Особенности развития и обучения детей с синдромом дауна. Дети с синдромом Дауна легко простужаются, особенно часто у них болят уши - грудное молоко повышает у них иммунитет. Умеет сосать и глотать

В этой статье:

Рождение детей с синдромом Дауна не такая уж редкость. Раньше им приписывали полную недееспособность – неспособность обслуживать себя самостоятельно, учиться. Сегодня изучение этого генетического заболевания шагнуло далеко вперед.

Теперь развитие такого ребенка дает очень положительные результаты – тут соглашаются врачи, педагоги и психологи. Их называют «солнечными» детьми, ведь у этих малышей почти всегда хорошее настроение и улыбка на лице.

Сегодня есть современные способы диагностики данного заболевания еще в период беременности. Как поступить - решать, конечно же, родителям . Для того чтобы такой малыш стал частью общества, потребуется больше внимания, заботы, усердия, а также особые условия для обучения. Развитие таких детей проходит дольше, но они способны на многое.

Не такие как все

Ребенка с синдромом Дауна сразу заметишь в толпе сверстников. Если родители уделяли достаточно внимания его развитию, образованию и социализации , он вполне может вести жизнь обычного человека.

Конечно, существуют внешние отличия, которые часто отпугивают других детей и их родителей. Возможно, общество еще не до конца готово принять этих людей . Все дело в том, что довольно долгое время людям с синдромом Дауна приписывали самые разные негативные особенности.

Это заблуждение, что такой малыш не может учиться или общаться. Конечно, обычная школьная программа дается ему с трудом. Ему необходимо уделить много внимания – благодаря этому он может добиться хороших результатов . Да, они «не такие как все», но эти дети имеют право на жизнь.

Почему это происходит?

В двадцать первой паре хромосом возникает мутация - к обычным двум добавляется лишняя, третья, хромосома. К сожалению, вылечить это заболевание невозможно. Чаще всего в группу риска попадают женщины, рожающие поздно, от 35 до 45 (47) лет. Сегодня врачи сразу предлагают им сделать диагностику на ряд генетических заболеваний, в том числе на синдром Дауна. Он не является редкой патологией – на 700 родов приходится 1 ребенок с таким заболеванием.

Эта болезнь известна с 1866 года, когда ученый Джон Даун впервые описал ее симптомы. Только в 1959 году появились первые подтверждения генетического характера заболевания благодаря работе доктора Жерома Лижена. А Джоном Дауном этот синдром был описан как одна из форм психического расстройства.

До 1970 года про синдром Дауна ходили очень негативные легенды . Тогда таких детей советовали отдавать в специальные учреждения по типу психиатрических больниц. Считалось, что они совершенно неспособны учиться, общаться, самостоятельно производить осмысленные действия. Мало кто задавался вопросом о том, почему так происходит, откуда берется болезнь и что чувствуют люди с таким синдромом.

В таких условиях они редко доживали до 20 лет, хотя сегодня продолжительность жизни людей с этим диагнозом значительно выше. Многие живут активной жизнью до 35-40 лет.

Диагностика синдрома Дауна на ранних сроках

Выявление заболевания происходит на ранних сроках беременности. Существует несколько методов:

  • анализ крови матери (выявление элементов ДНК ребенка);
  • анализ околоплодной жидкости;
  • ультразвуковые исследования.

Женщинам в возрасте после 35 лет не рекомендуется проводить вмешательства (инвазивные методы диагностики), так как это может усугубить течение беременности. Развитие плода происходит в те же сроки, что и у здоровых детей . После 9 месяцев малыш готов появиться на свет. Сегодня в связи с возможностью ранней диагностики снизилось количество детей с таким диагнозом: родители часто принимают решение отказаться от продолжения беременности.

Внешние признаки

Для всех детей с этим синдромом характерны внешние особенности:

  • плоское лицо, небольшой нос;
  • косой разрез глаз;
  • небольшой рот, но большой язык (чаще все кончик высунут);
  • деформированные мизинцы;
  • слабые мышцы всего тела;
  • слишком подвижные суставы.

Для синдрома Дауна характерны и внутренние изменения, часто требующие лечения или плотного контроля:

  • порок развития сердца;
  • глазные болезни (катаракта, глаукома);
  • постепенное снижение слуха ;
  • проблемы с ЖКТ;
  • затрудненное дыхание из-за неправильного строения носоглотки .

Периодически встречаются дополнительные аномалии, такие как отсутствие одного ребра, чрезмерно низкий рост, искривление грудной клетки.

Как проходит развитие ребенка

Да, известие о том, что женщина ждет ребенка с синдромом Дауна, для многих становится огромным шоком. Врач обязан проинформировать родителей о том, что может их ждать после рождения малыша. Сегодня многие врачи настроены негативно, хотя для этого не так много причин.

Лучше всего проконсультироваться у нескольких специалистов, чтобы точно узнать подробности диагноза .

Развитие такого ребенка будет проходить по иному пути, и от родителей зависит, будет ли он счастлив и принят обществом. Физические упражнения для поддержания тонуса мышц необходимо выполнять каждый день - эта гимнастика станет привычной для малыша, а потом и для взрослого человека. Не забывайте про мелкую моторику, ведь она сильно страдает.

Еще важно научить детей жить в обществе, а не прятаться дома всю жизнь . Нужно показывать им правила ухода за собой, законы общения, дружбы. Запаситесь терпением.

Отличия физического развития

Многие проблемы физического развития, к сожалению, решить не удастся. Они обусловлены генной мутацией. Например, тонкая кожа , которая слишком подвержена влиянию окружающей среды. Зимой кожа ребенка может сильно сохнуть, трескаться, летом же будет шероховатой на ощупь. Частые высыпания в младенчестве тоже результат того, что кожный покров очень нежный и тонкий .

Развитие внутренних органов часто замедляется из-за врожденных пороков. Очень сильно страдает сердечно-сосудистая система. Кардиологи отмечают частые шумы в сердце, проблемы с кровообращением .

Мышцы пресса ослаблены, так что живот немного выпирает. Здесь помогут физические упражнения и контроль у врача. Некоторые дети с синдромом Дауна страдают от грыжи, но удалять ее не стоит, если она сильно не мешает. Чаще всего уже к 13-15 годам она проходит сама собой .

Половые органы часто меньше, чем у других детей, и развиваются медленно. Это связано с эндокринными изменениями в организме вследствие генной мутации. Не
стоит беспокоиться: это никак не отразится на нормальной жизни.

Движения часто несогласованные, бывают проблемы с координацией. Хотя дети обычно подвижные, любят активные игры, бегают. Конечно, необходимо следить за состоянием суставов – из-за особой эластичности соединительной ткани . В остальном, физических отклонений, которые могут навредить нормальной жизни, не больше, чем у остальных детей.

Развитие моторики

Еще одна проблема - мелкая моторика . В первые несколько месяцев эти малыши почти что неподвижны. Без помощи взрослых они не могут переворачиваться, принимать другие положения в кроватке. Мышцы очень слабые. Только на 4-5 месяце для детей открывается мир предметов.

Они тянутся к
ним, хотят потрогать, поиграть, рассмотреть
. Это нормальный детский интерес, просто пришел он значительно позже.

Развитие мелкой моторики проходит тяжело. Это связано с явным отставанием в когнитивном развитии. К тому моменту, как здоровые дети уже начинают ползать или даже ходить, «солнечные» детки лишь учатся сидеть. Необходимо будет тщательно отрабатывать навыки владенья пальчиками . Для этого сейчас много методик, большинство из них - игровые.

Отличия психического развития

Очень долго считалось, что диагноз «синдром Дауна» связан с умственной отсталостью . Сейчас врачи и психологи
соглашаются в том, что это далеко не так. У этих детишек выявляется легкое или среднее отставание от нормального графика развития. Это не так уж и страшно. Только у небольшого числа детей наблюдается сильная отсталость. Дети вполне могут учиться, большинство из них, при хорошем уходе и воспитании , смогут пойти в обычную школу.

Конечно, говорить о том, что они полностью соответствуют уровню развития своего возраста, нельзя. В возрасте 3 месяцев малыш обычно уже умеет распознавать голоса, особенно материнский, улыбается при ее приближении. А у ребенка с синдромом Дауна отсутствует этот комплекс оживления. Он бесстрастно смотрит на происходящее, не узнает людей.

Такие дети плохо концентрируют внимание, часто рассеянны. Бывает, это связано с плохим слухом – к сожалению, проблемы со слухом встречаются практически у всех таких малышей. Они могут не реагировать на вопросы или, наоборот, отвечать невпопад. Обычно это зависит от настроения. Это усложняет процесс обучения. Кроха был активен, включен в работу, а потом резко произошла смена настроения - ему больше не хочется участвовать в уроке. Он замыкается.

Им больше нравится наблюдать за процессом, чем принимать участие. Например, в спортивном зале дети получают одинаковые предметы: мячики, обручи, скакалки. Малыш с синдромом Дауна с радостью смотрит, как занимаются другие, а сам не хочет даже пробовать. Хотя такая активность для него не стала бы проблемой.

Еще одна особенность - сосредоточенность на одной задаче. Другие дети легко переключаются, им даже часто надоедает заниматься чем-то одним. Малыш с синдромом Дауна хочет непременно довести до конца задачу, действие . Он не может переключить внимание, пока не будет полностью удовлетворен результатом.

Первый год жизни

На первом году жизни малыш становится активнее . Уже на 6-7 месяце с радостью играет в обычные детские игры, любит новые игрушки. Им свойственна эмоциональность в проявлении чувств. Скрывать эмоции не получается – дети часто смеются, улыбаются, редко бывают грустными. За это их и прозвали «солнечными детьми», ведь малыши с синдромом Дауна очень отрытые, не боятся новых людей. Они готовы
знакомиться и дружить
. Часто именно общественное мнение мешает их социальной жизни.

Есть заблуждение, что ребенок с синдромом Дауна агрессивен и непредсказуем. Это совершенно неправильно, ведь агрессия ему не свойственна. Иногда, по неосторожности, из-за проблем с координацией движений он может случайно нанести небольшой вред себе. Осмысленной агрессии у таких детей нет.

В конце первого года жизни такой малыш очень любит наблюдать за любыми действиями взрослых или других детей, животных. Благотворно на его психику влияет наличие домашнего любимца. Развитие зрительного контакта происходит не сразу – концентрировать взгляд необходимо научиться.

Второй год жизни

На втором году жизни происходит очень важный процесс – развитие речи и понимания. Если не упустить это время, ребенка можно легко социализировать. Уже сейчас, в 2 года, психологи и психиатры могут отметить доброжелательность этого человечка, умение сопереживать.

Речь

К 2 годам словарный запас небольшой, насчитывает всего 20-25 слов. Теперь процесс обучения пойдет активнее – ребенок будет запоминать слова каждый месяц, расширяя словарный запас. Главное – стимулировать его потребность к общению, выражению собственных мыслей.

Речь можно охарактеризовать как правильную. Дети
используют все части речи, обходятся без грубых ошибок. Запоминание речи происходит обычным путем: малыш слушает, а потом повторяет уже знакомые слова и речевые конструкции. Тут обучение ничем не отличается от обучения обычных детей.

Дети с наименьшим отставанием в развитии за месяц выучивают до 40 новых слов. Малыши с тяжелыми отклонениями – всего 8-9 слов. Как видите, ребенок с синдромом Дауна вполне обучаем, при условии легкой или средней формы отставания. Чуть позже, к 5 годам, его лексикон составит около 5000 слов и форм слов, что уже не так плохо. Если удалось достигнуть таких результатов, значит, развитие идет в допустимых рамках.

Понимание

Понимание слов происходит так же, как и у здорового малыша. Конечно, этот процесс затягивается. Дети повторяют знакомые слова – чаще всего слова и предложения из семейного обихода. Родителям тоже нужно обращать внимание на свою речь, ведь ребенок все хорошо запоминает.

Развитие навыка понимания происходит медленнее – малышу необходимо показать и повторить несколько раз. Обычно, если это делается спокойно, без раздражения, то прогресс не заставляет себя ждать. В 2-3 года у ребенка с синдромом Дауна есть нормальный интерес к познанию, он задает много вопросов.

Образование

Еще 30-40 лет назад и речи идти не могло о том, чтобы малыш с синдромом Дауна пошел в детский сад или школу .
Особенно в обычную школу. Тогда только начали появляться специальные учебные заведения. Там давались некоторые знания о мире, но основная часть работы была организована так же, как в детском саду : за детьми просто наблюдали. Умственное и психическое развитие таких детей оставалось на уровне 3-4 лет на всю жизнь.

Сегодня все поменялось. Есть не только специальные садики и школы, но и дополнительное образование. Для малышей с легкой формой отставания возможно поступление в самую обычную школу, хотя это все еще редкая практика. Учителя не всегда знают правила работы с таким ребенком. Остаются школы с особой программой , где в классе несколько детей и каждому можно уделить внимание.

На западе эта
система развита гораздо лучше. Сегодня в Испании проживает молодой человек с синдромом Дауна, который первый в мире не только закончил школу, но и университет. Теперь он занимается социальными проблемами, работает, пишет научные статьи и участвует в профессиональных конференциях.

Развитие ребенка зависит от родителей. Конечно, придется приложить больше усилий, но в итоге эти дети могут получить профессию, работать, стать более независимыми.

Специальное обучение: дошкольный период

Детей с легкой и средней формами отставания в развитии можно отдать в обычный детский садик. Это позитивная практика, ведь там им придется научится следовать установленным правилам поведения.

Если ребенку очень тяжело в садике, его лучше перевести в специализированное дошкольное учреждение .
Это тоже обычный садик, просто все детки в нем «особенные». Там тоже есть возможность общаться, дружить, заниматься с воспитателем.

Очень важно именно находиться в обществе других детей. Так у ребенка появляются примеры для подражания. Он
копирует поведение других во время игр, быстрее и лучше разговаривает. Оставлять его дома - большая ошибка . Это лишь замедлит его развитие, сильно снизит шансы на социализацию.

Дети с синдромом Дауна – хорошие наблюдатели. Они перенимают манеру общения, разговора. А значит, быстро учатся. Отдавая малыша в садик, вы помогаете ему. У многих родителей складывается впечатление, что мир очень враждебен по отношению к их ребенку, и отдавать его в специальный садик - значит оставить одного, без поддержки. Это не так. Именно среди других людей он сможет найти себя и лучше разобраться в жизни.

Школьные годы

Пойти в первый класс так же волнительно для ребенка с синдромом Дауна, как и для других детей. Если он ходит в садик и уже умеет делать нормальные для детей вещи, то многих проблем можно избежать. Дети обычно с радостью
идут в школу, ведь это перспектива новых знаний, открытий и интересных знакомств. Главное, чтобы другие дети, учителя, родители полностью осознавали, что перед ними обычный малыш, а не монстр. Обычно, узнав малыша получше, все его полюбят и примут в компанию.

Учиться бывает тяжело из-за особенностей психики, но дети все трудности переносят с обычной улыбкой на лице. Низкий уровень развития мелкой моторики может сильно осложнить ситуацию . Писать, рисовать, играть, заниматься обычными делами будет тяжело. Также трудности с концентрацией внимания часто усложняют обучение. Проблемой может стать небольшой объем кратковременной памяти . Приходится учиться в несколько раз усерднее, чтобы не отставать от остальных.

Проходит время – они учатся учится. С поддержкой учителя, родителей и класса малыш постигает даже сложные предметы. Как ни странно, таких детей привлекает
математика. У «солнечного» ребенка хорошая мотивация, сосредоточенность на предмете. Решить задачу - вот его цель. Точные науки нравятся детям, ведь в них все закономерно, ничего не нужно выдумывать.

Проблемой может стать понижение слуха. К сожалению, слух падает год от года у большинства детей с этим синдромом. Слуховой аппарат исправит ситуацию. Главное – вовремя понять, что он нужен. Дети чаще всего не понимают, что слух падает, и продолжают вести себя как обычно, пока проблема не становится вдруг очевидной для родителей. Будьте внимательны к ним.

Социальная жизнь детей с синдромом Дауна

Маленький человечек, подросток, взрослый человек с синдромом Дауна вполне может вести обычную социальную жизнь. Он посещает занятия, занимается физкультурой, у него есть свое хобби. Если родители прикладывают достаточно усилий, то у такого ребенка всего есть интересы, потребность в новых знаниях и впечатлениях. Развитие идет, пусть и по своему графику.

Такой ребенок
может закончить профессиональное училище, получить специальность. Обычно, в общении проблем нет, даже наоборот - эти ребята стремятся завязать дружбу со всеми подряд. На западе адаптация людей с синдромом Дауна очень прогрессивна. Они занимаются спортом, работают, участвуют в общественной деятельности, снимаются в кино, пишут книги.

Жизнь человека с синдромом Дауна может быть очень трагичной и сложной, если в детстве и после оставить его без должного внимания, образования, любви. Или же, наоборот, она может быть полна радости . Выбор здесь делает общество, но в первую очередь - родители.

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Независимо от формы синдрома Дауна методики занятий с детьми с синдромом Дауна строятся на основании учета закономерностей развития ребенка, особенностей развития при синдроме Дауна, а также конкретных особенностей и уровня развития конкретного малыша. Такой подход позволяет использовать разработанные методы для всех детей, индивидуально адаптируя их для каждого ребенка.

Детей с синдромом Дауна, безусловно, нельзя считать необучаемыми. Детям с синдромом Дауна свойственен специфический психомоторный профиль развития, который необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания малыша. Ниже приведены сравнительные данные развития ребенка с синдромом Дауна и среднестатистического обычно развивающегося ребенка.

Краткая сравнительная таблица развития детей с синдромом Дауна и нормативных данных (Siegfried M. Pueshel (Ed) «Down Syndrome Growing and Learning», 1990, с. 93)

Навыки Дети с синдромом Дауна, средний возраст в месяцах Средний нормативный возраст в месяцах Диапазон появления навыка в месяцах
Улыбается 2 1,5–4 1 0,5–3
Поворачивается 8 4–22 5 2–10
Сидит самостоятельно 10 6–28 7 5–9
Ползает на животе 12 7–21 8 6–11
Ползает на четвереньках 15 9–27 10 7–13
Стоит 20 11–42 11 8–16
Ходит 24 12–65 13 8–18
Говорит слова 16 9–31 10 6–14
Говорит предложения 28 18–96 21 14–32

Из приведенных в таблице данных видно, что ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков, конечно, запаздывают. Кроме того, очевидно, что широкий диапазон времени появления навыков представляет большие возможности для работы педагогов, родителей и медиков. У детей с синдромом Дауна есть сильные стороны развития, такие, как: высокие способности к подражанию, хороший уровень зрительного восприятия, эмпатия, нацеленность на социальный контакт и взаимодействие со взрослым. На эти области специалистам следует опираться в своей работе, уделяя им не меньше внимания, чем дефицитным областям развития ребенка с синдромом Дауна.

Во всем мире и у нас в стране разработаны психолого-педагогические методики стимуляции развития ребенка с учетом особенностей его развития. Существуют и методики, разработанные специально для детей с синдромом Дауна.

Развитие каждого ребенка, как и ребенка с синдромом Дауна, зависит от особенностей самого ребенка, от того, каком возрасте, когда и как организованы занятия с ним.

Как и все дети, малыши с синдромом Дауна нуждаются в любви и ласке своих близких. Безопасная среда и уход с первых дней жизни являются той базой, на которой будут строиться занятия с вашим малышом. Для раннего возраста слово «занятия» носит условный характер. Развитие ребенка и формирование навыков будут происходить во время ухода, игры, а также путем создания безопасной развивающей среды. Все условия для развития ребенка создают родители, при консультативной поддержке специалистов. В первую очередь это дефектологи/коррекционные педагоги, которые умеют работать с детьми раннего возраста. В раннем возрасте понадобится также помощь специалиста по двигательному развитию. В данном случае имеется ввиду не массаж, а гимнастика активного типа, разработанную специально для детей с синдромом Дауна. Вам помогут также, консультации логопеда, умеющего работать с детьми раннего возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном возрасте специально организованные занятия занимают все больше места в жизни ребенка и оптимальным вариантом развития ребенка является посещение детского сада. В дошкольном возрасте роль специалистов в обучении ребенка возрастает. Этими специалистами являются дефектологи, логопеды, специалисты по двигательному развитию, детские психологи.

Очень важно как можно раньше начать активное содействие развитию ребенка с синдромом Дауна и учитывать основные принципы его развития.

Нет каких-то важных и значимых отличий в общем ходе развития особого ребенка. Темп развития может быть ниже, но порядок шагов более или менее тот же.

Детям с синдромом Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений.

Процесс обучения должен идти постепенно и регулярно, его необходимо разбивать на маленькие шаги.

Роль родителей в процессе развития ребенка с синдромом Дауна очень велика, поскольку именно им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке в ходе повседневной жизни.

Для того, чтобы подрастая, малыш с синдромом Дауна постепенно готовился к самостоятельной жизни, во всем мире сейчас используется компетентностный подход к развитию ребенка, согласно которому ребенку важно не просто усваивать необходимые умения и навыки, но и постепенно учиться использовать их в самых различных социальных ситуациях, что поможет ему стать самостоятельным и успешно адаптироваться в обществе, то есть приобрести необходимые для жизни компетенции.

Консультация на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

Особенности детей с синдромом Дауна

У детей с болезнью Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, «пуговкой», нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие. Они очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, возбудимы и беспокойны.

У детей с синдромом Дауна пассивный словарь намного богаче активного, т. е., они понимают чужую речь лучше, чем сами говорят. Если ребенку дать задания, не связанные с его собственной речью, например, разложи в группы картинки мебели и посуды или покажи круг, квадрат, он легко выполнит все инструкции.

Дети – дауны эмоциональны. Они испытывают гнев, страх, радость, грусть. У некоторых детей появляются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Но большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешенны, любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься. Родителей такого ребенка интересует, следует ли учить его грамоте и счету. Принять правильное решение нелегко. Не все глубоко умственно отсталые могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребенок усваивает элементы грамоты, но эти занятия имеют чисто формальный характер. Овладев техникой чтения, ребенок-даун часто не понимает содержания прочитанного. Письмо нередко сводится к механическому копированию письменных знаков. Многие из детей не в состоянии овладеть счетом, они зазубривают таблицу умножения, не понимая смысла этих действий. Кроме того, для приобретения этих формальных знаний затрачивается очень много времени и усилий, которые могли бы с гораздо большей пользой быть потрачены на что-то другое, нужное и полезное. И родители, и воспитатели не всегда достаточно правильно понимают задачи обучения детей с синдромом Дауна..

Родители часто считают, что не следует тратить много времени на занятия физкультурой, рисованием, лепкой, драматизацией, на беседы с детьми, так как оценить результат этих занятий трудно, а проверить знание букв, чисел, чтение, письмо, счет очень просто. Это глубоко ошибочный подход к проблеме обучения. К обучению ребенка-дауна грамоте надо подходить осторожно, очень индивидуально, учитывая уровень развития ребенка , его способности. Не следует превращать эти занятия в бессмысленное, механическое зазубривание букв, чисел. Известно много случаев, когда детей годами ежедневно обучают буквам, а они так и не научаются читать. То же относится к письму и счету. Старая, традиционная, укоренившаяся практика должна быть пересмотрена и изменена с целью более реального и целесообразного решения вопроса об обучении и воспитании детей с синдромом Дауна.

Достаточно большая практика воспитания детей в специальных учреждениях и в условиях семьи показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению. Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе. Наблюдения за этими детьми, изучение их деятельности и поведения позволяют говорить о том, что при низких интеллектуальных способностях этих детей все же удается выявить у них «элементы обучаемости», то есть более сохранные компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на которые могут опираться воспитатели в процессе коррекционной работы .

Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью. В эмоциях преобладает положительный тонус. Это хорошая основа для воспитательной работы . Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослых и выполняет их в меру своих возможностей. Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с болезнью Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности. Практика семейного воспитания таких детей также доказывает их обучаемость и воспитаемость.

Обучение письму

Навыки письма рассматриваются в двух отношениях – с точки зрения речевой деятельности и с точки зрения двигательных навыков (мелкой моторики), т. е., в отношении знаний, что писать (рисовать), и в отношении умения писать на бумаге (моторные навыки).

ПРОГРАММА РИСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМУ

Перерисовать круг;

Перерисовать крест (+);

Перерисовать овал;

Нарисовать лицо;

Нарисовать квадрат;

Нарисовать человека;

Перерисовать треугольник;

Рисовать, не заходя за две ограничительные линии;

Обвести линии;

Обвести круг;

Перерисовать буквы;

Обвести имя;

Перерисовать имя;

Обвести слова;

Перерисовать слова;

Рисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);

Ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);

Ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т. е., в углах квадрата);

Ребенок соединяет 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).

Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании.

В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно. В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной. Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» - при том условии, что ребенок обводит очертания точно по шаблону.

Обучение счету

Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более трудно, чем освоение чтения, что связано с необходимостью осознания абстрактной природы числа.

I. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ЧИСЛАМ ОТ 1 ДО 5

Механический счет от 1 до 5;

Счет движущихся предметов от 1 до 5;

Счет фиксированных предметов от 1 до5;

Счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 5;

Счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от1 до5;

Механический счет путем называния чисел от 1 до 5;

Счет и определение размеров набора из 1-5 предметов;

Пересчет подмножеств набора из 1-5 предметов;

Сопоставление с числами от 1 до 5;

Выбор числа от 1 до 5;

Называние по порядку чисел от 1 до 5;

Называние в произвольном порядке чисел от 1 до 5;

Счет от 1 до 5 с указанием соответствующей карточки с числом;

Упорядочивание карточек с числами от1 до 5;

Механический счет до предъявленного числа (от 1 до 5);

Отбор карточек с числами от 1 о 5;

Отбор компонентов из карточек с числами от 1 до 5;

Отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от1 до 5;

Сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками с числами от 1 до 5.

II. СЧЕТ ОТ 1 ДО 10

Счет движущихся предметов от 1 до 10;

Счет фиксированных предметов от 1 до 10;

Счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 10;

Счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до 10;

Механический счет путем называния чисел от 1до 10;

Счет и определение предметов набора из 1-10 предметов;

Пересчет подмножеств набора из 1-10 предметов;

Сопоставление с числами от 1 до 10;

Выбор числа от 1 до 10;

Называние по порядку чисел от 1 до 10;

Называние в произвольном порядке чисел от 1 до 10;

Счет от 1 до 10 с указанием соответствующей карточки с числом;

Упорядочивание карточек с числами от 1 до 10;

Механический счет до предъявленного числа (от 1 до 10);

Отбор карточек с числами от 1 до 10;

Отбор подмножеств из карточек с числами от 1 до 10;

Отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 10;

Сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.

Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду

Ребенку с синдромом Дауна нужно прививать навыки самообслуживания – т. е., научить его есть, умываться, одеваться, раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Нужно научить ребенка самостоятельно принимать пищу.

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т. д. эти обязанности надо периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Нужно всячески поощрять стремление ребенка с синдромом Дауна правильно выполнить работу , даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.

В последнее время дети с синдромом Дауна все чаще воспитываются в условиях дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида и обучаются в общеобразовательных школах. Они требуют к себе особого внимания и заботы. Знание особенностей их личности, специфики поведения, возможностей познавательной сферы дают возможность успешного обучения и адаптации детей с синдромом Дауна.

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форм хромосомной патологии. Впервые описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями, вызванными наличием лишней хромосомы. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину от отца. У человека с синдромом Дауна лишняя 21-я хромосома, в итоге – 47. В результате наблюдаются нарушения в росте и психофизическом развитии ребёнка.

Физические особенности детей с синдромом Дауна формируются под влиянием их генетического материала. Поскольку они наследуют гены и от матери, и от отца, они до определённой степени бывают похожи на своих родителей – строением тела, цветом волос и глаз, динамикой роста (последний, правда будет замедленным). Однако из-за наличия лишней хромосомы в 21 паре – у детей с синдромом Дауна появляются такие телесные особенности, которые делают их не похожими на родителей, братьев, сестёр или детей, не имеющих хромосомных нарушений. Эта лишняя хромосома обнаруживается в клетках каждого ребенка с синдромом Дауна и у каждого из них имеются общие физические черты, они выглядят довольно похожими друг на друга. Гены дополнительной хромосомы в 21 паре ответственны за то, что в самый ранний, внутриутробный период жизни плода развитие определённых частей тела происходит измененным по сравнению с нормой образом. Однако, как именно получаются эти изменения, и каков механизм нарушения нормального хода развития генами лишней хромосомы, неизвестно. Более того, одним детям с синдромом Дауна свойственны определённые черты или состояния, а другим – нет, хотя и у тех, и у других есть лишняя хромосома. Приблизительно 40% детей с синдромом Дауна имеют врождённый порок сердца, а 60% этой проблемы не знают.

Необходимо обратить внимание и на то, что сходств у такого малыша с обычным, среднестатистическим ребёнком больше, чем различий. Голова ребёнка с синдромом Дауна меньше, чем у обычных детей. У большинства затылок несколько уплощен. Лицо младенца с синдрома Дауна кажется немного плоским, главным образом, из-за недоразвитых лицевых костей и маленького носа. Переносица обычно широкая и уплощенная. Глаза нормальной формы, глазные щели узкие и расположены косо. У внутренних уголков глаз у многих младенцев можно заменить кожные складочки. Уши маленькие и верхний край уха часто вывернут. Ушная раковина может быть несколько деформированной. Слуховые каналы узкие. Маленький рот чаще бывает открытым, а язык немного высунутым.



Шея у человека с синдромом Дауна может быть несколько шире и короче. Необычной бывает грудная клетка. Она может быть впалой (воронкообразная грудная клетка), но бывают случаи, когда грудные кости выпирают (голубиная или килевидная грудная клетка). У ребёнка с увеличенным сердцем (следствие врождённого порока) со стороны сердца грудь может выглядеть полнее. Конечности имеют нормальную форму. У многих детишек с синдромом Дауна кисти и ступни широкие и короткие. Пальцы на руках короткие; при этом часто мизинец немного загнут внутрь. Рисунок линий на подушечках пальцев также имеет ярко выраженные особенности, по которым в прошлом идентифицировали детей с синдромом Дауна. Многие дети имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию. Однако мышечный тонус и сила с возрастом заметно возрастают. Следует отметить, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты. Более того, некоторые черты со временем изменяются. Не все физические особенности отрицательно влияют на развитие и здоровье ребёнка. Например, загнутый внутрь мизинец не ограничивает функций руки, также как косо расположенные глазные щели не снижают зрения. Другие вещи, однако, такие как тяжёлый врождённый порок сердца представляют серьёзную опасность и требуют немедленного медицинского вмешательства.



Особенности психомоторного развития детей с синдромом Дауна представлены в таблице:

Данные, представленные в таблице, взяты из результатов работ по изучению моторного развития маленьких детей с синдромом Дауна.

Этапы в развитии ребёнка

В соответствии с данными современных исследований, отставание в развитии большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней степени. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления.

Затруднять их обучение могут следующие факторы:

· отставание в моторном развитии (в развитии тонкой и общей моторики);

· возможные проблемы со слухом и зрением;

· проблемы с развитием речи;

· слабая кратковременная слуховая память;

· более короткий период концентрации;

· трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

· трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

· трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Зрение. Дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению и могут использовать их для прохождения учебной программы, но многие имеют тот или иной недостаток зрения (60-70% детей). Уже в дошкольном возрасте они должны носить очки.

Слух. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень их слухового восприятия может меняться в течение дня.

Речь. Дети с синдромом Дауна имеют:

· меньший словарный запас;

· пробелы в освоении грамматических конструкций;

· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

· трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости, более слабой мускулатуры рта и языка физически затрудняют произношение слов, и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Мышление. Глубокое недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения, труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным изучение отдельных школьных предметов.

Память. Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Внимание. Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка но, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение. Характеризуется, в основном, послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Эмоции. У детей с синдромом Дауна отмечается сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, иногда привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они общаются постоянно. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Им доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из детей с синдромом Дауна наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству из них присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны.

Развитие ребенка с синдромом Дауна напрямую зависит от своевременно оказанной помощи. Ранняя комплексная помощь – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Отмечен положительный опыт пребывания в детском саду ребенка с синдромом Дауна и одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает там - это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то непосредственно в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать в их соответствии совместно. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении.

В детском саду для такого ребенка организуют индивидуальные занятия с логопедом. Во время занятий делается акцент на развитие восприятия речи и речевой активности. Для достижения результатов работы с детьми с синдромом Дауна необходимо взаимодействие персонала детского сада и родителей. Участие родителей помогает организовать домашние задания в соответствии с занятиями в детском саду. Таким образом, открытое общение ДОУ и семьи жизненно важно для оптимального развития ребёнка.

Поступив в школу, дети с синдромом Дауна погружаются в процесс развития и роста, который протекает в соответствии с их способностями.

Если ребёнок имеет возможность играть со своими ровесниками, ему будет относительно легко взаимодействовать с одноклассниками в школе.

Ответственность за то, чтобы ребёнок приспособился к новым условиям, возлагается на родителей и педагогов. Успех их усилий во многом будет зависеть от опыта приобретенного ребенком в дошкольные годы дома или в детском саду.

Многие проявления развития, которые мы ожидаем увидеть у ребёнка в дальнейшем, у ребёнка с синдромом Дауна могут и не наблюдаться, поэтому образовательная программа должна адаптироваться применительно к его способностям и особым потребностям.

Детей с синдромом Дауна школа должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, арифметике), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их выполнять работу, которая должна быть выполнена, ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос.

Очень важно, чтобы дети с синдромом Дауна оказывались в таких ситуациях, которые могут обусловить их успех. Для эффективного обучения педагогу необходимо с самого начала позитивно подходить к работе с данными детьми.

Примерные задания по рисованию и подготовке к письму:

· перерисовать круг;

· перерисовать крест (+);

· перерисовать овал;

· нарисовать лицо;

· нарисовать квадрат;

· нарисовать человека;

· перерисовать треугольник;

· рисовать, не заходя за две ограничительные линии;

· обвести линии;

· обвести круг;

· перерисовать буквы;

· обвести написанное имя;

· перерисовать написанное имя;

· обвести слова;

· перерисовать слова;

· рисовать по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);

· рисовать квадрат после того, как ребенку подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);

· рисовать квадрат после того, как педагог, взяв руку ребенка в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т.е., в углах квадрата);

· соединить 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).

Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании. В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно. В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной (от лат. capio. cepi. «принимать, воспринимать»). Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» – при том условии, что ребенок обводит очертания точно по шаблону. Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна происходит труднее, чем освоение чтения, что связано с абстрактной природой числа.

Примерные задания по обучению счету от 1 до 5:

· механический счет от 1 до 5;

· счет движущихся предметов от 1 до 5;

· счет фиксированных предметов от 1 до5;

· счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 5;

· счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от1 до5;

· механический счет путем называния чисел от 1 до 5;

· счет и определение размеров набора из 1-5 предметов;

· пересчет подмножеств набора из 1-5 предметов;

· сопоставление с числами от 1 до 5;

· выбор числа от 1 до 5;

· называние по порядку чисел от 1 до 5;

· называние в произвольном порядке чисел от 1 до 5;

· счет от 1 до 5 с указанием соответствующей карточки с числом;

· упорядочивание карточек с числами от1 до 5;

· механический счет до предъявленного числа (от 1 до 5);

· отбор карточек с числами от 1 о 5;

· отбор компонентов из карточек с числами от 1 до 5;

· отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от1 до 5;

· сопоставление множеств (наборов) предметов с числами на карточках от 1 до 5.

Счет от 0 до 10:

· счет движущихся предметов от 1 до 10;

· счет фиксированных предметов от 1 до 10;

· счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 10;

· счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до 10;

· механический счет путем называния чисел от 1до 10;

· счет и определение предметов набора из 1-10 предметов;

· пересчет подмножеств набора из 1-10 предметов;

· сопоставление с числами от 1 до 10;

· выбор числа от 1 до 10;

· называние по порядку чисел от 1 до 10;

· называние в произвольном порядке чисел от 1 до 10;

· счет от 1 до 10 с указанием соответствующей карточки с числом;

· упорядочивание карточек с числами от 1 до 10;

· механический счет до предъявленного числа (от 1 до 10);

· отбор карточек с числами от 1 до 10;

· отбор подмножеств из карточек с числами от 1 до 10;

· отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 10;

· сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.

Даже после того, как ребёнок с синдромом Дауна начинает ходить в школу, у него остается время для общения с другими людьми, для занятий домашними делами. Он может выполнять достаточное количество самых разных повседневных дел. Дома формируются и навыки самообслуживания – во время одевания и раздевания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам: чистить зубы, мыть руки, ухаживать за волосами, обувью и одеждой. Ребёнок с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время. Дома формируется еще один навык – это развитие самостоятельности. Необходимы создавать такие условия, в которых при решении проблемы ребенок с синдромом Дауна не будет испытывать особых трудностей, и сможет самостоятельно успешно справиться. Однако это не значит, что он никогда не должен сталкиваться с проблемными жизненными ситуациями и обстоятельствами. Ребенок должен знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми. Он должен уметь проводить время в одиночестве. Ребенку следует научиться занимать себя, для этого он должен иметь подходящие игрушки и материалы. Большое удовольствие ребенок с синдромом Дауна получает от игр со сверстниками, которые можно организовать дома. Движения под музыку помогают в развитии навыков общей моторики ребенка, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более точными и плавными. Посещение театров, музеев также дарят детям положительные эмоции. Занятия спортом способствуют разностороннему развитию ребёнка, укрепляют его физическое здоровье.

Целенаправленная система социально - педагогических мероприя тий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень его развития, способствует социальной активности. Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Литература:

1. Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле-М.: Монолит, 2004, – 32 с.

2. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. Т.П. Медведева – М.: Монолит, 2007. – 208 с.

3. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.

4. Хрестоматия для родителей. Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» за 1997-2008 гг.Издание 2-е, переработанное и дополненное. Составители: П.Л. Жиянова, Н.С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008 – 208 с.

5. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.

6. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.

7. Семейно-центрированная модель ранней помощи. П.Л. Жиянова. – М.: Монолит, 2006. – 288 с.

8. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с.

9. Опыт работы интегративного детского сада. / Составители В.В.Алексеева, И.В. Сошина. – М.:Теревинф, 2004. – 184 с.

Е. А. Терещенко, учитель-дефектолог

первой квалификационной категории