Общая характеристика двигательных способностей. Проблемы развития двигательных способностей у школьников: Курс лекций

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки.

К двигательным способностям относят силовые, скорост­ные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способ­ности, общую и специфическую выносливость. Необходимо по­мнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствую­щих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-сво­ему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков.

Анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.) ;

Физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.) ;

Биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.) ;

Телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.) ;

Хромосомные (генные) .

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и само регуляции |психических состояний и др.) .

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполне­ния деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы раз­вития человеческих способностей определяются такими фактора­ми, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т. д. , но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать Определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т. д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способ­ностей, а также способы организации занятий. В этом случае он смо­жет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и мето­дов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Наследственные задатки, обеспечивающие развитие

Двигательных способностей, классификации двигательных

способностей

В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо – физиологических задатков. Это такие задатки как:

1 Анатомо – морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

2 Физиологические (особенности сердечно – сосудистой и дыхательной систем – максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

3 Биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

4 Телесные (длинна тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

5 Хромосомные (генные);

6 Психодинамические (свойства психических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

Классификации двигательных способностей. До начала деятельности способности существуют в скрытом, не реализованном виде, в виде анатомо – физиологических задатков, или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия. Способности же проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместного действия наследственных и средовых факторов.

Не смотря на усилия ученых, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей. Наиболее, пожалуй, распространенной является их систематизация на два больших класса.

Кондиционные или энергетические(в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом. К ним отнесем силовые способности и выносливость.

Координационные способности преимущественно обусловлены центрально - нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).

Ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают их как бы на границе двух классов.



Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о проявлении двигательных способностей с учетом этого влияния. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т.д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида.

Учитель физической культуры должен знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов. Это поможет ему определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито не достаточно – координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.



Вышеназванные способности можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными способностями ), и как проявляющиеся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности актуальные двигательные способности .

В этой связи педагогические (двигательные) тесты всегда дают информацию о степени развития у индивида актуальных физических способностей. Чтобы на основании педагогических (двигательных) тестов получить представление о потенциальных способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течении нескольких лет. Если ученик сохраняет всегда высокое ранговое место в своем классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников входе тренировок, - это признак высоких потенциальных возможностей.

С определенной долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются, скажем, координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными – координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентация в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

Результаты исследований дают основания различать следующие виды двигательных способностей: специальные, специфические и общие.

Специальные двигательные способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают специальную выносливость к бегу на короткие дистанции, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости от того, в каких двигательных действиях они проявляются.

О специфических проявлениях физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще являются не завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив, структура каждой из названных способностей гетерогенна (разнородна).

Так основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относят к специфическим координационным способностям.

Основными компонентами структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движения и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

К проявлениям силовых способностей относят статическую (изотоническую) силу и динамическую (изотоническую), - взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатинфосфатный источник энергии – без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах – статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50 – 60% от максимальной и др. Несколько менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость, статическую и динамическую гибкость.

Результата развития конкретных специальных и специфических двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятие «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные», «общие двигательные способности». О том, что такие обобщенные категории существуют, свидетельствуют результаты исследований, где выделяются обобщенные факторы, интерпретированные как общая скоростная подготовленность (общие скоростные способности), общие координационные способности, общая выносливость и т.п. Наконец, во многих исследованиях выделяется фактор «общие двигательные способности», близкий по значению к общей моторной одаренности.

Есть дети, одинаково успешно справляющиеся со всевозможными координационными, силовыми или скоростными упражнениями, но есть и такие кто имеет способности к двигательной деятельности вообще (общие двигательные способности).

Итак, подобщими двигательными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные двигательные способности в данной связи – это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий. Тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических двигательных (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) способностей.

2.3 Теоретико – методические положения развития двигательных способностей

Из характеристики двигательных способностей вытекает, что для их развития необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения «на скорость», «на силу» и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, среди прочего, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Более успешно процесс развития двигательных способностей идет при параллельной работе над воспитанием психических, в частности, интеллектуальных и волевых качеств. Необходимо помнить, что, особенно в младшем школьном возрасте, одно и то же упражнение применяется для обучения двигательному умению и для развития двигательного качества (качеств). Например, при совершенствовании техники прыжка в длину с разбега или высоту одновременно идет процесс развития скоростно – силовых и координационных способностей.

Развитие двигательных способностей школьников на уроке физической культуры осуществляется посредством различных организационно-методических форм:

Упражнения – задания;

Контрольные упражнения;

Подвижные и спортивные игры;

Дополнительные упражнения;

Круговые занятия;

Успешное решение задач по развитию двигательных способностей зависит от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностях из развития у учащихся с 1 по 4 классы, с 5 по 9 и с 10 по 12 классы, а также от четкого представления, какие конкретно координационные и кондиционные способности развиваются при использовании того или другого программного материала.

В течение всего периода обучения в школе и в течение какого-то конкретного учебного года учитель должен оказывать разностороннее воздействие на все основные физические способности учащихся. Вместе с тем в младшем школьном возрасте несколько большее значение следует придавать развитию координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам, гибкости; в среднем – координационных, скоростно - силовых, выносливости к различным видам нагрузки, исключая максимальные, в старшем – силовых, силовой и координационной выносливости.

При развитии двигательных способностей немаловажное значение имеет обучение школьников умению правильно и точно выполнять общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, другие физические упражнения. Важно учить их правильно и глубоко дышать, уметь рационально напрягать и расслаблять мышцы.

Успех в практической работе над повышением физической подготовленности во многом зависит от правильного планирования материала для развития двигательных способностей в течение года.

Наиболее распространенный вариант планирования состоит в параллельном развитии физических способностей и обучении соответствующим двигательным действиям. Например, при обучении прыжку в высоту учитель одновременно планирует развитие скоростных, скоростно-силовых (разбег, энергичное отталкивание) и координационных способностей (движение в полете при переходе через планку, согласование движений, приземление), а также совершенствование гибкости (взмах свободной ногой). В этой связи учителю нужно подобрать упражнения по развитию названных способностей, которые были бы связаны с деталями техники основного движения, осваиваемого на уроке.

Другой вариант планирования более сложный. Он основан на опережающем развитии физических способностей, которые облегчают в будущем освоение определенных двигательных действий. Например, в содержание последних уроков по легкой атлетике включают специальные упражнения для развития двигательных способностей, необходимых для освоения гимнастических навыков. В содержание последних уроков по гимнастике – специальные упражнения для развития физических способностей, значимых для обучения технике зимних видов спорта. Однако такое опережение в подаче материала не должно быть преждевременным.

При планировании материала по развитию двигательных способностей необходимо оценить индивидуальный уровень физической подготовленности школьников, используя предложенные в комплексных программах по физической культуре, а также другие доступные детям этого возраста тесты. Результаты тестирования дают возможность учителю видеть, насколько эффективно используется материал программы, и более целенаправленно воздействовать на двигательные способности ребенка, которые у него слабо или недостаточно развиты.

Успех в работе над развитием двигательных способностей зависит и от разработки основных документов планирования (на год, четверть, урок). Это позволяет глубже анализировать итог своей деятельности и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Наконец учитель должен хорошо знать основные средства и методы развития и совершенствования разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов их совершенствования применительно к конкретным условиям.

Сила, скорость, выносливость, гибкость — как это все можно назвать одним словом? Ответ прост: двигательные способности человека. Какие-то из них — врожденный потенциал, какие-то нуждаются в системном и целенаправленном развитии. Мы разберем двигательные способности по видам, представим их характеристику. Затронем также и внутреннюю их классификацию.

Определение понятия

Двигательные (физические) способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.

Надо сказать, что у разных людей — индивидуальные физические способности с рождения. Их последующее развитие или отсутствие оного еще больше увеличивает разницу между нами. Кроме того, кто-то может сконцентрироваться на совершенствовании себя в силовых способностях, кто-то - в плане выносливости, кому-то хочется быть гибким. Все это делает различия более существенными.

Отдельные двигательные физические способности — это и те качества, которыми мы можем охарактеризовать того или иного человека. Выносливый, быстрый, сильный, гибкий, ловкий и проч.

С нашим понятием честно связано другое — физические качества человека. Это врожденные анатомические, физиологические, психологические качества каждого из нас. Они напрямую влияют на развитие двигательных способностей человека. Кроме того, совершенствование последних зависит от следующего:

  • характера, силы воли;
  • жизненных целей;
  • окружающей среды, круга общения;
  • легкости освоения новых умений и навыков;
  • переносимости нагрузок и проч.

Виды способностей

Какие двигательные способности человека существуют? Основные - это следующие:

  • Силовые.
  • Координационные.
  • Скоростные.
  • Гибкость.
  • Выносливость.

Давайте разберем каждую из представленных категорий детально.

Способности силовые

Что это за двигательные способности человека? Их комплекс основывается на понятии "сила мышц". Так называется усилие, которое требуется человеку для совершения какого-либо движения, перемещения своего тела или же сохранения его положения в пространстве.

В плане физических человеческих возможностей - способность преодолевать внешнее противодействие, препятствовать ему за счет собственных напряжений мускулатуры. Зависит она от следующего:

  • Мышечная масса.
  • Качество мышечной координации.
  • Сократительные свойства мускулатуры — соотношения красных и белых волокон ткани.
  • Центрально-нервные факторы.
  • Психологически-личностные предпосылки.

Как мышцы могут, собственно, демонстрировать свои силовые способности? Тут несколько вариантов:

  • Увеличение собственной длины.
  • Уменьшение собственной длины.
  • Без изменения собственной длины.
  • С изменением и длины, и мышечного напряжения.

Динамическая работа мышц — два первых случая, статическая работа — третий, статодинамическая — последний пример.

Разновидности силовых способностей

На основе всего сказанного данные двигательные способности человека разделяются на дополнительные категории:

  • Скоростно-силовые. Быстрые движения уступающей или преодолевающей формы, быстрое переключение от преодолевающей к уступающей работе, и наоборот. То есть действия, где наравне со скоростью важна и быстрота движения. Одной из разновидностей данных способностей будет "взрывная сила" — проявление больших величин силы в минимальное время.
  • Собственно-силовые. Внутри будет две разновидности. Первая — удержание в течение определенного периода предельных отягощений с максимальным напряжением мускулатуры. Вторая — перемещение объектов с большим весом.

Понятие "сила человека" также разделяется на две группы:

  • Абсолютная — максимальная сила, что будет проявлена человеком в каком-либо движении вне зависимости от веса его тела.
  • Относительная — величина силы, которая будет приходиться на 1 кг массы.

Скоростные способности

Скоростные двигательные способности — совокупность функциональных свойств, обеспечивающих выполнение физических действий за минимальное для текущих условий время.

Данные способности проявляются в двух формах — элементарной и комплексной.

К элементарным относится следующее:

  • Быстрая реакция человека на сигнал.
  • Выполнение локальных одиночных движений с максимальной для индивида быстротой.
  • Резкость — способность к быстрому началу какого-либо действия.
  • Способность выполнять определенные движения в максимально скоростном темпе.

Данные элементарные виды чаще всего сочетаются с иными двигательными способностями. Их сочетание (комплекс, иными словами) будет образовывать собой следующую группу. В комплексную категорию входит:

  • Скоростные стартовые способности. Это умение быстро набирать скорость на старте действия до максимальной индивидуально возможной.
  • Дистанционные скоростные способности. Выход на максимальный уровень дистанционной скорости.
  • Быстрое переключение с одного движения, действия на качественно другое.

Скоростные способности: основные факторы влияния

Как на формирование двигательных способностей, так и на их проявление, развитие в данном случае будет влиять следующее:

  • Подвижность нервных процессов. Что это значит? Быстрота перехода нервных процессов из состояния покоя в состояние возбуждения и обратно.
  • Соотношение волокон мышечной ткани, их эластичности, растяжимости.
  • Эффективность координации — межмышечной и внутримышечной.
  • Развитие волевых качеств, силы, координации, гибкости.
  • Уровень совершенства техники движений.

Что такое координация?

Самое общее определение — превращение действий своих органов в управляемую систему. На этом пути человек сталкивается со множеством трудностей — распределением собственного внимания между движениями суставов, частей тела, необходимостью их (движений) согласования, преодолением большого количества степеней свободы, присущих телу, упругой податливостью мускулатуры.

Для двигательной активности необходимо три типа координации:

  • Нервная. Согласование нервных процессов, которые через мышечное напряжение способны управлять движениями.
  • Мышечная. Согласование работы мышц, передающих от нервной системы и других адресантов команды управления на части тела.
  • Двигательная. Согласование сочетаний движений частей тела во времени и пространстве, что должно соответствовать выполняемой двигательной задаче.

Важно и понятие "координированность". Так называется гармоничное сочетание выполняемых движений и поставленной задачи, условий деятельности и состояния организма.

Координационные способности

Что же тогда будет считаться Это комплекс свойств индивида, который проявляется при решении различной координационной сложности двигательных задач. Они отвечают за успешность ее выполнения. Основа двигательной способности здесь — понимание поставленной задачи, быстрый поиск путей ее воплощения.

Какими конкретными видами они представлены? Прежде всего, выделяется следующее:

  • Дифференцирование различных параметров действия — силовых, временных, пространственных и проч.
  • Ориентация в пространстве.
  • Равновесие.
  • Соединение и перестраивание движений.
  • Быстрое приспособление к изменяющейся ситуации, необычно поставленной задаче.
  • Выполнение заданий в определенно заданном ритме.
  • Управление продолжительностью своей двигательной реакции.
  • Предвосхищение разнообразных признаков движений, условий их выполнения, изменения окружающей обстановки и проч.
  • Рациональное расслабление мускулатуры.

Отметим, что в жизни данные способности проявляются более не в чистом виде, а в различных сочетаниях друг с другом.

Что такое ловкость?

Ловкость выступает объединяющей составляющей всех перечисленных координационных способностей. Она необходима для выполнения двигательных задач в необычных, быстро и неожиданно изменяющихся условиях, при осложнении обстановки. Ловкость позволяет быстро выйти из трудной ситуации, проявить приспосабливаемость, маневренность, перенаправленность действий. Это готовность индивида к непредсказуемым и внезапным, не зависящим от него воздействиям.

Ловкость не является сугубо физическим качеством. Большая роль в совершенствовании двигательной способности за центральной нервной системой. Многие ученые причиной ловкости называют мудрость. В данном случае это определенный опыт поведения в самых различных ситуациях.

Ловкость - психофизическое качество, которое невозможно измерить количественно. Важно отметить и ее неповторимость - у каждого человека сфера развития данной способности будет индивидуальной.

Выносливость

Простое и емкое определение — способность противостоять во время выполнения мышечной задачи естественному физическому утомлению.

Главных критериев тут два:

  • Время, в течение которого осуществляется заданная мышечная работа.
  • Постоянство верного выполнения заданных действий.

Как двигательная способность, выносливость разделяется на два вида:

  • Общая. Способность выполнять длительное время работу умеренной интенсивности. Считается, что на данную выносливость более всего влияет настоящая окружающая среда.
  • Специальная. Это уже вид выносливости, соотносящийся с задачей, которую выполняет человек, — скоростной, координационной, силовой. Зависит от комплекса факторов - потенциала мышечно-нервного аппарата, рациональной техники владения собственным телом, быстроты растраты мышечной энергии и проч.

Общая выносливость служит предпосылкой специальной. Однако различные виды этой способности ничтожно зависимы друг от друга. Так, человек с хорошо развитой силовой выносливостью не всегда показывает отличные результаты по выносливости координационной.

Гибкость

Гибкостью называются определенные свойства морфологического аппарата, что обуславливают подвижность определенных частей человеческого тела относительно друг друга, отвечают за способность выполнять движения с большой амплитудой.

Внутри себя способность делится на две категории:

  • Активная. Способность достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мускулатурных групп, проходящих через определенный сустав.
  • Пассивная. Наибольшая амплитуда движений, которая достигается за счет приложения внешних сил к движущейся части тела — снаряда, отягощения, усилий спортпартнера и проч.

Гибкость также может быть общей (подвижностью всех суставов тела) и специальной (предельной подвижностью конкретных суставов, соответствующих требованиям к определенной деятельности).

Вот мы разобрали все виды двигательных способностей человека. Как вы видите, они не независимы, а тесно переплетены между собой.

Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет переподготовки специалистов образования

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Подготовила:
Слушатель 1 курса Д-03(13)группы
Дрозд Вероника Владимировна

Проверила:
Шебеко В. М.

Минск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»……………………………………………… ……… 3
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ… 6
ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБННОСТЕЙ…………………………………………… ………. 10
3.1 Движения – ведущий фактор развития физических способностей……………………………………………… …………… 10
3.2 Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности……………………………………………… ……… 11
3.3 Этапность……………………………………………………… …... 12
3.4 Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей……………………………………………… ……… 13
3.5 Перенос…………………………………………………………… . 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 16

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ
«ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины“физические” или “двигательные” способности, в психологии - “психомоторные” и “психофизические” способности, в физиологии - “физические качества”, в биомеханике - “физические” или “моторные качества”. Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.
По отношению к двигательным способностям часто употребяют – развитие, совершенствование, воспитание. Как правильно и грамотно употреблять эти термины? Трудно провести границу между развитием и совершенствованием, т.к. в процессе совершенствования происходит развитие двигательных способностей. Воспитание – ассоциируется с целостной личностью, ее морально-волевыми, нравственными, личностными качествами. Да и чутье подсказывает, что способности развиваются, а не воспитываются.
ФИЗИЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получившая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. В самом общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но, цвет глаз или желание подольше утром поспать – это тоже индивидуальные способности. Наша же задача рассматривать те индивидуальные особенности, которые оказывают влияние на эффективность деятельности человека (ЖЕЛ, антропометрические данные, быстрота нервных процессов и др.).
В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (Лях, 1996):
анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность; индивидуальные варианты строения коры);
физиологические особенности (особенности ССС, дыхательной систем);
биологические (Особенности биологического окисления, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения);
телесные (длина и масса тела, масса мышечной и жировой ткани);
хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют психодинамические задатки (темперамент Tf1.0, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических процессов).
О способностях человека судят не только по достижениям в какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Двигательные способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, подобрать оптимальное сочетание средств и форм, как пределы развития способностей повысятся. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей можно с помощью определенных тестов. В современной литературе используют термин «физические качества» и «двигательные способности». Однако они нетождественны.
В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (Лях, 19996).
Под ФИЗИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека.
Реализация способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей конкретных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая двигательная способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянная совокупность двигательных способностей, определяющих решение двигательной задачи, определяет то или иное качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека только по одной способности поддерживать скорость передвижения в режиме субмаксимальной мощности. О данном качестве можно судить лишь тогда, когда совокупность всех двигательных способностей обеспечивает длительное поддержание работы при разнообразных режимах ее выполнения.
Итак, сделаем заключение:
В основе развития физических качеств лежат двигательные способности
Развитие двигательных способностей обуславливается врожденными задатками
Развитие физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие двигательных способностей – через выполнение двигательных действий.

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБННОСТЕЙ

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т. п.). Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных.
В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость и т.д. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость. Несмотря на усилия учёных, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два больших класса. Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом. Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и как бы на границе двух классов.
Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т. д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много.
Вышеназванные способности можно представить как существующие потенциально, т. е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В. И. Лях отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др. , а более сложными-координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.
Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные двигательные способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т. п. Координационные, силовые и скоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости о того, в каких двигательных действиях они проявляются. О специфических проявлениях физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является однородной. Напротив, структура каждой и названных способностей разнородна. Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся к специфическим координационным способностям. Основным компонентом структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.
К проявлениям силовых способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую)-взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии-без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах-статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость. Результат развития ряда конкретных специальных и специфических двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия“общие координационные”, “общие силовые”, “общие скоростные” и “общие двигательные”способности. Под общими двигательными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные двигательные способности в данной связи-это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий.

ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ
Развитие физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые в свою очередь развиваются на основе определенных закономерностей. Закономерности рассматриваются как выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса не зависимо от состояния здоровья занимающихся.
Направленному развитию всех физических способностей присущ целый ряд закономерностей. К их числу относятся:

3.1. Движения – ведущий фактор развития физических способностей.

Движение присуще всем живым объектам на самых различных уровнях организации. В ходе эволюции характер и способ движения приобретали различные формы, но наиболее совершенные виды движения в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направлена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на постоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формулирующее начало в его развитии (И.А. Аршавский, 1971). По мнению В.С. Фарфеля (1964), физическое развитие не происходит само собой с достижением определенного возраста, а является результатом двигательной активности.
Двигательная активность направлена на совершенствование психофизиологической природы человека. Значение деятельности, упражнения, как необходимого фактора функционального и морфологического совершенствования организма впервые было показано Жаном Ламарком. Формулируя свой «закон упражнения», он писал: «Частое и неослабевающее употребление какого-либо органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабевает его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение». Тем самым Жан Ламарк отразил один из общих законов развития живой природы. Существенный вклад в дальнейшее изучение этого закона был сделан П.Ф. Лесгафтом, А.А. Ухтомским, И.П. Павловым, Н.Н. Яковлевым и др.

3.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности

Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения.
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это точно установленный порядок чередования работы, связанной с выполнением каких-либо физических упражнений и интервалов отдыха между ними в рамках одного занятия или в системе занятий.
При отдыхе (после окончания упражнения) происходит восстановление работоспособности. Организм при этом проходит ряд состояний: фазу пониженной работоспособности; фазу полного восстановления и фазу повышенной работоспособности (сверхвосстановления). В зависимости от того, в какой фазе
и т.д.................

  1. Введение
  2. Понятие о двигательных способностях
  3. Характеристика двигательных способностей
  4. Предпосылки развития двигательных способностей
  5. Возрастные особенности воспитания двигательных способностей
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы
  8. Приложения

Введение.

Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии.

Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей.

В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё УкучуФ всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей. Тут и теоретику есть над чем поломать голову, а уж учителю физической культуры тем более. Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, какподдаются тренировке? Как правильней говорить: УдвигательныеФ, УфизическиеФ, УмоторныеФ, УпсихомоторныеФ или УпсихофизическиеФ способности? Синонимы ли понятия УкачестваФ и УспособностиФ? Какова их классификация и структура? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить (измерить)? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и метолы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.

Как уже говорилось раннее интерес к данной проблеме не угасает вот уже более ста лет. Главный человек, которому более всего интересна эта проблема - учитель. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся?

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.

Понятие о двигательных способностях.

Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины УфизическиеФ или УдвигательныеФ способности, в психологии - УпсихомоторныеФ и УпсихофизическиеФ способности, в физиологии - Уфизические качестваФ, в биомеханике - УфизическиеФ или Умоторные качестваФ. Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.

Доктор педагогических наук В.И. Лях /10/ отмечает, что у разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами очень различны. Поэтому в современной литературе используют термин не Уфизические качестваФ, а Уфизические (двигательные) способностиФ: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости. Понятие Уфизические способностиФ точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты у каждого индивидуума. Однако вполне допустимо использовать оба понятия: Уфизические качестваФ и Удвигательные способностиФ, как равнозначные. При этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей.

Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках ещё и специальной категории Уфизические качестваФ вызвана запросами практики, в частности различием в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении (о положение тела, направление и амплитуде движения, его ритме и т.п.). Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров он может давать лишь такие указания, как Усильнее - слабееФ, Убыстрее - медленнееФ и т.п.

Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин /13/: УПод физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельностьФ. Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.

Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать - это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности. В то же время такие индивидуальные особенности, как максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища отражаются на процессуальной и результирующей стороне деятельности.

Характеристика двигательных способностей.

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.

В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость.

Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два больших класса. Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом. Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и как бы на границе двух классов.

Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т.д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов. Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

Вышеназванные способности можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В этой связи проверочные тесты всегда дают информацию о степени развития у индивида актуальных физических способностей. Чтобы на основании тестов получить представление о потенциальных способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет. Если ученик сохраняет всегда высокое ранговое место в своём классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, - это признак высоких потенциальных возможностей.

В.И. Лях /10/ отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простыхусловиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными - координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные, специфические и общие. Специальные двигательные способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям,спортивным играм. Так различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости отого, в каких двигательных действиях они проявляются.

О специфических проявлениях физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив, структура каждой и названных способностей гетерогенна (разнородна).

Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся к специфическим координационным способностям. Основным компонентом структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

К проявлениям силовых способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую) - взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии - без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах - статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.

Результат развития ряда конкретных специальных и специфических двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия Уобщие координационныеФ, Уобщие силовыеФ, Уобщие скоростныеФ и Уобщие двигательныеФ способности. Под общими двигательными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные двигательные способности в данной связи - это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий. А тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных и специфических двигательных способностей.

Предпосылки развития двигательных способностей.

В психологической литературе традиционными являются представления о том, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки развития - задатки. Считают, что задатки, существенно влияя на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности. Развитие способностей - результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Применительнок спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних и тех же предпосылок могут развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.

Рассмотрим понятийное содержание данного термина. Ряд авторов, обсуждающих проблему задатков, рассматривают их как анатомо-физиологическое понятие. Существует такой подход, когда анализируется Узадаток как анатомо-физиологический фактФ. Подобный УдисциплинарныйФ подход научно несостоятелен. Возникает вопрос: почему структура задатков, их свойства, механизм их влияния рассматриваются с позиции только двух биологических дисциплин, аименно анатомии и физиологии? Если уж руководствоваться УдисциплинарнымФ принципом, то число биологических дисциплин, УучаствующихФ в формировании задатков, может быть значительно расширено: биохимия, эмбриология, генетика и т.д.

Задатки также связывают с прирождёнными особенностями Унервно-мозгового аппаратаФ, свойствами органов чувств.

Существует толкование задатков, с позиции генетики. Так, утверждается, что Угенотип - это совокупность наследственных задатков (статическое образование)Ф. Подобное расширительное толкование задатков также можно считать неоправданным. Под генотипом подразумевают всю совокупность генов данной особи, а не только тот парциальный комплексом наследственных структур, который лежит в основе развития той или иной способности.

Таким образом, в существующей литературе нет достаточно аргументированного понятия такой важной биологической предпосылки развития способностей, как задаток. Однако при рассмотрении данной проблемы целесообразно учитывать следующие аспекты:

    1. Задаток надо рассматривать как генетическое образование, которое формируется в результате образования зиготы. Какова природа и механизм образования диплоидного набора хромосом пока ещё не достаточно ясно.
    2. Задаток влияет на программу развития, определяя морфологические особенности организма (особенности строения тела, композицию мышечных волокон, капилляризацию мышц, особенности строения сенсорных систем и т.д.).
    3. Задаток влияет на функциональные особенности, специфику адаптаций, преимущественную склонность к совершенствованию анаэробного, аэробного, анаболического метаболизма при мышечной деятельности.
    4. Задаток определяет развитие координационных возможностей, способности центрально-нервных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций.
    5. Задаток влияет на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной специфики личности.

Таким образом, в понятийном плане задаток можно охарактеризовать как биологическую структуру, возникающую по генетическим законам развития и влияющую на морфологические и функциональные особенности организма, психическое развитие человека и способствующих успешному формированию особенностей.

Задаток как генетически закреплённая предпосылка развития, очевидно, влияет не только на временную последовательности формирования функций, развитие костно-двигательного аппарата, двигательных качеств, темпы прироста функциональных возможностей, но и на величину развития признака. В генетике степень развития признака определяют как наследственную норму реакции. В спорте правильная интерпретация наследственной нормы реакции - резервных возможностей реализации задатков - приобретает особую значимость, так как развитие спортивных способностей с одной стороны, жестко лимитировано временем (лишь в определенном, относительно узком возрастном коридоре - 6-8 лет), а с другой - при учете особых сензитивных периодов развития.

Возрастные особенности воспитания двигательных способностей.

Ещё в начале XX столетия учёные обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных,но отличающихся друг от друга этапов.

Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами. Критическими потому, что они играют большую роль в развитии организма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей трубчатых костей. З.И. Кузнецова /9/ указывает на то, что наиболее тяжело сказывается недостаточное питание в период полового созревания.

Известный советский педагог Л. Выгодский /4/ обращал внимание на необходимость изучения чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки обучения. Он говорил, что педагогическое воздействие может дать нужный эффект лишь на определённом этапе, а в другие периоды быть нейтральным или даже отрицательным.

Все мы хорошо знаем, что ребёнка нужно научить ходить в раннем дошкольном возрасте. Если этого не произойдёт, то в последующие годы становление вертикального положения тела идёт очень медленною. Дети выросшие до 11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстреепередвигаются на четвереньках.

Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти годы активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а не в дошкольном, как часто говорят и пишут.

Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, апотому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.

Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. По данным З.И. Кузнецовой /9/, проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что:

  1. развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);
  2. величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными величинами, если сравнивать прироста разных двигательных способностей;
  3. у большинства младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень силовой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве случаев не совпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т.д.);
  4. специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, даёт различный педагогический эффект и более высокий в период взлёта того или иного двигательного качества.

Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и тренера повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии двигательных способностей. Более полное представление об этом вопросе дадут таблицы (см. Приложение 1), на которых обозначены возрастные этапы для мальчиков и девочек, когда происходит приросты различных показателей двигательных способностей.

В течение первого года пребывания детей в школе не выявляется сколько-нибудь заметных изменений в развитии их двигательных возможностей. Увеличение объёма двигательной деятельности в режиме дня первоклассников даёт прирост лишь 10-20%.

По данным З.И. Кузнецовой /9/ наблюдаются следующие возрастно-половые особенности развития двигательных способностей.

С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причём скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с 14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей на велостанке достигается мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем почти не изменяются.

Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания возросла за 1 год так, что приблизилась к показателям 12-14 летних девочек; увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении четырёх месяцев дало прирост в прыгучести, равный годовому или превышающие его.

Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам.

Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один критический период - с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год менструального цикла; у мальчиков - только в предпубертатный период, с 8 до 11 лет.

Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). В дальнейшем эти показатели с возрастом изменяются незначительно.За 24 занятия прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет (период интенсивного развития выносливости) повысилась на 50-116% и за последующие два с половиной месяца после прекращения занятий увеличилась на 66%.

У девочек 12 лет (период существенного снижения выносливости) прыжковая выносливость после 24 занятий повысилась не 21-90% (наименьший эффект дал метод тренировки Удо отказаФ, лучший - Уповторно переменныйФ), однако после того же перерыва (2,5 месяца) она снизилась почти на 50%. Тренировочный эффект исчез почти бесследно. В другом исследовании у девочек 11-12 за четыре месяца тренировки (3-4 раза в неделю) посредством прыжковых упражнений не было обнаружено достоверных улучшений выносливости к работе умеренной интенсивности на вело станке (продолжительность работы на 60% от максимальной частоты вращения педалей). Удалось лишь предотвратить существенное снижение выносливости мышц ног, свойственное девочкам в предменструальный период. Та же картина была получена по данным силовой выносливости мышц ног и передней поверхности туловища: при первом проявлении вторичных половых признаков силоваявыносливость снижается на 26-44% и не увеличивается в течение всего пубертатного периода.

Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек 14-15 лет (в основном за счёт интенсивного прироста с 9 до 11 лет).

Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с 8 лет на 100-105%, 9 лет - 54-62%, 10 лет - на 40-50% в течение одного учебного года при занятиях только на уроках физической культуры.

З.И. Кузнецова /9/ подчёркивает, что в период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам, как правило, не увеличивается. И если даже удаётся повысить по средствам тренировки, то достигнутый эффект держится не долго. Более чётко это выявляется, если сгруппировать данные не по УпаспортномуФ, а по биологическому возрасту, а также учесть пропорциональность основных антропометрических параметров (длина и вес тела, окружность грудной клетки): выносливость стабилизируется к моменту появления вторичных половых признаков и далее снижается до тех пор, пока не установится Угормональное равновесиеФ (для девочек - спустя год после наступления менархе).

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки.

Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей школьного возраста определена государственной программой. А.А. Гужаловский /5/ отмечал, что очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект.

Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей,успешнее организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей. В каждом её разделе, посвящённом формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для развития двигательных способностей. В среднем в старшем школьном возрасте программа предлагает ежегодно уделять внимание развитию не менее 12-14 качеств двигательной деятельности. Так, например, с IV по X классы включительно при прохождении раздела гимнастики необходимо содействовать развитию силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и тренировке органов равновесия; при прохождении раздела лёгкой атлетики - развитию скоростно-силовых качеств, скоростной и силовой выносливости; при изучении материала лыжной и кроссовой подготовки, коньков и плавания - развитию скоростной выносливости, выносливости в ходьбе и беге умеренной интенсивности ик длительной циклической работе. Освоение материала программы из разделов ручной мяч и баскетбол следует осуществлять совместно с направленным развитием таких двигательных качеств, как выносливость, быстрота и точность движения, быстрота и выносливость в игровых действиях, скоростно-силовые качества.

Эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Это хорошо видно на графиках возрастного развития основных двигательных качеств у школьников (см. Приложение 2). Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.

Особенности развития двигательных качеств необходимо учитывать в процессе работы по физическому воспитанию. Это позволяет более точно выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения развития двигательных качеств.

В связи с возрастными особенностями развития двигательных способностей в 1993 году была разработана программа: Физическое воспитание учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей. Суть этой программы состоит в разностороннем развитии (координационных и кондиционных) способностей учащихся. В ней отражены особенности программного материала с учетом возрастно-половых особенностей детей от 6 до 17 лет.

Базовая часть содержания программного материала уроков в I - IV классах.

Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. На уроках в начальной школе основное внимание уделяется развитию разнообразных координационных, скоростных способностей и выносливости, а также овладению школой движений. Обучение двигательным действиям при развитии физических способностей младших школьников тесно связано между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных способностей, а так же для развития кондиционных способностей. Умелое сочетание развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам - отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.

Младший школьный возраст - благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и частота движений), скоростно-силовых и выносливостик умеренным нагрузкам.

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются для того, чтобы стимулировать стремление учеников к совершенствованию и самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими упражнениями.

Базовая часть содержания программного материала уроков в V - IX классах.

Подростковый возраст - переломный период в развитии двигательных функций ребёнка. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, скоростных и гибкости) способностей учащихся, а также их сочетаний.

В этом возрасте продолжается овладение школьниками базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование учащихся в возрасте 10-11 лет наиболее тесно переплетается с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательности, системности и индивидуализации) учитель должен приучать школьников к тому, чтобы они выполняли задания на технику и тактику, прежде всего, правильно (т.е. адекватно и точно).

В данный период жизни детей развитие их координационных способностей необходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. В подростковом возрасте сообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Базовая часть содержания программного материала уроков в X - XI классах.

На уроках физической культуры в старших классах основное внимание уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстроты построения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей, а также их сочетаний. Вместе с тем закрепляются и совершенствуются соответствующие навыки (техники и тактики): продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путём освоения новых, ещё более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их различных по сложности условиях.

Заключение.

В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физического воспитания, воспитание и развитие двигательных способностей содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируется социальными принципами физического воспитания. В ходе исторического развития общества выработаны принципы, раскрывающие основы практической деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию детей (выбору состава средств, методов и форм организации педагогических воздействий).

Список использованной литературы:

  1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
  2. Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
  3. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- є5-6. - С.41.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
  5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
  6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
  7. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.
  8. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - є7. - С. 2-5.
  9. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - є1. - С. 7-9.
  10. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - є2. - С.2.
  11. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
  12. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.
  13. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  14. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. - 1994. - є1. - С. 43.; є2. - С. 32.; є3. - С. 28.