Десятый месяц жизни ребенка. Двигательная активность может иметь индивидуальные отличия. Режим дня и время сна

В среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой , так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь .

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев . Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба , а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на десятом месяце

Если к концу десятого месяца ребёнок:

  • не сбрасывает игрушки со стола;
  • не может махать головой в знак отрицания или согласия;
  • не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
  • не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.

Малышу исполнилось 10 месяцев, физическое, эмоциональное развитие продвигается ускоренными темпами. Ребёнок меньше спит, требует внимания, охотно контактирует с близкими людьми.

Малыш уже не такой беспомощный, ежедневный уход понемногу отходит на второй план. Гигиенические мероприятия обязательны, но общение, приобретение навыков, физическое развитие занимают всё больше времени. Возраст 10 месяцев – трудный, но интересный период для родителей. Радость от общения с подросшим ребёнком заставляет забыть об усталости.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев

Ребёнок становится активнее, с интересом изучает мир вокруг себя. Кроха внимательно наблюдает за взрослыми, концентрирует внимание на определённых предметах, увлечённо занимается с определённым предметом или игрушкой.

Чем больше внимания вы уделяете эмоциональному контакту, тренировке речи, общаетесь с крохой, тем интенсивнее будет развитие. Детки, не получающие достаточно внимания в этом возрасте, зачастую отстают от сверстников.

Физическое развитие ребёнка

Что умеет малыш:

  • активно ползает, часто с высокой скоростью, опираясь на руки и коленки;
  • хорошо сидит даже без поддержки и опоры на ручки;
  • легко встаёт без посторонней помощи из положения сидя;
  • пытается делать первые шаги, учится крепко стоять, цепляясь за ноги родителей, мебель;
  • иногда кроха отпускает ручки, стоит, делает шажок – другой без опоры;
  • малыш двигается при поддержке за ручки, пытается достать игрушку, упавшую на пол, цепляясь за мамин или папин палец.

Важно! Ребёнок плохо сидит без поддержки, качается, подолгу лежит, вяло двигается? Посетите педиатра, расскажите о низкой двигательной активности. Зачастую для решения проблемы, укрепления мышц достаточно услуг опытного массажиста. Целенаправленное воздействие на биологически активные зоны улучшит мышечный тонус. Отличное дополнение – специальная гимнастика, которую родители проводят дома.

Эмоциональное развитие

Особенности:

  • в 10 месяцев родители замечают, что рядом с ними не беспомощный человечек, мирно посапывающий в кроватке большую часть дня, а маленькая личность со своим характером и запросами;
  • ребёнок понимает несложные слова, короткие фразы. Среди лепета можно различить правильные слоги, псевдослова (бутя – бутылочка, ав-ав – собака), которыми ребёнок заменяет сложные понятия. Чем чаще вы разговариваете с крохой, тем активнее развивается речь;
  • проговаривайте по два-три раза одну фразу, избегайте длинных, труднопроизносимых слов. Откажитесь от постоянного «сюсюканья», коверкания слов: ребёнок запомнит неправильные названия предметов, позже переучивать сложно;
  • малыш понимает настроение родителей и окружающих, знает, когда его хвалят или ругают. Иногда проявляются приступы ревности, если мама в гостях уделяет внимание другому ребёнку;
  • при правильном развитии кроха выражает привязанность к родителям, близким, особенно выделяет «любимого взрослого»;
  • некоторые детки спокойно относятся к горшку, понимают, чего от них хотят. Оптимальное время для приучения к полезному приспособлению – 12–18 месяцев, но если малыш не сопротивляется, ненадолго высаживайте на горшок в 10 месяцев. Обязательное условие для обучения – окрепшие мышцы спины: ребёнок уверенно сидит без поддержки;
  • детки интересуются игрушками, предметами, исследуют содержимое ящиков, запоминают расположение вещей в комнате. Кроха изучает свойства каждой игрушки, не просто грызёт или стучит, а пытается собрать/разобрать её. Отличный вариант для изучения цветов, формы, развития внимания – обычная пирамидка с яркими кольцами. Стройте вместе домик из лёгких, не слишком больших, кубиков, изучайте картинки в книге (подходят крупные, чёткие изображения животных, овощей, фруктов);
  • при достаточном уровне психоэмоционального развития детки копируют поведение родителей, запоминают действия, воспроизводят их. Например, мама говорит по телефону, что-то увлечённо рассказывает. Малыш непременно заинтересуется. Дайте в руки детский гаджет с кнопками и музыкой (конечно, игрушечный, без вредного излучения). Ребёнок по-своему будет «говорить» по телефону, копировать движении мамы;
  • появляются вкусовые пристрастия, маленький человечек выделяет одежду, которую носит с удовольствием. Психологи советуют поощрять стремление к выбору: так ребёнок учится проявлять своё мнение, развивается психика;
  • при соблюдении режима дня десятимесячный малыш привыкает к распорядку, запоминает, что после еды будет прогулка, а после вечернего купания – сказка и сон.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • о правильном развитии свидетельствует понимание простых вопросов, выполнение просьб и команд. Например, при вопросе: «Где папа?», – кроха ищет глазами одного из родителей, улыбается, часто просится на руки. Психологи советуют подкреплять просьбы действиями. Например, мама говорит: «Дай маме чашку», – сразу протягивает руку, затем хвалит за правильное выполнение. Повторение приёма закрепляет навыки поиска, концентрации внимания;
  • в 10 месяцев малыш становится чувствительным к переменам. Мама, ушедшая из дому без предупреждения и традиционного ритуала прощания, любимый медвежонок, забытый в гостях, расстраивают деток, доводят некоторых до истерики/горького плача.

Важно! Ребёнок слабо проявляет эмоции, безучастно относится к родителям, равнодушно смотрит на других деток? Возможно, наблюдается задержка развития. Иногда погружение в себя, долгие занятия с одним предметом, отстранённость от мира свидетельствуют о детском аутизме. Обязательно проконсультируйтесь педиатром, неврологом, психологом. Раннее выявление проблемы даёт больше шансов на успех терапии.

Правила питания

Повзрослевший малыш кушает многие виды пищи, проявляет разборчивость при выборе блюд. Исчезает разница между продуктами для прикорма, которые получает грудничок и малыш – «искусственник». Родители должны готовить не только вкусную, но и полезную пищу.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев? Основные правила:

  • нельзя давать еду с общего, «взрослого» стола;
  • запрещены специи, острые, жареные, кислые блюда, копчёности, соленья, грибы, шоколад;
  • готовите пищу на пару, запекайте, отваривайте. Паровые блюда содержат максимум витаминов;
  • избегайте крупных кусков, жёсткого мяса. Сочетайте протёртые блюда с более твёрдой пищей;
  • исключите из меню продукты, часто вызывающие у деток аллергические реакции;
  • предлагайте порции согласно возрасту, красиво оформляйте блюда;
  • не превращайте еду в баловство, откажитесь от спектаклей и сказок, лишь бы заставить кроху съесть ещё пол-ложечки;
  • не перекармливайте маленького человечка. Ожирение, плохой аппетит, отвращение к еде, тарелка с кашей на полу, капризы – ответ малыша на излишнее внимание к приёму пищи, частая реакция на кормление, если кроха не голоден.

Полезные блюда и меню для ребёнка в 10 месяцев:

  • овощное пюре из тыквы, кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Оптимальное количество – 110–130 г;
  • овсяная, кукурузная, гречневая каши. Манку давайте реже: много углеводов, мало витаминов;
  • масло: сливочное – до 10 г, растительное – не более двух чайных ложек за день;
  • соки (60 мл), фруктовое пюре из слив (если нет расстройства стула), зелёных яблок, черники, груш – 50–60 мг;
  • рыбные котлеты, фрикадельки на пару. Объём небольшой: достаточно 1–2 маленьких рыбных шарика, чтобы не спровоцировать аллергию;
  • тушёное, варёное мясо в виде паровых котлет, фрикаделек. Подходит кролик, курица, нежирная говядина, телятина. Постная свинина – 1 раз в неделю, не чаще;
  • творог – 50 г за день. Слишком большие порции творожка (много кальция) усиливают нагрузку на почки, особенно, в сочетании с кефиром, свежим молоком;
  • соблюдайте питьевой режим. Кроме соков, давайте несладкий компот, кипячёную водичку. При расстройстве стула, склонности к запорам полезны травяные отвары (после консультации у педиатра).

Полезные советы:

  • если в 6–7 месяцев вы излишне опекали кроху, не предлагали ложку, наверстайте упущенное;
  • ребёнок часто подражает взрослым: на этом и сыграйте. Купите пластиковую ложечку, столик для кормления, покажите, как пользоваться столовым прибором;
  • родители должны правильно держать ложку, чтобы кроха повторял за ними. Конечно, не всё сразу получиться, каша будет не только на лице, «слюнявчике», вокруг столика. Постепенно малыш научится крепко держать ложку;
  • главное: показать, что еда – это простой процесс, благодаря которому организм нормально растёт и развивается. Не разрешайте баловаться, играть с едой, специально разливать суп или сок;
  • кроха играет за столом? Значит, он наелся. Прекратите кормление, уберите еду. Постепенно малыш запомнит, как нужно вести себя за столом;
  • приготовьтесь к капризам и сопротивлению: некоторые детки долго играют на нервах, не слушают, намеренно дразнят маму, балуясь за столом;
  • наберитесь терпения, во время кормления уберите «лишних» людей из кухни. Театрализованное действие, бабушки, суетящиеся вокруг крохи – это лишний раздражитель, мешающий спокойному приёму пищи.

Рост и вес

Особенности:

  • тело подросшего ребёнка к десяти месяцам становится пропорциональнее;
  • набор веса, рост слегка замедляются;
  • средние показатели для девочек: вес – от 8 до 10 кг, рост от 69 до 75,4 см, для мальчиков: вес – 8,3–10,9 кг, рост от 69 до 77 см.

Разница зависит от многих факторов: роста, веса при рождении, качества питания, индивидуальных особенностей, наследственности.

Что делать, если у ребенка часто идет ? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения ринита у детей описаны странице.

По адресу прочтите о том, как распознать детский аутизм и как с этим бороться.

Сон

Соблюдение режима дня укрепляет здоровье, ребёнок привыкает к порядку. При повторении определённых процедур и действий складываются чёткие биоритмы для каждого вида занятий.

Здоровый сон – обязательный элемент в распорядке дня.

Особенности:

  • дневной сон – дважды, продолжительность – около двух часов каждый раз. Недосыпание отрицательно сказывается на наборе веса, увеличении роста, физическом развитии, здоровье нервной системы;
  • если кроха мало спит днём, он вряд ли проспит ночью подряд оптимальные, для его возраста, 12 часов. Создайте хорошие условия для отдыха, днём выезжайте на прогулку, чтобы малыш поспал на воздухе;
  • укладывайте спать десятимесячного малыша не позже 22 часов, утром подъём в 6–7 часов. Реже нарушайте режим: вы сами создадите проблемы для себя и малыша.

Ориентируйтесь на показатели психоэмоционального развития ребёнка в 10 месяцев, проверяйте, все ли навыки освоил малыш. При небольшой задержке не волнуйтесь: все детки имеют индивидуальные особенности.

Если маленький человечек сильно отстаёт в развитии, не сидите, сложа руки. Просите помощи у педиатра, психолога, детского невролога. Читайте полезную информацию по теме, общайтесь с другими мамочками: наверняка вы получите полезные советы.

Больше полезной информации для родителей в следующем видео:

Началась последняя четверть года - время интенсивного психического развития ребенка. Неуемное любопытство заставляет его вставать на ножки, тянуться к незнакомым предметам, активнее действовать руками, а «овладение» пространством, совершенствование мелких движений кисти расширяют мир его представлений и понятий. Снова и снова действует закон плодотворнейших обратных связей «моторика - психика».

Десятый месяц – это время интенсивного психического развития малыша. Темпы роста замедляются: вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8,5 до 10 килограммов, рост в среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой, так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь.

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев. Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Pубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба, а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит.

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства

Если к концу десятого месяца малыш:

не сбрасывает игрушки со стола;
не может махать головой в знак отрицания или согласия;
не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.

Новости купания

Физическое и психическое развитие малыша отчетливо проявляется в его отношении к купанию. После 3-4 месяцев он уже не сопротивляется при опускании его в ванночку. В 6-7 месяцев принимает активное участие в купании. Сам протягивает для мытья то ручку, то ножку. Любит барахтаться, плескаться в воде, громко смеется и лепечет.

С десятого месяца активность ребенка столь велика, что даже мешает спокойно проводить купание. Он стремится превратить купание в новую игру. Старается поймать рукой лицо или волосы наклонившейся матери, хватается за губку, плавающие игрушки, поднимает ручки на голову, когда губкой или махровой варежкой натирают ему тельце, и кричит, когда его намереваются вынуть из ванны.

Меняются с возрастом и правила купания. Во втором полугодии малыша нужно купать через день. Но если позволяют условия, то желательно продолжать купание ежедневно. Ребенок купается сидя. Намыливанию предшествуют теплая ванна с водоплавающими игрушками.

Не хотят купаться (это, правда, бывает редко) лишь дети, которых однажды погрузили в более горячую или холодную, чем обычно, воду. «Тепловая» память у малышей очень развита, поэтому они долго не могут забыть эту ситуацию и боятся воды. Иногда десятимесячный ребенок отказывается садиться в ванне. Причины этого явления неизвестны. И, хотя это непедагогично, советуем некоторое время пойти на поводу у малыша и мыть его стоящим, под дождиком из лейки.

Как и прежде, ванночка малыша должна использоваться только для купания. Все купальные принадлежности должны содержаться в чистоте, периодически (один раз в неделю) кипятиться или обдаваться крутым кипятком. Поролоновые губки использовать не следует, так как их нельзя кипятить.

При купании сидящего ребенка сначала протирается губкой или махровой варежкой лицо без мыла. Затем детским мылом моется голова. Чтобы мыло не попало в глаза, нужно смывать его, наклонив голову назад. Потом намыленной губкой или варежкой моются конечности и туловище. В заключение процедуры ребенок окатывается чистой водой из кувшина.

Последнее очень нравится детям. Окатывание хорошо еще и тем, что, отвлекая ребенка, позволяет ему без сожаления расстаться с уютным теплом ванны. После ванны тельце можно уже не только промокать, но и растирать мягким полотенцем. Волосы расчесывать мягкой индивидуальной детской щеткой или частым гребнем. Купание обычно завершает дневное бодрствование и служит переходным этапом к ночному отдыху.

Сон и бодрствование

Теперь ребенок не только бодрствует иначе, чем раньше, он и спит не как раньше! Меньше, и нередко беспокойнее. Ему уже нетрудно менять положение в кровати, и вот новая проблема: постоянно сбрасывает с себя одеяло. Можно закрепить его края под матрацем, хотя это и не очень надежно - ребенок ухитряется выползти и улечься сверху. Попробуйте дополнить гардероб малыша ночной рубашкой. Она должка быть длинной, внизу ее можно застегнуть на пуговицы, чтобы получилось подобие спального мешка. Взрослому, чтобы уснуть, хочется укутаться потеплее, а вот дети лучше засыпают, если в комнате прохладно и они не слишком укутаны.

Не забывайте перед сном проветривать комнату. Попробуйте укладывать ребенка сначала без одеяла, а потом, когда он, перестав копошиться, уснет, осторожно укрыть.

Редкий ребенок этого возраста спит спокойно всю ночь. Но один, повертевшись, снова засыпает сам, к другому приходится подойти, и не раз.

Особенности сна - зеркало особенностей ребенка, его характера, темперамента, состояния нервной системы. Во сне, или в связи со сном, иногда проявляются ранее не замеченные в бодрствовании тонкие симптомы неврологических расстройств. Если что-либо в этом плане вас беспокоит, покажется необычным - покажите ребенка детскому невропатологу. Нередко малыш трудно засыпает - это может быть проявлением нервного заболевания, но очень часто причина гораздо проще: ребенка слишком поздно укладывают на второй дневной сон, и он просто не успевает «нагуляться».

Промежуток между окончанием дневного и началом ночного сна должен быть не меньше четырех часов. А за два часа до ночного сна надо прекратить всякие бурные развлечения, заигрывания с ребенком, тормошение и подбрасывание, что обычно любят проделывать пришедшие с работы папы.

Иногда, чтобы ребенок спокойнее уснул, приходится несколько изменить режим его питания и дать незадолго до сна не кефир, а что-то поплотнее, например, кашу.

Бывает, и довольно часто, родителей беспокоит, что их ребенок спит с полузакрытыми глазами. Это может быть его индивидуальной особенностью, а иногда даже семейной, выясняется, так спит кто-то из родителей. Но присмотритесь симметрично ли опущены веки? Если одно всегда выше, другое - ниже, можно думать об остаточных явлениях какого-то воспалительного процесса, захватившего и лицевой нерв. Он мог пройти незамеченным. Такое подозрение подкрепляется, если, присмотревшись, вы обнаружите, что и в бодрствовании, и в моменты плача появляется асимметричная гримаса. Заочно ничего не скажешь. Ребенка должен обязательно посмотреть невропатолог.

Мамы тревожатся, когда видят, что во сне ребенок вздрагивает. Но когда и как? Если вздрагивает только при внезапном громком стуке, телефонном звонке, это естественно, если вздрагивает засыпая и перед тем как проснуться, - это тоже естественно, потому что в такие моменты отдельные группы мышц расслабляются или напрягаются неравномерно, не все сразу. А вот если он вздрагивает среди ночи, причем вздрагивания идут сериями -по 2-3 или даже по 5-6 подряд, требуется консультация невропатолога.

Обычно больше следят за тем, как ребенок засыпает, а не за тем, как он просыпается. А ведь это тоже очень важный момент, который много говорит о характере малыша, его самочувствии, состоянии нервной системы. Если просыпается с улыбкой, веселый и жизнерадостный, можете быть за него спокойны! А если всегда с плачем, криком, недовольный, капризный, надо озаботиться - что с ним.

Иногда так ведут себя дети, которые по необходимости - или без нее - выросли буквально на руках, привыкли к ощущению постоянного материнского тепла. Как же: вдруг проснулся, а ничего этого нет?

Страх, тревога, отчаяние! Не надо закреплять этот рефлекс. Мама примерно знает, когда ребенок проснется, и необходимо оказаться к этому моменту рядом, взять малыша на руки, согреть, приласкать, успокоить, чтобы он не успел расплакаться и чтобы пробуждение его было приятным.

Причиной утреннего плача может быть головная боль. Она случается с детьми, у которых повышено внутричерепное давление: ночью при долгом лежании ухудшается отток крови из полости черепа, происходит застой венозной крови. И здесь уже, конечно, требуются лечебные меры.

Родителей пугает и другое явление: во время бодрствования ребенок вдруг широко раскрывает глаза, так, что над зрачком становится видна белая полоска глазного яблока. Обычно это реакция на стук, резкий хлопок, неожиданно зажженный свет. Так бывает и у взрослого, и само по себе это не страшно. Не если, плюс к тому, ребенок плохо засыпает, спит беспокойно, просыпается недовольный, если при плаче у него дрожат ручки - налицо уже набор симптомов, или, как говорят врачи, симптомокомплекс, и он требует внимания.

Мало или много спит ваш малыш? Вопрос непростой, потому что здесь стандартов нет, у каждого своя потребность в сне. В среднем, на десятом месяце ребенок спит два раза днем по полтора-два часа и десять часов ночью. Но если, проспав ночью всего восемь часов, ребенок просыпается бодрым, веселым, с хорошим настроением и аппетитом, значит, он спал как раз столько, сколько ему требуется. Ориентир -- не общие нормы, а комфортное состояние именно вашего малыша!

Гимнастика от 9 до 12 месяцев

Обязательно занимайтесь с ребенком гимнастикой каждый день! Занятия помогают ему увереннее сделать свои первые шаги. Они способствуют закаливанию, ведь в это время малыш раздет. Еще одно неоценимое достоинство - мамины прикосновения. Физический контакт с матерью, да и с отцом тоже, создает у ребенка чувство защищенности, успокаивает, вызывает целую гамму положительных эмоций.

1. Круговые движения руками - выполнять с кольцами.

2. Поднимать выпрямленные ноги. Положите ребенка на спину и, держа на высоте его пока выпрямленных ног гладкую палочку или большую яркую игрушку, побуждайте, подняв ножки, коснуться ее. В первый раз помогите ему; еще два-три раза - и он, вероятно, с удовольствием проделает это сам.

3. Топанье. Малыш лежит в том же положении - на спине. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, стопы упираются в стол. Приговаривая «топ-топ-топ», покажите как можно топать по столу. Получается что-то вроде бега на месте.

4. Поворот со спины на живот. Для стимула можно использовать привлекательную игрушку, располагая ее то справа, то слева, чтобы ребенок повернулся несколько раз в обе стороны. Он уже понимает или очень скоро начнет понимать вашу просьбу: «Повернись на животик» и ваши поощряющие слова: «Хорошо, молодец, очень хорошо!».

5. Вставание на ноги из положения лежа на животе. Дайте в руки малышу кольца и, легко потягивая за них, помогите ему встать сначала на колени, а потом и на ноги.

6. Наклоны и выпрямления туловища. Поставьте ребенка, прислонив его спиной к себе, одной рукой придерживая колени, другой - живот. Положите у его ног удобную для захватывания игрушку и предложите достать ее и выпрямиться. Упражнение повторите два-три раза.

7. Присаживание. Положив ребенка на спину и слегка придерживая ладонью ножки ниже коленей, предложите ему два-три раза сесть.

8. Сгибание и разгибание рук в положении сидя (а позднее - стоя). Это упражнение тоже хорошо делать с кольцами -- вы держитесь за них вместе с ребенком и, потягивая, попеременно сгибаете его руки 6-8 раз.

9. Приседание. Поставьте ребенка лицом к себе и, придерживая за кисти полусогнутых в локтях рук, предложите ему несколько раз присесть. Позднее и это упражнение можно будет выполнять с кольцами.

10. Присаживание. Попробуйте, уже не придерживая малыша, помочь ему сесть из положения на спине, потягивая за кольца или палочку, которую он держит. Закончить занятие можно упражнением «мостик». Положив ребенка на спину и обхватив одной рукой стопы, медленно сгибайте его под прямым углом. Затем другую руку подведите под поясницу и слегка приподнимите его вверх и вперед так, чтобы малыш прогнулся, опираясь на стопы и затылок. Упражнение достаточно сделать два раза.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
воспринимает шутки в свой адрес;
выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
радуется играм-забавам;
вставляет один предмет в другой;
предпочитает мелкие предметы крупным;
при помощи одного предмета достает другой;
сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
сидит, ползает, ходит у опоры;
спокойно расстается с грудью;
жует мелок порезанную пищу;
проявляет активный интерес к другим детям.

10 месяцев ребенку - это особенная дата, как для родителей, так и для малыша. Многие дети в этом возрасте начинают ходить, а также стремительно быстро развиваться и совершенствовать другие навыки. Если раньше ваш ребенок играл на полу или в манеже и ему этого вполне хватало, то теперь вам необходимо обустроить больше места, где малышу будет удобно и комфортно. Ведь сейчас он тратит много энергии.

Почему этот возраст так важен?

Развитие и играют немаловажную роль в его правильном воспитании и восприятии жизни в целом. в таком возрасте практически не меняется, но теперь малыш с большим интересом познает окружающий мир, изучает новые игрушки, контактирует с другими детками.

Важно начать прививать ребенку определенные умения. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок учился повторять конкретные звуки и слоги. Когда достигает ребенок 10 месяцев, развитие его стремительно прогрессирует. Он заинтересован в познании окружающего мира и приобретении новых навыков.

Как правило, в 10 месяцев ребенок уже умеет сидеть, поэтому было бы не лишним начать приучать малыша к горшку. Если ему не понравится ваша идея, не стоит повышать голос, пытаться заставить сесть силой. Пусть он поиграет, познакомиться и, возможно, подружится с ним, так будет проще в дальнейшем при очередной попытке приучить его к самостоятельности.

Развитие и питание ребенка в 10 месяцев должны быть под контролем мамы, так как это особенный этап в жизни малыша. Старайтесь покупать для него как можно больше развивающих игрушек. Это может быть детское пианино, которое при нажатии клавиш издает определенный звук, мячики, шары и другие развлечения, помогающие познавать ему окружающий мир.

Достижения и навыки

Каждая мама переживает о том, достаточными ли навыками обладает ребенок в 10 месяцев. "Что умеет делать малыш?" - это главный вопрос, который её беспокоит.

К необходимым физическим навыкам малыша относится:

  • увеличение роста на пару сантиметров;
  • увеличение веса на 400-450 г.

К сенсорно-моторным навыкам:

  • имеет навыки хождения;
  • самостоятельно садится с положения «стоя»;
  • самостоятельно становится на ножки;
  • держит игрушку двумя руками;
  • активно ползает.

К интеллектуальным навыкам:

  • повторение нескольких слов подряд;
  • проявление интереса к новым игрушкам (кубики, колечки);
  • исследование окружающего мира становится всё более увлекательным - малыш всё чаще трогает ручками посторонние предметы, открывает баночки и ящички, исследуя, что же находится внутри.

К социальным навыкам:

  • игры с водой во время купания;
  • малыш реагирует на музыку, начинает танцевать;
  • отвечает на вопросы «на своем языке»;
  • может имитировать чужой смех или выражение лица.

Рацион малыша

Развитие и питание ребенка в 10 месяцев требует особого внимания. Рацион в 10 месяцев остается неизменным в режиме и в количестве. Ребенок по-прежнему нуждается в полноценном пятиразовом кормлении. В таком возрасте деток потихоньку переводят на общий стол. Теперь карапуз может, конечно, с некоторыми исключениями, есть то же, что и вы.

Постарайтесь по максимуму в 10 месяцев для малыша. Оно должно быть калорийным, разнообразным и полезным, содержать витамины, белки, углеводы и жиры. Но имейте в виду, что давать деткам жареное в таком возрасте категорически запрещено. Пищу отваривайте или готовьте на пару.

Если 10 месяцев ребенку, необходимо включать в рацион не только пюре из фруктов и овощей, но и небольшие кусочки. У большинства детишек этого возраста уже есть примерно 6 зубиков, поэтому они с легкостью могут жевать банан, абрикос, отварные овощи, хлеб.

Питание малыша пока еще должно включать в себя грудное молоко или молочную смесь. Но количество за один прием необходимо уменьшить до 200-250 мл.

Меню ребенка в 10 месяцев должно выглядеть примерно так:

  • 1 кормление: молочко мамы или смесь, 50 грамм пюре из фруктов.
  • 2 кормление: молочная каша, 50 грамм творога.
  • 3 кормление: суп из овощей с белым хлебом (10 грамм), овощное пюре, паровая котлета, фруктовый сок или кисель (50 мл).
  • 4 кормление: кефир (100-150 мл) детское печенье (10-15 грамм), сырые тертые овощи (50 грамм), пюре из фруктов.
  • 5 кормление: кефир.

Распорядок дня

Распорядок дня 10-месячного ребенка должен включать в себя сон, кормление и игры. Как правило, днем малыш должен спать не менее 2 часов. Ночной отдых должен быть около 11 часов. Будьте внимательны, приучайте ребенка к установленному распорядку. Укладывайте его спать в определенные часы.

Когда ваш ребенок бодрствует, займите его развивающими играми. Пусть это активное время продлится у него 2-3 часа. Необходимо часто проветривать комнату малыша (до 5 раз), при этом температурные значения должны быть не менее 20 градусов.

В 10 месяцев ребенку, как и в любом другом возрасте, обязательно нужны прогулки на свежем воздухе, купание в ванночке, гимнастические упражнения - все эти рекомендации помогут сочетать приятное с полезным.

В комплекс массажа можете включить следующие упражнения:

  • спины;
  • живота;
  • сгибание и разгибание ножек;
  • движения ручками по кругу;
  • приседания (конечно, не без помощи мамы).

Игры и развлечения

Для возраста 10 месяцев подойдут практически все виды занятий, как спокойные игры, так и активные.

Попробуйте развлечь ребенка одной из полезных забав:

  • Мультфильмы. Подойдет любой развивающий ролик, который поможет малышу научиться разговаривать.
  • Рисование. Пальчиковые краски - как раз то, что нужно.
  • Красочные издания. Картонные изделия помогут оставить книгу целой и невредимой, а яркие картинки завлекут ребенка в сказочный мир.
  • Игрушки. Лучше выбирать те, которые двигаются. Это может быть заводная кукла или машинка.

Так постепенно кроха приучится играть некоторое время самостоятельно, чтобы иногда давать маме заняться собственными делами.

Рост и вес 10-месячного ребенка

Рост и в этом возрасте достигает 74-76 см и примерно 10 кг. Эти показатели у мальчиков и девочек разные. Если у вас барышня, то весить в этом возрасте она будет примерно 9 кг, а рост ее составит около 73 см. Вес 10 кг в сочетании с ростом приблизительно 75 см - когда у вас мальчик.

10 месяцев для малыша - это очень активный период его роста. Хоть темпы для каждого ребенка индивидуальны, родителям нужно быть очень внимательным к параметрам малыша. Ведь не всегда активное является плюсом и показателем зрелости.

Если отклонение от средних показателей 600-700 грамм - это нормально. В случае, когда 1,5-2 кг - свидетельствует о том, что у ребенка перевес или недовес. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, если заметили отклонения.

Здоровье

Ребенок начал ходить - значит, родители будут переживать по поводу развития плоскостопия у малыша. Необходимо приобретать для него обувь с анатомической стелькой. Это поможет избежать плоскостопия в будущем. Выбирайте удобную и «дышащую» обувь с крепким задником, нескользкой подошвой. Также необходимо следить, чтобы она не слишком сжимала ножку, а даже была немного свободна.

Обезопасьте малыша, убирая на его пути различные предметы, которые могут нанести вред. Это касается острых и тяжелых предметов, огня.

Не забывайте заниматься развитием ребенка, делайте ему массаж, чаще играйте и гуляйте на свежем воздухе. Общую тенденцию отмечают многие мамы, у которых есть ребенок 10 месяцев. Развитие малыша идет ускоренными темпами: активный исследователь стремится познать неизведанное, узнать всё больше и больше нового.

Способствуйте первым шагам малыша. Покупайте удобную обувь для формирования стопы. Возможно, он не сразу захочет надеть туфельки или ботиночки. Пусть карапуз немного привыкнет к ним, поиграв заранее.

Итак, развитие и питание ребенка в 10 месяцев - это период особенный и очень важный не только в жизни малыша, но и его родителей. Чем самостоятельнее он становится, тем больше времени должны посвящать ему взрослые. Развивающие игры, прогулки, режим дня и правильное питание - всё это поможет малышу в формировании его личности.

Просмотры: 1 789

В десять месяцев своего формирования ребенок уже довольно многое умеет и осознает. Наверняка Вы уже стали замечать, как ваш малыш проявляет свою индивидуальность в познании этого мира. Он стремится стать самостоятельным, у него формируется свой характер. Малыш становится активным в движениях, громко агукает или же напротив: он очень сосредоточен в своих действиях. Все верно. В 10 месяцев ребенок пытается копировать все, что Вы делаете. И делает это он целеустремленно, а если ему помешать – начнутся возмущения.

В процессе своего развития ребенок проявляет достаточную активность. По этой причине, если провести параллель с прошлыми месяцами, прибавка в весе ребенка постепенно снижается. За десятый месяц формирования малыш набирает в весе около 300-450 г, в росте – примерно 1-1,5 см. Уже в 10-месячном возрасте вес ребенка составляет 8,5-10 кг, а рост – 71-74 см.

Навыки, приобретенные малышом в 10 месяцев своего развития

Что же умеет наш малыш, достигнув десяти месяцев?

  1. Ребенок становится на ножки и стоит без применения какой-либо опоры. Если Вы возьмете своего малыша за одну руку, то он будет пытаться самостоятельно передвигаться.
  2. Он, стоя на ножках, может сесть самостоятельно без Вашей помощи.
  3. Достаточно уверенно берет и держит в обеих ручках предметы: например, чашку двумя руками, а ложку – одной. Изучил и полностью освоил хватание вещей двумя пальчиками. Иногда ребенок предпочитает использовать лишь одну руку. В этом случае не нужно малыша отучать от использования именно той руки, которая ему предпочтительнее.
  4. Большинство детишек в данном возрасте уже достаточно хорошо ползают на четвереньках. Во время движений у ребенка постоянно развивается координация, он может ползти куда захочет. В данном случае Вам стоит его обезопасить.
  5. В 10 месяцев необходимо учить ребенка правильно слазить с дивана. Сначала ребенок должен поворачиваться попой к его краю, а затем свешивать ножки.
  6. Он старается копировать все Ваши движения: самостоятельно открывает и закрывает дверцы шкафов, в комоде выдвигает и задвигает ящики.
  7. Если Вы покажете ему, куда следует катать мячик, он с интересом это сделает и поползет вслед за ним.
  8. В 10 месяцев ребенку очень хорошо удаются различные манипуляции с несколькими предметами. Он может при помощи какой-либо вещи достать ту, которая его заинтересовала: например, скатить со стола мяч при помощи палочки.
  9. Стоя в своей кроватке и держась ручками за перила, ребенок может приседать и подпрыгивать, а также передвигаться по ее периметру.
  10. К концу 10-го месяца у ребенка уже могут вырасти четыре зубика (центральные резцы): два верхних и два нижних. Однако, если зубки еще не появились – не беда. До года они обязательно вырастут.

Психическое развитие ребенка

  1. Многое из того, что Вы говорите, ребенок в 10 месяцев уже понимает. Он пытается повторять простые слова и пальцем показывает на объекты, которые называет.
  2. В таком юном возрасте детишки начинают понимать некоторые шутки.
  3. Малыш пытается подражать родителям: тянет в рот ложечку, пытается разговаривать по телефону, поднося его к уху.
  4. Во время общения пытается жестикулировать: при прощании машет рукой, обнимает.
  5. Ребенок в этом возрасте уже понимает запреты, похвалу, а также может выполнять простые требования взрослых.
  6. Осознанно раскидывает везде предметы, может разрушить построенную игрушечную пирамидку.
  7. Проявляет интерес к другим малышам, хочет их потрогать, протягивает свои ручки.
  8. Пытается найти вещь, которую спрятали от него. Знает, где находятся его игрушки.
  9. Моторика рук ребенка постоянно находится в развитии. Он уже осознанно разжимает и сжимает пальчики. Ему подвластны основные функции: ручки крепко держат спинку кровати во время подъема на ножки.

Тест на формирование малыша в 10-месячном возрасте

Определяем правильное развитие малыша:

  1. В 10 месяцев малыш должен без помощи родителей садиться, вставать, держась за опору, ползти за игрушкой, двумя пальчиками брать вещь.
  2. Ребенок должен говорить короткие слова, а также понимать, что означают некоторые из них. В 10-месячном возрасте малыш должен пробовать повторять за родителями, в среднем, около восьми слов. Его речь должна быть не монотонной.
  3. Ребенок должен голосом и жестами (махи руками, качание головой) привлекать к себе внимание.
  4. Младенец должен уметь выполнять простые просьбы, такие как «возьми» и «дай».

Процесс кормления ребенка в 10 месяцев

Днем ребенок должен питаться обычными продуктами. Грудное молоко необходимо давать перед сном и после, а также дополнительно после кормления вместо воды и сока – 30-50 г. В десятимесячном возрасте ребенку в сутки необходимо 600-700 г молока, поэтому смеси либо грудного молока будет достаточно для первого и последнего кормления. В процессе одного кормления ребенок кушает 200-250 мл.

Также малышу необходимы витамины, белки и жиры в большом количестве. В связи с этим питание у ребенка должно быть достаточно сбалансированным. Еду необходимо варить, а лучше приготовить на пару, жареную пищу полностью исключить. При наличии зубиков следует давать малышу маленькие кусочки банана, персика, картофеля для жевания. Пюре можно измельчать вилкой, а не в блендере как раньше. Также необходимо постепенно вводить в рацион новые продукты.

Бодрствование и сон: режим дня малыша

Режим у малышей остается неизменным примерно до 1-1,5 лет: ночью они спят до десяти часов, днем – два раза по 1,5-2 часа. Очень важно родителям приучить своего малыша к определенному режиму питания и сна. В этом случае он будет кушать с аппетитом и не будет уставать.

Помощь в развитии малыша

Даже если ваш малыш ползает и пытается ходить самостоятельно, не переставайте носить его на руках. Хотя бы в течение одного часа в день носите малыша, разговаривая с ним. Пойте ему песенки, улыбайтесь, говорите, как вы его любите.

Беседуйте с малышом так, будто ему все ваши слова понятны. Реагируйте на его лепетание, поддерживая разговором. При этом не используйте сложные слова и длинные предложения, не говорите сильно быстро.

Малыш уже понимает некоторые шутки. Постоянно развивайте в нем чувство юмора.

Все малыши воспринимают любую игру за реальность. Помните об этом.

Обеспечьте простор в доме для того, чтобы ребенок мог спокойно ползать. В доме необходимо следить за чистотой, изолировать от малыша все опасные предметы. Рассказывайте ребенку об опасных вещах в доме, которые нельзя трогать.

Малыш должен уметь самостоятельно показывать на себе части тела.

В 10 месяцев можно начинать заниматься с ребенком лепкой и рисованием. Необходимо показывать малышу, как правильно рисовать, лепить шарики, колбаски.

Не следует ребенку давать много игрушек. Двух-трех будет достаточно. Также их необходимо периодически менять.

Ежедневно отводите ребенку время для чтения. Читайте малышу короткие сказочки, пусть он слушает и самостоятельно переворачивает странички.

Ежедневно занимайтесь гимнастикой с ребенком. Особенно необходимо уделять внимание ходьбе:

— приседание, вставание с поддержкой;

— ходьба на четвереньках;

— в положении лежа сгибание и разгибание ножек;

— ходьба с поддержкой за ручки.

Каждое занятие должно длиться около двадцати минут. После этого ребенку необходим отдых.