Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи - многодетность, однодетность. Методики исследования свойств личности

Готовые задания по дисциплине "Психолого-педагогическое сопровождение семьи"

Введение Список литературы Выдержка из работы

Тема 3. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания
Задание 1. Напишите эссе «Влияние конфигурации моей семьи на процесс и результат семейного воспитания».
Задание 2. Разработайте психолого-педагогические рекомендации для родителей. Воспитательная ситуация в неполной семье.

1. Васягина, Н. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.] , 2010. - 167с. Кол-во экз. : 5
2. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2013. - 309 с. Кол-во экз. : 5
3. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2010. - 339 с. Кол-во экз. : 5
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / О. А. Карабанова. - М. : Гардар ики, 2008. - 320 с. Кол-во экз. : 5
5. Основы семейного воспитания [Текст] : учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева [и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. - М. : Академия, 2010. - 192 с. Кол-во экз. : 5
6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания [Текст] : программы родит. всеобуча / авт.-сост. В. А. Березина; под ред. О. И. Волжиной. - СПб. : КАРО, 2012. - 144 с. Кол-во экз. : 3
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов фак. педагогики, психологии и социал. работы / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Академия, 2008. - 192 с. Кол-во экз. : 3

Отношения с бывшим (или несостоявшимся) супругом следует выяснять без ребенка;
в момент и после развода (или после смерти родителя) стоит обратить внимание, что это огромный стресс в большей степени, для вашего ребенка (помочь с ним справиться; постараться сохранить общение ребенка со вторым родителем, если оно объективно не деструктивно для ребенка);
для одиноких пап важно проявлять больше чувствительности к ребенку, восполнять эмоциональные потребности ребенка, выражать терпение и научиться любить ребенка просто так (в отличие от природной мужской любви «за что-то»);
одинокая мама должна дополнять свое поведение мужской строгостью, требовательностью, показателем своего положения главенства в семье, но оставляя за собой и материнские качества;
не стоит пренебрегать и отказываться от п омощи окружающих;
контролируйте количество времени, необходимое для общения с ребенком и постарайтесь увеличить его в случае необходимости (рассмотрите альтернативные варианты работы, например, на дому);
особо тщательно анализируйте состояние дел в школе вашего ребенка, его круг общения, времяпровождение, плохие привычки (в разведенных семьях подростки чаще советуются со своими друзьями, чем с родителями);
изучите законодательные возможности материальной помощи от государства, обратите внимание на центры, школы, сады с группой продленного дня, с полным рабочим днем;
организуйте время от времени веселье и отдых с ребенком, включая развлечения, которые свойственны полу ребенка

Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы. Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.

1

В статье дается анализ теоретических основ проблемы развития интеллекта в зависимости от особенностей возраста, детско-родительских отношений и конфигурации семьи. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистической обработки. Т-критериальный анализ позволил выделить сходства и различия в развитии особенностей интеллекта детей старшего дошкольного возраста и преобладающие детско-родительские отношения в полных и неполных семьях. Для детей из полных семей характерны: высокий уровень развития образной и вербальной памяти, логического и абстрактного мышления, креативности мышления; преобладают детско-родительские отношения «конфронтация в семье», «удовлетворенность отношениями с ребенком». Для детей из неполных семей характерны: высокий уровень развития интеллекта, логического мышления и внимания. Преобладают такие виды детско-родительских отношений, как «тревожность за ребенка».

интеллект

креативность

детско-родительские отношения

тип семейного воспитания

полная и неполная семья

1. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. – М., Академия, 2006. – 360 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 270 с.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические труды // 6 т. Т.4. – М.: Академия, 2002. – 230 с.

4. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже – за и против. – М.: Наука, 2003. – 150 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 305 с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2002. – 292 с.

Понятие «интеллект» в настоящее время стало настолько разноаспектным, что без предварительного уточнения значения, которое ему придается в том или ином исследовании, нельзя понять результаты этого исследования. Это понятие активно используется в различных областях знания: философия, физиология, социология, педагогика и психология. В каждой из них вырабатываются свои представления об интеллекте, не поддающиеся простому объединению или рациональному обобщению.

Наиболее часто используемыми в психологической литературе являются следующие трактовки этого понятия:

1. Общая способность к познанию и решению проблем, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе других способностей (Б.М. Теплов).

2. Система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятие, память, представления (Б.М. Величковский).

3. Способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие «интеллект» как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам (Н.Н. Моисеев).

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей, таких как способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, классифицировать, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной.

Существенным качеством человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность . Также среди существенных качеств интеллекта индивида выделяют способность предвидения возможных последствий принимаемых действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем .

В настоящее время принято выделять несколько научных подходов к изучению интеллекта и его развития:

Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой и выделил 4 типа взаимодействия «субъект - среда»:

1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма;

2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием;

3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением;

4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» интеллектом;

Когнитивный подход основан на понимании интеллекта как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида (Дж. Брунер и др.);

Факторно-аналитический подход (Ч. Спирман, Л. Терстоун, Г. Айзенк) обосновывает концепцию «генерального фактора», и интеллект рассматривается как «общая умственная энергия», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов;

Иерархическая модель интеллекта (Г. Кетелл), где интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обу-словленности.

Если в зарубежной психологической науке вопросы, связанные с интеллектом, решаются в рамках сформулированных теоретических концепций, то отечественная психология по данному вопросу представлена разработками и исследованиями отдельных ученых.

Так, в работах Л.С. Выготского проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального», Выготский Л.С. писал, что «все внешние психические функции - это интериоризованные отношения социального порядка.

Их состав, генетическая структура, способ действия - одним словом, вся их природа социальна, даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной».

Таким образом, большинство исследований сходится на том, что интеллект существует как универсальная психическая способность .

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении, начиная с раннего детства встретились два типа мышления: и мужской, и женский. Детские психологи (А.Л. Венгер, В.С. Мухина, Е.А. Лисина и др.) отмечали, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в развитии когнитивной и личностной сферы ребенка, а лишь создает предпосылки успешного развития. Воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю. Нарушение структуры, а следовательно полноты функционирования семьи, влечет за собой ограничение и искажение развития ребенка, в частности, его интеллекта и личности. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие ребенка.

Современными психологическими исследованиями доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой нарушений развития ребенка, всех его сфер, особенно интеллекта. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

Нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка);

Искажение процесса полоролевой идентификации мальчиков и девочек; затруднения в обучении подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

Формирование избыточной патологической привязанности к матери.

Целью данного исследования является определение уровня развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей в зависимости от детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста развитие интеллекта и его особенностей взаимосвязано с детско-родительскими отношением и по-разному проявляется у детей из полной и неполной семьи.

В исследовании, которое проводилось в 2011-2012 годах, приняли участие 80 детей (из них 40 из полной и 40 из неполной семьи) и их родителей.

Методики исследования: вербальный интеллект диагностировался с помощью прогрессивных матриц Равенна, креативность мышления - тестом П. Торренса, абстрактное мышление - по методикам Л.А. Венгера, память - по методикам З.М. Истоминой «Десять слов», «Запомни образ», сосредоточенность и распределение внимания? методикой «корректурная проба», детско-родительские отношения изучались с помощью опросника Т.Д. Марцинковской «Взаимодействие ребенка с родителем», а также для исследования особенностей личности использовался многофакторный опросник Р. Кетелла (детский вариант). Полученные результаты эмпирического исследования подверглись статистической обработке. Так были проведены сравнительный и корреляционный анализы.

Результаты исследования: сравнительный анализ по формуле Т-критерия Стьюдента позволил выявить сходства и различия между изучаемыми показателями в исследуемых выборках. Сходства были выделены в развитии изучаемых показателей у детей из полной и неполной семей:

1. Одинаковое значение имеет показатель «абстрактное мнение». Так как дети старшего дошкольного возраста вовлечены в образовательный процесс, который предполагает разноплановые занятия (развитие речи, математических представлений, ознакомление с окружающим, чтение, дизайн и конструирование), то очевидно диагностируемое сходство.

2. Показатель детско-родительских отношений «тревожность за ребенка». Все родители (как из полных, так и из неполных семей) беспокоятся за своих детей, стараются оберегать их от различных неблагоприятных ситуаций, помогать преодолевать трудности при формировании и развитии у ребенка когнитивной, эмоциональной, личностной сфер. Многие авторы (А.И. Захаров, В.С. Мухина и др.) обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения негативных реакций у детей.

Различия были выявлены по показателям:

1. «Уровень развития интеллекта» (по методике «Матрица Равена»). Уровень интеллекта выше у детей из неполных семей, чем из полных семей. Оказалось, что дети из неполных семей в большей степени посещают различные дополнительные образовательные учреждения (творческие кружки, спортивные секции, воскресные школы, репетиторов). Мамы стараются создать все необходимые условия для развития ребенка, поэтому у них наблюдается более широкий кругозор знаний, высокая осведомленность в различных областях, что способствует развитию интеллекта.

2. Показатель «Воспитательная конфронтация в семье» (опросник «Взаимодействие ребенка с родителем» Т.Д. Марцинковской). В полных семьях этот показатель выше, т.к. именно в них по одному вопросу воспитания возникают чаще всего разные мнения и позиции. Не найдя общего решения, каждый родитель отстаивает свою позицию, свою точку зрения, а ребенок не может поддерживать только одного родителя. Из-за этого и возникает конфронтация в семье между родителем и ребенком. В неполной семье такого не происходит, т.к. родитель (мама) ощущает себя с ребенком единым целым, стремится понять его, принять его позицию, что благоприятно влияет на сплоченность семьи.

3. Показатель «Удовлетворенность отношениями» (опросник «Взаимодействие ребенка с родителем»). Этот показатель выше в полных семьях, т.к. в них родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной, что важно для того, чтобы в сознании ребенка укрепились оба типа мышления: и мужской, и женский. А в неполной семье отсутствие отца, с чем бы то ни было связано, чаще отрицательно влияет на детей.

Корреляционный анализ, проведенный на выборке детей из неполной семьи, выявил значимые взаимосвязи среди изучаемых показателей. Так, например, показатель «воспитательная конфронтация» имеет следующие взаимосвязи (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционный анализ показателей в выборке детей из неполной семьи

Подобные связи свидетельствуют о том, что чем ниже конфронтация в семье, тем выше у ребенка уровень развития, памяти, мышления, интеллекта, тем благоприятнее ситуация сотрудничества и доверия между родителем и ребенком. Эта же закономерность обнаружена и описана ранее в исследованиях А.В. Козловой и Р.П. Дешеулиной .

Корреляционный анализ, проведенный в выборке детей из полной семьи, показал, что наибольшее количество взаимосвязей имеет показатель «последовательность» (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционный анализ показателей в выборке детей из полной семьи

Данные взаимосвязи свидетельствуют о том, что детско-родительское отношение «последовательность» приводит к формированию таких личностных качеств, как добросовестность, самоконтроль, послушание, т.е. в своем поведении дети следуют правилам, принятым в семье, что способствует положительным эмоциональным отношениям между ребенком и родителем.

Таким образом, по данному исследованию могут быть сделаны следующие выводы:

1. Полученные результаты подтвердили гипотезу - конфигурация семьи влияет на развитие интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

2. Дети из неполной семьи обнаруживают более высокие показатели интеллекта, логического и образного мышления. В неполной семье преобладает вид детско-родительских отношений «Сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителем и ребенком как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

3. Дети из полной семьи обнаруживают более низкие показатели интеллекта, но у них более высокие значения имеют показатели опосредованной и образной памяти, креативности мышления. В полных семьях преобладает вид детско-родительских отношений «Воспитательная конфронтация», «Удовлетворенность отношениями с ребенком». По этим типам детско-родительских отношений можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, - как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах, об обеспокоенности сложившейся семейной ситуации, о низкой сплоченности и разногласиях членов семьи, что может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи.

Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.

Библиографическая ссылка

Вяткина Л.Б., Токарева В.О. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНФИГУРАЦИИ СЕМЬИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. – С. 1126-1129;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30718 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

В статье представлены результаты исследования параметров отцовского отношения к детям в связи с конфигурацией семьи. Рассматриваются различия в связи с позицией ребенка в семье (старший, младший) и в связи со структурой семьи (полная, неполная). В исследовании приняли участие 207 отцов из четырех типов семей: семья с одним ребенком, семья с двумя детьми, семья с тремя детьми и неполная семья с одним ребенком, которого воспитывает отец. Параметры родительского отношения диагностировались при помощи опросника «Взаимодействие родителя и ребенка» Марковской И.М. Данные обрабатывались однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA). Результаты: наибольшие различия обнаружены по параметрам: «», «» и «». Для большинства характеристик отношений обнаруживается различие между отцами единственного ребенка и отцами, имеющими двух и более детей. Отношение отцов в полной и неполной семье значимо не отличается. Отношение к младшему ребенку отличается меньше, чем отношение к старшему ребенку.

сиблинги

детско-родительские отношения

1. Алфеева Е.В. Особенности работы психолога с семьей. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.

2. Борисенко Ю.Б., Портнова А.Г. Отцовство как фактор развития личности // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С. 70-81.

3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М. : Когиито-центр, 2011. - 181 с.

4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 15-26.

5. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 3-16.

6. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 48-54.

7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Т. 2. - 464 с.

8. Lamb М. The Development and Significance of Father-Child Relationships in Two-Parent Families / The role of the father in child development. US: John Wiley & Sons Inc. - 2004. - P. 272-306.

9. Levy-Shiff R. (1999). Fathers cognitive appraisals, coping strategies and support resources as correlates of adjustment to parenthood // Journal of Family Psychology. - № 13. -Р. 554-567.

10. Rochlen A.B., McKelley R.A., Suizzo M., Scaringi V. Predictors of relationship satisfaction, psychological well-being, and life satisfaction among stay-at-home fathers // Psychology of Men & Masculinity. - 2008. - Vol. 9. - № 1. - Р. 17-28.

В настоящее время в психологической науке и смежных дисциплинах одной из активно обсуждаемых проблем является проблема отцовского поведения, в т.ч. личностные детерминанты, стиль и модели поведения отцов, особенности внутрисемейных отношений

и их влияние на взаимодействие отца, матери и ребенка. Одним из актуальных направлений исследований является изучение стиля отцовского поведения. Поведение мужчины отца описывается через индивидуальный стиль отцовства, который зависит как от личностных свойств конкретного мужчины, так и от опыта взаимодействия с собственным отцом (Levy-Shiff, 1999; Кон, 1999, 2005; Lamb, Lewis, 2010). Особое место занимает изучение одиноких отцов или отцов, которые сидят дома (Rochlen, Suizzo, McKelley, Scaringi, 2008). В психологической литературе выделяется несколько подходов к классификации отцовского поведения, которое описывается через доминирующие мотивы, включенность в совместную деятельность с ребенком, принятие обязанностей по воспитанию. Выделяют два типа отцовства в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчине сильнее - опекать, заботиться или учить, передавать свои знания и умения (Спиваковская, 2000). Отцовские роли или модели разделяются по степени того, насколько отец включен на эмоциональном уровне, как осуществляет свою воспитательную деятельность, как взаимодействует с ребенком и стремится к выполнению собственных обязанностей (Алфеева, 2000; Варга, 2011). Влияние отца на ребенка индивидуально и во многом зависит от личности самого мужчины и внутрисемейного контекста его отношений с ребенком (например, Калина Холмогорова). Участие отца в воспитании ребенка необходимо для формирования полноценной гармоничной личности при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей (Борисенко, Портнова, 2003). Изучение роли отцов как агентов социализации позволит конкретизировать детское развитие в пределах многократных семейных контекстов.

Целью нашей работы было выявить специфику отцовского отношения в связи с конфигурацией семьи, т.е. рассмотреть параметры взаимодействия родителя и единственного ребенка и старшего и младшего ребенка, а также учесть структуру семьи: полная или не полная.

Организация исследования

Участники исследования. В исследовании приняли участие 207 отцов из четырех типов семей: семья с одним ребенком (42 чел.), семья с двумя детьми (сиблинговая, 70 чел.), семья с тремя детьми (многодетная, 24 чел.) и неполная семья с одним ребенком, которого воспитывает отец (22 чел.). Данная выборка собрана в рамках выполнения выпускной квалификационной работы Н.А. Мазур. Возраст отцов 37,47 года (Ст.откл. 7,16), старших детей 14,68 (Ст.откл. 2,19), младших детей 11,12 (Ст.откл. 2,43), ребенок в однодетной семье 11,67 (Ст.откл. 2,90).

Методики. Использовался опросник Марковской И.М. для диагностики параметров взаимодействия родителя с ребенком: нетребовательность-требовательность родителя, мягкость-строгость родителя, автономность-контроль по отношению к ребенку, эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю, отвержение - принятие ребенка родителем, отсутствие сотрудничества - сотрудничество, тревожность за ребенка, родителя, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Статистический анализ. Анализ результатов проводился при помощи однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. В связи с тем что группы различаются по составу, был применен критерий Левена (Levene"s Test) для оценки равенства дисперсий в группах. В случае значимости критерия Левена применялся тест Тамхена (Tamhene test), в остальных случаях ЛСД тест (LSD test).

Результаты исследования и их обсуждение

Различия в отцовском отношении в семьях разного типа

На первом этапе нашей работы были рассмотрены различия в семьях с различной конфигурацией вне зависимости от возраста ребенка. Были обнаружены различия по всем показателям родительского отношения: «нетребовательность-требовательность родителя» F(3, 272)=3,88, p=0,01; «мягкость-строгость родителя» F(3, 272)=4,09, p=0,01; «автономность-контроль по отношению к ребенку» F(3, 272)=9,266, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 272)=28,40, p=0,001; «отвержение - принятие ребенка родителем» F(3, 272)=9,43, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 272)=13,00, p=0,001; «» F(3, 272)=7,22, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 272)=5,54, p=0,001; «авторитетность родителя» F(3, 272)=3,65, p=0,01; «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» F(3, 272)=12,85, p=0,01. Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 1.

Post hoc сравнения позволяют уточнить картину различий. По показателю «нетребовательность-требовательность родителя» отличие обнаруживается между отцами единственного ребенка и отцами сиблингов. При этом у отцов двух детей наиболее низкие показатели требовательности, а у отца единственного ребенка наиболее высокая требовательность. «Мягкость-строгость» различается у отцов единственного ребенка и отцов сиблингов и отцов, одних воспитывающих ребенка. Наиболее высокие значения у отцов двух детей, а наиболее низкие у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Параметр «автономность-контроль» отличается у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно и отцов из других типов семей. «Контроль» наиболее высок у отцов, воспитывающих детей самостоятельно, при этом значения данного показателя у отца единственного ребенка в семье, с двумя детьми и в многодетной семье не отличаются. Значимые различия есть между всеми группами по показателю «эмоциональная дистанция - близость ребенка к родителю», за исключением сравнения групп отцов с единственным ребенком и отцом в многодетной семье. По данному показателю обнаружены отличия между отцами из всех типов семей, за исключением сравнения отцов двух детей и отцов в многодетной семье. При анализе показателей «отвержение - принятие» различия выявились между отцами двух детей и отцами в других типах семьи, наиболее высокие значения наблюдаются у отцов двух детей.

Показатель «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» обнаруживает множество различий, в частности при сопоставлении отцов в многодетной семье и отцов, воспитывающих детей самостоятельно; при сравнении отцов двух детей с отцами из других типов семей. Отцы двух детей в наименьшей степени склонны к сотрудничеству с детьми, тогда как отцы, воспитывающие ребенка самостоятельно, демонстрируют наиболее высокие значения.

Различие по показателю «несогласие - согласие с ребенком» проявилось в сравнении отцов сиблингов и отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Минимальные значения обнаруживаются у отцов двух детей, а наиболее высокие у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Значимые различия при сравнении отцов двух детей и отцов единственного ребенка и отцов в многодетной семье обнаруживаются по параметру «непоследовательность - последовательность родителя». Значения последовательности в реализации воспитательных действий наиболее высокие у отцов двух детей.

«Авторитетность родителя» - значимо отличается при сравнении отцов единственного ребенка и отцов двух детей и отцов в многодетной семье. Наиболее высокие значения у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. По показателю «удовлетворенность отношениями с ребенком» значимые различия обнаружены при сравнении отцов из трех типов полных семей. У отцов двух детей и отцов в многодетной семье низкие значения показателя удовлетворенности, тогда как высокие и сходные у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих детей самостоятельно.

Таблица 1

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Неполная семья

Мягкость - строгость

Автономность - контроль

Эмоциональная дистанция - близость

Отвержение - принятие

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

Непоследовательность - последовательность

Удовлетворенность отношениями с ребенком

Различающееся отцовское отношение к старшему ребенку

При сравнении параметров отношения к старшему ребенку у отцов были обнаружены значимые различия по следующим характеристикам: «нетребовательность - требовательность родителя» F(3, 136)=4,56, p=0,05; «автономность - контроль по отношению к ребенку» F(3, 136)=9,89, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 136)=23,62, p=0,001; «отвержение - принятие ребенка родителем» F(3, 136)=13,52, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 136)=6,34, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 136)=5,11, p=0,001; «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» F(3, 136)=10,36, p=0,001. Различия не были обнаружены по показателям: «мягкость - строгость родителя», «несогласие - согласие между ребенком и родителем», «авторитетность родителя». Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 2.

Post hoc тесты позволяют уточнить межгрупповые различия. Так, по показателю «нетребовательность - требовательность» наиболее высокие значения наблюдаются у отцов единственного ребенка в сравнении с отцами двух и более детей. «Автономность - контроль» по отношению к ребенку в наибольшей степени выражен у отцов, воспитывающих ребенка отдельно в сравнении с отцами двух детей и единственного ребенка. Также обнаруживается различие при сравнении отцов единственного ребенка и отцов трех детей. Различия по показателю «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость» ребенка к родителю проявляются при сравнении отцов единственных детей (в полной и неполной семье) и отцов, имеющих двух детей и более. Показатель «отвержение - принятие» ребенка родителем в наибольшей степени выражен у отцов старшего ребенка в семье с двумя детьми, при этом он значимо отличается у отцов других групп. Значения показателя «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» наиболее высокие у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно, и у отцов, имеющих трех детей, а наиболее низкие у отцов двух детей. «Непоследовательность - последовательность» родителя в реализации воспитательных действий по отношению к старшему ребенку отличается только в группе у отцов трех детей. Наибольшую «удовлетворенность» отношениями со старшим ребенком демонстрируют отцы единственного ребенка, причем она значимо отличается от удовлетворенности отношениями у отцов, имеющих двух и более детей, и у отцов, воспитывающих детей самостоятельно.

Таблица 2

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к старшему ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Неполная семья

Нетребовательность - требовательность

Мягкость - строгость

Автономность - контроль

Эмоциональная дистанция - близость

Отвержение - принятие

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

Непоследовательность - последовательность

Удовлетворенность отношениями с ребенком

Различающееся отцовское отношение к младшему ребенку

При сравнении параметров отношения к младшему ребенку у отцов были обнаружены значимые различия по следующим характеристикам: «мягкость - строгость родителя» F(3, 109)=3,65, p=0,05, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 109)=7,07, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 109)=10,19, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 109)=6,53, p=0,001; «тревожность за ребенка» F(3, 109)=12,87, p=0,001; «воспитательная конфронтация в семье» F(3, 109)=7,50, p=0,001.

Различия не были обнаружены по показателям: «нетребовательность - требовательность родителя», «автономность - контроль по отношению к ребенку», «отвержение - принятие ребенка родителем» и «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 3.

Таблица 3

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к младшему ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Нетребовательность - требовательность

Мягкость - строгость

Автономность - контроль

Эмоциональная дистанция - близость

Отвержение - принятие

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

Непоследовательность - последовательность

Удовлетворенность отношениями с ребенком

Post hoc сравнения показали, что наибольшая выраженность параметра «мягкость - строгость» и наименьшая выраженность параметров «эмоциональная дистанция - близость», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «воспитательная конфронтация в семье» наблюдаются у отцов младшего ребенка в двухдетной семье. Наибольшая выраженность «тревожности за ребенка» проявляется у отцов единственного ребенка по сравнению с отцами двух и более детей. Наименьшая выраженность «непоследовательности - последовательности» при взаимодействии родителя и ребенка также обнаруживается у отцов единственного ребенка при сравнении с отцами двух детей.

Выводы

В целом можно утверждать, что тип семьи является фактором, влияющим на отношение отца к ребенку. При этом обнаруживаются различия как в связи с количеством детей в семье, так и в связи со структурой (полная - неполная семья). Можно констатировать, что наибольшее число различий в отношении отцов к ребенку наблюдается по следующим параметрам: «эмоциональная дистанция - близость», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «удовлетворенность отношениями с ребенком». При этом наиболее высокие значения данных показателей наблюдаются у отцов одного ребенка вне зависимости от полной или неполной семьи. Вероятно, это связано с тем, что в семье с единственным ребенком отец может уделить достаточно времени для взаимодействия с ребенком. По большинству параметров отношение отца единственного ребенка не отличается в полной и неполной семье, но значения параметров отношений у отцов в неполной семье ниже, хотя и незначимо, по сравнению с отцами из полной семьи. Для большинства характеристик отношений обнаруживается различие между отцами единственного ребенка и отцами, имеющими двух и более детей. Это позволяет утверждать, что изменение количества детей в семье меняет отношение отца к детям. Интерес представляет и тот факт, что именно отцы двух детей чаще обнаруживают различия в отношении, а не многодетные отцы. Возможно, ситуация наличия двух детей в семье является для отцов в наибольшей степени психологически «напряженной» так как они, с одной стороны, вынуждены сохранять относительно стабильное отношение к старшему, с другой стороны, формировать новое отношение к младшему ребенку. Тогда как отцы трех и более детей уже могут относиться к детям как к группе, детально не дифференцируя свое отношение.

Отношение отца к старшему ребенку детализирует специфику межсемейных различий. Так, в отношении к старшим можно отметить: во-первых, вне зависимости от полной и неполной семьи, отцы стремятся к последовательности в воспитательных воздействиях, сотрудничеству с ребенком, проявляют эмоциональную близость и наиболее удовлетворены отношениями со старшими детьми. Во вторых, отношение к старшему или единственному ребенку в полной семье носит более требовательный, а в неполной - контролирующий характер. Специфика отцовского отношения в семье с двумя детьми проявилась в большем принятии старшего ребенка и меньшем сотрудничестве по сравнению с отцами других семей.

Отношение к младшему ребенку в семьях с разной конфигурацией обнаруживает меньше различий (6 из 10 параметров), что позволяет утверждать, что отцы относятся к детям относительно одинаково. Отличие проявляется в том, что эмоциональная близость, сотрудничество выше в семье с единственным ребенком. Также в такой семье выше тревожность за ребенка. Интересным фактом является то, что наибольшее число отличий наблюдается при сопоставлении отношения отца к младшему ребенку в семье с двумя детьми. Отношение отцов единственного ребенка младшего школьника и младшего ребенка в многодетной семье в большинстве случаев является сходным.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 12-36-01315).

Рецензенты:

Хрусталева Т.М., д.псх.н., профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Щукин М.Р., д.псх.н., доцент, профессор кафедры практической психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Корниенко Д.С., Красильникова Е.Н., Ротманова Н.В. ОТЦОВСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В СВЯЗИ С КОНФИГУРАЦИЕЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10581 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Семейные коалиции - своеобразные объединения членов семьи, существуют в каждой семье. Само их существование не говорит о том, что в семье что-то не в порядке, но некоторые виды коалиций (союзов внутри семьи) считаются болезненными, приносящими разлад в семью. Другие же коалиции, скорее естественны, они могут гармонично существовать, принося участникам пользу, поддерживая их.

Коалиции, организованные по горизонтали (между членами семьи одного поколения), неразрушительны, скорее полезны для членов семьи. Таковы объединения между братьями и сестрами, родительской парой, дедушками и бабушками. Нормальной можно считать ситуацию, когда отношения между представителями одного поколения чуть ближе, чем между поколениями.

Коалиции, которые организованы перекрестно, по вертикали между поколениями или через поколение считаются более опасными для семьи, часто они разрушительны. Таковы коалиции одного из родителей с детьми против другого или коалиции одного из супругов со своими родителями против другого. Рассмотрим наиболее типичные семейные коалиции с точки зрения их влияния на семейные отношения.

Коалиция детей в семье

Это типичная, здоровая ситуация: двое или более детей в семье находятся в наибольшей близости друг с другом, имеют свои секреты, не выдают друг друга, поддерживают. Это нормальная ситуация, хотя некоторых взрослых она пугает перспективой потери контроля над детьми в результате их сплоченности.

Нежелательный перекос ситуации наступает как раз тогда, когда родителей чрезмерно пугает близость детей. Им кажется, что дети совместно натворят что-то опасное и они стараются ослабить связь между детьми. В таком случае родители, стремясь к контролю или большей близости с одним из детей, могут вносить раскол в их объединение, приближая или выделяя одного из детей. Это развитие событий нельзя назвать желательным, скорее это отражение неблагополучного психологического состояния кого -то из взрослых в семье.

Коалиция родителя с одним из детей

Такая коалиция обостряет отношения ребенка с другими детьми, возбуждая их ревность, подогревая естественную конкуренцию детей. Кроме того, эта коалиция, часто отдаляет второго родителя, делает его аутсайдером в отношениях треугольника мама-папа-ребенок.

Один из родителей (чаще мать) оказывается в тесной связке с ребенком, второй родитель отдаляется одновременно и от ребенка, и от своего партнера по браку. Такая ситуация чревата расколом в супружеских отношениях и трудностями с психологическим отделением, взрослением ребенка, который должен обслуживать потребность одного из родителей (участника коалиции) в душевной близости. Ребенок при таком раскладе становится как бы партнером родителю, играя несвойственную ребенку роль. Так ребенок может стать поверенным взрослого в его душевных делах, его утешителем или источником психологической поддержки. Для ребенка такая ситуация обычно вредна, она невротизирует ребенка, перегружает его ответственностью за благополучие родителя. Осознав, что такая история разворачивается в ваших отношениях с ребенком, лучше из нее постепенно выбираться, освобождая ребенка и подыскивая для себя источники опоры во взрослом мире.

Хороший, хотя и достаточно экзотический пример межпоколенной коалиции с ребенком представлен в фильме «Пианино» (Дж. Кемпион). Главная героиня находится в коалиции со своей дочерью, которая своей близостью защищает ее от притязаний супруга на близость, супружеские отношения. Близость с дочерью делает невозможной близость с супругом, что и необходимо матери, потому, что она испытывает к нему неприязнь. Героиня как бы защищается дочерью, постоянно пребывая в ее обществе.

Близость с ребенком может обслуживать потребность в дистанции с супругом. Иногда это может принимать форму болезненного симптома ребенка.

Ольга, мать 11 летнего Дениса была вынуждена переселиться в комнату сына в результате того, что у ребенка были ночные кошмары. Ситуация продолжалась не первый год, но никто толком не занимался ее решением, считалось, что решение найдено – Ольга должна спасать ребенка своим присутствием. Отношения с отцом мальчика у женщины были крайне конфликтные, так что в дистанции между супругами никто не находил ничего неприятного. Днем супруги не общались, так как были на работе, вечером Ольга занималась сыном, у которого были большие сложности с учебой, ночью женщина охраняла сон мальчика. Так сложности ребенка стали по существу защитой родителей от выяснения отношений и расстановки всех точек над i.

Коалиция с ребенком может создаваться и в семьях с двумя детьми. В таких случаях можно видеть дистантные отношения между супругами, но у каждого из них близкие отношения с одним из детей. Часто такая ситуация сопровождается яркими конфликтами детей . Каждый родитель поддерживает «своего» ребенка, предвзято относясь ко второму, потому, что он представитель враждебного лагеря. Дети это чувствуют и начинают воевать со своим конкурентом, братом или сестрой, отстаивая справедливость. Очень часто не проявленные конфликты старших членов семьи, родителей, выливается в яркие конфликты детей.

«Кроме того, дети – это был для нас новый повод к раздору. С тех пор как были дети и чем больше они росли, тем чаще именно сами дети были и средством и предметом раздора. Не только предметом раздора, но дети были орудием, борьбы; мы как будто дрались друг с другом детьми. У каждого из нас был свой любимый ребенок – орудие драки. Я дрался больше Васей, старшим, а она Лизой. Кроме того, когда дети стали подрастать и определились их характеры, сделалось то, что они стали союзниками, которых мы привлекли каждый на свою сторону. Они страшно страдали от этого, бедняжки, но нам, в нашей постоянной войне, не до того было, чтобы думать о них. Девочка была моя сторонница, мальчик же старший, похожий на нее, ее любимец, часто был ненавистен мне».

Л.Н. Толстой «Крейцерова соната»

Коалиция одного из супругов со своими родителями

Одна из типичных конфигураций семейных отношений: один из супругов чрезмерно близок с кем - то из своих родителей, при этом его отношения с партнером холодные или конфликтные. Корни такой ситуации в чрезмерной близости человека с родителями или одним из них.

Такая коалиция разрушительно действует на супружеские отношения.

Интересно, что коалицию можно создать и с родителями супруга или супруги с тем же результатом для отношений. Если, например, свекровь рьяно встает на сторону невестки, защищая ее от супруга (собственного сына), то такая ситуация также расстроит отношения в семье, несмотря на то, что родитель встает на защиту не своего ребенка, а его брачного партнера. В народе бытует представление о "хорошей свекрови" (или теще), которая встает на сторону второй половины своего ребенка. Но, надо понимать, что по настоящему хорошая свекровь/теща так никогда не сделает, не допустит сближения, коалиции ценой раскола в семье своего ребенка. Встать на сторону партнера своего ребенка то же самое, что лить воду на мельницу конфликта в семье этого ребенка, это всегда усиливает разлад между супругами, заставляя обвиняемого партнера держать круговую оборону.

Коалиция через поколение

Нередкий случай, когда в коалиции оказываются бабушки-дедушки со своими внуками. В таком случае они «дружат против» родителей, мешая им осуществлять контроль над детьми. Например, бабушка может покрывать прогулы своего внука школьника, кормить ребенка запретными сладостями или другим образом противиться воспитательным стратегиям родителей. Для старшего поколения в таком положении дел есть определенная выгода – это своеобразный реванш за потерю влияния в семье и утрату важных жизненных позиций. Внукам же коалиция может приносить прямые выгоды в виде снятия ограничений.

Другие горизонтальные коалиции (коалиции между представителями одного поколения)

Такие коалиции можно считать здоровыми. В коалиции могут выступать родители в семье, дедушки и бабушки, дети. Чрезмерное замыкание в границах коалиций нежелательно, как нежелательно доведение любой идеи до абсурда, однако горизонтальные коалиции естественны и не противоречат идее здорового развития семьи.

Больше о семейных отношениях и способах разрешения конфликтов можно прочитать в моей книге "Мама, папа, я: острые углы семейного круга".

© Елизавета Филоненко

Границы семьи изменчивы.

2а. Основное положение: Определение тех, кто включен в семью, постоянно меняется, а ее границы зависят от жизненных обстоятельств.

2а. Ориентирующий принцип: Феноменологическое осознавание дает терапевту больше информации о "сегодняшней” конфигурации семьи, нежели структурная данность.

Этот принцип касается определения того, кто и что составляет семью. Здесь предполагается скорее творческий подход, нежели статичное определение. Ведь семья может включать друзей, дальних родственников и "побочных” членов семьи на любом отрезке времени. "Побочные” члены семьи – это люди, которые не являются частью данной семьи, они могут даже и не быть родственниками, но на деле они играют важную роль в жизни семейной системы. Вовсе не обязательно быть активным участником семейной жизни, для того чтобы оказывать на нее влияние. В некоторых случаях человек влияет на других просто самим фактом своего существования: грубый начальник, бывший муж (жена), высокопоставленный родственник. Таким образом, "побочный” член семьи становится важной составляющей системы, будучи частью ее феноменологического поля.

Из этого следует, что не так-то просто ответить на вопрос, из кого состоит семья, пришедшая к вам на терапию. В рамках конкретной сессии можно очертить любые границы. К примеру, существует некий сосед, который каждый день общается с данной семьей. Можно ли считать этого соседа частью семьи? Является ли отсутствующий, далекий дедушка частью семьи? Важно сделать выбор и определить границы работы, если не для всего ее объема, то хотя бы для определенной части. В разные моменты вы имеете дело с разными соединениями или конфигурацией. Для конкретной интервенции вы можете определить большее или меньшее соединение.

Когда я работал с семьями, ко мне часто приходили дедушки и бабушки, дяди и тети, племянники и двоюродные братья. Все они приходили для того, чтобы помочь семье лучше разобраться в проблеме или просто создать хорошую атмосферу для общения.

Вслед за постоянными изменениями семейной конфигурации терапевт меняет и свои определения, расширяя тем самым поле наблюдения и интервенции.

2б. Основное положение: У семьи существует жизненные циклы.

2б. Ориентирующий принцип: Терапия должна принимать во внимание потребности взрослых и детей на каждой стадии их развития .

Способность семьи меняться со временем становится важнейшим условием для поддержания ее здоровья. Большая часть изменений происходит не во время терапии. Изменения возникают, когда ситуация меняется и требует принятия новых решений. Вчерашние решения сегодня уже не работают, и актуальные события требуют новых решений. Изменения происходят день за днем. Когда семья не принимает нового решения, естественная изменчивость ее жизни притормаживается и у семьи появляются серьезные трудности. Например, если родители общаются со своим шестнадцатилетним сыном как с десятилетним ребенком, у них неминуемо возникает конфликт. В такой ситуации семьи обычно и просят помощи у терапевта.

Изменение – естественное и желательное явление, особенно для открытых систем. Терапевт должен ознакомиться с различными стадиями развития семьи. Интервенция обязательно должна соответствовать стадии.

2в. Основное положение: Каждая семья уникальна, как и любой из ее членов.

2в. Ориентирующий принцип: Интервенция должна учитывать тот факт, что у семьи есть своя собственная определенная конфигурация и структура, при этом усиление динамики осознавания семьи может служить стимулом для ее изменения.

У каждой семьи есть собственная конфигурация. У нее имеются свои уникальные способы решать жизненные вопросы. Каждая семья поддерживает свой собственный образ жизни в этом мире.

Каждая семья задает свой масштаб того, что "достаточно хорошо”. По этой причине мы так или иначе придаем значение контрпереносу. Контрперенос – феномен, при котором, общаясь с данной семьей, терапевт находится под сильным влиянием своего личного опыта, связанного с родителями и собственной семейной жизнью.

Интервенция, основанная на контрпереносе, часто имеет отношение не столько к непосредственным нуждам данной семьи, сколько к незавершенными переживаниями самого терапевта. Например, если терапевт смог пережить трудную семейную ситуацию, сильно отдалившись от матери, отца и брата, поддерживая с ними очень редкие контакты, у него может появиться искушение склонить своего клиента-подростка принять аналогичные решения. Если же терапевт вырос в семье, которая соблюдала строгие границы между детьми и родителями, он может предпочитать жесткое разделение между двумя субсистемами семьи клиентов – даже если семья в действительности нуждается в расширении этих границ.

Было бы слишком просто видеть в каждой семье, приходящей на терапию, подобие своей собственной. Это означает, что семья может показаться нам "хорошей” или "плохой” - в зависимости от того, насколько она напоминает нам собственный семейный опыт.

Феномен контрпереноса охватывает весь спектр прошлого опыта терапевта, он связан не только с незавершенными переживаниями или действиями. На терапевта влияют религиозные или идеологические убеждения, а соответственно, этими убеждениями являются нормы поведения мужчины и женщины, правила воспитания детей, отношение к сексуальным отклонениям, образованию, правильному питанию и т.д. В работе с семьей мы должны уметь отрешаться от собственных представлений о том, что "хорошо” или "плохо” для нас, и считаться только с тем, что приемлемо для конкретной семьи.

Исходя из этих соображений, мы должны быть супервизорами у своих коллег и, наоборот, работать под их наблюдением, участвовать в тренингах, посвященных личному развитию терапевта, а также время от времени проходить личную терапию, особенно тогда, когда мы испытываем трудности в работе с клиентами, переживаем боль или чувствуем раздражение. Я также уверен в том, что "гармоничный” терапевт должен осознавать и учитывать существование самых разных вариантов семейного уклада. Например, итальянские католики будут отличаться от ирландских, религиозные иудеи – от евреев - реформаторов, темнокожие среднего класса – от темнокожих с городских окраин. Хороший семейный терапевт должен быть немного социологом, антропологом, философом, а самое главное – внимательным наблюдателем , которому действительно интересно, как эта семья взаимодействует со своими соседями и со своей социальной средой.

Мы всегда должны осознавать реакции, которые вызывает у нас семья, когда мы:

· реагируем слишком быстро, давая комментарии или высказывая свое мнение

· сильно "любим” или "ненавидим” семью, супружескую пару или члена семьи

· уверены в том, что "хорошо” для данной семьи, не посвящая много времени наблюдению за ними

· поддаемся влиянию кого-то из членов семьи или принимаем определенное ригидное мнение данной семьи

· "принимаем сторону” одного из членов семьи или субсистемы, противопоставляя его другой части семьи

· чувствуем, что с семьей "все в порядке” и она не нуждается в наших исследованиях

· терпимо относимся к слишком грубым или крайним проявлениям кого-то из участников, так как оно напоминает нам наше прошлое, считая, что "во всех семьях такое бывает”.

Я уверен, что вы и сами можете добавить к этому "списку опасностей” контрпереноса еще много признаков, и предлагаю вам составить свой собственный. Это поможет вам очертить более жесткие границы между тем, что хорошо или плохо для вас, а что важно для семьи, с которой вы работаете, и соотносить свою интервенцию с тем, в чем действительно нуждается данная семья.

Наши намерения состоят не в том, чтобы изменить конфигурацию или модель конкретной семьи и решить, какой она должна быть или как она должна решать свои проблемы. Наша задача увидеть, какие модели травмируют кого-то или может ли семья сделать то, что хочет для того, чтобы существовать как союз. Терапевты должны принимать и уважать любую конфигурацию. Уважать то, что может дать им шанс. 1

2г. Основное положение : Семья – это рабочее объединение.

2г. Ориентирующий принцип : Терапевт должен оценивать, насколько семья или ее субсистема хорошо выполняет свои ежедневные задачи.

Семья должна вести хозяйство, растить детей, одевать и кормить их, решать повседневные задачи, которые предъявляет им жизнь. Поэтому члены семьи должны сформировать хорошо работающее объединение. Если такая работа не выполняется, терапевт должен найти причину этому сбою. Что стоит у них на пути? Возможно, модели поведения установлены таким образом, что кто-то не способен с ними справиться? Если это так, во многих случаях такой человек становится "козлом отпущения" или "идентифицированным пациентом”. Часто один человек в системе испытывает боль. Значит, в этом месте сконцентрировано либо очень много, либо недостаточно энергии. Эта точка или слишком "горячая”, или слишком "холодная”.

Терапевт должен очень внимательно рассмотреть и оценить семейную систему. Как упоминалось раньше, семье обязательно надо знать, что она делает хорошо и насколько ее члены состоятельны. Большинство семей больше знают о своей вине, неудачах и промахах, нежели о талантах и успехах. Однако акцент на неудачах или недостатках отнюдь не всегда стимулирует семью к позитивным изменениям. С другой стороны, осознавание своей силы способно повернуть семью в сторону успешного поведения. Хороший терапевт постарается найти способы использовать сильные стороны семьи, для того чтобы преодолеть их слабости.

2е. Основное положение : Культурное влияние более значимо в семейной терапии, нежели в терапии супружеских пар.

2е. Ориентирующий принцип : Семьи всегда придерживаются определенных традиций . В связи с этим очень важно, чтобы религиозные, социальные, культурные или общественные ценности были ясно выражены.

Когда у супружеской пары появляется ребенок и она становится семейной системой, для нее становятся важными взгляды, обычаи и ценности общества, в котором она живет. Религиозные убеждения, этические нормы, социальная принадлежность и традиции поколений выражены в семье гораздо ярче, чем у супружеской пары. Семья передает эти ценности своему ребенку. В супружеских парах эти ценности часто замалчиваются. У пациентов может возникнуть идея "хорошо выглядеть” перед терапевтом, потому что родители чувствуют ответственность за то, как ведет себя их ребенок. Ведь терапевт представляет для них внешний мир.

Культурные традиции родителей могут причудливо сочетаться с субкультурой детей. Каждое поколение имеет свои собственные нормы поведения, игры, язык, музыку, искусство и планы на будущее.

Именно поэтому родители и дети часто воюют между собой из-за этих культурных различий – "Они делают это...” "Они” – весьма неопределенная субстанция, которая устанавливает правила и представляет мнение семьи, соседей или общества в целом: "Джонни должен пойти в детский сад, потому что все трехлетние дети на нашей улице ходят в детский сад”.

Осознавая, что цели семьи и общества должны быть выявлены и высказаны, терапевт поддерживает семью в обсуждении и признании более широкой картины мира. Терапевт часто оказывается передаточным звеном в конфликте поколений.