Конспект занятия по конструированию из строительного материала. Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе Грузовики для тигренка и его друзей. Конспект НОД на тему «Коробочка»

Юлия Нащекина

Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Строители »

Цель : учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки , закреплять умение детей строить разные дома , учить конструировать по чертежу .

Образовательные задачи :

Учить детей планировать свою деятельность;

Развивающие задачи :

Закреплять знания детей о деталях конструктора и их свойствах .

Продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором ;

Развивать чувство формы и композиции;

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение работать не мешая другу -другу, уметь договариваться.

Самостоятельно подбирать нужный строительный материал ;

Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Словарная работа :

Обогащение словаря детей : «архитектор» ,

Активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над) .

Материалы и оборудование :

Демонстрационный –Иллюстрации, фотографии

Раздаточный –конструктор

Предварительная работа :

Во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении;

Рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Моя улица»

Чтение художественных произведений рассматривание иллюстраций;

Игры детей с конструктором (ЛЕГО, маленький деревянный) .

Методы и приемы :

Игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа) .

Ход работы образовательной деятельности

1 часть. Беседа.

Воспитатель сообщает тему конструирования . Вспоминают, что дети видели на улицах города, какие здания, дома. Вспоминают из каких деталей конструктора собирали дома в группе .

2 часть. Какие красивые и разные дома в нашем городе.

Ребята, а как вы думаете, кто создает проект дома? Правильно – архитекторы.

Давайте, ребята, попробуем назвать, детали конструктора , которые изображены на данном рисунке.

Дети рассматривают, называют детали конструктора , которые изображены на рисунке. Воспитатель задает уточняющие вопросы :

Педагог предлагает совместно подумать и решить, какой именно дом они будут строить . Можно сконструировать дома по любому чертежу, или по своему замыслу.

Затем несколько детей рассказывают о будущей постройке .

Воспитатель предлагает подойти к столам и приступить к постройке дома . Проводится пальчиковая гимнастика «Строители » .

Мы строители , мы строим , Ребенок стучит кулачком о кулачок.

Много мы домов построим , Загибает по очереди пальцы на обеих руках.

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.

В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье» , поднимая руки вверх.

Проделав половину работы предлагаю немного размяться.

Физминутка :

То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,

Кровельщик на крыше. изображая стук молотком кулачками)

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит. (закрывают ладонями уши)

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)

3 часть. Итог

По окончании работы педагог предлагает детям рассмотреть постройки друг друга . Воспитатель предлагает рассказать о том, кто, что строил .

Ребята, давайте рассмотрим дома, которые у вас получились. Понравилось ли вам строить дома ? (Ответы детей) .

Дети, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу. Молодцы.



Публикации по теме:

Онструирование в старшей группе «Сказочный город» Цель: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять.

Программное содержание. Цель: создать условия для формирования УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, а именно конструирование.

Конспект НОД по конструированию «Мы-строители» в подготовительной группе Богомазова Елена Константиновна Воспитатель МБДОУ Детский сад «Звездочка» ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой Конспект НОД по конструированию.

Конспект НОД по конструированию «Здания нашего города» в старшей группе. Задачи: 1. продолжать учить детей создавать простые и сложные конструкции.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Собака» Программное содержание: - учить детей изготавливать игрушки на основе цилиндра; - упражнять в умении соединять лист бумаги прямоугольной.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Подснежники» Программное содержание. Учить детей делать поделку из бумаги способом оригами, честно выполнять инструкции воспитателя. Развивать память,.

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Людмила Викторовна Куцакова – высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).
При разработке данного материала использовались исследования H. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.
Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.
Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц проводится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.

Конспекты занятий

Тема 1. Дома

Цель. Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.
Материал. Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо другой, соответствующий возрасту детей).

Ход работы
Работа с иллюстрацией «Карта Формандии». Введите детей в игровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Формадор, на котором находится страна Формандия. Столица страны – город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на карте (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объясните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).
Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Предложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Формадонии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на самолете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.
Рис. 1

Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии». Познакомьте детей с жителями столицы – формадонцами, расскажите, чем они занимаются (рис. 2, 3, 4).
Педагог. Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по отношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называются прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи у реки? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Предложите детям помочь жителям Формадонии спроектировать красивые, удобные дома и затем построить их.
Работа с иллюстрацией. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные дома. Рассмотрите их с детьми разные; проанализируйте, из каких частей построены фундамент, стены, крыши, надстройки; этажность, количество окон, крылечек, оформление домов и т. д.
Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 5) и смоделировать из них фасады домов, а затем построить дома из строительного материала. Обратите внимание детей на на, что дома должны быть объемными, что к фасадам необходимо пристроить еще три стены и соорудить крыши.
По окончании строительства проанализируйте детские постройки, сличите их с плоскостными моделями; обратите внимание ребят на то, какой красивый получился городок; предложите оформить постройки дополнительными материалами (деревьями, цветочками и пр.) и поиграть. Не забудьте предложить детям убрать в свои конверты геометрические фигуры, чтобы использовать их в дальнейшем.
Организуйте конструирование различных домов из конструкторов «Л его-Д акта». Побуждайте детей строить по условиям: «Построй трехэтажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объясняйте, показывайте способы конструирования, давайте советы по совершенствованию конструкций. Поощряйте экспериментирование.

Рис. 5

Игровые задания
Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.
Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изображений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что пространственные взаимоотношения частей построек не зависят от их положения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предлагается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».
Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план – это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т. д.).
Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т. д.).

Советы воспитателю
Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план – это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделирование геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объединяя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся обходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать пространство для нее.
Игра «Отбери детали». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изображены строительные детали, которые используются для их конструирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4–5 штук каждого вида) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.
Игра «Башни». Сооружение высоких башен из конструкторов «Лего-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».

Ключевые слова
Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.

«Детский сад комбинированного вида № 61» Медвежий Стан

создано самостоятельно

Карпенко Светлана Серверовна

Воспитатель

Мурино-2016

Конспект занятия-развлечения по конструированию в старшей группе "Волшебные кирпичики".

Цели:

- Формировать умение детей работать в подгруппах.

Привлечь внимание детей к деревянному конструктору.

Задачи:

Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Совершенствовать умение детей конструировать по схемам.

Развивать умение детей согласовывать свои действия друг и другом.

Развивать воображение, фантазию, творческий подход в своей работе.

Уточнить знания детей о частях зданий, строений, их назначение.

Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение к друг другу.

Предварительная работа. Просмотр мультфильма по сказке из сборника Афанасьева "Волшебное кольцо", сортировка конструктора для работы в подгруппах, изготовление схем для конструирования моста с разной степенью сложности, флажков разного цвета, конструирование дворцов и замков во время свободной игровой деятельности.

Материалы и оборудование: деревянный конструктор(четыре набора), схемы моста для каждой подгруппы, разноцветные флажки из бумаги, иллюстрации замков и дворцов.

Ход занятия.

Воспитатель . Здравствуйте, дети.

Дети . Здравствуйте.

Воспитатель . К нам в группу сегодня утром пришло письмо. Давайте, прочтем его.

"Дорогие дети, пишет вам Мартынка из русской народной сказки "Волшебное кольцо". Если помните, то царь подземного царства подарил мне кольцо за то, что я спас его дочь от гибели. Кольцо то было непростое, а волшебное. Если перекинуть кольцо с руки на руку, то явятся двенадцать молодцев и исполнят любое желание. Так вот я исполнил желание царя - построил хрустальный мост через реку и дворец на берегу, а потому женился на его дочери Ульянке. Только она меня не любила совсем, встала ночью, украла кольцо, а вместе с ним и хрустальный мост и дворец. Так что сижу я сейчас в темнице и некому мне помочь. Дети, помогите мне выбраться из темницы, постройте, пожалуйста мост через реку и дворец."

Ребята, поможем Мартынке, вызволим его из темницы?

Дети. Поможем!

Воспитатель . У меня для вас есть волшебные кирпичики, из которых мы будем строить мост и дворец. А чтобы мост получился красивый и устойчивый, есть у меня для вас подсказки - вот такие схемы. Давайте попробуем построить мост по схеме, только строить предлагаю вам не один мост, сразу четыре, для этого мы с вами сейчас разобьемся на четыре строительные бригады.

Дети при помощи воспитателя делятся на команды и занимают места за рабочими столами . Воспитатель раздает схемы мостов разной степени сложности для каждой бригады.

Воспитатель . Перед началом работы, давайте рассмотрим схемы и уточним для чего обычно строиться мост и из каких частей он состоит.

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, мост строят, чтобы можно было перейти через реку или овраг. Полотно моста поддерживают опоры.

Итак, напоминаю вам, что работать надо дружно, вместе, стараться следовать схеме. Самый красивый мост мы сфотографируем и отправим Мартынке. Начинаем.

Дети строят мосты по схеме. Воспитатель помогает при необходимости .

Воспитатель . Замечательные у вас получились мосты. Видно, кирпичики ваши были и вправду волшебные. И работали вы дружно. А на ваш взгляд, какой мост лучший?

Ответы детей.

Воспитатель. Ну что же, наверное мы сфотографируем все мосты и отправим Мартынке, пусть он сам решает, какой через реку поставить.

Воспитатель фотографирует все мосты, выстроенные детьми .

Воспитатель. Ребята, вы наверное немного устали. Давайте немного отдохнем и подвигаемся.

Физкультминутка " Дружно встали на разминку".
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.

Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.

Воспитатель . Мы немного размялись, можем продолжать. Дети, но у Мартынке к нам была еще одна просьба. Просил он построить дворец, который Ульянка вместе с собой в другое королевство забрала. Будем строить?

Дети. Да!

Воспитатель. Я вам предлагаю разобрать ваши мосты, и с помощью наших волшебных кирпичиков попробовать построить дворцы. На этот раз ни схем, ни чертежей у вас для строительства не будет. Давайте, попробуем с вами пофантазировать и построить дворцы или замки, да так, чтобы в них были все, что в такой постройке должно быть обязательно. У меня для вас есть подсказка - вот эти иллюстрации дворцов-замков. Давайте вспомним их самые важные части.

Дети рассматривают картинки дворцов .

Дети . Высокие стены. Окна. Двери. Крыша. Башенки. Лестницы. Колонны.

Воспитатель. Правильно. А еще на дворцах, если вы успели заметить всегда реют флаги, потому что в дворцах как правило живут правители. У меня для ваших дворцов-замков тоже есть вот-такие разноцветные флажки. Эти флажки мы потом прикрепим на башни ваших дворцов. А теперь можно приступать к постройке.

Дети строят дворцы в своих подгруппах .

Воспитатель помогает им при необходимости.

Воспитатель. Итак, дворцы ваши готовы. Все они замечательные. Давайте, проверим, все ли детали дворца в ваших постройках есть?

Воспитатель проверяет дворцы.

Воспитатель . Давайте, теперь определим, какой же дворец оказался лучшим и почему?

Ответы детей.

Воспитатель крепит флажки к крышам дворцов.

Воспитатель . Думаю, что дворцы мы тоже сфотографируем и отправим Мартынке письмом. Все они получились великолепными.

Воспитатель фотографирует дворцы детей.

Воспитатель . Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам работать вместе? А интересно было строить мосты и дворцы из деревянного конструктора?

Ответы детей.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного выда № 61» Медвежий Стан

Конспект занятия по конструированию Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».

Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».

Программное содержание:
1. Учить последовательно анализировать контурную схему:
1) узнавать изображенный предмет;
2) определять местоположения его основных частей;
3) «примерять» (т.е. соотносить с пространством схемы и друг с другом) строительные детали, предложенные для воспроизведения постройки;
4) Расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.
2. Учить выполнять постройку по готовой графической модели.
3. Продолжать учить самостоятельно достраивать объект, используя знакомые приёмы строительства.
4. Продолжать учить детей анализировать объект, выделяя детали строительного материала и их пространственное расположение.
5. Закреплять правильное употребление в речи таких слов, как фасад, задняя, передняя, боковая и т.д.
6. Развивать внимание, память, воображение.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать товарищам.

Методы и приемы:
Игровой, обследование, вопросы, сравнение, поощрения, музыкальное сопровождение.

Материал:
Демонстрационный:
Контурные схемы объектов большего масштаба, чем схемы детей, расчлененные схемы тех же объектов;
Раздаточный:
Строительный набор на каждого ребенка, контурные схемы, мелкие игрушки, 2 карандаша (простой и цветной).

Дифференцированный подход:
1 подгруппа – дается нерасчлененная схема объекта.
2 подгруппа - дается частично расчлененная схема объекта.

Индивидуальная работа:
Помочь Никите Ш., Алёне С., Тане П. при возведении постройки; помочь Ксюше, Кате, Вадиму при анализе схемы.

Предварительная работа:
Чтение «Строители» С.Я.Маршака, рассматривание фотографий различных домов, экскурсии по улицам микрорайона с целью рассматривания зданий, строительство домов из строительного материала, знакомство с незаконченными схемами.

Связь с другими видами деятельности:
Развитие речи: введение в активный словарь названий строительных деталей, игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Стройка».

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.
Раздается стук в дверь.
- Ой, ребята, кто-то к нам идет. Да это Почтальон принес нам письмо. Наверно, что-то случилось.
Читаю письмо.
- Ребята, это письмо пришло от Смешариков. Нюша и Бараш пишут, что они хотели построить новые дома, но прошел дождь и на чертежах размылись некоторые линии. Смешарики очень просят помочь им разобраться с чертежами и построить новые дома. Поможем, ребята?
- Ребята, посмотрите внимательно на схемы и подумайте, что это?
- Какая часть дома изображена на схеме?
Провожу обследование схемы.
- Это дом (Обвожу рукой схему целиком).
- Из каких частей может состоять изображенный дом? (Показываю на нижнюю часть).
- Правильно. Молодцы! Что идет за фундаментом?
- Что располагается на стенах?
- Хорошо. А что еще есть у дома?
- Ребята, на наших схемах, как вы уже сказали, изображены только фасады домов, т.е. вид спереди, а что еще есть у дома, что мы не видим на этой схеме?
- А на боковых стенах могут быть окна?
- А что может быть на задней стенке?

Правильно, ребята.
- Ребята, давайте вспомним, из каких деталей конструктора мы строили с вами дома на занятиях.
- Подумайте, из каких деталей может состоять дом изображенный на схеме:
Из каких деталей можно построить фундамент?
- Из каких деталей можно построить стены дома?
- Хорошо. Из чего может быть сделано перекрытие?
- Молодцы! Какая деталь нужна для построения крыши?
- Ребята, а теперь я предлагаю вам дорисовать на своих схемах простым карандашом детали, из которых состоит дом.
Проверяю и помогаю детям, которые затрудняются в выполнении задания. Цветным карандашом в схему вносятся уточнения.
Предлагаю одному ребенку выйти и рассказать, из чего состоит изображенный на схеме дом и дорисовать схему(ребенок 2-ой подгруппы).

Никита, расскажи нам, из чего состоит дом изображенный на твоей схеме?

Молодец, ты подробно все рассказал, дорисовал схему, а все ребята проверили, правильно ли они выполнили задание.

Физкультминутка.
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился новый дом.
- Ну вот, теперь у нас есть законченные схемы и можно начинать строительство. Только не забывайте, что на наших схемах изображены только фасады домов, а мы будем строить дома целиком.

Давайте приступим к строительству домов.
- Ребята, если все дома у вас будут одинаковыми, то Смешарикам будет скучно здесь жить. Придумайте украшение для своего дома.
Во время строительства помогаю вопросами, советами. Обращаю внимание на качество выполненной постройки.
- Какие замечательные дома у нас получились. Все разные.
Вот мы строили, строили
Наконец, построили.
Посмотрите, какой дом
Всем уютно будет в нем.
Приходите, приходите,
В нашем доме поживите.
- Молодцы, ребята, вы очень постарались и помогли Смешарикам. Посмотрите, как они радуются (показываю игрушки). А теперь давайте расселять жителей города по домам, устроим новоселье. А еще Смешарики раздадут вам разноцветные кружочки. У кого все получилось, тот положит около своего домика красный кружок, желтый кружок – постройка не совсем удалась, синий кружок – совсем не справились с заданием.
Воспитатель берет в руки Смешарика.
- Я пойду посмотрю, какой дом построил Никита. Никита, сколько этажей в твоем доме? А как можно подняться на второй этаж? Кого ты поселишь в своем доме? А почему ты положил около своего домика красный кружок?
- А у кого из вас самый длинный дом, ребята? С помощью каких деталей ты построил длинный дом? Для чего ты сделал такой длинный дом? Какой кружок положил ты около своего домика? Почему?
- А еще я хочу сходить в гости к Лере. Как вы думаете, что интересного в доме Леры?
С помощью Смешариков воспитатель помогает детям обыграть постройки.
- Да, поможем. Нужно всем помогать. Особенно тем, у кого произошло несчастье.
- Это схемы домов.
- На схеме изображен фасад.
- Нижняя часть дома - это фундамент.
- Это стены.
- На стенах располагаются окна.
- У дома сверху есть крыша.
- У дома еще есть боковые стены и задняя стена.
- Да.
- На задней стенке может быть дверь.
- Из кубиков, пластин, кирпичиков, треугольных призм, брусков, полукубов.
- Фундамент можно построить из пластин.
- Стены дома можно построить из кубиков или кирпичиков.
- Перекрытие может быть сделано из пластин.
- Для построения крыши нужна треугольная призма.
Дети дорисовывают детали на своих схемах.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из пластины. На фундаменте стоят стены. Они сделаны также из пластин. На стенах располагается перекрытие из пластины. На перекрытие ставится крыша – прямоугольная призма.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из кирпичика. На фундаменте стоит стена. Стена сделана из двух кирпичиков и кубика. На стене располагается перекрытие из кирпичика. Крыша – прямоугольная призма. От дома идет дорожка к почтовому ящику. Она сделана также из кирпичика. Около дома стоит почтовый ящик. Он сделан из кирпичика и кубика.

Рывки руками вверх.
Рывки руками в стороны.
Наклоны вперед, руки на поясе.
Ходьба на месте.
Приседания.
Ходьба на месте.
Прыжки на месте.

Дети выполняют задание.

Дети разбирают кружочки нужного цвета.
- Два этажа. На второй этаж можно подняться на лифте. В моем доме есть лифт.
- Потому что у меня все получилось.
- Я удлинил свой дом с помощью кирпичиков и кубиков. В моем доме уместиться много гостей.
- Этот дом интересно украшен.

Давайте вместе повторим, с чего мы начнем строительство.
- С чего мы начнем строить свой - Начнем строить с фундамента.
- Фундамент будем строить из длинной
дом?
- Из чего будем строить фундамент?
- Как мы будем ставить пластины?
- Что мы будем строить дальше?
- Что располагается на перекрытии?
- Ребята, а из чего можно построить боковые и заднюю стены дома?
- Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем.
пластины. Положу ее на широкую длинную сторону. Затем будем строить стены из пластин.
- Две пластины поставим по краям на короткие узкие стороны и одну пластину поставим посередине также на короткую узкую сторону.

Дальше мы построим перекрытие из длинной пластины. Положим ее на стены – пластины широкой длинной стороной.
- На перекрытие мы поставим крышу. Сделаем ее из треугольной призмы.
- Из кубиков, из пластин.

Перспективное

планирование

по конструированию

старшая группа

1

Сентябрь

Занятие 1

Тема: «Дома».

Цель:

Прогр. задачи:

(3, стр. 5-12)

Занятие 2

Тема: «Дворец для сказочных героев».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр. 38-41)

Занятие 3

Тема: «Машины».

Цель:

Прогр. задачи:

Развивать внимание, память.

(3, стр. 13-18)

Занятие 4

Тема: «Мосты».

Цель:

Прогр. задачи:

(3, стр. 30-36; 5, стр.41)

Октябрь

Занятие 1.

Тема: «Новоселье кукол».

Цель: Закрепить умение детей строить мебель из деревянного конструктора.

Прогр. задачи: - продолжать учить работать вдвоём, договаривать о том, какую часть работы будет выполнять каждый;

Развивать навыки коллективной работы.

(5, стр. 161)

Занятие 2.

Тема: «Работа с конструктором».

Цель: Развивать навыки работы с конструктором.

Прогр. задачи: - учить детей разбираться в рисунках, изображающих конструкции, вместе с воспитателем определять этапы работы;

Учить доводить начатое дело до конца.

(5, стр. 106)

Занятие 3

Тема: «Город мастеров»

Цель: Учить различать и называть строительные материалы.

Задачи: - Проверить навыки строительства различных предметов мебели для кукол, самостоятельного преобразования постройки в длину и ширину в зависимости от величины кукол;

Учить работать рядом не мешая друг другу.

(5. стр26)

Занятие 4

Тема: « Дома для гостей»

Цель : Учить строить дома.

Задачи: -учить преобразовывать известную конструкцию в новую;

Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом

(5. стр30)

Занятие 5

Тема: « Выставка машин»

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;

Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;

Развивать внимание, память.

(5. стр35)

Ноябрь

Занятие 2

Тема: «Машины».

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;

Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;

Развивать внимание, память.

(3, стр. 13-18)

Занятие 3

Тема: «Мосты».

Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;

Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;

Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;

Воспитывать у детей навыки коллективной работы.

(3, стр. 30-36; 5, стр.41)

Занятие 4

Тема: «Самолеты, вертолеты»

Цель Расширять представления детей о различных летательных аппаратах.

Задачи: - формировать обобщенные представления о данных видах техники;

Развивать конструкторские навыки;

- упражнять в создании схем будущих построек

(3, стр. 18)

Декабрь

Занятие 1.

Тема: «Детская площадка или парк отдыха».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр. 104-106)

Занятие 2.

Тема: «Гирлянда».

Цель: Научить детей делать гирлянды и игрушки на ёлку.

Прогр. задачи: -;

Продолжать развивать интерес к совместному труду;

(5, стр. 69)

Занятие 3

Тема: «Письмо из цветочного города»

Цель : Учить строить простейшие здания

Задачи:

Продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;

Учить планировать постройку;

Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.

(5, стр. 76)

Занятие 4

Тема: Тема: «Мосты».(Повторение)

Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;

Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;

Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;

Воспитывать у детей навыки коллективной работы.

(3, стр. 30-36; 5, стр.41)

Январь

Занятие 2.

Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр.127)

Занятие 3.

Тема: «Роботы».

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи:

(3, стр.22-26)

Занятие 4

Тема: «Детская площадка или парк отдыха».(повторение)

Цель: Продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом.

Прогр. задачи: - продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;

Учить планировать постройку;

Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.

(5, стр. 104-106)

Февраль

Занятие 1.

Тема: «Наш микрорайон».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр. 163-166)

Занятие 2.

Тема: «Конструирование из конструктора».

Цель: Упражнять детей в конструировании из конструктора.

Прогр. задачи: - учить работать с разными видами конструктора, выполнять простые конструкции;

Закреплять навыки конструирования;

Закреплять навыки соединения деталей;

Развивать изобретательность, пространственное мышление.

(5, стр. 81-82)

Занятие 3

Тема: «Город».

Цель: Продолжать учить строить разные конструкции домов из крупного и среднего строителя в зависимости от их назначения.

Прогр. задачи: - учить строить дома по памяти, выделять основные части постройки;

Учить воплощать задуманное в строительстве;

Упражнять детей в рисовании планов;

Закреплять навыки самостоятельного строительства;

Совершенствовать конструкторский опыт, эстетический вкус.

(5, стр. 163-166)

Занятие 4

Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».(повторение)

Цель: Научить детей строить железнодорожный вокзал.

Прогр. задачи: - учить строить небольшой железнодорожный состав;

Учить объединять свою постройку в соответствии с общим замыслом;

Договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;

Развивать пространственное мышление, фантазию, воображение;

Продолжать учить работать коллективно.

(5, стр.127)

Март

Занятие 1.

Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».

Цель:

Прогр. задачи:

(4, стр. 44-46)

Занятие 2.

Тема: «Суда и корабли».

Цель:

Прогр. задачи:

Занятие 3

Тема: «Роботы».(повторение)

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи: - предложить детям построить робота по заранее созданной схеме;

Развивать конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности;

Формировать представления об объёмных телах, их форме, размере;

Развивать воображение, сообразительность, понятливость.

(3, стр.22-26)

Апрель

Занятие 1.

Тема: «Самолёты, вертолёты, ракеты».

Цель: Упражнять детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, грузовой и тд);

Способствовать развитию экспериментирования и изобретательства (стар.гр.);

Формировать обобщенные представления о данных видах техники;

Формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправить свои ошибки (подг. гр.);

Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.

(3, стр. 18-21)

Занятие 2.

Тема: «Письмо из Цветочного города».

Цель: Продолжать учить строить разные здания из крупного и мелкого конструктора.

Прогр. задачи: - продолжать учить строить по рисунку, самостоятельно планировать этапы постройки;

Сооружать различные постройки;

Самостоятельно находить конструктивные решения для завершения постройки;

Развивать творческие способности, эстетический вкус.

(5, стр.76-78)

Занятие 3

Тема: «Дома».(повторение)

Цель: Упражнять детей в строительстве различных домов.

Прогр. задачи: -уточнить представления детей о строительных деталях (кирпичик, куб, брусок, пластина, цилиндр и др.), деталях конструктора, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания);

Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы;

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.

(3, стр. 5-12)

Занятие 4

Тема: «Суда и корабли».(повторение)

Цель: Учить строить по рисунку несложные постройки морских и речных судов.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о разных видах судов (виды,функциональное назначение, особенности строения);

Упражнять в сооружении различных судов;

Развивать фантазию, внимание, память.

(5, стр. 45-49; 3, стр. 39-42)

Май

Занятие 1.

Тема: «Автозавод».

Цель: Закрепить умение детей строить машины по рисунку.

Прогр. задачи: - закреплять навыки планирования постройки;

Учить самостоятельно подбирать детали для выполнения постройки;

Закрепить умение самостоятельно строить машины по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений;

Развивать сообразительность, воображение, изобретательность.

(5, стр.130-132)

Занятие 2.

Тема: «Цирк».

Цель: Научить отражать впечатления от посещения цирка в конструировании.

Прогр. задачи: - продолжать учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый;

Воспитыватьнавыки коллективной работы.

(5, стр. 181)

Занятие 3

Тема: «Дворец для сказочных героев».(повторение)

Цель: Научить строить красивый дом - дворец.

Прогр. задачи: - находить необычные конструктивные решения;

Самостоятельно находить детали для украшения дворцов;

Учить творчески подходить к решению конструктивных задач;

Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.

(5, стр. 38-41)

Занятие 4.

Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».Повторение

Цель: Упражнять детей в конструировании по замыслу.

Прогр. задачи: - развивать детское творчество, конструкторские способности;

Умение самостоятельно организовывать свою работу;

Выполнять разнообразные интеллектуальные действия;

Закреплять умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

(4, стр. 44-46)

Список используемой литературы:

    М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-М.:Мозаика – Синтез, 2005.

    Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозика-Синтез, 2008.

    Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение; Владос, 1994.