Сколько километров бульварное кольцо. Бульварное кольцо - достопримечательность российской столицы. Из далекой Франции

Современное Бульварное кольцо представляет собой подковообразный длинный бульвар, зеленая лента которого окантована с внутренней и внешней сторон серой лентой автомобильной магистрали. На западе Бульварное кольцо доходит до Пречистинской набережной, на востоке спускается к стыку между Москворецкой и Котельнической набережными.

От Бульварного до Садового кольца

Бульвары Бульварного кольца

Бульвары Бульварного кольца - окружают центр старой Москвы уютным ожерельем парковых аллей и деревьев, где бульвары соединяются друг с другом, образуя подковообразную зеленую ленту.

Площадь Арбатских ворот

Площадь Арбатских ворот - возникла в конце XVIII века после сноса Арбатских ворот Белого города.

Никитские ворота

Никитские ворота - площадь Никитских ворот оформилась окончательно только в последние десятилетия XX века, когда пространство вокруг существовавших в то время ворот было освобождено от двухэтажных старинных жилых домов.

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь - до 1937 года она называлась Страстной по Страстному женскому монастырю, основанному в 1654 году по соседству с Тверскими воротами

Зауязье

Заяузье - ещё в XII - XIII веках к востоку от Кремля, на левом берегу Яузы, появились сельские поселения. Здесь проходила дорога от Боровицкого холма в Коломну и на Рязань.

Замоскворечье

Замоскворечье - так называется район на правом берегу реки Москвы напротив Боровицкого холма и Китай-города.

Большая Ордынка

Большая Ордынка - когда-то по этой улице проходила дорога из Кремля в Золотую Орду, а на самой улице жили "ордынцы" и дворовые слуги великих русских князей.

Большая Полянка

Большая Полянка - до XVIII века улица называлась Космодамианской по имени церкви в самом её начале.

Большая Якиманка

Большая Якиманка - в XIV веке здесь проходила дорога на Калугу, и в XVII веке улица называлась Калужской. В это же время на ней поставили церковь Иоакима и Анны, и получилось новое название - Якиманка.

Остоженка

Улица Остоженка - известна с XIV века. В источниках под 1328 годом упоминается село Семченское, находившееся в окрестностях Остоженки.

Пречистинка

Улица Пречистинка - Эта улица, расположенная между площадью Пречистинских ворот и Зубовской площадью, известна с XVI века, когда она связала Кремль с построенным в те времена Новодевичьим монастырем.

Старый Арбат

Старый Арбат - Улица Арбат возникла в XIV - XV веках, по ней шла дорога на Смоленск.

Новый Арбат

Новый Арбат - улица здесь была проложена давно, ещё в XVI веке. В 1658 году царь Алексей Михайлович приказал называть улицу Смоленской. В 1962 - 1969 годах был построен современнейший проспект, названный Калининским.

Поварская

Поварская улица - в XII - XIV веках по ней купцы отправлялись в Новгород. Затем Иван IV Грозный причислил улицу к опричнине, и в XVII веке князья и дворяне ещё жили здесь, между дворами царских поваров.

Петровка

Улица Петровка - Улица возникла в XIII веке. Она связывает Петровку, которая продолжается за Бульварным кольцом до Успенского переулка, с Садово-Каретной улицей.

Цветной бульвар

Цветной бульвар - в стародавние времена здесь текла река Неглинная. В середине XIX века реку Неглинную упрятали в подземную трубу и устроили здесь Трубный бульвар. В 1851 году сюда перенесли цветочный рынок, и с тех пор бульвар стал называться Цветным.

Сретенка

Улица Сретенка - между Сретенскими воротами и проспектом Мира находится улица Сретенка. Отсюда из Москвы шла дорога в северные земли Руси, в Троице-Сергиев монастырь, а во второй половине XVI века - и к Белому морю, к Архангельску.

Покровка

Улица Покровка - расположена между площадями Покровских ворот и Земляной Вал. В XVI - XVII веке по обеим сторонам улицы находились дворцовые слободы: Огородная, Барашевская, Садовая, Казенная.

Бульварное кольцо. История

Старые названия площадей напоминают москвичам о тех временах, когда на месте Бульварного кольца стояла почти окружавшая город стена Белого города, построенного под руководством Ф. С. Коня в 1585-1593 годах в оборонных целях.

На месте пересечения стены Белого города и дорог, лучами расходящихся от Кремля были сооружены ворота. К середине XVIII столетия это крепостное сооружение утратило оборонное значение, обветшало. Чтобы сохранить его для потомков, нужны были огромные средства. К тому же город развивался по сложившимуся атомарному (кольцевидному) плану. Он просто обязан был иметь новую орбиту, новое кольцо.

Во второй половине XVIII века стену Белого города разобрали. В те же годы был составлен в общих чертах план Бульварного кольца, а в 1782 году началось строительство первого участка от Никитских до петровских ворот. В 1796 году работы были завершены, хотя планировка всего Кольца закончилась после пожара 1812 года.

На протяжении следующих двух веков бульвары были, и по сей день остаются, любимым местом прогулок здешних жителей и местом встречи влюбленных, друзей или одноклассников, коллег и деловых людей.

В последние годы XX века это изумрудное ожерелье было украшено памятниками, скверы освобождены от старых деревьев, сделаны парковые дорожки.

На западе Бульварное кольцо доходит до Пречистинской набережной, на востоке спускается к стыку между Москворецкой и Котельнической набережными.

На месте пересечения Бульварного кольца с радиальными улицами образовались красивые просторные площади с названиями, дошедшими до нас из древности: Арбатские ворота, Никитские ворота, Петровские ворота - ворот давно уже нет,а названия остались.

В современное время XXI века прогулочные дорожки, для экологичности и красоты были выложенны плиткой, появились ухоженные газоны, цветочные клумбы и велопрокаты.

Бульвары Москвы многочисленны и разнообразны. Слово бульвар в переводе с французского и немецкого означает укрепленный земляной вал. Позже этим словом стали обозначать аллеи, окруженные зелеными насаждениями, появившиеся на месте городских защитных валов или вдоль морского побережья, реки, предназначенные для прогулок. Самые первые бульвары появились в Париже, после того, как город вырос, и власти снесли городские стены, оказавшиеся на его территории.

Бульвары Москвы, образующие Бульварное кольцо – это последовательность улиц, расположенных в Центральном административном округе города. Бульварное кольцо состоит из десяти бульваров, в общей сложности протянувшихся более чем на 9 километров. Бульварное кольцо Москвы не замкнуто, а ограничено на юге Москвой-рекой.

Когда в 18 веке Москва значительно выросла, то защитная стена Белого города была разобрана, а там, где она проходила, были заложены первые московские бульвары. Самым первым в 1796 году появился Тверской бульвар, а окончательно кольцо сформировалось уже после 1812 года. В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, просуществовавшую до 1911 года, когда ей на смену пришел трамвай.

На протяжении своего существовании Бульварное кольцо претерпевало различные изменения и улучшения. К 800-летнему юбилею Москвы в 1947 году сетчатую ограду бульваров заменили на чугунный барьер, вместо старых скамеек поставили более удобные, а также высадили более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников. Проектом реконструкции Бульварного кольца руководил В.И. Долганов. В 1878 году бульварное кольцо было официально объявлено памятником садово-паркового искусства.

Самый старый бульвар в Москве – Тверской, но он еще и самый длинный из всех улиц, составляющих Бульварное кольцо – он протянулся на 857 метров. Самый широкий из этих бульваров – Страстной (123 метра), самый короткий – Сретенский (214 метров), а самый молодой – Покровский бульвар, появившийся в Москве в 1891 году.

Если прогуляться по этим старинным бульварам Москвы, можно увидеть много интересного, такого, что во время обычной обзорной экскурсии останется незамеченным. Интересен такой факт, что в старину, Тверской бульвар был любимым местом прогулок аристократов, а людям простого сословия было запрещено здесь гулять. До нашего времени на Тверском бульваре в Москве сохранились особняки 19 века, в которых жили выдающиеся личности ушедшей эпохи, в них бывали Пушкин, Грибоедов, Герцен. Огарев, именно на этом бульваре размещались литературные учреждения, по примеру которых Булгаков описал МАССОЛИТ в романе "Мастер и Маргарита". Здесь находятся особняки профессора Склифосовского и актрисы Ермоловой.

Не менее интересна история и архитектура еще одного бульвара Москвы – Гоголевского. Первоначально он назывался Пречистенский, начинается от станции метро Кропоткинской и заканчивается у памятника Горькому. На этой улице тоже почти каждое здание – памятник архитектуры, хранящий память о многих известных деятелях прошлого. Например, в здании нынешнего Шахматного клуба когда-то располагался центр музыкальной московской жизни, здесь можно было встретиться с Шаляпиным, Рахманиновым, Глазуновым. Гоголевским бульвар называется не только из-за памятника писателю, на этой улице в Москве жил и работал Николай Васильевич, здесь сжег второй том Мертвых душ, уже подготовленных к печати. Прекрасное место для отдыха – Страстной бульвар, светлый и просторный, облюбованный художниками и фотографами.

Это лишь три самых известных бульвара, входящих в московское Бульварное кольцо, остальные семь не менее интересны. В период 20 века в Москве появились новые бульвары, расположенные за пределами кольца – их более двадцати. Конечно, они менее интересны для туристов, на них реже можно встретить интересный памятник, но и они играют важную и незаменимую роль в жизни сегодняшней Москвы, на них кипит современная жизнь, по аллеям бегают дети, торопятся по делам взрослые, неспешно прогуливаются пенсионеры.

Бульварное кольцо в Москве сформировалось на месте некогда стоявших здесь оборонительных стен , которые потеряли свою актуальность к концу восемнадцатого столетия и уже не содержались к тому времени в надлежащем состоянии. Так, в 1750 году обвалилась часть стены и погребла под собой несколько человек.

Бывшее фортификационное сооружение начали разбирать в годы правления императрицы Екатерины Второй, для чего был образован в 1774 году специальный Каменный приказ.

План демонтажа был представлен уже в 1775 году. Из него следовала, что на месте укреплений Белого города должны были обустроить аллеи, обсаженные с обеих сторон деревьями, а на месте бывших башен с проездными воротами разбивали открытые площади (именно поэтому в названии многих площадей Бульварного кольца присутствует слово «ворота»). План утверждала лично Екатерина II, после чего исполнители немедленно приступили к работам.

Укрепрайон скоро сравняли с землей, а ценный в то время камень из разобранных стен пошел на строительство (в частности, из него был выстроен великолепный ).

Стоит отметить, что строительство бульваров не было какой-то чисто российской особенностью. Их созданием занимались в то время во многих европейских городах на месте бывших средневековых валов, находящихся уже в черте разрастающихся населенных пунктов.

Происходит это слово, по мнению специалистов, от немецкого «болверк», что значит «укрепленный земляной вал». Далее, его переняли французы, а затем оно уже пришло в Россию, трансформировавшись в «бульвар». Правда, в народе первоначально произносили на русский манер - «гульвар».

Первым появился на будущем Бульварном кольце Тверской бульвар. Случилось это в 1796 году. Проект разработал архитектор Семен Антонович Карин, служивший тогда при городской Управе Благочиния. Практически сразу его территория стала любимым местом москвичей, где им понравилось прогуливаться и отдыхать. Помимо этого, Тверской стал своеобразной светской гостиной.

Количество бульваров увеличивалось с каждым годом. Виссарион Григорьевич Белинский в 1845 году назвал этот зеленый пояс Москвы лучшим городским украшением, которому может завидовать даже столичный в то время Санкт-Петербург. Соответственно, красивому месту и дали благозвучное название - «кольцо».

Но были и серьезные проблемы. Так, в 1862 году на Бульварном кольце незаконно вырубили огромное количество деревьев, которые, скорее всего, пошли на растопку распространенных тогда в городе печей для обогрева жилищ. Кроме того, сам газон был изрядно измят от прогулок и выгула собак, а ограда во многих местах была попросту сломана.

Московский генерал-губернатор был вынужден немедленно доложить о ситуации лично царю, который повелел принять необходимые меры для защиты зеленого пояса Первопрестольной. Именно тогда на кольце появились смотрители, прямой обязанностью которых было следить за порядком. Но это не являлось единственным действием властей, которые вынужденно запретили в этом месте передвижение с тележками, катание на велосипедах и даже хождение граждан с чемоданами в руках.

Первый транспорт - конка - появился на Бульварном кольце в 1887 году и уже в начале XX века круговой проезд стал одной из главных городских магистралей и получил название кольцо «А».

Конку заменили трамваем в 1911 году. Первый вагон по маршруту «А», прозванный москвичами , прошел 29 (?) февраля (указывается в некоторых источниках). Интересно, что кольцевой маршрут проходил даже вдоль Кремлевских стен.

Трамвай «А» стал не просто обычным транспортным средством, а некоей . Упоминание о нем можно встретить в творчестве Ильфа и Петрова, Константина Паустовского, Михаила Зощенко и Булата Окуджавы.

Бульварное кольцо сильно пострадало во время бомбежек Москвы в 1941 году, но после окончания Отечественной войны бульвары быстро восстановили и они ожили вновь. Только за период с 1945 по 1947 годы здесь высадили более 4 тысяч деревьев и еще большее количество кустарников - около 130 000 (!).

В канун празднования 800-летнего юбилея образования Москвы сетчатую ограду заменили на низкие чугунные ограждения, а вместо обычных скамей установили деревянные диваны. Входы в прогулочную зону также оформили монументальными светильниками и изящными вазонами. Проект комплексного переустройства и озеленения был выполнен под руководством Виталия Ивановича Долганова.

Бульвары и площади Бульварного кольца

Бульварное кольцо насчитывает всего 10 бульваров и 13 площадей. Несмотря на свою, так сказать, геометрическую привязку, оно не является замкнутым и ограничено с южной стороны руслом Москвы-реки. В него входят:

«Памятником садово-паркового искусства» Бульварное кольцо было объявлено в 1978 году. К 850-летию образования города было разработано и осуществлено колористическое оформление ограничивающих его зданий. Проект разработал архитектор Александр Владимирович Жук (?).

Кольцо, которое вовсе не кольцо. Штрих-пунктир из бульваров и площадей. Идеальное место для свиданий и фотовыставок, досужих прогулок и злободневных митингов. Зелёная пешеходная зона, которая когда-то была мощным оборонительным сооружением. Все это - Бульварное кольцо.

История с географией

Строго говоря, лента бульваров в центре столицы — вовсе не кольцо, а подкова, которая на юге опирается на излучину Москвы-реки. Но главное не форма, а местоположение разорванного кольца. С древних времён здесь находились оборонительные сооружения: сначала воздвигли земляные валы, потом на них установили деревянные стены, в конце XVI века их заменили каменными.

Фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. По одной из версий, именно по цвету камня или извести, покрывавшей кирпич, огороженную местность именовали Белым городом. По другой — «белая» земля, заселённая боярами и дворянами, не облагалась налогами, в отличие от «чёрной», где жили купцы и ремесленники. В пользу этой версии говорит второе название района — Царь-град, или Царёв город.

В XVIII веке Москва сильно разрослась, Белгородская стена утратила оборонное значение. В 1774 году Екатерина II, уделявшая большое значение планировке городов, создала Каменный приказ, который руководил разбором стен и башен. Освободившиеся стройматериалы использовали для строительства казённых зданий, например Воспитательного дома на Москворецкой набережной (сегодня здесь размещается академия РВСН имени Петра Великого).

На месте бывшей крепостной стены императрица повелела высадить деревья и проложить аллеи, а взамен проезжих башен разбить площади. Но скоро указ пишется, да не скоро исполняется. Первый бульвар — Тверской — появился только в 1796 году, уже при Павле I. Самый же молодой участок кольца — Покровский бульвар: его окончательно сформировали в 1954 году, после ликвидации бывшего здесь просторного плаца Покровских казарм. Далеко смотрела Екатерина Великая…

Впрочем, основные работы заняли около полувека: в 1845 году критик Виссарион Белинский написал, что московские бульвары — лучшее городское украшение, которому Петербург «имеет полное право завидовать». Официально это «право» было закреплено в 1978 году, когда Бульварное кольцо объявили памятником садово-паркового искусства.

Кольцо А

Довольно долго «зелёный пояс» обходился без общественного транспорта — хватало извозчиков. И вот в 1887 году по бульварам застучала копытами конка (конно-железная дорога) , а четверть века спустя, в 1911 году, зазвенел колёсами трамвай. Маршрут А, который в народе ласково окрестили «Аннушкой», действительно был кольцевым — рельсы проложили и по набережным Москвы-реки. Поэтому и Бульварное кольцо получило второе название — кольцо А.

По разным причинам за прошедшее столетие маршрут «Аннушки» неоднократно менялся, и сегодня он проходит от Калужской площади (метро «Октябрьская») до Тургеневской площади (метро «Чистые пруды»). При этом он затрагивает лишь три бульвара: Яузский, Покровский и Чистопрудный. Возможно, это не последняя траектория знаменитого трамвая…

Примечательно, что нынешний маршрут А пролегает по единственной трамвайной ветке, сохранившейся внутри Садового кольца (по ней ходят также трамваи № 3 и № 39). Мало того, по выходным «Аннушка» отдыхает — видимо, в силу почтенного возраста. Зато в будни среди обычных пассажирских составов по рельсам курсирует и трамвай-трактир «Аннушка». Его интерьер переносит посетителей на полторы сотни лет назад, а названия блюд в меню отсылают к страницам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

О трамвае А писали и Булат Окуджава, и Константин Паустовский, в своё время работавший кондуктором. Поэт Сергей Островой и вовсе посвятил «Аннушке» песню, которую сейчас вряд ли кто помнит. Так что знаменитый бульварный маршрут, который когда-то именовали театральным (трамвай проходил мимо многих театров и кинотеатров) заслуженно можно именовать и литературным.

Тяжёлые будни бульваров

На своём веку Бульварное кольцо повидало всякое, и порой ему приходилось несладко: несознательные москвичи топтали газоны, ломали ограды, а деревья рубили на дрова. В середине XIX века московский генерал-губернатор принял строгие меры: на бульварах было запрещено выгуливать собак, кататься на велосипедах, возить тележки и даже… ходить с чемоданами! Ещё и специальных смотрителей отрядили за порядком следить.

Во время Великой Отечественной бульварам пришлось вспомнить своё историческое предназначение. В 1941 году здесь проводили воинские учения для ополченцев, устанавливали зенитные орудия для подразделений ПВО и даже размещали аэростаты воздушного заграждения.

Устранять последствия бомбёжек и оборонительных действий начали сразу по окончании войны, а к 800-летию Москвы была проведена серьёзная реконструкция. На бульварах высадили множество деревьев и кустарников, обновили скамейки, сетчатую ограду заменили чугунной (причём каждый бульвар получил индивидуальный узор), установили новые фонари и изящные вазоны. Автором и руководителем проекта был архитектор Виталий Долганов.

«Зелёный пояс» продолжает прихорашиваться и в наши дни. В 2015 году конструкторское бюро «Стрелка» разработало новый масштабный план реконструкции Бульварного кольца. В рамках городского проекта «Моя улица» предлагается ограничить транзитное движение, перенаправив трафик на Садовое и Третье транспортное кольцо, а приоритет отдать пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Для этого нужно, в частности, обустроить новые дорожки и островки безопасности на переходах.

Топонимика Бульварного кольца

Названия площадей Бульварного кольца напоминают о крепостном прошлом: Арбатские Ворота, Никитские Ворота, Мясницкие Ворота… Да и нынешняя Пушкинская площадь раньше именовалась сначала Тверскими Воротами, потом Страстной (по стоявшему рядом монастырю) и даже площадью Декабрьской Революции. Только в 1931 году великий поэт подарил площади своё имя.

Трубная площадь — наследница «Трубы»: так в народе звали проём, сделанный в Белгородской стене для реки Неглинной. Хохловская площадь, как и прилегающий к ней Хохловский переулок, получила имя от окружающего района Хохлы — здесь селились в основном украинцы. К тому же неподалёку, на Маросейке, располагалось Малороссийское, то есть украинское, подворье.

А вот термин «бульвар», как и сама идея городского озеленения, заимствован из Европы: французское boulevard происходит от голландского bolwerk, то есть «укрепление, крепостной вал». Получается, что Бульварное кольцо унаследовало не только географию, но и топонимику своего предшественника. Впрочем, простые русские люди быстро переиначили непонятное иноземное слово в «гульвар», обозначив главное предназначение новых широких улиц.

Большинство названий бульваров — Никитский, Петровский, Покровский, Рождественский, Страстной, Сретенский — происходит от близлежащих монастырей или церквей. Гоголевский бульвар стал таковым в 1924 году, во время празднования 115-летия Николая Гоголя. До этого он назывался Пречистенским — по церкви Пречистой Богородицы в Новодевичьем монастыре.

Тверской бульвар — разумеется, преемник Тверской улицы. Яузский бульвар, как и площадь Яузские Ворота, назван по башне Белого города. А вот Чистопрудный бульвар можно отнести к усмешкам Бульварного кольца — о них и разговор особый.

«Фишки» и курьёзы Бульварного кольца

Водоём, давший имя Чистопрудному бульвару, стал называться Чистым только в 1703 году. Случилось это благодаря стараниям Александра Меншикова, который приобрёл земли на Мясницкой улице. Светлейший князь, как добросовестный хозяин, повелел очистить пруд от объедков и отбросов стоявшего неподалёку мясного рынка. Неудивительно, что издавна пруд именовался Поганым…

От Чистых прудов рукой подать и до другого курьёза Бульварного кольца. Не только гости столицы, но и многие москвичи удивляются: Тургеневская библиотека рядом с одноимённой площадью есть, а памятника Тургеневу — нет! Зато по бокам площади стоят другие монументы: в начале Чистопрудного бульвара — Александру Грибоедову, а в конце Сретенского — Владимиру Шухову, автору знаменитой башни. Градостроители оправдываются тем, что и писатель, и инженер долгое время жили на Мясницкой, а Тургенев часто менял квартиры, и выбрать привязку для его памятника затруднительно.

Другая «антитеза» — памятник Владимиру Высоцкому в конце Страстного бульвара, установленный в пику цитате из песни «У меня было сорок фамилий»:

Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских Ворот…

Но памятники не только возникают в неожиданных местах, а еще и ходить умеют! Наверняка не все знают, что памятник Пушкину стоит на нынешнем месте, в сквере на одноимённой площади, с 1948 года — его передвинули по личному распоряжению Сталина. Изначально же, в 1880 году, монумент расположили на противоположной стороне, в конце Тверского бульвара. Автор «Каменного гостя» наверняка оценил бы по достоинству такое перемещение…

Ещё один перенос коснулся уже Гоголя. Первый памятник, установленный в 1909 году, к столетию со дня рождения писателя, тогда ещё на Пречистенском бульваре, вызвал неоднозначную реакцию. Согбенная фигура, словно придавленная горькими размышлениями и душевным недугом, многим казалась чересчур мрачной. В конце 1940-х годов устроили конкурс, и в 1952 году, к столетию смерти прозаика, уже на Гоголевском бульваре появился совсем другой, гордый и парадный монумент.

«Угрюмого» Гоголя сперва отправили в «ссылку» — в Музей архитектуры на территории Донского монастыря, и только в 1959 году его перенесли во двор усадьбы А.П. Толстого в начале Никитского бульвара, где писатель прожил свои последние годы. (Позже в этом доме организовали и дом-музей Гоголя.) Возникла уникальная ситуация: два памятника одному и тому же лицу располагаются очень близко друг к другу: по прямой расстояние между ними составляет меньше 400 метров! Впоследствии неоднократно возникало предложение произвести обратную «рокировку», но до осуществления идеи не дошло.

Эти и другие интересные и забавные факты невольно наводят на мысль, что в форме Бульварного кольца спрятана не только подкова, но и хитрая улыбка Чеширского кота. Улыбнитесь и вы, прогуливаясь по бульварам. Теоретически бодрым шагом их можно пройти за пару часов. Но вряд ли это удастся сделать так быстро: вам наверняка захочется посидеть на скамейке, изучить очередную фотовыставку под открытым небом, снять селфи с каким-нибудь памятником, полюбоваться старинными зданиями или выпить чашечку кофе в близлежащем кафе. Приятной прогулки!

Бульварное кольцо в цифрах

— Бульварное кольцо включает 10 бульваров и 13 площадей.

— Общая протяжённость Бульварного кольца — чуть больше девяти километров.

— Самый длинный бульвар — Тверской, его длина — 857 метров.

— Самый короткий бульвар — Сретенский, его длина — 214 метров.

— Самый широкий бульвар — Страстной, его ширина — 123 метра.

— В 1945-1947 годах на Бульварном кольце высадили более четырёх тысяч деревьев и свыше 13 тысяч кустарников.

— На Бульварном кольце расположено девять станций метрополитена : «Кропоткинская», «Арбатская», «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», «Трубная», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» и «Чистые пруды».

Дальше будет больше, вплоть до Четвертого транспортного, но самыми знаменитыми и любимыми остаются две важнейшие городские артерии — Садовое и Бульварное кольца. Это не просто совокупность исторических улиц и площадей, но что-то вроде кругов кровообращения «настоящей» Москвы. Хотя подлинная московская старина и на Садовом, и на Бульварном кольце сохранилась в основном в названиях.

Бульварное кольцо

Даже не зная истории, можно взглянуть на карту столицы и догадаться, что кольцевая система улиц происходит от старинных оборонительных сооружений, стен и валов. В центре — Кремль, а вокруг него город постепенно разрастался кругами. Сначала Белый — с боярскими и дворянскими усадьбами, потом Деревянный — для людей попроще. Бульварное кольцо проложили в XVIII веке на месте разобранных каменных стен Белого города, возведенных при царе Феодоре Иоанновиче. Отсюда «ворота» в названиях площадей — когда-то это были настоящие ворота Белого города: Пречистенские, Арбатские, Никитские, Петровские, Мясницкие, Сретенские, Покровские и Яузские.

Москва. Тверской бульвар. Фото: Антон Агарков / сайт

Кольцо, конечно, не образовалось стихийно, но было проложено по первому генплану старой столицы — «Прожектированному плану Москвы» 1775 года, разработанному при Екатерине II французским архитектором Николя Леграном. Первым бульваром, то есть широкой улицей с прогулочной зоной посередине, стал Тверской. Правда, исторический облик Тверского бульвара, как и всего Бульварного кольца, сложился уже в XIX веке, после великого пожара Москвы (кстати, генплан 1775 года тоже разработали после очередного большого пожара). В 1812 году погибли даже деревья, высаженные на бульваре.

И деревья, и облик бульваров менялись много раз, поскольку кольцо обновлялось в соответствии с архитектурными веяниями и периодически попадало в эпицентр исторических катаклизмов. Ничто не стояло на месте, даже памятники. Самым значимым «переездом» на бульварах можно считать передвижение памятника Пушкину. Теперь трудно вообразить, что до 1950 года он стоял на Тверском бульваре. Зато теперь начало Тверского бульвара и площадь Никитских ворот «украшает» один из самых странных новейших памятников поэту — фонтан-ротонда «Александр и Наталья».

В отличие от Садового, Бульварное кольцо так и осталось разомкнутым. По форме это подкова, опоясывающая исторический центр и на юге ограниченная Москвой-рекой. Если по часовой стрелке, то Бульварное кольцо начинается с Пречистенских ворот, за которыми начинается Гоголевский бульвар. За ним — Арбатские ворота, Никитский бульвар и площадь Никитских ворот, Тверской бульвар и Пушкинская площадь, Страстной бульвар, площадь Петровские ворота и Петровский бульвар, Трубная площадь, Рождественский бульвар, Сретенские ворота и Сретенский бульвар, Тургеневская площадь и Мясницкие ворота, Чистопрудный бульвар, Покровские ворота и Покровский бульвар, Яузский бульвар и Яузские ворота. Есть еще два проезда, соединяющие бульвары с Москвой-рекой — Соймоновский перед Пречистенскими воротами и Устьинский между Покровскими воротами и Устьинским мостом.

Москва. Гоголевский бульвар и памятник Гоголю. Фото: Павел Пелевин / сайт Москва. Памятник Гоголю на Никитском бульваре. Фото: Мария Мясникова / сайт

Длина Бульварного кольца — около 9 километров, и это маршрут, который вполне можно и приятно пройти пешком. Это будет идеальная московская экскурсия: помимо множества исторических памятников и строений всех эпох, ощущаешь и ритм Москвы, и ее метаморфозы, и саму ее древнюю, неровную, холмистую почву.

Москва. Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре. Фото: Игорь Стомахин / сайт

На бульварах много памятников, старых и новых, и в том числе самые, пожалуй, «московские» памятники. Во-первых, уже упомянутый памятник Пушкину. Во-вторых, целых два — тревожный мистик в кризисе работы Николая Андреева на Никитском бульваре и бодрый классик «от советского правительства» на Гоголевском бульваре. В начале Чистопрудного бульвара — опять же советский парадный памятник Александру Грибоедову, автору великой московской пьесы «Горе от ума». На Тверском бульваре стоит «московский озорной гуляка» Сергей Есенин. На Страстном — московский бард . А если вернуться к Гоголевскому бульвару, там привлекает внимания необычный памятник Михаилу Шолохову: автор «Тихого Дона» изображен в лодке, а за лодкой из гранитной «воды» высовываются головы плывущих лошадей. Иногда это выглядит достаточно жутко, а порой москвичи сами прибавляют драматической картине оптимизма — например, подсаживая в лодку к писателю снежных зайцев.

Садовое кольцо

После пожара 1812 года, при императоре Александре I, комиссия под руководством архитектора Осипа Бове разработала новый «Прожектированный план столичного города». Этот план помог завершить окончательное превращение бывших укреплений Белого города в кольцо площадей и бульваров, а также предписывал создание кольцевой дороги на месте еще одних устаревших нужных укреплений — Земляного вала Деревянного города, разросшегося за каменными стенами Белого города. Укрепления разобрали еще в конце XVIII века, но пространство оставалось неосвоенным, да еще выгорело во время нашествия французов.

Москва. Белый город в конце XVIII века. Ж. Делабарт. (Государственный Исторический музей)

По новому плану, на линии бывшего Земляного вала было запрещено строить здания. Там замостили булыжником широкие дороги и улицы, которые стали частью новой упорядоченной сети городских кварталов. На кварталы Москву разбили впервые именно по этому плану. На участках, прилегавших к кольцевой артерии, было предписано разбивать сады, огороды и палисадники. Так кольцо стало Садовым. Сегодня те сады сохранились лишь в качестве приставки к названию улиц: Садовая-Триумфальная, Садовая-Спасская, Садовая-Самотечная и т.д.

Оборонительное прошлое Садового кольца отозвалось в середине XX века: в 1941 году Садовое кольцо, как и Бульварное, стало частью Московского укрепрайона, призванного превратить Москву в неприступную крепость. Сердцем крепости был, конечно, Кремль, а по кольцу расположили противотанковые рвы, баррикады и огневые точки. В 1944 году, еще до Победы, на Садовом кольце провели так называемый «Парад побежденных»: марш пленных 57 тысяч немцев из армии «Центр», среди которых были 19 генералов. Они прошли, конечно, только по всему кольцу, а двумя партиями по его двум отрезкам: от площади Маяковского до Курского вокзала и от той же площади Маяковского до Крымской площади и далее до станции Канатчиково.

Москва. Крымский мост. Фото: Игорь Стомахин / сайт

Еще до войны, в 1930-х, Садовое кольцо замкнули, перекинув два моста в Замоскворечье — Крымский и Краснохолмский. Тогда же уничтожили все остатки старых садов, причем по фантастической причине: опасались химической атаки врагов на столицу и того, что отравляющие вещества осядут на деревьях. Создание и оформление магистрали завершилось уже после войны, когда на Садовом появились важные для его облика высотные здания. Это здание МИД на Смоленской площади, высотный комплекс у Красных Ворот и жилой небоскреб для советской элиты на Кудринской площади. Последний всем знаком по фильму «Москва слезам не верит».