Разговоры и письма о воспитании. Вики Хёфл Откровенный разговор о воспитании: Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого

Классный час на тему «Азбука поведения» или «Разговор о воспитанности»

    Цель:

    Обучающая: расширить представление детей о воспитанности.

    Развивающая: формировать представление о том, что добрые слова и поступки помогают людям в жизни. Коррекция логического мышления на основе упражнения «Выберите добрые дела»

    Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

I .Орг. момент.

- Добрый день,дорогие ребята!Улыбнитесь друг другу, а теперь подарите улыбки мне. У всех замечательное настроение и от вас я только жду: внимания, терпения и готовности работать вместе со мной. Я надеюсь, что сегодня наше общение принесет вам новые знания, а значит новые радости.

Введение в тему.

Какого человека называют воспитанным?

«Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о

самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной

судьбой».

Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль - одну у себя дома, другую - напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежливым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире - раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни.

Человек в отличие от животного учитывает последствия своих действий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, который в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумывается во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они целиком были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.

Правила поведения

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.

7. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

К. Д. Ушинский

Пословицы. Как понимаете?

Не продумавши, ничего не начинай. Сначала подумай, а потом и нам скажи. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.

Почему так называется рассказ?

Чему учит этот рассказ?

Послушайте рассуждение Ю. Азарова, возможно, оно поможет вам сделать правильный вывод о понятиях «дружба», «товарищество», «коллективизм».

ОДИН ЗА ВСЕХ - ВСЕ ЗА ОДНОГО

В одном классе была такая история. В течение ряда лет Коля Зайцев прямо-таки измывался над ребятами. Станет в дверях, выставит руку: и каждый должен проходить, согнувшись в три погибели. И особенно он изводил самого маленького, Толю Гришина. Проходу ему не давал: заставлял портфель носить, деньги отбирал. Три года мальчишки ходили «под Зайцевым». Разговорился я с ними. А они в оправдание: «Да у него брат... Да у него...» Такими мне жалкими показались. И все-таки их что-то задело. Стали они однажды стеной против Зайцева, сказали ему: «Вот попробуй только тронь Толика...» Стал заверять ребят, что никогда никого не обидит. Вот когда сработал принцип: «все за одного...». А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постараетесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, является он второгодником или нет, отличник или нет. Проявите коллективную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе.

Притча от родителей. О чем эта притча?

Ехал как-то молодой человек на новом «ягуаре», напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался вновь набрать скорость, он вдруг услышал как в машину ударился камень. Молодой человек вышел из машины и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: «Паршивец! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!». «Простите меня,- ответил мальчик. У меня не было намерения принести вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат-инвалид, он вывалился из каляски и я не могу его поднять, он слишком тяжел для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но не одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе бы вы тоже не остановились». Молодой человек помог мальчику усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слезы. Затем он подошел к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей дверце.

Он ездил на этой машине многие годы и всякий раз говорил «нет» механикам, предлагавшим отремонтировать вмятину, потому что она постоянно напоминала ему: если ты проигнорируешь шепот, в тебя полетит камень.

А как она учила тебя?

Каких?

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало.

Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Вики Хёфл

Откровенный разговор о воспитании: Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого

THE STRAIGHT TALK ON PARENTING

A No Nonsense Approach on How to Grow a Grown Up


Книга впервые вышла в издательстве Bibliomotion, Inc., Бруклин, Массачусетс, США


© Vicki Hoefle, 2015

© Зонис Ю., перевод на русский язык, 2016

© Торчинская М., перевод на русский язык, 2016

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016

КоЛибри®

* * *

Вики Хёфл – специалист по работе с родителями, автор популярных книг о воспитании, семейный психолог и мать пятерых детей. Живет в Миддлбери, штат Вермонт. Начала преподавать более двадцати лет назад в детском саду в Сиэтле. Родители были в восторге от ее методов воспитания и мечтали о том, чтобы она поделилась с ними секретами и принесла свои знания в каждый дом. Вняв их просьбам, Вики организовала первый курс занятий, рассчитанный на полтора месяца. С тех пор тысячи семей сумели справиться с проблемами, а Вики продолжает делиться своим опытом воспитания.

Ее метод соединил положения психологии Адлера с действенными техниками, наработанными опытным путем. Помогая родителям избавиться от вредных и бессмысленных привычек вроде брюзжания и борьбы за власть и рекомендуя сделать детей полноправными и значимыми членами семьи, Вики предлагает конкретные приемы, которые позволят создать дружеские и уважительные отношения внутри семьи. Выступления Вики всегда информативны и увлекательны, поэтому она чрезвычайно популярна как лектор и преподаватель.

Предисловие

Когда Вики попросила меня написать предисловие к этой книге, я, с одной стороны, была глубоко польщена, а с другой – пришла в ужас. Польщена, потому что, познакомившись с Вики пару лет назад, была совершенно ею очарована. Умная, веселая, внимательная, Вики сразу стала объектом моего искреннего восхищения. А пришла в ужас потому, что трудно писать о человеке, которым так восхищаешься. Я взяла со своей прикроватной тумбочки книгу (конечно же о воспитании детей) и принялась читать предисловие. Оказалось, что оно написано далай-ламой. Да-да, тем самым. Это стало для меня побуждением к действию. Поэтому считайте, что это предисловие написал как бы далай-лама. То есть писала конечно же я, но почти как он.

В любом случае думаю, что вы выбрали эту книгу, поскольку хотите больше узнать о воспитании детей. Возможно, вы запутались в сложных отношениях со своими детьми и устали от этого. Устали от ссор и капризов. От лени и отговорок. Вы устали . На момент нашего знакомства с Вики я была такой же (и до сих пор такой остаюсь): я устала постоянно зудеть, пилить и напоминать о том, что надо сделать.

О книге Вики Хёфл Duct Tape Parenting («Родители, не вмешивайтесь») я узнала из журнальной статьи. Помню, я подумала: «Бред какой… но, конечно, я это попробую». На пять дней я заклеила себе рот лейкопластырем и была нема как рыба во время обычных утренних процедур с детьми (двух, пяти и восьми лет) – подъема, завтрака и сборов в школу. Я делала фотографии и вела блог о своих успехах, поскольку это, разумеется, подействовало. Как и говорила Вики, стоит нам, родителям, начать отвечать за свое поведение (а в моем случае просто заткнуться), как мы увидим, что дети хотят и могут стать услужливыми, милыми, остроумными, заботливыми и хорошими. Именно поэтому вы должны прочесть книгу Вики «Откровенный разговор о воспитании: Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого».

Конечно, вы можете прошерстить буквально миллионы сочинений о теории воспитания с различными стратегиями, приемами и т. д., но эта книга совершенно другая. Она построена на убеждении, что все дети рождаются хорошими и что с помощью определенных методик можно воспитывать их так, чтобы эта их положительность оставалась на поверхности. Вики делится своим знанием с родителями, и ее книга полна историй о том, как ее методика помогла справиться с трудностями обычным семьям с обычными бытовыми проблемами. Потому что в конечном счете умение воспитывать детей дается только практикой, и чтения одной книги для этого недостаточно. Спросите Вики о ее собственных детях, и она с удовольствием расскажет, как они росли и как она сама росла в роли матери. Но этот путь еще не пройден до конца, и книга Вики напоминает нам об этом.

Я поздравляю всех, кто купил эту книгу. Каждая ее страница переполнена добротой, любовью, опытом Вики. И я уверена, что вы полюбите Вики так же сильно, как я.

Меган Лихи positivelyparenting.com/about-me/ washingtonpost.com/people/meghan-leahy

Введение

В книге Duct Tape Parenting я познакомила родителей с тактикой «чем меньше, тем лучше», позволяющей вырастить ответственных, стойких и уважительных детей. Суть тактики в том, что родители дают детям возможность проявить больше активности как в организации собственной жизни, так и в семейных делах. Подход «чем меньше, тем лучше» предлагает взрослым предоставить детям больше свободы при принятии решений в повседневной жизни семьи. Так дети сильнее ощущают свою связь с семьей и чувствуют, что вносят свой вклад в общее дело. Тактика подводит родителей к мысли, что следует больше доверять детям и позволять им совершать ошибки, рисковать и учиться самостоятельно, уверенно и энергично общаться с внешним миром.

Став молодой матерью, я пришла к двум выводам. Во-первых, я не позволю своему липкому, едва научившемуся ходить сокровищу устанавливать собственный порядок в доме. Во-вторых, нужно создать для малышей обстановку, где будет масса возможностей познакомиться с жизненными ситуациями. Причем не только с приятными, но и с неприятными тоже. Я чувствовала, что обязана воспитать своих детей стойкими людьми, способными справиться с любыми трудностями. Желая совместить задачи, стоящие перед ребенком, со своими, я представила себе некую картину. Поначалу я вообразила детей, которых мать спиной отгораживает от мира, одновременно расчищая им дорогу и постоянно вытаскивая из неприятностей. Такой матерью я быть не хотела. Я бы предпочла быть рядом, но не преграждать им путь. Тогда я представила, как мать отступает на шаг вправо и на полшага назад. Вот такой матерью я и желала быть – не мешаться у детей под ногами, но и оставаться в пределах видимости. Так я могла бы присматривать за детьми без грубого вмешательства в их жизнь и при этом находилась бы достаточно близко, чтобы вовремя защитить от опасности. Именно с этой позиции я и принимала все свои воспитательные решения на протяжении последующих двух с лишним десятков лет. Так мне удавалось сохранять баланс, участвуя в жизни своих детей, но не распоряжаясь ею, активно помогая, но не контролируя, отпуская вожжи, но не переставая держать руку на пульсе.

Размышляя о роли родителей, я прихожу к выводу, что ключевой момент – это выработать подход, при котором мы поддерживаем детей, пока они строят здоровые социальные отношения и становятся более самостоятельными и самодостаточными. Этот подход также должен помочь нашим детям развивать социальные, жизненные и личностные навыки и поддерживать их в непростых ситуациях, позволяя мужественно и стойко справляться с трудностями.

Но недостаточно просто выработать метод, позволяющий нам воспитать в детях наиболее близкие нам ценности, предпочтения и черты характера. Нет, как родители мы обязаны выпустить в мир эмоционально полноценные личности, обладающие качествами, которые позволят им впоследствии стать активными членами общества, здравомыслящими руководителями и жить полной и успешной жизнью.

За четверть века, работая с различными семьями, я обнаружила, что конечная цель – воспитание здоровой личности – зачастую оказывается похоронена под каждодневной суетой, хлопотами и заботой о маленьких детях. Большинство отцов и матерей, которые записываются на занятия по воспитанию детей или на встречу с профессиональным психологом, ищут решения сиюминутных вопросов, касающихся одного или нескольких их чад. Я же стараюсь заставить их смотреть шире и дальше. И хотя мы, несомненно, посвящаем время разработке различных подходов, помогающих справиться с дурным поведением, – например, создаем здоровый режим прогулок и сна, вводим систему уборки комнат, организации спортивного инвентаря и подготовки к урокам, развиваем навыки общения, позволяющие проявлять уважение, доброжелательность и готовность к сотрудничеству со всеми домашними, – но также не забываем и о том, что растим будущих взрослых.

THE STRAIGHT TALK ON PARENTING

A No Nonsense Approach on How to Grow a Grown Up


Книга впервые вышла в издательстве Bibliomotion, Inc., Бруклин, Массачусетс, США


© Vicki Hoefle, 2015

© Зонис Ю., перевод на русский язык, 2016

© Торчинская М., перевод на русский язык, 2016

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2016

КоЛибри ®

* * *

Вики Хёфл – специалист по работе с родителями, автор популярных книг о воспитании, семейный психолог и мать пятерых детей. Живет в Миддлбери, штат Вермонт. Начала преподавать более двадцати лет назад в детском саду в Сиэтле. Родители были в восторге от ее методов воспитания и мечтали о том, чтобы она поделилась с ними секретами и принесла свои знания в каждый дом. Вняв их просьбам, Вики организовала первый курс занятий, рассчитанный на полтора месяца. С тех пор тысячи семей сумели справиться с проблемами, а Вики продолжает делиться своим опытом воспитания.

Ее метод соединил положения психологии Адлера с действенными техниками, наработанными опытным путем. Помогая родителям избавиться от вредных и бессмысленных привычек вроде брюзжания и борьбы за власть и рекомендуя сделать детей полноправными и значимыми членами семьи, Вики предлагает конкретные приемы, которые позволят создать дружеские и уважительные отношения внутри семьи. Выступления Вики всегда информативны и увлекательны, поэтому она чрезвычайно популярна как лектор и преподаватель.

Предисловие

Когда Вики попросила меня написать предисловие к этой книге, я, с одной стороны, была глубоко польщена, а с другой – пришла в ужас. Польщена, потому что, познакомившись с Вики пару лет назад, была совершенно ею очарована. Умная, веселая, внимательная, Вики сразу стала объектом моего искреннего восхищения. А пришла в ужас потому, что трудно писать о человеке, которым так восхищаешься. Я взяла со своей прикроватной тумбочки книгу (конечно же о воспитании детей) и принялась читать предисловие. Оказалось, что оно написано далай-ламой. Да-да, тем самым. Это стало для меня побуждением к действию. Поэтому считайте, что это предисловие написал как бы далай-лама. То есть писала конечно же я, но почти как он.

В любом случае думаю, что вы выбрали эту книгу, поскольку хотите больше узнать о воспитании детей. Возможно, вы запутались в сложных отношениях со своими детьми и устали от этого. Устали от ссор и капризов. От лени и отговорок. Вы устали . На момент нашего знакомства с Вики я была такой же (и до сих пор такой остаюсь): я устала постоянно зудеть, пилить и напоминать о том, что надо сделать.

О книге Вики Хёфл Duct Tape Parenting («Родители, не вмешивайтесь») я узнала из журнальной статьи. Помню, я подумала: «Бред какой… но, конечно, я это попробую».

На пять дней я заклеила себе рот лейкопластырем и была нема как рыба во время обычных утренних процедур с детьми (двух, пяти и восьми лет) – подъема, завтрака и сборов в школу. Я делала фотографии и вела блог о своих успехах, поскольку это, разумеется, подействовало. Как и говорила Вики, стоит нам, родителям, начать отвечать за свое поведение (а в моем случае просто заткнуться), как мы увидим, что дети хотят и могут стать услужливыми, милыми, остроумными, заботливыми и хорошими. Именно поэтому вы должны прочесть книгу Вики «Откровенный разговор о воспитании: Как, не отвлекаясь на ерунду, вырастить уверенного в себе взрослого».

Конечно, вы можете прошерстить буквально миллионы сочинений о теории воспитания с различными стратегиями, приемами и т. д., но эта книга совершенно другая. Она построена на убеждении, что все дети рождаются хорошими и что с помощью определенных методик можно воспитывать их так, чтобы эта их положительность оставалась на поверхности. Вики делится своим знанием с родителями, и ее книга полна историй о том, как ее методика помогла справиться с трудностями обычным семьям с обычными бытовыми проблемами. Потому что в конечном счете умение воспитывать детей дается только практикой, и чтения одной книги для этого недостаточно. Спросите Вики о ее собственных детях, и она с удовольствием расскажет, как они росли и как она сама росла в роли матери. Но этот путь еще не пройден до конца, и книга Вики напоминает нам об этом.

Я поздравляю всех, кто купил эту книгу. Каждая ее страница переполнена добротой, любовью, опытом Вики. И я уверена, что вы полюбите Вики так же сильно, как я.

Введение

В книге Duct Tape Parenting я познакомила родителей с тактикой «чем меньше, тем лучше», позволяющей вырастить ответственных, стойких и уважительных детей. Суть тактики в том, что родители дают детям возможность проявить больше активности как в организации собственной жизни, так и в семейных делах. Подход «чем меньше, тем лучше» предлагает взрослым предоставить детям больше свободы при принятии решений в повседневной жизни семьи. Так дети сильнее ощущают свою связь с семьей и чувствуют, что вносят свой вклад в общее дело. Тактика подводит родителей к мысли, что следует больше доверять детям и позволять им совершать ошибки, рисковать и учиться самостоятельно, уверенно и энергично общаться с внешним миром.

Став молодой матерью, я пришла к двум выводам. Во-первых, я не позволю своему липкому, едва научившемуся ходить сокровищу устанавливать собственный порядок в доме. Во-вторых, нужно создать для малышей обстановку, где будет масса возможностей познакомиться с жизненными ситуациями. Причем не только с приятными, но и с неприятными тоже. Я чувствовала, что обязана воспитать своих детей стойкими людьми, способными справиться с любыми трудностями. Желая совместить задачи, стоящие перед ребенком, со своими, я представила себе некую картину. Поначалу я вообразила детей, которых мать спиной отгораживает от мира, одновременно расчищая им дорогу и постоянно вытаскивая из неприятностей. Такой матерью я быть не хотела. Я бы предпочла быть рядом, но не преграждать им путь. Тогда я представила, как мать отступает на шаг вправо и на полшага назад. Вот такой матерью я и желала быть – не мешаться у детей под ногами, но и оставаться в пределах видимости. Так я могла бы присматривать за детьми без грубого вмешательства в их жизнь и при этом находилась бы достаточно близко, чтобы вовремя защитить от опасности. Именно с этой позиции я и принимала все свои воспитательные решения на протяжении последующих двух с лишним десятков лет. Так мне удавалось сохранять баланс, участвуя в жизни своих детей, но не распоряжаясь ею, активно помогая, но не контролируя, отпуская вожжи, но не переставая держать руку на пульсе.

Размышляя о роли родителей, я прихожу к выводу, что ключевой момент – это выработать подход, при котором мы поддерживаем детей, пока они строят здоровые социальные отношения и становятся более самостоятельными и самодостаточными. Этот подход также должен помочь нашим детям развивать социальные, жизненные и личностные навыки и поддерживать их в непростых ситуациях, позволяя мужественно и стойко справляться с трудностями.

Но недостаточно просто выработать метод, позволяющий нам воспитать в детях наиболее близкие нам ценности, предпочтения и черты характера. Нет, как родители мы обязаны выпустить в мир эмоционально полноценные личности, обладающие качествами, которые позволят им впоследствии стать активными членами общества, здравомыслящими руководителями и жить полной и успешной жизнью.

За четверть века, работая с различными семьями, я обнаружила, что конечная цель – воспитание здоровой личности – зачастую оказывается похоронена под каждодневной суетой, хлопотами и заботой о маленьких детях. Большинство отцов и матерей, которые записываются на занятия по воспитанию детей или на встречу с профессиональным психологом, ищут решения сиюминутных вопросов, касающихся одного или нескольких их чад. Я же стараюсь заставить их смотреть шире и дальше. И хотя мы, несомненно, посвящаем время разработке различных подходов, помогающих справиться с дурным поведением, – например, создаем здоровый режим прогулок и сна, вводим систему уборки комнат, организации спортивного инвентаря и подготовки к урокам, развиваем навыки общения, позволяющие проявлять уважение, доброжелательность и готовность к сотрудничеству со всеми домашними, – но также не забываем и о том, что растим будущих взрослых.

Как мать и как специалист по детскому воспитанию, я знаю: если родитель сосредоточен на долговременных целях и стремится вырастить здорового ребенка, который однажды станет полноценным взрослым, многие мелкие повседневные неприятности теряют остроту. Чтобы помочь родителям переключиться с сиюминутных целей на долгосрочные, я предлагаю им выполнить простое упражнение:

– Давайте составим список тех черт характера и качеств, которые вы надеетесь увидеть в своих детях к двадцати пяти годам.

Родители быстро выдают целый список качеств: доброту, ответственность, уважение к старшим, трудолюбие, самодисциплину, независимость, способность сочувствовать и радоваться жизни.

– А теперь расскажите мне, какие методы воспитания вы используете, чтобы выработать у детей эти замечательные, ценные качества? – интересуюсь я.

В ответ – тишина. Потом какой-нибудь храбрец решается спросить:

– А чтение книжек на ночь или помощь с головоломками считается?

Я качаю головой – «нет» – и объясняю, что эти занятия помогают нам установить контакт с детьми, показать им нашу любовь и оставить приятные воспоминания, но никак не могут считаться стратегиями воспитания, вырабатывающими у детей желательные черты характера.

Тут другой слушатель курсов откровенно признается:

– У меня нет никакой стратегии. И больше всего меня тревожит то, что я не имею даже отдаленного представления ни о какой стратегии. Меня пугает мысль, что я – взрослый человек, родитель – понятия не имею, как помочь своим детям выработать те качества, которые помогут им прожить счастливую жизнь.

Я цитирую дословно.

Как правило, кто-нибудь из родителей тут же пытается возразить:

– Но разве не важно учить наших детей не разбрасывать одежду, складывать посуду в посудомойку, убирать свою комнату, заботиться о спортивном инвентаре, не поднимать ни на кого руку и уважительно говорить со старшими?

На это я отвечаю:

– Да. Не только важно, но и необходимо держать в голове обе эти цели. Они не противоречат друг другу. По сути, есть способ объединить их, так что получается нечто вроде «тяни-толкай».

Когда родители наконец-то признают, что жить с младенцем и при этом держать в уме воспитание взрослого человека – вполне разумная идея, перед ними встает следующее препятствие. Это противоречие между уникальной природой каждого ребенка и любой системой, рутиной или структурой. Оно обнаруживается, как только родитель пытается применить на деле разработанную стратегию и встречает сопротивление или когда простая на первый взгляд методика не приносит сколько-нибудь долговременных результатов. В таких случаях я слышу комментарии вроде: «Вики, ваш утренний режим просто замечательный, но поймите, на моего ребенка это не действует, потому что он… особенный». Родители то и дело заявляют, что их ребенок очень чувствительный, легко отвлекается, не сосредоточенный, что у него проблемы с обучением, что он рано встает, поздно ложится, не организован, живет с отчимом или мачехой, живет с родителем-одиночкой, что он единственный ребенок в семье, что у него диагностировали гиперактивность и т. д. А иногда они просто нутром чуют, что данная стратегия их ребенку не подходит. Воспитание детей интуитивно, и поэтому всем родителям необходимо учитывать уникальные особенности ребенка при разработке режимов или систем ограничений.

Многим кажется, что очень тяжело полностью изменить свой взгляд на воспитание и начать растить детей по новой методе. Однако стоит лишь открыть для себя неисследованные – и окажется, что все это просто и даже более того – приятно. Говоря откровенно, вы почувствуете прилив новых сил, надежды, интереса и мотивации, когда научитесь воспитывать ребенка, растя при этом взрослого. Вы освоите искусство жонглирования системами и ограничениями, которые помогут вам разгрузить напряженный семейный график, справиться с обязательствами и укрепить уникальные качества и дух вашего ребенка.

По большей части я следовала своей интуиции. Она присутствует и у вас. Прислушайтесь к внутреннему голосу, который шепчет: «Есть способ получше, чем раз за разом наступать на одни и те же грабли». Да, есть. Прислушайтесь к этому голосу и тогда, когда будете осваивать материалы и методы из моей книги и претворять их в жизнь, и вскоре вы обнаружите, что нашли особый подход к воспитанию детей. Этот подход проложит вашей семье путь сквозь все трудности взросления, фазы развития ребенка, жизненные перемены и сюрпризы, ожидающие каждого, кто решился вырастить детей в XXI веке.

Я надеюсь, что лежащая перед вами книга отражает все преимущества воспитания детей с расчетом на будущее. Я также хочу убедить вас, родителей, что надо полагаться на свою интуицию – этот внутренний голос, говорящий вам, какие режимы, системы ограничений и пр. пойдут на пользу вашему ребенку, а какие нет. Когда вы сосредоточите внимание на ребенке и ваших семейных ценностях, путь станет намного яснее. Вы перестанете прислушиваться к разноплановым советам по воспитанию детей, модным тенденциям и уловкам и твердо двинетесь к намеченной цели: воспитанию ребенка, который вырастет уверенным, приспособленным взрослым как в социальном, так и в эмоциональном плане. Стоит лишь разглядеть систему в хаосе, и все становится намного более простым и упорядоченным.

Я настаиваю, чтобы вы следовали этому методу. Постепенно, шаг за шагом, прислушиваясь к своему внутреннему голосу. И надеюсь, что, познакомившись с несколькими историями родителей, отказавшихся от импровизаций в воспитании в пользу методического, осознанного пути, вы почувствуете желание присоединиться к нам. В каждой главе я поместила рассказы родителей, научившихся совмещать долговременные и кратковременные цели и пускать в ход свою интуицию наравне с традиционными системами воспитания детей. Используйте эту книгу как справочник и возвращайтесь к ней по мере роста и развития ваших детей и всей вашей семьи. Она напомнит вам, с чего вы начали и как далеко продвинулись, и воодушевит на дальнейшие достижения.

Часть первая
Метод

Нередко родителям кажется, что моя способность понять самую суть их семейной проблемы – это некий таинственный талант или особый «дар». Не важно, в чем состоит затруднение – неполадки со сном, беспрерывные драки между братьями и сестрами или борьба за власть, выливающаяся в грандиозные истерики, – я предлагаю простой, легкий и подходящий для каждой конкретной семьи план действий. Родителей обычно удивляет, как немедленное облегчение, которое они испытывают после этого, перерастает в долговременные позитивные изменения в динамике их семейных отношений. Но истина состоит в том, что это не природный дар, а навык, развивавшийся в течение двадцати лет путем целенаправленных тренировок. Каждый родитель (включая вас!) способен следовать этому плану.

Родителям сложно поверить, что мне, консультанту по воспитанию детей, порой тоже приходилось туго – я осознавала, что чего-то не понимаю, не могу сосредоточиться, что я запуталась, что у меня нет сил, что я пребываю в совершенном тупике в рамках собственного родительского опыта. Но такое случалось и время от времени происходит до сих пор. Я ничем не отличаюсь от других родителей за исключением того, что у меня есть долговременный план – стратегия, с помощью которой мне удается не свернуть слишком далеко с избранного пути.

Любые родители, стремящиеся к тому, чтобы создать более стабильный, комфортный и приятный дом для себя и своих детей, могут освоить этот метод, использованный мной при воспитании собственных детей и при работе с другими семьями. Все, что вам необходимо, – это понять базовые элементы стратегии, выделить время для их внедрения в домашнюю практику, быть готовыми придерживаться избранного пути и преодолеть все ошибки и трудности, возникающие на начальном этапе. Вам также потребуется внести небольшие поправки в универсальную методику, чтобы приспособить ее под нужды своей семьи.

С каждым годом меняется расписание занятий и практикумов и новые мамы и папы наполняют классные комнаты или работают со мной в частном порядке. Отчего же при таком изобилии пособий по воспитанию на книжных полках и при таком количестве советов в интернете все больше родителей находят время и силы для работы с консультантом по воспитанию детей? Когда я задаю этот вопрос, мои слушатели обычно отвечают, что им нужна б?льшая ясность и уверенность, когда дело касается их собственной семьи. Они устают метаться между различными стратегиями, ни одна из которых не приводит к конечной цели – миру и спокойствию в жизни их детей. Более того, многие родители общаются с семьями, где есть дети постарше, и зачастую обнаруживают, что их знакомые сделали бы все по-другому, если бы понимали, что основная задача – не воспитать вежливого семилетку, а вырастить разумного, успешного, эмоционально уравновешенного взрослого. Родители работают со мной потому, что им необходим четкий план, который поможет им справиться с ежедневными трудностями, возникающими при воспитании детей в нашем суматошном, постоянно меняющемся и напряженном мире, а также из-за опасения, что их дети не справятся самостоятельно.

Вот почему мне нужен был простой метод, позволяющий одновременно справиться с ежедневной рутиной, возникающей при воспитании ребенка, и вырастить полноценного взрослого. Стоило мне разработать такой план, как в моей родительской практике появилось чувство спокойной решимости и уверенности. То же самое произойдет и с вами.

Основы

Невозможно начать разговор о методе, с помощью которого я выявляю трудности в воспитании детей и возможные решения, не поговорив сначала о фундаментальных темах, лежащих в основе всей моей педагогической деятельности.

Я искренне считаю, что почти все наши проблемы с детьми коренятся:


В ссоре или охлаждении в отношениях с ребенком. Это проявляется в усиливающейся борьбе за власть, чувстве отчуждения, возникающем между родителями и детьми, и общем ощущении стресса и разочарования, преследующем нас в повседневной жизни.

В том, что мы не позволили ребенку вовремя проявить самостоятельность. В результате наше дитя полностью зависит от родителей и не в состоянии самостоятельно справиться с жизненными трудностями.

И в том и в другом.


Эти ключевые моменты влияют на все решения, которые я принимаю в отношении детей, не важно, своих или чужих. Вопрос, возникающий у меня всякий раз при общении с ребенком, звучит так: «Улучшит ли то, что я собираюсь сделать, наши отношения с этим ребенком и поможет ли это ему стать более независимым и уверенным в себе?» И лишь когда ответ положительный в обоих случаях, я высказываюсь или приступаю к действиям. Те, кто использует при воспитании детей мои методики, охотно подтвердят, что это базовые принципы моей философии.

В этой книге я глубже исследую ключевую роль отношений и предлагаю родителям попробовать помочь детям создать здоровую модель отношений, которая поможет им впоследствии придерживаться нормальных, полноценных социальных взаимоотношений и избегать нездоровых. Заодно с этой моделью я собираюсь включить в книгу описание нескольких стратегий, с помощью которых родители смогут развивать в своих детях самостоятельность независимо от возраста. Помимо этого я использую данную методику, чтобы:


Быстро выявить причину неприятностей, чтобы родители могли посвятить все свои силы поиску решений, а не напрасным переживаниям.

Определить стратегии, с помощью которых мы сможем выбраться из «красной зоны» и действовать дальше, не усугубив ситуацию.

Выявить в детях первые взрослые черты, что поможет родителям вырастить индивидов, готовых ко всем чудесам и опасностям взрослого мира.

Выработать определенные режимы, системы ограничений и распорядок дня, которые в сочетании с уникальными особенностями ребенка позволят найти идеальный компромисс между свободой и порядком.


Когда родители усваивают основы метода и начинают применять его на практике, их семейная жизнь становится более спокойной и предсказуемой. Это позволяет сосредоточить усилия не только на процессе воспитания, но и на его конечной цели.

В с т у п и т е л ь н о е с л о в о

У нас нет еще полноценной методики воспитания, и мы должны ее создать. Критики, разбиравшие «Педагогическую поэму», больше всего меня ругали за недооценку теории педагогики. Но когда я писал свою книгу, то меня занимала не классная жизнь, а проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей. Мой опыт воспитательной работы привел меня к тому выводу, что нам нужно создать методику воспитания. Я получил высшее педагогическое образование, перечитал все, что есть в литературе по вопросам воспитания, и все это меня нисколько не удовлетворило. Я не получил метода работы. Я полагаю, что в интересах дела нужно отличать школьную методику учебной классной работы от методики воспитания. Желательно у вас в институте создать специальную кафедру воспитания, которой у вас до сих пор нет.

В начале моей «Педагогической поэмы» я показал свою техническую беспомощность. В 20-м г., когда я приступал к перевоспитанию правонарушителей, я не имел ни инструмента, ни метода. Я оказался в лесу с пятилинейной лампочкой и стаей бандитов. Я оказался педагогически беспомощен, и тогда, при тех условиях, я назвал педагогику шарлатанством... Тогда я сделал большую ошибку, что ударил своего воспитанника Задорова. В этом было не только преступление, но и крушение моей педагогической личности. Я тяжело переживал эти минуты и как человек и как педагог.

Всегда я считал подобные факты большим педагогическим преступлением и за это сам отдаю своих подчиненных под суд. Года через два после столкновения с Задоровым я понял и открыто сказал, что нужна педагогическая наука, но не оторванная от жизни, а связанная с ней и помогающая воспитателю в практической работе. Я уверен, что она будет, в этом меня убедил мой шестнадцатилетний опыт. Мне пришлось быть руководителем в трех колониях НКВД.

В нашей прекрасной действительности, способной породить такое величественное движение, как стахановское, в этой действительности есть все, чтобы создать новую науку - педагогику. Мы сейчас крепко бьемся за новую воспитательную технику. И можно быть уверенным, что новая, социалистическая педагогика будет создана сегодня или завтра.

В журнале «Коммунистическое просвещение» (август, 1936 г.) дается совет, как бороться с недисциплинированностью учеников, с хулиганством и т.д. Этот вопрос задавался еще в 20-м г., затем повторялся в 23, 25, 27, 29 гг. и сохранился до 36-го г. Когда же, наконец, будет разрешен этот деловой и простой вопрос?

Чистая теория педагогики показала свою полную беспомощность, если до сих пор не смогла разрешить этого вопроса. В консультации журнала «Коммунистическое просвещение» дается совет учителям самим быть дисциплинированными, сплоченными, самим не опаздывать в школу и т.д. Это отписка, а не совет. Такой «консультацией» ничего не сделаешь для воспитателя. Здесь хотели и совет дать, и ничего «страшного» не насоветовать. В седьмом пункте рекомендуется учителю вести беседу с учеником, нарушающим правила внутреннего распорядка, занимающимися воровством и хулиганством, вести беседу спокойным, ровным голосом!.. Наша печать ежедневно сообщает о героических людях, о страстной работе, а учителям этот авторитетный журнал Наркомпроса рекомендует спокойный, ровный голос!

Со своими воспитанниками я могу говорить ласково и нежно, но могу и повысить голос, твердо сказать: «Брось!» Без этого нет воспитания.

Я не хочу сказать, что нужно кричать на воспитанников. Нет! Но нужны страсть, любовь, увлечение своим собственным делом в той мере, как это мы наблюдаем у стахановцев. Если я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником преступления воспитатель как представитель общества должен показать свое негодование.

Неудивительно, что в указанной консультации ничего не говорится о коллективе как воспитательном факторе. Учителю Позднякову рекомендуется только лично побеседовать с учеником, который занимался мелкими кражами и дошел до квартирных краж. Рекомендуется взять с ученика слово, что он больше не будет заниматься подобными делами. И только. Не рекомендуют выносить этот поступок на обсуждение коллектива, так как это нанесет ребенку «тяжелую внутреннюю рану», отчего пострадает учеба, а коллектив ничего не выигрывает. Это вредная установка.

Затем в данной консультации ничего не говорится о наказании. Боятся этого слова. А в постановлении ЦК нашей партии это слово называется с большевистской прямотой и наказание не вуалируется словами «мера воздействия». Я стою за наказание. Только надо уметь его применять, а этому нужно учиться.

Весь отдел консультации журнала «Коммунистическое просвещение» отдает установками левака Шульгина. Консультанты стремятся удивить мир фокусом.

Они подобны покойным педологам, которые любили такие вопросы изучать, изучать; изучать и записывать, чем и путали учителя в вопросе, как ему быть с наказанием. У нас еще не освоена система наказания. Из старой школы мы не можем взять систему наказаний, чуждую нам, с ее слежкой, кондуитами, привязываниями к каждому пустяку и т.д. Применению наказания я долго учился.

Сами коммунары боролись с нарушениями правил внутреннего распорядка и сами управляли всей жизнью коммуны. В коммуне им. Дзержинского наказания принципиально признаны, но именно поэтому на практике они почти не применяются. Такого положения мне удалось добиться при помощи использования всей воспитательной силы коллектива. Воспитание, а следовательно, и наказание должны проходить через крепкий коллектив.

Сознательный крепкий коллектив крайне необходимо создать в каждой школе как живой организм с действующими органами и общими интересами. Снимать ответственность преступника перед коллективом, как советуют в журнале «Коммунистическое просвещение», - значит отказываться от новой педагогики.

Я настаиваю, что и в педагогике нужно изобретать. До последнего времени не занимались изобретением в педагогике, так как боялись педологии, которая отнимала это законное право у педагогики. Пусть вновь созданная кафедра воспитания разработает вопросы воспитательного значения коллектива, проблему наказания, стиля, тона и т.д.

Я уверен, что в ближайшие десять лет мы создадим методику коммунистического воспитания.

З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о

Я не отрицаю науку педагогику. Прежнее суждение о педагогике у меня сложилось в ее рабочем понимании. Послезавтра я опять еду в Киев и буду руководить новой колонией НКВД, где придется столкнуться с множеством практических вопросов. Придется опираться не на старую педагогическую систему, а на новую систему завтрашнего дня. Приходится ругаться из-за отсутствия не педагогических идей, а педагогической техники, которой не хватает. И сейчас остается спорным вопрос механизации воспитательной работы. Воспитать умение чувствовать себя в рядах с другими, ощущать товарища локтем. Нужна обработка не только индивидуальная, но и при помощи коллектива, через организацию. Такие "детали" личности, как привычка к чистоте, к точности, как способность к быстрой ориентировке, нельзя воспитать при помощи индивидуальной обработки, не хватает сил и времени, а исключительно методом накопления коллективного опыта. Я выработал для себя рабочую схему, в которой разбираю четыре типа влияния (чистое и практическое, собственное и постороннее). Надо уметь организовать и подчинить себе эти влияния, чтобы создать технику и полезный пучок влияний. В социалистическом обществе владеть ими будет легче – без применения наказания. И наконец, самое главное. Наша коммунистическая работа не может быть бесстрастной. Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом.

Без любви к человеку не было бы и Октябрьской революции. Мирюсь с вами и по вопросу о наследстве. Глубоко уважаю старых педагогов. Много их читал и многому научился у них. Но нам нужно продолжать дело создания воспитательной методики. Это ответственная задача лежит на нас. Многому в воспитательной работе учился у чекистов, имеющих доброе сердце и сильно любящих детей. Они ежеминутно чувствуют ответственность за свою работу. Они не проявляют ни лени, ни самоанализа, ни интеллигентщины в подходе к детям, они работают уверенно, хорошо, эффективно. Я учусь у них. Я соглашаюсь, что педагогика должна быть единой наукой, но продолжаю настаивать, что необходимо разработать методику воспитания и уметь ее подчинить воспитательным целям школы.

Прекрасна работа по созданию нового человека! В ней много наслаждения! Я приветствую партию, давшую нам это счастье и радость!..

Разговор о воспитании

В Московском областном педагогическом институте (27.10.1936)

По инициативе комитета комсомола и библиотеки Московского областного педагогического института 27 октября был организован общеинститутский диспут по замечательной книге А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», так высоко оцененной еще А.М. Горьким, с которым Макаренко был лично знаком и вел большую переписку. На диспуте присутствовал сам автор, специально приехавший из Киева, где он руководит колонией НКВД. Из московских вузов были приглашены четыре его воспитанника, бывшие коммунары из коммуны им. Дзержинского:

В. Камардинов - бывший председатель совета командиров и секретарь комитета комсомола, ныне студент III курса историко-философского института; Л. Салько - студент IV курса авиационного института; Файнергольц Л. - студент II курса Авиаинститута; Брайтман Р. - студент II курса пединститута им. Бубнова.

К диспуту велась большая подготовка с сентября месяца с. г., были подработаны кафедрой педагогики и кафедрой литературы и вывешены узловые вопросы по «Педагогической поэме» в стенгазетах, печатались статьи и отзывы о книге, был выделен кафедрой литературы специальный человек (доцент Гречишникова) для проведения консультаций с желающими выступать на диспуте. В библиотеке института наблюдался большой спрос на «Педагогическую поэму», запись очереди доходила до 150 человек. Желающих выступить на диспуте записалось 25 человек. У каждого имелся подготовленный конспект своего выступления.

Во время диспута большой зал института был переполнен. Присутствовало 900 человек. Это - студенты, профессора института и учителя области, которые ранее окончили наш институт и которым теперь приходится проводить многочисленные беседы по «Педагогической поэме» Макаренко со своими учениками. Председательствовала на диспуте секретарь парткома института т. Жукова.

Вступительное слово о книге Макаренко сделал декан литературного факультета т. Власов. Затем выступил Антон Семенович Макаренко. Обращаясь к студентам - будущим педагогам, как к своим коллегам, он говорил о нашем ближайшем будущем, о тех задачах, которые стоят перед школой и учителем.

У нас нет еще полноценной теории воспитания, и мы должны ее создать. Критики, разбиравшие «Педагогическую поэму», - говорит Макаренко, - больше всего меня ругали за недооценку теории педагогики. Но когда я писал свою книгу, то меня не интересовала педагогика школы, классная жизнь, и о них я не хотел писать. Меня занимала проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей. Мой опыт воспитательной работы привел меня к тому выводу, что нам нужно создать теорию воспитания. Я получил высшее педагогическое образование, перечитал все, что есть в мировой литературе по вопросам воспитания. И все это меня нисколько не удовлетворило. Я не получил метода работы. Я полагаю, что в интересах дела нужно разделить школьную педагогику классной работы от педагогики воспитания. И у вас в институте создать специальную кафедру воспитания, которой у вас до сих пор нет. Разделить эти две педагогики и определить их главные методы.

Моя «Педагогическая поэма» доказывает одну педагогическую мысль. Я показал свою полную техническую беспомощность в 20-м г. Когда я приступал к педагогической деятельности, я не имел ни инструмента, ни метода. Я оказался в лесу с пятилинейной лампочкой и стаей бандитов. Я оказался педагогически беспомощен, и тогда, при тех условиях, я имел право назвать педагогику шарлатанством… И тогда я сделал большую ошибку, что ударил своего воспитанника Задорова. В этом поступке я почувствовал крушение своей личности. Я тяжело переживал эти минуты и понял, что не нужно давать волю рукам и допускать мордобой.

Теперь я считаю подобные факты огромным педагогическим преступлением и сам отдаю своих подчиненных под суд и добиваюсь за такие преступления 3 лет тюрьмы.

Года через два после столкновения с Задоровым я понял и открыто сказал, что нужна педагогическая наука, но не оторванная от жизни, а связанная с ней, помогающая воспитателю в практической работе. Я уверен, что она будет, - в этом меня убедил мой 16-летний опыт. Мне пришлось быть руководителем в пяти колониях НКВД.

В нашей прекрасной действительности, способной породить такое величественное движение, как стахановское, в этой действительности есть все, чтобы создать новую науку - педагогику. Мы сейчас крепко бьемся за новую воспитательную технику. И можно быть уверенным, что новая, социалистическая педагогика будет создана сегодня или завтра. Я считаю вредной мысль, что новая педагогика уже создана.

Затем т. Макаренко критикует ответы на вопросы читателей, помещенные в журнале «Коммунистическое просвещение» (август 1936). В этих ответах дается совет, как бороться с недисциплинированностью учеников, с хулиганством и т. д.

Этот вопрос задавался еще в 20-м г., затем повторялся в 23, 25, 27, 29 гг. и сохранился до 36-го г. Когда же наконец будет разрешен этот деловой и простой вопрос? Чистая педагогика показала свою полную беспомощность, если до сих пор не смогла разрешить этого вопроса.

В консультации журнала «Коммунистическое просвещение» дается совет учителям самим быть дисциплинированными, сплоченными, самим не опаздывать в школу и т. д. Это - отписка, а не совет. Такой «консультацией» ничего не сделаешь для воспитателя. Они хотели и советь дать, и ничего «страшного» не насоветовать. В 7 пункте рекомендуется учителю вести беседу с учеником, нарушающим правила внутреннего распорядка, занимающимися воровством и хулиганством, - вести беседу спокойным, ровным голосом!.. Наша печать ежедневно сообщает о героических людях, о страстной работе, а учителям этот авторитетный журнал Наркомпроса рекомендует спокойный, ровный тон! Это же издевательство!

Не нужно забывать, что со своими воспитанниками я могу говорить ласково и нежно, но могу и повысить голос, твердо сказать: «брось!». Без этого нет воспитания. Я не хочу сказать, что нужно кричать на воспитанников. Нет! Но нужны страсть, любовь, увлечение своим собственным делом в той мере, как это мы наблюдаем у стахановцев. Если я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником я не умею волноваться, то я обязан этому научиться! При совершении воспитанником преступления - воспитатель как представитель общества должен показать свое крайнее негодование.

Неудивительно, что в указанной консультации ничего не говорится о коллективе как воспитательном факторе. Учителю Позднякову рекомендуется только лично побеседовать с учеником, который занимался мелкими кражами и дошел до квартирных краж. Рекомендуется взять с ученика слово, что он больше не будет заниматься подобными делами. И только. Не рекомендуют выносить этот поступок на обсуждение коллектива, так как это нанесет ребенку «тяжелую внутреннюю рану», отчего пострадает учеба, а коллектив ничего не выигрывает. Это вредная установка. Затем в данной консультации ничего не говорится о наказании. Они боятся этого слова. А я стою за наказание. Только надо уметь его применять, а этому надо учиться.

Весь отдел консультации журнала «Коммунистическое просвещение» отдает установками левака Шульгина. Данные консультанты стремятся удивить мир фокусом без прикосновения рук. Они подобны покойным педологам, которые любили такие вопросы изучать, изучать; изучать и записывать, чем и путали учителя в вопросе, как ему быть с наказанием. У нас еще не освоена система наказания. Из старой школы мы не можем взять систему наказаний, чуждую нам, с ее слежкой, кондуитами, привязываниями к каждому пустяку и т. д. Применению наказания я долго учился. Начал с мордобоя и кончил полнейшей демократией. Сами коммунары боролись с нарушениями правил внутреннего распорядка и сами управляли всей жизнью коммуны. В коммуне им. Дзержинского в конституции записано о наказаниях, но на практике они не применяются, так как не нужны. Такого положения мне удалось добиться при помощи использования всей воспитательной силы коллектива. Мое воспитание и наказание происходят через крепкий коллектив. Когда я захожу в среднюю школу, то слышу крик, вой и _ (пробел). Значит, там не создан сознательный коллектив, который крайне необходимо создать в каждой школе - как живой организм с действующими органами и общими интересами. Снимать ответственность преступника перед коллективом, как советуют в журнале «Коммунистическое просвещение», - значит совершать преступление перед педагогикой. В коммуне им. Дзержинского одна девочка украла деньги. Ее обсуждали на общем собрании и требовали исключения из коммуны. Она сильно волновалась и глубоко переживала в эти минуты. Тогда она почувствовала свою ответственность перед сильным, большим коллективом и через два дня принесла мне украденные деньги. В порядке опыта я могу еще сообщить, что как меру наказания я давал домашний арест. «Преступник» сидел в моем кабинете, читал газеты или книги, разговаривал со мною, но не имел права уходить. Когда я назначал домашний арест, коммунары сами являлись ко мне и садились под арест. И эта мера хорошо на них действовала.

Я настаиваю, что и в педагогике нужно изобретать. До последнего времени не занимались изобретательством в педагогике, так как боялись педологии, которая отнимала это законное право у педагогики. Пусть вновь созданная кафедра воспитания разработает вопросы воспитательного значения коллектива, проблему наказания, стиля, тона и т. д.

Я уверен, что в ближайшие 10 лет мы создадим методику коммунистического воспитания.

Да здравствует коммунистическая педагогика!

Да здравствуют вожди, помогающие нам создавать и осваивать новую педагогику!

После вступительного слова Макаренко с конкретным разбором «Педагогической поэмы» выступили студенты: Черняков (II курс литфака), Григорьев (II курс литфака), Добрынина (III курс геофака), Аксенова (II курс литфака), зав. военной кафедрой т. Сангайло, доцент педагогики т. Доброхотов и проф. педагогики т. Шимбирев.

Все выступающие отметили огромное воспитательное значение книги, которая поет гимн коллективу и гимн радости педагогического труда, выковывающего нового, социалистического человека. Эта книга создает целую эпоху в педагогике. Она призывает к овладению педагогическим мастерством, к педагогическому творчеству. «Педагогическая поэма» призвана сделать переворот в области педагогики, как «Великая дидактика» Коменского и «Эмиль» Руссо.

Тов. Сангайло указал, что неверно обвинять Макаренко в том, что он отрицает педагогику. Макаренко критикует педагогику наробразовскую, проповедоваемую в те годы Наркомпросом Украины, руководимым [Н.А.] Скрыпником и [С.А.] Ефремовым.

Доцент Доброхотов сказал, что книга Макаренко подчеркивает решающую роль педагога в деле воспитания. Она помогает до конца разоблачить осужденную партией лженауку педологию и помогает полностью восстановить в своих правах педагога и педагогику. Поэтому в данный период «Педагогическая поэма» имеет особо актуальное значение. С нею должно подробно познакомиться все советское учительство. Надо отметить, что читая эту весьма интересную и захватывающую книгу, чувствуешь, что автор изучил педагогическое наследство прошлого и сумел использовать его по-советски. По-советски применял и принцип наказания, который был выдвинут еще классиками педагогики. Книга написана очень живо и читается с неослабевающим интересом. Неудивительно, что студенчество берет ее нарасхват в библиотеке института. Книга этого вполне заслуживает.

Проф. педагогики т. Шимбирев сказал, что «Педагогическая поэма» Макаренко должна быть высоко оценена как ценнейший вклад в советскую педагогику, который помогает бороться с вывихами и извращениями в советской педагогике. Тов. Макаренко займет почетное место в советской художественной литературе и советской педагогике. Надо помнить, что автора интересуют в данной книге вопросы воспитания, а не обучения. В своих высказываниях он незаслуженно ограничивает наследие буржуазной педагогики. Не мешает знать и т. Макаренко, что великий педагог-демократ Песталоцци занимался воспитанием правонарушителей. Он также имел срывы и ошибки, которые нужно изучить Макаренко, чтобы больше не повторять. У автора неправильно проскальзывает мысль, что не нужно использовать буржуазное педагогическое наследство. Будет грубейшей ошибкой строить советскую педагогику на голом месте. Нужно критически переработать все наследие прошлого. Не нужно строить новую педагогику воспитания отдельно от педагогики обучения. Надо твердо помнить, что мы не все время будем иметь правонарушителей. Скоро с детской беспризорностью будет покончено. Нужно усилить научно-исследовательскую работу в области воспитания и обучения. Из документов ЦК ВКП(б) о школе видно, что в дальнейшем воспитание советской детворы будет организованным с самого раннего детства и будет происходить главным образом через школу. Сейчас уже нельзя применять методы, которые Макаренко применял в 20 году. Теперь ученики ему самому устроили бы темную. Но «Педагогическая поэма» вооружает педагога, помогает ему выйти из положения в самых трудных моментах. Здоровым педагогическим чутьем Макаренко понял, что надо изучать самого воспитанника, ученика в процессе обучения и воспитания, а не путем анкет, как это делали педологи. Заботливое, внимательное, чуткое отношение к каждому человеку должно лежать в основе выращивания кадров. Это вытекает из книги и выступления Макаренко на данном диспуте. На этой основе, на этом фундаменте мы должны построить и построим новую советскую педагогику.

Выступающие остановились и на недостатках книги: нет типизации и центрального положительного героя, по которому могла бы равняться молодежь, не описаны рядовые учителя-энтузиасты, выпала из поля зрения автора и школьная жизнь, заметна композиционная рыхлость, неслаженность книги и т. д.

От воспитанников Макаренко выступил Вася Камардинов, который рассказал о крепком, веселом коллективе, выкованном Антоном Семеновичем. Этот коллектив увлек Васю, ранее побывавшего во многих коммунах и убегавшего из них. Вася рассказал о своей работе в качестве председателя совета командиров и секретаря комитета комсомола в коммуне им. Дзержинского. Он на ярких примерах показал, как коллектив воспитывал коммунаров дисциплинированными, культурными, чувствующими свою ответственность перед коллективом. Коллектив перевоспитал его, сделал хорошим комсомольцем, помог окончить рабфак и поступить в историко-философский институт.

Лева Салько - воспитанник коммуны им. Дзержинского - рассказал о культурной жизни коммуны - о кружках самодеятельности, об оркестре коммунаров, который держал первое место по Украине, об увлекательных военизированных походах коммунаров по Кавказу, Волге и т. д. Тот коллектив был гораздо дружнее и сплоченнее по сравнению с коллективом в авиаинституте. Хотя и воспитание в коммуне было суровое, так как много приходилось работать и учиться, но впечатление осталось радостное. Каждый чувствовал себя хозяином. Все это говорит о том, что Антон Семенович обладал искусством руководить коллективом.

В заключительном слове т. Макаренко ответил на множество поступивших записок, в которых спрашивалось, как он воспитал в себе такую крепкую волю, как относится теперь к телесным наказаниям и где сейчас находятся герои его книги и т. п.

Тов. Макаренко сказал, что часто воспитанники съезжаются к нему, многие поддерживают письменную связь, и только часть потерялась совсем. По случаю смерти М. Горького большинство воспитанников прислало сочувственные телеграммы и письма ему.

Калина Иванович жив и сейчас прислал письмо, в котором просит похлопотать, чтобы ему дали пенсию. Карабанов руководит крупной колонией НКВД в Виннице. Задоров - видный инженер-мелиоратор, работает в большом совхозе им. Сталина где-то за Каспийским морем. Вершнев работает врачом в коммуне им. Дзержинского. Лапоть недавно был найден Вершневым совсем опустившимся. Он имел несчастье влюбиться в очень красивую девушку, изменившую ему, и он запил. Теперь Лапоть проходит вторичное воспитание в колонии у Карабанова. Братченко окончил ветеринарный институт и работает в Сибири.

Свою волю т. Макаренко не считает крепкой и титанической. Он имеет обыкновенные нервы, обыкновенную волю и свои слабости, присущие живому человеку.

Для воспитания воли нужен здоровый, трезвый анализ своих поступков и чувство ответственности перед коллективом, нужны любовь к нему и уважение. Он законно гордится тем, что обладает каким-то беспокойством, желанием все сделать лучше.

Тов. Макаренко ответил всем выступающим на диспуте, признав остроту и высокий теоретический уровень всех выступлений. Он согласился по поводу педагогики с профессором Шимбиревым. Он не отрицает науку педагогику. Прежнее суждение о педагогике у него сложилось в рабочем понимании ее. Послезавтра он опять едет в Киев и будет руководить новой колонией НКВД, где придется столкнуться с множеством практических вопросов. Придется опираться не на старую педагогическую систему, а на новую систему завтрашнего дня. Приходится ругаться не из-за отсутствия педагогических идей, а из-за отсутствия педагогической техники. Техники ему не хватает. И сейчас остается спорным вопрос механизации воспитательской работы (это он говорил не в смысле - штамповать детали людей, а как расширенное художественное сравнение). Воспитать умение чувствовать себя в рядах с другими, ощущать товарища локтем. Нужна обработка не индивидуальная, а при помощи коллектива, через организацию. Он допускает мысль о том, что можно механически (не в вульгарном понимании слова) воспитать привычку к точности, чистоте, аккуратности, умению чувствовать локтем товарища. Он выработал для себя рабочую схему, в которой разбирает 4 типа влияния (чистое и практическое, собственное и постороннее).

Надо уметь организовать и подчинить себе эти влияния, чтобы создать технику и полезный пучок влияний. В социалистическом обществе владеть ими будет легче - без применения наказания. Этим общая цель будет достигнута быстрее и лучше. Наша коммунистическая работа не может быть бесстрастной. Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом.

Без любви к человеку не было бы и Октябрьской революции. Мирюсь с вами и по вопросу о наследстве. Глубоко уважаю старых педагогов. Много их читал и многому научился у них. Но нам нужно продолжать дело создания воспитательной методики. Это ответственная задача лежит на нас. Многому в воспитательной работе учился у чекистов, имеющих доброе сердце и сильно любящих детей. Ежеминутно чувствуют ответственность за свою работу. Они не проявляют ни лени, ни самоанализа и ни интеллигентщины в подходе к детям, они работают уверенно, хорошо, эффективно. Я учусь у них. Их работа исключает методы мордобоя. Я соглашаюсь, - говорит Макаренко, - что педагогика должна быть единой наукой, но продолжаю настаивать, что необходимо разработать методику воспитания и уметь ее подчинить воспитательным целям школы.

В заключение т. Макаренко отметил большую искренность в данном диспуте и единство мыслей и стремлений огромного коллектива, болеющего за проблемы и судьбы советской педагогики. Благодарил студенчество и руководителей института за хорошую встречу и пожелал студентам в их будущей педагогической работе успеха.

Как прекрасна работа строить нового человека! Сколько в ней наслаждения! Я приветствую партию, дающую нам это счастье и радость! - закончил т. Макаренко.

Студенты поднесли т. Макаренко большой букет живых цветов.

Этот диспут надолго останется в нашей памяти. Он многое дал студенчеству. Партком, дирекция и комитет ВЛКСМ института выносят благодарность т. Макаренко.