Конспект комплексного занятия по формированию навыков самообслуживания во второй младшей группе. Конспект нод по развитию навыков самообслуживания

Краткое описание

Формирование навыков самообслуживания.

Описание

Тема: Конспект занятия по самообслуживанию 1 класс Цель: формирование навыков самообслуживания
Задачи:
Образовательные:
-закрепить последовательность выполнения режимных моментов во время утреннего подъема и подготовки к урокам
-учить самостоятельно и аккуратно убирать постель, одеваться, умываться
Коррекционные:
-развивать связную речь детей
-мелкую моторику
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помогать друг другу
Оборудование: детская мебель – кроватка, шкаф, постельные принадлежности и белье, дудочка, кукла, флажки, расчески.
Дети сидят полукруом на стульчиках, «спят». Ставлю на стол кукольную мебель, говорю:
«Ходит дрема возле дома,
Песни напевает
Смотрит, все ли детки спят,
Глазки закрывают?
Вот уж солнышко встает
Новый день с собой ведет»
Ребенок берет дудочку и говорит:
«Рано –рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру (играет)
Дети просыпайтесь,
В школу собирайтесь!
Дети открывают глаза и видят кукольную комнату.
Воспитатель:
«Кто- кто в этой комнате живет?
Кто- кто вместе с олнышком встает?
Это наша Маша. Вот она проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло
Вдруг сама на ножки встала»
Встала Маша и думает, как же ей побыстрей в школу собраться?
Что нужно сделать ей в первую очередь?
Дети отвечают………..(умыться)
Воспитатель:»А кто поможет Маше умыться?»
Ребенок одевает куклу и приговаривает:
Водичка-водичка
Умой мне личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели.
Ручки были чистыми,
Ножки были быстрыми!»
Воспитатель: «Молодец! Помогла Маше умыться. А вы умеете все умываться сами?- Льется теплая водица, мы умеем чисто мыться!»
Дети хором читают: «Водица, водица ……» и имитируют умывание.
Вот и ребята наши умылись, глазки заблестели, щечки покраснели. Что же нужно сделать после умывания?»- зарядку! Правильно, готовимся к гимнастике (берут флажки, строятся).
А вот и наш физрук пришел, он поможет нам сделать утреннюю зарядку.
Физпауза. Мальчик (постарше 3 -4 лет) берт бубен, играет в него и говорит:
«Рано утором не ленись-
На заря дку становись!
Начинаем по порядку
Утро с утренней зарядки.
Вверх потянемся – растем,
Руки в стороны ведем,
Дружно приседаем,
Мышцы разминаем.
А для бодрости прыжки
Вместе выполняем
Раз, два, раз, два
Веселей шагай братва.
Воспитатель: «Засмотрелась Машенька на ребят, очень ей гимнастика понравилась и забыла, что же ей делать теперь.Помогите Маше ребята. Что теперь ей нужно сделать?
Дети: (Усатый –полосатый)
Воспитатель: «Правильно! А какое стихотворение мы с вами читаем про это?
Дети: (Усатый полосатый)
Воспитатетль: «Кто из ребят покажет, как девочка убирает кроватку?
Ребенок: «Положи под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку
Чистую простынку,
Одеяльце на пуху,
Покрывало наверху
Положи под ушки
Мягкую подушку»
Воспитатель:
«Хорошо нам (имя ребенка) рассказала, как нужно убирать кровать.А дети умеют это делать самостоятельно? Давайте покажем, как мы научились быстро и аккуратно застилать свои постели.Дети идут в спальню и убирают постели. Кукла Маша наблюдает за ними, подбадривает ребят, подсказывает, как делать правильно.
Воспитатель,(обращаясь к одному из детей) «Расскажи, как ты убираешь свою постель». «А ты Денис? « и т. д.
«А Маша хочет посмотреть, как дети помогают друг другу». Дети убрали кровати, а Маша выбирает самую аккуратную кровать, хвалит тех, кто помогал другим детям.
Возвращаются дети в класс (стоят возле воспитателя)
Воспитатель: «Ну вот! Мы с вами умылись, сделали зарядку, у брали свои постели. Что же еще нам нужно сделать, чтобы быть готовыми к урокам?
Дети: (одеться)
Воспитатель: «А как мы будем одеваться?»
Денис: «Одеваюсь в школу сам
Быстро по порядку
Чтобы на уроках быть
Чистым, аккуратным»
Дети подходят к своему шкафчику и, снимая спортивную форму, одеваются в школу, помогают друг другу.
Воспитатель:»Посмотрите друг на друга, готовы ли вы к урокам? А вот Маша забыла волосы причесать. Кто ей поможет?
Ребенок, беря расческу, причесывает и говорит:
«Расти коса до пояса
Ни вырони ни волоса
Расти косынька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.»
Воспитатель: «Молодец! Вот теперь и Маша в школу готова. И вы приведите свои прически в порядок пожалуйста.
Сегодня мы с вами рассказали и показали, как нужно утром собираться в школу.
Давайте вспомним по порядку, что нужно делать?
-умыться
-сделать зарядку
-заправить постель
-одеться
-причесаться
Воспитатель: Молодцы! Все правильно вспомнили и сказали. Понравилось вам наше занятие? А чем оно вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: «А мне понравилось, что вы все справились с заданием, были добрыми, помогали друг другу, хорошо запомнили, как нужно собираться в школу»
Занятие окончено.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

занятие Василенко.docx

Василенко Нина Ивановна

Г. Ковров, Владимирской области.

ГКСОУ «Специальная(коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Тема: «Самообслуживание» 1 класс

Продолжительность 20минут.

Тема:

Конспект занятия по самообслуживанию 1 класс.

Цель: формирование навыков самообслуживания

Задачи:

Образовательные:

Закрепить последовательность выполнения режимных моментов во время утреннего подъема и подготовки к урокам

Учить самостоятельно и аккуратно убирать постель, одеваться, умываться

Коррекционные:

Развивать связную речь детей

Мелкую моторику

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помогать друг другу

Оборудование: детская мебель – кроватка, шкаф, постельные принадлежности и белье, дудочка, кукла, флажки, расчески.

Дети сидят полукруом на стульчиках, «спят». Ставлю на стол кукольную мебель, говорю:

«Ходит дрема возле дома,

Песни напевает

Смотрит, все ли детки спят,

Глазки закрывают?

Вот уж солнышко встает

Новый день с собой ведет»

Ребенок берет дудочку и говорит:

«Рано –рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру (играет)

Дети просыпайтесь,

В школу собирайтесь!

Дети открывают глаза и видят кукольную комнату.

Воспитатель:

«Кто- кто в этой комнате живет?

Кто- кто вместе с олнышком встает?

Это наша Маша. Вот она проснулась,

С боку на бок повернулась

И,откинув одеяло

Вдруг сама на ножки встала»

Встала Маша и думает, как же ей побыстрей в школу собраться?

Что нужно сделать ей в первую очередь?

Дети отвечают………..(умыться)

Воспитатель:»А кто поможет Маше умыться?»

Ребенок одевает куклу и приговаривает:

Водичка-водичка

Умой мне личико

Чтобы глазки блестели

Чтобы щечки краснели.

Ручки были чистыми,

Ножки были быстрыми!»

Воспитатель: «Молодец! Помогла Маше умыться. А вы умеете все умываться сами?- Льется теплая водица, мы умеем чисто мыться!»

Дети хором читают: «Водица, водица ……» и имитируют умывание.

Вот и ребята наши умылись, глазки заблестели, щечки покраснели. Что же нужно сделать после умывания?»- зарядку! Правильно, готовимся к гимнастике (берут флажки, строятся).

А вот и наш физрук пришел, он поможет нам сделать утреннюю зарядку.

Физпауза. Мальчик (постарше 3 -4 лет) берт бубен, играет в него и говорит:

«Рано утором не ленись-

На заря дку становись!

Начинаем по порядку

Утро с утренней зарядки.

Вверх потянемся – растем,

Руки в стороны ведем,

Дружно приседаем,

Мышцы разминаем.

А для бодрости прыжки

Вместе выполняем

Раз, два, раз, два

Веселей шагай братва.

Воспитатель: «Засмотрелась Машенька на ребят,очень ей гимнастика понравилась и забыла, что же ей делать теперь.Помогите Маше ребята. Что теперь ей нужно сделать?

Дети: (Усатый –полосатый)

Воспитатель: «Правильно! А какое стихотворение мы с вами читаем про это?

Дети: (Усатый полосатый)

Воспитатетль: «Кто из ребят покажет, как девочка убирает кроватку?

Ребенок: «Положи под спинку

Мягкую перинку

Сверху на перинку

Чистую простынку,

Одеяльце на пуху,

Покрывало наверху

Положи под ушки

Мягкую подушку»

Воспитатель:

«Хорошо нам (имя ребенка) рассказала, как нужно убирать кровать.А дети умеют это делать самостоятельно? Давайте покажем, как мы научились быстро и аккуратно застилать свои постели.Дети идут в спальню и убирают постели. Кукла Маша наблюдает за ними, подбадривает ребят, подсказывает, как делать правильно.

Воспитатель,(обращаясь к одному из детей) «Расскажи, как ты убираешь свою постель». «А ты Денис? « и т. д.

«А Маша хочет посмотреть, как дети помогают друг другу». Дети убрали кровати, а Маша выбирает самую аккуратную кровать, хвалит тех, кто помогал другим детям.

Возвращаются дети в класс (стоят возле воспитателя)

Воспитатель: «Ну вот! Мы с вами умылись, сделали зарядку, у брали свои постели. Что же еще нам нужно сделать, чтобы быть готовыми к урокам?

Дети: (одеться)

Воспитатель: «А как мы будем одеваться?»

Денис: «Одеваюсь в школу сам

Быстро по порядку

Чтобы на уроках быть

Чистым, аккуратным»

Дети подходят к своему шкафчику и, снимая спортивную форму, одеваются в школу, помогают друг другу.

Воспитатель:»Посмотрите друг на друга, готовы ли вы к урокам? А вот Маша забыла волосы причесать. Кто ей поможет?

Ребенок, беря расческу, причесывает и говорит:

«Расти коса до пояса

Ни вырони ни волоса

Расти косынька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Дочка маму слушайся.»

Воспитатель: «Молодец! Вот теперь и Маша в школу готова. И вы приведите свои прически в порядок пожалуйста.

Сегодня мы с вами рассказали и показали, как нужно утром собираться в школу.

на тему: «Водичка, водичка»

Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки самостоятельно мыть руки, лицо. Учить детей правильно называть предметы туалета. Продолжать формировать навык пользования индивидуальным полотенцем и расческой. Продолжать детей учить отвечать на простейшие вопросы.

Коррекционно-развивающие: развивать самостоятельность, тактильные ощущения.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас: душистое, гладкое мыло, полотенце.

Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие: умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, причесаться.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация», «Музыка».

Оборудование и материал:

Демонстрационный материал: мешочек с мылом разных цветов и форм, полотенце, расческа, рисунок.

Раздаточный материал: полотенце, мыло по количеству детей.

Методические приемы:

Игровая ситуация, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, объяснение, показ предметов туалета, чтение потешек, отрывков из стихотворений, предоставлять детям возможность договаривать слова и фразы при чтении знакомых потешек и стихотворений.

Предварительная работа:

Беседы о назначении мыла, о том каким оно бывает; рассматривание сюжетных картинок с изображение предметов используемых для умывания, используя для этого дидактические игры «Чудесный мешочек», «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купание кукол».Знакомились с водой,ее свойствами, где ее можно встретить. Разучили новые малоподвижные игры «Мы проснулись…», «Умывалочка»(зайка серый умывается видно в гости собирается….).Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение отрывков из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. и П.Барто «Девочка чумазая» и другие произведения.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ребятки, какие вы у меня красивые, опрятные, аккуратные. Я вижу у вас сегодня хорошее настроение» .А давайте сейчас немного поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной движения. Договорились?

Дети: да

Воспитатель:

Мы проснулись рано утром (трем глаза)

Потянулись бодро, шумно (разводят руки через стороны вверх);

Чтобы сон ушел - зевнули,

Головой слегка тряхнули (выполняют наклоны влево – вправо).

Побежали умываться и плескаться.

Зубы вычистить пытались (выполняют круговые движения ладонями около лица)

Причесались аккуратно (гладят ладонями голову от макушки к вискам).

Приоделись все опрятно (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки к бедрам).

Не хотим мы больше спать,(указательным пальчиком грозим)

Будем весело играть! (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Вот какие молодцы! Понравилась вам просыпаться? Спать больше не хочется?

Дети: нет

Стук в дверь, входит мальчик (взъерошенные волосы, щеки, руки испачканы краской,одежда неопрятная).

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам стучит?

Мальчик: Привет ребята! Я не опоздал? Здесь празднуют День рождения? А где девочка Вика, ну та у которой сегодня праздник?Что-то я не вижу ее среди вас.

Воспитатель: Здравствуй, а ты кто такой, как тебя зовут?

Мальчик : Игорек

Воспитатель: А у нас в группе нет такой девочки! А ты, что и в правду идешь на День рождение?

Мальчик: Ну да, а что? Вот я для нее и подарок приготовил, сам нарисовал, вот какой рисунок (показывает). А бабушка моя не смогла пойти, но подарок передала.

Воспитатель: Да, наверное, ты так увлекся, что даже не заметил, что весь испачкался. Да и одежда, и волосы у тебя не опрятные, ты наверное и в зеркало не смотрелся. Разве можно таким грязным, неопрятным отправляться в гости?» Посмотри на себя в зеркало.

Мальчик: А как вы думаете, мой подарок и подарок моей бабушки ей понравятся?

Воспитатель: А что у тебя там?

Мальчик: Достает мыло

Воспитатель: Ребята, а ну-ка посмотрите, что это?

Дети: мыло

Воспитатель: Потрогайте его, какое оно на ощупь?

Дети: гладкое

Воспитатель: Понюхайте его, какое оно?

Дети: оно пахнет, оно душистое

Воспитатель: да, все верно оно: гладкое, душистое, а вы знаете, что мыло бывает разного цвета.

Дети: да, вот у меня дома синенький мишка, а у меня слоненок.

Воспитатель: А вы знаете, для чего оно нужно?

Дети: чтобы мыть руки, смывать грязь.

Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Ой, а здесь еще что-то лежит? (достаю полотенце) Что это?

Дети: полотенце

Воспитатель: Потрогайте его какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно?

Дети: чтобы вытираться

Воспитатель: А ты, наверное Игорек и умываться не умеешь?

Мальчик: А что? Нет, не умею. Ребят, а может вы меня научите?

Воспитатель: Ну что, ребята, научим Игорька умываться?

Дети: да

Воспитатель: А что нам нужно, чтобы научить Игоря умываться?

Дети: вода, мыло, полотенце.

Воспитатель : Правильно.

Воспитатель: Смотри Игорек, мы тебе покажем, как нужно правильно умываться, вытираться. А ты запоминай и делай все вместе с нами. Давайте пройдем в умывальную комнату. Что мы должны сделать перед тем, как помыть руки?»

Дети: Закатать рукава

Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава, чтобы не намочить одежду. Ваня, покажи, как нужно закатывать рукава. А ты Игорек смотри и делай как Ваня и вы тоже ребята (все дети закатывают рукава).

Чтение потешки:

«Руки с мылом надо мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит».

Воспитатель: Ну, вот рукава закатали. А теперь, давайте покажем, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.

Пальчиковая гимнастика: «Моем руки»

«Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги -вправо, брызги –влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро!

Воспитатель подходит к крану и читает потешку:

«Знаем, знаем, да, да, да,

Где здесь прячется вода.

Выходи водица, мы пришли умыться,

Ладушки, ладошки

С мылом моют крошки»

Воспитатель: Сначала смочим руки водой, потом намылим руки мылом и потрем одну ладошку о другую. А после этого смоем пену водой и не забудем встряхнуть руки.

Дети намыливают руки мылом.

Воспитатель: Посмотри Игорек, какие ручки стали у ребят? Как будто белые перчатки надели. Ну, а теперь смывайте пену с рук и умывайте лицо».

Чтение потешки:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Воспитатель: Ну, вот Игорь, ребята тебе показали, как нужно мыть руки и лицо. А теперь их нужно вытереть полотенцем. Оно должно быть у каждого свое. И поэтому мы решили тебе Игорек тоже подарить полотенце (дарю полотенце).

Мальчик: Спасибо!

Воспитатель: Ну, а теперь ты Игорек покажи, как ты научился мыть руки? (показ)

Дети смотрят.

Мальчик: Я смотрю, вы все хорошо вымыли с мылом руки и вытерли насухо полотенцем. И я вместе с вами научился правильно умываться.

Воспитатель: Игорек, а еще ты забыл, что волосы тоже нужно привести в порядок (подаю расческу и зеркало).Она тоже должна быть у каждого своя.(выходят из умывальной комнаты).Вот теперь ты можешь идти на праздник к Вике.

Мальчик: Да, я и в правду, теперь очень красивый (любуется на себя).И я понял, как важно следить за собой -это полезно и красиво.

Воспитатель: Мы рады, что ты это понял. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.

«Все болезни у ребят,

От микробов, говорят

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть»

Мальчик: Ну все, пока ребята, я побежал на День рождение! А вас, я очень благодарю за помощь (уходит).

Подведение итога:

Воспитатель: Ребята, ну что всем понятно, что прежде чем выйти на улицу нужно посмотреть в зеркало. Иначе может получиться не очень приятная история, как у Игорька. Будем аккуратными и чистыми?»

Дети: Конечно.

Воспитатель: Все сегодня молодцы, все хорошо постарались и помогли Игорьку

Конспект организации труда по самообслуживанию

на тему: «Водичка, водичка»

с детьми младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Подготовила Мигранова Альфия Шамилевна

Конспект урока по самообслуживанию

«Виды одежды. Одежда по назначению»

учитель начальных классов Григорьева А.А.

Цель урока: Познакомить с видами одежды по назначению.

Задачи:

1. Обобщать и расширять знания детей. Познакомить детей с видами одежды со свойствами и качествами ткани.

2. Развивать мыслительную активность детей. Учить детей обследовать предметы.

3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.

Оборудование.

Комплекты одежды для разных случаев, мяч.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие.

Повторение.

Скажи наоборот:

Зимний - летний

Расстегнуть -

Чистый -

Снять -

А теперь, ребята, по очереди подходите ко мне и доставайте из мешка по одному предмету. (Перчатки, шапка, шарф, носки, кофта).

Как можно назвать, одним словом? (Одежда.)

3. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить, о видах одежды и для чего она необходима.

Зачем людям нужна одежда? (Чтобы не замерзнуть зимой. Чтобы летом не обгореть на солнце. Чтобы не пораниться, когда идём в лес.)

Что мы называем одеждой? (То, что одевает на себя.)

Какую одежду мы носим осенью? (Осеннюю.)

А весной? (Весеннюю.)

А как можно назвать, одним словом, осеннюю и весеннюю одежду? (Демисезонная.)

Какую одежду мы носим зимой? (Зимнюю.)

Летом?(Летнюю.)

Скажите, в какую одежду одета кукла? (В праздничную.)

Правильно, ребята.

Само название, этого вида одежды, говорит о её назначении - для праздников, вечеринок, торжеств. Сравните повседневную и праздничную одежду, в чём их различие? (Для праздничной одежды используются яркие ткани, блёстки, украшения.)

Какие предметы одежды мы отнесём к праздничной одежде? (Нарядное платье, костюм, белую рубашку.)

Кто из вас любит заниматься спортом?

А какая одежда нужна для занятий спортом? (Футболка, штаны.)

Футболка, спортивный костюм называются - спортивной одеждой.

Попробуйте ответить мне на вопрос, какую одежду мы носим только дома? Правильно, это халаты, пижамы, лёгкие брюки и др. Эта одежда называется домашней.

А сейчас внимательно посмотрите на свою одежду и одежду товарищей и скажите, на ком из вас какая одежда по назначению.

Какое на улице время года? (Осень.)

Давайте поможем куклам собраться на прогулку. Какую одежду мы оденем куклам? (Колготки, водолазку, кофту, брюки или джинсы, шерстяную шапку, куртку.)

Практическая работа.

(Дети одевают кукол на прогулку.)

Молодцы, ребята, а теперь давайте проверим, как вы справились с работой. Всё ли одели кукле, ничего не забыли.

5. Физ. минутка.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем -

Их стирать мы тоже будем.

6. Упражнение «Что изменилось?»

Посмотрите внимательно на куклу Веру, и пока она не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

Вы хорошо запомнили, как одета Вера? Тогда закрывайте глаза.

(Дети закрывают глаза, а учитель меняет один из предметов одежды на другой.)

Открывайте глаза. Что изменилось?(Сняла шарф, одела другую шапку.)

Ну вот, Вера уходит на прогулку, а мы с вами поиграем в другую игру.

5. Игра «Один - много» (с мячом)

Пришло время поиграть с мячом.

Мы - волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф - рубашка -

носок - перчатка -

шапка - юбка -

Игра «Кто быстрее».

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто быстрее».

Вы все любите ходить на прогулку, а умеете ли вы быстро одеваться? Давайте проверим. У вас на стульях висят свитера, куртки, шапки, шарфы. Вам надо как можно быстрее одеться и ничего не забыть. Кто первый справится с этой работой, тот и победитель.

(Подведение итога игры.)

Закончи предложение:

Я вам буду говорить предложения. А как только я остановлюсь, вам нужно будет закончить его.

Всю неделю я учился в школе и носил школьную форму, это - … . Дома мне удобно носить … . Каждый вечер я ходил в спортзал и надевал … . В субботу я пошел на день рождение и надел … .

Подведение итога урока.

Так о чем сегодня мы с вами говорили?

Вы ребята, молодцы. Хорошо сегодня работали. 4

Конспект комплексного занятия по формированию навыков самообслуживания

во второй младшей группе

воспитатель:

Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые сухие руки, полотенце на своем месте, кран закрыт); осознания своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации. закрепить умение детей самостоятельно одеваться на прогулку, используя предметно-схематичную модель последовательности одевания воспитывать у детей гуманные способы поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить.

необходимый материал:

игровой персонаж кукла Катя, игровой персонаж поросенок Хрюша, комплект осенней и зимней одежды, дидактические карточки процессов одевания и умывания, предметы для умывания (мыло, полотенце).

организация : образовательная ситуация конструируется вокруг куклы, которая предлагает детям поиграть с ней в хороводную игру, с дальнейшим появлением поросенка, с переходом в ванную комнату. Участвует небольшая подгруппа детей.

Ход занятия:

Дети занимаются свободной деятельностью. Раздаётся стук в дверь. Воспитатель входит с куклой Катей на руках.

Вос-ль: Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел. Это Катя. Она шепнула мне на ушко, что ей хочется с нами играть. Давайте поиграем с Катей в хороводную игру «Зайчик серенький сидит»

(в конце игры в дверь вбегает поросенок Хрюша, перепачканный и грязный

Хрюша: Ух ты, как тут весело, как здорово! А сколько игрушек, а сколько ребят! Я хочу с вами играть, я буду Зайкой!

Вос-ль: Здравствуй Хрюша! Мы с ребятами конечно рады тебя видеть, но приходить в гости и играть в таком виде, как у тебя, нельзя.

Хрюша: А какой у меня вид, самый замечательный.

Вос-ль: Дети, посмотрите на Хрюшу, какой он?

Дети: Грязный, неумытый.

Вос-ль: А покажи кА нам твои руки

Дети: Грязные

Вос-ль: Мы ругать тебя не будем

Все, что было позабудем,

Позабудем, все что было,

И научим мыться с мылом

Дети, что для этого нужно?

Ответы детей: МЫЛО, ВОДА, ПОЛОТЕНЦЕ

Вос-ль: А где же это все находится?

Дети: В умывальной комнате.

Вос-ль: Пойдем умываться.

Хрюша: Ой, я первый, я сам умею умываться. Я вам покажу! (подбегает к раковине, сильно открывает кран, всех обрызгивает)

Вос-ль: Дети, разве так открывают кран?

Дети: нет, надо открывать потихоньку, чтобы никого не обрызгать и не залить пол

Вос-ль: (читает стих) Знаем, знаем. Да, да, да

Где тут прячется вода.

Выходи водица

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку

Нет, не понемножку, посильней,

Будим умываться веселей!

Вос-ль: Ребята, а что Хрюша еще забыл сделать, прежде, чем открыть кран?

Дети: Рукава закатать

Вос-ль: Рукава закатали, кран открыли, теперь надо научить Хрюшу умываться. Кто мне поможет? Вот Петя хочет помочь.

Вос-ль: Сначала моем руки. Петя как мы это будем делать? Намочим немного, возьмем мыло и оденем на руки мыльные перчатки.

(читает стих) Мыло душистое, белое. Мылкое

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою

Ты бы грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло тебя наконец бы отмыло!

Вос-ль: Хрюша смыл мыло с рук, теперь надо лицо умыть, оно еще грязное. Как будем лицо мыть, покажи Петя.

Ребенок: надо ладошки сложить лодочкой, наполнить и помыть лицо.

Вос-ль: Правильно. А какое стихотворение мы можем читать, когда умываемся?

«Водичка, водичка, умой мое личко

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дети: Кран закрыть, и капельки воды отжать, сложив руки в замочек

Вос-ль: А теперь мы чистые, идем вытираться полотенцем.

Посмотри, Хрюша, как Петя это делает. Сначала руки вытираем, затем лицо. Теперь вешаем аккуратно полотенце на вешалку .

Вос-ль: Вот теперь тебя люблю я

Вот теперь тебя хвалю я

Дети, каким стал Хрюша?

Дети: Чистым, красивым.

Вос-ль: Хрюша, тебе нравится таким быть?

Хрюша: Да, очень. Я теперь всегда таким буду.

Вос-ль: это очень хорошо. Мы с ребятами хотим подарить тебе подарок. Все для чистоты.

Хрюша: Спасибо, я побегу маме покажу.(уходит)

Вос-ль: Теперь у нас в группе все чистые и опрятные. Мы с ребятами собираемся на прогулку. Хочешь Катя пойти с нами?

Катя: Конечно хочу. Правда у меня столько одежды. Я не знаю что одеть.

Вос-ль: ребята, поможем Кате собраться?

Дети отвечают: да

Вос-ль: Посмотрите, у Кати есть легкая шапочка, теплая шапочка, осенняя куртка, шубка, резиновые ботиночки, теплые сапожки, брючки, кофта. Что же нам нужно?

Дети отвечают

Вос-ль: А почему?

Дети отвечают: потому что холодно, можно простудиться.

Вос-ль: Да ребята, на улице морозно, ветер дует, поэтому наша одежда должна быть теплой, защищать от холода.

Катя: Значит я буду одевать шубу.

Вос-ль: Погоди Катенька, шубку мы непременно оденем, но все одевать нужно по порядку, иначе одеваться будет неудобно, ты вспотеешь пока оденешься. Наши ребята знают, что за чем нужно одевать? Давайте-ка проверим. Вот здесь у меня карточки «Мы одеваемся на прогулку». Составим их по порядку.

Дети составляют карточки, воспитатель исправляет в случае ошибки.

Вос-ль: Итак, сначала мы одеваем колготки и брючки, затем носочки и сапожки, теперь свитер, шапочку, куртку или шубку, и в конце шарф и варежки.

Чтобы нашим ребятам было легче собираться на прогулку, в раздевалке у нас есть такая схема-помошница. Если забудешь, что вперед одевать, она тебе напомнит.

Дети помогают Кате одеться, одеваются сами.

Катя: Спасибо, ребята, что помогли.

Тема: «Части тела» .

Цель: Формирование у детей представлений о строении собственного тела.

Обучающие задачи: называть и показывать на себе, других людях: части тела, органы чувств, объяснять, зачем нужны органы чувств и части тела.

Коррекционно-развивающие задачи: активизация словаря по теме «Части тела », «лицо», обогащение словаря,развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, развитие умеренного темпа речи
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи: воспитание интереса к занятию, формирование положительное отношение к совместной деятельности.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением частей лица

Оборудование: предметные картинки: частей тела человека, кукла Машенька.

1. Организационный момент.

Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайтесь с ней. Машенька, просит рассказать и показать, какие части лица бывают у человека. Поможем Машеньке? Расскажем ей о частях лица, для чего они нужны человеку?

2. Основная часть.

1. Повторение названий частей лица человека на кукле.

Упражнение «Покажи и назови».

Попросить детей показать и назвать у куклы:

    Где голова? (Вот голова.) - Где нос? (Вот нос.)

Упражнение «Покажи и назови».

Попросить детей показать и назвать на таблице:

Где голова? (Вот голова.) - Где нос? (Вот нос.)

Где лоб? (Вот лоб.) - Где глаза? (Вот глаза.)

Где рот? (Вот рот.) - Где брови? (Вот брови.)

Где брови? (Вот брови.) - Где уши? (Вот уши.)

Где щеки? (Вот щеки.) - Где волос? (Вот волос.)

Упражнение «Что это?».

Показать части головы у куклы и спросить:

    Что это? Ребенок называет части тела в единственном или множественном числе

    Это голова. Это нос.

    Это глаза. Это рот.

    Это уши. Это волосы.

    Это щеки. Это лоб.

    Это брови. Это подбородок.

Ну, что Машенька запомнила, как называются части головы человека?

Физминутка.

Быть у каждого должна Очень «умной" голова ,

Я верчу ей как умею Голова сидит на шее ,

Животик, спинка, грудь.

Их вместе всех зовут –туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот .

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь .

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться;

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики.

Бегут по дорожке

Резвые ножки ,

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку .

– Посмотрите внимательно на доску

Появляется:

Хлеб – Чем будем жевать хлеб? (Ртом).

Книга – Чем будем рассматривать книгу? (Глазами).

Цветы – Чем будем нюхать цветы? (Носом).

Магнитофон – Чем будем слушать музыку? (Ушами).

Яблоко – Чем будем кусать яблоко? (Зубами).

Мороженое – Чем будем лизать мороженое? (Языком).

Молодцы, ребята. Машенька, тебе понравилось, как отвечали ребята на вопросы?

Игра «Чем делали?»

А сейчас, мы поиграем в игру вместе с Машенькой.

«Потопали ногами. – Чем топали?

Похлопали руками. – Чем хлопали?

Пальцами рук пошевелили. – Чем шевелили?

Глазами посмотрели вверх, вниз. – Чем смотрели?

Подвигали бровями. – Чем двигали?

Покивали головой. – Чем кивали?»

Составление предложений.

Детям раздаются картинки с часть тела человека и предмета, по которым дети должны составить предложение.

Сначала образец дает учитель: «- Я нюхаю духи носом.»

« Я читала, смотрела книжку глазами»

« Я слушала песни ушами»

« Я вертела головой»

« Я хмурила брови»

«Я потрогала свой лоб»

« У меня покраснели щечки»

Игра «Чего не хватает в портрете »

Цель : закрепить знания детей о составных частях лица (волосы, глаза, рот, брови, уши, нос)

Ход игры : воспитатель или другой ребенок составляет портрет, но что-нибудь не докладывает, забывает, а другой ребенок должен найти и доложить недостающую часть лица, например нос, или один глаз, волосы. А потом рассказать какую функцию они выполняют.

Дидактическая игра «Придумай лицо »

Цель : учить различать и называть части лица (нос, рот, глаза, брови, закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица. Подобрать и составить портреты: мальчика, девочки. Активизировать диалогическую речь, развивать внимание, творческое мышление, воображение, фантазию.

Оборудование : картинки с изображением частей лица человека.

Ход игры : детям предлагают рассмотреть картинки и составить по ним лицо человека. Если дети затрудняются, то их спрашивают: «Что ты видишь на картинках? », «Какие части лица? Назови их». Все люди разные, есть мужчины, есть женщины. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Чем похожи? Придумайте лицо мальчику (мужчине), а теперь девочке (женщине) самостоятельно. Что находится на голове? Для чего нужны рот, нос, глаза, уши?

3. Заключительная часть.

Ну вот мы и рассказали Машенька, о всех частях тела человека. Машеньке очень понравилось на нашем занятии, сегодня она много узнал нового и интересного. Ей пора возвращаться домой, но она обещал, что обязательно придет еще к нам в гости. Попрощайтесь с Машенькой.

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Оценка работы детей