Игры развивающие творческое мышление. Упражнения для развития творческого мышления

Наталья Полухина
Игры на развитие креативного мышления для дошкольников

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Сенситивный период развития креативности приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность.

Предлагаю игры, которые помогут развить качества креативного мышления у ребенка дошкольного возраста.

Упражнение «Что ты види шь?»

Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

Упражнение «Волшебная мозаи ка».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противореч ий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойств ами»

Цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, учить мыслить творчески.

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Игра «Поиск способов применения предм ета»

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Что это так ое?»

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения

Младшая группа

Угадай игрушку

Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Воспитатель показывает детям 3-4 игрушки, дети назы­вают их. Надо сразу научить детей правильно называть пред­мет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Лю­бит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель опи­сывает другие игрушки, а дети называют их.

Про кого я говорю

Цель: Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает ребенка из группы, называя дета­ли его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.

Скажи, какой

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».

Исправь ошибку

Цель: Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.

Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок крас­ного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.

Что напутал Буратино?

Цель: Находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом утен­ком. Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка си­ний клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!». Дети ис­правляют неточности.

Сравни кукол

Цель: Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные; у Тани голубые глаза, у Кати - черные; Таня в платье, а Катя - в брюках. У кукол разная одежда*.

    Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами?
    (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)

    Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

Разложи картинки

Цель: Учить выделять начало и конец действия и правильно на­зывать их.

Детям раздают по две картинки, изображающие два по­следовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны на­чало и конец действия.

Средняя группа

В гостях у лесника

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов; побуждать к составлению творческого рассказа.

Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тро­пинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

    Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

    Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

Дети отгадывают загадку. Белка обращается к детям: «Опи­шите меня, чтобы было понятно, какая я и что умею делать». Если у детей возникают затруднения, воспитатель помогает связ­ками: «Шубка у тебя...; на ушках...; хвостик у тебя...; ты уме­ешь...; и очень любишь...» Белка говорит, что она любит пры­гать с ветки на ветку. Дети называют другие действия: прыга­ет, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белку, и зарисовать встречу с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Ведущим приемом обучения становится план, который предлагается детям в естественной разговорной форме: «Да­вайте подумаем сначала, как белочка встретилась с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем закончились их приключения?»

Ручка-ножка

Цель: Познакомить с разными значениями слов «ручка», «нож­ка».

Отгадайте загадку: «Одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, - ручку подает». (Дверная ручка.)

    У каких предметов есть ручка? Что можно делать руч­кой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.

    Закончите предложения: «Ручка нужна, чтобы...» «За ручку можно...»

    А какие предметы мы называем словом «ножка». На­рисуйте предметы, у которых есть ножка.

Старшая группа

Это правда или нет?

Цель: Учить находить неточности в стихотворном тексте.

Послушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас. Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ - Это правда или нет?

Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, мож­но ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

«Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика - один на голо­ве, другой на спинке. Папочка, это лошадке подметки подби­вают. Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются. Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом. Мамочка, я тебя громко-громко люблю*.

А сейчас вы придумайте небылицы или путаницы, а
другие дети будут их распутывать.

Назови одним словом

Цель: Учить находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Решал ученик задачу и не мог никак решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Труд­ная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) О чем мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: «тяжелый груз» (имеющий большой вес), «тяжелый сон» (неспокойный), «тяжелый воздух» (не­приятный), «тяжелая рана» (опасная, серьезная), «тяжелое чув­ство» (мучительное, горестное), «тяжелый на подъем» (с тру­дом решается на что-то), «тяжелое наказание» (суровое).

    Как вы понимаете выражения: «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «труд­ный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

    Послушайте стихотворение Б. Серовой «Подскажи сло­вечко». Вы будете мне подсказывать нужные слова.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

«Вот чудак, - смеется брат, -

Твой горох ведь это... (град)».

От кого, мои друзья.

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит... (тень).

Придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова:
большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малю­ сенький: бежит, мчится, несется: идет, плетется, тащится.

Подготовительная группа

Укрась слово

Цель: развитие образного мышления, воображения, ассо­циативного процесса.

Группа детей делится на команды. Каждой ко­манде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подхо­дят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово.

Подбери слово

Цель: развитие мышления, сообразительности, воспита­ние умения подбирать нужные по смыслу слова.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?», «Что можно штопать? Завязывать? Надвигать? Надевать?» и т.д. Дети дают ответы, называя слова, подходящие по смыслу. Ор­ганизовать игру можно по кругу, передавая друг другу каме­шек, мяч, карандаш, выступающий в роли волшебной палоч­ки. Тот, кто не может назвать подходящее слово, должен за­платить штраф-фант, который выкупается в конце игры.

Да - нет

Цель: : воспитание логического мышления, сообразитель­ности, целеустремленности, выдержки.

Угадывание предмета посредством вопросов, задаваемых в логической последовательности. На все вопро­сы можно отвечать только «да» и «нет». Выбирается один водящий, который на время удаляется из игровой комнаты. Де­ти вместе с воспитателем загадывают какой-то предмет, находящийся в игровой комнате. Водящий должен отгадать этот предмет, задавая вопросы о его местонахождении, материале, из которого он изготовлен, цвете, форме и т.д. Воспитатель должен научить детей задавать вопросы логично, делать пра­вильные выводы.

Придумай предложение

Цель: развитие быстроты мышления и речевой активности.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я назову ка­кое-нибудь слово, а вы должны быстро придумать предложе­ние с этим словом. Например, я скажу слово «близко» и пере­дам камушек Мише. Он возьмет камушек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое сло­во и передаст камушек рядом сидящему». Слово в предложе­нии должно употребляться в такой форме, в какой его предла­гает загадывающий.

По мере освоения игра может усложняться: можно зада­вать придумать предложение из двух, трех, четырех или пяти слов с заданным ключевым словом. Если дети затрудняются при ответе, им помогает воспитатель.

На этой тематической неделе логично ключевые слова связать с животным миром или флорой жарких стран.

Учимся рассуждать

Цель: Подвести детей к составлению рассуждения и понима­нию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов.

Воспитатель предлагает детям картинки-небылицы: ле­том мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы.

Докажите, что в этих картинках нарисовано неправиль­но, что надо изменить. Используйте в своем доказательстве слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последова­тельность ваших рассуждений.

Составь рассуждение

Цель: Учить составлять рассуждение, располагать аргументы в
определенной последовательности.

Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ран­няя», используя для связи предложений слова «вот потому», «потому что», «в связи с этим».

    Кто может доказать, что зима не очень похожа на зиму.

    Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они
    подружились, играли и веселились до самых холодов. Насту­пила зима, а с нею и Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не
    нашел». Почему?

    Выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта». «Почему сле­дует быть честным».

Составим разные рассказы

Цель: Учить составлять схемы разных высказываний.

Воспитатель напоминает детям, что описание обозначается кругом, разделенным на три части, повествование (сюжетный рассказ) - поездом, у которого вагончики разного цвета, а рас­суждение - это знак вопроса из трех цветов (полукруг - зеле­ный, средняя часть красная и окончание - синяя точка). Нача­ло каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагон­чик, верхняя часть знака вопроса) - зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик, средняя часть знака вопроса) - красного, конец (нижняя часть круга, третий вагон­чик, точка в нижней части знака вопроса) - синего цвета.

Воспитатель делит детей на три команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст: «Вчера я был в лесу и видел там зайца. Он так меня испугался...» Первая команда детей составляет описание. Остальные дети слуша­ют его и составляют у себя на столах модель описания, чтобы получился круг (если присутствуют все части описания).

Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше. Дети, сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков. Третьей команде предлагается составить рас­суждение о том, почему заяц такой пугливый и всего боится. Сидящие за столами дети выкладывают знак вопроса из трех частей: верхней (зеленой), средней (красной) и точки (синей).

Затем воспитатель набирает новые три команды и дает новую тему - картину об осени. Одни дети составляют опи­сание осени, другие придумывают историю о том, что случи­лось в осеннем лесу, а третья команда доказывает, что на картине изображена именно осень. Остальные дети выклады­вают у себя на столах модель высказываний: описания, пове­ствования и рассуждения. В конце занятия дети оценивают, какая команда лучше всех составила описание, повествование (историю), рассуждение.

Литература

    Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

    Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте»

    «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. Ушаковой О.С.

    Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»

Психологические игры

на развитие креативности (творческого мышления)

Игра «Покажи понятие»

Театральная творческая игра по командам. Здесь, как и во всех командных играх, наглядно проявляется, кто справляется с лидерством и творчеством, а кто просто является исполнителем, а иногда балластом для группы. Команде задается понятие и задание показать его в реальном времени с движением, звуком, взаимодействием. Используя себя, свои тела, движения, голос, любой реквизит и главное – творческие возможности. Это должна быть не просто иллюстрация – а совместная реализация каких-то командных идей и мыслей. Время на подготовку 15 мин. На демонстрацию около 1 мин.

Список понятий:

  • Улей.
  • Часы.
  • Фонтан.
  • Бородинская битва.
  • Самовар.
  • Свадьба.
  • Футбол.
  • Вселенная.
  • Динозавр.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!

Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!
  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Цель : Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения : 30 минут.

Материалы : маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

  • Группа затерялась на необитаемом острове.
  • Одиссей попадает на Красную площадь.
  • Вася и Маша открывают магазин игрушек.
  • Мальчик влюбился в девочку.
  • Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Шнурок»

Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.

Запрещается вербальное общение.

После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель : побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы : от 5 до 15 человек.

Условия : классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.
  3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ : правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Завершение : участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

Необходимое время : около 20 минут.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

  1. Что общего между кофе и жителями Лапландии?
  2. Что общего между шнурками для обуви и поездами?
  3. Что общего между горой и шоколадом?
  4. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение «Превращения»

Цель : развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

  1. Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  2. Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  3. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
  4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель : развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Прочти текст»

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель : проба на оригинальность мышления.

Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

Упражнение «Круги»

Цель : измерение свойств интеллектуальной деятельности.

Возраст : дошкольный, младший школьный.

Правила проведения : Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т.д.).

Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.

Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т.д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т.д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т.д. Экономика: монеты… Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.

Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов.

Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.

Упражнение «НЛО»

Цель : развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Возраст : младший школьный.

Оборудование : бумага и цветные карандаши.

Ход игры : – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

Упражненние «Разговор с руками»

Цель : научить контролировать свои действия, развитие воображения.

Возраст : дошкольный.

Форма проведения : индивидуальная.

Правила проведения : Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

Игра «Катастрофа в пустыне»

Задачи : отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Время : не менее полутора часов.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию :

С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов :

  • Охотничий нож.
  • Карманный фонарь.
  • Летная карта окрестностей.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Магнитный компас.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Пачка соли.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
  • Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?
  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
  • Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

  • Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
  • Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
  • Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
  • Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
  • Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
  • Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
  • Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
  • Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
  • Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
  • Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
  • Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
  • Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
  • Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
  • Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
  • Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

  • Полтора литра воды на каждого.
  • Пачка соли.
  • Магнитный компас.
  • Летная карта окрестностей.
  • Легкое полупальто на каждого.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманный фонарь.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Охотничий нож.
  • Охотничье ружье с боеприпасами.
  • Карманное зеркало.
  • Определитель съедобных животных и растений.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Можно обсудить такие вопросы:

  • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?
  • В чем секрет такой прозорливости?
  • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?
  • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Аутотренинг «Волшебный лес»

Цель : создание позитивного образа «Я», познание и развитие «Я-концепции», обучение аутотренингу как способу изменения психологических и эмоциональных состояний, развитие перцепции и креативности.

Необходимое время : 15–20 минут.

Процедура.

1. Текст погружения в релаксационное состояние . Займите удобную позу. При этом очень важно выпрямить позвоночник поскольку он имеет естественные изгибы. Кисти рук лежат свободно на коленях, чтобы не соприкасались большие и указательные пальцы. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои эмоции и переживания. Закройте глаза. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу того, каким окажется ваш опыт аутотренинга. Дайте ему состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.

Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».

Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается по руке вверх.. До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых… Дыхание ровное спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра…Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Есть еще одни источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул. Из челюстей… Губы становятся мягкими… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией…

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валятся в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого доброго для вас места… Ваше дыхание ровное и спокойное.

2. Текст АТ . Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Перед вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его крону. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой тропинке и выходите на поляну, окруженную могучими деревьями. В центре поляны небольшое дерево. Видимо очень старое, оно не высокое, но ствол его слишком широкий, крона раскидистая, крепкие ветки (пауза).

Под деревом сидит старик-мудрец, он знает ответы на все вопросы. Он не вызывает у вас чувство страха или опасения, наоборот уважение и доверие. Подойдите поближе, видите, мудрец улыбается вам. Присмотритесь к нему, постарайтесь запомнить его внешность, лицо, глаза. Хотите поговорить с ним? Вы же не зря сюда пришли, он знает все. Попробуйте с ним поговорить о себе. Спросите его: «Кто Я такой?» (пауза). Продолжайте разговор со стариком, старайтесь внимательно смотреть на него и вслушивайтесь в его слова.

Вам пора возвращаться. Вы еще придете сюда, в этот лес-великан.

3. Текст выхода из релаксационного состояния.

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше и больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь … Вы чувствуете как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть … Ваши мышцы наполняются силой и энергией…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять … Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущений силы и возможности действовать…Расслабленность заменяется собранностью… Четыре … Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три … Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак Два . Не открывая, глаза поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один . Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Обсуждение.

Какие у вас ощущения? (обратить внимание, чтобы высказались все желающие, поделились своими впечатлениями, открытиями, эмоциями).

С сегодняшнего дня мы каждое занятие будем заканчивать аутотренингом и вы еще вернетесь к «мудрецу», продолжите с ним разговор.

Наверняка в следующий раз он вам расскажет намного больше, чем в вашу первую встречу.

Игра «Развиваем наблюдательность»

Возраст : младший школьный.

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры : в течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.

Необходимо составить следующие списки предметов:

  1. красного цвета,
  2. черного цвета,
  3. зеленого цвета,
  4. синего цвета,
  5. овальных,
  6. квадратных,
  7. деревянных,
  8. металлических,
  9. каменных,
  10. начинающихся с буквы «к»,
  11. относящихся к мебели,
  12. относящихся к посуде и т.д.

За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов.

Упражнение «Завершение рассказа»

Возраст : младший школьный.

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

  • законченность рассказа;
  • яркость и оригинальность образов;
  • необычность поворота и сюжета;
  • неожиданность концовки.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.

Материалы : игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Краткое описание содержания игры :

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.

Количество участников игры – от 1 до 4 детей.


Картотека

«Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову».

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Игра «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .

На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.


Все родители хотят вырастить детей умными, сообразительными, поэтому часто интересуются, с какого возраста можно предлагать ребенку игры на развитие мышления. В поисках ответа они обращаются к различным источникам и иногда закрывают хорошую страницу только потому, что споткнулись о непонятное слово. Не уходите с сайта, если что-то покажется вам трудным для понимания. В этой статье все сложные термины будут объяснены доступным языком.

Что такое мышление?

Не нужно считать, что если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти. Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями. Человек со сформированным мышлением при решении различных жизненных задач использует смекалку, находит нестандартные ходы.

Несведущему человеку кажется, что разобраться в процессах формирования мышления очень сложно и эти знания доступны только специалистам. Конечно, наука о мозговой деятельности требует долгого освоения, но в основных понятиях и способах их применения при воспитании дошкольника сможет разобраться каждая мама.

В мыслительных процессах выделяют 5 основных операций.

  1. Анализ – умение разобрать предмет или явление «по косточкам», выделить составляющие части и признаки. Например, услышав слово «арбуз», человек сразу представляет себе большой круглый плод с зеленой корочкой и вкусной красной мякотью.
  2. Синтез – операция, противоположная анализу, позволяющая по отдельным определениям понять, о чем идет речь. Например, животное, которое мяукает, любит молоко и ловит мышей – кошка.
  3. Сравнение – умение найти сходство и различие между предметами или явлениями. Зима и лето – времена года, но летом тепло, а зимой холодно.
  4. Обобщение – умение понять связь между несколькими терминами и назвать их одним словом: тарелка, чашка, блюдце – посуда.
  5. Классификация – умение группировать предметы по одному признаку: материалу, цвету, форме.

Все эти стадии идут одна за другой, но чтобы мыслительные процессы развивались правильно, с ребенком нужно заниматься. Желательно заранее подбирать задания, постепенно усложняя их. Иногда малыш «застревает» на каком-то этапе развития. Не впадайте в панику – скорее всего, через несколько дней он усвоит непонятный урок и сможет двигаться дальше. Волноваться нужно, если прошло около месяца, но никаких достижений нет. В этом случае следует обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Как связано мышление с другими когнитивными процессами?

В любом человеке с рождения заложена тяга к познанию окружающего мира. Процессами изучения и исследования действительности занимается когнитивная психология. Эта отрасль изучает внимание, память, эмоции, мышление – то есть внутреннюю психическую деятельность человека.

Представьте ситуацию: дипломат выслушал неприятные высказывания, которые сильно затронули его чувства. В силу своей профессии он обязан быть вежливым, изображать дружелюбие и не показывать негативной реакции на выпады противников. Внешние проявления – это поведенческие реакции. Внутри у человека все кипит, он почти готов броситься на обидчика с кулаками, но разум подсказывает, что нужно сдержаться, мозг ищет приемлемые ответы, вспоминает опыт подобных ситуаций и анализирует последствия каждого слова. Эти невидимые глазу процессы и относятся к когнитивной сфере.

Мышление – один из видов когнитивной деятельности. Оно неразрывно связано с другими составляющими внутренней психической сферы. Если убрать остальные процессы, человек уподобится совершенному компьютеру, который может решать сложные задачи: новейшие приборы умеют обучаться и строить многоходовые логические связи, но назвать их разумными существами нельзя.

Человеку доступен целый комплекс когнитивных процессов, которые и делают его личностью:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • эмоции;
  • способность общаться;
  • внимание.

При занятиях по развитию мышления нужно задействовать все эти процессы, иначе желаемого результата получить не удастся. Если ребенок станет решать задачи равнодушно, без эмоций, этот процесс ему сразу наскучит, и малыш побежит искать более интересное дело. Отсутствие внимания приведет к тому, что ученик пропустит важные данные в условии задачи и решение окажется неправильным. Умение общаться необходимо для обмена информацией и взаимодействия при совместной работе над решением вопроса. Отключите остальные составляющие – и мозг окажется в вакууме, мыслительная деятельность станет невозможной.

Этапы развития мышления

Как только малыш родился, в его мозг начала поступать масса новой информации. Сначала в маленькой головке царит полный хаос, но постепенно все, что кроха видит, слышит и чувствует, приходит в определенную систему, между различными сведениями возникают связи. Мама берет на руки, расстегивает халат, грудничок чувствует знакомый запах – значит, можно пососать вкусного молочка.

Развитие мышления можно начинать уже сейчас. Возьмите ручку младенца, нажмите на кнопочку – и в комнате зажжется свет. Не молчите при этом действии, объясните: нужно нажать на выключатель, чтобы стало светло. Когнитивная система отправит эти сведения в долговременную память, образуется причинно-следственная связь. Не нужно рассказывать крохе теорию электромеханики, он все равно ничего не поймет, а взаимодействие «выключатель – лампочка» запомнит.

Примерно до школы мыслительные процессы будут развиваться только на основе тех знаний, которые поступают через органы чувств. Сейчас малышу бесполезно объяснять, что такое космос, электромагнитные волны, бесконечность – он не может это увидеть, потрогать, передвинуть. Абстрактные понятия станут доступны не раньше 5 лет.

Различается несколько этапов развития мышления:

  1. наглядно-действенный – от года до 3 лет;
  2. наглядно-образный – от 3 до 7 лет;
  3. абстрактно-логический – начинается в школьном возрасте.

Считается, что наглядно-действенное мышление развивается после года, но уже грудничку можно показать, что действия человека приводят к какому-то результату. Стакан был пустой, вы вдвоем налили в него воду из бутылочки – сосуд наполнился, можно попить. Для взрослого человека исход таких действий понятен, а для малыша это настоящее открытие. Учите его наполнять игрушечные емкости песком, жидкостями, крупой. А что произойдет, если положить в ведерко снег и принести его в теплую квартиру? Вы знаете, а для малыша это – настоящее волшебство.

После 3 лет ребенка уже не удивить включающимся светом или тающим снегом, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Дети считают Деда Мороза или Зубную фею реальными существами, которые участвуют в жизни людей. Малыш с удовольствием рассматривает картинки в книжках, фотографии, узнает на них родных людей и знакомые предметы. Постепенно он начинает понимать, что собака – это не только Рыжик, живущий в его квартире, но и множество других животных, встречающихся на улице и на картинках.

Около 5-7 лет ребенок начинает разбираться в символах, значках, цифрах. Понятия отрываются от образов – он знает, что такое «воздух», хотя не может его ни увидеть, ни потрогать. На основе 2-3 фактов дошкольник может сделать вывод, прогнозировать дальнейшие события. Ребенок дошкольного возраста знает, что в ненастную погоду мама заставляет его надевать сапоги. Сегодня идет дождь – значит, выбежать на улицу в кроссовках не получится. Формируется новый этап – абстрактно-логическое мышление.

Занятия с детьми младшего возраста

У годовалого малыша полным ходом идет развитие мозговой деятельности. Он познает окружающий мир через действия: если предмет невозможно схватить, сломать, засунуть в рот, вещь редко становится интересной ребенку. Дети стремятся попасть в любой уголок квартиры, открыть любую дверь. Они вытаскивают вещи из шкафов, пробуют на вкус мамину губную помаду. Не мешайте детским исследованиям, просто уберите в недоступное место все опасные предметы.

Научите ребенка не только ломать, но и создавать. Многочисленные игры для дошкольников на развитие мышления дают огромный простор для творческого процесса. Можно обойтись и без дорогого дидактического материала. Стройте башни из кубиков, лепите снеговиков. Летом возьмите на прогулку ведерко, совок и набор формочек. Даже самого непоседливого малыша можно некоторое время удержать на одном месте, если он займется игрой с песком.

Не гуляйте все время на одной и той же детской площадке, ходите по разным местам. Одинаковая обстановка не дает новых впечатлений, которые являются важной пищей для развития мышления.

В этом возрасте формированию детского мозга очень помогут развивающие центры, мобили, всевозможные шкатулки и коробочки, куда можно положить небольшой предмет. Купите ребенку пирамидки, кубики, игрушки, которые можно собирать и разбирать. Мелкая моторика, необходимая для этих действий, стимулирует развитие мозга и хорошо подготовит малыша к переходу на формирование следующего, наглядно-образного типа мышления.

Если малыш не хочет заниматься конструктором или кубиками, проявите хитрость. Попробуйте собрать сами, сделайте вид, что ничего не получается, и попросите вам помочь.

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Когда малышу исполнится 3 года, нужно развивать его наглядно-образное мышление. Родителям ни в коем случае нельзя мешать этому процессу. На прогулке малыш тянет папу к дереву показать, что у того есть глазки и ротик. Стремящийся вложить в голову ребенка как можно больше научных знаний мужчина говорит, что большое отверстие – это дупло, а круглые точки – следы от отвалившихся веток. Волшебство пропало, сказочный дуб с добрым лицом превратился в обычное растение – и стремление находить в привычных предметах что-то новое начинает угасать. Общаясь с ребенком, забудьте о своем возрасте, посмотрите на окружающие предметы глазами маленького человечка и вместе с малышом придумайте, на что они похожи.

Около трех лет дети иногда отвергают дорогих нарядно одетых кукол и играют со щепочкой, деревянной ложкой или старым пупсом, на котором уже не видно лица. Такому явлению можно только порадоваться: юному фантазеру неинтересны игрушки, где все понятно и придумать уже ничего нельзя. Зато в сухой ветке он увидел такую куклу или зверюшку, которая ему нужна. Не ругайтесь, что малыш несет домой с улицы то камень, то обломок доски, – вместе подумайте, что это такое и как этот предмет можно применить.

Некоторые дети с пеленок начинают замечать похожие признаки в совершенно разных предметах, у других такую способность нужно развивать. Существует несколько игр, которые помогут ребенку научиться строить образные ассоциации. В магазинах можно приобрести головоломки, где из нескольких элементов нужно сложить различные фигуры. В домашних условиях можно использовать все, что попадется под руку, и придумать множество игр и соревнований.

  1. Возьмите картинку, кубик или другой предмет и предложите придумать как можно больше образов, на что это похоже.
  2. Нарисуйте половину бабочки, снежинки или другого симметричного изображения. Малыш должен закончить картинку.
  3. Составьте из спичек геометрическую фигуру и попросите переложить 2-3 палочки, чтобы получилось другое изображение (флажок из домика, танк из корабля).
  4. В сетке 3х3 квадрата нарисуйте 3 разных мячика или домика. 2 клеточки оставьте пустыми и попросите их заполнить, чтобы в каждом ряду и столбце оказались разные предметы.

Развитие абстрактно-логического мышления

Без развитого абстрактно-логического мышления невозможно получать новые знания, решать задачи, проводить исследования. Даже животное можно научить нажимать на ручку, чтобы открыть дверь. Но что делать, если она не открывается? Именно этот тип мозговой деятельности заставит мыслящего человека обследовать весь проем, повертеть рукоятки на замках, проверить шпингалеты и разобраться в причине возникшей проблемы.

Дошкольники могут решать простые математические задачки: к 3 яблокам прибавить 2 и сосчитать, сколько получилось. В школе детям придется делать сложные расчеты, где без формул, уравнений, а позже и интегралов уже не обойтись. Если у ребенка не развито абстрактно-логическое мышление, учеба превратится для него в пытку. Не нужно сваливать вину на наследственное отсутствие способностей – мозг, как и мышцы, следует тренировать.

Чтобы заложить основы логического мышления, занимайтесь с ребенком играми, в которых нужно выделять сходные и различающие признаки предметов. Рассыпьте перед ним пуговицы и попросите разложить их на несколько кучек, в каждой из которых предметы будут чем-то похожи. Если малыш затрудняется, дайте ему задание сами, например: красные отдельно, черные отдельно, зеленые отдельно. Возможно, он сам разделит пуговицы на группы, но вы не сможете понять, по какой системе это сделано. Не говорите сразу, что так неправильно, разберитесь, что ребенок увидел в этих предметах. Он мог отделить красивые от некрасивых или те, которые он уже видел, от незнакомых. Такая классификация тоже допустима.

В ожидании автобуса или в очереди ребенку становится скучно, он начинает ныть или баловаться. Не раздражайтесь – сейчас самый удобный момент заняться развивающими играми. Вариантов существует очень много.

  1. Съедобное – несъедобное. Вы называете любой предмет, а ребенок должен определить, годится ли он в пищу. Со временем игру можно усложнить, например, назвать сырое мясо или куклу из пряника.
  2. Найти лишнее. Вы называете 5 слов, к примеру: кошка, собака, стул, корова, коза. Ребенок должен сказать, что здесь лишнее и почему.
  3. Закончи фразу. Начните предложение, а ребенок пусть его закончит, назвав причину: мы вышли из дома в плащах, потому что… (идет дождь).
  4. Назови одним словом. Вы называете несколько предметов, а малыш должен назвать их одним словом: стол, стул, диван – мебель; суп, каша, хлеб – еда.

Игр, развивающих абстрактно-логическое мышление, существует множество. Начните играть с дошкольником в шашки, потом можно освоить шахматы и нарды. Вы не просто двигаете фигуры – мозг в это время анализирует ситуацию, предвидит возможные ходы противника и ищет лучший ответ на них. Не ругайтесь, если ребенок увлекся пасьянсами, пазлами, сборкой кубика Рубика. Он не попусту теряет время, а учится просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, искать верное решение среди множества комбинаций, развивает разум и логику.

В мыслительных способностях человека не все зависит от наследственности. Ученые наблюдали близнецов, воспитывающихся в разных семьях, и определили, что дети, развитием которых серьезно занимаются, становятся смышленее и сообразительнее братьев и сестер, на которых обращали мало внимания. Не нужно заваливать малыша головоломками и развивающими играми, чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами. Совместные занятия, развивающие мышление и речь, принесут намного больше пользы.