Как воспитать в ребенке послушание. Послушание: как понимать эту христианскую добродетель

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Малыш… Ради этого крохотного, родного человечка мама готова пожертвовать жизнью. Хочется дать ребенку все самое лучшее, всему научить, чтобы его судьба сложилась удачно и счастливо. Но не всегда на этом пути все гладко. Иногда беспомощно опускаются руки. Ребенок непослушный, он совершенно неуправляем и вас не слышит - что делать?

Это статья для вас, если:

  • капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка - не редкость;
  • уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
  • нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь - мучает чувство вины;
  • один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
  • в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек - а результата нет.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.

Возрастные кризисы: ждать или действовать?

Часто проблемное поведение детей связывают с трудным переходным периодом в детском возрасте:

  • ? - Видимо, кризис трех лет уже начинается.
  • ? - Очевидно, кризис затянулся.

Но пока мы успокаиваем себя, уходит драгоценное время, а проблемы только закрепляются. Вот уже в и «психует» - как же он будет учиться в школе? Как сможет строить отношения с людьми?

Развитие психики малыша действительно проходит определенные возрастные рубежи. Но это вовсе не означает, что родителям придется «сидеть на корвалоле» до совершеннолетия любимого чада. Кризисные периоды можно превратить в трамплин для взлета к новым высотам в развитии ребенка. А заодно и отношения малыша с родителями будут становиться все более близкими и теплыми. Начать можно с простых шагов.


Шаг 1. Подобрать оптимальную модель воспитания

Как обычно мы ищем подход к «трудному ребенку»? Пытаемся найти удачную модель воспитания в своем окружении. «Мой ребенок в 3 года не слушается, на ушах стоит, никто ему не авторитет. А у соседки малыш двух лет - уже сейчас идеальный, послушный. Может, присмотреться, как она себя с ним ведет, как воспитывает, и перенять опыт?» Не торопитесь - здесь можно допустить ошибку.

Те методы воспитания, которые прекрасно срабатывают для соседского малыша, могут оказаться бесполезны и даже губительны для вашего ребенка. Разберем на примерах:

    Малышу заданы свойства кожного вектора. Он быстрый, ловкий, подвижный. Рациональный и прагматичный: ищет во всем пользу и выгоду для себя. Это природный добытчик: отовсюду тащит в дом игрушки. Любит конкурировать и соревноваться, во всем быть первым. Непослушное поведение у таких деток выражается в том, что они «стоят на ушах», все разбрасывают, не стремятся учиться и слушаться. Если у вас так называемый , важно знать к нему правильный подход.

    Мотивацией для него может быть желанная покупка или поход в новое, интересное место. Кожный ребенок должен четко понимать, «что ему с этого будет», если он выполнит вашу просьбу. Например, так: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то у нас останется время не только сходить в магазин, но и попасть на детскую площадку». А вот окрики и попытки пристыдить просто не сработают.

    Действенное наказание при непослушании для такого малыша - это ограничение в пространстве (например, изоляция в своей комнате) и во времени (отменить или сократить время просмотра мультфильма, игр с гаджетами и т. д.). А вот бить и шлепать категорически нельзя. Сверхчувствительная кожа такого ребенка испытывает при этом сильнейший стресс. Чтобы погасить боль, выделяются опиаты (эндорфины), от которых со временем ребенок . И потом уже, сам не понимая почему, просто «нарывается на ремень».

    Малышу заданы свойства анального вектора. Он медлительный «копуша», немножко неуклюжий, неспортивный. Его не затащишь бегать и прыгать - куда охотнее с гаджетом на диване посидит. Его талант - системный и аналитический склад ума. Поэтому он настроен делать все неторопливо, скрупулезно, уделяя внимание деталям.

    Подарками и походами такого ребенка мотивировать не получится - они для него не имеют такой значимости. А вот по-настоящему он нуждается в одобрении и похвале родителей. Его природное стремление - послушание, он хочет быть самым лучшим сыном и учеником. Делать все идеально и получать высокие оценки.

    Но и такой малыш может стать . В его случае - это упрямцем, спорщиком по любому поводу. Почему это происходит? Так бывает, когда его неторопливый ритм жизни идет вразрез с маминым - быстрым, активным и подвижным. Например, ребенка все время подгоняют, поторапливают, одергивают. На это он реагирует еще более сильным торможением - .

    Чтобы изменить эту ситуацию - дайте малышу больше времени для выполнения любой задачи. Поддержите его стремление сделать что-то не быстро, а качественно. Обязательно хвалите за прекрасный результат. Если куда-то предстоит идти - лучше предупредить ребенка заранее. Резкие перемены - стресс для него, ему надо подготовиться, настроиться, закончить дело, которым занят в данный момент.


    Малыш - обладатель зрительного вектора. Эмоциональный, впечатлительный, «слезы близко стоят». Одновременно очень пугливый, склонный к страхам - и сопереживающий. Жалеет жучков и паучков, спасает от дождя божьих коровок. В потенциале он может вырасти крупным деятелем культуры или реализовать себя в гуманистических профессиях врача, воспитателя.

    Если такой ребенок не слушается - у него это выражается в и слезах. Дело в том, что малыш просто пока не умеет справиться с тем огромным эмоциональным диапазоном, который задан зрительному человеку с рождения. Помочь здесь может воспитание чувств - через на сострадание.

    А к шести-семи годам уже можно привлекать такого ребенка к посильной помощи слабым. Помочь пожилой соседке, проведать больного друга. Когда свои эмоции ребенок реализует в сопереживании другим - у него уходят истерики и страхи.

    Малыш - носитель звукового вектора. Малоэмоциональный интроверт, погруженный в свои мысли. У родителей быстрых и активных это может вызвать сомнения: все ли в порядке с ребенком? Например, звуковой ребенок 3 лет не слушается. Что делать, если он может даже не приходить на зов, игнорировать просьбы? Кажется, будто он «туго соображает» - не сразу, с отсрочкой отвечает. Может даже позже начать говорить, чем остальные дети. Часто стремится быть один, изолируется от шумной детской компании. Бывает, его вообще не заинтересуешь ничем, кроме «гаджетов». Как быть?

    На самом деле такому ребенку задан вовсе не низкий, а, наоборот - самый высокий потенциал абстрактного интеллекта. Его мыслительный процесс имеет большую глубину. Из такого ребенка вполне может вырасти великий ученый. Для этого необходимо создать нужные условия.

    Прежде всего - это звуковая экология. Особо чувствительное ухо ребенка реагирует сильным стрессом на шум, крики, громкую музыку. Создайте в доме атмосферу тишины. Полезна классическая музыка - тихим фоном, чтобы ребенок вслушивался. Говорить с ним тоже стоит на пониженных тонах, мягко, четко и внятно. Избегать пустословия и слишком экспрессивной, эмоциональной подачи.

Современные дети являются носителями 3-4 и более векторов из восьми возможных. Чтобы выстроить точную модель воспитания, нужно учитывать свойства каждого из них.

Постичь эту науку вовсе не сложно - ею успешно пользуются тысячи родителей по всему миру. Они с радостью делятся тем, насколько легко становится общаться с ребенком. Из постоянной войны и испытания на прочность их родительство стало источником огромной радости:

Тренинг «Системно-векторная психология» не только помогает понять душу ребенка и подобрать к ней ключи. Он дает целую систему рекомендаций, с помощью которых родительское слово для ребенка становится важным и значимым. Раскроем несколько таких секретов.

Шаг 2. Сделать родительское слово значимым

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология » (4 голоса : 4.75 из 5 )

Младенец. появляясь на свет, растет, воспитываемый родителями. Но приходит момент, когда вдруг все выходит за пределы разумного. Ребенок, еще вчера послушный, становится неуправляемым. Что делать?

Выше - правда Христова

Мы с детства живем в послушании у родителей, затем взрослеем, и вот наконец-то приходит благодатное время, когда мы получаем право самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь. Однако христианство, казалось бы, ограничивает эту нашу свободу, так как призывает к стяжанию добродетели послушания… Кому и чему необходимо быть послушным? В каких ситуациях христианин может проявить непослушание? Как послушанию научиться? Размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Навык и предрасположенность

Христианская добродетель послушания, пожалуй, является одной из главнейших. Только нужно верно ее понимать.

Человек - существо, сотворенное Богом для пребывания в состоянии богообщения. Для того чтобы находиться в таком состоянии единения с Богом, необходимо пребывать в послушании Ему. Говоря примитивно - слушать, что Господь хочет сказать тебе, и стараться в своей жизни это исполнить. То есть послушание - это прежде всего состояние сердца, когда человек внутренне скорее склонен к тому, чтобы послушаться и исполнить, нежели к тому, чтобы взбунтоваться и противиться. Это не так просто, и этому нужно по-настоящему учиться.

Как же можно услышать, что говорит тебе Господь, ведь мы далеко не всегда обладаем столь совершенным духовным слухом? Однако есть Евангелие, которое доносит до нас волю Божию и через которое мы практически в каждой жизненной ситуации должны волю Божию искать. Но и для этого нам иногда не хватает ни опыта, ни чуткости. Поэтому нужно учиться послушанию в общении с людьми. Церковный человек должен быть послушен духовнику, жена - мужу, дети - родителям. Но ни в коем случае послушание не является какой-то печатью на всей жизни человека: «Во что бы то ни стало твори послушание», а иначе - обязательно согрешаешь.

Опыт христианской жизни постепенно учит человека отличать послушание Богу через послушание человеку от человекоугодия, которое Богу будет противно. И тут очень важно намерение. Если человек стремится угодить Господу, стремится к смирению, то он, скорее всего, будет ошибаться гораздо меньше. А если такого намерения нет, то иногда он будет по малодушию человекоугодием грешить, а иногда, наоборот, по дерзости - бороться с людьми, которые до него волю Божию пытаются донести и через которых воля Божия в его жизни реализуется. Поэтому помимо внутренней готовности послушания надо иметь рассуждение и здравый смысл.

В жизни святых мы видим примеры того, как они проявляли послушание даже по отношению к людям беззаконным и грешным, но лишь тогда, когда это не касалось измены Богу. Безусловно, бывают ситуации, в которых нас понуждают к чему-то, что явным образом Евангелию противно. И совершенно разумно здесь проявить твердость и непослушание. Но если мы при этом имеем добродетель послушания (то есть то самое внутреннее устроение скорее послушаться), то наше сопротивление тому, что не угодно Богу, будет носить характер мирный и не приведет к вражде.

И легче всего учиться этому в детстве, хотя и во взрослой жизни бывают обстоятельства, заставляющие приобретать нужные навыки очень быстро. Например, любовь. Когда настоящая любовь входит в жизнь человека, то благодаря ей он учится очень многим вещам: по-другому говорить, по-другому действовать, и что самое главное, в его жизнь входит добродетель послушания. Почему я об этом говорю? Потому что, если в нас появляется любовь к Богу, то вместе с ней обязательно приходит и послушание Ему, потому что любовь настолько человека к Богу влечет, что он воспринимает каждое препятствие на своем пути как какую-то боль. А непослушание и становится этим препятствием: ты не слушаешься - и отходит благодать, и душа остается пустой. И тогда ты начинаешь с этим препятствием бороться в себе и к послушанию приходишь.

Когда непослушание - благо?

Конечно, бывает так, что родители учат ребенка чему-то, что воле Божией противно. В наше время огромное число семей не только неверующих, но и живущих совершенно худой жизнью. Реальный пример: женщина вдруг заявляет своей престарелой маме, которая приглядывала за ребенком до школы, а потом оказалась не нужна: «Из дома не гоню, но кормить тебя больше не буду». И ребенок начинает таскать из холодильника продукты и класть их бабушке под подушку, чтобы она с голоду не умерла. Это получается непослушание маме, но оно же однозначно богоугодно! Этот ребенок, может быть, о Боге еще ничего не знает и не думает, но поступает по естественному человеческому состраданию вопреки злой и жестокой воле.

То есть действительно бывают ситуации, когда ребенок может и даже должен по совести проявлять непослушание просто потому, что настолько несовершенными оказываются родители. Сколько сейчас примеров можно найти в новостных лентах, когда люди умудряются своего ребенка уморить до смерти. Послушно отдаваться на их истязания? Конечно, нет. Поэтому ненормальные взаимоотношения в обществе и в семьях, ненормальное время как таковое вносит очень многие коррективы и делает добродетель послушания в некоторых случаях просто невозможной.

Бывают ситуации менее трагические, но тоже сложные, когда ребенок невоцерковленных родителей ходит в храм, в воскресную школу, получает какие-то знания о Боге, о том, что значит быть христианином, и, естественно, сталкивается с болезненными несоответствиями, потому что родители живут по другим принципам или вообще выступают резко против воцерковления. Как тут быть с послушанием?

Если такой ребенок уже ходит на исповедь, то священнику нужны и деликатность, и мудрость, чтобы помочь этому ребенку любить своих родителей. И в то же время он должен постараться ему показать ту заветную грань: где нужно слушаться родителей, а где нужно больше слушаться Бога, но не вступать никоим образом во вражду с папой и мамой.

Взросление или дух противоречия?

Постепенно человек взрослеет и начинает чувствовать в себе свободу и право принимать какие-то решения самостоятельно, не всегда соглашаясь с родительской волей. Как разобраться и ему, и его родителям, где здоровое взросление личности, а где дух противоречия?

Не верно ориентировать своего ребенка на то, что он всю жизнь обязан поступать исключительно по вашей указке. Наоборот, необходимо научить его жить самостоятельно впоследствии и принимать решения, дав ему для этого всю необходимую основу. И когда родители поступают так, тогда ребенок не чувствует себя несвободным… Вообще, послушание не является синонимом несвободы. Когда ребенок понимает, что предложенное взрослыми - это не просто какая-то диктатура родительской власти, а здравый смысл, добро, красота, он просто следует всему этому как неким образцам и идеалам жизни. Ребенок понимает, что на него не давят, а просто постоянно взывают к голосу его разума и совести, и он начинает в этом постепенно ориентироваться. И не происходит подросткового бунта, который обязательно случается в семьях, где ребенку говорят, что он должен делать, не объясняя, почему. Если же этот бунт начинается, нужно не бороться со своим ребенком, не винить его, а попытаться с ним говорить на равных, признать перед ним свои ошибки. Зачастую примирению мешает как раз отсутствие признания ошибки, а дети порой очень хотят, чтобы родители у них попросили за что-то прощения. И когда у родителей хватает на это сил и духа, многое упрощается.

А юноше или девушке необходимо учиться проявлять твердость - опять-таки без войн, без конфликтов - достойную твердость христианина, чтобы дать понять родителям: вот это для меня важно. Потому что, как правило, те, кто не дает своим детям, например, ходить в храм или по силам поститься, точно так же потом не дадут ему вступить в брак с тем человеком, которого он полюбит, избрать для себя ту профессию, которую он захочет, и так далее. Но всякий раз, не слушаясь и не соглашаясь с родителями, их все равно надо любить. Ведь эта любовь в первую очередь необходима самому ребенку, любовь вообще - это потребность не тех, кого мы любим, а наша собственная. Поэтому любить нужно, в том числе, и вопреки, не переживая, что при этом мы что-то теряем, наоборот - приобретаем.

То же самое относится и к уже повзрослевшим детям. Порой родители требуют поступить так, как они считают нужным, и тут необходимо понимать причину. Возможно, это результат сильных переживаний, а не желание навязать свою волю - то есть просто любовь, которая таким образом проявляется, не удерживаясь в границах человеческого сердца и заставляя папу или маму говорить о чем-то взрослому ребенку требовательно и настойчиво. А возможно, это действительно желание доминировать и диктовать свою волю. Тогда, к сожалению, не избежать ни конфликтов, ни взаимного отторжения.

Смириться перед истиной

Бывают, однако, и ситуации, в которых уже родители должны быть послушны своим детям. Я не говорю об удовлетворении детских капризов, когда это фактически некий детский шантаж по отношению к взрослым.

Послушание детям должно носить характер послушания здравому смыслу или истине Божией. Например, в одной очень хорошо знакомой и близкой мне семье на вопрос отца: «Кто в семье главный?» - дети всегда отвечали: «Папа». И вдруг однажды младшая дочь говорит: «Бог». Папу сначала ответ потряс, а потом и обрадовал. Через несколько дней он за что-то ругался в семье, и тут девочка опять ему говорит: «Тихо, Бог запрещает ругаться!». И папа замолчал, потрясенный еще раз, - послушался, хотя и не совсем церковный человек.

В таких ситуациях не нужно обрывать ребенка: какое, мол, ты право имеешь противоречить, - а нужно помнить, что истина, особенно истина Хрис­това, неизмеримо выше любой человеческой правды и любого человеческого авторитета. И поэтому если ребенок тебе говорит об этой истине, ты должен просто смириться и сказать: да, ты прав, а я ошибся. И для ребенка это будет очень хорошим уроком - не надо бояться потерять здесь свое лицо, наоборот, ты его сохранишь. А иначе ты вступишь в противоречие с тем, с чем в противоречие вступать нельзя. И тогда уже ребенок будет иметь все основания тебя не слушаться, не уважать - или не уважать закон Божий, что еще страшнее.

Читая эту статью одни - преимущественно молодые родители - захотят узнать, как воспитывать своего первенца, чтобы он рос послушным, вторые - те, кто уже немного имеют горький опыт непослушания ребенка, - надеяться получить рецепты перевоспитания, третьи, возможно, только улыбнутся: мол, где вы видели послушных детей?

Но мы не ставим своей целью поучать, давать рецепты или убеждать, что отчаялись в педагогических возможностях. Просто хочется нарушить серьезную и искреннюю беседу по поводу ряда наболевших вопросов, которые волнуют не только родителей и учителей, но и всю нашу общественность. Ведь если не забывать всем хорошо известной истины, что дети - наше будущее, то трудно оставаться равнодушными к главному: какие они, наши дети, сегодня и какими станут завтра. В связи с этим возникает и вопрос о послушании.

Действительно, как добиваться от ребенка послушания, не нанося вред его завтрашней самостоятельности? Не лучше дать ему волю во всем: желаниях, потребностях, стремлениях, - чем навязывать свои? Да и вообще что такое послушание?

Однако нам хочется подчеркнуть с самого начала, что в разговоре о послушании и его воспитание отнюдь не обойти многих важных вопросов воспитания детей вообще. Ведь нельзя сегодня воспитывать послушание, а завтра правдивость или еще какое другое положительное качество. Воспитание ребенка - это формирование его личности в целом, процесс, в котором все взаимосвязано: приобретение ребенком одних черт неизбежно сказывается на развитии многих других его черт и качеств, формирование одних невозможно без формирования других. Это в определенной степени касается и послушания: оно не может формироваться само по себе, изолированно. Не осознавать этого - значит не только обеднять многогранный процесс воспитания, но и искажать его содержание.

Наша задача - выяснить, с какими чертами связано послушание, на которые из качеств личности оно опирается, а каким, в свою очередь, дает толчок. Ставя вопрос о воспитании послушания, мы видим необходимость выяснения не только того, как правильно и разумно предъявлять требования, но и того, как обеспечить их внутреннее принятие ребенком, залогом которого является определенный уровень развития ее психических свойств. Поэтому на обсуждение ставится по существу вопроса о том, как и формировать в ребенке, чтобы он научился не просто слушаться взрослых, а вообще правильно себя вести.

Скажем сразу, что здесь не будет никаких рецептов. Их на все случаи жизни даже одного ребенка не существует. Поэтому и не нужно их искать. Давайте, вооружившись знаниями закономерностей развития и обучения детей, подумаем над собственным опытом воспитания, проанализируем весь жизненный уклад семьи с точки зрения его влияния на ребенка, разберемся в своей «домашней» педагогике, в которой, видимо, есть и успехи, и досадные ошибки. И давайте лучше присмотримся к самим детям, к тому, что влияет на них положительно, а отрицательно, как к кому или к чему они относятся, что могут, а чего не могут. Это поможет глубже разобраться в указанных вопросах.

С вопросами, касающимися воспитания детей, люди часто обращаются к священникам, особенно приходским. Чаще и настойчивей всего родители приходят с жало...

Итак, задавая вопросы о послушании и воспитании детей, приводя конкретные примеры, приглашаем родителей вместе подумать над этими вопросами и примерами, учитывая, что в каждой семье свои условия воспитания и каждый ребенок - индивидуальность, на которую нельзя не учитывать.

Что такое послушание

- Ну, что это за ребенок, - неуемный, непоседливый. Весь день хожу за ним, наблюдаю каждый шаг, а он все равно что-то натворит, - жалуется пожилая женщина соседке. А та только качает головой, искренне сочувствуя, собеседнице.

- А вы не ходите за ним. Дайте ему свободу. Пусть себе чем-то занимается, а вы свое делайте, - вмешалась в разговор еще одна.

- Хорошо вам советовать, когда ваш с первого слова слушает. А моему десять раз сказать надо, а потом и за ремень взяться. Иначе не доходит.

Такие разговоры часто услышишь. За ними - проблема, которая волнует почти всех без исключения родителей:

  • Одни стремятся научить ребенка слушаться, добиваются, чтобы он выкапывал требование с первого слова, беспрекословно подчинялся родительской воле. Любое невыполнение ребенком требований взрослых они считают недопустимым отклонением от нормы.
  • Другие убеждены в обратном: послушание воспитывает только бездумных исполнителей чужой воли, слепых рабов чужому мнению, лишает ребенка энергии, инициативы.

Что можно сказать по поводу этих точек зрения? Попробуем подробнее разобраться в них.

Следует, прежде всего, выяснить, чем питаются такие разные взгляды на послушание. Они вытекают из общего понимания сути воспитания:

  • Так, весьма распространены в свое время домостроевские принципы воспитания основывались на строгой требовательности к детям. А суровая требовательность означала безоговорочное послушание, механическое, бездумное подчинение ребенка воле взрослого. В случаях неподчинения вступало в силу наказание как одно из главных средств воздействия на ребенка и притязания послушания.
  • Известна также прямо противоположная теория так называемого прогрессивного воспитания . Она основана на положении о том, что развитие личности базируется на «самовыражении», по существу сводится к лозунгу «разрешать все». Ребенок должен иметь все, что хочет, делать все, что вздумает. В процессе такого естественного выражения своих желаний, предпочтений, способностей он сформируется как личность с присущими только ему стремлениями, чертами, качествами. Поскольку ребенка ни в чем не ограничивают, чтобы не помешать развертыванию его природных сил и возможностей, он растет, не зная границ, и с большой вероятностью может вырасти эгоистичным, самовлюбленным, грубым.

Как видим, речь идет в одном случае о безоговорочном послушании ребенка, во втором - о полной свободе. Но, к сожалению, такие противоположные подходы к послушанию достаточно прочно укоренились. Если собрать все, что в последние годы написано по этому поводу, то не трудно увидеть, как одни авторы ревниво убеждают в необходимости воспитания послушания, а других пугает само слово «послушание».

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

Такие различия объясняются, по нашему мнению, разным пониманием понятия «послушание». А раз так, то следует, прежде всего, договориться о его содержании.

Послушание - это выполнение ребенком требований взрослых

Если принять только это определение, сразу возникает вопрос: а умение вести правильно при отсутствии в данный момент прямого требования, однако именно так, что поведение соответствует обычным требованиям, - это уже не послушание? Может, это что-то больше послушание или совсем другое?

Или когда в присутствии взрослых ребенок выполняет требование, а оставшись наедине, игнорирует его - разве назовешь ребенка послушным?

Послушный ребенок способен и к отсроченному поведению: сказали вернуться с прогулки, когда солнце скроется за дом - он вернется; сказали не идти в соседний двор - не пойдет. Слушаться здесь означает и в определенной степени регулировать собственное поведение.

Способность к саморегуляции, которую несет в себе послушание, - очень ценное качество. Послушание поэтому и важное, что благодаря нему, у ребенка появляется способность саморегуляции и самодисциплины.

Выполняя определенные правила, которые выдвигает взрослый, ребенок учится соблюдать их. Получив указание или распоряжения взрослого, он мобилизует свои внутренние силы для его выполнения. Эта взаимосвязь между внешними формами регуляции (требованиями взрослого) и внутренними (требованиями ребенка к себе самому) как раз и является основой формирования у детей правильного поведения. Поскольку внешняя регуляция действует только через внутреннюю, то она и формирует внутреннюю регуляцию как способность ребенка по собственной готовности и через собственную активность выполнять требования взрослых. Понятно, какой это хороший залог развития самодисциплины.

Вот пример. Галина Петровна не задумывалась над тем, послушная или непослушная ее дочь, пока не произошел случай. Однажды она попросилась раньше на обеденный перерыв - надо разогреть обед дочери, сидит дома, потому что в детском саду карантин. «Как? Вы оставили ребенка одного и спокойно работаете? » - Удивлялись одни. «Хоть бы еще беды не натворила. Бегите скорей домой. Она же, бедная, голодная », - волновались другие. Но Галина Петровна не проявляла особого беспокойства. Она рассказала, что уже с трех лет ей приходилось оставлять девочку одну, сначала ненадолго, а теперь хоть и на пол дня . Конечно, бывало, что ребенок плакал, стучала в дверь. Тогда Галина Петровна ставила ей конкретные задачи: вот нарисуй сад, а я пойду в аптеку; пока смотай эти нитки, я выйду купить хлеба. Занятая чем-то, девочка спокойно относилась к маминому отсутствию. Постепенно привыкла оставаться одна в квартире. В 6 лет это для нее уже обычное дело. Теперь мама обозначает на будильнике красную черточку: когда стрелка подойдет к ней, надо выпить молоко, когда часы зазвонят -поесть . Советует, что слепить или любую фигуру составить из мозаики до ее прихода. Не открывать никому дверь, не подходить к плите - эти запреты девочка усвоила хорошо. Она ест по сигналу, играет в своем уголке и ждет маму. Никакого вреда она никогда не совершала. Мама приучила ее к определенной самостоятельности, к умению делать так, как она требует. Соблюдать маминых требований при их отсутствии девочке помогают те внешние атрибуты требований, к которым мама обычно удается: черточка на часах, звонок, раскрыта на соответствующем рисунке-образце книжечка, поставленный на столике в определенном порядке завтрак. Все это напоминает о том, что мама говорила.

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...

Как видим, Галина Петровна приучила свою дочь слушаться не только ее прямых требований, но и отсроченных , и, главное, заронила первые зерна самодисциплины, которая проявляется в умении девочки последовательно выполнять мамины требования, когда она остается в одиночестве. Итак, это одновременно и послушание, и первые проявления саморегуляции поведения, возможно только на основе послушания.

Теперь вернемся к разговору о понятии «послушание» и уточним его. Послушание - это умение ребенка вести себя в соответствии с требованиями взрослых. Надо вести правильно не только по прямой, но и в сформулированном ранее, сейчас упомянутом требовании. Надо вести правильно не только под непосредственным контролем взрослого, как носителя требования, но и один на один с собой. Надо также вести себя правильно в детском обществе, определяя здесь свое поведение усвоенными требованиями взрослого.

Не трудно понять, что речь идет о послушании разной сложности. Ведь выполнять прямое требование легче, чем напомненное, сделать что-то под давлением взрослого естественно, чем под собственным давлением. Ошибочно было бы квалифицировать простые формы послушания, как менее важные, чем сложные, или считать, что сложные полностью вытесняют простые. Из того, что ребенок пяти-шести лет может правильно вести себя на основе привычек или в силу хорошо усвоенных требований, не вытекает возможность отмены прямых требований к нему. Но при этом приходится признать, что простые и сложные формы послушания имеют неодинаковое значение для формирования самостоятельности ребенка, его умение находить выход в любой ситуации и умение правильно вести вообще.

Действительно, ребенок может хорошо выполнять прямые требования и не уметь ставить требования перед собой. Когда ему говорят - слушается, а оставшись без указаний, он пренебрегает теми же правилами, которые легко придерживался по требованию взрослого. Такое ситуативное послушание, которое ничего не дает для саморегуляции и не обеспечивается внутренними стимулами, не нужно. Оно может воспитать хорошего исполнителя чьих-то распоряжений, но не научит самостоятельности.

Послушание может быть не только разной сложности, но и разного качества: осмысленное и механическое :

  • Осмысленное означает, что ребенок осознает суть требования, ее направленность, ее смысл, а потому усваивает ее. Это вооружает ребенка в умении вести себя по правилам, развивает инициативу. Требования взрослых постепенно становятся требованиями ребенка к самому себе.
  • Механическое послушание - пассивное подчинение взрослым, бездумное выполнение их воли. Беспомощность ребенка, лишенного указаний, отсутствие самостоятельности - постоянные последствия механического послушания.

Однако нельзя представлять любое механическое послушание как плохое, а осмысленное хорошее и на этом основании отменить первое. Категоричность квалификации « плохая - хорошая» неприемлема по отношению к маленьким детям . Маленькому ребенку не всегда можно объяснить суть каждого требования, даже раскрыть эту суть на живом примере. Ничего страшного нет в том, чтобы добиваться выполнение требования, не прибегая обязательно для объяснения. Придет время, ребенок подрастет и сам поймет содержание требования, которого давно уже приучили соблюдать. Поэтому на первых этапах воспитания послушания допустимо в какой-то степени механическое подчинение ребенка взрослому.

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о...

Другое дело, когда стремятся лишь механического подчинения и делают это сознательно или даже подсознательно, не давая должного значения тому, как ребенок понимает и принимает требование. Это действительно опасно. Ведь при отсутствии осмысленного послушания закрыт путь к саморегуляции.

Понятие послушания можно уточнять по отношению к детям разного возраста. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста слушаться взрослых - это преимущественно выполнение их прямых требований, хотя уже и в этот период ребенок способен учитывать косвенные требования.

Дошкольник при определенных обстоятельствах может правильно вести себя на основе ранее услышанного и в известной степени усвоенного требования. Сначала само присутствие взрослого побуждает его к необходимости соблюдать правила, о которых он забывает в одиночестве. Впоследствии становится возможным также сознательное поведение по определенным правилам без каких-либо побуждений со стороны взрослых. Далее ребенок учится систематически придерживаться усвоенных требований, предполагая нарушения в каких-то сложных обстоятельствах.

Итак, послушание ребенка сначала заключается в выполнении требований взрослого, дальше появляется умение вести правильно без прямого требования, но в присутствии взрослого, на смену этому умению приходит правильное поведение на основе усвоенных норм. Здесь послушание уже граничит или даже переходит в способность к саморегуляции поведения. Стимулами к определенному поведению сначала слова и пример взрослого, затем появляются внутренние побуждения.

Такой общий путь формирования послушания, который учит ребенка, выполняя прямые требования взрослых, усваивать их содержание и придерживаться этих требований в своем поведении.

Сфера послушания ребенка не ограничивается одними отношениями с взрослыми, а включает и взаимоотношения с детским коллективом. А раз об этом очень часто забывают, неправомерно ограничивая не только проявления послушания, но и пути его воспитания. Эти две сферы проявлений послушания никак нельзя разрывать. Что можно и чего следует - ребенок в равной степени должен усвоить по отношению и к взрослым, и к детям. Обращаться в детском обществе он учится благодаря указаниям, подсказкам взрослых. Только позже вступают в силу правила и законы самого коллектива. Существуют сложные взаимопереходы и постоянное взаимовлияние послушания, что проявляется в отношениях ребенка с взрослыми и с детским коллективом.

На именины к Пете пришли гости. Они принесли много вкусных конфет и новых игрушек. Хочется отведать конфеты с каждой коробки. А мама говорит: «Возьми коробку и угости Танечку, Витя, Вову». И рука, которая несла конфету в рот, опускается. Далее оказалось, что и новой автомашиной, и циркачом-наездником овладели гости. Первая реакция у Пети - отобрать. Но мама своевременно предупреждает: «Витя и Вова поиграют игрушками сейчас, а ты будешь играть, когда они уйдут». Другой раз мама еще до приезда гостей объяснила Пете, что поскольку он хозяин, то лучшие игрушки и лакомства нужно предложить гостям, им будет приятно, и тогда они еще придут к Пете, чтобы вместе поиграть. Она выразила уверенность, что ее сын - хороший, добрый мальчик и ему совсем не жаль игрушек для других детей. Так Петя узнал, как следует вести себя в детском обществе. Когда он действительно не жадный и легко выполняет просьбы взрослых, то и предложения угостить других детей не вызывают сопротивления. Так у ребенка постепенно вырабатывается привычка, которая поможет вести правильно и при отсутствии прямых требований.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Суть воспитания послушания состоит, таким образом, не столько в том, чтобы управлять ребенком, сколько в том, чтобы научить ребенка управлять собой. Нужно именно такое послушание, которое не сводится к одному безусловного выполнения требований, а какое приводит ребенка к правильному поведению по собственной инициативе, хотя и через опыт соблюдения требований. Воспитание послушания - не самоцель, а средство, с помощью которого можно донести те понятия, которыми ребенок потом будет руководствоваться сам.

Не обесценивая роли подчинения взрослому как начальной ступени формирования послушания, вместе с тем нельзя и преувеличивать эту роль, сводя послушание лишь к покорению. Конечно, без умения выполнять требования вообще невозможно усвоение норм поведения. Но привычка исполнять чужую волю препятствует развитию своей воли. К тому же эта привычка делает ребенка беспомощным там, где ему самому приходится что-то решать. Ребенок, которого везде водят за руку, которой подсказывают каждый шаг, теряется при первой же необходимости сделать что-то самостоятельно.

Итак, мы за послушание, что ведет к самостоятельности, что формирует умение управлять собой, за послушание, исключающей пассивное подчинение . Воспитывать ребенка послушным - это значит так ставить к нему требования, чтобы через опыт их удовлетворения он овладел науку постановки требований перед собой и придерживался их из убеждения: «так надо, я так должен и так делаю».

Если не согласиться с таким пониманием послушания, то нельзя и подготовить ребенка к жизни. Ведь в жизни не на каждом шагу стоит регулировщик, взмахивая палочкой, показывает правильный путь, его часто приходится определять самому. И даже с детства. Во множество сложных ситуаций в детском саду, школе и дома попадает ребенок, когда рядом нет кого-то из старших и никому подсказать, как поступить. Только опыт выполнения требований взрослых и умение соблюдать их наедине помогает малышу выйти победителем над случаем.

Если, слушаясь, ребенок овладевает сложную науку управления собой - значит, воспитываем мы его правильно.

3 1

Еще статьи

Как часто мы слышим от мам и пап: «У нас непослушный ребенок»… И какой родитель не грезит закончить наконец этот «праздник непослушания» и, точно по мановению волшебной палочки, сделать свое чадо кротким и смирным? Приблизить родителей к исполнению мечты поможет детский нейропсихолог, учитель начальных классов с 20-летним стажем Ольга Беляшова . Эксперт дала несколько рекомендаций относительно того, как сделать ребенка послушным, и рассказала, нужно ли вообще совершать это «волшебство».

1. Не забывайте, что для детей вы - главный пример для подражания

Как сможет мама, перебегающая дорогу на глазах у ребенка на красный свет, научить его переходить ее на зеленый? Или если папа ест на улице немытое яблоко, почему это не должен делать малыш? Чтобы избегать таких противоречий, родители должны следить за своим поведением. Если ребенку, запретите это и себе. Помните, что ваш пример для него гораздо важнее любых слов.

2. Учитывайте желания ребенка

Часто родители требуют от ребенка постоянного послушания и бывают недовольны, когда он реагирует на это недолжным образом. Например, вместо того, чтобы быстро умыться, начинает баловаться с водой или упорно продолжает собирать конструктор, несмотря на просьбы отправляться спать. В данном случае дело не в непослушании, а в том, что у ребенка есть свои собственные желания, которые он, естественно, ставит на первый план и искренне не понимает, почему должен их отложить ради вашего намерения вовремя уложить ребенка спать. В этом случае сталкиваются родительские и детские интересы, которые необходимо учитывать как с одной, так и с другой стороны. Специалисты советуют составлять распорядок дня для ребенка (лучше в красивом оформлении с крупными веселыми картинками). Это, пусть и не сразу, но все же приучит его к дисциплине и организованности. Относитесь терпеливее к тому, что в первое время ребенок будет игнорировать ваши напоминания о том, что, например, по распорядку сейчас нужно идти умываться. Позже станет намного проще.

3. Делите информацию на части

Целиком пирог съесть сложно. Разрезав же его на кусочки, мы сделаем процесс потребления лакомства удобным и приятным. Так же и с информацией. Большой объем - словно лабиринт для ребенка, в котором он блуждает и не знает, как найти выход. Помогайте ему: дробите информацию. Дождитесь, пока он закончит с одним действием, и только потом называйте другое. Например: «Разуйся» - ждите, пока действие будет выполнено; «Сними куртку» - вновь ждите; «Помой руки» - и так далее. Избегайте цепочек: «Разуйся, сними куртку, иди в ванную, помой руки…».

4. «Спокойствие, только спокойствие…»

Существует ли родитель, не знающий расхожую фразу «Спокойная мама - спокойный малыш»? В ней заключен глубокий смысл, ведь на любое проявление и паники ребенок может отреагировать слезами и криком. Дети чувствуют их на интуитивном уровне. Поэтому сохраняйте спокойствие и старайтесь избегать ситуаций стресса. Например, будите ребенка раньше, если знаете, что он медлительный и может очень долго собираться в детский сад.

5. Слишком послушный ребенок - это… неправильно!

Удивительно, но это факт! Ребенок, который находится в полном подчинении у родителей, рискует навсегда потерять собственное «Я». А это приводит к неумению отстаивать свои позиции и интересы, к ведомости и даже к вероятности попасть в дурную компанию. Поэтому если вы заметили, что малыш всегда и во всем с вами соглашается, измените свою линию поведения (и не забудьте сохранить спокойствие!). Учите его принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать свои интересы, а чтобы он смог и реализоваться в какой-то деятельности, отдайте его в творческий кружок (например, в театральную студию).

Вывод: будьте спокойным, терпеливым и внимательным родителем. Следите за своим поведением, требуйте от ребенка то, что исполняете сами, и не забывайте о детских интересах, потребностях и желаниях.