Участники : дошкольники 4-5 лет
Длительность: 15-20 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область Социально-коммуникативное развитие
· Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
· Формировать гуманное отношение к природе
Образовательная область Речевое развитие
· Обогащать активный словарь детей
· Уточнить и расширить представления детей о фруктах, их форме, цвете, вкусе. Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать обобщающие понятия «фрукты».
· Закреплять практическое умение использовать в речи простое предложение.
· Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять падежное согласование существительных.
Образовательная область Познавательное развитие
· Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
· Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей;
· Содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности
· Содействовать формированию у детей познавательной мотивации
Образовательная область Физическое развитие
· Способствовать развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики
Предварительная работа
Материал:
Чтение художественной литературы по теме
Наблюдение в природе
В НОД использованы наглядные (демонстрация), игровые (дид. игры и упражнения) и словесные (беседа) методы обучения.
Оборудование : ковролин с изображением дерева, магнитная доска с изображением сада, муляжи фруктов в корзине, картинки с изображением фруктов, мяч, разрезные картинки фруктов.
Ход совместной деятельности :
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растет. Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к магнитной доске, на которой изображение фруктового сада).
2. «Отгадай загадку и найди отгадку».
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько деревьев в бабушкином саду. А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам! Итак, первая загадка:
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый … (апельсин)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?… (лимон)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
Он зеленый и большой
Я полью его водой
Как огромный карапуз
Скоро вырастет. . . (арбуз)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (слива)
Логопед: Вот и последняя загадка:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся… (фрукты)
Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку и прикрепляют к дереву на ковролине.)
3. «Что где растет?»
Логопед: Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?
Ответы детей.
(Логопед обращает внимание детей на неизвестный предмет, укрытый салфеткой и стоящий около ковролина.)
Логопед: Ой, ребята, как вы думаете, что это?
Ответы детей.
Логопед: А давайте посмотрим! …, сними салфетку. (Перед детьми корзинка, в которой находятся муляжи фруктов). Что это?
Дети: Это фрукты.
Логопед: …, выбери фрукт и скажи, где он растет? / на каком дереве растет?
Ребенок выбирает фрукт и говорит, на каком дереве он растет. Про арбуз может сказать логопед.
Логопед: Это арбуз. Растет не на дереве, а на бахче.
Молодцы, ребята!
4. Пальчиковая игра «Фрукты».
Логопед: Давайте поиграем с пальчиками.
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один:
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос -
Высоко на ветке рос!
Этот пальчик - груша.
Просит: «…., скушай»
Этот пальчик - ананас,
Фрукт для нас
И для вас!
5. Артикуляционная гимнастика:
«Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
Видим, растет яблонька, а на ней - наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» - ваши щечки круглые, как яблочки - надуть обе щеки)
Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, - думает, - попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» - высунуть язычок и спрятать его)
Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» - имитация жевания)
Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох - «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)
Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» - втянуть щечки - худышки)
Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» - улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)
6. Физминутка.
Логопед: А сейчас давайте поиграем. «Зайчики и лиса».
Муляжи фруктов лежат в корзине. Дети-зайчики забираются в сад в сад, чтобы собрать фрукты. Когда дети берут фрукты из корзины - появляется лиса (сначала логопед, затем - ребенок) и бежит за зайчиками, чтобы их поймать. Дети с фруктами в руках убегает от «лисы» и «прячутся» в «домик» (приседают и делают «крышу» над головой). Игра повторяется 2-3 раза.
7. Д/ упражнение «Жадина»
Логопед: Ребята, к нам в гости пришла Зайка. Она никогда не ела фрукты, очень-очень хочет попробовать, узнать, какие они. Давайте угостим Зайку.
Логопед с Зайкой подходит к каждому ребенку. Зайка «спрашивает»:
Что у тебя, …? - У меня груша.
Дай мне, пожалуйста, грушу. - Не дам, это моя груша!
8. Д/упражнение «Угостим Зайку»
Логопед: Зайка, на самом деле ребята у нас совсем не жадные. Они с удовольствием угостят тебя фруктами.
…, чем ты угостишь Зайку? (Я угощу Зайку лимоном.
9. Д/упражнение «Закончи предложение» («Один - много») с мячом.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.
Дети: - У бабушки выросла не одна груша, а много ….
У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т.д.
10. Д/упражнение «Собери картинку».
Логопед: Ребята, Зайке очень понравилось у вас, но ей пришлось срочно вернуться в лес. Перед уходом Зайка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите и откройте и скажите, что в конверте?
Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте.
Логопед: Садитесь за столы и соберите свои картинки.
Дети собирают картинки, логопед спрашивает: Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?
Логопед: Вот и пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
11. Рефлексия.
Используемая литература:
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. Издательство: Скрипторий 2003, 2013
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н., Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. Москва, Скрипторий 2003, 2009.
3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика издательство: Каро, 2006 г.
«Фрукты». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Цели:
Закрепить и уточнить знания детей о фруктах;
Закрепить умения детей образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Закрепить последовательность числового ряда от 1 до 5;
Развивать словарь по данной теме; развивать умение детей логически мыслить, зрительную и слуховую память, внимание.
Оборудование: конверт с письмом, муляжи фруктов: яблоко, апельсин, виноград, банан, груша, лимон; корзинка; проектор; карандаши, листы с задание «Обведи по контуру и закрась».
Ход занятия: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они отправляются в путешествие , а вот куда они поедут, надо отгадать.
Загадывает загадку:
Сливы, яблони растут,
И крыжовник с вишней тут-
Осенью лишь успевай
Собирать здесь урожай. (сад)
Осенью собирают урожай. В огороде собирают урожай овощей, а в саду. (фруктов) .
Воспитатель берет корзинку и отправляет с детьми в путешествие, но тут приходит телеграмма от cадовника (он присматривает за садом)
Он пишет:
«Дорогие ребята! У нас в саду прошел сильный дождь с ветром и все фрукты упали с веток и рассыпались. Помогите пожалуйста их собрать »
Ребята с удовольствием соглашаются помочь садовнику и отправляются в путь.
1) Воспитатель: «Ребята, я нашла один из фруктов, но я вам его не покажу, сначала отгадайте загадку»:
*). Плод оранжевый и сочный
Разделю я по кусочкам.
Хватит долек этих всем,
Ну, и сам, конечно, съем. (апельсин)
Что это? Какой формы апельсин? (круглый). А цвет у него какой? (оранжевый) .
А какой апельсин на вкус? (сладкий). А как мы можем ласково назвать апельсин? (апельсинчик). А какой сок можно приготовить из апельсина (апельсиновый) . Деление слова на слоги, игра «Один – много
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька–для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – Беда!!!
Разбегайтесь, кто куда!
Загадки:
*). Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
Что это? Какой формы яблоко? (круглое). А цвет у него какой? (красный) .
А какое яблоко на вкус? (сладкое). А как мы можем ласково назвать яблоко? (яблочко). А какой сок можно приготовить из яблока? (яблочный) . Деление слова на слоги, игра «Один – много»
Далее воспитатель находит следующий фрукт, загадывает о нем загадку и следует описание этого фрукта по схеме: название фрукта-какой по форме- цвет- на вкус- как можно ласково назвать- какой сок приготовить.
*). Желтый фрукт висит на ветке,
Но не любят его детки,
Этот фрукт на вкус не сладкий,
Кислый он. На ощупь гладкий. (лимон)
*). Любят этот фрукт мартышки,
Взрослые и ребятишки,
Желтый, сладкий и полезный
Он из Африки приезжий. (банан)
*). Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. . (груша)
2). Игра «Собери урожай»
3). Игровое упражнение «Чего не хватает? » (на развитие зрительного внимания)
Воспитатель выставляет перед детьми муляжи фруктов. Дети запоминают фрукты, считают их по порядку (от 1 до 5). Затем закрывают глаза, воспитатель убирает один из фруктов. Дети угадывают, какого фрукта не хватает.
Дидактическая игра «Четвертый лишний »
Физкультурная минутка
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок,
Варим, варим, мы компот.
Угостим честной народ.
Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную садовнику в поиске фруктов и предлагает им сделать для него подарки: обвести по контуру и закрасить яблоко. Воспитатель объясняет и показывает как правильно обводить и закрашивать, обсуждает с детьми их форму и цвет, расположение на листе. Воспитатель хвалит детей за хорошие рисунки, делают выставку детских работ. Проговаривает с детьми, что яблоко сладкое, ароматное. (активизация словаря) .
Ребята, за хорошую работу в сборе фруктов, садовник передал вам ручки. Спасибо.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Осень. Овощи и фрукты». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».
Программное содержание: закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания детей об овощах, фруктах, учить узнавать фрукты на ощупь; развивать речь, внимание, память.
Оборудование: муляжи фруктов, карточки, иллюстрации овощей, коробочка, мольберт, иллюстрация «Осень».
Содержание НОД.
Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает послушать стихотворение.
Ветерок поднимает дорожки
И кружит золотую листву
Что случилась в природе ребята?
Подскажите мне я не пойму.
— Верно, это наступила осень. И сегодня мы будем с вами говорить об осени.
Беседа о времени года.
-Ребята, скажите по каким признакам можно определить, что наступила Осень? Что происходит в природе Осенью?
Ответы детей:
-На улице идут дожди.
-Стало холодно.
-Дует холодный ветер.
-Листочки желтеют и опадают.
-Осенью листочки бывают разноцветные.
-Солнышко светит, но не греет.
-Птицы улетают в тёплые края.
-Звери готовятся к зиме.
-Люди заготавливают овощи и фрукты на зиму.
Воспитатель:
-Молодцы ребята вы перечислили много признаков Осени.
– Скажите, дети, какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним и назовём каждый месяц. (Ответы детей, повторяют все вместе: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Физкультминутка.
Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
После физкультминутки дети садятся на стульчики полукругом на ковре.
– А теперь внимательно посмотрите на мольберт. Я хочу картинками вам рассказать об осени: «Наступила осень. Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай». (Свой рассказ воспитатель сопровождает иллюстрациями)
– А теперь вы расскажите об осени. (Дети у мольберта рассказывают об осени).
Пальчиковая гимнастика.
Осень в гости к нам пришла
И подарки принесла
Яблоки душистые, (поочередно загибают пальцы)
Репку золотистую,
Кабачки пузатые
И морковку сладкую.
– Ребята, посмотрите, какая красивая коробочка у меня есть. А как вы думаете, что в ней лежит? (Высказывания детей).
Воспитатель приглашает несколько детей к столу. Дети по очереди ощупывают то, что лежит в коробке (яблоко, груша, лимон, мандарин, банан), если смогут, называют, но не достают.
Воспитатель опускает руку в коробку и говорит, что достает круглое, румяное, сладкое, гладкое.
— Что это? (Яблоко)
– Длинное, желтое, мягкое, сладкое, перед тем, как есть, надо очистить. — Что это? (Банан)
– Круглое, оранжевое, немного кисловатое, перед употреблением чистится, делится на дольки.
– Что это? (Мандарин)
– Круглое, желтое, очень кислое, перед употреблением чистится. Что это? (Лимон)
– Желтое, сладкое, гладкое, похоже на лампочку. — Что это? (Груша)
– Как одним словом назвать то? (Фрукты).
– Где растут фрукты? (На деревьях в саду).
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
– Сидит в темнице
Красная девица,
А коса на улице. (Морковь)
– Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
– В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
– Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами, которые называли дети.
– Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Овощи). А какие овощи вы еще знаете?
– Где растут овощи? (На грядке в огороде)
– Как можно использовать овощи? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать салат, сок)
– Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде, чем их использовать? (Помыть)
Дидактическая игра «Не ошибись». (Две корзинки. В одну корзинку собрать фрукты, в другую — овощи).
Итог занятия:
– Ребята, вам понравилось занятие?
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии. Благодарит детей за хорошую работу на занятии.
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ
«ФРУКТЫ И ЯГОДЫ»
ПОДГОТОВИЛ:
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ №4
О.В. ТРИШИНА
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье.
Цель : дифференциация фруктов и ягод.
Задачи:
Закрепить названия фруктов, ягод, умение различать их, узнавать их и давать общую характеристику.
Развивать речь, умение подбирать прилагательные, образованные от названия фруктов.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать память, мышление, внимание.
Расширять активный словарь детей.
Учить детей самостоятельно определять вкус фрукта через вкусовую сенсорную систему и его название.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать доброе отношение к людям, желание оказать помощь ближнему.
Оборудование :
Кукла Маша из мультфильма «Маша и медведь».
Разрезные картинки по теме «Фрукты».
Корзина с муляжами овощей и фруктов.
Два стола.
Стулья.
Тарелка с фруктами.
Кастрюля для компота.
Предварительная работа :
Просмотр мультфильма Маша и медведь» с обсуждением, из чего можно варить варенье.
Чтение художественной литературы
Наблюдения за ростом яблок на участке.
Беседы с опорой на личный опыт детей «Во саду ли, в огороде».
С/р игра «Овощной магазин»
Настольно-печатные игры по теме: лото, домино, раскраски.
Индивидуальная работа по составлению описательных рассказов по теме.
Ход занятия:
Организационный момент:
Неожиданно за дверью раздается чей-то плач.
Воспитатель обращает внимание детей на него. Подводит детей к тому, что надо посмотреть, кто это плачет. Воспитатель выходит за дверь и возвращается с куклой Машей.
Ребята, я увидела на улице Машу. Она горько плакала (подвести детей, что бы они спросили у куклы, почему она плачет).
Мы с вами видели мультфильм про Машу и Медведя, как раз ту серию, когда Мишка собирался варить варенье, а Маша съела все ягоды. И после этого Мишка обиделся и ушел в лес. Маша осталась одна и не знает, что же ей делать… (подвести детей к мысли, что надо помочь Маше сварить новое варенье).
Маша: - ребята, спасибо вам, вы такие добрые, я очень рада, что встретила вас, но я даже не знаю из каких ягод какое варенье получается. А вы знаете? Поможете мне назвать варенье? (да)
Основная часть.
Д/и «Назови варенье» - учить образовывать прилагательные от названия фруктов и ягод.
Из яблока какое получится варенье? – яблочное
Из малины? – малиновое
Слива – сливовое
Груша – грушевое
Клубника – клубничное
Вишня – вишневое
Абрикос – абрикосовое
Маша: - Молодцы ребята, вы подсказали мне какое варенье бывает, теперь я буду это знать!
Я подумала, чем бы мне еще порадовать Мишку? Кто знает, что еще делают из фруктов и ягод? (варят компот)
Правильно! Давайте еще для Мишки сварим компот, он попробует наш компот и тогда точно не будет обижаться.
Чтобы наш компот получился вкусный и ароматный, надо выбрать самые спелые фрукты и ягоды и сложить их в кастрюлю.
Игра «Выбери фрукты и ягоды»
Маша: - ребята. у меня есть целая корзина овощей и фруктов, берите только фрукты и кладите их в кастрюлю (дети подходят, берут один фрукт, описывают его, например: яблоко – круглое, красное, сладкое, можно использовать для компота, и кладут его в кастрюлю).
Маша берет ложку, мешает фрукты в кастрюльке, и говорит: - скоро наш компот свариться, а пока мы поиграем.
Физминутка «Компот»
Будем мы варить компот (левую ладошку держим ковшиком, а указательным пальцем правой руки мешаем)
Фруктов надо много. Вот:
Будем яблоки крошить, («кормим птичек»)
Грушу будем мы рубить, (ребром правой ладони «рубим» по ладошке левой руки)
Отожмем лимонный сок, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Слив положим и песок. («кормим птичек»)
Варим, варим мы компот (варят и мешают)
Угостим честной народ. (руки вытянуты вперед, ладонями вверх).
Маша: - Ребята, а еще у меня были картинки фруктов и ягод. Но подул сильный ветер и картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать?
Д/и «Собери картинку» Дети собирают разрезные картинки.
Маша: - Ребята, вы такие молодцы! Так хорошо справляетесь со всеми заданиями! Мне захотелось угостить вас, я принесла с собой много фруктов, но только пробовать их вы можете с закрытыми глазами, и должны угадать, какой фрукт вам попался.
Д/и «Угадай фрукт». Дети по одному подходят к тарелке с нарезанными фруктами. Закрывают глаза. Берут кусочек, пробуют и называют фрукт.
В это время младший воспитатель подменяет кастрюлю с муляжами на кастрюлю с настоящим компотом.
Маша: - Ребята, вы молодцы, угадали все фрукты! Ой! А что же с нашим компотом? Он сварился? Давайте посмотрим? Все подходят к кастрюле и видят настоящий компот. Давайте попробуем! Разливаем компот в кружки и пьем.
Итог.
Маша:- вам понравился компот? Из чего мы его сварили? Из чего еще можно варить компот? (ответы детей). Правильно. Молодцы, вы теперь знаете все фрукты и ягоды и знаете, что из них можно сделать.
Как вы думаете, Мишке понравится наш компот? Возьму компот и побегу скорее домой, угостить Мишку. До свидания, ребята!
Игра «Назови ласково» .
Я буду бросать вам мяч и называть овощи или фрукты , а вы называйте ласковое слово, что назову и бросайте мне обратно мяч.
Помидор – помидорчик
Огурец – огурчик и т. д.
Горох-горошек
Лук – лучок
Картошка – картошечка
Свекла – свеколка
Репа – репка
Редиска – редисочка
Чеснок – чесночек
Баклажан – баклажанчик
Кукуруза – кукурузочка
Перец – перчик
Кабачок – кабачочек
Капуста - капустка
Банан – бананчик
Яблоко – яблочко
Ананас – ананасик
Лимон - лимончик
Апельсин – апельсинчик
Мандарин – мандаринчик и др.
Абрикос – абрикосик
Слива – сливка
Гранат – гранатик
Дыня – дынька
Вешаю картинки с овощами и фруктами , и каждый раз одну убираю.
Посмотрите внимательно и запомните.
Сейчас вы закройте глаза, я уберу одну картину, а вы скажите, чего не стало.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,
правильно называть его цвет,развивать внимание,память,устную речь
Атрибуты : мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я - дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из
мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и
его части,развивать устную речь,внимание, память.
Атрибуты:
картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого -
картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку,
называет,что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание:
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи
обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты:
две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
дети по очереди берут картинку,называют, что на ней изображено, определяют, к
какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи - фрукты »
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,
наблюдательность.
Атрибуты :предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз,два,три - предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют
группы «Овощи», «Фрукты».
Задачи:
Атрибуты: корзина,картинки фруктов
Ход игры:
«Это яблоко - яблочный сок».
Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина,картинки фруктов
Ход игры:
дети по очереди берут картинку из корзинки,называют изображённый фрукт
и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:
«Это яблоко - яблочный сок».
Дидактическая игра «Доскажи словечко »
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
«Подбери нужное слово».
Синяя – слива
Игра-соревнование «Кто больше знает?»
по теме: «Овощи и фрукты»
Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.
Задачи:
Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;
Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;
Расширить знания детей о картофеле и капусте;
Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;
Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;
Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».
Отгадывание загадок.
Материалы к занятию .
Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты
Корзина для овощей, ваза для фруктов;
Жетоны (в форме фруктов и овощей);
Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;
Ход занятия.
Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.
Что у вас получилось?
Как одним словом можно назвать эти картинки? овощи а у вас фрукты)
Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах)
Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:
1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.
2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.
3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.
В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.
1 Задание. Отгадай загадку.
Загадка для команды овощей
1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»
А теперь для фруктов:
2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи – иди ищи.
Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.
Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.
Овощи ваша загадка
5. Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь сладко.
Фрукты, внимание, загадка для вас
6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
2. Задание. Кто больше назовет овощей.
Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.
Начинает команда Овощей.
3. Задание. Кто больше назовет фруктов.
Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.
Первой начинает команда Фруктов.
4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.
- Команда «Фрукты»:
«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)
А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.
А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.
Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)
Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, варенники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».
Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.
А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)
Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.
Варенье из яблок – яблочное варенье
Из слив – сливовое варенье
Из персиков – персиковое варенье
Из абрикосов– абрикосовое варенье
Из вишни – вишневое варенье
Из груш - грушевое варенье
Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.
Физкультминутка.
А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.
Мы картошку накопали,
Огурцы с грядки сорвали, (приседания)
Выдергали всю морковку, (наклоны)
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли вам подарок принесли.
Продолжаем нашу игру.
5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:
Это стихотворение для команды «Овощи».
Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?
Стихотворение для команды «Фрукты»
Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
Из чего хозяйка готовила суп?
5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.
Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка
Маленькая (что?) – редиска, морковка
Круглый (что?) – помидор, персик, горошек
Синяя – слива
Зеленый – огурец, помидор, кабачок
Сладкая – груша, морковка, слива.
Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.
6. задание. Игра «Доскажи словечко».
Слушает и отвечает команда «Овощи».
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)
«Фрукты»
И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.
В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)
«Овощи»
Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)
«Фрукты»
Кругла да гладка, откусишь – сладка.
Засела крепко на грядке…(репка)
«овощи»
Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …
«Фрукты»
Верите – не верите, мы родом из Америки.
В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)
А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.
Ор-ор-ор сорвали красный …помидор
Ец-ец-ец съели вкусный …огурец
Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан
Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.
7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.
1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».
2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:
- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»
- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»
3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька
«Крошечка - хаврошечка» - яблонька
Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.
8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.
Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)
Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)
Вот и закончилась наша игра-соревнование.
Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала 14 очков, а команда «Фрукты», посчитаем….14 очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.
А какие задания оказались для вас самыми интересными?
Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?
На этом занятие законченно.
Пальчиковая игра «Овощи»
У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке.
(Сложить ладони «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец.
(Сгибать пальчики, начиная с большого)
Вот Арина - молодец.
(Показать большой палец)
Конспект занятия в средней группе по теме « Овощи и фрукты »
Лепка тема : " Овощи и фрукты "
( средняя группа )
Цель :
Закреплять умение различать овощи и фрукты ; составлять рассказ по опорным картинкам. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, мышление, внимание. Закреплять умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы, применяя усвоенные ранее приемы (оттягивание, сглаживание, прищипывание) .
Картинки с овощами и фруктами (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, натуральные овощи и фрукты (или муляжи) (помидор, лук, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, «чудесный мешочек» .
Раздаточный материал :
Конверты с двумя картинками с изображением овоща и фрукта (помидор и яблоко, морковь и груша, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанными на 2 части по вертикали, пластилин, доска, стека, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Повтори» .
Назовите овощи и фрукты какие вы знаете .
Овощи -Помидор - огурец , лук - морковь, капуста - картошка, баклажан -
кабачок и т. д.
Фрукты - яблоко , груша, слива, лимон, апельсин, банан и т. д.
Воспитатель : Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о
каком фрукте или овоще идет речь .
1. Само с кулачек,
Круглый бочек.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь - сладко, (яблоко)
1. Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду пока матрешка
Упадет сама в траву, (груша)
2. В шкуре желтой,
Кислый он.
Называется. (лимон)
3. Сидит в темнице
Красная девица,
А коса на улице, (морковь)
5. Яркий, сладкий, налитой.
Весь в обложке золотой.
Ни с конфетной фабрики,
А из далекой Африки, (апельсин)
6. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели, (лук)
7. В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят, (помидор)
8. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки, (яблоко)
9. Без окон, без дверей,
Полна горница людей, (огурец)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и выставляет картинки с овощами и фруктами , которые называли.
Что изображено на картинках? Назовите одним словом. ( Овощи , фрукты )
Где растут овощи ? (На грядке в огороде)
Где растут фрукты ? (На дереве в саду)
Как можно использовать овощи ? (Варить суп, борщ, щи, жарить, делать
салат, сок)
Что нужно сделать с овощами и фруктами прежде , чем их использовать?
(Помыть)
А что можно приготовить из фруктов ? (Компот, варенье)
Физкультминутка «Компот» .
Будем мы варить компот (левую ладошку держат ковшиком, а
указательным пальцем правой руки «мешают» )
Фруктов нужно много . Вот : (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (варят и мешают)
Угостим честной народ.
Н. Нищева.
Воспитатель предлагает детям попробовать фрукты на вкус и провести игру «Узнай на вкус» , (с закрытыми глазами) (ответы детей) .
Работа с раздаточным материалом :
У каждого ребенка конверт, в котором лежат 2 картинки с изображением фрукта и овоща (помидор и яблоко, морковь и груша, лук и лимон, апельсин и помидор, слива и огурец, разрезанные по вертикали.
Задание :
Составь картинки и назови их.
Составление сравнительного рассказа по плану :
Что это и это? (это яблоко, это помидор)
Где они растут? (яблоко растет на дереве в саду, а помидор на грядке в
огороде)
Какого они цвета? (яблоко - зеленое, а помидор - красный)
Воспитатель : Ребята, для того, что бы приготовить угощенье для наших
гостей, нам нужно много овощей и фруктов . Сейчас мы с вами и слепим из
Пластилина разные фрукты и овощи .
Итог НОД :
Воспитатель обобщает материал, изученный на занятии . Благодарит детей за хорошую работу на занятии .
альфира афтахова
НОД по познанию в средней группе «Фрукты»
Конспект НОД в средней группе на тему :
«Фрукты »
Интеграция образовательных областей : «Познание » (формирование целостной картины мира, «Художественное творчество» , «Коммуникация» , «Социализация» .
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская , продуктивная, игровая, коммуникативная.
Цели деятельности педагога : познакомить с названиями фруктов , учить описывать фрукты , развивать логическое мышление, развивать потребность создавать что-то своими руками; закреплять знания цветов; воспитывать самостоятельность, желание доставить радость персонажу.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, отвечает на вопросы педагога, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач , интересуется изобразительной детской деятельностью.
Материалы и оборудование : муляжи овощей и фруктов , две тарелки, корзина, письмо; тарелки с нарезанными кусочками фруктов , вилки (на всех детей) ; основа для коллективной композиции – 2 листа ватмана с изображением яблони и грушевого дерева без плодов, салфетки желтого и красного цвета; шаблоны яблока и груши (по количеству детей) ; клей, салфетки; проектор, экран.
Предварительная работа : рассматривание изображений фруктов и овощей ; игры «Чудесный мешочек» , «Назови ласково» , «Разложи в корзины» ; наблюдение за фруктовыми деревьями в саду .
1. Организационный момент
Дети стоят в кругу или свободное построение. Раздается стук в дверь. Входит взрослый, говорит, что почтальон принес посылку от Незнайки для ребят нашей группы .
В : Ребята, хотите узнать, от кого посылка. (В посылке корзина и письмо.) Тут лежит письмо, давайте прочитаем! (читает письмо)
«Дорогие ребята, у меня сегодня день рождения! Я хочу вас порадовать и отправляю вам гостинцы – корзину с фруктами . Угощайтесь на здоровье!»
В.: Ребята, посмотрим, какие фрукты отправил нам Незнайка. (Воспитатель открывает корзину, а там овощи) . Что же это, фрукты или нет ?
Дети : Нет, это овощи.
В.: Назовите, какие овощи лежат в корзине?
Дети : перечисляют овощи.
В.: Незнайка ошибся, он не знает, что такое фрукты . Что же делать?
Дети : помочь Незнайке, научить.
В.: Давайте пригласим Незнайку и расскажем ему, какие бывают фрукты .
Появляется Незнайка.
В.: Здравствуй, Незнайка, ты же все перепутал. Ты нам прислал овощи, а не фрукты . Хочешь узнать все о фруктах ?
Н.: Конечно.
В.: Мы с ребятами тебе объясним. Сейчас мы поиграем в игру «Овощи и фрукты » , чтобы ты научился различать их.
2. Игра «Овощи и фрукты »
На столе (на подносе) лежат фрукты и овощи . Их надо разложить на две тарелки.
В.: В одну тарелку мы положим фрукты , а в другую – овощи. (Дети выходят по одному и кладут в нужную тарелку) .
В.: Ну, вот, Незнайка, наши ребята помогли тебе. Больше не путай овощи с фруктами .
Н.: Мне мой друг Знайка отправил задания, и я не знаю, как ответить правильно. Может, вы сможете сделать?
В.: Ребята, попробуем?
3. Игра «Что лишнее» (Слайды № 1-3)
В.: Ребята, посмотрите, на картинки и скажите, какой предмет лишний? Почему?
4. Игра «Что где находится» (Слайды № 4-6)
В.: Ребята, скажите, где находится банан?
Дети : Под яблоком, над грушей.
В.: Где находится ананас?
Дети : под бананом, над лимоном.
В.: Где находится гранат?
Дети : Под яблоком, над апельсином.
5. Гимнастика для глаз
Раз, два, три, четыре, пять,
Перед нами лежит груша,
Сочная, но нельзя скушать.
Слева, на столе - лимон –
Фруктовый господин-барон ,
Справа - яблоко в корзине.
Его купили в магазине
Ну а снизу - апельсин,
На полу лежит один.
(Дети смотрят перед собой.
Дети смотрят влево.
Дети смотрят вправо.
Дети смотрят вниз.)
6. Дидактическая игра «Отгадай, какой фрукт »
В.: Ребята, а вот Незнайка никак не может запомнить названия фруктов , давайте ему поможем.
Большое, круглое, красное, сладкое, сочное – это … (яблоко) .
Большой, оранжевый, круглый, сочный – это … (апельсин) и. т. д
Давайте попробуем вместе описать банан. Назовите его форму, цвет, вкус.
Дети : Большой, желтый, длинный – это (банан) .
7. Игра «Какой сок? Какое варенье?
Н.: У меня большой урожай фруктов и я не знаю , что с ними делать.
В.: Ребята, может вы знаете, как надолго можно сохранить фрукты ?
Что можно приготовить из фруктов ?
Дети : Варенье, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.
Молодцы.
Назовите сок из яблок. Он будет какой? - Яблочный. (Слайды №7-8)
А сок из груши? - Грушевый.
Сок из апельсинов? - Апельсиновый.
Сок из ананасов? - Ананасовый.
А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? - Ассорти.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов .
Незнайка загрустил.
В.: Незнайка, что с тобой?
Н.: У меня сегодня день рождения, а мне ничего не подарили.
В.: Ребята, что же нам делать, как развеселить Незнайку?
Дети : Надо сделать подарок.
В.: А что можно ему подарить? (ответы детей) .
В.: Давайте подарим ему картину «Фруктовые деревья » .
Показ воспитателем
На столе два листа ватмана с изображением яблони и грушевого дерева без плодов.
Дети подходят к столам, скатывают шарики из салфеток и наклеивают на шаблоны яблока или груши. Затем свои работы наклеивают на дерево.
Незнайка оценивает работы.
Публикации по теме:
Задачи: - закрепить знания детей о фруктах и овощах; - формировать умение работать с ножницами; - продолжать учить работать в коллективе.
Комплексное занятие по познанию и художественному творчеству в средней группе «Овощи» Комплексное занятие по познанию и художественному творчеству в средней группе «Овощи» Молчанова Оксана Николаевна Воспитатель МАДОУ «Октябрьский.
Конспект интегрированного занятия по «Познанию» и «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Программное содержание: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. 2. Учить детей составлять композицию.
Комплексное занятие по познанию и художественному творчеству в средней группе «Фрукты» Комплексное занятия по познанию и художественному творчеству в средней группе. Тема: Фрукты. Цели. Учить классифицировать фрукты и овощи.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Фрукты» Програмное содержание: -Расширять знания и представления детей о фруктах; -Вызвать интерес к окружающему миру,формировать реалистическое.