Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональный мир ребенка. Особенности понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

«…Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».

Я. Корчак

Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое, социальное, эмоциональное развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Маленький ребёнок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребёнок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребёнку недоступны отвлечённые рассуждения взрослого. Ребёнок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него деятельности. Очень многого не может ребёнок. Однако если мы будем обращать внимание только на то, чего ребёнок не может, чем он ещё не владеет, мы никогда не поймём, откуда появляются новые черты, качества, характерные для взрослого. И здесь очень важна социально-эмоциональная сфера развития дошкольника.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребёнка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, на жизнедеятельность организма в целом. Отрицательные же чувства – состояние уныния, страха, боязнь наказания – ведут к нежелательным результатам. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребёнка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребёнка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребёнка положительных эмоций свидетельствует о том, что ребёнок пребывает в комфортных для него условиях и растёт в любви и понимании. Такому ребёнку не надо привлекать к себе внимания неожиданными выходками, его поведение активно, и предсказуемо. Положительные состояния ребёнка – бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенность – благотворно сказываются на жизнь ребёнка и на его здоровье. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребёнка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать своё поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоциональной сферы помогает ребёнку общаться и взаимодействовать с другими людьми. Важно не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины, не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию. Дошкольники переживают эмоциональные состояния, начинают озвучивать их, знакомятся с опытом сверстников, знакомятся с литературой, живописью, музыкой, театром (театрализованные игры) в ходе всего воспитательного процесса, в ходе занятий. Ценность этих занятий состоит в том, что у дошкольников расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других. У них чаще возникает эмпатия по отношению к окружающим. На развитие социально-эмоциональной сферы ребёнка влияет работа педагогов: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, развивающие игры, игры-драматизации, игры-путешествия, импровизация, этюды, беседы, рисование, чтение, упражнения, моделирование ситуации. Но и очень важную роль, даже главную роль в развитии у дошкольника мотивов и эмоций как основы нравственного воспитания принадлежит семье. В.А. Сухомлинский говорил: «Часто мы, воспитатели, забываем, что познания мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребёнком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения». Ещё только ожидая ребёнка, мечтают матери и отцы о том, каким он вырастет. Им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным человеком, готовым постоять за товарища, любить свою Родину, умеющим жить в коллективе, жизнерадостным, доброжелательным в отношении к людям. У ребёнка все эти качества начинают проявляться очень рано. Главные линии развития личности намечаются в дошкольном детстве, и тем успешнее идёт развитие, чем сознательнее относятся взрослые к воспитанию малыша. Дети очень рано проявляют эмоциональную отзывчивость, тонко улавливают искренность или фальшь в тоне разговора, в поведении взрослых. Об этом надо хорошо помнить родителям, всем воспитателям вообще. Чтобы потом не пришлось испытывать чувство глубокого разочарования, чрезвычайно важно в этот период жизни ребёнка быть особенно требовательными к себе, к своему поведению. Личный пример взрослых должен быть безупречен. Дети-дошкольники, как мы знаем, сильно восприимчивы. Психика малыша очень пластична, податлива. Всё, что ребёнок воспринимает, становится предметом его пристального внимания и прочно запоминается им. А как малыш отзывчив на эмоции других! На улыбку он отвечает улыбкой, радостным возбуждением, нахмуренные брови взрослого взывают спад его настроения, настороженность, беспокойство. Спокойное, уравновешенное состояние родителей передаётся и малышу. А чувство страха, возникающее у взрослого по какому-то поводу, которое он не может скрыть, вызывает у ребёнка боязливость, скованность, желание спрятаться, прижаться к взрослому. Говоря об эмоциональной отзывчивости дошкольника, нужно сказать и о склонности его к подражанию – отдельным поступкам окружающих, их речи – содержанию и тону, даже характеру движений. Конечно, на склонность подражать, можно надёжно опереться в том случае, если взрослый подаёт положительный пример для подражания. Но эта же особенность ребёнка может обернуться и другой стороной в том случае, если ребёнок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Особенно тревожат отрицательные примеры, которые воспринимают дети до пяти лет, когда уровень их сознания ещё не обеспечивает возможности самостоятельно анализировать поступки других, оценивать, что достойно, а что недостойно подражания.

Если взрослые не проявляют по отношению к ребёнку должного внимания и заботы или если они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка складываются недоброжелательность по отношению другим людям, а порой и злобность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми. Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость ребёнка становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности. Для этого необходимо:

Развивать интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировки, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребёнок получал бы образцы положительного поведения.

Искренне разделять радость малыша, которому удалось то, что раньше не получалось.

Выражать одобрение, если видим, что он доброжелательно относится к сверстнику, дружно играет с ним, сочувствует в беде и старается выручить.

Поощрять старание ребёнка, выражать уверенность в том, что он справится с поручением, которое ему дают.

Выражать чувство негодования, если ребёнок позволил себе грубость, если он не желает делиться игрушками, дружно играть и участвовать в трудовой деятельности.

Формировать у ребёнка положительное отношение к себе: «Я хороший».

Помогать осознавать свои чувства: «Я рад».

Учить различать и понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

При воспитании дошкольников (маленьких детей) должны быть созданы такие условия, при которых дети могли бы полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только в этом случае он будет охотно и непринуждённо общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними дома, во дворе или в детском саду, с готовностью станет делиться со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Но непосредственность и искренность детских переживаний, открытость души ребёнка, обострённая эмоциональность – всё это прелести и преимущества детства, которые мы взрослые, должны понимать и принимать детей такими, какие они есть.

Воспитатель: Воронцова Н.С.

Статья "Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?"

педагога-психолога ГБОУ Д/с №2092 ВОУО гор. Москвы Степаненко Н.М.

Эмоциональная сфера – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. В процессе становления и развития человека происходят качественные изменения в его эмоциональной сфере. Преобразуются сами взгляды на мир и отношения с окружающими. У старших дошкольников, например, постепенно вырабатывается способность осознавать и контролировать свои чувства, которые являются живым индикатором наиболее значимых потребностей.

Следовательно, с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир человека. И очень важно для достижения гармонии, личностной реализации в социуме, чтобы чувственный мир был ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Её необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни вспоминается феномен «засушенного сердца» , открытый ещё Л.С. Выготским. Под этим термином понимается человеческая чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании «обесчувствованию» способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок.

Например, подолгу находясь у телевизора, компьютера, наши мальчики и девочки стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встретишь должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут дать свои самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас очень важно объединённые усилия психологов, воспитателей и специалистов направить на развитие чувственной сферы детей и обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.

Состояние эмоционального благополучия ребёнка в современном детском саду определяют следующие компоненты:

  • безусловное принятие дошкольника взрослыми для формирования у него необходимого и очень важного чувства безопасности
  • позитивность обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, «домашней» атмосферы в группе)
  • равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (реальная помощь, своевременное получение её в любой необходимый момент, а также организация продуктивного пошагового сотрудничества)
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы и непосредственно общаться со сверстниками
  • гибкий личностно ориентированный подход (максимальный учёт психических и личностных особенностей каждого ребенка на основе индивидуального образовательного маршрута при интеграции педагогов и специалистов, отказ от каких-либо «ярлыков» )
  • создание условий для развития личностной индивидуальности (раннее выявление творческих возможностей и способностей дошкольника, своевременный их мониторинг (то есть отслеживание динамики) , поощрение реальных достижений ребенка и его стремления к самостоятельности)
  • внимательное отношение и чуткая реакция на детские проблемы, тревоги и страхи в случае их появления
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» волнующих его, часто лишающих покоя впечатлений с целью их уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
  • конфиденциальность, то есть закрытый характер информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом: «Не навреди!»

Что может способствовать эмоциональному благополучию ребенка в д/с:

1) создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для младших дошкольников– это домотека (так необходимая любому малышу возможность разместить в помещении группы предметы, принесённые из дома: фотографии, игрушки и т.д.) или «дерево эмоций» (когда каждый ребенок, приходя утром, сам располагает своё изображение на общем сюжетном панно в соответствии со своим настроением (в центре, по краям и т.д.) , а в течение дня вполне может вносить по желанию необходимые изменения)
  • для старших дошкольников – это условия для эмоционального уединения в небольшом пространстве с мягкой мебелью или модулями, интересными книгами, журналами, иллюстрациями, любимыми настольными играми и игрушками.

2) творческое применение игр и игровых пособий, направленных на совершенствование эмоциональной сферы детей. В их числе:

  • «Кубик настроений»

Детям предлагается объёмная модель: кубик с изображением на его сторонах разных эмоциональных состояний человека: от позитивных и нейтральных до негативных. С его помощью у дошкольников появляется возможность узнавать своё настроение среди прочих, называть его, определённо реагировать, «наводя порядок» в своём внутреннем мире. Здорово, когда этот кубик есть у каждого ребенка и размещается на шкафчике, являясь доступным в любой момент «эмоциональным тренажером» .

  • «Азбука эмоций»

Представляет собой набор картинок, с помощью которых в третьем лице, то есть опосредованно можно говорить с ребенком о том, что его волнует. Это способствует активному самовыражению дошкольников, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и необоснованного недовольства собой, то есть профилактике детских депрессивных состояний.

  • «Зоопарк настроений»

Игровое упражнение, заключающееся в ознакомление через образы животных с разнообразными эмоциональными проявлениями человека (гордостью, робостью, злостью и т.д.) с целью лучшего понимания себя. Возможность нахождения одинаковых изображений или их вариантов стимулирует детей к объединению в диаду (по двое) и малую подгруппу, развивая навыки самостоятельного общения с окружающими.

  • «Страна колобков»

Игра, снабженная широким игровым полем, позволяет взаимодействовать как с одним ребенком, так и с несколькими. Её смысл заключается в составлении своего «маршрута» по изображенным эмоциональным состояниям, их узнавании, назывании и «примеривании» к себе.

  • «Пойми меня»

Игровое упражнение содержит карточки – схемы основных чувств. Дети в занимательной, непринуждённой форме упражняются в умении различать их, сопоставлять между собой, а также с помощью мимики, жестов, движений реагировать на различные эмоционально окрашенные ситуации.

Важно заметить, что перечисленные игры не являются единственными в своем роде, точно заданными и статичными. Возможность внесения своих корректив, применения фантазии и творчества, создания собственных вариантов делает их по-настоящему доступными, универсальными и эффективными.

3) эмоциональному благополучию ребёнка в детском саду может также содействовать обучение родителей играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» для создания равных эмоционально благоприятных условий в д/с и семье. Ведь для детей, только еще открывающих для себя мир, очень важно, чтобы основные требования к ним и микроклимат отношений были по возможности устойчивыми и стабильными.

4) применение различных изобразительных техник (например, рисование человека в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, покое) с последующим обсуждением получившихся работ с их авторами относится к проективным методам и способствует активной рефлексии, то есть обратной связи между всеми участниками проводимого творческого процесса.

5) использование музыки и современных технических средств влияет на улучшение настроения детей и взрослых, обогащение чувственных впечатлений, повышение жизненного тонуса.

Главным же в деле обеспечения эмоционального благополучия дошкольника является позитивный пример, заинтересованное отношение к его успехам и переживаниям значимых взрослых – родителей, воспитателей, психологов. Девизом в этом актуальнейшем направлении психолого-педагогического взаимодействия могут служить слова: «Мы доверяем друг другу!» «Мы вместе!» , «Всё в наших руках!» .

Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.

==1==

Настроение

Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.

Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..

Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.


==2==

Лица


Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.

Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!

Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!

==3==

Маленькое приведение

Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.

Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:

«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»


==4==

Играем в сказку

Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!

Например, история о медведе.

Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.

Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!

А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»

Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!


==5==

Когда я радуюсь… Когда грущу…

Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.

Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.


==6==

Нарисуй обиду

Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.

Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.


==7==

Создай себе настроение

Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.

Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)

Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!


Эмоционально – развивающие игры играют существенную роль в социализации детей и их подготовке к школьной жизни. В материалах данного тематического раздела собран и обобщён богатый опыт использования дидактических игр и пособий о человеческих эмоциях, подходящих для любого возраста. Закрепляем умения детей различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние людей. Всевозможные психологические «азбуки эмоций» от Ваших коллег часто поражают своей необычностью, остроумием и разнообразием материалов, из которых они изготовлены.

Занимательные «мини-путешествия» в мир человеческих эмоций.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 280 .
Все разделы | Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения

ЦЕЛЬ : Развитие музыкальных способностей детей . Задачи : 1.Упражнять детей в умении различать характер музыки (веселая, жизнерадостная, грустная, спокойная, жалобная…) 2.Упражнять в умении подбирать карточку с изображением настроения , которое ассоциируется с настроением ...

Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников. Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа : с детьми 3–5 и 5–7 лет. Чтобы сформировать у детей эмоциональный словарь...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Публикация «Игры на развитие эмоциональной сферы...» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Для детей...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей в игре» Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и.т.д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний....

Лэпбук разрабатывался с целью коррекции психоэмоционального состояния воспитанников. Работа с ним позволяет самостоятельно скорректировать настроение. Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям и другим педагогам, которые желают помочь детям...

Картотека игр на формирование эмоциональной отзывчивости у детей Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Дидактическая игра «Эмоции»


Цель: создать условия для развития эмоциональногомираребенка. Задачи: 1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональноесостояниечеловека. 2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своего настроения, желания. 3. Развивать у детей положительные эмоции и...


ЛЭПБУК «НАШИ ЭМОЦИИ» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть и показывать ее. Актуальность: В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности. Ребенок проявляет любопытства, любознательность, оценивает происходящее вокруг...

Продолжает работу наша рубрика и её ведущая мама-психолог Анна Бравославская , которая отвечает на ваши вопросы. Если и у вас есть вопрос к психологу, можно отправить его Анне на почту [email protected] .

Здравствуйте, дорогие блогомамы!

Я получила много писем от вас после выхода статьи про . Так что, хотелось бы остановиться на теме эмоций поподробнее.

Итак, как развивать интеллект более менее понятно. Но что делать с эмоциями? Как их развивать? И нужно ли это?

Развивать эмоциональную сферу ребёнка просто необходимо. Широкой общественности это стало очевидно после выхода в свет книги «Эмоциональный интеллект» несколько лет назад. Как стало известно, многочисленные исследования показали, что для достижения успеха в жизни не столько важен IQ, сколько EQ.

Этот показатель включает в себя такие важнейшие понятия, как эмпатия, интуиция, умение налаживать и поддерживать широкую сеть социальных контактов и прочных эмоциональных связей и т.п.

Но даже если оставить в стороне пресловутую успешность, очевидно, что чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше человек «встроен» в социум, тем плодотворнее, богаче его отношения с окружающими, выше его удовлетворённость жизнью в целом. Не говоря уже о том, что люди, плохо знакомые со своей чувственной сферой, гораздо больше подвержены тяжёлым заболеваниям вплоть до онкологии.

Есть такой психологический термин – алексетимия – он обозначает неспособность человека называть эмоции, проживаемые им самим. Так вот, при исследовании больных с различными заболеваниями средней тяжести, у большинства из них (до 80%) обнаруживается алексетимия.

Каким же образом мы можем способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка? Во-первых, начнём с себя. Необходимо научиться отслеживать своё состояние и проговаривать свои эмоции, особенно негативные. Лучше всего здесь подходит «Я-высказывание» — это метод общения в конфликтных ситуациях, при котором любую фразу нужно начинать со слов «Я» и «мне». Например, не «Как ты мог?!», а «Мне очень неприятно, когда…». Или вместо «Зачем ты…» — «Я очень расстроена тем, что…» и т.д.

Если вы будете комментировать своё состояние, постепенно ваш ребёнок станет лучше распознавать ваши эмоции, а заодно и свои. Конечно же, таким же образом хорошо комментировать состояния других людей, героев мультфильмов, книг и т.д. «Как ты думаешь, что он почувствовал, когда…», «почему она так поступила?», «как ты понял, что она чувствует именно это?» и т.д.

Так воспитывается чувство эмпатии, сопереживания. Кроме того, чувства и эмоции хорошо проигрывать вместе с игрушками, куклами. Можно проигрывать целые сценки, и не забывать жалеть кукол, сочувствовать им или радоваться вместе с ними.

Через какое-то время, скорее всего, вы обнаружите, что можете предвосхитить своё поведение в определённой ситуации. Например, что состояние усталости сопровождается сильной раздражительностью и т.д. В таких случаях можно предупреждать домашних, что вам нужно время, чтобы восстановиться, и что вспышки недовольства не стоит принимать на свой счёт.

Детям также можно предоставлять время и место для проживания неприятных состояний. Кроме того, именно у нас дети учатся способам проявления своих эмоций: что делает мама, когда расстроена? Как папа сердится?

Наши эмоции связаны с нашим телом, если подавлять их проявления, возникновение психосоматики неизбежно. Но именно вы можете показать ребёнку, что, разозлившись, ударить можно, но не человека, а подушку или косяк двери. Что при сильной радости можно и нужно обниматься или, хотя бы, прыгать и размахивать руками. 🙂

Чем больше оттенков эмоций будет знать и различать ваш ребёнок, тем богаче будет его эмоциональная жизнь. Здесь поможет как изучение словаря синонимов, так и специальные игры с карточками, книги, посвящённые эмоциям, психотерапевтические сказки.

В специализированных магазинах есть даже плакаты с изображениями различных эмоций. Можно обсуждать, как проявляется на лице то или иное чувство (брови подняты, уголки рта опущены…), играть в «изобрази эмоцию» или, наоборот, «что я чувствую?».

Пока ребёнок сам не очень хорошо разбирается в собственных чувствах, мы можем подсказывать ему: «Ты очень расстроен, да?» или «Я вижу, ты очень зол…». Здесь важно, конечно, не навязывать своё видение, а считывать эмоцию малыша и называть её.

В том случае, если вы угадали, ответом будет облегчённое «да!», глубокий выдох, свидетельствующий о расслаблении, и, возможно, слёзы, которые довольно быстро пройдут.

Впрочем, этот приём хорошо подойдёт и для эмпатического слушания в любом возрасте. Здесь важно также нормализовать эмоцию, снизив тем самым её градус – «ещё бы! Тут есть от чего разозлиться!» или «на твоём месте я бы чувствовала то же самое!». Дальше лучше дать высказаться ребёнку.

Кроме того, очень важно различать ощущения, эмоции и чувства . Многие взрослые признаются, что сами путают эти переживания. Ощущения имеют телесную природу: голод, усталость, озноб… Чувства более глубокие, чем эмоции: сравните любовь и заинтересованность, раздражение и ярость. Путаница в своих переживаниях приводит к тому, что люди не различают, что они чувствуют, а, значит, не умеют эффективно работать со своими состояниями.

Например, что-то мне плохо как-то, пойду поем. А на самом деле, это не голод вовсе, а чувство тревоги из-за неприятностей на работе. Или: что-то меня крутит прямо! С кем бы подраться? Прямо бесит всё! А это не раздражение, а чувство печали из-за ссоры с девушкой. Негативные чувства часто заменяются на более приемлемые для данной личности, и подмена происходит тем легче, чем меньше человек разбирается в себе.

На развитие эмоциональной сферы также хорошо работают все творческие занятия, но именно как свободное творчество или работа под музыку, например. Все телесные практики – танцы, плавание, массажи, бесилки и всевозможные обнимашки также, безусловно, хороши. 🙂

Кроме того, важно заметить, что интеллектуальные занятия являются в некотором роде антагонистами эмоциональному развитию. Дело в том, что наш организм обладает ограниченным запасом энергии, и мы можем его тратить только на что-то одно. Уже давно доказано, что переизбыток интеллектуальной нагрузки в дошкольном возрасте приводит к истощению эмоциональной сферы в долгосрочной перспективе.

Конечно же, я имею в виду крайние показатели, и между очевидным перегрузом интеллектуальной сферы и педагогической запущенностью лежит довольно большой континуум. 🙂

В любом случае, я обязательно остановлюсь на этом моменте поподробнее в следующих статьях.