Скачки настроения у детей. Резкие перепады настроения: причины и лечение. «Острые» возрастные периоды

Настроение ребенка этого возраста часто сродни катанию на качелях: он то поднимается на высоту неописуемой радости, то опускается до жгучей тоски или ярости.

Причины перепадов настроения

Причина резких перепадов настроения у ребенка заключается в том, что ваше дитя находится между двумя жизненными этапами: беспомощного младенчества и относительной самостоятельности следующего периода детства. У него развиваются навыки общения, двигательные навыки, растет ощущение своей индивидуальности отдельно от родителей и расширяется понимание окружающего мира. Но способности малыша еще очень ограничены, и именно этими ограничениями вызваны перепады настроения у ребенка.

Например, по той причине, что чувство времени у вашего ребенка все еще ограничено настоящим, когда вы говорите ему, что он не может получить что-то именно сейчас, вы как будто утверждаете, что он не получит этого никогда. Это может очень сильно расстроить его. (Представьте такую ситуацию: кто-то сказал вам, что вы больше никогда в жизни не получите ни одного кусочка шоколада... или никогда больше не увидите никакого фильма... или никогда больше не встретитесь с лучшим другом. Вы бы тоже крайне огорчились!)

У 2-летнего малыша еще не полностью сформировалось и понимание последовательности, поэтому, когда вы пристегиваете его ремнем безопасности в машине, собираясь отвезти его в парк, он может разозлиться на такое ограничение его движений, забывая, что это всего лишь очередной необходимый шаг на пути к приятному времяпрепровождению.

С чем связаны перепады настроения у ребенка?

В результате исследования, проведенного с участием 140 детей в возрасте от года до трех, были изучены огорчения у детей, связанные с подобного рода ограничениями. Детишкам, находившимся в игровой комнате с мамами, женщина показывала шоколадный батончик или подарок. Затем она говорила, что выйдет на несколько минут и даст это обещанное, когда вернется. Убирала этот предмет подальше, вне досягаемости детей, и выходила из комнаты на 6 минут.

Как и ожидалось, большинство малышей огорчалось, но проходило это огорчение у всех по-разному, в зависимости от возраста. Самые младшие быстро забывали о желаемом предмете. Самые старшие были способны использовать свои умственные и речевые способности, чтобы скрасить свое ожидание; некоторые из них говорили: «Ладно, когда она вернется, я получу этот подарок и разверну его».

Что же касается 2-летних ребятишек, память которых уже достаточно развита, чтобы не забыть о подарке или конфете, однако уровень развития рассудительности и речевых навыков еще недостаточен, чтобы понять, что в конце концов они получат свое угощение, то они долго не могли успокоиться.

Добрый день! Моей дочери 15 лет. Живем мы с ней вдвоем. Последнее время меня беспокоит её плаксивось и резкие перепады настроения. Она может плакать практически беспричинно (если не считать её полноту или то, что в классе у неё нет подруг и т.д.) и вскоре смеяться над этим. Она сама устала от этих перепадов, но сделать ничего не может. Контролировать себя у неё не получается. Я пытаюсь убедить её в том, что всё это подростковый возраст, что это всё временно и что это надо просто пережить. Права ли я? Может быть нужны более кардинальные меры, посещение психолога, например? Спасибо.

Елена, Ессентуки, Россия, 43 года

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Елена.

Перепады настроения, странное поведение - все это может быть и нормой для подросткового возраста, своеобразной реакцией на какую-либо кризисную ситуацию в жизни подростка, а, возможно, признаком возникшей проблемы, например, депрессии или состояния тревоги. Первое, что необходимо сделать - это начать говорить с ребенком. Только помните, что он уже не малыш, а взрослый человек, который имеет право на свое мнение и который пытается самостоятельно найти выход из своей проблемы. В беседе избегайте категоричных формулировок и не давите на ребенка. Возможно, что только постепенно он раскроет Вам свои тайны и проблемы. Если перепады настроения не слишком часты, нормализовать психо-эмоциональное состояние подростку помогут травяные успокаивающие чаи, хвойные ванны, а также прием препарата Тенотен детский - этот успокаивающее лекарственное средство, специально разработанное для снятия нервного напряжения и коррекции поведения детей, не вызывает дневной сонливости, привыкания. Если же резкие перепады настроения повторяются часто, стоит обратиться за помощью к психологу.

С уважением, Макаров Виктор Викторович.

Для подростка очень сложно перенести расстройство настроения, особенно, с учетом того, что в их возрасте такие перепады настроения –проблема в них самих. Поэтому, если регулярная нестабильность настроения перерастает в расстройство настроения, ваш подросток может чувствовать безвыходность и это выражается в его невероятном раздражении и злости. Расстройство настроения – это серьезное состояние, которое может ухудшаться, если им пренебречь. Однако, как родителю, вам очень важно не паниковать и не реагировать слишком негативно. Вместо этого следует поискать способы справиться с расстройством настроения у подростка. Прочтите предложенные нами полезные методы ниже.

Шаги

Помогаем подростку справиться физически

  1. Поощряйте занятия вашего тинейджера физической активностью. Физическая активность – очень важный момент при борьбе с расстройством настроения, так как помогает сбалансировать гормоны вашего ребенка.

    • Физические упражнения позволяют телу высвобождать больше гормонов радости, например, допамин и эндорфин. Эти гормоны обеспечивают приподнятое состояние, то есть, ваш ребенок будет чувствовать себя счастливым и энергичным.
    • Более того, расстройство настроения часто провоцируются слабой конституцией, особенно в подростковом возрасте, поэтому достаточные физические нагрузки помогут в решении этой проблемы.
  2. Подыщите для вашего подростка расслабляющие техники. Расслабляющие техники – это еще один важный момент в борьбе с расстройством настроения. Расслабляющие техники, такие как йога и медитация, помогают снизить уровень волнения в людях всех возрастов, включая подростков.

    • Такие занятия нормализируют ритм сердца и дыхание, что очень важно, потому что разум и тело взаимосвязаны и физические реакции, как учащенное сердцебиение или тяжелое дыхание могут увеличить уровень тревожности.
    • Подростки могут быть иногда настроены довольно негативно против расслабляющих техник, поэтому постарайтесь попрактиковаться с ними вместе. Это может также стать хорошим способом сближения вас и вашего подростка.
  3. Помогите вашему подростку придерживаться здоровой сбалансированной диеты. Сбалансированная диета не вылечит расстройства настроения вашего подростка, но она даст ему больше энергии, позволив лучше сконцентрироваться на учебе и лучше чувствовать себя физически.

    • Убедитесь, что ваш ребенок ест трижды в день здоровую пищу, которая включает в себя баланс злаковых, фруктов, овощей и здоровых протеинов. Не позволяйте подростку пропускать завтрак – это действительно самый важный прием пищи за день, так как он дает начальный толчок обмену веществ и наполняет подростка энергией на весь день.
    • Ограничьте количество фаст-фуда, который употребляет ваш подросток. Излишнее увлечение фаст-фудом приведет к набору веса, что может ухудшить проблемы с конституцией тела, особенно у девочек-подростков. В фаст-фуде также нет важных витаминов и минералов, что сделает вашего ребенка более чувствительным к другим проблемам со здоровьем.
  4. Поговорите с ребенком об опасностях наркотиков и алкоголя. Очень важно дать подростку знания об опасности, которую представляют наркотики и алкоголь. Эти вещества оказывают еще больший эффект на людей с расстройствами и могут усугубить маниакальные или депрессивные моменты.

    • Например, алкоголь – это депрессант. Он может с легкостью запустить депрессивный настрой у подростка, страдающего от расстройства настроения. Стимулирующие наркотики, как кокаин, с другой стороны, могут пробуждать маниакальные наклонности в некоторых людях.
    • Конечно, невозможно контролировать вашего подростка все время и ему это вряд ли понравится. Поэтому важно, чтобы вы могли просто и спокойно обозначить правила, касающиеся наркотиков и алкоголя своему подростку, потом предоставьте ему личное пространство и доверяйте в том, что он примет правильное решение.
  5. Убедитесь, что подросток достаточно спит. Хорошо высыпаться абсолютно необходимо для тинейджеров, страдающих от расстройства настроения, чтобы сохранять эмоциональную устойчивость. Подросткам необходимо спать хотя бы по 8 часов в день, а также вставать и ложиться в одно и то же время ежедневно.

    • Это может быть сложно для подростков, которые привыкли не спать допоздна, лазить по интернету или общаться с друзьями по телефону. Скорее всего, вам придется установить время отхода ко сну или убрать из комнаты вашего подростка такие отвлекающие предметы, как телевизор или компьютер.
    • Также убедитесь, что атмосфера в комнате вашего подростка способствует хорошему сну – там должно быть темно и тихо, а еще необходима комфортная прохладная температура.

    Справляемся эмоционально

    1. Решайте конфликты спокойно. Это не всегда легко, но если вы хотите построить здоровые отношения со своим ребенком, вам стоит принимать его и решать конфликты без истерик. Попробуйте выслушать вашего подростка и откройтесь его или ее проблемам и заботам – последнее, чего вы хотите, это чтобы ваш ребенок полностью от вас отгородился.

      • Например, если вы хотите узнать, прогуливает ли ваш ребенок уроки, крик и наказания в этом совершенно не помогут, а только испортят ваши отношения, ведь естественная реакция человека, когда на него кричат, – это кричать в ответ или просто уйти в сторону.
      • Поэтому, вместо такой негативной реакции вы можете сходить на прогулку с вашим ребенком, и, оставшись вдвоем, в спокойной манере обсудить все необходимое. Не задавайте вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», а постарайтесь сосредоточиться на тех, которые подразумевают более глубокий уровень общения.
    2. Поощряйте и награждайте вашего ребенка за хорошее поведение. С другой стороны, когда ваш подросток делает что-нибудь положительное, приложите все усилия, чтобы отметить это и покажите, как вы горды. Например, если ваш ребенок решил сделать добровольную работу или получил хорошую оценку, не забудьте придумать какую-то награду за это.

      • Вам может казаться, что ваш ребенок знает о ваших чувствах, но ему все равно нужно слышать о них от вас – это значительно снижает уровень тревожности, помогая подростку понять, что вы любите и заботитесь о нем или ней.
      • Помните, что подросткам нужна похвала – даже несмотря на то, что в этом возрасте они стараются достичь независимости, вы все равно остаетесь значительной частью их жизни и, если вы не принимаете их такими, какими они есть, они не будут делать этого в ответ.
      • Даже несмотря на то, что подростки редко будут признавать это, родители – это все равно пример для подражания и люди, которые являются для них авторитетом, поэтому вам стоит соответствовать этой роли.
    3. Поощряйте общение вашего ребенка. Изоляция только усугубит расстройство настроения вашего подростка, так как чувство одиночества усиливается. Таким образом, вам стоит поощрять встречи вашего ребенка с друзьями, с новыми людьми и социальную активность в группах.

      • Предложите вашему подростку и его друзьям сходить в какое-то интересное место, например, в кино, в боулинг или на концерт живой музыки. Таким образом, ваш подросток хорошо проведет время, а вы можете наблюдать за ним, чтобы увидеть, как он общается в группе.
      • Вам также стоит предложить подростку стать членом школьной спортивной команды или какого-нибудь кружка – то есть, того места, где он сможет почувствовать себя частью группы. Это поможет ему не засиживаться дома и отвлечет от проблем.
    4. Станьте членом группы поддержки. Иметь дело с подростком, который страдает расстройством настроения, может истощать эмоционально. Однако важно, чтобы вы не позволяли этому взять верх над вашей жизнью. Подумайте о том, чтобы стать членом группы поддержки для семей с проблемными подростками – эти люди поймут, через что вы сейчас проходите, и смогут предложить вам совет или поддержку.

      • Совершенно нормально испытывать такие чувства, как отчаяние, злость, уныние или беспомощность. Когда вы поговорите обо всем этом с тем, кому вы доверяете, например, с близким членом семьи или с другом, вам станет легче.
      • Еще подумайте о том, чтоб самому сходить к психологу, если вы чувствуете, что больше не выдерживаете. Это может даже помочь лучше понимать своего ребенка и то, через что он или она сейчас проходит.

    Ищем лечение для вашего подростка

    1. Поймите, что подросткам с расстройством настроения понадобится лечение. Если вы действительно хотите справиться с расстройством настроения вашего подростка эффективно и позитивно, вам стоит отправить его или ее к психологу. Это не свидетельствует о том, что ваш ребенок сумасшедший, это говорит о том, что расстройство настроения может усугубиться, если им не заниматься.

      • Профессиональный психотерапевт обладает опытом и сможет провести необходимую диагностику, чтобы действительно понять вашего подростка и добраться до корней расстройства его настроения. Ваш психолог поможет вам лучше понять ситуацию и, таким образом, эффективнее ее разрешить.
      • Психотерапевт – это не тот, кто скажет вам и вашему ребенку, что делать, но, скорее, поможет увидеть другую перспективу и научит, как справляться с беспокойством, стрессом и негативным отношением таким образом, чтобы сплотить вас и сделать вас более сильными личностями в то же время.
      • Медикаменты – это существенная часть лечения многих расстройств настроения, особенно таких заболеваний, как биполярность или депрессия. Поэтому очень важно, чтобы ваш подросток придерживался графика приема медикаментов.
        • Прием медикаментов длительно и регулярно – это большая ответственность для подростка, поэтому вам следует проконтролировать график приема препаратов. Однако вам стоит позаботиться о том, чтобы ваш подросток не думал, что вы постоянно надоедаете или не доверяете ему – дайте ему возможность доказать, что он может быть ответственным.
        • Следите за тем, не появляются ли негативные симптомы, вызванные прописанными препаратами, и попросите подростка рассказывать все доктору, если он чувствует себя плохо. Доктор сможет уменьшить или увеличить дозу, помочь справиться с побочными эффектами.

    Источники

    • Weiner, I., Craighead, W., The Corsini Encyclopedia of Psychology. 2010.
    • Andrews, L., Evans, D., If Your Adolescent Has Depression Or Bipolar Disorder. 2005
    • Kowatch, R., Fritad, M., Birmaher, B., Treatment Guidelines for Children and Adolescents With Bipolar Disorder. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. Volume 44, Issue 3 . 2005

Английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признакиКаждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Алена спрашивает:

Добрый день! Помогите пожалуйста советом, уже не знаю как себя вести, моему сынуле 2,4 года, последние 3 месяца очень изменился, стал драться, кричать, не реагировать на замечания и просьбы, может это банально, но я уже не знаю как его утихомирить. Сначала пыталась спокойно ему объяснять что-то, говорить что так не хорошо и т.д., но это не помогло, потом могла крикнуть на него и хлопнуть по попе, ставлю в угол. Такой метод тоже не действует. Вот сегодня ситуация, вышли на улицу, сразу побежал к качели, перед тем как посадить я его предупредила, что долго кататься на ней нельзя потому что она холодная, когда я начала ему говорить, что нужно вставать, а то замерзнешь, началась истерика, начал толкаться ногами, кричать и т.д. пыталась отвлечь на птичек, на деток... в результате проплакал минут 10-15. Я просто не знала куда себя деть и как себя вести!

Здравствуйте, Алена!
Возраст Вашего ребенка является особенно значимым для формирования детского "Я". Оно должно освободиться от поддержки, которое ему оказывало "Я" матери, чтобы отделиться от матери и воспринимать себя не как мамину часть, а как отдельного человека, отдельное "Я". То есть сейчас формируется самостоятельность Вашего ребенка(если сформируется неправильно, то это будет пассивность, инфантильность). Поэтому вам нужно научиться как бы "отпускать" ребенка, т.е. позволять ему уже чуть больше, но в пределах разумного. Например, с той же качелей - он подсознательно отстаивает свое "Я", требуя права самому решить сколько ему кататься, а Ваши логичные доводы ему еще не понятны, поэтому не боритесь с ребенком, а лучше возьмите что-то подстелить чтоб ему было не холодно. Ни в коем случае не бейте ребенка, а научитесь договариваться и все же переключать. Если на птичек и деток не получается, то придумайте что-то пооригинальней - "давай поищем качелю получше, я знаю где она есть" или "у меня в кулачке есть что-то для тебя(какая-нибудь печенюшка или другая мелочь), но ты должен взять это сам, встав с качели"- Вы, как мама, лучше всех знаете своего ребенка и можете придумать для него что-то особенное. И еще, Вам нужно знать, что в этом возрасте проявляется двойственное отношение к маме - очень сильно люблю, но появляется агрессия (чтобы помочь отделиться его "Я")к маме(может кусать, бить, "ругать"). Нужно спокойно объяснить ребенку, что мы все можем злиться, но нельзя делать больно живому, а позлиться можно разорвав старую газету, поколотив пустую картонную коробку и т.д. И еще попутно - не предъявляйте очень строгих правил по поводу опрятности (сесть вовремя на горшок, не пролить ничего на себя и т.д.). Всему свое время - дайте ребенку право "дозреть" до такого самоконтроля. Пусть он знает, что у него есть право на ошибку.