Школьный проект новогодние игрушки. Коллективный проект «Новогодние игрушки. слушание музыкальных произведений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Булжамуур»

Проект «Новогодняя елочная игрушка»

Выполнила:Воспитатель подготовительной

группы Доржиева Т.Ж.

Декабрь 2016 год

с.Верхняя Иволга

Проект "Новогодняя елочная игрушка"

Краткая аннотация:

Проект «Новогодняя елочная игрушка» реализуется в рамках образовательной области «Художественное творчество». Реализация проекта предполагает участие детей, родителей,воспитателей- педагогов.

В проекте предоставлены конспекты НОД, экскурсия, консультации для родителей, иллюстрирующие решения задач в процессе познавательной, творческой деятельности дошкольников, на основе личностно-деятельного подхода к организации взаимодействия взрослого и ребёнка.

Цель: повысить интерес к истории страны, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям;

Развивать познавательную активность дошкольников;

Налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;

Просвещать родителей в вопросах новогодней истории страны;

Повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду, осознанно-правильное отношение к традициям своего народа.

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Место проведения: МБДОУ детский сад «Булжамуур»

Тип проекта:

По составу участников – групповой (дети, родители, воспитатели);

По целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).

Сроки реализации: декабрь (краткосрочный)

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

Сбор информации;

Работа с родителями (оформление информационных стендов по определенной теме, мастер-классы, родительские гостиные);

Подготовка оборудования.

2. Основной:

Работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, посещение выставки, проведение познавательных занятий соответствующей тематики);

Работа с родителями (сбор экспонатов для оформления групповой выставки, организация совместной деятельности родителей и детей для проведения смотра-конкурса);

Оснащение предметно-развивающей среды (оформление групп в соответствии с темой, организация совместной выставки).

3. Обобщающий:

Систематизация материалов;

Проведение праздников; совместно с детьми нарядить ёлку.

Ожидаемый результат:

Повышение интереса дошкольников к истории родной страны;

Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

Активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

Развитие творческих способностей детей и родителей;

Проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;

Создание тематических фотоальбомов;

Повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями;

Презентация проекта на Новогоднем утреннике.

Критерии оценивания:

Знание детьми народных традиций нашей страны (игровые и образовательные ситуации);

Наличие в группах фотоальбомов;

Количество родителей – участников выставок и конкурсов;

Количество семейных творческих работ – фотографий, поделок, рисунков и т. п.

Ресурсы:

1. Информационные:

Фото-видео материалы;

Библиотечный фонд.

2. Научно-методические:

Консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

Подбор произведений о новогодних праздниках;

Подбор открыток, фотографий о Новом году;

Подбор тематических дидактических игр.

4. Кадровые:

Воспитатели;

5. ТСО:

Ноутбук;

Фотоаппарат;

Музыкальный центр.

Планирование:

Подготовительный этап

Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.

Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.

Родительская гостиная - «Какими были первые новогодние украшения. История появления новогоднего шарика». Повышать интерес к культуре и традициям разных стран. Подготовка к выставке новогодних игрушек.

Мастер-класс для родителей «Новогодние самоделки». Повышать творческую активность и сплоченность воспитателй, родителей, детей. Оформление групп к празднику самодельными новогодними игрушками.

Сбор информации и экспонатов для выставки. Подготовиться к выставке. Организация выставки новогодних игрушек разных годов выпуска.

Основной этап

Интегрированное занятие с детьми «Просьба деда Мороза» . Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают. Самостоятельная деятельность детей «Игрушка для елки» (рисование, аппликация, ручной труд) .

Выставка новогодних игрушек. Провести обмен информацией при составлении рассказов о любимой игрушке детства.

Совместная деятельность с детьми «Новогодняя красота» .

Интегрированное занятие с детьми «Осторожно, елка! ». Знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках. Рисунки детей по теме занятия.

Занятие с детьми по конструированию и ручному труду «Самоделки». Знакомить детей со способами изготовления елочных игрушек своими руками, техникой безопасности во время их изготовления. Самостоятельная и совместная деятельность с детьми.

Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» (дети-родители) Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ. Оформление группы и групповой елки самодельными игрушками.

Обобщающий этап

Проведение новогоднего утренника. Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции. Презентовать проект, вынести Благодарность самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта (последняя неделя декабря).

Приложение 1.

Консультация для родителей «История новогодней игрушки»

… Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным. Но, наверное, как и у автора статьи, у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Это что-то из детства, из глубин памяти – чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного круглого бока елочного шарика…

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозеленые ветви. По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Классические правила украшения «рождественского» дерева не изменились и по сей день. «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» – сегодня это шары – олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды). А также в средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель – как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п.

Серебряные звездочки, цветы, а также мишура появились в XVIII веке. А в 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками.

С каждым годом придумывались все новые виды «дизайна», как бы сказали сегодня, рождественских шариков. А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. Мастера могли выдувать практически все, что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений. В начале ХХ века их потеснили Богемия (Чехия), Польша, США и Япония. А затем и другие страны начали выпускать эти хрупкие и красивые изделия. Именно тогда возникла мода на разные виды игрушек и способы украшения елок. До 1900 года считалось, что елка должна быть яркой и броской, усыпанной игрушками; в начале ХХ века были популярны елки в стиле «минимализма» – строгие, невычурные, в серебристо-белых тонах. А позже пришла тенденция украшать елочки фигурками из золоченой и серебряной бумаги и картона и соломенными звездочками. В истории елочных украшений особенно отметились немецкие города Дрезден и Лейпциг, в которых появились игрушки в стиле «техно» – пароходики, дирижабли, музыкальные инструменты, экипажи, запряженные лошадьми, а также игрушки в виде животных: слонов, медведей, лягушек, фазанов…

В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом. Но по-настоящему обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки, раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, был немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, с начала 1927 года, когда в новогодней елке углядели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника.

Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР»… В 1937 году – любопытный факт – была также выпущена серия елочных шариков… с изображением членов Политбюро! (наверное, было очень страшно их вешать на елку – а вдруг разобьешь кого из партийных деятелей?).

В годы Великой Отечественной Войны игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов…

После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными. В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Пока у власти в стране находился Сталин, все, в том числе и производители игрушек, ориентировались на его мнение. Сталин очень уважал хоккей – соответственно, появились «елочные хоккеисты», любил цирк – на елках возникли цирковые персонажи. В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженна, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы… Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. После выхода знаменитого фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать» (помните песенку – «Пять минут, пять минут…»?)

В 1960-е годы на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». А еще в новогодних украшениях нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды. Но, по сравнению со свечками, пожароопасность снизилась во много раз (не одна елка сгорела в результате использования свечей и бенгальских огней; страдали и жилища). Позже появились и более усовершенствованные электрогирлянды, которые мы используем и по сей день.

В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков»… Встречались, правда, звери неопределенной породы (не то медведи, не то собаки), а также такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом. В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках. В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. У многих из нас они до сих пор сохранились. Иногда приходишь к кому-то в гости – и смотришь, на елочке шарик висит точно такой же, как у тебя дома! На самом деле, не так уж они и плохи – шарики разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками. А, например, зеленые и фиолетовые «шишки», как будто обсыпанные сахаром, на взгляд автора, и вовсе прикольные! В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая. Когда все это в преддверии Нового года украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно… В 1970-е вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно…

Традиция украшать макушку елки звездой, как мы уже упомянули ранее, существует со средних веков. Однако, в СССР Вифлеемскую звезду заменили на красную рубиновую – аналогичную тем, что появились при советской власти на кремлевских башнях. С идеологической точки зрения все абсолютно понятно… Советская идеология канула в лету, но, что любопытно, у многих дома такие звездочки (выпускались они до середины 80-х) сохранились. У некоторых эти звезды даже с лампочками внутри и «завязаны» с реле электрогирлянды. И люди продолжают по старой привычке водружать их на верхушки елок. Таким образом, по-своему уникальный дизайн «советской елки» – богатое, сверкающее убранство плюс красная пятилучевая звезда на макушке – продолжает сохраняться и сегодня. Но – кто сказал, что это плохо? Выглядит, по крайней мере, не худшим образом, а учитывая возвращение моды на советскую атрибутику…

…В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» (а иногда так и есть!) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки… в общем, всевозможный “Hand-made”. А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения.

Приложение 2.

Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»

Бусы на елочку: Самые простые елочные бусы можно сделать из обычной пищевой фольги. Для этого нарежьте фольгу квадратами 20x20 см, а затем пусть малыш скатает из каждого квадрата шарик. Не беда, если сначала шарики будут получаться не идеально круглыми. Немного тренировки – и выйдет гораздо лучше. Теперь шарики нужно нанизать на прочную нитку, и серебряные бусы готовы. Перед нанизыванием можно бусы раскрасить. Для этого нужно капнуть немного краски на ладони и покатать между ними наши бусины. Предоставьте это удовольствие малышу. Затем даем им просохнуть (раскладываем на газету и оставляем на некоторое время в покое), а уж потом нанизываем. Получатся эффектные цветные бусы, на которых через краску просвечивается серебро.

А вот еще один способ смастерить бусы. На этот раз из бумаги. Вам понадобится цветная оберточная бумага или яркие страницы прочитанных глянцевых журналов. Ваша задача порезать бумагу таким образом, чтобы получились полоски, широкие у основания и узкие на конце. Если свернуть такую полоску в «рулетик», начиная с широкого края, и закрепить конец капелькой клея, у нас получится замечательная яркая бусина. Наматывать бумагу можно вокруг соломинки для коктейлей (лишние концы обрезать). Тогда бусины будет легко нанизывать на нитку. Попробуйте сделать такие бусы из разных сортов бумаги

И, конечно, не забывайте о таком замечательном материале для бус, как макаронные изделия. Если покрасить коротенькие толстенькие макаронины в яркие цвета, обсыпать их блестками, покрыть лаком – получатся неповторимые бусы. А если взять макароны двух видов, их можно чередовать. Вот сколько одновременной пользы от такого незамысловатого занятия: развиваем творчество и фантазию, тренируем мелкую моторику, учимся мыслить.

Быстрые игрушки: Оригинальные елочные украшения можно делать из чего угодно, даже из тех материалов, которые обычно считаются мусором.

Вместе с малышом можно смастерить оригинальные елочные шары из обыкновенных стеклянных лампочек любых форм и размеров. Нужно лишь расписать их акриловыми красками и прикрепить к цоколю ленточку. Сам цоколь закрываем «юбочкой» из ткани, цветной бумагой или широкой лентой. Один из вариантов росписи: сначала затонировать все стекло одним цветом, просушить, а потом выводить сверху узоры. Вместо акриловых красок можно воспользоваться обыкновенной гуашью, смешанной с клеем ПВА. Если наши лампочки раскрасить соответствующим образом, они превратятся не только в шарики и сосульки, но и в снеговика или симпатичных зверушек. Самым юным художникам хрупкое стекло лучше в руки не давать. Держите лампочку в руках, а малыш пусть ляпает по ней кисточкой в свое удовольствие. Получится веселенькая абракадабра.

Симпатичные елочные украшения, которые могут смастерить даже малыши, получаются из обыкновенных макарон. Вырежьте из цветного картона кружочки, склейте их попарно (чтобы цветными получились обе стороны). Теперь подбираем макаронные изделия симпатичных форм (звездочки, буковки, зверушки, ракушки), смазываем их клеем и располагаем хаотично на поверхности наших картонных заготовок. Затем раскрашиваем макаронины кисточкой или сбрызгиваем краской из спрея. То же самое проделываем с другой стороной. Вдеваем ниточку – и игрушка готова. Точно так же можно сделать, например, зеленую картонную елочку и украсить ее игрушками-макаронинами.

На что похожа яичная скорлупа? Задайте этот вопрос малышу за завтраком. Пофантазируйте вместе, какие фигурки можно было бы смастерить из скорлупы куриного яйца. А потом предложите малышу открыть настоящую мастерскую по производству хрупких елочных украшений.

Сначала подготовим скорлупу к работе. Для этого толстой иглой сделайте в сыром курином яйце два отверстия (одно напротив другого), сквозь дырочки выдуйте содержимое, затем хорошо промойте и высушите скорлупу. Во что теперь превратится скорлупа, зависит только от детской фантазии.

Во-первых, это может быть любая смешная рожица или мордочка. Нужно лишь нарисовать лицо и приклеить дополнительные аксессуары: волосы или гриву из шерстяных ниток, усы и бороду из ваты, шапочки и клоунские колпаки из цветной бумаги, бантики и галстуки из ленточек.

Во-вторых, из скорлупы можно сделать симпатичного цыпленка (покройте скорлупу желтой краской, добавьте перышки), пингвинчика (используйте черную и белую краску, приклейте черные крылышки и красные лапки из цветной бумаги) и множество других пернатых и мохнатых представителей фауны: зайку, сову, мышонка, котенка.

Такая работа прекрасно развивает не только творческие способности малыша, но и будит фантазию. Разве не чудо, когда из абсолютно одинаковых белых скорлупок получаются совершенно разные персонажи, со своими собственными характерами?

Готовую игрушку можно покрыть бесцветным лаком. Это придаст ей не только блеск, но и прочность. Для того чтобы наших яичных друзей было удобно вешать на елку, проделайте следующее. Отломите кусочек спички, привяжите к его середине прочную нитку, просуньте спичку в дырочку на «голове» игрушки (через нее мы выдували белок и желток) и опустите ее на нитке внутрь.

Наш помощник – соленое тесто: Если вы с малышом никогда не пробовали лепить из соленого теста, самое время попробовать заняться этим в один (а если понравится, то и не в один) из декабрьских вечеров. Именно из такого простого и доступного материала получаются замечательные елочные игрушки.

Рецепт теста прост. Смешайте в миске стакан муки, стакан крупной соли, столовую ложку подсолнечного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешайте тесто, чтобы оно получилось мягким и эластичным. Теперь можно открывать фабрику по производству эксклюзивных елочных игрушек. И непременно придумайте для своей игрушечной фабрики какое-нибудь веселое название. Так ведь интереснее, правда?

Из соленого теста, как и из пластилина, можно слепить абсолютно все. Но, в отличие от пластилина, фигурки из теста можно высушить, раскрасить, покрыть лаком и хранить очень долго. Только непременно в сухом месте. От влаги поделки из соленого теста быстро портятся.

Итак, что же мы будем лепить? Самые маленькие мастера могут накатать шарики, вылепить колобка, снеговичка. Ребятишки постарше с вашей помощью налепят всевозможных зверушек, елочки, домики. Не забудьте и о символе наступающего года.

Можно раскатать тесто толщиною около 1 см и вырезать из него силуэты формочками для печенья. Получившиеся фигурки сушим в духовке на самом маленьком огне в течение 30-60 минут (это зависит от толщины игрушки). Затем расписываем их красками на свой вкус и покрываем сверху лаком.

Съедобные украшения: В старину было принято украшать елки всякими вкусностями: конфетами, орехами, пряниками. А почему бы нам не возродить эту замечательную традицию? Особенно, если кроха уже дорос до возраста сладкоежек, и у него нет аллергии на шоколад.

Купите с малышом по чуть-чуть разных конфет, привяжите к ним красивые ленточки, украсьте бантиками – вот вам и елочные игрушки. Конфеты очень симпатично смотрятся на елке. А какое это несказанное удовольствие – подобраться к зеленой красавице и тайком стащить с нее конфетку-другую. А как здорово подвести к елке своих друзей-приятелей и угостить конфеткой прямо с душистой еловой ветки.

Если вы собираетесь затеять дома детский праздник или к вам придут гости с малышами, сделайте таких сладких игрушек-угощений побольше. Для этого случая можно даже повесить на елку маленькие упаковки с печеньем, бисквитами, кексами. Пригодятся и всевозможные шоколадные зайчики и деды морозы.

А если вы все-таки против сладостей, замените их яблоками и мандаринами: вкусно, полезно, красиво и ароматно. Очень симпатично смотрятся на елке грецкие орехи, завернутые в фольгу или покрашенные серебряной и золотой красками. Вешать орехи на елку очень просто. Достаточно лишь вбить в скорлупу маленький гвоздик и прикрепить к нему нитку. В качестве дополнения – крошечный бантик. Орехи тоже потом со спокойной совестью можно съесть.

Покрашенные краской шишки – замечательные поделки. Правда, съесть их нельзя. Зато они хорошо дополнят вашу съедобную композицию.

Думаю, совет сохранить детские поделки не будет излишним. Пройдут годы, многое забудется... Но незадолго до очередного праздника вы принесете в дом душистую елку, вытащите коробку с елочными украшениями и среди стеклянных расписных шаров вдруг обнаружите игрушки, сделанные вместе с малышом год (а может, десять лет) назад. И воспоминания нахлынут с такой силой, как будто все было только вчера. И вы всей семьей будете вновь и вновь рассматривать эти бесценные семейные реликвии, вспоминать события прошлых лет и смеяться над забавными новогодними придумками. И конечно, предвкушать новые праздники и ждать Новый год, который непременно принесет новое благополучие, новую удачу, новое, еще большее счастье...


Методический паспорт проекта.

1. Название проекта: «История новогодней игрушки».

2. Руководители проекта: воспитатель Кривая Нина Валентиновна; воспитатель Мицура Наталья Сергеевна.

3. Тип проекта: творческо-информационный.

4. Вид проекта: групповой.

5. Продолжительность проекта: среднесрочный.

6. Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, педагоги.

7. Цель проекта : приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.

8. Задачи проекта.

  • Познакомитиь с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.
  • Развивать художественно-эстетические способности, умения и навыки продуктивной деятельности.
  • Способность взаимодействию детей и родителей в изготовлении, коллекционировании и хранении новогодних игрушек.
  • Воспитывать детей дошкольного возраста в духе взаимодействия при создании детских коллекций.

9. Актуальность проекта. Дети-наше будущее, а значит они должны знать историю нашей страны (историю Новогодней игрушки). Показать детям красоту Новогоднего праздника (главный элемент елки-игрушка). Воспитывать бережное отношение к новогодним украшениям.

10. Проблема проекта. Мало игрушек на елку. Решили изготовить игрушки своими руками.

11. Предполагаемые продукты проекта.

Для детей:

  • Поделка своими руками «Елочная игрушка» (аппликация, лепка). Рисование.

Для педагога:

  • Организация выставки «Новогодняя игрушка».

Для родителей:

12. Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность, детское творчество, игры, работа с родителями.

13. Этапы проекта:

I этап - подготовительный.

  • Выставка новогодних игрушек (старых-современных), принесенных из дома.
  • Беседа о новогодних праздниках, их истории и разнообразии.
  • Загадки по теме «Зима. Новый год».
  • Выставка книг «Новый год».

II этап - исследовательский.

  • Новогодняя игрушка: совершение исследовательских действий, рассматривание по цвету, форме, материалу, образу; простейшие манипуляции с игрушками, отражающими предметный и окружающий мир.

III этап - основной.

  • Беседы по истории новогодней игрушки.
  • Рассматривание старинных новогодних игрушек.
  • Изготовление новогодних игрушек детьми: лепка, аппликация, рисование.
  • Чтение стихов: В. Степанов «Новогодние игрушки», И. Гурина «Снегурочка», А. Мецгер «Наряжаем елку», «Как звери елку наряжали».
  • Совместная деятельность с детьми «Новогодняя расота». Занятие с детьми «Осторожно елка». Знакомить детей с правилами безопасности и поведения на новогодних праздниках. Знакомить детей со способами изготовления елочных игрушек своими руками.
  • Разучивание стихов и песен о Новом годе.
  • Взаимодействие со специалистами.

Работа с родителями:

  • Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками (дети, родители).
  • Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.
  • Оформление группы и групповой елки самодельными игрушками.

IV этап - итоговый.

  • Создание коллекции новогодних игрушек, изготовленных вместе с родителями дома своими руками.
  • Рассказы детей о том, как они украшали новогоднюю елку дома.
  • Новогодние хороводные игры.
  • Проведение новогоднего утренника.
  • Путешествие к новогодней игрушке-экскурсии-беседы для детей других групп (группа «Радуга», группа «Капитошки»).
  • Фотоотчет.

14. В ходе проекта дети заинтересовались историей возникновения новогодней игрушки, узнали какие они были раньше и из чего их делали. Научились отличать старинные и современные игрушки. Родители принимали активное участие в проекте: изготовили игрушки своими руками совместно с детьми. Была организована замечательная выставка. Проведенный проект считаем удачным, интересным и познавательным.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ»

Актуальность проекта:

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, украшение дома игрушками, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии было предложено детям и родителям создать елочные украшения своими руками, как-то необычно украсить елку. Показать, что каждый год новогодний праздник можно встретить по-особенному. Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника.

В ходе проекта ставились проблемные вопросы: «Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками?», «Какой материал может быть использован при изготовлении ёлочной игрушки?», «Как можно сделать елочную игрушку своими руками?», «Что будет необычного в вашей игрушке?»

Участники проекта: дети - воспитатели - родители.

Руководители проекта: воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный (5 дней).

Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, история возникновения елочной игрушки, технология её изготовления.

Задачи проекта

    Создание праздничной атмосферы в преддверии Нового года. Повышение уровня вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОО. Формирование познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения. Расширение знаний о том, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны: дать дошкольникам доступные их пониманию представления об истории возникновения новогодней игрушки. Развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков в процессе изготовления новогодних атрибутов.

Предполагаемый результат проекта:

для детей

Создание предпраздничной атмосферы;

Формирование представления об истории возникновения новогодней игрушки;

Обеспечение психологического благополучия детей через совместное творчество с родителями;

Развитие интереса детей к художественному творчеству;

Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами, применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, шерсть, природный материал и т. д.).

для педагогов

Сбор информации по данной теме в литературе, Интернете;

Создание презентации;

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды игровым и дидактическим материалом;

Оформление проекта.

для родителей

Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;

Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Подготовительный этап:

воспитатели

Привлечение родителей к участию в проекте, через проведение индивидуальных бесед, мастер-класса по совместной деятельности детей и родителей «Новогодние игрушки своими руками», оформление наглядной агитации (стенды, родительский уголок, брошюра «Игрушка из детства своими руками»), создание презентации.

дети и родители

Участие в лотерее «Волшебная коробочка», для выбора материала, из которого необходимо изготовить ёлочную игрушку;

Подбор информации об истории ёлочной игрушки в литературе, Интернете.

Основной этап:

Беседы с детьми с использованием ИКтехнологий. Дать первоначальные представления об истории возникновения ёлочной игрушки, материалах, из которых её изготавливают. Расширять представления детей о материалах, необходимых для изготовления новогодних украшений. Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать. Чтение художественной литературы , заучивание стихотворений. Слушание музыки, пение песенок.

Самостоятельная игровая, художественная, творческая деятельность детей.

    Дидактическая игра, с использованием интерактивной тумбе «Цвет и форма». Продолжать учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: ёлочка - треугольник, мячик - шар. Дидактическая игра с применением интерактивного стола «Собери пазл». Совершенствовать умения детей ориентироваться на плоскости. Рисование «Ёлочка зимой». Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы (ёлочка) и добавлять к ним другие (падающий снег). Творческая мастерская. Конструирование «Гирлянда для ёлки». Продолжать учить вырезать круглые формы из квадрата, путём округления углов. Поощрять проявление активности и творчества.

воспитатели

Организация совместной творческой деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематики;

Консультация для родителей «Маленькими руками большое дело»;

Мастер-класс для родителей «Новогодние игрушки своими руками»;

Презентация «История Новогодней игрушки».

дети и родители

Совместное рассматривание домашних ёлочных украшений, старых новогодних открыток, фотографий родителей в детском возрасте новогодней тематики. Выбор будущего образа ёлочной игрушки и средств изготовления.

Распределение поручений между членами семьи в процессе изготовления игрушки. Подготовка материалов, инструментов и рабочего места. Повторение стихов заученных в ДОО.

Завершающий этап:

дети и родители: изготовление елочных игрушек.

Итог проекта: украшение елки в группе продуктом совместного творчества родителей, детей и воспитателей.

Вывод: В ходе дружной совместной творческой работы все участники проекта получили заряд радости, бодрости, предпраздничного настроя.

Во время проведения проекта родители сдружились друг с другом, больше узнали о жизни своих детей в детском саду, стали более открыты для общения. Совместное творчество приобщило детей к ценностям сотрудничества с взрослым. Они стали более эмоционально отзывчивыми, что ещё сильнее сплотило детский коллектив группы.

Приложение

Беседа « История возникновения ёлочной игрушки»

Один новый год сменяется другим. И встреча Нового года не обходится без зеленой красавицы елочки. А елочку надо украсить новогодними игрушками. Все елочные игрушки целый год ждут, когда же их достанут из коробки и повесят на елку. Но раскрою вам секрет, что елочные игрушки тоже имеют свою историю.

Самые первые игрушки мастерили сами. А еще елку украшали овощами с огорода, которые конечно серебрили и золотили, стоили они очень дорого и были по карману лишь немногим. Сегодня овощами елки не украшают зеленую красавицу, а развешивают красивые разноцветные шары. А было время, когда елку вообще не украшали игрушками. На елке были всякие вкусности сладости: орехи, конфеты, пряники, яблоки – в каждой стране своё новогоднее украшение. Детям очень нравилось срезать с елки что-то вкусненькое! Стеклянные украшения появились совсем недавно. Если верить легенде, произошло это чисто случайно.

Жил был мастер-стеклодув. И вот когда, пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и придумал. Он дождался, когда дети уснули, взялся он за привычную ему работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: конфеты, пряники, яблоки – все они искрились, переливались и сверкали. Дети даже не огорчились, что эти конфеты нельзя было съесть. Эта идея мастера была такой удачной, что скоро стала традицией.

На Руси первые елочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги.

Чтение художественной литературы

В. Сутеев «Ёлка», М. Дружинина «Дед Мороз», «Хлопушка».

А. Усачёв «Дед Мороз в детском саду».

Заучивание стихов:

С. Маршак «Елка», «Декабрь».

З. Александровой «Дед Мороз».

Слушание музыки, пение песенок.

«Бусинки»

«Зимняя пляска»

«Елочка-проказница»

«Саночки»

«Песенка зверей»

Рисование «Ёлочка зимой»

Творческая мастерская «Гирлянда для елки»

Дидактические игры с использованием интерактивного оборудования

Игрушки своими руками

Меринова Надежда

Творческий проект по технологии "Новогодняя игрушка" выполнен ученицей 8 класса и имеет экологическую направленность. Новогодняя игрушка "Дед Мороз" выполнена с использованием пустой пластиковой бутылки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Основная школа №12»

Творческий проект по технологии

ученица 8 класса

Руководитель: Наумова М.В,

учитель технологии

г. Тара, 2010

1. Введение ……………………. ………………………………………………………………2

1.1. Цель проекта…………………………………………………………………………........3

1.2. Задачи проекта …………………………………………………………………………….3

1.3. Обоснование выбора темы проекта ……………………………………………………...4

1.4.Инструменты и принадлежности для работы…………………………………………….5

2. Основная часть

2.1. Елочная игрушка: история и сегодняшний день ………………………………………..6

2.2. Основные проблемы выполнения проекта………………………………………………8

2.3. Правила техники безопасности ………...………………...................................................9

2.4. Последовательность выполнения работы ………………………………………………11

3. Итоговый этап

3.1. . Экологическое обоснование…………………………………………………………....12

3.2. Расчет себестоимости изделия………………………………………………………......12

3.3. Оценка готового изделия…………………………………………………………………13

4. Заключение

4.1.Список используемых источников……………………………………………………….15

Сделать новогоднюю игрушку на елку микрорайона.

  1. Продумать конструкцию и оформление новогодней игрушки.
  2. Проявить свои творческие способности.
  3. Изготовить новогоднюю игрушку согласно выбранной идеи.

Украшение ёлки в канун праздника одно из самых приятных и увлекательных занятий. И украшения для этого случая могут быть самыми, что ни есть разнообразными. Можно купить новогодние игрушки в магазине, а можно приложить немного усилий и сделать эксклюзивный вариант собственноручно!

А особенно приятно, когда твою работу увидят не только близкие родственники, но и совсем незнакомые тебе люди.

Силами учащихся нашей школы ежегодно украшается новогодняя красавица в нашем микрорайоне. И мне хотелось бы, чтобы моя работа сделала атрибут нового года, елку, еще более красивой и привлекательной.

Приступая к работе по изготовлению новогодней игрушки, я поставила перед собой два вопроса:

  1. Какую новогоднюю игрушку сделать?
  2. Какие материалы использовать для ее изготовления?

В ходе обсуждения этой работы я пришла к выводу, что главным персонажем Нового года является Дед Мороз. А какой Дед Мороз без своей помощницы, поэтому необходимо сделать Снегурочку.

Для работы Вам понадобится

  1. пластиковая бутылка из-под минеральной воды для туловища Деда Мороза.
  2. кожа для оформления лица
  3. клей ПВА
  4. кисть
  5. мелкие блёстки
  6. разноцветные куски ткани
  7. цветная бумага
  8. цветной полиэтиленовый пакет
  9. ножницы
  10. вата
  11. мягкий картон
  12. веревочка для подвески

Инструменты

  1. ножницы
  2. шило
  3. утюг




Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным. Но, наверное, как и у автора статьи, у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Это что-то из детства, из глубин памяти – чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного круглого бока елочного шарика …

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозеленые ветви. По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Классические правила украшения «рождественского» дерева не изменились и по сей день. «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды). А также в средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель – как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п. Серебряные звездочки, цветы, а также мишура появились в XVIII веке. А в 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. С каждым годом придумывались все новые виды «дизайна», как бы сказали сегодня, рождественских шариков. А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Вредное для здоровья свинцовое покрытие было заменено на нитрат серебра. Мастера могли выдувать практически все, что угодно: не только шары, но и виноградные гроздья, птиц, рыбок, фигурки Санта-Клауса, кувшинчики и амфоры. Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений. В начале ХХ века их потеснили Богемия (Чехия), Польша, США и Япония. А затем и другие страны начали выпускать эти хрупкие и красивые изделия. Именно тогда возникла мода на разные виды игрушек и способы украшения елок. До 1900 года считалось, что елка должна быть яркой и броской, усыпанной игрушками; в начале ХХ века были популярны елки в стиле «минимализма» - строгие, невычурные, в серебристо-белых тонах. А позже пришла тенденция украшать елочки фигурками из золоченой и серебряной бумаги и картона и соломенными звездочками. В истории елочных украшений особенно отметились немецкие города Дрезден и Лейпциг, в которых появились игрушки в стиле «техно» - пароходики, дирижабли, музыкальные инструменты, экипажи, запряженные лошадьми, а также игрушки в виде животных: слонов, медведей, лягушек, фазанов…

В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом. Но по-настоящему обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря и было главным праздником (а Новый год был просто продолжением), пришел в Россию при Николае Первом. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция, а еще обычай дарить на Рождество подарки , раскладывая их под елкой или вешая прямо на ветки, очень скоро завоевали популярность сначала среди придворных, потому по всему Петербургу, а затем и по всей России. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были, опять же, съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи. Многие игрушки делались своими руками из подручных материалов. Первые стеклянные игрушки, появившиеся в России, был немецкого производства. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Кроме стеклянных, в России также выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее, с начала 1927 года, когда в новогодней елке углядели идеологическую угрозу советской власти. До 1935 года празднование Рождества и Нового года было под запретом. В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов установили большущую, 15-метровую ель и устроили грандиозное праздненство. С тех пор Новый год, елки и выпуск елочных игрушек вернулись в жизнь советских граждан. Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР»… В 1937 году - любопытный факт – была также выпущена серия елочных шариков… с изображением членов Политбюро! (наверное, было очень страшно их вешать на елку – а вдруг разобьешь кого из партийных деятелей?).

В годы Великой Отечественной Войны игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов…

После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными. В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Пока у власти в стране находился Сталин, все, в том числе и производители игрушек, ориентировались на его мнение. Сталин очень уважал хоккей – соответственно, появились «елочные хоккеисты», любил цирк – на елках возникли цирковые персонажи. В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы… Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек. После выхода знаменитого фильма Э.Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать» (помните песенку – «Пять минут, пять минут…»?)

В 1960-е годы на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». А еще в новогодних украшениях нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, желтый, красный, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединенные к проводу, который включался в розетку. Никаких реле еще не делали, поэтому лампочки просто горели, без «перемигивания». Но, по сравнению со свечками, пожароопасность снизилась во много раз (не одна елка сгорела в результате использования свечей и бенгальских огней; страдали и жилища). Позже появились и более усовершенствованные электрогирлянды, которые мы используем и по сей день.

В 1970-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков»… Встречались, правда, звери неопределенной породы (не то медведи, не то собаки J), а также такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом. В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках. В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. У многих из нас они до сих пор сохранились. Иногда приходишь к кому-то в гости – и смотришь, на елочке шарик висит точно такой же, как у тебя дома! J На самом деле, не так уж они и плохи – шарики разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками. А, например, зеленые и фиолетовые «шишки», как будто обсыпанные сахаром, на взгляд автора, и вовсе прикольные! В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая… Когда все это в преддверии Нового года украшало небогатые советские витрины, ходить в магазины становилось как-то особенно приятно… В 1970-е вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно…

Традиция украшать макушку елки звездой, как мы уже упомянули ранее, существует со средних веков. Однако, в СССР Вифлеемскую звезду заменили на красную рубиновую – аналогичную тем, что появились при советской власти на кремлевских башнях. С идеологической точки зрения все абсолютно понятно… Советская идеология канула в лету, но, что любопытно, у многих дома такие звездочки (выпускались они до середины 80-х) сохранились. У некоторых эти звезды даже с лампочками внутри и «завязаны» с реле электрогирлянды. И люди продолжают по старой привычке водружать их на верхушки елок. Таким образом, по-своему уникальный дизайн «советской елки» - богатое, сверкающее убранство плюс красная пятилучевая звезда на макушке – продолжает сохраняться и сегодня. Но – кто сказал, что это плохо? Выглядит, по крайней мере, не худшим образом, а учитывая возвращение моды на советскую атрибутику…

…В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года. С конца 1980-х страну завоевала мода на всевозможные гороскопы и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой (например, прошлогодняя серия с изображением московского Кремля).

Несколько лет назад была модной западная традиция украшать елки шарами двух цветов, сочетающихся между собой, например, красными и золотыми, синими и серебряными, а также завязывать на ветвях парчовые банты. И никакой мишуры или «дождя»! Правда, эта мода недолго увлекала наших соотечественников и вскоре домашние елки вернулись к традиционному виду: как можно больше украшений, чтобы зеленой хвои на дереве не было видно. Правда, офисы и магазины до сих пор чаще украшают елками «по-западному» - видимо, из-за более «официального» облика елки с шарами двух цветов.

Популярное одно время течение – покупать искусственные елки ненатуральных для этого дерева оттенков – белого, золотого, синего или даже ярко-рыжего – и украшать их шариками одинакового размера и цвета сегодня уже не очень актуально. Однако, если вам такой вариант понравился – не проблема, в продаже эти разноцветные деревья найти можно.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» (а иногда так и есть!) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки… в общем, всевозможный “Hand-made”. А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения. Если вы еще до сих пор этого не сделали – сделайте в этом году! Елка, украшенная в стиле «винтаж» уже года два или три считается «писком моды»! К тому же, вам могут попасться поистине уникальные, антикварные экземпляры…

Правила работы с режущими предметами
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами!
2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.
4. Следи за движением лезвий во время резания,
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперед.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.

Правила работы с колющими предметами
1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. Во время работы пользуйся наперстком.
7. До и после работы проверь количество игл.
8. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.
9. Во время работы втыкай иглу в игольницу.
10. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Изготовление туловища.

  1. Обмазать клеем пластиковую бутылку, завернуть ее в вату, излишки ваты обрезать.

2. Проделать отверстие в дне и пробке бутылки. Веревку-держатель свернуть вдвое и протянуть через бутылку и пробку. Узелок должен располагаться внизу, петелька наверху.

3. На дно, чтобы скрыть узел от веревки, приклеить вату.

4. Обтянуть часть туловища тканью, закрепив ее клеем ПВА.

5. Выкроить для рук из мягкого картона два прямоугольника. Свернуть их в цилиндр, обклеить тканью. Руки приклеить к туловищу.

6. Выкроить из картона воротник. Обклеить с двух сторон тканью. Готовый воротник приклеить к туловищу.

7. Низ и середину халата, низ рукавов, воротника украсить ватой и блестящими звездочками.

Изготовление шапки

  1. Выкроить из картона боковую и верхнюю часть шапки (прямоугольник и круг).
  2. В шапке проделать отверстие и пропустить через нее петельку веревки-держателя.
  3. Обтянуть ее тканью, излишки ткани заправить внутрь и приклеить к картону.
  4. низ и верх шапки украсить ватой.
  5. По центру приклеить блестящую звезду.

Оформление лица

  1. Выкроить и приклеить к лицу глаза.
  2. Для носа выкроить из красной ткани овал. В центр овала положить кусочек ваты, стянуть нитками. Прикрепить готовый нос к лицу.
  3. Вырезать из кожи рот Деда Мороза, приклеить к лицу.
  4. Приклеить узы и бороду из ваты.

Новогодняя игрушка готова. Можно вешать на елку

При определении материала для выполнения данной работы я ориентировалась на экологическую направленность. Если использовать для изготовления поделок пустые пластиковые бутылки, то их меньше будут выбрасывать и загрязнять улицы нашего города, и экологическое состояние нашего города Тары будет немного лучше.

  1. Вата.

Используем 1 рулон ваты по цене 18 руб.

  1. Клей ПВА.

Используем 1 флакон по цене 12 руб

  1. Ткань для халата и шапки

Используем остатки ткани от уроков труда.

  1. Кожа для оформления лица.

Используем остатки от кожаных изделий.

  1. Мягкий картон (ватман).

Для работы приобрели 1 ватман по цене 8 руб. Использовали половину, т.е потратили 4 руб.

  1. Веревочка для подвески.

Использовали часть бельевой веревки.

  1. Пластиковая бутылка из-под минеральной воды.

Используем ранее приобретенную бутылку из-под минеральной воды.

Экономические расчеты показали, что для изготовления новогодней игрушки на елку микрорайона было потрачено 34 рубля.

Готовая работа имеет законченный вид. Изготовленная мною новогодняя игрушка получилась праздничной и нарядной. Ее размер позволит обратить на нее внимание жителей нашего микрорайона, когда они придут на новогоднее представление около елки. Возможно, мне посчастливится выиграть какой-нибудь приз за оригинально выполненную игрушку. Я очень рада, что приму участие в украшении елки микрорайона.

Шары, снежинки и хлопушки -
Новогодние игрушки,
Выбирай здесь цвет любой:
Серебристый, золотой,
Будем ёлку наряжать,
С Новым Годом поздравлять,
Соберём мы всех друзей,
Чтобы было веселей.

Новогодние игрушки – это тоже символ Нового года. Символ Нового Года сделанный своими руками принесет счастье мастеру. Делайте больше самодельных новогодних игрушек и весь год для вас будет наполнен счастьем и радостью.

  1. http://darina.kiev.ua/whatnot/elochnaja_igrushka_i_3170.html -Из истории елочной игрушки.
  2. http://www.2mm.ru/dosug_malysh/706 - Елочные игрушки своими руками.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Сроки выполнения: две недели.

Цель: развитие творческих способностей детей, создание оригинальных новогодних игрушек для елки, ознакомление детей с историей создания елочных игрушек, объединение детей, родителей, педагогов в активной познавательной, творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие

  • обучать детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материала
  • помогать родителям понять значимость проблемы детского досуга, побудить к активному взаимодействию с педагогом
  • знакомить с разными видами бумаги
  • знакомить участников проекта с техникой работы с бумагой (аппликация, оригами, создание изделий из бумажных полосок, мятой бумаги и т.д.)
  • учить создавать поделки с опорой на заданную основу
  • активировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность детей
  • придумывать дизайн игрушки и ее оформление с помощью родителей
  • стимулировать желание детей и родителей искать дополнительную информацию по теме.

Развивающие

  • развивать навыки работы с различными материалами
  • развивать мелкую моторику, пространственные представления
  • развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах
  • развивать художественно - творческие способности.

Воспитательные

  • воспитывать художественный вкус
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
  • воспитывать у детей чувство сотрудничества, умение взаимодействовать в процессе работы.

Аннотация:

Вспомните, ребята, еще раз песенку про елочку: "И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла..." А всегда ли новогодняя елка была такая нарядная? В общем-то, всегда, вот только наряды у нее были разные.

Обоснование значимости:

При изготовлении новогодних игрушек для елки интегрируются знания детей по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, пространственные представления, знания о свойствах различных материалов, овладение разнообразными способами практических умений. Большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей: дети учатся договариваться, обсуждать проделанную работу. В процессе проекта доминирует принцип самодеятельности детей: дети планируют программу деятельности, выполняют ее, а затем переходят к следующему этапу работы.

Материал:

Бросовый материал, разная фактурная бумага, декоративные наклейки, пластилин, ватные диски, природный материал.

Ожидаемый результат:

  • создание елочной игрушки
  • развитие творческого мышления детей
  • создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
  • развитие духовно - богатой личности ребенка, как активного участника проекта
  • повышение самооценки детей, гордости за свой труд
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
  • укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Пути реализации:

Занятия, игры, беседы, партнерская творческая деятельность.

Состав участников проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Вид проекта:

Краткосрочный, творческий.

Ход проекта.

Проблематизация:

Воспитатель проводит беседу с детьми на тему: "Какими были в старину елочные игрушки?"

Украшают лесную красавицу с тех пор, как стали встречать с ней Новый год. Наряжать деревья в праздничные дни - традиция, которой уже много веков. Елку поначалу украшали яблоками, лентами, бумажными розами, сладостями. Недаром же первые елки в России продавались в кондитерских магазинах. В Эльзасе новогодние деревца украшали обрезками цветной бумаги и мишурой. А в городе Страсбурге на елку вешали посеребренные и позолоченные картофелины. В России продавались елочные украшения, сделанные из картона, папье-маше и стекла. Но еще много лет в России было принято делать новогодние украшения своими руками. Дети вместе со взрослыми клеили бумажные гирлянды, золотили (с помощью тончайших листочков сусального золота) орехи и шишки, придумывали себе маскарадные костюмы.

Целеполагание:

Сегодня в магазинах можно найти елочные украшения на любой вкус! Вот только не утратили ли мы с вами что-то очень важное в этом празднике, перестав мастерить елочные гирлянды и игрушки своими руками?

Планирование:

Воспитатель предложил детям продолжить традиции наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек по изготовлению игрушек на елку своими руками.

К реализации творческого проекта активно подключились родители: они предложили дома вместе со своими детьми изготовить елочные игрушки. Родителям был предложен цикл занятий, знакомящих с разными видами бумаги и технологией изготовления поделок из нее.

Реализация плана:

В зависимости от того, что оказалось включено в план, работа может проводится по нескольким направлениям.

1. Образовательная область "Познавательное развитие".

  • познавательно-исследовательская деятельность:

украшение интерьера группы (изготовление пано "Снежная паутина", оформление группы "Зимняя сказка", "Встреча Нового года у камина") .

  • дидактические игры:

подбор дидактических игр по теме ("Зимние загадки", "Угадай елочную игрушку", "Найди, что засыпал снег", "Подбери варежки по признаку", "Что лишнее?", "Объясни пословицы") .

  • проектная деятельность:

дети совместно с родителями работают над изготовлением елочной игрушки.

2. Образовательная область "Речевое развитие".

  • развитие речи:

рассказывание по картине из серии "Времена года": "Зимний день".

рассказывание из опыта: "Прогулка в зимнем парке".

составление описательного рассказа на тему"Зима" по пейзажным картинкам.

составление рассказа из опыта: "Наш любимый парк (любимое место в нем) ".

беседы с детьми на темы: "Четвертое время года","Зимние праздники", "Что бывает вместо елки?", "Как встречают Новый год?", "Сказочные персонажи Зимы", "Какими были в старину елочные игрушки?"

- приобщение к художественной литературе:

подбор детской художественной литературы для чтения:

В.Сутеев"Елка", Н.Носов"Бенгальские огни", В. Драгунский"Новогодний подарок", А.Гайдар"Елка в тайге" (отрывок из повести "Чук и Гек") , сказки "Двенадцать месяцев", "Снегурочка", В. Одоевский "Мороз Иванович", В.Даль"Старик годовик".

разучивание стихотворений:

В.Берестов"Простые игрушки", И.Суриков"Зима", М.Дружинина"Скоро, скоро к нам придет...", Е.Трутнева"С Новым годом!".

чтение художественной литературы:

Е.Михайлова"Что такое Новый год?", Е.Благинина"Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе", Н.Аверкина"Мы наряжаем елку".

3. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".

  • приобщение к искусству:

рассматривание иллюстраций, репродукций картин:

А.Моравов "Рождественская елка", А.Гуляев "Новый год", А.Левченков "Утро Нового года", Б.Кустодиев "Елочный торг", П.Козлов"Старые игрушки", А.Дудин"Елка".

  • изобразительная деятельность

рисование ("Новогодняя елочка") ;

лепка ("Колокольчики-бубенчики") ;

аппликация ("Укрась елочную игрушку") ;

  • конструктивно-модельная деятельность

ручной труд

("Дед Мороз") ;

конструирование ("Зеленая красавица" с использованием лего конструктора) .

  • музыкальная деятельность

слушание музыкальных произведений:

П.И. Чайковский "Времена года", музыка из балета "Щелкунчик".

4. Образовательная область "Физическое развитие".

  • подвижные игры

подвижные игры:

"Перенеси снежок", "Не задень", "Санный поезд", "Остановись возле снежка".

физкультминутки.

5. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".

  • социализация, развитие общения

сюжетно-ролевые игры:

"Семья", "Детский сад", "Аптека", "Магазин елочных игрушек".

6. Работа с родителями.

Родители принимают цели и задачи, предложенные воспитателем и детьми.

Участвуют в подборе разнообразного материала для работы, оказывают практическую помощь детям.

Воспитатель проводит с родителями беседы о важности данной проблемы, консультации, создает памятки для родителей ("Сезонные изменения в природе", "Бросовый материал нам в помощь","О пользе прогулки зимой") .

Продукт деятельности готовят к презентации.

Презентация:

В группе с помощью педагога дети украшают елку игрушками, сделанными своими руками. Фотографии и комментарии к ним оформляются на отдельном стенде.

Защита проекта проходит в виде развлечения для детей старшей группы и приглашенных детей других групп, а также для родителей.