Как воспитывать ребёнка? Плюсы и минусы разных педагогических систем. Плюсы домашнего образования

Ираида Факиро
Поощрение и наказание дошкольников в процессе воспитания. Плюсы и минусы

Существуют различные методы воспитания : разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение , наказание , уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.

Поощрения и наказания играют большую роль в процессе воспитания ребенка . На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания , и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс : за неправильным поведением следует наказание , за правильным – поощрение .

При разговоре о наказаниях следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ » , «указ» , т. е. урок. А там, где урок, то мы хотим чему-то научить ребенка.

Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний . Эффективность наказаний будет выше , если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений .

Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание , так и поощрение , хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений . К тому же считается, что для похвалы родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так.

Любое совершенное ребенком усилие, попытка достичь цели необходимо поощрять . Не важно, к каким результатам он пришел, главное – отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложение больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесут ему ощущение успеха, радости, удовлетворение от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения , действуя по логике естественных последствий : убрал игрушки – вот тебе шоколадка и т. д. В результате ребенок привыкает выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение.

Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний со стороны взрослого. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождался похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения , свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

Данный механизм не применим к наказаниям . Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию , связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеком .

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же , особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего . Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает , стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания , станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания , равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей . Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески. Воспитание заключается в том , чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том , чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим . Важно, чтобы ребенок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание , которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями которые известны ребенку.

Прощение – это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание . Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать СВЕ и ВСЕГДА – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание , основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание – довольно эффективный способ воздействия на детей.

Ребенок становится покорным и послушным. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.

Если мы хотим чему-то научить ребенка, то не должно быть гнева. Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания .

Часто наказание , если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание , которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Поощрение более действенное воспитательное средство , чем наказание . Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее.

Понятное дело, что в воспитании детей мы чаще всего придерживаемся того стиля, который сами усвоил с детства. Некоторые, правда, из чувства протеста перед родительским воспитанием, отзывающимся болью и комплексами, стараются всё делать наоборот, нежели папа с мамой. И в том и другом случае, порой возникают перекосы, которые оказываются чреваты всё теми же ненавистными комплексами.

Так какой же стиль воспитания лучше выбрать для собственного чада?

Современные специалисты по детской психологии различают четыре основных стиля воспитания. Каждый стиль имеет свои плюсы и минусы.

Я сказал.

Родители, придерживающиеся авторитарного стиля в воспитании, заставляют своих детей неукоснительно следовать установленным ими правилам и указаниям. Вопрос зарабатывания авторитета для них не стоит. Взрослый заслуживает уважения уже за то, что он взрослый.

Правила для детей в таких семьях устанавливаются, как само собой разумеющийся факт («Делай, что тебе говорят, и не задавать глупых вопросов»). Из-за чего дети не понимают, почему надо поступать так, а не иначе.

Отношения с ребёнком основываются на позиции силы.

Мнение ребёнка в лучшем случае просто не учитывается. В худшем ему вообще запрещено высказывать это мнение и тем более спорить с родителями.

Чувства ребёнка и желания в расчёт вообще не берутся - мал ещё.

Главное в воспитании, по мнению таких родителей - строгость. Поэтому, если ребёнок не выполняет волю или указания родителей, он заслуживает наказания. В лучшем случае это просто лишение его чего-либо приятного - сладкого, прогулки с друзьями, любимых игрушек и даже подаренных подарков. В худшем что-нибудь предполагающее моральное унижение и даже рукоприкладство. Сторонники подобного стиля воспитания, как правило, с симпатией относятся к телесным наказаниям, считая, что удержать ребёнка в узде можно только с помощью страха.

Плюсы

Минусы

Поскольку неукоснительное выполнение родительских правил (суть которых при этом ребенку и не ясна) редко кому под силу, дети в таких семьях рано приучаются к вранью. Ведь именно оно позволяет им избежать наказания. Вместо того чтобы не совершать запрещённого поступка, или исправить его последствия, ребёнок прикладывает усилия, чтобы не попасться.

Многие из них демонстрируя внешнюю покорность, тем не менее (особенно в подростковом возрасте) норовят шкодить исподтишка и стремятся всё делать по-своему.

В таких семьях нет места тёплым и доверительным отношениям.

Такой человек всегда старается доказать окружающим, что он лучший, важный, что его мнение единственное правильное. Он всегда будет стремиться заставить всех вокруг следовать установленным им правилам. Часто именно дети авторитарных родителей становятся семейными тиранами.

Хотя возможен и другой вариант - безынициативный, слабый, неспособный на решительные действия. Именно у авторитарных мам вырастают маменькины сынки и подкаблучники.

Большинство хулиганов происходят именно из этой группы детей, так как авторитарный стили воспитания вызывают гнев и горечь. Таким образом, дети реагируют очень агрессивно на все то, что им не нравится или чего они не понимают.

Будет так, как ты захочешь.

Другая крайность, получившая в последнее время немалую популярность среди пап и мам - полная вседозволенность, как стиль воспитания.

Родители, придерживающиеся такого стиля, основываются на, в общем то вполне правильном, постулате, что ребёнок это личность. И на этом основании они с самого раннего детства позволяют этой личности выражаться, как ей вздумается. Они не устанавливают для любимого чада никаких правил и ограничений. Правила здесь устанавливает ребенок. Родители же пытаются их выполнять.

Здесь чувства и желания ребенка на первом месте. И родители стараются по возможности исполнить любое пожелание ребёнка

Плюсы

Ребёнок с детства не знает, что такое унижение. Он вырастает достаточно жизнерадостным человеком, не испытывающим осознанной потребности кого-либо унижать.

Минусы.

Однако такие дети часто чувствуют себя одинокими и несчастными. Ведь внешний мир не настроен к ним столь же благосклонно, как и родители.

Любая маломальская неудача вызывает у них панику и обиду. Они не умеют чего-либо добиваться - ведь родители, не жалея ранить ребёнка ничего от него не требуют, и хвалят за любые, даже незначительные мелочи.

Растущий вне запретов ребёнок плохо себе представляет, что можно делать, а что нельзя. И это часто становится причиной его конфликтов с окружающими.

В результате вседозволенности дети становятся не организованными, у них отсутствует независимость, и очень часто они не имеют никакого авторитета.

Очень часто, повзрослев, такие люди норовят ставить свои интересы и желания превыше всего. Что осложняет его социальную адаптацию.

Среди других возможных последствий этого стиля воспитания для детей, эгоизм, агрессия и страх взять на себя ответственность.

Такие дети часто относятся к родителям довольно потребительски.

А мне по барабану

Определённая категория родителей вообще не сильно заморачиваются по поводу стилей воспитания ребенка. Своей главной задачей они видят обеспечение ребёнка всем необходимым - едой, одеждой, хорошими условиями. Понимание и душевное тепло в этот список попросту не попадают.

Такие родители слишком заняты своими собственными делами - карьерой, просто зарабатыванием денег и т.д., у них совсем нет ни времени, ни желания заниматься своим ребенком.

Они абсолютно не интересуются его жизнью, не вникают в его проблемы и имеют отдаленное представление о его интересах. Сыт, обут - что ему ещё надо?

Определённые правила поведения, конечно же, устанавливаются, но за их соблюдением никто особенно не следит. По крайней мере, до тех пор, пока ребёнок не вытворит что-то из ряда вон выходящее.

Плюсы.

Разве что свобода родителей на определенном этапе развития ребёнка. Никаких других положительных моментов в таком стиле воспитания не обнаружено.

Минусы

В таких семьях дети либо вообще не следуют общепринятым правилам, либо соблюдают их с очень большим трудом. Из-за этого они, как никто другой, склонны к асоциальному поведению.

Ни о каком общем языке между детьми и родителями говорить не приходится. Они только всё больше и больше отдаляются друг от друга и со временем становятся совершенно чужими людьми.

Такие дети не любят свой дом, и при первой возможности стремятся его покинуть - рано жениться, выйти замуж, переехать к подруге или другу и т.д.

Агрессия одна из отличительных черт таких детей. Они, как правило, враждебны по отношению к другим. У них отсутствует самоорганизация и самоконтроль.

Самое главное ребенок, выросший в такой семье, обычно очень одинок и несчастлив, и обладает чрезвычайно низкой самооценкой.

Не имея опыта взаимодействия между близкими людьми, они часто не могут построить отношения во взрослой жизни. Из таких детей часто вырастают люди, склонные к созависимым отношениям и несчастной любви.

Пойми меня

Так называемый авторитетный стиль с одной стороны предполагает выстраивание для ребёнка чётких границ поведения. Но при этом родители должны объяснять ребенку, почему необходимо выполнять те или иные правила, и почему нельзя совершать тот или иной поступок. Причём объяснять надо до тех пор, пока ребёнок не поймет, почему надо поступать именно таким образом.

Ни в коем случае не стоит решать конфликты с позиции силы

Желания и мнение ребёнка должны учитываться в обязательном порядке. Ну, если только они не представляют угрозы для его здоровья или не противоречат общепринятым нормам поведения. Например, нельзя ходить без шапки в мороз, брать чужие вещи, грубить взрослым и т.д. Но и в этом случае ребёнку надо объяснить причину запрета.

Если ребёнок, несмотря на все старания, всё же упорно игнорирует установленные правила, родители могут его и наказать. Но без унижений и подчёркивания зависимости ребёнка от родителей.

Вообще уважительное отношение друг к другу одна из главных особенностей подобного стиля воспитания.

Понятное дело, что при таком подходе предполагается постоянное общение родителей со своими детьми и установление доверительных отношений между ними.

Плюсы

Такие дети вырастают независимыми, открытыми для нового и уверенными в себе. Они принимают общественные моральные нормы без каких-либо трудностей и хорошо вписываются в любой коллектив.

Из таких людей получаются самостоятельные и ответственные, руководители.

А главное, им чаще остальных удаётся построить по-настоящему счастливые отношения. В которых нет места взаимному унижению, агрессии и отыгрыванию комплексов.

Минусы.

Ну, разве что необходимость тратить на ребёнка больше времени и душевных сил, нежели при других способах воспитания. Впрочем, некоторым папам и мамам подобное только в радость.

…Помните, что в воспитании главное соблюдать последовательность. Хуже нет, чем когда родители сегодня требуют от ребёнка неукоснительного соблюдения правил, а завтра из-за занятости или лени об этом уже забывают. Сегодня что-то настрого запрещают, а потом об этом запрете забывают напрочь.

Или, наоборот - ещё вчера ребёнку всё было дозволено, а сегодня папа с мамой решили включить авторитарный стиль.

Неврозы при таком подходе ребёнку обеспечены.

Будьте внимательны к своим детям, уважайте их, не жалейте на них времени и души. И тогда вы сможете предать им по наследству достойный стиль воспитания.

Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.

Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.

Макаренко

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Уже при жизни его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку. Макаренко стал примером передового опыта в воспитании, особенно в трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.

По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.

Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».

Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.

В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.

Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие» :

Времена возникновения этой системы — это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.

Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко — трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас — любой ценой.

Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха — это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.

Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.

«Воспитание красотой»

Василий Сухомлинский - выдающийся советский педагог-новатор. Его взгляды представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и книге «Сердце отдаю детям». Всего же он автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».

В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания — научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница — самая лучшая!». Фактически — подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.

Сильные стороны — формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.

Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна — личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей — что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.

Вальдорфское образование

Рудольф Штейнер - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания, в начале двадцатого века основал духовное движение антропософию и эзотерическую христианскую философию.

Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.

Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.

Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье — из-за его выраженной мужественности и женственности.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Времена возникновения: 20-30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени — остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.

Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.

Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.

Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа — самая лучшая!».

Система Монтессори

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.

Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

В воспитании детей условно выделяют несколько подходов. О плюсах и минусах каждого – читайте ниже.

Конечно, редко кто из родителей изо дня в день строго - как по справочнику -придерживается одного варианта. Но, тем не менее, какой-то стиль всегда преобладает.

Демократия

Плюсы

Демократический стиль воспитания на сегодняшний день считается, пожалуй, самым оптимальным и эффективным. Уважительное отношение к ребёнку, доверие, свобода выбора, развитие самостоятельности - все это неоспоримые достоинства подхода. Демократичные родители стараются избегать необоснованных требований, с самого раннего возраста начинают объяснять ребёнку, почему они что-то запрещают или разрешают. Малыш растет рассудительным, учится принимать решения и выражать собственное мнение. Между детьми и родителями хорошо налажен диалог.

Минусы

Однако минусы у демократического стиля тоже есть. Дело в том, что при таком подходе ребёнку довольно рано предлагают нести ответственность за свои решения и поступки. Но не все дети готовы к этой ноше - для многих она может оказаться непосильной. Несвоевременная, слишком большая ответственность повышает уровень тревожности, может привести к невротизации малыша. Поэтому стоит учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, предлагая ему брать ответственность лишь за то, с чем он действительно может справиться сам.

Авторитаризм

Плюсы

Воспитание, основанное на безграничной власти родителя и абсолютном его авторитете сложно назвать идеальным выбором. Однако есть у этого метода есть свои плюсы: высокая требовательность мамы или папы помогает ребенку структурировать свою жизнь - у малыша все четко и понятно, все решения принимают родители. Это закаляет волю, учит не бояться трудностей и преодолевать препятствия - ведь требования родителей не всегда так просто выполнять. Если ребёнок изначально обладает сильным характером, то в нем формируется упрямство и воля к победе - ведь рано или поздно он начнет противостоять властным родителям, и это качество пригодится ему для достижения дальнейших целей. Упорство, умение ждать нужного момента, терпение - вот черты, которые могут сформироваться у ребёнка в авторитарной семье.

Минусы

Но эти качества могут и не сформироваться вовсе, если малыш изначально наделен нежным и мягким характером и не в силах выдерживать конфликты. Такой ребёнок вырастет зависимым, несамостоятельным и неуверенным в себе - ведь родители не давали ему шанса проявить свою самостоятельность. Кроме того, даже если ребёнок не «мямля» и готов бороться за свою независимость, такой стиль воспитания неизбежно приведет в серьезнейшим конфликтам, как только кроха подрастет. И если родители вовремя не «ослабят вожжи», то отношения могут испортиться очень сильно, а порой и безнадежно. А еще дети накопят множество обид.


Детоцентризм

Плюсы

«Главный в нашей семье - ребёнок!», - вот девиз этого подхода. С появлением малыша весь мир начинает вращаться вокруг него. Какие тут плюсы? Во-первых, он чувствует себя любимым и желанным, во-вторых, общая цель объединяет родителей и всех прочих родственников - все готовы действовать сплоченно в интересах малыша. В-третьих, ребёнок получает все необходимое для полноценного роста и развития. Все это, безусловно, совсем неплохо.

Минусы

Однако, при таком подходе ребенок круглые сутки в режиме 24/7 окружен не только вниманием, но и чрезмерной опекой, навязчивой заботой и беспокойством родителей и прочих родственников. Малыш привыкает получать все по первому требования, он не учится заботиться о близких, напротив, усваивает, что его желания и потребности важнее других.

Это приводит к печальным последствиям: во-первых, ребёнок вырастает абсолютным эгоистом, неспособным думать ни о ком, кроме себя. А во-вторых, он рано или поздно сталкивается с суровой правдой жизни и переживает настоящий шок: никто вне семьи не будет относиться к нему, как к центру Вселенной, с него будут требовать так же, как и с других. Это может привести к проблемам не только в общении со сверстниками (а они, в свою очередь, тоже не станут признавать его исключительность, а если он решит настаивать, еще и прозовут зазнайкой), но и к более серьезным проблемам во взрослой жизни - в институте, на работе, в семье. Важно не только любить самого ребёнка, но и учить кроху проявлять любовь и заботу к другим людям.

Полная свобода

Плюсы

Безграничная свобода - это ли не мечта всех детей? Если родители избегают любых ограничений и абсолютно все позволяют малышу, то, вполне возможно, что они вырастят творческую и независимую личность - ведь отсутствие запретов дает безграничный простор для самовыражения. Это, пожалуй, главный плюс подобного подхода.

Минусы

Минусы, при этом, куда более существенные. Во-первых, вседозволенность может привести к серьезным ошибкам в жизни ребёнка, о которых он первый и будет сожалеть, когда вырастет. «Не хочешь делать уроки? Не делай!», «Отказываешься от занятий с логопедом? Не будем к нему ходить!», «Не нравится есть кашу по утрам? Ешь, что хочешь» - такой подход только выглядит, как свобода выбора. На самом деле, это скорее перекладывание ответственности за принятие решений на маленького человека. Решений, последствия которых он не в состоянии просчитать. Малыш пока не понимает, что может остаться без образования или «посадить» желудок. Задача и прямая обязанность родителей - думать о последствиях всех принимаемых решений. Идя по пути отсутствия рамок, ограничений и вседозволенности, мамы и папы оказывают ребенку медвежью услугу: кроха учится следовать за сиюминутными желаниями и прихотями, часто в ущерб собственным интересам, а то и здоровью, и оказывается совершенно неспособным прилагать усилия, идти к цели и трудиться. Причем став взрослым, ребёнок не оценит вашу систему, а еще и обвинит во всех своих неудачах именно родителей. И в чем-то, безусловно, будет прав.

И создать здоровую и доверительную атмосферу в семье, рассказала сайт успешная мама троих детей и по совместительству Миссис Украина Европа 2015 Марианна Межебовская.

Я считаю, что в семьях, где родители выбрали авторитарность, обстановка скорее напряженная. Ведь нужно контролировать, как себя так и ребенка, чаще всего, это утомляет обе стороны. Во-первых, есть свод правил и законов, которые должны неукоснительно соблюдаться, если они нарушаются даже в мелочах, наказание следует достаточно жесткое.

Требования родителей не подлежат обсуждению, мнение ребенка редко бывает принято к сведению, его интересы учитываются только через призму восприятия взрослых. Во-вторых, в таком формате общения всегда соблюдается большая дистанция между членами семьи. Мне кажется, из-за этого проблемы возникают у самих детей, а позже у взрослых, при коммуникациях с ними.

Суть подобного метода воспитания имеет в корне неправильное направление, это подавить волю ребенка, заставить его действовать даже вопреки его желаниям, что приводит, в большинстве случаев, к негативным последствиям.

Многие из них становятся явными, спустя какое-то время, что-то проявляется сразу, а что-то обнаруживается уже у взрослого человека. Вначале, ребенок, которого излишне контролируют, может сопротивляться, это будет выражаться в форме лжи, иногда жестокости и приступах гнева.

Когда ребенок перестает сопротивляться, он становится замкнутым и раздражительным, иногда плаксивым и часто инфантильным, что может продолжаться довольно долго. В итоге мы имеем неуверенность в себе, безответственность, низкую самооценку, ведь у него нет возможности самостоятельно принимать решения, а это накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

И, конечно, в такой семье между родителями и детьми не существует близких, доверительных отношений. Если ребенок не смирился со схемой постоянного контроля, конфликты будут возникать достаточно часто, и обостряться по мере взросления.

Для меня стиль воспитания возможен только авторитетный, разница между ним и авторитарным очевидна, необходимо поощрять любое проявление инициативы и самостоятельности в своих детях, в разумных пределах, это принесет больше пользы, чем вы думаете.

Важно быть открытым для того, чтобы обсуждать правила и требования к собственным детям, ведь мы, взрослые, тоже совершаем ошибки.

У ребенка всегда есть необходимость чувствовать эмоциональную поддержку, любовь и теплоту родителей, которые беспокоятся, как о духовном, так и физическом развитии своего чада.

Когда отношения в семье гармоничные, все вопросы решаются просто, потому что вся семья взаимодействует и сотрудничает, нет борьбы за доминирующее положение и власть. Такие отношения стабильные и близкие, родители на собственном примере стараются научить ребенка, который относится к ним с уважением и признает их авторитет.

Плюсов, на самом деле, много, ведь у каждого члена семьи есть личное пространство и время, а дети могут высказать свою точку зрения, или предложить свой вариант решения задачи. Чаще всего, у детей нестандартный подход, а также другой взгляд на этот мир.

Важно прислушиваться друг другу, благодаря этому достигается гармония и понимание. Минусов, при правильном подходе быть не должно, потому как любой вопрос можно решить, обсудив его всей семьей. Авторитетное воспитание, это не анархия, а сотрудничество, в котором обе стороны проявляют желание идти на компромисс.


Как, благодаря правильному общению с ребенком, найти правильное решение, даже в самой сложной ситуации

Примеров много, но приведу один, иллюстрирующий ярче всего, необходимость прислушиваться ко мнению своих детей. Когда моей старшей дочери было три года, мы не могли спокойно передвигаться в автомобиле. Её укачивало, вестибулярный аппарат был слабым, и я уже не знала что придумать.

Однажды она мне сказала: «Мама, я знаю, что есть такая школы, в которой готовят космонавтов, они ежедневно тренируют вестибулярный аппарат. Может запишем меня в такую?». Я задумалась, и нашла выход, мы каждый день ходили с ней в парк аттракционов, покупая билеты на все карусели.

К концу лета уже катались по двадцать кругов на каждой карусели, а когда возвращались в Киев, то восемь часов в дороге пролетели незаметно и без проблем. Сейчас дочери 16 лет и она понятия не имеет, что такое тошнота или недомогание в транспорте, не важно, что это: самолёт, поезд или машина.

Как правильно мотивировать своих детей делать то, что вы считаете правильным

Сначала я стараюсь привить им любовь к какому-то делу, это гарантирует хороший результат и удовольствие от занятий. Мне очень хочется, чтобы каждый мой ребёнок, кроме школы и спорта, играл на каком-то музыкальном инструменте. Поэтому, я отдала сына на скрипку.

После месяца занятий, когда обсуждали успехи, он сказал: — «Мама, хочу учиться игре на саксофоне!»., когда я спросила: — «Почему?», — сын ответил: — «Представляешь, если однажды поиграю на саксофоне своей жене, она будет любить меня еще сильнее!». Конечно мы поменяли предмет, ведь он уже видит зачем ему это нужно, а значит есть цель и желание. Теперь он просто летит на уроки, это сказывается на его успеваемости и настроении в целом.

Если мы чаще будем прислушиваться к своим детям, разрешая им самостоятельно делать выбор, это позволит избежать многих ошибок, а также подчеркнет наш авторитет в отношениях с ними. Авторитетное воспитание, это желание прислушиваться к мнению своего ребенка. Давать ему возможность принимать решения и брать ответственность за свои поступки с детства.