Психология почему человек не любит критику лабковский. Михаил Лабковский: «Счастливыми могут быть только люди с легкой психикой

Самая серьезная ошибка, которую совершают многие мамы и бабушки, воспитывая дочь и, соответственно, внучку - это программируют ее на некий обязательный набор навыков и качеств, которыми та должна обладать. «Ты должна быть милой», «Ты должна быть покладистой», «Ты должна нравиться», «Ты должна научиться готовить», «Ты должна». В самом умении готовить нет ничего плохого, но у девочки формируется ущербное мышление: ты будешь иметь ценность, только если будешь соответствовать набору критериев.

Тут гораздо эффективнее и без травм для психики сработает личный пример: давай вместе сварим вкусный суп. Давай вместе уберемся дома. Давай вместе выберем тебе прическу. Видя, как мама что-то делает и получает от этого удовольствие, дочка захочет научиться этому.

И напротив, если мама ненавидит какое-то дело, то сколько бы она ни повторяла, что этому надо учиться, у девочки будет подсознательное отторжение к процессу. А на самом деле всему, чему нужно, девочка все равно научится рано или поздно. Когда ей самой это станет необходимо.

Вторая ошибка, которая часто встречается в воспитании дочерей - это тяжелое, осуждающее отношение к мужчинам и интиму, которое ей транслируется матерью. «Им всем одного надо», «Смотри, поматросит и бросит», «Главное - в подоле не принеси», «Ты должна быть недоступной». В результате девочка растет с ощущением, что мужчины - это агрессоры и насильники, что секс - это что-то грязное и плохое, чего стоит избегать.

При этом ее тело с возрастом начнет посылать ей сигналы, начнут бушевать гормоны, и это внутреннее противоречие между запретом, исходящим от матери, и желанием, идущим изнутри, тоже очень травматично.

Третья ошибка , которая удивительным образом контрастирует со второй - ближе к 20 годам девочке сообщают, что ее формула счастья состоит из «выйти замуж и родить». Причем в идеале - до 25 лет, иначе будет поздно. Вдумайтесь: сначала в детстве ей говорили, чему она должна научиться (список), чтобы выйти замуж и стать мамой, потом несколько лет ей транслировали мысль о том, что мужики - козлы, а секс - грязь, и вот снова: выйди замуж и роди.

Это парадоксально, но часто именно такие противоречивые установки матери озвучивают дочерям. Результатом становится страх перед отношениями как таковыми. И серьезно возрастает риск потери себя, потери связи со своими желаниями и осознания, чего же на самом деле хочет девушка.

Четвертая ошибка - это гиперопека. Сейчас это большая беда, матери все чаще привязывают дочерей к себе и окружают таким количеством запретов, что страшно становится. Гулять не ходи, с этими не дружи, звони мне каждые полчаса, где ты находишься, почему опоздала на 3 минуты.

Девочкам не дают никакой свободы, не дают права принимать решения, потому что эти решения могут оказаться ошибочными. Но это нормально! В 14−16 лет у нормального подростка идет процесс сепарации, он хочет все решать сам, и (за исключением вопросов жизни и здоровья) ему нужно давать такую возможность.

Потому что если девочка вырастет под маминым каблуком, она утвердится в мысли, что она существо второго сорта, неспособное к автономному существованию, и за нее все и всегда будут решать другие люди.

Пятая ошибка - формирование негативного образа отца. Неважно, присутствует отец в семье или мать растит ребенка без его участия, недопустимо превращать отца в демона. Нельзя говорить ребенку, что его недостатки - это дурная наследственность по отцовской линии.

Нельзя очернять отца, каким бы тот ни был. Если он и на самом деле был «козел», то матери стоит признать и свою долю ответственности за то, что она выбрала именно этого человека в отцы своему ребенку. Это была ошибка, поэтому родители расстались, но нельзя перевешивать на девочку ответственность за того, кто принял участие в зачатии. Она тут точно не виновата.

Шестая ошибка - телесные наказания. Конечно, бить нельзя никаких детей, никогда, но стоит признать, что девочек это травмирует сильнее. Психологически девочка быстрее скатывается с нормальной самооценки в позицию униженного и подчиненного. А если физическое наказание исходит от отца - это почти наверняка приведет к тому, что в партнеры девочка будет выбирать агрессоров.

Седьмая ошибка - недохваливание. Дочка должна расти, постоянно слыша, что она самая красивая, самая любимая, самая способная, самая-самая.

Это сформирует здоровую, нормальную самооценку. Это поможет девочке вырасти с чувством довольства собой, принятия себя, любви к себе. Это залог ее счастливого будущего.

Восьмая ошибка - выяснение отношений при дочери. Никогда родители не должны устраивать ссоры при детях, это просто недопустимо. Особенно если речь идет о личных качествах матери и отца, взаимных обвинениях. Ребенок не должен этого видеть.

А если уж так случилось, оба родителя должны извиниться и объяснить, что не совладали с чувствами, поссорились и уже помирились, и главное - ребенок тут ни при чем.

Девятая ошибка - неверное проживание пубертата девочки. Тут две крайности: разрешить все, лишь бы не потерять контакт, и запретить все, чтобы «не упустить». Как говорится, оба хуже.

Единственный способ преодолеть этот трудный для всех период без жертв - твердость и доброжелательность. Твердость - в отстаивании границ дозволенного, доброжелательность - в общении. Для девочек в этом возрасте особенно важно, чтобы с ними много говорили, расспрашивали, отвечали на идиотские вопросы, делились своими воспоминаниями. И реагировать нужно спокойнее, никогда не использовать эти разговоры против ребенка. Если этого не сделать сейчас - близости уже не будет никогда, а выросшая дочь скажет: «Я никогда не доверяла матери».

Наконец, последняя ошибка - неверная установка на жизнь. Девочкам ни в коем случае нельзя говорить, что ее жизнь обязана включать некие пункты. Замуж, родить, похудеть, не растолстеть и так далее.

Девочку надо настраивать на самореализацию, на умение слушать себя, на возможность заниматься тем, что ей нравится, что у нее получается, на удовольствие от самой себя, независимость от чужих оценок и общественного мнения.

Тогда вырастет счастливая, красивая, уверенная в себе, готовая к полноценным партнерским отношениям женщина.

Михаил Лабковский

Михаил, недавно вы участвовали в шоу СТС «Супермамочка». Какова ваша роль в том проекте?

Моя роль - комплексная. Во-первых, я комментирую действия героинь. Во-вторых, они задают мне вопросы по поводу своей жизни, детей, взаимоотношений с детьми. Но не по поводу еды и чистоты, да я в этом и не разбираюсь. Плюс я их оцениваю: могу отдать десять баллов маме, которую считаю победительницей, и это может повлиять на итоговый результат. Что интересно, сами мамы тоже ставят друг другу оценки. То есть одна участница определяет, насколько другая хорошо готовит, чисто ли убирает, хорошо ли воспитывает.

Насколько разные героини участвуют в шоу? Или во многом они похожи?

Мне кажется, наши героини - это срез российской семьи. Во-первых, многие воспитывают детей без мужей. Но и по статистике 54% семей в России неполные. Во-вторых, то, что в европейских странах не принято, здесь у нас - пожалуйста. Но в общем и целом они абсолютно разные: это может быть диджей в ночном клубе, артистка балета, домохозяйка, ученый. У них разные отношения с жизнью, детьми и мужьями (у кого они, конечно, есть).

Может, кто-то особенно запомнился?

Телевидение есть телевидение, и я оказываюсь участником развлекательного процесса. Но я еще и психолог, поэтому для меня самое запоминающееся и интересное, когда в процессе общения мама меняет отношение к жизни и ребенку. Это запоминается больше всего.

Вы сказали, что оценивали матерей по критерию «счастливы ли их дети». А что для вас счастье? И есть ли какой-то универсальный путь к нему?

Счастье для меня - состояние, которое возникает нечасто (быть счастливым постоянно просто невозможно), но оно прекрасно. Путь к нему очень простой и понятный. Счастливыми могут быть только люди с легкой психикой: не тяжелые, не замороченные, не перегруженные диалогами и монологами в голове. А людям с чувством обиды, злости, унижения, к сожалению, счастье недоступно. Но в этом как раз и помогают психологи - стать «легче».

А у вас легкий характер?

Стал легче, чем был раньше. Когда характер был тяжелым, я не был счастлив. Тяжесть характера не дает возможность получать удовольствие от жизни.

Вы начинали путь в профессии больше 30 лет назад. Наверное, в те годы психологи не пользовались популярностью. Как ситуация изменилась за это время?

Когда я начинал работать в школе (я тогда был студентом), директор не знал, что со мной делать. Ставка была - 69 рублей, но чем заниматься? Тогда не было методички от министерства образования, никто не писал, что же, собственно, должен делать психолог. Сегодня психологи есть почти в каждой школе.

Сегодня, конечно, посещать психологов стали чаще. Почему? Потому что телевидение, радио, журналы - все говорят об этом. И люди стали относиться к этому как к возможности повысить качество жизни. Без психолога вы, конечно, не умрете, но и счастливыми вряд ли будете. Суть ведь не в том, сколько вы проживете, а в том, насколько счастливой будет жизнь. Люди стали понимать, что можно избавиться от страхов и тревожности, и за эти годы уровень культуры психологии повысился. И в этом большая роль телевидения.

А вообще тема психологии - хорошая почва для телепроекта?

Я отношусь к телевидению как к развлечению, поэтому не люблю программы, которые «грузят»: когда психологи выносят мозг пациенту, пациент выносит мозг психологу, зрителю выносят мозг, все друг другу выносят мозг. Но, как правило, зрители-невротики обожают смотреть такое.

Например, в сериале «Психотерапия» к герою-терапевту приходят пациенты, рассказывают все, что происходит в их жизни, и из этого состоит сериал. Я выключил его на второй серии, потому что не хочу смотреть, как люди надрываются, убиваются, рыдают. Я люблю смотреть смешные программы про тех же психологов.

Правда ли, что каждый психолог - сапожник без сапог, и ему нужен свой психолог?

То, что психологи здоровее пациентов, - заблуждение. Обычно они еще более замороченные.

Что касается того, как у психологов обстоят дела с их психологами. Во-первых, психологи, как правило, - люди с проблемами, иначе бы не захотели за деньги слушать о чужих бедах. Занимаясь психологией, они заодно и свою проблему решают. Я тоже с этого начинал, но мне удалось вырваться из этого круга, сократив проблемы до минимума. И знаете, мне сразу стало неинтересно работать психологом. Я переключился на лекции и теперь принимаю очень мало клиентов.

На Западе вам как психологу просто не дадут лицензию, пока другой психолог не подтвердит, что вы отходили к нему нужное число часов

Во-вторых, во всем мире психологи обязаны ходить на супервизии: выкладывать другому психологу свои проблемы, чтобы не перекладывать их на пациентов. Так, например, в фильме «Мой лучший любовник» 40-летняя героиня Умы Турман ходит к психологу и рассказывает о своем романе с 20-летним парнем. А психолог в исполнении Мэрил Стрип вдруг понимает, что это ее сын, но сказать ничего не может, ведь она психолог и оказывает помощь. Приходится ей идти к своему супервизору и, рыдая, рассказывать о своей беде.

Более того, на Западе вам как психологу просто не дадут лицензию, пока другой психолог не подтвердит, что вы отходили к нему определенное количество часов. В России этого нет. Ходят, но мало.

13.05.2016 13:00

Он не теоретик, а практик. Не любит «рассуждать на тему», а предпочитает отвечать на конкретные вопросы. FP cходил на публичную лекцию Михаила, чтобы узнать, как психология человека влияет на его заработок и карьеру.

Встреча проходила в лектории «Прямая речь» , мест свободных не было. Начал Лабковский с небольшого вступления: он назвал себя подопытным кроликом, поскольку сам является любопытным примером для изучения вопроса. Работал в бойлерной, в школе за 69 рублей, неоднократно был оштрафован за невыплату коммунальных услуг. А сейчас вполне финансово благополучен. «Психология меняется, а за ней и материальный статус. Маркс был прав: бытие определяет сознание, что бы там ни говорили. Люди успешные имеют совершенно другую самооценку», - вывел свой главный тезис известный психолог и перешел к вопросам, из обсуждения которых и получились практические советы.



Но на самом деле оно необходимо только наемному работнику. Причем чем престижнее вуз, тем ценнее для компании человек, который его окончил. Но если кто не в курсе, 60% миллионеров США вообще не имеют высшего образования. Университеты учат тому, как приносить максимальную прибыль корпорациям. Но чтобы зарабатывать самому, нужны вообще другие навыки и качества.


Дети должны еще в школе научиться самостоятельно решать вопросы с отметками и контрольными, тогда во взрослой жизни они точно не пропадут. Не надо заставлять сына или дочь поступать в университет: так вы отрабатываете свои комплексы. Что отцы «не допели», должны почему-то «допевать» дети. Единственная поправка: если ребенок не собирается после школы учиться, он должен идти работать. История, когда он не делает ничего, - исключается.


Что в их психологии такого, что деньги к рукам, как говорится, не липнут? Существует одна интересная вещь: если вы живете, экономя и записывая каждодневные расходы, то денег не будет. Потому что вы откладываете буквально на черный день, о котором постоянно думаете. Вы размышляете о том, что этот день может настать, и подсознание абсолютно независимо от вас (мозг принимает решение на 20 секунд раньше, чем мы формулируем мысли) уже начинает делать ошибки, программируя этот самый черный день. Хотя многие, живя таким образом, уверены, что трудные времена наступают не из-за меня, а, к примеру, из-за финансового кризиса.

Люди, которые покупают вещи только из-за соображений практичности, тоже вряд ли когда-нибудь смогут разбогатеть.
Качество их жизни уже носит «ущербный» характер.

Еще хочу сказать несколько слов о жадности - болезненное состояние, согласитесь. Но это не человек плохой, это его страхи, связанные с разорением и неверием в себя.


С людьми, зарабатывающими больше, чем они в состоянии «проесть», также не все в порядке. Имея серьезные комплексы, они в свое время сделали ставку на богатство как на возможность привлечь к себе внимание. Ведь за деньги тоже любят. Такие граждане полностью сосредоточились на заработке и остановить процесс уже не в состоянии. Прогорая, эти люди нередко кончают жизнь самоубийством - она просто теряет смысл. Они обладают такой низкой самооценкой, что без миллионов чувствуют себя никем. Я в силу своей профессии часто общался с миллиардерами и понял, что они очень далеки от понятия «счастливый человек». Богачи обременены деньгами, они рабы своих счетов. И вся их жизнь заключается в том, как правильно распорядиться капиталом.


Но так ли велика пропасть между олигархом и среднеобеспеченным человеком? Исследования психологов показывают, что не очень. Если человек здоров, то в принципе не важно, насколько много он зарабатывает. Набор критериев, удовлетворяющих потребности и толстосума, и менеджера со средним достатком, почти одинаков. Разница составляет каких-то 10%.



Главное, чего не надо делать, - объяснять работодателю, почему ваш доход должен увеличиться. Предположим, у вас в голове есть желаемая сумма, тогда вы приходите к боссу и заявляете: «Я хочу вот столько». И не рассказываете дальше, что у вас слишком много обязанностей, есть ипотека и жена рожает. Так ваши требования обернутся жалобой и оправданиями. За них никто и рубля не даст. Дальше работодатель интересуется: «А почему вы хотите прибавки? А если сейчас все сотрудники захотят?» Вы на каждый вопрос отвечаете отдельно примерно в таком духе: «Люблю круглые числа», «Сумма нравится». А если без иронии, то правильный ответ будет такой: «Я заслуживаю этих денег».

В восьмом классе я прочитал (правда, до половины) «Капитал» Маркса. Из этого произведения было ясно: если вы работаете в какой-либо компании и приносите работодателю 100 рублей, из них забираете себе только пять. Начальство - не ваши благодетели. Они держат вас не из милости, а потому что вы даете им гораздо больше, чем приносите себе. И до тех пор, пока это происходит, вы работодателю нужны. Если вы уверены в себе, если вы знаете, что ваш труд этих денег стоит, то вы их получите.


Но чтобы жить по такому правилу, нужно соблюдать следующее условие: вы не должны бояться потерять работу и деньги. Личный пример: закрыли мою передачу на «Эхо Москвы», и я долго не мог найти работу. Вдруг на горизонте проявилось небольшое интернет-телевидение, таких сотни. Но это отличалось тем, что ее трансляция шла на «Эхо Москвы». Поскольку ТВ располагалось на популярном радио, люди обо мне узнали, и я начал зарабатывать на консультациях минимум 15 тысяч евро в месяц. В какой-то момент владелец телекомпании стал пытаться вымогать у меня деньги. Я переволновался, ночь не спал. Но следующее правило гласит: «Сразу говори то, что тебе не нравится». И я сказал: «Старик, я с тобой больше не работаю». Он удивился: «Почему?» - «Ты мне не нравишься». Поступая таким образом, я хотел заработать еще больше, но в итоге работу потерял.

Что я хочу сказать этой историей: в случае отказа работодателя повысить вас в должности или зарплате вы с ним прощаетесь. Иначе во второй раз в ваше топанье ногой никто не поверит.

Нужно идти к начальнику на разговор только с ощущением, что на рынке труда вы никогда не пропадете. Важно понять, что главное качество наемного работника - тревожность. Это благодаря ей он вычитывает доклады по пять раз и раньше назначенного времени кладет их на стол начальству. Такой человек никуда с работы не уйдет, потому что боится. И чем выше у него нервозность, тем лучше для работодателя. Потому что такой сотрудник просить прибавки к зарплате опасается.



Поэтому приходите на собеседование с горящими глазами и говорите: «Да для меня это тьфу! Я тут все сделаю, если мы договоримся о зарплате. Если вас сумма не устраивает, чего вы мое время занимаете?» А люди вместо этого приходят и начинают мямлить, смотреть в пол. Такое впечатление, что они реально три дня ничего не ели перед тем, как прийти на работу устраиваться. Поэтому с ними никто не считается: их действия сопровождаются некой убогостью. Если вы знаете себе цену, вы получите деньги, которые просите.



Потому что они имели тревожных родителей. Вот моя дочь все детство бегала и спрашивала: «Пап, мы бедные или богатые?» Она не понимала: средства у семьи вроде есть, а телефон за неуплату отключают. И только когда она в первый раз полетела в бизнес-классе, успокоилась: деньги есть. Так вот, тревожные родители, которые паникуют, как они будут кормить ребенка, одевать (хотя сами работают, не просят милостыню), формируют у него определенные психические реакции.


Голова у нас работает как компьютер, и когда у взрослого человека возникают какие-то жизненные ситуации, то мозг ему выдает те эмоциональные реакции, которые были сформированы в возрасте примерно до пяти лет. Но я хочу вас успокоить: настоящее безденежье грозит немногим. Люди, у которых есть опыт работы, могут спать спокойно. Они научились ее находить, и этот навык сродни умению ездить на велосипеде: если катались на нем в детстве, то и в 35 легко сядете.


Как только вы, занимаясь бизнесом, начинаете принимать решения, к ним примешивается страх остаться без денег. У человека два полушария, которые функционируют по очереди. То есть вы не можете одновременно переживать и думать. И получается, что ошибочное решение в бизнесе часто связано с избеганием проблем. В частности, большинство начинающих предпринимателей боятся наступления разорения. Не зацикливайтесь на этих негативных эмоциях, они ведут к потере денег. Просто делайте свою работу.


Кстати, я еще не встречал человека, который избегал бы неприятностей и при этом зарабатывал деньги. Надо перестраивать психические реакции. Я недавно общался с бизнесменом, который владел приличным двухэтажным магазином российских вин. И недавно он не то чтобы разорился, у него примитивно забрали бизнес. Чем не повод для уныния? Но когда журналист пришел к нему на интервью, он сразу попросил: «Вы не рассказывайте, что у меня все плохо. Такое с каждым может случиться. Ну ничего, я еще что-нибудь придумаю». Вот так вот надо жить. Отряхнуться и идти дальше. И тогда деньги будут. Ведь людям, столкнувшимся с неудачами да еще испытывающим страх, потом тяжелее подниматься.


Ваша стоимость зависит от вашего отношения к себе. Насколько вы значимы, насколько вы себе интересны, насколько вы себя любите... «Сколько вы стоите» определяет ваша собственная уверенность. Это сложная тема, она связана с безусловной любовью, а в ней места деньгам нет.

Безусловная любовь - когда вы себя любите ни за что. Ни за достижения, ни за карьеру.

И тогда ваша «рыночная цена» совпадет с внутренним самочувствием. В этом вопросе принимают огромное участие родители. Они первыми определяют ценность ребенка исходя из правил: «Учится на тройки - плохо», «Надо быть успешным» и так далее. Единственная родительская задача - помочь ему осознать, что он просто хороший человек. Правда, я не видел родителей, которые на этом акцентируют внимание.


Приведу в пример две ситуации. Представьте, ребенок научился складывать слова в предложения - мать на седьмом небе от счастья. Потом он идет в школу и начинает приносить пятерки. Родители в экстазе - сын умный. Но показывать любовь к ребенку нужно не через его отметки и успехи. Есть второй пример. Представьте семью: маму, папу и четырехлетнего сына, которые сидят на кухне и пьют чай. На блюдце остается одна конфета. Мама отдает ее ребенку, он берет, отламывает половинку и отдает ей. Обычно мама отказывается и делает большую ошибку. Ее сын только что совершил большое достижение, а она его не заметила. А ведь умение делиться гораздо важнее того, что он научился складно разговаривать. То есть никто не пытается культивировать его человеческие качества, понимаете? Ну есть конфета, пусть он съест. Никто не говорит: «Какой заботливый ребенок у нас растет!» А для него целый поступок - отказаться от конфеты и угостить ею самую любимую женщину на свете.



Про себя могу сказать следующее: сама идея зарабатывать деньги меня никогда не привлекала, иначе бы я не проработал десять лет в школе. Я хорошо помню историю про одного мальчика, который к нам пришел во втором классе. Мы его невзлюбили и сделали объектом насмешек. У него мать была проституткой в гостинице «Мир». Поэтому сверстники над ним и издевались. В общем, парню приходилось непросто. Но однажды на родительское собрание его мать пришла с каким-то нездешним мужчиной в красном шарфе, иностранцем. И он подарил нашему однокласснику модную игрушку с двумя беспроводными рациями. И у парня сразу появились друзья. Вот у таких, как он, во взрослой жизни миллионы растут как на дрожжах. Они с детства четко понимают, что когда у тебя что-то есть, ты всем нужен. Но счет в швейцарском банке радости не приносит.


Деньги - это только инструмент, а не цель. Для меня самый эффективный способ быть обеспеченным - самореализация в деле, приносящем удовольствие. Один мой знакомый нашел источник дохода: продает катушки с кабелем. А еще ремонтом квартир занимается. Так потихонечку и нажил состояние в полмиллиарда долларов. Но мне признается: «Я тебе завидую. Ты всю жизнь занимаешься тем, что нравится». Я прожил 54 года и могу ответить, когда деньги реально нужны. В них остро нуждаешься, когда предстоит лечение, операция. Иными словами, стоит вопрос жизни и смерти. Но люди, слава богу, не умирают 24 часа в сутки и каждый день. Они просто живут: ходят в кино, гуляют по лесу и плавают. А для этого много денег не нужно.

Расписание следующих лекций Михаила Лабковского - по

Я неоднократно говорила, что личность психолога Михаила Лабковского для меня крайне неоднозначна. С одной стороны, весь его имидж - пиар. Пиар от фамилии до радикальных высказываний в социальных сетях. Но с другой - кому-то же помогает.

А вот берет ли на себя специалист ответственность за свои уроки - вопрос иного толка. Обрушивать на головы слушателей фразы: “Ну понятно, что ваша мама больная на голову” и “Вам с головой разобраться надо” – нельзя назвать деликатным подходом. Но опять же, кому-то же помогает…

Недавно в Риге прошла открытая лекция Михаила Лабковского: “Как понять свои истинные желания и научить этому детей”. Вопросов было много, а Михаил говорил и весело, и рубил правду-матку, и поддерживал, и успокаивал. Словом, работал по специальности. Самые интересные высказывания я собрала здесь:

“За нас в детстве решали, что мы будем носить, чем мы будем завтракать, куда пойдем учиться, а некоторых еще и на работу пристраивали. В результате, мы часто не знаем, чего же хотим на самом деле. И здесь причин несколько.

Во-первых, подавленная или абсолютно неразвитая эмоциональная сфера. Если в доме, по отношению к детям, было принято слово “надо”, то и будучи взрослыми они продолжают делать не то, что хотят, а то, что “надо” В итоге, кто-то работает только ради зарплаты, а кто-то живет с мужем или женой, которых давно разлюбили. Жизнь вообще короткая и так ее прожить не очень приятно. Поэтому лучше идти на поводу своих желаний и жить так, как тебе хочется.

Но проблема в том, что не у всех эти желания присутствуют, а родители успели внушить, что чувство совести, чувство долга и много других вещей – куда важнее, чем реализация собственных желаний.

Во-вторых, и девушки меня сейчас поймут, это когда хочется одновременно и есть, и худеть - амбивалентность. Поэтому важно понимать свои истинные желания, а не метаться между выбором. Но большая часть вещей, которые мы хотим - это то, что хотели для нас наши родители и наше окружение. В итоге, у нас либо не получается жить, как хочется, либо та самая амбивалентность, когда разрывают разнонаправленные мотивации.

Когда человек себе не доверяет, то он не знает, чего же на самом деле хочет. Как только вы поднимаете свою самооценку, у вас тут же оказывается только одна версия желаний.

Если вам сегодня не хочется на работу - возьмите выходной. Если не хочется и завтра - возьмите еще один выходной. А если не хочется послезавтра - меняйте работу. И дело здесь не в лени. Лень - это или проблема с волей, или проблема с мотивацией.

Современные дети обременены очень многими обязательствами. Они должны ходить в сады и школы, у них есть обязательства по дому, некоторые перегружают детей еще и кружками. А на самом деле, нужно просто научить детей понимать: что конкретно они хотят?

Если ребенок после окончания школы не знает, чем хочет заниматься, то это связано не только с низкой самооценкой, но что важнее, с неуверенностью и страхами.

Когда вы должны принять какое-то решение, то у вас, как правило, куча мотивации: “мы договорились”, “я обещал”, “так надо” и прочее, а должна быть лишь одна: “я хочу!”. И даже в том случае, если это принесет ущерб вам или другим людям.

Вы должны научиться не терпеть ничего ни ради чего. Ни мужа ради детей, ни работу ради денег. Вы же можете уйти спокойно домой, если вам стало скучно в компании?

Оставьте ребенка в покое. Хочет, пусть делает уроки, нет – пусть играет. Именно так из него вырастит взрослый и ответственный человек. Когда вы указываете ребенку, что пора заниматься, то создаете дома очень нездоровую атмосферу, потому что дом - это зона свободная от школы. Вы там - не учительница, а ваш ребенок - не ученик. Его школа - его проблемы. Рано или поздно он должен научиться понимать, к чему приведут невыученные уроки.

Пока ребенок маленький, ему нужно немного помочь научиться ориентироваться во времени: когда он обедает, когда делает уроки, ложится спать и так далее. Но как только он вошел в этот процесс, а это все происходит в первом классе, то дальше живет сам. И вас больше ничего не касается! Если он вас спрашивает - помогаете. Если нет - считайте, что у него все хорошо. Мне кажется, что это счастливое детство для детей и счастливое время для родителей, которые не подписываются на 12-летнюю школьную каторгу.

Если ребенок вместо того, чтобы любить играть и читать любит делать уроки, то это тревожный признак и советую обратиться к психологу. Вообще дети-отличники - это, как правило, тревожные перфекционисты и им требуется помощь специалиста. Увы, ни школа, ни родители этого не понимают и требуют от детей только хорошей оценки. Нормальный ребенок учится где-то между “3” и “4” по пятибальной системе.

Если мы говорим о здоровой психике, то приоритетом является у ребенка желание узнать что-то новое и за счет этого учиться. А у взрослого - себя реализовать и за счет этого работать. Все остальное относится к сфере “надо” и об этом мы говорили.

Надеюсь, все понимают, что я немного идеализирую ситуации и не говорю о компьютерной зависимости. Компьютер, как и телевзор - 1,5 часа в будний день и 4 часа в выходные без вариантов, никаких иных договоренностей быть не может. Если на такой вариант ребенок не подписывется, то дома отключается вайфай, убирается планшет, а его телефон волшебным образом сменяется на Nokia6320.

Винить родителей в том, что они вас не заставляли учить математику или не научили игре на фортепиано - абсолютный инфантилизм. Это значит, что вы не берете ответветственность за свои поступки и за свою жизнь. Родители вообще не обязаны заставлять вас что-либо делать. И вот эта идея “сначала будет тяжело, а потом еще спасибо скажет” – даже не советская, а почти фашистская. Не надо так жить, потому спасибо никто не скажет.”

В подтверждение своей теории Михаил попросил поднять руки тех, кого родители в детстве заставляли играть на музыкальных инструментах. Выяснилось, что таких “несчастных” – около десяти человек, из которых ни один не подходил к инструменту за последний год.

“Ребенок сам должен выбрать, чем он будет заниматься и что его увлекает. Вы не должны его заставлять, но вы можете отказаться оплачивать его увлечения, если он скачет с одного кружка на другой, чтобы с его стороны тоже была какая-то ответственность.

На самом деле, мнение о том, что человек получает удовольствие от преодоления - немного православная идея. Если утрировать эту модель, то выходит, что за удовольствие нужно страдать, пахать и прикладывать усилия. Но как сказал по этому поводу Стив Джобс: “Надо работать не 12 часов, а головой”.

Вы можете воспитывать в ребенке все, что угодно, если вы не понимаете одной вещи - ребенок, в биологическом смысле, это животное. И как взрослая особь растит детеныша, показывая пример, так и наш ребенок перенимает наши привычки. И здесь играет роль даже то, как вы говорите по телефону, общаетесь с мужем или обсуждаете рабочие моменты вечером дома. Вот если вы говорите: “Опять звонила эта дура набитая” – это обязательно сработает.

Когда ребенок маленький - вы с ним бесконечно возитесь. Но проблема многих родителей в том, что они застревают на этом всю жизни. Пацану уже восемнадцать, а с ним продолжают общаться словно ему полгода. “Ты поел?”, “Шапку надел?”, “На работу устроился?”. У таких родителей нет умения говорить ни о чем и тогда дети закрываются. И в этом случае, вам надо разобраться со своей головой, а не со своим ребенком.

Когда вам что-то рассказывает ребенок-подросток - это не значит, что вы должны комментировать. Это значит, что вы должны закрыть рот и слушать. Когда они захотят - спросят. Не спросили - не судьба. Потому что многие из вас часто принимают уход за детьми за общение с детьми. А это разные вещи.

Страх смерти и болезни бывают у тех людей, которые живут плохо, постоянно боятся, что ничего в этой жизни не сделали и толком не жили. Те, кто живут в свое удовольствие - за жизнь не цепляются, стареют и умирают спокойно.

Не надо себя идеализировать. Люди должны быть такими, какие они есть, со своими тараканами.

Если у ребенка дневник исписан замечаниями и плохими оценками, то вопрос не к ребенку, а к школе. Он же поступил в общеобразовательную школу? Значит был признан психически здоровым и обучаемым. Тогда почему асболютно здоровый ребенок не хочет учиться? Видимо, причина кроется в том, что школа настолько неинтересна, или конкретные учителя так непрофессионально, или какие-то конфликты так подступили к горлу, что мешают ему быть заинтересованным. Но почему-то все начинают сразу валить на детей.

Мое мнение - ребенок по определению ни в чем не виноват, потому что он ребенок.

Никак нельзя воспитать в детях психическую стабильность, кроме как воспитать ее в себе. Поэтому не стоит удивляться, если вы сами немного псих, то и ребенок перенимает те же качества.

Если в семье напряженные отношения между мужем и женой, даже если они создают видимость спокойствия, даже если они выходят ругаться на улицу, то ребенок все понимает и все чувствует, потому что он не тупой. И это чувствует даже грудной. Даже еще в утробе матери. И все это влияет на его психику.

Научиться молчать - отличное качество и ему надо учиться. Я - психолог. Меня хлебом не корми, дай рот открыть. Но отношения с моим ребенком улучшились именно тогда, когда я замолчал. Во-первых, дочь стала чувствовать себя в безопасности: она может говорить сколько угодно и ее никто не перебьет, и папа-психолог не начнет давать советы. Во-вторых, она стала гораздо больше спрашивать, а значит, у меня больше возможностей ей помочь.

Мысли “жизнь проходит мимо” характерна для людей с депрессивным сознанием. Если уже стали одолевать такие тараканы, то начните с самых простых вещей: не ешьте, пока не поймете, чего именно хотите; не покупайте вещи из соображения практичности, пытайтесь все, что вы делаете, делать с позиции “мне нравится”, и рано или поздно это ощущение “жизнь проходит мимо” отпустит.

Читайте также:

Отношения

Просмотрено

«Потом» никогда не наступит: БАЛАНС между работой и личной жизнью как опасный миф

Просмотрено

Если мерзнут ноги и руки в любое время года - сейчас самое время делать лекарства на весь год

Просмотрено

Во время теракта 11 сентября 2001 года этот пилот сделал объявление. Он соврал своим пассажирам.

Отношения

Просмотрено

Познакомился с девушкой в интернете, решили встретиться в ресторане. Но я уже знал о её схеме «игры» и решил отомстить за всех мужиков…

Я неоднократно говорила, что личность психолога Михаила Лабковского для меня крайне неоднозначна. С одной стороны, весь его имидж - пиар. С другой - кому-то же помогает.

А вот берет ли на себя специалист ответственность за свои уроки - вопрос иного толка. Обрушивать на головы слушателей фразы: “Ну понятно, что ваша мама больная на голову” и “Вам с головой разобраться надо” – нельзя назвать деликатным подходом. Но опять же, кому-то же помогает…

Недавно в Риге прошла открытая лекция Михаила Лабковского: “Как понять свои истинные желания и научить этому детей”. Вопросов было много, а Михаил говорил и весело, и рубил правду-матку, и поддерживал, и успокаивал. Словом, работал по специальности. Самые интересные высказывания я собрала здесь:

“За нас в детстве решали, что мы будем носить, чем мы будем завтракать, куда пойдем учиться, а некоторых еще и на работу пристраивали. В результате, мы часто не знаем, чего же хотим на самом деле. И здесь причин несколько.

Во-первых, подавленная или абсолютно неразвитая эмоциональная сфера. Если в доме, по отношению к детям, было принято слово “надо”, то и будучи взрослыми они продолжают делать не то, что хотят, а то, что “надо”. В итоге, кто-то работает только ради зарплаты, а кто-то живет с мужем или женой, которых давно разлюбили. Жизнь вообще короткая и так ее прожить не очень приятно. Поэтому лучше идти на поводу своих желаний и жить так, как тебе хочется.

Но проблема в том, что не у всех эти желания присутствуют, а родители успели внушить, что чувство совести, чувство долга и много других вещей – куда важнее, чем реализация собственных желаний.

Во-вторых, и девушки меня сейчас поймут, это когда хочется одновременно и есть, и худеть - амбивалентность. Поэтому важно понимать свои истинные желания, а не метаться между выбором. Но большая часть вещей, которые мы хотим - это то, что хотели для нас наши родители и наше окружение. В итоге, у нас либо не получается жить, как хочется, либо та самая амбивалентность, когда разрывают разнонаправленные мотивации.

Когда человек себе не доверяет, то он не знает, чего же на самом деле хочет. Как только вы поднимаете свою самооценку, у вас тут же оказывается только одна версия желаний.

Если вам сегодня не хочется на работу - возьмите выходной. Если не хочется и завтра - возьмите еще один выходной. А если не хочется послезавтра - меняйте работу. И дело здесь не в лени. Лень - это или проблема с волей, или проблема с мотивацией.

Современные дети обременены очень многими обязательствами. Они должны ходить в сады и школы, у них есть обязательства по дому, некоторые перегружают детей еще и кружками. А на самом деле, нужно просто научить детей понимать: что конкретно они хотят?

Если ребенок после окончания школы не знает, чем хочет заниматься, то это связано не только с низкой самооценкой, но что важнее, с неуверенностью и страхами.

Когда вы должны принять какое-то решение, то у вас, как правило, куча мотивации: “мы договорились”, “я обещал”, “так надо” и прочее, а должна быть лишь одна: “я хочу!”. И даже в том случае, если это принесет ущерб вам или другим людям.

Вы должны научиться не терпеть ничего ни ради чего. Ни мужа ради детей, ни работу ради денег. Вы же можете уйти спокойно домой, если вам стало скучно в компании?

Оставьте ребенка в покое. Хочет, пусть делает уроки, нет – пусть играет. Именно так из него вырастет взрослый и ответственный человек. Когда вы указываете ребенку, что пора заниматься, то создаете дома очень нездоровую атмосферу, потому что дом - это зона свободная от школы. Вы там - не учительница, а ваш ребенок - не ученик. Его школа - его проблемы. Рано или поздно он должен научиться понимать, к чему приведут невыученные уроки.

Пока ребенок маленький, ему нужно немного помочь научиться ориентироваться во времени: когда он обедает, когда делает уроки, ложится спать и так далее. Но как только он вошел в этот процесс, а это все происходит в первом классе, то дальше живет сам. И вас больше ничего не касается! Если он вас спрашивает - помогаете. Если нет - считайте, что у него все хорошо. Мне кажется, что это счастливое детство для детей и счастливое время для родителей, которые не подписываются на 12-летнюю школьную каторгу.

Если ребенок вместо того, чтобы любить играть и читать любит делать уроки, то это тревожный признак и советую обратиться к психологу. Вообще дети-отличники - это, как правило, тревожные перфекционисты и им требуется помощь специалиста. Увы, ни школа, ни родители этого не понимают и требуют от детей только хорошей оценки. Нормальный ребенок учится где-то между “3” и “4” по пятибальной системе.

Если мы говорим о здоровой психике, то приоритетом является у ребенка желание узнать что-то новое и за счет этого учиться. А у взрослого - себя реализовать и за счет этого работать. Все остальное относится к сфере “надо” и об этом мы говорили.

Надеюсь, все понимают, что я немного идеализирую ситуации и не говорю о компьютерной зависимости. Компьютер, как и телевзор - 1,5 часа в будний день и 4 часа в выходные без вариантов, никаких иных договоренностей быть не может. Если на такой вариант ребенок не подписывется, то дома отключается вайфай, убирается планшет, а его телефон волшебным образом сменяется на Nokia6320.

Винить родителей в том, что они вас не заставляли учить математику или не научили игре на фортепиано - абсолютный инфантилизм. Это значит, что вы не берете ответветственность за свои поступки и за свою жизнь. Родители вообще не обязаны заставлять вас что-либо делать. И вот эта идея “сначала будет тяжело, а потом еще спасибо скажет” – даже не советская, а почти фашистская. Не надо так жить, потому спасибо никто не скажет.”

В подтверждение своей теории Михаил попросил поднять руки тех, кого родители в детстве заставляли играть на музыкальных инструментах. Выяснилось, что таких “несчастных” – около десяти человек, из которых ни один не подходил к инструменту за последний год.

“Ребенок сам должен выбрать, чем он будет заниматься и что его увлекает. Вы не должны его заставлять, но вы можете отказаться оплачивать его увлечения, если он скачет с одного кружка на другой, чтобы с его стороны тоже была какая-то ответственность.

На самом деле, мнение о том, что человек получает удовольствие от преодоления - немного православная идея. Если утрировать эту модель, то выходит, что за удовольствие нужно страдать, пахать и прикладывать усилия. Но как сказал по этому поводу Стив Джобс: “Надо работать не 12 часов, а головой”.

Вы можете воспитывать в ребенке все, что угодно, если вы не понимаете одной вещи - ребенок, в биологическом смысле, это животное. И как взрослая особь растит детеныша, показывая пример, так и наш ребенок перенимает наши привычки. И здесь играет роль даже то, как вы говорите по телефону, общаетесь с мужем или обсуждаете рабочие моменты вечером дома. Вот если вы говорите: “Опять звонила эта дура набитая” – это обязательно сработает.

Когда ребенок маленький - вы с ним бесконечно возитесь. Но проблема многих родителей в том, что они застревают на этом всю жизни. Пацану уже восемнадцать, а с ним продолжают общаться словно ему полгода. “Ты поел?”, “Шапку надел?”, “На работу устроился?”. У таких родителей нет умения говорить ни о чем и тогда дети закрываются. И в этом случае, вам надо разобраться со своей головой, а не со своим ребенком.

Когда вам что-то рассказывает ребенок-подросток - это не значит, что вы должны комментировать. Это значит, что вы должны закрыть рот и слушать. Когда они захотят - спросят. Не спросили - не судьба. Потому что многие из вас часто принимают уход за детьми за общение с детьми. А это разные вещи.

Страх смерти и болезни бывают у тех людей, которые живут плохо, постоянно боятся, что ничего в этой жизни не сделали и толком не жили. Те, кто живут в свое удовольствие - за жизнь не цепляются, стареют и умирают спокойно.

Не надо себя идеализировать. Люди должны быть такими, какие они есть, со своими тараканами.

Если у ребенка дневник исписан замечаниями и плохими оценками, то вопрос не к ребенку, а к школе. Он же поступил в общеобразовательную школу? Значит был признан психически здоровым и обучаемым. Тогда почему асболютно здоровый ребенок не хочет учиться? Видимо, причина кроется в том, что школа настолько неинтересна, или конкретные учителя так непрофессионально, или какие-то конфликты так подступили к горлу, что мешают ему быть заинтересованным. Но почему-то все начинают сразу валить на детей.

Мое мнение - ребенок по определению ни в чем не виноват, потому что он ребенок.

Никак нельзя воспитать в детях психическую стабильность, кроме как воспитать ее в себе. Поэтому не стоит удивляться, если вы сами немного псих, то и ребенок перенимает те же качества.

Если в семье напряженные отношения между мужем и женой, даже если они создают видимость спокойствия, даже если они выходят ругаться на улицу, то ребенок все понимает и все чувствует, потому что он не тупой. И это чувствует даже грудной. Даже еще в утробе матери. И все это влияет на его психику.

Научиться молчать - отличное качество и ему надо учиться. Я - психолог. Меня хлебом не корми, дай рот открыть. Но отношения с моим ребенком улучшились именно тогда, когда я замолчал. Во-первых, дочь стала чувствовать себя в безопасности: она может говорить сколько угодно и ее никто не перебьет, и папа-психолог не начнет давать советы. Во-вторых, она стала гораздо больше спрашивать, а значит, у меня больше возможностей ей помочь.

Мысли “жизнь проходит мимо” характеры для людей с депрессивным сознанием. Если уже стали одолевать такие тараканы, то начните с самых простых вещей: не ешьте, пока не поймете, чего именно хотите; не покупайте вещи из соображения практичности, пытайтесь все, что вы делаете, делать с позиции “мне нравится”, и рано или поздно это ощущение “жизнь проходит мимо” отпустит.

Фотографии: teatr.euroset.ru