Царь ирод. "Звездные войны": костюм своими руками. Описание, пошаговое изготовление

Каждый поклонник обязан иметь белый шлем штурмовика из саги о Звездных Войнах. Интерес к созданной Джорджем Лукасом вселенной настолько велик, что люди готовы тратить огромное количество денег и времени, чтобы создать костюмы точь-в-точь как у героев фильмов. Персонажи и костюмы истории настолько продуманы, что сделать это совсем непросто.

Поклонники знают, что одних только шлемов существует более восьми видов. Костюмы штурмовиков разных видов войск также отличаются друг от друга. Но если фанат что-то твердо решил, то нет ничего невозможного.

Создаем дизайн-раскладку костюма штурмовика Star Wars

Первый шаг заключается в выборе костюма, который необходимо сделать. Определившись, найдите как можно больше качественных изображений персонажей в костюме, чтобы рассмотреть наряд и экипировку с разных ракурсов в мельчайших деталях. Для примера можно взять штурмовика первого порядка, фото которого приведено ниже.

Необходимо внимательнейшим образом изучить костюм, выбрать детали и элементы, которые можно заменить уже готовыми вещами, например, поискать среди старой обуви похожие туфли и просто покрасить их в белый, кармашки и патронташи можно заменить пластиковыми коробочками, а роль эластичного нательного костюма прекрасно сыграет черная тонкая водолазка и трикотажные штаны.

Известно, что в броне штурмовика из первого фильма о Звездных Войнах было 18 деталей. Продумайте степень детализации костюма: вместо 18 деталей можно изготовить 10, но костюм персонажа все равно останется узнаваемым. На следующем изображении приведены основные части брони костюма штурмовика.

В свободном доступе есть лекала костюмов и шлемов штурмовиков. Найти выкройки под свой размер будет не так-то просто. Можно раскроить костюм по готовым лекалам из обычной бумаги, склеить и устроить примерку. Подбор и правка готовых чертежей может занять много времени и усилий, иногда легче сделать с нуля, чем править уже готовую работу. Внимания в готовых выкройках достойны чертежи шлема - их можно смело брать в работу.

Выбираем материал для костюма штурмовика

Выбор материала предопределяет всю дальнейшую работу над костюмом. Шлем можно изготовить из пластиковых бутылок, папье-маше и картона. При выборе первого варианта необходимо будет поискать похожую по форме и подходящую по размеру бутылку, для папье-маше необходимо продумать, из чего сделать основу и будет ли достаточно имеющихся у мастера художественных навыков для этого, а в случае выбора картона еще понадобится шпатлевка или эпоксидная смола для укрепления изделия.

Независимо от выбранного материала потребуется много лакокрасочных материалов:

  • основа для краски;
  • белая краска в баллончике;
  • черная краска в баллончике;
  • клей;
  • черная изолента;
  • фломастер;
  • острый нож для резки плотного картона;
  • ножницы.

Как сделать костюм штурмовика из бумаги

Для костюма штурмовика потребуется много плотного картона. Согласно макету наряда, рисуют детали костюма на картоне. Далее заготовки вырезаются специальным острым ножом, делаются необходимые сгибы и примеряются на будущего штурмовика. При необходимости детали укорачиваются, продумывается система крепежа в зависимости от индивидуальных размеров модели.

Детали, сделанные из нетолстого картона легче согнуть - на них не остается сгибов и выглядят они лучше. Минусом таких доспехов будет их непрочность. Помочь в этой ситуации может шпатлевка. Необходимо развести шпатлевку и нанести тонкий слой на внутреннюю часть доспехов.

Когда части костюма будут подогнаны и обработаны, нанесите на них основу, а после подсыхания покройте белой краской из баллончика. Черные детали лучше нанести фломастером поверх белой краски.

Детализация костюма

Самый ответственный момент в создании костюма штурмовика своими руками - это детализация. Даже если на этапе создания заготовок доспеха были допущены неточности и огрехи, добавление мелких деталей на существующую основу поможет исправить костюм и сделать его легко узнаваемым.

Стоит потратить время в магазине игрушек и постараться подобрать максимально схожие модели пластиковых пистолетов, коробочек и прочих мелких и на первый взгляд неважных деталей. Если вы не найдете аналогичных по форме и размеру элементов, можно использовать полимерную глину для изготовления украшений. Лепить необходимо поверх доспеха, сверху покрыть краской. Пластиковое оружие также стоит разукрасить в фирменные черно-белые цвета.

Мастерим шлем штурмовика

Как уже оговаривалось ранее, для шлема лучше взять готовые лекала, которые нужно вырезать из простого картона. Детали шлема имеют большое количество мелких сгибов. Все они аккуратно вырезаются и склеиваются. На фото ниже показан уже склеенный шлем.

Чтобы скрыть стыки, можно использовать изоленту и обклеить шлем. Тонкий слой штукатурки обязательно наносится с обеих сторон. Затем шлем красят и наносят детали. Костюм готов!

Ольга Сальник

Уважаемые коллеги хочу представить вам мастер – класс костюма , который может пригодиться на любой утренник, это костюм богатыря !

Что входит в богатырский костюм ?

В основном это :

1. Рубаха.

2. Защита.

6. Сапоги.

И так начнём!

1. РУБАХА.

Для этого берём обычную белую рубашку и специальную тесьму с вышивкой. Обрезаем манжеты и воротник. Пришиваем тесьму по краю воротника и по краю полочки, на которой расположены петли -15-20 см. вниз. Так же пришиваем тесьму по низу рукавов.

Вот что получилось!

2. ЗАЩИТА.

Для защиты берём обычную ткань «двунитку» . Кроим по рубахе, только немного длиннее и шире. Горловину, соответственно, делаем немного больше, рукава короче. По низу рукавов и по краю горловины пришиваем косую бейку серого цвета.

На пришитых деталях акриловой краской серебристого цвета рисуем орнамент.

Защита готова!

Здесь нет особых предпочтений. Можно взять любые штанишки подходящие по цвету и достаточно широкие.

На шлем нам необходим плотный картон. Делаем такую заготовку.


Склеиваем деталь по припускам клеевым пистолетом.

Красим наш шлем краской-спреем бронзового цвета (я брала с молотковым эффектом) .

Плетём из вязальных ниток косу и приклеиваем её по краю шлема.

Наш шлем готов!

На плащ необходим отрез красной подкладочной ткани – 1 метр и золотая тесьма для отделки.

Намечаем и вырезаем горловину и низ.


Затем по краям пришиваем золотую тесьму, а по горловине с тесьму с вышивкой.

По краям горловины пришиваем завязки (золотая тесьма) . И наш плащ готов!

6. САПОГИ.

Делаем вот такую выкройку деталей и коже заменителя.

Все детали сшиваем по краям.

По верхнему краю сапог пришиваем серебристую тесьму. И сапоги готовы!

С копьём всё очень просто! Берём полиэтиленовую трубу и картон. Трубу красим краской спреем – бронзовой, а из картона формируем наконечник (его тоже красим краской спреем) . Соединяем одно с другим клеящим пистолетом и копьё готово!

Для щита нам нужен картон, краска спрей-бронзовая, краска – гуашь (красная и охра, нитки –толстые, резинка широкая, клеящий пистолет.

Из картона вырезаем четыре круга разной величины. Красим их красками. На втором круге формируем узор из ниток. На первом круге делаем прорези и вставляем резинку (для крепления на руке) . Крепления должно быть два, чтобы удобней было держать щит. Далее собираем наш щит (склеиваем круги между собой) .

В итоге вот, что получилось.

Вот такой Добрыня Никитич!

Публикации по теме:

Конспект ИЗО «Защитники земли русской. Образ богатыря» Тема: «Защитники земли русской. Образ богатыря.» Вид занятия: тематическое рисование; УМК: перспектива; Цель: познакомить учащихся с образом.

Конспект логопедической образовательной деятельности по развитию связной речи «Три богатыря» Конспект занятия по развитию связной речи «ТРИ БОГАТЫРЯ» в группе логопедической деятельности Программное содержание: - Знакомство с репродукцией.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «знакомство с образом богатыря» Конспект Нод в младшей группе «Знакомство с образом богатыря» Задачи. 1. Дать детям представления о русских богатырях и их вооружениях..

Костюмы цветочков я приготовила на спектакль "Стрекоза и муравей". Костюм состоит из шапочки - цветок и накидка. Так как у меня предполагалось.

Сарафан. Для изготовления детского сарафана для девочки, 5 – 6 лет вам потребуется. 70 сантиметров атласа оранжевого цвета, 50 сантиметров.

Первый эпизод саги “Звездные войны” вышел на экраны еще 40 лет назад, и с тех пор каждый новый фильм увеличивает армию ее поклонников. Неслучайно персонажи из этих фильмов столь популярны на карнавалах среди взрослых и на детских утренниках. Узнаваемы, необычны персонажи саги “Звездные войны”. Костюм того или иного героя фильмов легко сделать своими руками.

Дарт Вейдер

Это один из центральных персонажей саги - отец Люка Скайуокера, перешедший на сторону тьмы и принявший имя Дарт Вейдер. Отличительные особенности его костюма - черные доспехи джедая, устрашающая маска, черный плащ и непременно световой меч синего цвета - это одна из визитных карточек саги “Звездные войны”.

Костюм помогут составить черные брюки и рубашка с длинным рукавом, а также черные мотоциклетные перчатки и ботинки. Плащ сшейте из прямоугольного отреза черной атласной ткани. Из цветного скотча или при помощи красок для ткани на груди нарисуйте панель управления из серебристых, красных и синих прямоугольников.

Однако самое сложное в том, чтобы сделать такой костюм (“Звездные войны”) своими руками, - это соорудить шлем. Можно купить уже готовый, а можно потратить немного времени и сделать его из папье-маше. Основой может стать надутый шарик, помещенный в ведро для устойчивости. Шарик должен быть надут размером с вашу голову, чтобы шлем хорошо на нее надевался.

При помощи тонкой бумаги и клея сделайте круглую на макушке основу, а крылья шлема, расширяющиеся книзу, смоделируйте при помощи картона. Готовый шлем просушите и покрасьте черной краской из баллончика.

Кайло Рен

Этот джедай, сын генерала Хана Соло и принцессы Леи - один из отрицательных персонажей саги. И у него свой особенный костюм и шлем, как и у других джедаев саги “Звездные войны”. Костюм Кайло Рена состоит из черного комбинезона и мантии с капюшоном, подпоясанной широким ремнем. Сделать их несложно, так как за основу можно взять черный лонгслив и трико, а мантию сшить из любого плотного черного материала. Не забудьте про капюшон - под ним персонаж все время прячет голову. Для пояса используйте ткань под кожу, сшейте прямоугольник и скрепите его липучками, чтобы костюм было удобнее надевать.

Сложнее будет с маской, она представляет собой черный шлем, похожий на тот, что носит персонаж Дарта Вейдера, но разница в серебристых полосах вокруг глаз и рта. Поэтому за основу можно взять форму и технику создания головного убора Дарта Вейдера из папье-маше, а схожесть с персонажем Кайло Рена придать при помощи серебряной краски. Нужно нарисовать похожие полосы на готовом и покрашенном в черный цвет шлеме.

Люк Скайуокер

Наряд Люка Скайуокера довольно прост в создании, поэтому его воплощают чаще других. К тому же этот костюм (“Звездные войны”) для детей подходит так же хорошо, как и для взрослых. Понадобится, во-первых, белая или бежевая длинная рубаха, скроенная на манер кимоно. Сшить ее можно по любой выкройке кимоно или даже халата либо взять готовый костюм для восточных единоборств. Во-вторых, понадобится широкий коричневый пояс. Его можно сшить из куска искусственной кожи, скрепив липучкой сзади.

Под рубаху можно надеть любые белые брюки, которые нужно заправить в длинные белые гольфы или гетры. Поверх костюма из куска коричневой материи скроите длинный плащ с капюшоном.

Как сделать световой меч

Большинство мужских персонажей саги - джедаи, а их главное оружие - световой меч. И он непременно нужен для костюмов Дарта Вейдера, Кайло Рена или Люка Скайуокера.

Самый простой способ, подходящий, если вы делаете детский костюм “Звездные войны”, - это меч из бумаги, пластмассы или дерева. Можно взять хорошо и плотно скрученный длинный рулон бумаги или черенок от пластиковой швабры. Один конец покрасьте в черный цвет, а другой в синий или красный. Между ними сделайте объемный элемент, который будет похож на рукоять меча. Его можно сделать из фольги, в несколько слоев намотанной на заготовку.

Другое дело, если вы делаете взрослые карнавальные костюмы. “Звездные войны” - это серьезная фантастика, и чтобы погрузиться в ее мир, вам придется освоить азы электроники и физики. Тогда при помощи прозрачной трубки и светодиодных лампочек можно сделать меч, который загорается по нажатию кнопки.

Принцесса Лея

Лея - это главный и, пожалуй, единственный, кроме королевы Амидалы, узнаваемый женский персонаж саги “Звездные войны”. Костюм ее отлично подойдет, как для девочки, так и для взрослой девушки. Он очень прост и состоит лишь из белого длинного платья. Сшить его можно по любой выкройке платья в пол с рукавами. Также важен ворот - он должен иметь небольшую стойку, поэтому можно использовать для основы костюма белую водолазку, к которой просто пришивается длинная белая юбка.

На талии Леи был серебряный пояс. Можно поискать похожий в магазинах аксессуаров или взять любой имеющийся, покрасить его серебряной краской или обмотать фольгой.

Но образ Леи будет неполным без ее знаменитой прически - двух ракушек из скрученных волос по бокам. Если у вас или у вашего ребенка длинные волосы, то их можно заплести в косы по бокам или скрутить в тугие жгуты и уложить каждую косу ракушкой над ухом, закрепив волосы шпильками. Если же длины волос не хватает, придется делать элемент костюма. Для него возьмите:

  • Ободок в цвет волос.
  • Моток толстой пряжи коричневого цвета.
  • Гофрированный картон.
  • Коричневый фетр.

Из картона вырежьте два круга и приклейте на одну сторону каждого такой же кусок фетра. Несколько отрезков пряжи скрутите в жгут и приклейте на фетр, укладывая нитки по спирали. Сделайте столько витков, чтобы ракушки, имитирующие волосы, были объемными. Готовые элементы прически приклейте к ободку клеевым пистолетом.

Мастер Йода

Самый мудрый из джедаев - несомненно, Мастер Йода. Это забавный персонаж в длинном плаще и с большими ушами, который весьма необычно строил свои мудрые фразы. Несомненно, этот костюм (“Звездные войны”) для детей - малыши выглядят в образе старого мудрого джедая очень мило и забавно.

Сшить мешковатую коричневую мантию, подпоясанную веревкой, будет совсем просто, а вот сделать длинные остроконечные уши немного сложнее. Для них понадобятся:

  • Зеленый фетр.
  • Холлофайбер.
  • Тонкий ободок.

Из жесткого, хорошо держащего фетра вырежьте 4 детали уха, сшейте их попарно и набейте холлофайбером так, чтобы ушки держали форму. Наклейте их на ободок, и можно надевать уши магистра на голову.

Также можно сделать уши из папье-маше и крепить их не на ободок, а на полукруглую заготовку из того же материала. Так получится цельный головной убор, который просто надевается на голову сверху.

Костюм Штурмовика из “Звездных войн”

Эти солдаты, облаченные в белоснежные доспехи - прекрасный образ для создания карнавального костюма. Для образа космического воина понадобится в первую очередь сделать шлем и доспехи. Возьмите две белых канистры. Крышки от канистр приклейте по бокам от горлышка одной из них. Далее вырежьте у этой канистры переднюю и заднюю часть так, чтобы остались боковины и горлышко с приклеенными крышками - это будущая лицевая часть шлема.

У второй канистры нужно отрезать дно и склеить обе части перпендикулярно. Также обрежьте у второй канистры верх с горлышком и из оставшихся кусочков пластмассы сделайте кружок, который прикроет верх шлема. Примерьте маску на голову и при необходимости подрежьте нижнюю канистру, чтобы шее было удобно. Сделайте прорези для глаз в соответствующих местах и добавьте деталей маске при помощи серебристого скотча и черного маркера.

В остальном костюм Штурмовика из “Звездных войн” легко собрать из белой футболки с длинными рукавами и белых брюк или леггинсов. Черные полосы на ногах и руках можно сделать при помощи краски для ткани или черного скотча.


Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Вся история, все ее этапы отразились в развитии одежды римлян. Римская культура формировалась и развивалась под влияниями различных культур, но прежде всего, древнегреческой. Природно-климатические условия Древнего Рима, были гораздо суровее, нежели на Балканах, нехватка плодородных земель, трудные жизненные условия сформировали римлян как суровых, мужественных и практичных людей. Поэтому римский идеал красоты отличался от древнегреческого. Дальнейшая захватническая политика и бесконечные войны сформировали выработке такого идеала: мужчины крепкого телосложения, выносливые, суровые, женщины должны быть величественны, иметь плавную походку, обладать круглыми плечами, широкими бедрами и маленькой грудью. Основная черта эстетического идеала римлян является строгость и простота во всем.

Ткани, орнамент, цветовая гамма

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, а также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело.
Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.
Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели право. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов.
Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежда, окрашенная в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81-96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II даже придворным категорически запрещалось носить - пурпур стал исключительно императорским цветом.
Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Мужской костюм

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному и конструктивному решению отличались от греческого хитона и гиматия, хотя имели общие черты.
Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности. Туника происходила, по-видимому, от набедренной повязки и поначалу представляла собой два куска ткани, скрепленные на левом плече фибулой (от лат. fibula, скоба - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением.). И позднее, став уже одеждой кроеной и шитой, туника воспринималась как одежда народная, приличная беднякам.
Воротника у туники не было - вся античная одежда была лишена воротников. Длинную до колен тунику подпоясывали. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой («clavi» ) . Называлась такая туника «tunica laticlavia» . Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике - «angusticlavia» . Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.


У римлян бытовало выражение «populas tunicatus» , то есть «носящий тунику» (без тоги), иначе «простонародье», «рубашечники» («tunicati» ). Простонародная туника была короткой и темной («tunica pulla» ). В римском сенате одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчило бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво - такая одежда лишь укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов, а между тем угроза восстания становилась все более реальной.
Тунику носили одну или две, однако при Августе в моду вошло ношение трех и более туник - например, Август носил четыре. Тунику подпоясывали ниже груди; когда их надевали несколько, то подпоясывали только нижнюю, безрукавную.
Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа. Приведем пример названий некоторых туник: туника ректа (прямая, узкая); туника претекста (с одной пурпуровой полосой, носилась высшими магистратами, например, сенаторами (так называемая туника латиклавия ) или римскими мальчиками до 16 лет); туника палмата (украшенная вышитыми пальмовыми листьями, отличительный признак триумфатора); туника ангустиклавия (с одной или двумя узкими пурпуровыми полосками вдоль тела, носилась всадниками); туника парагауда (с пришитыми парчовыми полосками) и т.д.


Древние римляне называли себя «gens togata» - «людьми в тоге». Тога - одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие».Тога являлась знаком принадлежности к римскому обществу, знак римского гражданства. Виргилий (Публий Вергилий Марон (лат. Publius Vergilius Maro; 15 октября 70 год до н.э., Андес близ Мантуи - 21 сентебря 19 год до н.э.,Брундизий) - национальный поэт Древнего Рима, автор "Энеиды", прозван "мантуанским лебедем") называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась. Поначалу, в глубокой древности, тогу носили и мужчины, и женщины. Позднее она стала лишь мужской одеждой. Тога была официальным, торжественным облачением, обязательным для ношения в определённых ситуациях.
Но тога была не только выражением римской принадлежности. Она означала и мирную жизнь (римляне говорили: «cedant arma togae» - «оружие уступит место тоге»); общественно-политическую деятельность, политическое красноречие («toga enitescere» -«добившийся тоги, проявивший красноречие»); гражданскую власть, сенат («dercreto togae» - «закон тоги»).


Юноша в шестнадцать лет надевал мужскую тогу («toga virieis» ). Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой («toga praetexta» ), претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу («toga candida» , откуда произошло слово «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Консульскую тогу («toga palmeta» ) украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу («toga picta» )на ней были золотом вышиты сцены из римской истории. Императорской тоге надлежало быть пурпурной («toga purpurea» ). Повседневная тога («Toga pura» ) изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.По случаю траура надевали серую тогу («toga pullа» ). В серую тогу облачался обвиняемый. Несправедливо обвиненный демонстрировал свою запачканную тогу, чтобы вызвать общественное сочувствие.


Предполагается, что тогу надевали следующим образом. Взяв её обеими руками за прямой край, разделяли таким образом на три части и укладывали на левое плечо, чтобы первая треть свисала вперед - почти до щиколотки. Следующая треть ткани шла по спине под правую руку - ткань при этом свисала, оказываясь на полу (ведь именно на эту часть тоги приходится максимальная ширина). Именно эту часть тоги драпировали, укладывали на правом боку глубокими складками. Оставшуюся треть ткани перебрасывали на левое плечо. Эта часть тоги либо оставалась свисать по спине, и ее конец перекидывали через согнутую в локте левую руку. Либо эта последняя треть еще раз проходила по спине, затем – справа под рукой (и здесь она драпировалась в соответствии со складками предыдущего слоя), наконец, выходила к куску первой трети и несколько раз засовывалась под него, образуя так называемый умбон (металлическая бляха полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита.)на левой стороне груди. Либо, наконец, эта третья часть, спущенная вниз до щиколоток, пропускалась между ног и поднималась к левой стороне груди, чтобы там образовать умбон, как во втором случае. Классическим, аристократически строгим было ношение тоги без туники – чтобы правое плечо, правая сторона груди оказывались открытыми.


Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Под тогу надевали тунику и подобие фартука, в какой-то мере заменявшего штаны, отвергавшиеся как варварская одежда.
Поначалу тога была небольшой. Но с ростом социальных претензий древних римлян росли и размеры тоги: в конце концов, длина ее достигла пяти с половиной, а ширина трех с половиной метров. Тога обязывала к неторопливым движениям и величественной осанке, иначе это сложное сооружение могло просто развалиться. В императорском Риме высокое положение приводило к содержанию штата слуг, которым поручалась забота об одежде знатного лица. Среди обслуги императора значились: ведающий триумфальной белой одеждой императора, ведающий его охотничьей одеждой, театральный портной. Как правило, все эти люди были вольноотпущенниками.

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит лекий плащ , напоминающий греческую хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями. Плащ тщательнейшим образом подбирался под цвет туники и носился на груди фибулой, прикрывая плечи. Низшие классы носили короткие плащи, которые, кстати сказать, были намного удобнее, чем плащи для высших персон. Немного позже такие плащи стала надевать аристократия. Существовало несколько разновидностей плащей: сагум - солдатский плащ выполненный из грубой шерсти и имеющий капюшон, лацерна - плащ средней длины с капюшоном и застегивающийся под подбородком фибулой и стягивающийся поясом, палюдаментум - военный плащ, выполненный из тонкой белой или пурпурной ткани. На таком плаще находилось множество складок, а застегивался он на правом плече.


В позднем Риме стали носить различные варианты пенулы. Пенула - плащ, имеющий в своем крое круг или полукруг, где было отверстие для головы, именно к нему пришивали капюшон. Простые крестьяне носили пенулы из грубой шерсти, для богатых щеголей предназначался плащ из дорогих украшенных тканей. Пенула была традиционной одеждой пастухов, ее надевали путешественники, представляла собой накидку косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном и без. Носили ее не подпоясанной.
Постепенно эта одежда вытесняется другой, более глухой, которая позволяет скрывать естественные формы и пропорции фигуры. Такие изменения произошли в связи с влиянием на римскую культуру восточноазиатских традиций и распространением христианской идеологии в Риме.
Начали появляться узкие длинные туники, широкие далматики, которые скрывали фигуру целиком: от шеи до ступней. В те времена обрела популярность пестрота в орнаментации, стали ценить и любить разнообразные украшения.


Женский костюм

Драпировка составляла также основу женского костюма. Его главными частями были туника (по крою не отличавшаяся от мужской) и стола.


Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita). На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».
Туника служила нижней одеждой, поверх которой надевался корсет (строфиум/мамилларе) из тонкой кожи и стола. Стола повторяла фасон туники, только была более широкой и длинной, понизу ее обшивали плиссированной оборкой. Она сочеталась с туникой за счет комбинаций различных фактур и разной плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления. Стола подпоясывалась с напуском, вариации которого создавали требуемые пропорции. Верхней одеждой служил драпирующийся плащ – палла , который иногда заменялся пенулой.


Столу во II веке н. э. сменила палла , а тогу паллий (лат. pallium) - представлял собой упрощённый греческий гиматий - кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный, но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.


Голову покрывали вуалью или краем паллы. Основными видами отделки и украшений служили вышивка и бахрома. В III-IV вв., когда изменилось представление о красоте женской фигуры, развитые формы и подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, сменились плоскими статичными формами. Легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка были заменены тяжелыми восточными тканями с крупным рисунком. Такие ткани держали форму, не позволяя в соответствии с христианскими представлениями о приоритете души демонстрировать красоту фигуры, ее пластику. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания коричневых тонов с золотисто-желтым, лиловых с зеленым, голубых с серым. Обувью служили мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.


Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia ), ботинки (лат. calcei ) и сапоги (лат. caligae ). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500-1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут. Существовала обувь сенаторов, консулов, воинов. Все слои могли носить сандалии, но лишь свободные граждане имели право носить высокие сапоги-кальцеи . Аристократы носили такие сапоги с серебряными пряжками и черными ремнями, обычные римляне носили черные без украшений. Кальцеи императора были пурпурные. Выражение «надеть пурпурные башмаки» означало занять трон. Солдаты и путешественники обували калига – высокие башмаки из грубой кожи с открытыми пальцами, толстой подошвой и подбитые гвоздями. Император Гай Цезарь Август Германик получил прозвище «Калигула» (лат. caligula - уменьшительное от caliga), потому что большую часть своего детства он провел в военных лагерях армии и носил легионерскую одежду, включая сапоги, сшитые по его размеру. Крестьяне носили курбатины – обувь из куска сыромятной кожи, скрепленная ремешками. Деревянную обувь носили рабы или бедняки.




Головные уборы

Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги. Головы победителей украшали венками из дуба, лавра, мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла. Если Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора, то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора - vitta - шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон).

Украшения и аксессуары

Украшения для римлян значили больше, чем для греков, так как они должны были сделать костюм «правителя мира» репрезентативным. К мужским украшениям принадлежали толстые золотые ожерелья, золотые венки, кольца, браслеты, фибулы. К женским украшениям относились шейные цепочки и ожерелья различной формы, кольца и браслеты, которым обычно придавали греческую форму свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, также преимущественно греческой формы, пряжки и застежки. Увлечение украшениями достигло апогея в период Империи (перстни носили по 5-6 штук на каждом пальце). Из драгоценных камней особенно высоко ценились бесцветные, особенно – алмаз и опал. Жемчуг называли унио (единство). Им украшали волосы, шею, вставляли в серьги, в перстни, браслеты. К модным ювелирным безделушкам относились также янтарные и хрустальные шары, которые носили в руках.


Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе. Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae; spintera - браслеты, надевавшиеся на плечо) и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides) и цепочки на бёдра. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко - алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён

императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни - имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями; некоторые носили крупные кольца из золота. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты.

Траян, правивший в Риме с 98 по 117 годы нашей эры, вошёл в историю как император-воин. Под его руководством Римская империя достигла максимального могущества, а стабильность государства и отсутствие репрессий в период его правления позволили историкам заслуженно считать Траяна вторым из так называемых «пяти хороших императоров». С этой оценкой, вероятно, согласились бы и современники императора. Римский сенат официально провозгласил Траяна «лучшим правителем» (optimus princeps), а последующие императоры ориентировались на него, получая при воцарении напутствие «быть более удачливым, чем Август, и лучше, чем Траян» (Felicior Augusto, melior Traiano). В годы правления Траяна Римская империя провела несколько удачных военных кампаний и достигла наибольших размеров за всю свою историю.

Экипировка римских легионеров в годы царствования Траяна отличалась функциональностью. Многовековой военный опыт, накопленный римской армией, гармонично сочетался в ней с военными традициями покорённых римлянами народов. Предлагаем поближе познакомиться с оружием и снаряжением римского легионера-пехотинца начала II века нашей эры в интерактивном спецпроекте Warspot.


Шлем

Ещё в начале I века нашей эры римские оружейники на Верхнем Рейне, взяв за основу ранее бытовавшую в Галлии кельтскую модель шлема, стали изготавливать боевые наголовья с глубоким цельнокованым железным куполом, широким назатыльником для защиты шеи, железным козырьком спереди, дополнительно прикрывающим лицо от наносимых сверху рубящих ударов, и большими нащёчниками, снабжёнными чеканными украшениями. Спереди купол шлема украшался чеканными украшениями в виде бровей или крыльев, что позволило некоторым исследователям приписать первые такие шлемы воинам легиона Жаворонков (V Alaudae), набранного Юлием Цезарем среди романизированных галлов.

Ещё одной характерной чертой шлема этого типа являлись вырезы для ушей, закрывавшиеся сверху бронзовыми накладками. Характерными являются также бронзовые украшения и накладки, весьма эффективно выглядящие на фоне светлой поверхности полированного железа шлема. Нарядный и предельно функциональный, этот тип шлема Галльской серии к концу I века стал преобладающей моделью боевого наголовья в римской армии. По его образцу стали ковать свои изделия оружейные мастерские, находившиеся в Италии, а также в других провинциях Римской империи. Дополнительной чертой, появившейся, по-видимому, в ходе Дакийских войн Траяна, стала железная крестовина, которой стали усиливать купол шлема сверху. Эта деталь должна была придать ещё большую прочность шлему и защитить его от ударов страшных кос даков.

Пластинчатый доспех

Рельефы Колонны Траяна, воздвигнутой в Риме в 113 году в ознаменование завоевания Дакии, изображают легионеров одетыми в пластинчатый доспех, т.н. lorica segmentata , в то время как пехотинцы вспомогательных отрядов и всадники носят кольчуги или чешуйчатые доспехи. Но такое разделение наверняка не соответствует действительности. Современные рельефам Колонны изображения Трофея Траяна в Адамиклиссии изображают легионеров одетыми в кольчуги, а археологические находки частей пластинчатого доспеха в пограничных фортах, занятых вспомогательными частями, свидетельствуют, что солдаты в этих частях носили лорику.


Название lorica segmentata является современным термином для наименования пластинчатого доспеха, известного по многочисленным изображениям I–III веков. Его римское название, если таковое существовало, остаётся неизвестным. Древнейшие находки пластин этого доспеха происходят из раскопок у горы Калькризе в Германии, идентифицируемых в качестве места сражения в Тевтобургском лесу . Таким образом, его появление и распространение относятся к заключительному этапу правления Августа, если не к более раннему времени. Относительно происхождения этой разновидности доспеха были высказаны различные точки зрения. Одни выводят её от сплошных доспехов, носимых галльскими гладиаторами крупеллариями, другие видят в ней восточную разработку, лучше приспособленную для удержания стрел парфянских лучников в сравнении с традиционной кольчугой. Неясна также степень распространения пластинчатого доспеха в рядах римской армии: носили ли его солдаты повсеместно или только в каких-то отдельных специальных частях. Степень распространения находок отдельных частей доспеха скорее свидетельствует в пользу первой гипотезы, однако о единообразии защитного вооружения в стиле изображений рельефов Колонны Траяна не может быть и речи.


В условиях отсутствия реальных находок об устройстве пластинчатого доспеха было высказано множество различных гипотез. Наконец, в 1964 году при раскопках пограничного форта в Корбридже (Британия) были найдены два хорошо сохранившихся экземпляра доспеха. Это позволило британскому археологу Х. Расселу Робинсону реконструировать лорику сегментату конца I века, а также сделать определённые выводы об устройстве доспеха более позднего периода, ранее найденного при раскопках в Ньюстеде. Оба доспеха принадлежали к так называемому ламинарному типу брони. Горизонтальные полосы слегка воронкообразной формы наклёпывались изнутри на кожаный ремень. Пластины слегка заходили сверху одна на другую и образовывали чрезвычайно гибкое металлическое покрытие для корпуса. Две полукруглые секции составляли правую и левую части доспеха. С помощью ремешков они скреплялись на спине и груди. Для прикрытия верхней части груди применялась отдельная составная секция. С помощью ремней или крючков нагрудник соединялся с соответствующей ему боковой половиной. Сверху к нагруднику крепились гибкие наплечники. Чтобы надеть доспех, необходимо было просунуть руки в боковые вырезы и застегнуть его на груди, как застёгивают жилет.


Пластинчатый доспех являлся прочным, гибким, лёгким и одновременно весьма надёжным средством защиты. В этом качестве он просуществовал в римской армии с начала I-го до середины III века нашей эры.

Наручи

На рельефах Трофея Траяна в Адамиклисси некоторые римские воины носят наручи для защиты предплечий и рук. Эта деталь снаряжения имеет восточное происхождение и представляет собой вертикальный ряд пластин, изнутри наклёпанных на ремень в полную длину руки. В римской армии такой тип защитного снаряжения применялся достаточно редко, однако, судя по изображениям, его носили гладиаторы. Когда войска Траяна стали нести большие потери от ударов дакийских кос, он приказал защитить руки своих воинов таким же доспехом. Скорее всего, это была краткосрочная мера, и в дальнейшем эта деталь снаряжения в армии не прижилась.


Меч

В середине – второй половине I века в римской армии получил распространение меч с клинком длиной 40–55 см, шириной от 4,8 до 6 см и довольно коротким остриём. Судя по пропорции клинка, он в основном предназначался для рубки противника, не носившего защитный доспех. Его форма уже весьма отдалённо напоминала первоначальный гладиус, характерным признаком которого являлось длинное и тонкое остриё. Эти модификации вооружения соответствовали новой политической ситуации на границах империи, врагами которой отныне являлись варвары - германцы и даки.


Легионеры носили меч в ножнах рамочной конструкции. С лицевой стороны их украшали бронзовыми прорезными накладками с геометрическими узорами и фигурными изображениями. Ножны имели две пары обойм, по сторонам которых крепились боковые кольца. Через них пропускался расщеплённый надвое конец ремня портупеи, на которой подвешивались ножны с мечом. Нижний кончик ремня пропускался под поясом и соединялся с нижним кольцом, верхний кончик проходил поверх ремня к верхнему кольцу. Такое крепление обеспечивало надёжную фиксацию ножен в вертикальном положении и позволяло быстро выхватить меч, не придерживая при этом ножны рукой.


Кинжал

На левом боку на поясном ремне римские легионеры продолжали носить кинжал (не виден на иллюстрации). Его широкий клинок ковался из железа, имел ребро жёсткости, симметричные лезвия и вытянутое остриё. Длина клинка могла достигать 30–35 см, ширина - 5 см. Кинжал носили в ножнах рамочной конструкции. Лицевая сторона ножен обычно богато инкрустировалась серебром, латунью или украшалась чёрной, красной, жёлтой или зелёной эмалью. К поясу ножны подвешивались при помощи пары ремней, пропущенных через две пары боковых колец. При таком подвесе рукоять всегда была направлена вверх, и оружие было постоянно готово к боевому применению.

Пилум

На рельефах Колонны Траяна римские легионеры носят пилум, который сохраняет в это время своё значение оружия первого удара. Судя по археологическим находкам, его конструкция не изменилась с более ранних времён.


Некоторые солдаты, отличавшиеся большой физической силой, снабжали древко пилума свинцовыми насадками шарообразной формы, которые увеличивали вес оружия и, соответственно, повышали тяжесть наносимого им удара. Эти насадки известны по изобразительным памятникам II III веков, но среди реальных археологических находок до сих пор не встречались.


kultofathena.com

Щит

В конце I века до нашей эры у овального щита, известного по изображениям эпохи Республики, спрямили верхнюю и нижнюю грани, а к середине века прямыми стали также и боковые грани. Щит приобрёл, таким образом, четырёхугольную форму, известную по рельефам на Колонне Траяна. При этом в употреблении продолжали находиться и щиты овальной формы, известные по изображениям более раннего времени.


Конструкция щита осталась той же, что и раньше. Его размеры, судя по пропорциям фигур воинов, составляли 1×0,5 м. Эти цифры хорошо соответствуют археологическим находкам более позднего времени. Основу щита изготавливали из трёх слоёв тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева, судя по сохранившимся заклёпкам умбонов, составляла около 6 мм.

С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался. Изображаемые сюжеты включали лавровые венки, молнии Юпитера, а также гербовые эмблемы отдельных легионов. По периметру края щита обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов вражеских мечей. В руке щит держали за рукоять, образованную поперечной деревянной планкой. В центре поля щита делался полукруглый вырез, в который просовывалась державшая рукоять кисть. Снаружи вырез закрывался бронзовым или железным умбоном, который, как правило, обильно декорировался гравированными изображениями. Вес современной реконструкции такого щита составлял примерно 7,5 кг.

Туника

Солдатская туника не слишком изменилась с предшествующих времён. Как и прежде, она кроилась из двух прямоугольных кусков шерстяной ткани примерно 1,5×1,3 м, сшитых с боков и у горловины. Вырез для головы и шеи оставался достаточно широким, так что во время полевых работ для большей свободы движения солдаты могли спускать один её рукав, полностью обнажая правое плечо и руку. На поясе туника собиралась складками и подпоясывалась ремнём. Высоко подпоясанная туника, открывавшая колени, считалась признаком военных.

В холодное время года некоторые солдаты носили по две туники, при этом нижняя изготавливалась из льна или тонкой шерсти. Римляне не знали какого-то определённого уставного цвета одежды. Большинство солдат ходили в туниках из неокрашенной шерсти. Те, кто были побогаче, могли носить туники красного, зелёного или синего цветов. В парадных условиях офицеры и центурионы облачались в туники ярко-белого цвета. Для украшения туник на их боках нашивались по две полоски яркого цвета - так называемые клавы. Обычная стоимость туник составляла 25 драхм, причём эта сумма вычиталась из солдатского жалования .

Штаны

Римляне, как и греки, считали штаны атрибутом варварства. В холодное время года они носили на ногах шерстяные обмотки. Короткие штаны для защиты кожи бёдер от конского пота носили галльские и германские всадники, в массовом порядке служившие в римской армии со времён Цезаря и Августа. В холодное время года их носили и пехотинцы вспомогательных войск, тоже набиравшиеся из числа нероманизированных подданных империи.

Легионеры, изображённые на Колонне Траяна, штанов всё ещё не носят, однако сам император Траян и высшие офицеры, подолгу ездившие верхом, изображены носящими узкие и короткие бриджи. В течение первой половины II века мода на эту одежду распространилась среди всех категорий войск, и на рельефах Колонны Марка Аврелия короткие штаны носят уже все категории войск.

Галстук

На рельефах Колонны Траяна солдаты изображены с галстуками. Их функция состоит в том, чтобы защитить верхнюю часть туники от трения и повреждений, причиняемых доспехами. Ещё одна задача галстука проясняется благодаря его позднему названию «сударион», которое происходит от латинского sudor – «пот».

Пенула

В ненастную погоду или в холодное время года солдаты носили поверх одежды и доспехов плащи. Одной из наиболее распространённых моделей плаща являлась пенула. Она ткалась из грубой овечьей или даже козьей шерсти. Гражданский вариант плаща, называвшийся лацерна, имел более тонкую выделку. Форма пенулы напоминала половину овала, прямые стороны которого смыкались спереди и застёгивались на две пары пуговиц.

На некоторых скульптурных изображениях разрез отсутствует. В этом случае пенула, наподобие современного пончо, имела форму овала с центральным отверстием и надевалась через голову. Для защиты от непогоды её снабжали глубоким капюшоном. В гражданской лацерне такой капюшон, как правило, был приставным. По своей длине пенула достигала колен. Будучи достаточно широкой, она позволяла солдатам свободно действовать руками, не снимая плаща. На фресках и цветных изображениях военный плащ, как правило, имеет коричневый цвет.

Калиги

Солдатской обувью были тяжёлые башмаки калиги. Заготовка башмака кроилась из одного куска толстой бычьей кожи. Пальцы ног в башмаке оставались открытыми, а ремни, с боков охватывавшие стопу и лодыжку, прорезались, что обеспечивало ногам хорошую вентиляцию.


Подошва состояла из 3 прошитых друг с другом слоёв. Для большей прочности она снизу подбивалась железными гвоздями. На подбивку одного башмака уходило 80–90 гвоздей, вес пары калиг при этом достигал 1,3–1,5 кг. Гвозди на подошве располагались определённым рисунком, усиливая те её части, которые больше изнашивались в походе.


Согласно наблюдениям современных реконструкторов, подбитые гвоздями башмаки хорошо носились на грунтовых дорогах и в поле, однако в горах и на брусчатке городских улиц они скользили по камням. Кроме того, гвозди на подошве постепенно стирались и требовали постоянной замены. Одной пары калиг хватало примерно на 500–1000 км марша, при этом каждые 100 км пути приходилось менять 10 процентов гвоздей. Таким образом, за две-три недели марша римский легион терял около 10 тысяч гвоздей.


Пояс

Пояс являлся важной частью мужской одежды римлян. Мальчики надевали пояс в знак достижения совершеннолетия. Военные носили широкие кожаные пояса, которые отличали их от лиц гражданских профессий. Пояс надевался поверх доспеха и богато украшался бронзовыми рельефными или гравированными накладками. Для декоративного эффекта накладки иногда покрывали серебром и снабжали эмалевыми вставками.


Римские пояса конца I века до нашей эры – начала II века нашей эры имели своеобразный передник из 4–8 ремней, покрывавшихся бронзовыми накладками и оканчивавшихся украшениями-терминалиями. По-видимому, эта деталь выполняла сугубо декоративную функцию и носилась ради создаваемого ею звукового эффекта. К поясу подвешивался кинжал, иногда кошелёк с мелкими деньгами. Меч римляне, как правило, носили на плечевой портупее.

Поножи

Поножи являлись частью защитного доспеха, прикрывавшей ноги от колена до подъёма стопы, то есть закрывали ту их часть, которая не была обычно прикрыта щитом. Офицеры и центурионы на памятниках I–II веков часто изображались в поножах, ношение которых являлось чем-то вроде символа их ранга. Их поножи украшались чеканкой с изображением головы Медузы в коленной части, боковая поверхность украшалась пучками молний и растительным орнаментом. Напротив, рядовые солдаты обычно в это время изображались без поножей.

В эпоху Дакийских войн поножи вернулись в состав военного снаряжения, чтобы защищать ноги солдат от ударов дакийских кос. Хотя солдаты на рельефах колонны Траяна не носят поножей, они присутствуют на изображениях Трофея Траяна в Адамклиси. Римские солдаты на рельефах носят одну или две поножи. Эта деталь военного снаряжения также присутствует на скульптурах и фресках более позднего времени. Археологические находки поножей представляют собой простые железные пластины 35 см длиной, с продольным ребром жёсткости, лишённые какого бы то ни было декора. Они закрывают ногу лишь до колена; возможно, для защиты самого колена использовалась отдельная часть доспеха. Для крепления на ноге поножи снабжены четырьмя парами колец, сквозь которые был пропущен ремень.