Конспект урока на тему «первоцветы. Конспект внеурочного занятия "первоцветы" Занятия по теме первоцветы в доу

Тема занятия: «Помощники весны»

Скороговорка дня:

Топали мы, топали,

До тополя дотопали.

Дотопали до тополя —

Да топаем, всё топаем.

Цель занятия: знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами, редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны, бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы : рисунок-заготовка «Распускаются почки».

Предварительная работа

Возобновляем наблюдение за деревьями. Если осенью мы наблюдали, как меняются цвет листьев и их количество на ветках, то теперь наша задача — не пропустить момент появления первых листочков, рассмотреть их. Обсудим с детьми, что именно им предстоит увидеть. Каждый ребенок может выбрать «свое» дерево и наблюдать за ним.

Часть I. Мы помогаем

Цели : формирование счетных навыков, умения сравнивать множества по количеству предметов; знакомство со строением почки.

Педагог. Что-то Весна не приходит! Наверное, у нее очень много дел. Давайте поможем ей, тогда она сумеет прийти и поиграть с нами.

Работа по рисунку «Распускаются почки». Рассмотрим веточку, найдем почки. Под ними от морозов до поры до времени прячутся зеленые листочки и цветы. На всех веточках хорошо видны почки. «Поможем почкам раскрыться» — нарисуем на каждой маленький клейкий зеленый листочек. Посмотрим внимательно — все ли почки на наших рисунках «распустились»?

Проверяем работу вместе. Сначала сосчитаем веточки. Откуда будем начинать счет? Дерево растет верхушкой, значит, самые старые веточки... (внизу), они появились первыми, с них и начнем счет.

Сколько листочков на второй (первой, третьей) веточке справа (слева)? «Проверенные» веточки будем отмечать, рисуя ленточки. (Подобными ленточками мы будем отмечать и веточки настоящих деревьев, за которыми будем наблюдать.) На какой ветке больше всего листочков? Сколько всего раскрылось почек слева (справа)? Где больше листочков — слева или справа?

В каждом случае детям нужно соединить полученные значения с нужной цифрой.

Разминка «Распускаются почки» . Мы рисовали листочки вместо почек на веточках деревьев. Они очень маленькие и к тому же свернуты. Попробуем представить себе, что происходит внутри «проснувшейся» почки.

1. Дети садятся на корточки, накрывают голову руками. Пальцы одной руки крепко прижаты к пальцам другой руки, образуя вершину почки. — Нежные листочки в почке сложены, закрыты жесткими чешуйками от мороза.

2. Не разъединяя пальцев, разводим руки в стороны — почки набухают.

3. Медленно встаем, руки расходятся в стороны — чешуйки опадают, листочки распускаются.

4. Встаем на носочки и тянемся вверх — листочки тянутся к солнцу.

Повторим весь комплекс упражнение 3—4 раза.

Часть II. Первоцветы

Цели : знакомство детей с первоцветами, с необходимостью бережного отношения к ним; формирование умения находить смысловую основу слов.

Чем же еще занята весна в первые дни своего прихода? Она украшает землю первоцветами!

Дидактическая игра «Спроси слово» . Рассмотрим рисунки с изображением первоцветов. Предложим детям догадаться, почему все эти цветы называют первоцветами. Удивительно не только то, что эти растения первыми цветут, когда вокруг еще лежит снег, но и то, что зацветают они еще под снегом!

Постараемся выяснить, как получили свое название такие растения, как подснежник, мать-и-мачеха и сон-трава.

Подснежники зацветают под снегом. Так называют самые разные цветы. Некоторые из них (гусиный лук, ветреница лютиковая, пролеска, хохлатка) растут всего 1—1,5 месяца после появления, и до будущей весны сохраняются у одних клубни, у других — луковицы, у третьих — более или менее толстые корневища.

Мать-и-мачеха . Нижняя часть листьев у этого растения на ощупь кажется мягкой и теплой, как мать. А верхняя часть, наоборот, жесткая и холодная, как мачеха. Сначала это растение цветет, а потом уже появляются листья. До самой осени они будут накапливать питательные вещества для цветения следующей весной. Так же растет и медуница.

Прострел, или сон-трава. Ранней весной в светлом сосновом бору можно увидеть склоненные мохнатые фиолетовые колокольца. Кажется, кто-то специально воткнул в землю сорванные цветы на короткой ножке — ведь ни листья, ни стебли пока не выросли. Через несколько дней цветки широко раскроются, и колоколец превратится в яркую шестилучевую звезду с пучком желтых тычинок посередине.

В древности люди думали, что попавшие вечером на поляну путники засыпают от испарений этого ядовитого растения. Поэтому и назвали его — сон-трава.

Во многих странах есть поверья, связанные с целебной силой и магическими способностями первоцветов.

Из-за стремления людей украсить первыми вестниками весны свои дома многие первоцветы стали редкими растениями. К ним необходимо относиться особо бережно. А свои дома лучше украшать живыми растениями, выращивая их при помощи старших.

Итог занятия. Постараемся разгадать загадки — в них «спрятались» все те понятия, с которыми мы сегодня познакомились.

На ветках — плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Был тугим он кулачком,

А разжался — стал цветком. (Бутон.)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежники, первоцветы.)

На земле цветов — не счесть,

Но один особый есть —

Самый первый, самый нежный.

Мы зовем его... (подснежник).

Последующая работа

Предложим детям передать свои впечатления и эмоции в творческой работе «Подснежники». Каждому ребенку нужно выбрать первоцвет, который они будут изображать. Возможно, дети смогут пояснить свой выбор. «Нарисуем» каждый свой первоцвет при помощи пластилина и крупы.

Выучим стихотворения о птицах, ведь очень скоро мы будем встречать в наших краях перелетных птиц.

Наблюдение «На проталинках ». Обратим внимание детей на то, что среди снега на проталинах можно увидеть не только пробивающуюся травку, но и первых насекомых, пауков и дождевых червей. Днем они отогреваются, разминают ножки, а вечером, когда мороз вновь крепчает, снова прячутся в щели, под листву, в мох, в траву.

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представление о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту.

Развивающие задачи:обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные задачи:воспитать эстетический вкус и бережное отношение к природе.

Интегрированные задачи:познание творчества и художественное эстетическое развитие.

Предварительная работа:беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций.

Методические приемы:художественное слово, использование наглядного материала, дидактическая игра, физ. Минутка, использование нетрадиционного рисования, использование ИКТ.

Материалы и оборудование: слайды с изображением подснежника, мать - и - мачехи, ландыша, листы бумаги, цветная крупа, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Приветствие

«Добрый день!» - тебе сказали

«Добрый день!» - ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем добра и теплоты.

Послушайте стихотворение:

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели и земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответ детей)

Правильно! О весне.

Давайте помиграем с вами в игру «Букет весенних слов». Что происходит в природе с приходом весны?

Я начну, а вы продолжите. На улице стало теплее (передаю солнышко).

Сегодня я хочу рассказать вам о самых первых цветах, которые в природе называются первоцветами. Первоцветы - это цветы, которые первыми расцветают после зимы на лугах и в лесах. Это первые весенние цветы. Каждый удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом. Но первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, срывают их, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу.

Предлагаю поиграть в игру «Собери цветок»(работа в парах с разрезанными картинками).

1 картинка «Подснежник»(слайд)

Пробивается сквозь снежок

Удивительный росток

Самый первый, самый нежный

Самый бархатный цветок.

Этот удивительный цветок растет и развивается зимой под теплым снежным покрывалом, с началом весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте, когда на деревьях еще нет листьев, под яркими лучами солнца расцветают подснежники.

Немало легенд сложено о подснежнике. Говорят, что подснежники - это «снегурочкины слезы». Плакала Снегурочка, зиму провожая. Шла она по лесу печальная, и там, где снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали подснежники.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать - и - мачеху»(слайд)

Лишь головку к солнцу приподнял -

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки земли

Мать - и - мачехой в народе нарекли.

У него желтые лепестки, похожие на лучики солнца. Серединка тоже желтая, похожа на корзиночку. Пчелки очень любят собирать нектар цветов мать - и - мачехи. Дети, посмотрите внимательно на листочки. Нижняя сторона листочка мягкая, теплая и нежная, как ладошки вашей мамы. А верхняя сторона холодная и неприятная. Поэтому это растение называется мать - и - мачеха. Мать - и - мачеха - лекарственное растение. Листочки и цветы заваривают и пьют во время болезни. Поэтому к этим цветам нужно относиться очень бережно, полюбоваться и уйти.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш»(слайд).

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит.

Будь с ним осторожен!

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. Запах ландыша настолько притягателен, что не может оставить равнодушным никого. Его применяют при изготовлении духов. А еще листья и цветы заготавливают в качестве лекарственного сырья. Все части растения, особенно его ягоды, ядовиты для человека.

Мы познакомились с первыми весенними цветами - первоцветами.

Пальчиковая игра «Цветы»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

А сейчас я вам предлагаю послушать сказку(чтение экологической сказки):

«В одной не очень богатой семье было двое детей: сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами - воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили.

Приближался день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались и хотели сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем, если вы сорвете нас, мы завянем и умрем».

Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем-всем, а мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.»

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? Почему?

А чем же они полезны? (Семенами питаются птицы, используют для лекарства)

А кто совсем не может прожить без цветов? (насекомые)

Почему? (Насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов)

Но, к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Ребята. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой?

Ответы детей.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок.

Воспитатель с детьми проговаривают какие цветы используются для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка.

Проскура
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Первоцветы»

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы

образования – эколог

Проскура Людмила Анатольевна,

ЧДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД»

Цель :

Формирование представлений о раннецветущих растениях родного края.

Повышение умственной активности дошкольника, развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Задачи :

Образовательные задачи :

Познакомить с разнообразием первоцветов родного края : Верба, Береза, Крокусы; особенностями их развития, ролью в природе, взаимосвязь с насекомыми.

Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки.

Развивающие задачи :

Способствовать обогащению словарного запаса, развивать абстрактное мышление, логику, координацию движений, память.

Воспитательные задачи :

Тип занятия : сообщение новых знаний педагогом.

Формы и методы :

беседа с демонстрациями,

пластический этюд,

рисунок в тетради.

Оборудование :

фотоиллюстрации первоцветов : Крокусы, Береза, Ива (Верба,

рисунок «Перевязанная береза» ,

фломастеры, бумага для рисования.

Ход занятия.

I. Сообщение темы и цели занятия детям .

Методы и приемы : установочная беседа.

Педагог : Ребята, какое время года на дворе? (весна) . Как вы догадались? Какие приметы уже заметны? Кто-нибудь из вас бывал в лесу весной? Что там заметили весной? Рано весной растает снег и на черных проталинах появятся из земли.? (цветы) . Их называют первоцветы . Догадайтесь, почему? А еще у них есть второе имя - подснежники. За что их так назвали? Мы сегодня познакомимся с первоцветами . Узнаем, какие они разные и красивые, кому в лесу помогают, нужна ли им наша помощь.

II. Сообщение новых знаний.

Разнообразие первоцветов . Биологические особенности. Связь с насекомыми.

1. Верба (Ива) .

Методы и приемы

Педагог : Представьте себе, что весной вы пришли в лес и захотели увидеть первоцветы (самые первые цветы ) . Где бы вы их стали искать - под ногами или наверху? (чаще отвечают : «под ногами» ). Вот и ошибаетесь, самые первые цветы появляются на ветвях вот этого дерева. Узнали его? (демонстрируется фотоиллюстрация ивы (вербы) . Его зовут ива (верба) . Повторим хором. Верба - удивительное дерево. Заметили ли вы на нем листочки? (нет) . А цветы уже собрались на веточках, будто «золотые кудрявые барашки» . Похожи? Каждую весну рядом с вербой что-то происходит. Послушайте внимательно про нее историю и запомните, что с ней происходит.

По Н. Сладкову

«. Если тронешь ивовый барашек пальцем - пожелтеет палец; щелкнешь - золотой дымок запарит; понюхаешь - медом пахнет.

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел - неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи : поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут. Комарики прилетели : ножки горсточкой, крылышки мельтешат, крошечные вертолетики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и

голодный, как тигр. Все гудят - торопятся на пир!»

Педагог : Кто прилетел к иве - вербе весной?

Зачем насекомые к ней прилетели? (. Жалко насекомых : они только проснулись из-под снега, а вокруг хотя бы один цветочек виден? (нет) Поесть нечего - выручает одна только верба.»)

Можно ли вербу назвать «столовой для насекомых» ? что такое «ивовый пир» ?

Зарисуем в тетради иву - вербу (пушистые золотые барашки) .

2. Береза.

Методы и приемы : беседа, рассказ с демонстрацией, рисунок в тетради. Педагог : А вторую историю мне рассказало вот это дерево.

Посмотрите в окно (береза) . Узнали его? Какой у березы ствол? Что на нем есть? (темные полосы) . Ими береза умеет дышать, когда летом жарко. А весной с ней что-то случилось. Она даже рисунок про себя нарисовала (демонстрируется рисунок «Перевязанная береза» ).Что в ней заметили необычного? Отчего веточки вниз опустились? Я вам сейчас расскажу.

По Г. Скребицкому

«. Однажды я шла по лесу и услышала стук топора. А когда вышла на полянку, то никого там уже не было, только вдалеке стояла березка. А на ее стволе топором была сделана глубокая зарубка. И из нее струей лился что? (сок) . Я посмотрела вверх на ветви и подумала, что они уже не выживут. Ведь по весне корнями березка брала сок, чтобы накормить кого? (ветви, а теперь сок течет куда? (на землю) .

Хватит веточкам сил? Что с ними будет?

Вот так появляются у березки «березкины слезки» .

Догадались, что такое «березкины слезки» ? (сок) . От кого

Пластический этюд «крокусы» (дети повторяют движения за педагогом)

«. Присели, голову положили на колени, прикрыли ее ладошками - мы «крокусы» , всю зиму спали, весной листочки-ладошки пробили землю со льдом и выросли (встали, руки вверх) ; стали листочки кушать - ловить лучики солнышка и капельки водички (несколько раз, хлопая в ладоши) . Что мы ловим - едим листочками? Наконец у нас вырос-распустился цветок- голова, какого цвета? (фиолетовый, белый, желтый) . Покачайте головой - улыбнитесь солнышку.

Бабочка прилетела - покушала сладкую капельку и в цветке появились - семена.

Семена разлетелись (потрясите головой, покачайтесь)

А листочки остались все лето работать - запасать еду в корешки (ловим ладошками лучики солнышка, капельки водички и наклоняясь, дотрагиваемся до пола руками). Много запасли еды?

Осень наступила - уснули (сели, положили голову на колени, прикрыли ладонями) .

Всю зиму спим. Хорошо нам спать? Тепло под снегом? Еды в корешках хватает? Наступает весна - проснулись.» Превращаемся в мальчиков и девочек.

Педагог : Вот так живет крокус.

Какую же хитрость мы про него узнали? Что помогает ему зимовать? (запасы еды в корнях) .

Зарисуем в тетради крокусы.

III. Закрепление.

Методы и приемы : просмотр видеофрагмента, беседа.

Педагог : Сегодня мы познакомились с первоцветами . Назовите их по памяти. Все было в весеннем лесу хорошо, пока однажды не случилась вот такая история. Давайте заглянем в лес и узнаем, что приключилось весной с первоцветами (демонстрируется видеофрагмент «Давайте думать вместе» ).

Педагог : Жил лес своей весенней жизнью. Какие цветы вы заметили в весеннем лесу? (Верба, Береза, Крокус, Сон-траву, Ландыши) . Что в лесу делала девочка? (рвала Сон-траву, потом выбросила увядший букет) .

Зачем бабушка нарвала так много букетиков Ландышей? (вероятно на продажу) .

А что будет с Ландышами следующей весной, переживут ли?

Почему "плачет" береза, у которой берут сок? Как ей можно помочь? (залепить дырочку глиной, землей) . Знаете, ребята, в лесу весной березовым соком любят лакомиться дятел, синица и другие птицы, но они умеют брать столько сока, чтобы дереву не навредить.

А вот у этой березки распустились что? (листья и сережки) (демонстрируется фотоиллюстрация «береза» , а сережки не просты! Посмотрите на них. Одни - желтые и длинные - упадут весной на землю, когда сделают свое дело : передадут пыльцу маленьким зеленым сережкам. Эти маленькие зеленые сережки все лето будут расти и только осенью из них выпадут семена, из которых вырастут что? (новые молодые березки) .

Покажите каждый на фото (дотронься до.) сережки, которые упадут осенью., а какие будут расти все лето?

Зарисуем в тетради березку поэтапно :

Ствол. Полоски на стволе (дышать, ветви сильные большие, ветви мелкие, зеленые молодые листочки, желтые сережки (опущены вниз, зеленые сережки (смотрят вверх) .

Методы и приемы : беседа с демонстрацией, пластический этюд, рисунок в тетради.

Педагог : С какими первоцветами мы уже познакомились?

А теперь мысленно заглянем под ноги - весной в лесу из земли вырастает очень хитрый цветок.

Видели его? (демонстрируется фотоиллюстрация «Крокуса» ). Какого он цвета? (этот фиолетовый, бывают ещё белые и желтые) .

Для кого в лесу растут цветы? Кому помогают? (столовая для насекомых) . Можем ли мы их необдуманно рвать? (собирать можно только лекарственные - немного; если хотим подарить кому-то букет, то можно вырастить красивые цветы в своем саду или купить в магазине, куда они поступают из специальных цветочных теплиц).

Подумайте, что можно было бы сказать бабушке, которая собирала ландыши? (цветы в весеннем лесу рвать не стоит, потому что.)

Предупредить всех и рассказать о красоте и важности первоцветов в лесу можно не только словами, но и рисунками. На следующем занятии мы с вами нарисуем такие красивые рисунки первоцветов , придумаем для них такие добрые слова, чтобы все, кто их увидят, поняли, какие весенние цветы хрупкие, ранимые и как им нужна наша помощь и защита!

Пусть лучше первоцветы радуют нас в лесу !

Таким образом, по окончании занятия ребенок будет :

иметь представление о первоцветах родного края : Береза, Верба, Крокуса, их экологические особенности и взаимосвязи с насекомыми;

проявлять интерес к первоцветам ;

стремиться передать свое отношение : заботу, сопереживание к раннецветущим растениям.

у ребенка обогатится словарный запас : «ивовый пир» , «пушистые золотые барашки» ивы, «березкины слезки» , «березкины сережки» .

Министерство образования и науки

Республики Татарстан

Отдел образования исполнительного комитета

Сармановского муниципального района

« Весна, первоцветы »

(конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию, коммуникации и художественному творчеству в старшей группе)

МБДОУ-Джалильский детский сад №5

«Сказка» комбинированного вида

Воспитатель: Зайнуллина. Г.Ш.

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (основная область «Познание») в старшей группе «Весна, первоцветы».

Вид непосредственной образовательной деятельности: интегрированная.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, чтение, игровая, исследовательская.

Программные задачи: Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.

3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа: весна – красна, капель, ледоход, половодье, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Форма проведения : беседа

Предварительная работа с детьми: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Материалы и оборудование : мультимедийный проектор,

альбомный лист бумаги,акварель или гуашь, кисточки, ниточки.

Техническое сопровождение: мультимедиа, ноутбук, экран.

Взаимодействие со специалистами: музыкальное обеспечение, техническое обеспечение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель : - Здравствуйте, гости! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. А ребята сейчас отгадайте загадку:

Дел у меня не мало -

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …

Дети : - Весна.

Воспитатель : - Правильно, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Какая она?

Дети : - Веселая, красная, добрая, солнечная… и т.д.

Воспитатель : - А почему весну называют красной?

Дети : - Потому что она красивая и все ей рады.

Воспитатель : - Назовет мне весенние месяцы? Как называется первый месяц весны?

Ответы детей: Март.

Воспитатель : А ребята скажет, сколько еще братьев у нашего братца месяца весны?

Ответы детей : Всего их три, Зовут их- Март, апрель, май.

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно.

Воспитатель : - Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла.

Воспитатель : Садитесь поудобнее. Так как мы с вами будем говорить о весне, о природе. Я вам покажу приход весны на экране, а вы скажете что увидите.

Слайды о весне.

Что происходит с природой?

Дети :

- Слайд №1 Солнце высоко, светит ярко, дни становятся длиннее, ночи короче.

Слайд № 2. Снег тает, появляются проталинки. Висят сосульки, звенит капель.

Слайд № 3.Бегут бурливые ручейки. Река вскрывается ото льда.

Слайд № 4. Прилетают первые вестники весны, птицы(скворцы, грачи)

Грачи –перелетные птицы, но зимуют не в жарких странах, а не далеко от родных мест. Они не боятся морозов. Перелетают грачи в поисках корма.Послушайте пожалуйста как они поют(пение грача)

Скворцы -окраска перьев у них черная с фиолетовым отливом, клюв у скворца мощный, а на голове черный хохолок. (пение скворца)

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие в весенний лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: лес – дом животных и птиц, мы с вами гости леса. В лесу нельзя шуметь, оставлять мусор, ломать ветки деревьев, рвать охапками цветы. И тогда лес встретит нас как гостеприимный хозяин: порадует полевыми цветами, сочными ягодами, радостным щебетанием птиц. Нельзя шуметь возле птичьих гнезд: птица может испугаться, улететь и не вернуться в гнездо, а ее птенчики погибнут с голоду.

И так,закрывайте глаза. Релаксация, пение птиц. Отройте глаза, посмотрите ребята и вот мы оказались в весеннем лесу.

Воспитатель : Давайте мы с вами посмотрим, что же происходит дальше в наше лесу.

Слайд № 5. Просыпаются в берлоге медведи, ежи.

Слайд № 6.Просыпаются не только животные. Но растения. Набухают почки, появляется первая трава.

Слайд № 7. А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Правильно первые весенние цветы. Когда появляются первые цветы в лесу?

Дети: Как только растает снег и появятся первые проталины.

Воспитатель: Молодцы! Самые первые цветы так и называются- первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы?

Дети : Подснежники, лесные фиалки,ландыши.

Послушайте загадку ребята о каком весеннем цветке в ней говорится?

1.Из-под шапки снеговой

Стебелек пророс живой,

И расцвел цветочек нежный,

Ну, конечно, то... (подснежник).

Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу это – подснежники.

Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.

2.Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке….(ландыши).Пройдет совсем немного времени. и на смену голубым подснежникам придет еще один из наших любимых лесных цветов- ландыши.

Воспитатель: Давайте ребята мы с вами поиграем в игру «Найди лишнее».

Ответы детей:

Воспитатель : Ну молодцы ребята! А давайте мы с вами немного отдохнем.

Ф и з м и н у т к а. Цветы

(Дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

Раз, два, три, выросли цветы

(медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы).

К солнцу потянулись - высоко:

(тянутся на носочках, смотрят вверх).

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелечки качал

(бегают на носочках по кругу, плавно махают руками).

Влево качнулись, низко пригнулись

(наклоняются влево, наклоняются вперед).

Вправо качнулись, низко пригнулись

(наклоняются вправо, наклоняются вперед).

Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай

(грозят пальцем правой, потом левой руки),

Пусть они цветут, растут,

(хлопают в ладоши),

Детям радость несут

(кивают головой, улыбаются).

Воспитатель : Цветите, лесные цветочки. Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость,красоту и доброту вашу. А теперь мы с вами станем настоящими художниками, и сами изобразим весенние цветы и подарим рисунки нашем мамам и бабушкам. Но рисовать мы с вами будем необычном способом!

Воспитатель : У нас есть обычное рисование и есть не обычное, так называемое- нетрадиционное рисование. Ребята скажите пожалуйста мне, какие мы с вами знаем нетрадиционные способы рисование?

Ответы детей: Рисование пальцами, ладошкой и т. д.

Воспитатель : Правильно. А сегодня я хочу вам показать новый способ рисования.

А будем мы сегодня рисовать весенние цветы с помощью ниток. Посмотрите ребята, сначала я вам покажу как мы все это будем выполнять,а потом только выполняете вы.

А пока вы будете рисовать, я предлагаю вам прослушать музыку.

Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок "Весенний цветок".

Воспитатель :- Молодцы! О каком времени года мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали? Какие цветы мы с вами изобразили на листочках?

Воспитатель:- Наше занятие окончено, все спасибо, до свидания.

( Дети уходят в группу)

Управление дошкольного образования Альметьевского
муниципального района

Конспект комплексного занятия
по ознакомлению с окружающим
в рамках конкурса «Эколидер»
на тему: «Первоцветы – вестники весны»
(старше – подготовительная группа)

Воспитатель
МБДОУ № 30 «Снегурочка»
Араксина М.Н.

г. Альметьевск
2012 г.

Программное содержание: Закрепить представления детей о первых цветах весны, растущих в нашем крае, умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений.
Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей.
Продолжать знакомить детей с Красной книгой.
Закреплять умение рисовать печатками.
Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка; бережное отношение к природе.
Словарная работа: рыхлый, примула, горицвет.
Предварительная работа: продолжить изучение страниц Красной книги; рассматривание картин, иллюстраций о первоцветах, наблюдение на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов.
Материал: Красная книга, аудиозапись, лист бумаги, палитра, гуашь, печатки, картины с изображением первоцветов, кроссворд, цветок одуванчик (из бумаги).

Ход занятия
Воспитатель: Ребята. Я загадываю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?
Она приходит с ласкою
и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник, расцветет
Дети: Весна
Воспитатель: Расскажите о весне, о ее приметах.
Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое. Небо чистое, голубое с белыми облаками, лазурное, светлое.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?
Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он тает на солнышке и превращается в ручейки.
Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие лебеди, дикие гуси, дикие утки.
Воспитатель: С приходом весны пробуждается природа. Вы слышали замечательное высказывание о весне. А сейчас я предлагаю послушать прекрасную музыкальную весеннюю фантазию Т. Тютюнникова «Из чего родилась музыка».
Звучит музыка.
Воспитатель: Расскажите о том, что вы представляли, когда слушали музыку.
Дети: Скворца, который сидит возле скворечника и распевает свои песни.
Дети: Как на проталинке зеленеет травка.
Дети: Как появляются первые листочки на ветках деревьев.
Дети: Как капают сосульки.
Дети: Появляются первые весенние цветы в лесу.
Воспитатель: А еще где расцветают первые весенние цветы?
Дети: На лугу, в садах.
Воспитатель: Ребята, как еще называют цветы, которые цветут ранней весной?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: А какой первоцвет открывает весну, распускается самый первый?
О нем даже есть загадка:
Первым вылез из землицы, проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Мать – и мачеха.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю решить кроссворд, и мы узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово.
Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
Загадки:
Шмель цветку очень рад,
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые-
Розовые, синие
- медуница.
Воспитатель: Правильно, Ребята, а медуница где растет?
Дети: В лесу
Значит этот цветок, какой?
Дети: Лесной.
Воспитатель: Следующая загадка.
Первоцвет, первоцвет,
Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете,
Он горит весь в желтом цвете,
Лепестки его красивы,
Золотисты и игривы,
Его стебель длинный очень.
А красивы как листочки!
Дети: Примула.
Воспитатель: Где растет примула?
Дети: В лесу. Этот цветок лесной.
Воспитатель: Также примула растет в саду.
Воспитатель: Молодцы. Следующая загадка
Это розовый цветок,
Он красив, он высок,
К сожаленью, не пахуч,
И конечно, не горюч.
Дети: Горицвет.
Воспитатель: Правильно. Какой это цветок?
Луговой, потому что растет на лугу.
Воспитатель: Последняя загадка
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток,
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Где растет подснежник?
Дети: В лесу, он лесной.
Воспитатель: Кто желает прочитать ключевое слово?
Дети: Ирис.
Воспитатель: А что это Ирис?
Дети: Тоже цветок.
Воспитатель: Где он растет, когда?
Дети: В саду.
Воспитатель: Значит цветок, какой?
Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет.
Воспитатель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами?
Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах.
Решение кроссворда
м е д у н и ц а
п р и м у л а
г о р и ц в е т
п о д с н е ж н и к
Воспитатель: А сейчас послушайте еще загадку, и отгадайте, про какой цветок говорится в ней?
Был он желтеньким цветком,
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик – облетает
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: А с чем можно сравнить одуванчик?
Давайте поиграем:
Дети: Одуванчик желтый, как солнышко, подсолнух.
Дети: Одуванчик круглый, как шарик, апельсин
Дети: Одуванчик мягкий, как пух, вата,
Дети: Одуванчик становится белым, как облако, мел, снег.
Дети: Одуванчик пушистый, как снег, мех
Дети: Одуванчик легкий, как перышко, дымка, паутинка.
Воспитатель: Вот оказывается, какой необычный цветок одуванчик.

Физкультминутка. О.В. Узорова
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
/Потягивания – руки в стороны/
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
/Потягивания – руки вверх/
Ветер дует иногда,
Только это не беда,
/Дети машут руками, изображают ветер/
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
/наклонны/
А потом опять встают,
И по - прежнему цветут.
Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень любите?
Воспитатель: А за что?
Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны.
Воспитатель: А чем еще полезны цветы?
Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы.
Дети: Цветы лекарственные, человек использует их для лечения.
Дети: Из цветов изготавливают духи.
Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов.
Воспитатель: А вы любите дарить цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда и кому?
Дети: На праздники мамам и бабушкам, воспитателям.
Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть.
Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.
Воспитатель: Много цветов рвут. Некоторые цветы на грани исчезновения. Ребята, а что вы знаете о Красной книге?
Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных.
/Воспитатель выносит и показывает Красную книгу/.
Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу?
Дети: мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, сон-трава, ветреница, лютиковая, одуванчик, ландыш.
/Показ иллюстраций с изображением первоцветов/
Воспитатель: Ребята, почему эта книга называется Красной?
Дети: Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности.
Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»
Воспитатель: Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их.
Дети: Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Мы должны любоваться ими.
Ребенок: Стихотворение.
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже создадим в нашей группе Красную книгу.
Я предлагаю нарисовать ландыши и занести их в нашу Красную книгу. Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем печатками. Берем палочку, макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.
Показ рисунков.
Воспитатель: Молодцы Ребята! С вашей помощью ландышей теперь стало еще больше.
Ребенок: Стихотворение
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Все ребята занимались, молодцы!
Попрощаться с гостями.

Список литературы:
1. Шаяхова Р.К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.
2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое издание.
3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И.: Т.Ц. Сфера 2011.
4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И.: ВАКО, 2011.

Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;

Занятие в подготовительной группе «Прогулка по весеннему лесу. Первоцветы»

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная разработка может быть интересна и воспитателям детского сада и учителям начальных классов при ознакомлении детей с миром природы.
Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павол Орсаг Гвездослав, словацкий поэт.
Задачи:
Расширять и систематизировать знания о первоцветах.
Расширять представления дошкольников об изменениях в природе весной.
Воспитывать уважительное отношение к природе.
Учить видеть красоту весенней природы.
Учить замечать красоту весенней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

Ход занятия


Ребёнок:
Самуил Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Рассказы о первоцветах
Подснежники
Когда на полях и в лесах начинает таять снег, появляются первые весенние цветы. Нередко все самые первые цветы называют подснежниками. Но настоящий подснежник выглядит так:

Подснежники – первые цветы, которые появляются после зимних холодов, и растут они во всех регионах России, кроме крайнего севера.
Во многих странах мира 19 апреля отмечают День подснежника. Он был учреждён в Англии в 1984 году. Срок цветения подснежников зависит от климатической зоны их произрастания. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, немцы - снежным колокольчиком, чехи – снежинкой.
Существует такая легенда, что когда то очень давно жили – были брат и сестра. Их дом стоял на самом краю леса. Они рано остались без отца и матери и вынуждены были заботиться о себе сами. Наступала весна. Однажды, когда брат в очередной раз ушёл на охоту, сестра взяла два ведра и пошла в лес подальше от дома, чтобы набрать снега почище, чтобы вымыть полы в доме. Да забрела она довольно далеко от дома. Старый леший в это время объезжал свои лесные владения, увидел девушку, и она так ему приглянулась, что он захотел иметь такую хозяйку у себя в доме. Схватил он её и повез в свою берлогу. Девушка испугалась, но быстро сообразила - рванула на шее веревочку бус из речного жемчуга и стала бросать бусинки, помечая дорогу. Видя, как бусинки бесследно исчезают в снегу, девушка горько заплакала.
Но солнышко, увидев это, засияло ещё ярче и на том месте, где падали жемчужины, снег растаял и выросли первые весенние цветы – белоснежные подснежники, Они то и привели брата к берлоге лешего. Леший завизжал от злости и пустился наутёк.
А брат с сестрой возвратились к себе домой и стали жить счастливо.
Физкультминутка
Воспитатель: Присядьте, руки положите на голову.
В весеннем лесу вырастают цветы небывалой красоты. (Дети встают).
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (Дети встают на носочки, поднимая руки вверх).
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети наклоняются влево – вправо с поднятыми вверх руками).
Наклоняются цветочки, распускают лепесточки. (Дети продолжают упражнение, затем разводят руки в стороны).
Сон - трава или прострел
Сон - трава или прострел - очень загадочное растение семейства Лютиковых. В Тюменской области растёт прострел желтеющий.


Про сон – траву есть легенда, что однажды, когда один из архангелов решил раз и навсегда разделаться с нечистью, та решила укрыться от него за прострел – траву. Архангел метнул громовую стрелу и прострелил ту траву сверху донизу. С тех пор всякая нечисть обходит прострел стороной за двенадцать вёрст. А старинный травник гласит, что тот кто носит прострел – траву при себе, «от того человека дьявол бежит, в доме - добро держать, а хоромы строить - под угол класть, жить стройно будешь».
Свежие листья сон – травы ядовиты. А вот высушенные листья наделены лекарственными свойствами.
Ветреница лесная
Ветреница лесная (род Анемона) семейства Лютиковые – нежный изящный цветок. Цветки 3-7 см в диаметре.


Анемона - ближайшая родственница адониса и принадлежит к одному и тому же семейству Лютиковых.
Легенда о любви Афродиты к прекрасному Адонису
Афродита, богиня любви и красоты, ради любимого Адониса, сына царя Кипра, отказалась от жизни на Олимпе.
Адонис большую часть времени посвящал охоте. Афродита предупреждала его, чтобы не охотился на кабанов и медведей, а иначе может случиться беда.
Но однажды Адонис увлёкся погоней за кабаном, но в итоге сам стал жертвой раненого кабана. Огромным клыком кабан нанёс смертельную рану Адонису.
Афродита, найдя тело Адониса и пытаясь его оживить, пролила немало слёз. из которых выросли прекрасные анемоны.

Зевс, самый великий и могущественный бог на Олимпе, был сильно растроган и повелевал своему брату Аиду, правителю подземного царства, где пребывают тени смертных умерших людей, каждый год отпускать Адониса на полгода на землю. Адонис каждый год возвращался на землю в самом начале весны, олицетворяя весеннее пробуждение и оживление природы.
Ранней весной и распускаются анемоны, как символ быстротечности жизни и мимолётности любви.
При малейших дуновениях ветерка крупные белые лепестки анемон начинают трепетать, как влюбленное сердце при виде своего возлюбленного.
Белые анемоны помогают снять усталость с глаз, если на них долго смотреть.
Адонис весенний
Адонис весенний (горицвет весенний, запарная трава, черная трава, черногорка, стародубка, златоцвет, волосатка, купавник) семейства Лютиковые. В апреле-мае распускаются ярко-желтые цветки, достигающие в диаметре 4 - 8 см.
Адонис весенний является ценным лекарственным растением.


Ребёнок:
Где растёт горицвет?
И в какой окрашен цвет?
Неужели он горит,
Как названье говорит?
И летят на огонёк
Бабочка и мотылёк?
Или мчится мошкара
От него, как от костра?
Ярким светом горицвет
Согревает или нет?
Или жжёт он, как крапива?
Он пахучий? Он красивый?
На какой цветок похож?
Может, это знает ёж?
Может, скажет нам сурок,
Где растёт такой цветок?
Или желтощёкий уж?
Он в лесную лазил глушь.
Или рыжая лиса,
Изучившая леса?
Кто же даст из них ответ -
Что такое горицвет?
Адонис волжский


Адонис волжский в Тюменской области обитает только на юге Тюменской области– на острове оз. Таволжан Сладковского района, где в настоящее время создан заказник «Таволжанский».
Гусиный лук


Гусиный лук жёлтый из семейства Лилейные произрастает на юге Тюменской области.
Когда то давно на лугах и на лесных полянах гусиного лука росло очень много. В те времена эти цветы почти никто не рвал, и только стаи диких гусей опускались на эти луга и поля, возвращаясь из тёплых стран, чтобы пощипать ранние весенние всходы дикого лука. Поэтому эти цветы и назвали – гусиный лук.
Из гусиного лука готовят острые салаты. Гусиный лук используется также в народной медицине.
Медуница
Медуница - один из первых весенних цветов радует нас своей красотой весь май.


Существует легенда. Что однажды богиня Флора, осматривая цветы, заинтересовалась медуницей, а та смутилась в ответ оказанным ей вниманием и залилась румянцем. Тогда богиня Флора и объявила, что теперь ее цветки всегда будут такими же изменчивыми.
Соцветие медуницы состоит из колокольчатых цветков, образующих зонтик.
Цветы медуницы сначала могут быть белыми, розовыми, пурпурными. Это самые ароматные цветы, в них больше всего нектара, что привлекает пчёл, шмелей и бабочек. Но потом чуть – чуть постареют и становятся синими, фиолетовыми и нектара в них почти не остаётся.
Медуница – лекарственное растение.
А ещё медуницу можно употреблять в пищу, используя молодые прикорневые листья в салаты.
Калипсо луковичная


Калипсо из семейства Орхидные. Своё научное название получила по имени прелестной нимфы древнегреческой мифологии, которая покончила с собой из-за любви к Одиссею.
Наиболее благоприятными местами обитания Калипсо являются хвойные, реже смешанные леса, заболоченные участки и участки вдоль берегов озёр и рек. Калипсо предпочитает одиночество, но встречается группами, но не более 10-15 растений.
В сентябре Калипсо выпускает один темно-зелёный лист, который зимует. Весенние цветки растения выдерживают любые заморозки. По окончанию цветения вянут и листья.
Пальчиковая гимнастика
Наши нежные цветки распускают лепестки.
(Кисти рук медленно развести в стороны).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Пошевелить пальчиками, дуя на них).
Наши нежные цветки, закрывают лепестки,
(Медленно сомкнуть кисти рук в «бутон»).
Тихо засыпают, головками качают.
(Медленно покачивать сомкнутыми кистями рук в «бутон» влево – вправо).
Загадки (демонстрация слайдов презентации)
На проталинках лесных –
Капли снежные - цветы.
Раньше всех проснулись,
К солнцу потянулись.
(Подснежники)
Необычный желтоватый цветок –
На тюльпан похож.
Пушистый стебелёк и листья –
Большое от него отличие.
(Сон-трава или прострел желтеющий)
Одиночный белоснежный цветок,
С жёлтой, полной пыльцой, серединкой.
Среди пчёл знаменит,
Хотя и ядовит.
(Ветреница лесная)
Растение красивое
Хотя и ядовитое.
Жёлтый цветок,
Листок, что укроп.
Чёрной травой называют.
Весной расцветает
От многих болезней исцеляет.
(Адонис весенний)
Расту дичком в лесу и на лугу.
Там любят меня птицы пощипать,
Возвращаясь из тёплых стран,
Садясь на луг отдыхать.
(Гусиный лук)
Яркий зонтик из цветков
Привлекает ароматом, красотой.
Эти изменчивые цветы
Могут от кашля исцелить.
(Медуница)
Я из семейства Орхидей,
Нет мест для меня милей, чем
В хвойных лесах, у озёр и рек.
Там проведу одиноко свой век.
(Калипсо луковичная)
Слушание музыки и просмотр слайдов
Воспитатель: А сейчас мы будем слушать музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» - «Апрель. «Подснежник» и смотреть замечательные весенние пейзажи русских художников.
Ребёнок:
А.Н.Майков
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином...

Итог
Воспитатель: Почему в лесу мы не будем срывать цветы?
Воспитатель: Когда видите первоцветы в лесу, не срывайте их. Они занесены в Красную книгу. Все первоцветы можно вырастить у себя в саду. Существует много сортов, выведенных цветоводами.

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
«ЗАЩИТИМ ПЕРВОЦВЕТЫ»
Автор­составитель:
Пристинская О.В.
1

2017 год
Цель:
­ расширять и углублять экологическую культуру детей;
­ создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к
природе, ко всему живому;
­ привлечение к природоохранной работе.
Задачи:
­ обобщить знания детей о весне, весенних месяцах, первоцветах;
­ воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к компонентам неживой природы, формировать
культуру поведения в природе;
­ прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём
здоровье;
­ формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру
природы;
­ учить детей быть ответственными за свои поступки.
Оформление:
проектор, презентация «Берегите первоцветы», выставка рисунков учащихся
«Первоцветы», фотовыставка «Первоцветы», плакат «Берегите цветы!»,
аудиофайл «Не рвите цветы».
Ход мероприятия
Ведущий (педагог) :
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
Весна:
Я весна – красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
2

Людям радость я несу.
Мальчик:
У весны весёлый старт –
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель –
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны
Все три месяца весны.
Март:
В марте солнце оживает
И даёт тепло лучей.
Снег тихонечко растает
И весна придёт скорей.
Девочка:
На поля дохнуло ветром весенним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
Мальчик:
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку.
Нам надо над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ведущий (педагог):
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
3

Пусть лежат под снегом
Сонные луга.
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд, –
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт!
Девочка:
Я подснежник рвать не стану:
Он один на всю на поляну.
Пусть растёт, красуется,
Ясным днём любуется.
Апрель:
В апреле почки набухают,
И слышен тихий звон капель.
Деревья ветки распускают,
Встряхнула зеленью и ель.
Мальчик:
Солнце встало рано­рано.
Посмотри, как хорошо кругом,
Мы выходим на поляну
Песенку весёлую поём.
Здесь кудрявые берёзки
И зелёные кусты,
Скачут белочки­подростки
И везде растут цветы.
Цветы (хором):
Мы, цветы, и наша доля
Расти, цвести в открытом поле,
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
Мать­и­мачеха:
У апреля первенцы­цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Жёлтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
4

Утром в небе солнышко взойдёт,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать­и­мачехой в народе нарекли.
Ведущий(педагог):
Этот цветок можно увидеть повсюду: на берегах рек, у заборов, на пригорках.
Цветки этого растения похожи на одуванчик, но гораздо меньше и зацветают
раньше. Но самое главное, цветки мать­и­мачехи распускаются раньше, до
того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное
название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными,
пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, – это мать. А
верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать­и­
мачеха.
Одуванчик:
На лужайке, где кусты,
Ярко­жёлтые цветы
С солнышком проснулись,
Сладко потянулись.
Удивились комары:
Нет цветов, одни шары,
Нежные, пушистые,
Светло­серебристые.
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
Парашютиков отряд.
Ведущий (педагог):
Одуванчик – это удивительный цветок. Взойдёт солнце на востоке –
одуванчик на восток смотрит. Приблизится к закату – одуванчик не спускает
с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не станет седым. А поседеет,
распушится и пустит по ветру пушинки – парашютики. И под каждой по
семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую поляну,
опустятся, зёрнышко спрячется в какую­нибудь впадинку и пролежит там до
весны.
Одуванчик:
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
5

Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Май:
На небе в мае много птичек,
Тепло согрело все вокруг.
Цветы и листья вылезли из почек,
Запахло красотою вдруг.
Ведущий (педагог):
Следующий подарок весны – цветок, о котором в древней Руси сложили
легенду. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал своё
сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на
берег, чтобы ещё раз послушать песни прекрасного Садко, но не было его на
берегу. Заплакала Волхова и там, где падали слезинки царевны, выросли
нежные серебристые ландыши – символ чистоты, грусти и любви.
Ландыш:
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Медуница:
Медуница, медуница! –
Майского денька сестрица
Сине­розовое чудо,
Появилось ты откуда?
– Напиталась я землею,
Талой снеговой водою,
Только ты меня не рви!
Полюбуйся, посмотри
На зелёные листочки,
На малютки – на цветочки.
И понюхать тоже можно,
Только очень осторожно!
Чувствуешь, как пахну сладко? –
Хоть совсем не шоколадка.
6

Расцвели мои цветы
Здесь в лесу для красоты.
Ведущий (педагог):
Существует легенда, что синие цветки медуницы – это цветки Адама, первого
мужчины. А розовые – цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски
цветков на одном растении символизируют единство противоположностей.
Есть даже загадка про это растение: Какой весенний цветок четырежды
меняет свой цвет? Ответ – цветок медуницы: когда он распускается, то
становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим.
Медуница:
Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклонится...
Фиалка:
Росинка упала на нежный листок,
В ней солнцем сияет румяный восток.
Лесная фиалка впитала росу,
И нежность восхода, и леса красу.
Она источает волшебный нектар,
Лесов подмосковных божественный дар.
И шмель, пролетая, почувствовать рад
Прекрасной фиалки лесной аромат.
И чудо такое ни с чем не сравнить,
Его нужно просто беречь и любить.
Ведущий (педагог):
Одна легенда рассказывает: что одна из прекрасных дочерей Атласа,
преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о
защите. И великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в
цветок. В Сицилии, этот цветок изображали на монетах, у древних галлов он
считался символом скромности и невинности, им усыпали ложе новобрачных.
Этим цветком восхищались Шекспир и Шелли, а Гёте мечтал, чтобы его
родной Веймер утопал в благоухании этого цветка. Выходя на прогулку он
рассыпал его семена. Этот цветок – фиалка.
Фиалка:
Зимние морозы
7

Солнышко прогнало.
Хрупкая фиалка
На полянке встала.
В ней теплота и робость,
Бессмертия дыханье,
Цвет неба голубого
и зорьки полыханье.
Так хрупок стебель бледный,
Цветок несмел, неярок,
Но в дымке акварельной
Прелестней нет фиалок.
Красою неземною
Чарует цвет лиловый,
Склоняется с любовью,
Как рыцарь, лист зелёный.
Ведущий (педагог):
Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в Красную книгу. А это значит,
что с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Как же быть? Ведь
так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой
цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет
радовать людей долго­долго.
Мальчик:
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы…
Девочка:
Цветы кричат, когда их рвут,
Вы слышите иль нет?
Они кричат, они ревут
На целый белый свет.
Трава рыдает под косой
И нежный василёк
Как будто тих вскрикнул: «Ой!»
8

И синий взгляд поблёк.
Очнитесь, люди, в них на миг
Себя самих узнав
Услышьте сосен громкий крик
И тихий шелест трав.
И над собой свершите суд
Утрат, сомнений, лет…
Цветы кричат, когда их рвут
Вы слышите иль нет!?…
Мальчик:
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись лепестки…
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!»
Девочка:
Не рвите полевые цветы!
Цветы украшают луга и леса...
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять...
Завянут букеты...
Погибнут цветы...
И больше не будет такой красоты!
Ведущий (педагог):
А знаете, как можно сохранить красоту цветов, не срывая их?
Мальчик:
Василька срывать не стану
И ромашки золотой.
Лучше сразу всю поляну
9

Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле,
И в росе блестящий луг.
Поселю их в нашей школе,
Подарю тебе, мой друг.
И когда чуть­чуть взгрустнётся,
Снег весь мир заполонит,
Одуванчик улыбнётся,
Колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет.
Наше лето сохранится
На рисунке много лет…
Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
Дети показывают свои рисунки и плакат: «Берегите первоцветы!»
В заключении звучит песня «Не рвите цветы, не рвите!».
Педагог:
­ Понравилось вам наше мероприятие?
­ Что больше всего запомнилось?
­ Какие выводы вы для себя сделали?
Педагог подводит итоги конкурса рисунков. Награждение победителей.
10