Из чего делают кисти для рисования. Художественные кисти. Изготовление кистей для живописи. Как сделать кисточки для художника

Кисти из натурального волоса

Натуральные кисти - это кисти из колонка , кисти из белки , щетины , пони, соболя и любого другого материала, основой для которых послужила шерсть животных. Такие кисти известны издревле, ими рисовали практически все шедевры, которые известны человеку с древности.

Давайте разберем основные виды натуральных кистей и поймем, для каких материалов они подходят:

Колонковые кисти - кисти жесткие у основания (обоймы) и тонки и мягкие у наконечника. В основном волос имеет коричневые оттенки от светлого к темному. Эти кисти считаются жесткими, так как, не смотря на тонкий волос на конце, они имеют жесткую структуру волоса. Колонковые кисти хорошо использовать как с акварелью, так и с густыми красками - маслом, акрилом, гуашью и темперой. При работе с акварелью хорошо подходят для техники лессировки по сырому. При письме маслом колонковой кистью можно хорошо прорисовать мелкие детали. Кисти из колонка бывают с круглым и плоским ворсом различных форм.

Беличьи кисти - классические кисти для акварели потому как прекрасно набирают и отдают воду. Художественные кисти из белки изготавливают из хвоста животного. Это мягкие кисти с эластичным волосом. Беличьи кисти имеют круглую форму или форму флейц. Применяются с акварельными красками и красками, в основе которых вода. А вот масло ворс терпит плохо, так как плохо ведет себя с растворителем - лезет и тем самым редеет.

Кисти из щетины - кисти из щетины бывают плоские , а бывают круглые . Имеют светлый и жесткий ворс. Круглая или плоская кисть из натуральной щетины изготавливается из свиного волоса. Кисти из щетины отлично подойдут для масла, акрила, а также темперы и гуаши. Часто флейцы из щетины используют акварелисты для подготовки поверхности листа при письме в технике по-сырому. Кроме плоских, круглых и флейц форм, кисти из щетины бывают еще и веерные . Хорошо держат краску за счет того, что окончание кисти не расщеплено.

Кисти из пони - классические кисти при обучении акварельной живописи. Обладают мягким ворсом и прекрасной способностью набирать воду. Как правило, волос имеет темно-коричневый оттенок. Это классические ученические кисти. Их лучше выбрать для школы, детского сада и домашнего досуга с красками. Ждать от них профессиональной отдачи не стоит, так как они отдают воду хуже и не столь эластичны как колонковые и беличьи собратья.

Кисти из соболя - прочные и долговечные. Имеют гибкий ворс, хорошо набирают, держат и дозированно переносят воду на поверхность бумаги. Хорошо ведут себя как в технике по сухому, так и по мокрому. Соболиные кисти - это кисти для акварели, гуаши и темперы.

Другие разновидности - барсучьи кисти прекрасны для масла, мангустовые кисти имеют темный наконечник и хороши для масла, акрила и густых красок, бычьи кисти для гуаши и темперы, ласка хорошо подходит для замены колонковых кистей. Как видите можно встретить целое разнообразие материалов для натуральных кистей.

Как выбрать художественную кисть

Как только вы ознакомились с разъясняющими материалами о том, какие кисти для какой техники подходят, то необходимо выбрать магазин для покупки. Если вы планируете заниматься живописью или рисунком всерьез, то выбирать стоит специализированные розничные или интернет-магазины. Тематические отделы в крупных супермаркетах или книжно-канцелярских магазинах ориентированы на более широкий спрос и вряд ли удовлетворят серьезные художественные потребности. Например, наш магазин, являясь специализированным тщательно следит за ассортиментом, выбором поставщиков и качеством их продукта. Поэтому мы можем удовлетворить не только ученический, но и профессиональный спрос.

Волос кисти должен быть упакован в специальный цилиндр, если она продается поштучно или в упаковку, если речь идет о наборе. Исключением могут являться флейцы. При выборе в розничных магазинах убедитесь, что обойма хорошо прикреплена к ручке, и из нее не выпадают волоски. Качество кисти в деле выясняется при первом же соприкосновении с водой или краской.

Выбирайте кисти только проверенных, именитых производителей, которые отвечают за качество своего продукта, и к которым гораздо проще предъявить претензии, если вас не устроил товар.

Мойка и хранение кистей

Не забывайте тщательно мыть ваши кисти. Не важно, чем вы пишите, кисть дольше прослужит, если вы будете «освобождать» ее от краски после каждой работы. Особенно тщательно подходите к мойке кистей для акрила. Застывая, акрил уже не удалится с кисти и ее придется выбросить. Для масла, акрила и других красок включая акварель, есть специальные жидкости и мыла, призванные удалить краску с волоса. Хранить кисти, разумеется, нужно в сухости и просторном месте так, чтобы волос не изгибался и, тем самым, не принимал ненужную форму. Помните - натуральная кисть означает натуральный волос, поэтому отношение к ворсу должно быть бережным.

В наших розничных и интернет-магазине вы можете купить кисти из колонка, пони, белки, щетины и других материалов различных форм: круглые, плоские, флейц, веерные, кошачий язык , лепесток и другие.

Натуральные кисти пользуются большой популярностью в различных сферах жизнедеятельности. Кисточки применяются для нанесения краски на окрашиваемую поверхность. Данные изделия считаются расходным материалом, поэтому на внутреннем рынке продукция имеет хороший спрос.

Большим преимуществом является тот факт, что кисточки могут реализовываться сразу по нескольким направлениям: строительство, хозяйственные и художественные товары. Для организации бизнеса понадобятся финансовые вложения на закупку технического оборудования, а также на аренду рабочего помещения и содержание персонала. Дополнительно потребуются средства на закупку сырья для производства.

Аренда технического помещения.

Для производства кисточек понадобится техническое помещение минимум на 400 квадратных метров. На этой площади будут размещены все основные агрегаты для изготовления продукции, а также участки личного пространства работников. При выборе места аренды следует учитывать наличие различных полезных коммуникаций, в частности: водоснабжения, электричества, газа и канализации.

Подключенные коммуникации существенно снизят начальные затраты на оборудование здания, а также увеличат производительность бизнеса. Стоимость аренды зависит от многих факторов, чаще всего на цену влияет расположение конкретного участка. Чем ближе помещение к городу, тем дороже его аренда. К примеру, в Московской области придется заплатить порядка 7 200 рублей за 1 квадратный метр площади в год. При этом не учитываются затраты на оформление сопутствующих документов.

Общие растраты на аренду промышленной площади: 7 200 х 400 = 2 880 000 рублей за 1 рабочий год.

Покупка рабочего инструмента и оборудования.

Промышленное предприятие по производству кисточек требует наличия специального оборудования и инструментов с помощью которого будет осуществляться изготовление продукции. Приобретение агрегатов следует производить в торговых точках, где на каждый товар предоставляется официальная гарантия. Наличие гарантии поможет снизить растраты на ремонт в случае возникновения неисправностей. Для производства понадобится: фрезеровальный станок, точильный агрегат, отборочное устройство для ворса, конвейер, воздушный компрессор, оборудование для покраски и клепальный станок.

Средние цены на оборудование:

Фрезеровальный станок - 43 000 руб.;
- точильный агрегат - 24 000 руб.;
- отборочное устройство для ворса - 37 000 руб.;
- небольшой конвейер - 39 000 руб.;
- воздушный компрессор - 15 000 руб.;
- оборудование для покраски - 17 000 руб.;
- клепальный станок - 53 000 руб.;

Общие растраты на покупку необходимых инструментов и технического оборудования: 43 000 + 24 000 + 37 000 + 39 000 + 15 000 + 17 000 + 53 000 = 228 000 рублей разовых затрат на агрегаты. В суммарную стоимость не входят затраты на настройку, установку и транспортировку систем.

Рабочий персонал для компании.

На промышленном производстве должны работать специалисты с опытом и необходимым запасом знаний. Чем выше уровень подготовки персонала, тем лучше качество произведённой продукции. Прежде, чем принять на работу кандидата следует провести тщательное собеседование и отбор участников. Данное мероприятие существенно упростит подбор профессионалов. Для начала работы понадобятся следующие специальности: специалист-технолог, токарь, фрезеровщик, маляр, отборщик и грузчик.

Средние ставки по зарплате:

Специалист-технолог - 56 000 руб.;
- токарь - 43 000 руб.;
- фрезеровщик - 39 000 руб.;
- маляр - 35 000 руб.;
- отборщик - 27 000 руб.;
- грузчик - 24 000 руб.;

Общие финансовые затраты на содержание начального рабочего персонала: 56 000 + 43 000 + 39 000 + 35 000 + 27 000 + 24 000 = 224 000 рублей за 1 рабочий месяц без учета праздников и выходных. В год: 224 000 х 12 = 2 688 000 рублей.

Для рекламирования бизнеса следует использовать все рабочие способы и инструменты рекламы. Наиболее популярными и эффективными считаются: интернет, городская пресса, местное радио и бесплатная раздача объявлений. В интернете необходимо создать собственный интернет портал, где можно будет размещать всю необходимую для потенциальных покупателей информацию. Стоимость услуг программистов и веб-мастеров варьируется в пределах 100 000 рублей.

Рекламирование предприятия через прессу также является достаточно эффективным, однако для этого следует систематически вкладывать финансы в рекламу. Ценовая политика рекламы в прессе и на радио изменяется в зависимости от ценовых расценок редакции. Для раздачи бесплатных объявлений и буклетов следует обратиться в службу, которая занимается печатью. Можно распечатать множество листовок с популярным товаром, ценами и контактными данными.

Продажа готовой продукции и сроки окупаемости.

Для продажи готовых изделий следует использовать внутренний рынок, в частности небольшие частные магазины и крупные торговые точки. Необходимо оформить деловой договор с посредниками или владельцами других компаний, чтобы иметь стабильный спрос на закупку продукции.

Дополнительно в качестве эффективного продвижения следует использовать различные выставки, где можно выгодно представить свою продукцию. Также вполне реально наладить мелкий оптом для небольших закупщиков.

Сроки окупаемости могут зависеть от количества продаваемой продукции и наличия постоянного спроса. К примеру, при стоимости одной партии готовых кистей порядка 5 тыс., рублей, общая прибыль в месяц с учетом, что будет продано порядка 40 партий — составит: 5 000 х 40 = 200 000 руб., соответственно за год — 200 000 х 12 = 2 400 000 руб.

Суммарные затраты на обустройство предприятия: 2 880 000 + 228 000 + 2 688 000 + 100 000 = 5 896 000 рублей. Срок окупаемости вложений возможен после 14 - 18 месяцев работы.

Читайте так же:




Наверняка вы не раз задумывались над тем, чтобы открыть собственный небольшой бизнес. Если свободных средств не так уж и много, то отличным решением будет производство малярных кистей. Вы удивитесь, но такой товар пользуется большим спросом, особенно это касается тех мест, где рынок еще не полностью насыщен подобными предложениями. Давайте же рассмотрим, что нужно для того, чтобы наладить собственное производство. Как было отмечено выше, много денег для начала не потребуется.

Оборудование для производства малярных кистей

Конечно, как и в любом другом деле, нам не обойтись без профессионального производственного оборудования. Всё зависит от того, сколько мы хотим делать кистей в день. В любом случае необходимо купить фрезерный станок. На нём мы будем изготовлять ручки из деревянных заготовок.

Помимо этого, необходим хороший шлифовальный станок, на котором мы будем получать идеально гладкую ручку, работать с которой будет одно удовольствие. По сути, это и является наиболее дорогостоящим оборудованием. Что нам еще нужно, так это специальный клей, который безопасен для людей и устойчив к влаге.

Прочие расходные материалы - это плёнка и коробки для упаковки, а также бандажи. Если вы планируете производить изделия из пластика, то тогда вам придётся потратиться немного больше. Это обусловлено практически полной автоматизацией процесса. Здесь используется конвейерная подача.

Производство малярных кистей

Стоит обратить ваше внимание на то, что лучше всего производить изделия из твёрдых пород дерева, на что есть свои причины. Например, долговечность, прочность и т. п. Желательно отдать предпочтение дубу, можно выбрать бук. Заготовкам придаётся соответствующая форма с помощью фрезерного станка, затем ручки проходят шлифовку и покрытие лаком. После этого должно пройти какое-то время.

Это делается для того, чтобы покрытие полностью высохло. Только после этого можно приступать к креплению щётки к ручке. Можно использовать натуральную щетину, которая изготовляется из волос животных и имеет плотность в диапазоне 90 %. Обязательно нужно, чтобы щётка выдерживала высокие температуры и работала в агрессивных средах.

Классификация малярных кистей

Безусловно, есть несколько видов данного инструмента. Прежде чем открыть собственное производство, вы должны определиться с тем, какие кисти вы будете делать. Это может быть какой-то один вид или же несколько. Классические кисти – это те, в основе которых использовано дерево. Также есть пластиковые, тут используется жесткий материал. Помимо этого, существует еще и смешанный вид.

Чтобы получить такую кисточку, используют мягкие полимеры и жесткий материал. Их еще принято считать профессиональными. Ручка имеет специальное покрытие, которое делает хват более комфортным, что снижает утомляемость во время выполнения малярных работ. Если говорить о популярности, то лучше всего покупаются флейцевые кисти и макловицы (используются для больших объёмов работ).

Но в это же время имеет смысл продавать и другие виды. Например, наладить производство малярных кистей с узкой и тонкой кисточкой, длинной рукояткой и т. д. Существует классификация и по форме: овальные, круглые и т. д. Главное - качество, а не простота конструкции и её дешевизна.

Полезная информация

Хотелось бы сказать пару слов о производстве кистей из пластика. Как уже было отмечено выше, технология немного отличается. Чтобы производить такой инструмент понадобится дополнительное оборудование, а именно пресс-формы. Хотелось бы отметить, что в настоящее время имеется возможность приобрести уже готовый бизнес.

Если он заточен под производство какого-либо одного типа продукции, например, пластиковых малярных кистей, то его цена может составить порядка 800 000 рублей. Если это несколько видов, то стоимость возрастает чуть ли не вдвое. Что касается окупаемости, то для того, чтобы выйти на чистую прибыль, достаточно нескольких месяцев. Уже через 90-120 дней вы будут зарабатывать хорошие деньги, а производство малярных инструментов высокого качества всегда хорошо продаётся - это проверенный факт.

Хотелось бы отметить, что производство малярных кистей требует наличия сертификата. Обусловлено это тем, что ручной инструмент крайне травмоопасен, поэтому в обязательном порядке должен быть сертифицирован. Конечно, ваша продукция будет проверена экспертами, которые подтвердят санитарную безопасность и соответствие с ГОСТ.

Что касается вопросов реализации, то различные виды малярных кистей можно оптом продавать крупным компаниям. Помимо этого, вашими покупателями могут стать базы в больших городах, которые в дальнейшем будут сбывать ваши товары с наценкой в 15-20 %.

Основное преимущество данного бизнеса заключается в том, что он практически не подвержен сезонным колебаниям. Если и будут замечены упадки в продажах, например, зимой, то это всего 5-10 % потерь, что окупается уже в первые недели весны. Теперь вы знаете все тонкости и важные моменты и сможете открыть собственное производство малярных кистей, ведь это не так сложно, как может показаться.

Вы задумывались над тем, как изготовлена кисть, которую вы держите в руках? Нет? Это и не важно, но подозреваю, что очень интересно. Я уже некоторое время исследую всякого рода производства. Недавно мы на работе, всем коллективом узнавали как изготавливаются сушки. Следующими были сосиски:) Это все очень занимательно и интересно. А потом я подумал, почему бы не продолжить писать о производстве художественных материалов.

«Отзывчивое сердце, намётанный глаз, твердая рука… и лучшая кисть» - так известный художник из Германии Ансельм Фейербах(1829-1880) определил первую необходимость каждого художника. С древних времён и до сегодня основным способом выразить себя остаётся рисование, а точнее живопись. Кисти относятся к наиболее древним инструментам, которые мы использовали для самовыражения и передачи образов для будущих поколений. В пещерах Альтамиры, что в Испании группа исследователей обнаружила художественную мастерскую, где рядом с красками находились самые разные кисти, возраст которых, по сведениям Музея кистей и щёток в Бекхофене, Германия достигал до 20 тысяч лет!

Кисть представляла собой кость, в которую вставляли пучок волоса. Как видим, принцип изготовления кистей не так сильно изменился. Но все же цивилизация принесла художникам ощутимую пользу. Первые мануфактуры избавили их от необходимости самостоятельно изготавливать кисти, химическая промышленность подарила им кисти из синтетических материалов, которые служат достойным дополнением, а подчас и альтернативой кистям из натурального волоса.

Точная дата появления первых кистевязальных мануфактур неизвестна. В Европе первыми были французы, которые производили кисти ещё в XVIII веке(основание современной компании «SAUER» - Франция восходит к 1730 году). Со временем такие производства стали появляться и за её пределами. В качестве подмастерья Йохан Каспар Бюлер(1751-1799) обучался этому ремеслу во Франции, затем вернулся в Германию, а два его сына, также приобщавшиеся к этому мастерству, поселились в Бекхофене на Хайде(Германия) в 1810 году. Так в Германии возникла школа изготовления кистей. Немцы считают, что развитие кистевязальных мануфактур в Бекхофене связано с выгодным расположением города и частым проведением базарных дней. Я уверен, что и в России в те годы также были опытные кистевязы, но их мастерские не превратились в фабрики. Такие умельцы есть и по сей день, они продолжают обслуживать региональные народные промыслы, производя кисти по старинке, кустарно. Поскольку такие кисти имеют особые характеристики, которыми не обладает серийный товар, на них всегда будет устойчивый спрос.

Очень правдивой также представляется история появления фабрик по производству кистей одновременно во многих странах мира. В довоенной Германии существовало огромное количество мануфактур, где изготавливались кисти и щётки. Евреи обеспечивали эти мануфактуры сырьём и помогали сбывать товар. С приходом к власти национал-социалистов они эмигрировали из Германии, не захотев и на чужбине бросать своё доходное дело. В результате появилось множество фабрик по производству кистей во всём мире. Так утверждается в каталоге Музея кистей и щёток в Бекхофене. Стоит указать на некоторые совпадения. Именно в этот период в Кирове появилась первая артель по производству художественных кистей, где применялись технологии, похожие на немецкие. И про приезжего, который помог изготовить первые кисти, 20 лет назад мне рассказывали старожилы.

Процесс производства кистей, разработанный немцами, оказался настолько совершенным, что его этапы за последние полсотни лет практически не изменились. Технологии производства совершенствуются, но, как и прежде, можно выделить шесть основных этапов:

1. Подготовка натурального волоса. Для этого необходимо вымыть волос(обезжирить), затем рассортировать его по длинам, удалить неподходящие волоски из общего пучка и, наконец, выпрямить его. При необходимости волосу придаются дополнительные свойства упругости или мягкости.

Современные производители кистей во всём мире сами волос не подготавливают, а покупают уже готовый полуфабрикат в Китае, но потом дорабатывают его. Из-за «железного занавеса» производители кистей в России в своё время были вынуждены организовать собственное производство по подготовке натурального волоса. Сейчас это наше конкурентное преимущество, так как раскладка волоса по длинам в России производится без применения специальных механических зажимов, используемых в Китае(зажимы, напоминающие множество приплюснутых пружин, обламывают вершинки волоса). Именно из-за того что наши кисти имеют более качественный волос, они так ценятся у профессионалов.

Кустарный производитель кистей в России каждый хвостик, ещё сырой после мойки, расчёсывает и вручную раскладывает для сушки. Тем самым он добивается прямолинейности волоса уже на стадии сушки хвостов. Конечно, такой ручной труд невозможен на большом предприятии. Но если нужен идеальный мазок, следует делать именно так. Вот из-за таких мелочей крупная компания никогда не сможет изготавливать кисти высшего качества. Это возможно только на небольших семейных предприятиях, таких как, например, немецкое HABICO.

2. Формирование мазка с помощью специальных форм — сбоек, которые нельзя изготовить кустарно. Для их производства необходимо специальное оборудование. Мазок также мож

но формировать, сбивая его на комель(противоположная сторона вершинки волоса). Этот способ продолжают использовать российские кустари-кистевязы . Мазок собирается из волосков разной длины, поэтому внутри мазка образуются пустоты, в которых прекрасно удерживается краска. Такие кисти(самовязки) используются в народных промыслах для получения длинных, тонких линий. Аналогичным способом собирают мазок дешёвых кистей в Китае. Загуммированные, они имеют прекрасную вершинку. Но если с кисти снять гуммир, мазок будет похож на метлу. Чем такой мазок лучше или хуже собранного в сбойке, я надеюсь, «Художественный совет» расскажет в какомнибудь следующем номере.

3. Изготовление обоймы(её иногда называют гильзой или капсюлем). Она по-прежнему делается из листовой или рулонной жести, имеющей покрытие, или штампуется из листового металла либо из трубки. Французы называют дату — 1730 год, когда стало возможно изготовление металлических обойм. Но до сих пор в Европе для производства кистей очень часто применяют гусиные перья. Такие кисти называют французскими.

4. Закрепление волоса в обойме. В России это делали с помощью канифоли, что позволяло художнику укорачивать или удлинять выставку волоса уже у готовой кисти. Только нагрев обойму, волос можно было двигать. Сейчас, когда в свободной продаже есть любые кисти, потребность в этом отпала.

5. Этапы производства ручки также остались без изменений. Её по-прежнему изготавливают из древесины и наносят на неё лакокрасочное покрытие или пропитывают. Практически никто из мировых производителей кистей сам ручки к кистям не производит. Для этого есть фирмы, которые специализируются на таком производстве. Это разумно, так как в деревообработке при массовом производстве, чем меньше ручного труда, тем выше качество и ниже цена. Каждая такая фирма обеспечивает более десятка потребителей по всему миру. В России рыночные отношения ещё только формируются, и каждый производитель кистей вынужден иметь свой цех деревообработки, что сильно увеличивает стоимость товара. По этой же причине в магазинах можно встретить кисти с шершавыми ручками, которыми можно занозить руки. 6. Ну и, наконец, последний этап — закрепление мазка на ручке, в лучшем, классическом, варианте с помощью механического обжима обоймы на ручке. Аналог цанги — приспособления для крепления обоймы, применяемого производителями кистей сегодня, существовал в Германии ещё 100 лет назад. А в России первая цанга появилась всего лишь 20 лет назад. Эта технология пришла к нам, естественно, из Германии.

На первый взгляд ничего не изменилось. С течением времени только совершенствовались станки, с помощью которых изготавливается художественная кисть, разработаны новые клеи, краски, материалы для производства обойм и их покрытия. На кистях делают маркировку с необходимой информацией, а кисти стали отправлять в удобной для покупателя упаковке. Конечно, мазок качественных кистей по-прежнему собирается вручную. Но для получения некоторых видов таких мазков кистевязу необходимо иметь специальное оборудование, стоимость которого превышает 3 тысячи евро, и инструменты. Оборудование год от года совершенствуется, а навык и умение у кистевяза приходят с годами. Кистевяз сможет стать профессионалом не раньше чем через пять лет. Вот пример: 18 лет назад наша фирма помогла приобрести автомат для производства шовных обойм одному известному подмосковному предприятию по производству кистей. Они тогда буквально поштучно вырезали и загибали каждую обойму, и мы вызвались помочь им в автоматизации этого процесса. Во время наладки и запуска станка возник разговор о том, сколько мазков в среднем делает один кистевяз за смену. Оказалось, у кировчан результат в пять раз выше! Рыночные отношения лишили надежд на выживание фабрики, которые выпускают кисти кустарно. К сожалению, этот производитель оказался в их числе.

В 2008 году компания «Живописные кисти» закупила новые станки по производству ручек для кистей, однако их полностью разобрали, а ряд узлов заменили на более совершенные, уже собственной конструкции. Полная замена станков на этом участке происходит уже в третий раз за последние восемь лет. И так во всём: если производитель хочет выпускать товар высокого качества, он должен иметь оборудование лучше, чем у конкурентов.

Некоторые считают, что наши кисти сделаны в Германии. Естественно, они изготавливаются в России, но на станках и по технологиям, разработанным в Германии. Конечно, профессионал всегда найдёт ряд отличий между нашими, кировскими кистями и кистями, произведёнными в Западной Европе или Китае. Например:

1. Обойма, выпускаемая в Германии, имеет никелевое покрытие, которое быстро тускнеет и приобретает свинцовый оттенок. На наших кистях вы увидите белую хромированную или золотую анодированную обойму. Эти покрытия более стойкие к агрессивной среде.

2. У российских художников традиционно более высокие требования к качеству мазка, поэтому, протестировав кисть на восьмёрку, вы сразу увидите, насколько лучше кировские кисти(Тест на восьмёрку — это когда одновременно берут две кисти или более, и рисуют восьмёрочку. Кисть, которая дольше не потеряет влагу и не растопорщится, будет лучше служить художнику). Конечно, улучшая определённые свойства материала, нельзя не ухудшить какие-то другие параметры. Наш волос прекрасно работает на изгиб, как стальная проволока, но если проволоку перегнуть, она сломается. Художник, привыкший ухаживать за кистями, никогда не променяет кировские из колонка или белки на аналогичные, сделанные в Китае или в Германии, так как он ими не получит такого результата, как работая нашими.

3. Наши кисти и кисти европейских производителей имеют более качественное механическое крепление ручки к обойме, чем их аналоги, произведённые на фабриках с низкой культурой производства.

4. По кончику ручки можно определить, где изготовлена кисть.

5. Индустрия производства кистей в Европе ориентирована на любителей, которым необходимо, чтобы кисть была яркая, а ручка блестела. Наш потребитель — художник, который считает, что кисть не должна ни отвлекать его внимание, ни скользить в руках во время работы.

6. В России для закрепления волосяного пучка применяют клей, не стойкий к ацетону. Мы на своём предприятии заменили его на другой, выдерживающий воздействие ацетона не менее двух часов. Китайцы и европейцы применяют в производстве клеи, вредные для здоровья людей, чтобы художник мог использовать в работе любой растворитель. Мы у себя на предприятии не применяем такие клеи.

7. Производителя можно определить по штрих-коду . На всех кистях, выпускаемых нашей компанией, первые девять цифр будут такими: 460706978…

8. Российские производители имеют более узкий ассортимент кистей, чем европейские коллеги. Это вызвано тем, что учителя рисования в период своего становления были очень ограничены в выборе товаров для художников. Теперь в России есть любые кисти, но как их использовать, художники не знают! Естественно, нет спроса, поэтому мы их не производим.

Профессионал сможет определить, насколько качественно изготовлена кисть, даже по тому, как загуммирован мазок. Если предлагается его размачивать перед началом работы или мазок вообще не гуммировали, это кисти низшей ценовой группы, от сомнительного производителя. Надо помнить: щетина гуммируется крепче, и для его снятия придётся сильнее сжать мазок пальцами, лампемзели и плоская белка вообще не гуммируются. Естественно, продвинутые производители не рекомендуют магазинам выставлять стаканчики с водой. Они гарантируют качество.

Производители сейчас дорожат своим именем как никогда. Покупая кисти одного и того же производителя, вы всегда будете иметь одинаковое соотношение цены и качества. Исключением могут быть только оптовые компании, торгующие товаром под своим брендом. Они размещают заказы у разных производителей, где дешевле. Естественно, и характеристики товара также будут разными. Особенно часто в таких кистях вместо белки можно видеть чёрную пони или вместо качественной щетины — щетину малярную. Поэтому мы были вынуждены зарегистрировать свой товарный знак ROUBLOFF. У вас теперь есть возможность покупать настоящий российский товар.

В период глобализации происходит смешение школ производства кистей. Европейские компании, 24 Художественный Совет ж и з н ь в и с к у с с т в е где знают, что в Кирове смогли сохранить ручную обработку волоса, мечтают получить кировский мазок из волоса белки и колонка для своих кистей. Обычно головки кистей из волоса щетины покупают в Китае, только на разных фабриках. Известные европейские фирмы получают мазки из синтетики из Японии. Высокая стоимость рабочей силы и отсутствие местного сырья изменили роль Германии в этой сфере. А где будет находиться мировой центр производства кистей: в Индии, Мексике, Китае или в России — покажет время.

Сейчас в производстве кистей происходит революция из-за появления синтетического волоса. Достижения химиков расширили возможности «кисточников». Теперь производителю не нужно отвлекаться на обработку натурального волоса: промывку, раскладку по длинам, смешивание. Он может заказать синтетику у производителя с теми характеристиками, которые ему необходимы. Цвет, упругость и длина волоса - всё будет именно таким, как он закажет. Этот волос можно хранить, не опасаясь моли. Стоимость натурального сырья постоянно растёт, а цена на волос синтетики год от года снижается. На сегодняшний день она вдвое меньше, чем на волос белки, и в десять раз ниже, чем на колонок! Поэтому в ближайшее время кисти из волоса белки и колонка будут исчезать, их заменят дешёвые кисти из волоса синтетики, которые по своим потребительским свойствам будут превосходить натуральный волос. Надеемся, это позволит художникам создавать новые и новые шедевры, а мы со своей стороны сделаем всё возможное, чтобы снабжать их кистями высокого качества, а также полной информацией о них.

Журнал« Художественный Совет», Ноябрь—Декабрь 2008

Видео о производстве не художественных кистей.

Cтатья и некоторые фото взяты

Кисть - самое острое оружие на земле (китайское выражение)

Эта статья - "История и производство кистей на западе" - диссертация мисс Лулу Велтер. Мы печатаем ее с разрешения институту изучения музейного дела в государственной академии изобразительного искусства в Штутгарте.

Работа разделена на три основные части:
1. объяснение понятий и историческое отступление
2. изучение материалов с точки зрения исторического и современного подхода.
3. история и искусство изготовления кистей.
(части 1 и 2 были опубликованы в номерах 2 и 3 / 2005г.)

Немецкая щетина считалась мягкой и обладающей средней прочностью, белая, серая и серовато-коричневая встречалась намного чаще, чем черная. Самыми распространенными видами были гессенская и баварская жесткая щетина. Чистая черная или белая щетина ценились дороже, чем красная, желтая или серо-коричневая.

До середины 18в. в Германии свиней обычно угоняли в лес, где животные искали пищу в земле под присмотром пастуха. Такая же система была распространена и в России до введения коллективных хозяйств в 1917г. Под влиянием природных условий у свиней, выращиваемых на открытом воздухе, щетина была более длинная и прочная. В возрасте трех-четырех лет они давали до 2кг годной к употреблению щетины, известной своим качеством.

Тем не менее, когда способ выращивания свиней в теплом хлеву получил распространение, количество и качество щетины начало снижаться.

В 1784г. Кройниц писал: "Многие люди думают, что щетина тех свиней, которых откармливали в лесу, была лучшего качества, но это неверно, поскольку кончики волосков часто расщеплялись, когда животные искали корм под кустами. Щетина свиней, выращенных в хлеву, лучше." (Возможно, он не знал о явлении расщепленных кончиков?)

В 18в. в Германию начали завозить русскую щетину. Торговля щетиной не была новым направлением для России; щетину экспортировали в Англию с начала 15в.

С 1740г. ввозимую щетину стали разделять по качеству. В начале 19в. Английские торговцы щетиной создали первые мастерские по обработке щетины в Санкт-Петербурге, где щетину подготавливали, а т.е. обрабатывали четырьмя разными способами:
1) Русский способ: тщательный отбор
2) Польский способ: поверхностный отбор
3) Тиктинский способ: отбор, промывание и сушка
4) по-парижски: отбор, кипячение и сушка (=обработка)

Когда в Советском Союзе после 1917г. была введена система центрального планирования экономики, щетину собирали, обрабатывали под контролем государства и экспортировали государственной торговой компанией - "Госторг".

Тем не менее, свиней выращивали не только ради щетины. Сегодня их окармливают на забой в течение 9 месяцев, и направленность на мясо может подорвать получение достаточного количества качественной щетины.

Щетина сегодня

Китай является лидером по торговле щетиной. Китайская щетина впервые появилась на американском рынке в 1859г. Виды щетины называются по месту происхождения, названию торговой компании или фирмы по обработке. Следующие виды наиболее известны:

Тиентсин (Тяньцзинь)

Черная и серая, тонкая структура, маленькая вершинка, очень прочная и мягкая, узкий диаметр и маленькие расщепления.

Ханкоу (Ханькоу)

Средняя прочность, маленькая вершинка, сужающийся кончик, длинные расщепления, очень жесткая.

Чангкинг (Чунцин)

Высококачественная черная, белая и, высшего сорта - коричневая. Намного длине, чем Тиентсин, слегка сужается. Очень жесткая, длинные расщепления, очень блестящая. Применение - изготовление художественных кистей.

Щетина уже сама по себе целая наука. На рынке представлено множество видов, и их свойства необходимо изучать, если вы не хотите допустить ошибки. Многие компании изготавливают на заказ по индивидуальным требованиям смеси видов щетины.

С 1950-х в Китае также основной целью выращивания свиней стало мясо, что означает, что животных забивают в раннем возрасте. Поэтому длинная щетина стала редкостью.

Обработка щетины

Обработка щетины - процесс, в ходе которого материал из сырья становится готовым к использованию продуктом.

Отбор сырья

После доставки щетину сортируют по цвету - белая, черная или серая, при этом учитывается и длина волоса.

Срезание

Отобранный материал помещается в специальную машину, отделяющую пучки щетины от кусочков кожи, на которых они держаться. На этом этапе удаляется также пыль и мелкие частицы.

Промывание

Затем очищенный материал помещается в отмочной бак с химическими препаратами, чтобы подготовить его к промыванию. Очень важна плотность воды, чем мягче вода, тем слабее используются пластифицирующие добавки. Щетина промывается в машине и постепенно центрифугируется.

Выравнивание щетины

Волоски щетины выравниваются в прочесывающей машине, т.е. ложатся параллельно друг другу.

Прочесывание

Пух с подшерстка и волосков вычесывается.

Выравнивание

Так как щетина обладает естественным изгибом от 4 до пяти см, пучки плотно связываются, чтобы снизить его проявление или устранить совсем.

Кипячение

Затем щетина помещается в бак и кипятится два часа. Эта процедура смягчает чешуйки щетины и одновременно очищает и дезинфицирует ее.

Быстрая сушка позволяет чешуйкам оставаться в той форме, в которой они были связаны. Высушенная один раз, щетина остается выпрямленной. После кипячения ее складывают на поддоны и сушат при температуре 120°С. Температура должна постоянно контролироваться, так как пересушенная щетина становиться ломкой

Смешивание

Высушенные пучки развязывают, трясут, прочесывают, снова трясут, а затем "вытаскивают". Чтобы получить смесь волоса, пучки раскладываются на рабочем месте тонкими слоями, и одна пригоршня щетины кладется на другую. Сегодня для смешивания используются машины. Преимущество состоит в том, что материал в смеси обладает равномерным цветом и одинаковой прочностью.

После того как пучки разных размеров и степени заострения развязаны, их помещают на мешальную машину ровным рядом в одном направлении. В машине используются несколько лент, двигающихся назад и вперед, которые захватывают волоски и перемешивают их. Это происходит, когда одна партия щетины спадает с одной ленты на другую, где уже находится другая партия и т.д., пока все полностью не перемешается (но волоски остаются в одном направлении). Это перемешивание занимает примерно десять минут.

Сортировка щетины

После того, как щетина была разложена, ее сортируют по длине; если эта операция выполняется вручную, ее доверяют только специалисту. Маленький пучок берется в руку вместе с палочкой для замера, в другой руке нож. С помощью ножа работник достает самые длинные волоски. Они называются "верхушки". Затем он вытягивает менее длинные и продолжает, пока не дойдет до самых коротких, называемых "основа". Выщипывание происходит по пучкам с разницей в 5мм. На сегодняшний день эта операция практически везде автоматизирована. В зависимости от требований может выщипываться материал длиной от 50 до 55мм. Смесь щетины помещается в машину, где выщипывается необходимое количество щетины (определяемое по весу), чтобы получить материал для изготовления кисти необходимого размера.

Далее следует операция, при которой убираются все неприкрепленные волоски. Если она производится вручную, ножом проводят по верхушке. В то время как заостренные волоски проскользнут по нему, толстые кончик зацепится. Если операция производится механически, пучки щетины раскладываются вниз вершинкой на крутящуюся просверленную металлическую пластинку. Вершинки попадают в так называемый просеиватель и выхватываются.

Упаковка

Щетина связывается нитью или обжимается манжетой и упаковывается в бумагу.

(Продолжение следует)

ИСТОРИЯ И ПРОИЗВОДСТВО КИСТЕЙ - ЧАСТЬ 3

Волос делится на две категории, а именно жесткий или длинный волос и тонкий волос. Жесткий или длинный волос берется с гривы или хвоста лошадей и кисточек на хвостах скота.

Тонкий волос берется от различных пород пушных зверей, в соответствии с немецкими индустриальными нормами DIN 68346 он должен иметь естественную верхушку. Нижняя часть волоса, расположенная ближе к шкуре, не считается тонким волосом.

Волос - тонкий, эластичный, волокнистый выступ или вырост эпидермиса животного. Выступает из эпидермиса, но растет из волосяного мешочка, расположенного глубоко в коже.

У большинства видов волос естественное заострение от кожи к вершинке, в то время как у других, к примеру, у волоса лошади или человека, нет тонкой вершинки.

Волос состоит из внутренней коры, которую составляют веретенообразные клетки, и внешней оболочки, называемой кутикула. В каждой клетке находится множество фибрилл (тонких волоконец- прим.пер.), расположенных параллельно оси волоса, а между ними есть мягкий материал, называемый матриксом. Волос растет из волосяного мешочка. Волосяной мешочек отвечает за механическую прочность волоса. Он состоит из чешуеобразных слоев.

В человеческом волосе обычно 6-8 слоев кутикулы. В шерсти только один, а в волосе других животных может быть намного больше.

Мех животных обычно состоит из следующих видов волоса:

Сенсорные волоски

Это очень чувствительные волоски, имеющих рецепторную функцию, растут вокруг глаз, на морде и на лапах, на животе и боках большинства млекопитающих.

Защитные волоски

Верхний слой волос, состоящий из более длинных и прочных, прямых волосков, торчащих сквозь подшерсток. У большинства млекопитающих этот видимый слой содержит больше всего пигментов.

Подшерсток

Это нижний слой, состоящий из шерстинок. Они короче, уплощеннее, изогнутее и гуще, чем волосы верхнего слоя.

Только защитные волоски важны для производителей кистей, точнее только защитные волосы, взятые с хвоста животного в зимний период, тем не менее, иногда применяется и волос с тела, а также с ушей скота.

Применение волоса в древности

К сожалению, не известно, волос какого животного использовался для создания кистей, найденных в Альтамире. В древнем Китае и Японии использовали волос лани, а также енота, лисы, куницы, зайца, кошки и козы. Кроме того, говорят, что в 4-м веке использовали мех китайских крыс.

В 994г. Гераклиус упоминал кисти, сделанные из волоса осла. А в 1100г. нашей эры в своей работе "Shedula Diversarum Artium" монах Теофилус фон Хельмаршаузен описывал кисти из хвостового волоса куниц и "гризиумов", белок, кошек и грив ослов. Термин "гризиум" уже не встречается в современных энциклопедиях, вероятнее всего он обозначал гризонов (Grison Vittatus).

Ченнини придерживался точки зрения, что только хвостовой волос белки годится для изготовления кистей. В других работах упоминается хвостовой волос барсука, причем внимание обращается на тот факт, что использоваться должен только волос с кончика хвоста, а не с боков. В то же время многие предпочитали волос с нижней части конечностей быка или верхней челюсти мула.

Валентин Больтц в. Руффах в 1549г. упоминал хвостовой волос белки и хорька.
В 1620г. де Майернс отмечал, что кисти изготавливались из меха выдры и белки.
В 1633г. Виченте Кардуччо говорил о волосе белки, мангуста, козы и собаки.
А Франциско Пачеко в 1649 - о волосе козы, мангуста и соболя.
Антонио Паломино у Веласко в 1724г. рекомендовал использовать хвостовой волос козы, собаки, белки, кошки, мангуста и особенно барсука.
Дж. М. Грёкер в 1729г. упоминал волос хорька, горностая и, как и Валентин Больц, белки.

Понятию "рыбий волос" (fish hair) даются различные интерпретации. Бергер переводил "poil de poisson" как волос рыбы (выдры). Об испанском слово "peje" Велиц говорил, что оно могло означать форму кисти, напоминавшую рыбу. Меррифилд предполагал, что "рыбий волос" мог означать волос тюленя.

В начале 20-го века фирма по производству кистей Комет подразумевала под этим понятием смесь волоса козы, медведя и хорька. Тем не менее, высказываются предположения, что оно могло быть просто неверное заимствование староанглийского слова fitch - хорек.

Применение волоса в наши дни

Колонок - это особая порода норки, принадлежит к семейству куньих: группе млекопитающих с мускусными железами, живущих одно время на Кольском полуострове в западной части России и служивших источником отличного волоса красного соболя.

На сегодняшний день на этой территории не осталось колонков. Этот вид находится на грани вымирания и является охраняемым в России. Тем не менее, название "колонок" до сих пор используется для обозначения волоса азиатской норки и сибирской куницы, обитающей в Сибири, северной Корее и Китае. Ее называют также сибирский горностай, сибирская ласка или гималайская ласка - рыжеватый родственник ласки от 48 до 66см от головы до хвоста с пушистым хвостом длиной от 12 до 25,5см.

Окрас сибирской куницы - бледно-коричневый на спине, ниже постепенно переходящий в еще более светлый, желтоватый.

Защитные волоски, взятые с хвоста самца колонка, обладают показателями качества, лучшими для изготовления кистей для живописи. Часть волоса, наиболее близкая к коже, светлая, постепенно волос темнеет по направлению к вершинке. Волос колонка очень тонкий, но в то же время у него прочная тонкая вершинка, и он обладает высокой эластичностью. Волос достаточно толстый в середине и заостряется к вершинке. Так как его прочность и эластичность проявляются лучше всего между серединой и вершинкой, при изготовлении кисти половина волоса остается в обойме.

Благодаря прочности, упругости, капиллярности качественного волоса колонка кисти из него считаются лучшими для акварели и других видов искусств, требующих, чтобы кисть достаточно долго удерживала воду, и вершинка в намоченном состоянии оставалась тонкой.

Один грамм волоса колонка стоит дороже золота, причем длинные волосы (50мм) значительно дороже коротких (25мм). Волосы длиннее 55мм встречаются редко, да и проигрывают в качестве.

Волос колонка иногда смешивают с волосом ласки. И отличить эту смесь нелегко не только любителю, но зачастую и профессионалу.

Используется для:

  • изображения символов
  • каллиграфии
  • акварели
  • письма легким маслом

(продолжение следует)