструмента: это должна была быть гармонь небольших размеров, трёхголосая(два голоса–в одной октаве, один–на октаву выше) и, при этом, почти полноценная хромка. Почти–потому что, для уменьшения конечных размеров, я решил убрать неиспользуемые самые нижние клавиши правой клавиатуры.

Таким образом, в итоге размеры корпуса гармошки по периметру составили 270х160мм. Клавиш–23 справа, 25 слева. Бас–четырёхголосый, характерный больше для дешёвых заводских инструментов. Тональность-фа-мажор. Далее – по порядку, что и как было сделано.

Корпус

Корпус был изготовлен из купленных в строительном магазине реек толщиной 5мм и шириной 60мм. Материал–не знаю точно, какой, но подозреваю, что это ель. Отбирал их тщательно, выбирая плотную, прямослойную, без сучков, древесину.

На углы корпуса поставлены металлические уголки, сделанные из дюралевой левой решётки Беларуси, той самой, которая была донором при переделке моей Чайки на деревянные резонаторы полтора года назад.

Наружные торцы стенок корпуса также окантованы полосками из дюраля.

Обе деки–левая и правая–сделаны из фанеры. Правые решётки выпилены лобзиком. Рисунок-простой, придуман в процессе.

Корпус покрыл морилкой цвета красного дерева и решил ничем не украшать. Может быть только пока, а может и совсем.

Гриф и механика правой клавиатуры

Гриф правой клавиатуры я сделал из буковых дощечек от тарных ящиков, найденных летом в отпуске, в деревне у деда, когда я ещё не знал, что осенью приступлю к такому делу(была лишь мысль попробовать изготовить гриф по-своему).

Гриф–клееный. Все пазы под деревянные клавиши образованы путём приклеивания перегородок на дощечку–основу. Такой способ, на мой взгляд, имеет, как минимум, два преимущества перед традиционным, когда пазы выпиливаются(или как они там делаются?) в цельном бруске: во–первых, волокна древесины расположены вдоль перегородок, а не поперёк, что дополнительно придаёт им прочности; во–вторых, отверстие под ось сверлится по разметке ещё до приклеивания перегородок, что просто удобно.

Меха

Меха сделаны мной из… ватмана. Это, вероятно, не очень хорошо с точки зрения долговечности, но для первого опыта, думаю, допустимо. Только при их изготовлении я допустил по причине недальновидности, небольшую оплошность– сделал всего тринадцать борин. А для такого небольшого объёма корпуса их нужно было делать штук семнадцать… Сейчас я и сам не могу себе ответить на вопрос «Почему?»… Ведь знал… Но, забегая вперёд, скажу, что в итоге проблема оказалась не столь критична. Просто, направление движения мехов приходится менять чуть чаще.

Голосовая часть

По поводу голосовой части поначалу у меня были грандиозные планы сделать, как минимум, строевые планки справа цельными, самодельными, ибо опыт такой уже был . Но, в последствии, я отказался от них, решив, что поберегу свои силы и время для следующего раза.

Планки эти были латунными, хоть и кусковыми, чем я был немало удивлён, ожидая увидеть традиционный дюраль. В тот момент было окончательно решено поставить именно их. Меня не смутило даже не очень высокое качество их изготовления, а именно–немалые зазоры между голосом и краями проёма. Главное – это была латунь!

Планки были очищены от коррозии и старого клея, залоги-переклеены заново.

Несколько планок пришлось перестроить из близких по тону, так как их не хватило для нужной тональности. Один сломанный голос заново изготовлен и наклёпан. Резонаторы правой части сделаны полностью с нуля своими руками, с подобранными под тональность входными камерами. Делал я их дней 10, будучи в отпуске(в октябре). Из–за малых размеров корпуса пикколки пришлось расположить стоя, каждый ряд–на отдельном резонаторе. Хотя, было бы неплохо «положить» их на деку для более интересного звучания.

Басовый резонатор сделан из резонатора вышеупомянутого аккордеона путём удаления всего лишнего(просто отпилена его часть и установлен набор планок нужной тональности). Басов–семь(без фа–диеза). Басовые планки(они были дюралевые) были «сбиты» для уменьшения зазоров и, как следствие, улучшения ответа.

Резонатор аккордов также изготовлен с нуля.

О настройке

На настройку ушла неделя. Но, когда гармонь разыграется, всё равно придётся подстраивать,так как вмешательство в «жизнь» некоторых голосов было весьма значительным: аккордеон-донор имел сильный розлив, а планки я не рассортировал перед установкой на резонаторы. В итоге на месте многих строевых голосов оказались сильно заниженные. В общем, с хорошей настройкой ещё предстоит повозиться. Да и с розливом, кажется, я не очень угадал-тембр получился не самый интересный.

Слушаем звучание(на первом видео-сравнение с Чайкой, на втором — «Старый клён», третье видео-«Барыня»). Скажу сразу,что наиболее точно передаёт звучание третье видео(«Барыня»), записанное ближе всего к камере. И это… Кажется, за время, потраченное на эту гармонь, я, малость, играть разучился…:



Этот музыкальный инструмент раньше был легендарным. Под него раньше играли свадьбы, провожали в последний путь тещу и при этом как говорят рвали не один такой музыкальный инструмент. Наверное вы догадались, что сегодня мы с вами отправимся на родину российского оружия, пряника и самовара, в гости на предприятие «Тульская гармонь».

Без сомнения, этот музыкальный инструмент, несмотря на свою относительную молодость, самый упоминаемый в интернете. Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и, благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности, быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по их изготовлению стал в Туле вторым по значимости.

В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.

Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве, и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.

В былые советские времена этот самый крупный в союзе завод выпускал 5 000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь стоит 5 000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические от 25-ти.

— Так все-таки, сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.
— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.
— А порванные пополам приносят чинить?
— Нет, ни разу не было.
— На новый год, восьмое марта играете на работе когда празднуете?
— За столом нет, бывает приглашаем коллектив какой, они выступают.
— Играть, естественно, все сотрудники умеют?
— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.

На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть, как минимум, стариком.
— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?
— Если использовать готовые детали — месяц.
— Так быстро?
— А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.

Столярка — чисто мужской цех.

По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии, они интереснее, и уже здесь вставляют наши внутренности «потому, что тульский звук еще никто не отменял».

Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.

Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.

За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.

Все детали собственного производства

Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ — декоративная решетка.

Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.

Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.

Именно она и издает звук.

Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.

Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке

На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту

Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит и звук.
— А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика.
— Тогда спиливаешь язычок ближе к началу и так по кругу.

Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.

На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца

Левый полукорпус содержит 2000 деталей.

— Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?
— Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется чтобы потом на переделку возвращался.

Все, что имеет 2 ряда клавиш — гармонь, у бояна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.

Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.

— Рисунки отличаются от настроения?
— Конечно, я ж не машина.
— Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?
— Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.
Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.

Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.

Для тех кому понравился мой баян я сделала небольшой мастер-класс и фото немного поближе. Ещё ближе мой старенький фотоаппарат не хочет делать.

Вот этот баян мы будем моделировать.


Ссылка на скачивание файла со схемой http://rusfolder.com/34121845
Могу желающим выслать схему на электронную почту. А для тех кто желает научится делать такую схемку сам, немного объясню как я это делала. Всё очень просто и доступно. Никаких особых программ для этого покупать не нужно. Обойдёмся теми, что есть практически во всех пакетах Microsoft Office.
На просторах интернета нашла вот такую схемку аккордеона. Чтобы данную модельку переделать в нужный мне баян я вставила эту картинку в файл Microsoft Exel. Далее прямо поверх картинки накладывала фотографии элементов нужного мне баяна. Делала это с помощью меню "Вставка", "рисунок", "из файла". Заранее нужно приготовить несколько картинок элементов баяна, которые Вы будите накладывать. Для этого с помощью програмки Microsoft Office Picture Manager я обрезала фотографии баяна так, чтобы оставались только нужные мне кусочки. В програмке Exel можно эти кусочки легко поворачивать, растягивать, уменьшать, копировать. Попробуйте. Что не понятно будет, спрашивайте. С удовольствием отвечу. Самое интересное, что так вы можете создавать баяны и аккордеоны любой марки и расцветки. А если у вас есть возможность распечатывать схемы цветными на фотобумаге, то ваши модели будет не отличить от оригинала.

После подготовки схемы нам понадобятся:
1. Стразы для клавиш-кнопок. Я нашла только чёрные, поэтому пришлось выкрашивать их часть в белый цвет акриловой краской.
2. Бусинки белые для кнопок левой руки. Они должны быть в 2-3 раза меньше диаметром, чем стразы.
3. Лента чёрная атласная 0,6мм. Можно чуть пошире, если такой нет.
4. Блёстки.
5. Контур серебристый для иммитации металла.
6. Двусторонний скотч шириной как лента (для её наклеивания). Можно и без него, но приклеено должно быть "насмерть".



Распечатываем созданную нами схему баяна. У меня чёрно-белый принтер, поэтому красное распечаталось серым. У вас он будет красненький. Степлером крепим ремни из ленточки. Только потом клеим модельку.


На этой картинке видно, как крепить ремни.


Расчертим меха. Должно быть 3 полосы: 2 одинаковые широкие и одна поуже для верха) Размер мехов должен быть на 2-3 мм меньше высоты и глубины баяна.


Приклеиваем полоски ленты. Приклеить нужно все ленты до конца, через одну полосочку (как на картинке). У меня лента кончилась, поэтому далее всё будет показано без неё.


Затем складываем гармошкой и склеиваем бока