Список для создания шарнирной куклы. Мастер-класс по созданию шарнирной куклы. Вариант с перетянутой мягкой бусиной

Ну начнем. Часть первая, для меня самая неинтересная и даже нудная… но без неё не обойтись.

Сначала нужно сделать чертеж.Или взять любой готовый из интернета… типа этого.Но мне кажется что лучше нарисовать самим… так ваша кукла будет непохожей не других, со своей авторской индивидуальностью.Продумать какой вы хотите видеть готовую куколку… толстенькой… худенькой… какого возраста.

Для работы я использую в этот раз фимо пуппен миниатюра.Как всегда пищевая фольга и несколько инструментов, которые облегчают работу.

Делаем заготовки из фольги, время от времени прикладываем их к чертежу…

Придерживаемся размера и формы.

Облепляем тонким слоем пластики.Примерно 1мм-1,5мм.Изгибаем уже облепленые заготовки в нужном направлении и запекаем в духовке при температуре указаной на пачке пластики, которую будете использовать. Ставим в холодную духовку на 15-20 минут.Продолжение следует…

Если есть какие-то сильно выпуклые бугры, то нужно поправить с помочью наждачной бумаги или есть такие губки для полировки ногтей, чтоб ничего сильно не выступало.Тереть не до фанатизма, а просто немного сгладить.

Далее начинается интересное….но сложное.Запасаемся анатомическим атласом и изучаем где расположены какие мышцы.Прекрасный вариант -посмотреть на себя в зеркало другими глазами…… замечательными объектами для этого дела также являются дети.Для моей дочери уже не будет сюрпризом если я ни с того — ни с сего скажу «покажи колени» или «покажи лопатки».Она мне их с удовольствием продемонстрирует, а потом еще будет гордиться, что принимала участие в создании новой куклы))).Ближе к делу.
Я всегда начинаю лепить с туловища.Первый раз я лепила с головы и ошиблась с размером….она оказалась слишком мала.К тому же черты лица будет легче подобрать если тело уже есть(это для меня так).Вобщем начинаем сверху вних держась руками за уже запеченый пластик.Свежий пластик (уже вылепленые детали)стараемся не трогать.Внимание!!! Лепим только перед туловища.Заднюю часть не трогаем вообще.И таким образом глядя на себя, детей, атлас пытаемся повторить.Это как бы трехмерное срисовывание.
Добавляем шею

Добавляем мелкие детали и грудь

И так постепенно спускамся спускаемся…

и запекаем опять 15-20 минут.Ставим в холодную духовку.Я это уточняю затем, что в горячую -это будет совсем другое время.Остужаем.

Так дальше… хорошенько трём наждачной бумагой, убирая все неровности (трем только перед-то что делали последним)Трем на совесть.Сначала крупной, потом помельче.

Теперь перевовачиваем и производим теже действия с другой стороной.При этом держа за запеченую часть.

Запекаем, остужаем, трём.Стараемся соблюдать симетрию.У меня симетрии пока нет, но сейчас главное сделать основное, а потом можно доработать.
Из палочек делаем ножки...(извиняюсь за фон… это мой рабочий листочек, на котором я запекаю части)

запекаем, трем… после запекания можно будет подправить симетрию… где-то долепить… где-то срезать
Следующий этап… и пусть не дрогнет рука)) разрезаем тушку

Вытаскиваем всю фольгу, помогая себе при этом пинцетом и другими поручными инструментами.

Немного скругляем края нижней части и отрезаем толщину верхней части

должно получиться примерно так, чтобы верх немного надевался на низ

долеплеваем округлость у низа и наращиваем грудь

Такую модель груди я пробую делать первый раз, на каждой кукле пробую что-нибудь новое(шарниры, тип фигуры и т.д.)А то неинрересно делать одно и тоже.

Вспоминаем детство и катаем шарики

запекаем, трем немного… чтоб каждый раз на повторяться-уточню… запекаем каждый раз 15-20 минут НЕ БОЛЬШЕ!!! в холодную духовку.И только когда уже все будет готово, последний раз запекаем 30 минут по инструкции.Объясняю… если запекать дольше, то потом наждачкой тереть будет трудно.
вырезаем отверстия под бедреные шарниры, примеряя шарики.

И традиционо запекаем.Лучше запекать не по такой схеме, а копить несколько деталей чтоб запечь одновременно (для экономии электричества)
На данный момент мы имеем вот это.

так как я планирую не анарексичку, наращиваем на ножки мяско…

почему-то упустила момент, когда нужно прилепить шарики к ногам

также поступаем и с руками… из палочек делаем подобие рук и прилепляем шарики, в туловище делаем отверстия под них.

Продолжение завтра…
Вырезаем внутриности, оставляя тоненькую стеночку.Несмотря на то что она тоненькая… все равно крепкая.

Доделываем ручки, прилепляем шарики к нижней части и вырезаем верхнюю до тонкой стеночки, как у ножек.

делаем заготовки для ладоней и стоп

Ну вот… продолжим… не успела вчера выложить, но это не значит что работа стояла)))
У нас готовы коленые шарниры.О том как их делать… лепите примерно такую форму
Вид спереди

Вид сбоку

примеряете к ногам… и долго и усердно трете и долеплеваете подгоняя и примеряя… иначе я этот процесс не могу объяснить.Для первого раза лучше делать шарниры попроще например как у «Ксюши»(топик про нее в моем профиле)Два шарика(опять же хорошо подогнаные) и серединка между ними как бы продолжение ноги.Вот шарниры которые я делаю в этот раз в работе

еще у нас появились ножки(стопу сделала каблучную, так как собираюсь делать ей туфельки или босоножки на каблуках)

и ручки

теперь займемся технической частью… сверлим, прорезаем отверстия и делаем S-образные крючки

Вот и пробная сборка

Не хочу вас пугать, но это только половина работы))))
Теперь снова все разбираем и трем до посинения, придирчиво рассматривая и выискивая косяки.Сначала шкуркой покрупнее, потом помельче.
Собираем снова.Если добавить на локтевые шарниры вот такие чашечки…

то подвижность рук увеличивается вдвое

крутим, вертим, смотрим все ли хорошо работает…

начинаем делать голову

А дальше я так увлеклась… что забыла сфотогафировать промежуточный процесс, поэтому описываю словами.
Вырезаем в заготовке головы два круглых отверстия, вставляем туда заранее приготовленые глазки, залепляем изнутри пластикой(на первом фото видно)и начинаем делать лицо.Когда закончили, осторожно вынимаем глазки изнутри(если глазки задуманы невставные, то этот пункт пропустить).

здесь уже есть все кроме глаз
Затем тонируем тело и лицо(по желанию)

фото со вспышкой, на самом деле она не такая блестящая, скорее блеск как у здоровой человеческой кожи… завтра при дневном свете еще пофотографирую.Глазки еще в процессе.Видимо завтра поставлю и закончу мастер -класс.
Так вот глазки.На певой фото видно какие они первоночально.Затем углубление красим в нужный цет, рисуем зрачек и покрываем в несколько слоев лаком, чтоб сверху была полусфера.
вот они в невысохшем виде

вот высохшие

в голове у нас приготовлены вот такие углубления для глаз

глаза вставляем

залепляем кусочком сырой пластики

и вуаля.....))) они на нас уже смотрят…

вот такие у нас ручки

и ножки

в целом

Ну вот и закончился наш мастер класс… получилось за 10 дней.Благодарю за внимание.Желаю всем творческих успехов и надеюсь увидеть ваши топики, с вашими шарнирными куклами (надеюсь аппетит я вам нагуляла).Ну а теперь кто куда, а мы подбирать образ, делать топик о самой куколке и готовиться к шопику)).Удачи всем!

Интерес к бжд-куклам, ставший по-настоящему интернациональным, преодолевает географические и расовые предрассудки и становится общей культурой для азиатских и европейских народов. Для тех, кто еще не знает, что такое bjd-куклы, попробуем рассказать.

Что это за куколка?

BJD (ball jointed doll), в переводе с английского, представляет собой куклу на шариковых шарнирах. Благодаря находящимся внутри соединениям, такие куклы могут принимать любую позу, похожую на человеческую. Обычно в качестве соединения используется резиновый шнур, жгут или пружина.

Первыми производителями, которые стали распространять шарнирные куклы, были Япония, Южная Корея и Китай.

Однако сегодня за ними вдогонку устремились Европа и Америка, выпускающие своих питомцев. В России этот вид кукол стал известен под названием БЖД.

Классические шарнирные куклы обладают следующими характеристиками:

  1. Части тела у них полые и стянуты с помощью соединений;
  2. Затылочную часть при необходимости можно снять, так как она крепится на специальных фиксаторах или магнитах;
  3. Глаза можно снять: они прикрепляются пластичным материалом, по своим качествам напоминающим пластилин;
  4. Парики тоже снимаются;
  5. Делают кукол из полиуретана, фарфора (преимущественно авторские) или быстро застывающего пластика.

Однако далеко не все шарнирные куклы можно назвать куклами BJD. Именно поэтому для них принят отдельный термин.

Куклу можно заказать в разобранном виде и собирать самому, а можно и в готовом виде. Концепция производства предполагает и специальный пошив одежды для кукол, в том числе и по заказу владельца.

Если вы решили купить шарнирные куклы, неплохо будет определиться с их размерами. Существует несколько стандартов:

  1. Tiny – 25-30 см
  2. MSD – 38-45 см
  3. SD – 50-68 см
  4. 70+ см.

Также можно выбрать цвет кожи куклы. Стандартными выпускаются белый, розоватый, телесный, имитирующий загорелую кожу. Для нестандартных моделей за отдельную плату вам могут сделать куклу с серой или голубой кожей.

Как купить бжд-dolls?

Как правило, купить качественную куклу можно за 150-2000 долларов. Самыми дорогими фирмами считаются:

  1. soom,
  2. iplehouse,
  3. ringdoll,
  4. souldoll,
  5. volks.

Распаковка на видео

Однако можно подобрать и бюджетные варианты в несколько тысяч рублей.

Купить шарнирные куклы можно под заказ. При оформлении покупки учитывайте следующие факторы:

  • — купить bjd-dolls не всегда можно в готовом виде (как правило, об этом производители или продавцы уточняют на сайте). Если куклу нужно изготовить, этот процесс потребует от 1 до 3 месяцев;
  • — цена на сайте, где вы хотите купить bjd-dolls, может не включать в себя одежду и парик, так что этот факт тоже необходимо уточнить. Платье для куклы и аксессуары, как и доставка, оплачиваются отдельно;
  • — типажи кукол могут распределяться соответственно их росту (чем выше кукла, тем старше персонаж), однако этот принцип действует не во всех случаях (заранее определитесь, какую bjd-doll вы хотите купить);
  • — решите, кому вы хотите купить куклу. Шарнирные куклы – дорогой подарок, и делаются они в основном для взрослых коллекционеров. Если вы хотите купить куклу ребенку, убедитесь, что он оценит ваш подарок. Есть смысл приобретать, если подросток имеет творческие способности к фотографии, рисованию, сочинению историй, моделированию одежды. В этом случае шарнирные куклы помогут ему самореализоваться. Помните: БЖД не предназначены для обычных детских игр: за ними нужен тщательный уход. Коллекционеры приобретают их для того, чтобы делать яркие впечатляющие фото, сопровождающиеся историями о судьбе данного персонажа. БЖД – целая интернациональная культура, в основе которой лежат талант и мастерство авторов и исполнителей.

Как правильно ухаживать?

Куклы требуют особого ухода. Если вы решили купить ее ребенку, убедитесь в том, что он будет содержать подарок в нужных условиях.

Чаще всего кукол покупают с белым цветом кожи. Не нужно рассчитывать, что в этом цвете кукла сохранится долгое время: под воздействием ультрафиолета (солнечных лучей) пластик имеет свойство менять цвет и приобретать зеленоватый оттенок. Чтобы изменения произошли как можно позже, следуйте таким правилам:

  1. Держите bjd-doll в тени, в шкафу или коробке, куда не попадают солнечные лучи, конечно, когда вы не играете с куклой или не фотографируете ее.
  2. Если кукла часто находится под воздействием солнечных лучей, ее нужно обработать специальным аэрозольным лаком. Однако достать его очень трудно, поэтому лучше вообще не выставлять своего любимца на солнце.
  3. Если бжд-кукла не держит позу, а вам это крайне необходимо в течение длительного времени, ее нужно проклеить в местах соединений.

Для этого бжд-куклу необходимо разобрать на составляющие части. Для проклейки возьмем обычный прозрачный строительный клей, а наносить его будем термо-пистолетом следующем порядке:

  1. Пистолет прогреваем и заряжаем его клеем. Клеить лучше в защитных перчатках.
  2. Берем одну часть и смазываем клеем шарнироприемник. Так поступаем со всеми частями.
  3. Дожидаемся, пока остынет клей, а затем вкладываем части с шарнирами. Будьте очень осторожны!

Как ее сделать своими руками?

Если вы думаете, что сделать шарнирные куклы своими руками невозможно, то ошибаетесь. Конечно, они не будут столь идеальны, как фабричные или авторские (их исполняют профессионалы своего дела), но попробовать можно.

БЖД-кукла изнутри

Чтобы сделать bjd-doll своими руками, для начала представим конструкцию БЖД-куклы. На картинки видно, какие части сочленяются и перетягиваются резиновыми жгутами (фото 1).

Жгут, поддерживающий руки, проходит через грудь. Каждая нога имеет собственный жгут. Проходящий сквозь тело от шеи. На запястьях, шее и лодыжках жгуты подвешены на S-образный крючок. Кукла не будет стоять ровно самостоятельно, если она плохо сбалансирована. В этом и состоит главный секрет перетяжки.

Итак, приступим.

Шаг 1

Первое, что нам нужно при создании куклы, — это план, где будет учитываться баланс каждой части. Для начала рисуем контуры куклы.

Для вырезания частей тела понадобится пенополистирол. Из общей массы материала необходимо вырезать части тела так, чтобы они были приблизительно на 10 мм меньше, чем конечный результат. Это будет ядро куклы. Части, которые не нуждаются в ядре, — кисти рук и ног и шея. Отмечаем верх и низ куклы, а также положение лица (см. фото 2).

Шаг 2

Далее формируем пасту из опилок и химической массы. Если химическую массу достать не получается, можно приготовить глинистое тесто из крахмала. Когда паста будет готова, разложите ее по всей поверхности куклы, кроме тех частей, где будут сочленения, и дайте высохнуть. Сделайте соответствующие отметки, как на пенополистироле (см. фото 3).

Шаг 3

Теперь моделирует нашу bjd-doll своими руками. Смешиваем опилки и stoneclay (разновидность пластика, затвердевающего на воздухе) до однородной массы и наносим на ту часть, где располагаются опилки с тестом. Все отметки при моделировании делаем только цветными мелками или карандашами, так как чернила сильно воздействуют на материал.

Из массы с опилками вырежем ладонь и сделаем в ней 5 отверстий для пальцев. Основу для кисти рук врезаем из нержавеющей стали в виде тонких палочек и продеваем их в отверстия. Пальцы можно согнуть в нужной вам форме. Чтобы пальцы держались, их можно закрепить на эпоксидную смолу (см.фото 4).

Шаг 4

Теперь устанавливаем глаза. Разрезаем голову на две половины. Долотом проделываем отверстия нужной формы. С помощью твердеющей массы с опилками закрепляем изнутри глаза. Складываем две половинки головы и скрепляем их с помощью stoneclay (см.фото 5).

Шаг 5

Шею для bjd-doll тоже можно сделать из пенополистирола своими руками. Когда лицо прорисовано, делаем уши из stoneclay. Затем освобождаем проймы и вставляем голову в верхнюю пройму: устанавливаем баланс (см.фото 6).

Шаг 6

Подготовленные кисти рук опускаем в клейкое тесто с опилками и формируем пальцы и ладони. Затем, когда высохнут, наносим твердеющую массу. Руки в локтях разрезаем, из плечевых суставов вырезаем шарики и вставляем их в локтевые суставы. В запястьях шарики прикрепите эпоксидной смолой. Зашкурьте все детали, чтобы они стали гладкими (см.фото 7).

Шаг 7

Точно так же из клейкой массы формируем ступни ног, покрываем stoneclay и вклеиваем шарики с помощью эпоксидной смолы.

Затем вклеиваем шарики в коленные суставы. Чтобы шарик закрепился дополнительно воспользуйтесь полиэтиленом. Также поступаем и с суставами бедра.

Устройство кукольных шарнирных соединений

Различные производители используют разные типы шарнирных соединений
Некоторое типы шарниров дают большую амплитуду движений, другие позволяют лучше фиксировать позу, некоторые шарнирные конструкции используются для большей правдоподобности анатомии куклы. Производители пытаются сочетать различные плюсы разных соединений, но компромиссы неизбежны и какими-то параметрами приходится жертвовать. У каждого автора есть свои секреты. Наиболее удачные соединения патентуются. Но независимо от типа все соединения требуют очень высокой точности изготовления. Проиллюстрировать все типы соединений сложно ввиду их многообразия. Вот лиши некоторые.

Примеры соединения, используемые Luts (http://www.luts.co.kr), SoulDoll (http://www.souldoll.com), Dollstown (http://dollstown.com/)























О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но этот тип соединения, что вы видете на моём рисунке, я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда, для подвижного скрепления двух листов достаточно толстой лески с оплавленными и приплюснутыми концами (свеча, паяльник). А для более серьёзных деталей из фанеры или дерева, сгодится прочный пластмассовый стержень. Концы оплавляются паяльником.

Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактура, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины, кожу или что-то другое.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими цветными шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Шарниры из медной пружинистой спиральки для кукол-перекладок мультипликации.
Вторая деталь накалывается своим отверстием на установленную ось первой детали, после чего ось скручивается. Напомню, на ватман наклеивается «БФ» ом пищевая тонкая фольга и чёрная бумага. Куклы рисуются и расписываются на белом ватмане. Фольга не даёт бумаге коробиться под акварелью, а чёрная бумага с изнанки предотвращает отблеск фольги на стекле съёмочного стола. Потом детальки вырезаются для соединения их шарнирами в куклу-перекладку, но не все. Часть деталей раскладывается на съёмочном столе для свободной их перекладки с места на место при покадровой съёмке. Сразу скажу, большинство кукол не плоские бумажки, а полуобъёмные зделия из акрила или дерева.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами, даже портновскими кнопками, для получения шарнирного соединения. Пуговицы бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими. Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Количество шарниров не обязательно равно количеству суставов человека.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

С двух сторон детали в отверстие туго вставляются деревянные оси со шляпками. Получаем каталку на колёсиках.

Это тоже марионетка-игрушка. Электролобзиком такие вещи делаются моментально. Если технология отлажена, деревянные оси под рукой, дело за росписью. Она съедает основное время идущее на изгодовление куклы.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья. Клинья предпочтительней.

Работа электролобзика. Импровизация для неожиданных именин сотрудницы заняла 20 минут.

Простейший вариант паркетной куклы описан в дневнике на странице «Кукла маска».

Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите. Можно пришить к затылку лямку для управления головой, шарики-глаза на лицо, можно закрепить короткие трости к рукам. Понятно, что ткань должна быть праздничная, весёлая, тогда кульки с набивкой и без костюмов изобразят куклу. Создайте движение, и возникнет браз.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, особенно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, цветные толстые шнуры, молнии, огромные пуговицы), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же сшитую куклу, цепляйте к ним платочки с пряжей волос, самодельные плоские бумажные маски. Ваш театр должен превратиться в настоящее безобразие для детей!

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга только технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты в изготовлении, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции на новые.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша конструкторская мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае индивидуально. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвозде), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить всё как есть, это зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени — с ограничителями, голова может и свободно болтаться.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол, и многое другое, сцепляется такими крючками.

Ляльки собраны на булавках с колечками, и на шпагате (в плечах и ногах).

Металлические петли можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.

Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, закусывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров, это забивание в просверленные отверстия проволочной стальной оси в виде скобки. Такая ось сама не выскочит из шарнира во время спектакля.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в работе. Они быстро и легко фиксируются в шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров конструкцией типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются штампом из листового винипласта толщиной в 1,5 — 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища монтируется пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся приличный костюм, в законченном виде на голове куклы укладывается парик, делается роспись.

Партия состоит из персонажей к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборку другие, пошивочные работы распределяются среди надомников. Можно не стесняясь поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии, предельно рациональная конструкция. Всё подчинено заботе о минимальной себестоимости изготовления. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Очень своеобразны «шарниры»! Аскетичность конструкции куклы скроет яркий костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску на станках в столярке придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, и в пакетных и в тростевых куклах не менее простые “шарниры” в виде верёвки. Смотрится так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная горизонтальная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для спасения стенок от износа. Если у вас есть трубочки подходящено диаметра, то стержни можно выкинуть. Концы такой оси развольцовывают или сплющивают один конец для впрессовки его в отверстие.

От профиля деревянных деталей шарнира зависит степень его подвижности и внешний вид конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания. Тут много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать её в “скульптуру”. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт одежде заминаться в щель при наклонах.

Дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, шаровая опора позволяет детали плавно менять наклон вращающейся во всех направлениях оси этой детали. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарнира, но не определена его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Конструктору надо определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна в любом положении притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления одного конца пружины в центр шара.

Если красное называется головкой с носом, то мы смотрим на работу головки в виде шаровой опоры.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровосека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое. Пока это очень похоже на головку гапита.

Точка соединения двух тяжей должна быть неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание проделать отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.

Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается отвёртка подходящего размера) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

Шарнирная кукла своими руками — это вполне реально. И подтверждение тому масса мастер-классов начинающих рукодельниц. Если Вы обладаете усидчивостью и скрупулезностью, у Вас хорошие способности к лепке и художественный вкус, то вполне вероятно, что Вы с первого раза поймете, как сделать шарнирную куклу и все получится.

Мы постараемся рассказать и показать подробно для новичков все о процессе создания шарнирной куклы своими руками. Весь процесс будем сопровождать фото. Фото взяты с разных мастер-классов, так как пересмотрев многие, мы не нашли идеальных, которые в полном объеме все показывают. Но в основе 2 из них: от автора Минченко Татьяна Владимировна и tatala.

Шарнирные куклы бывают литые и лепленные (пластик, папье- маше, глина, фарфор). Посмотрим 2-ой вариант, так как он менее затратный. И материалы можно купить в наборе.

Весь процесс создания собственной куклы можно разделить на 3 больших этапа:

  1. Подготовка инструментов, материалов, задумка куклы и вырисовка эскиза.
  2. Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы.
  3. Отделка и художественное преображение.

Подготовка инструментов, материалов, задумка куклы и вырисовка эскиза

Инструменты нужно заготовить заранее, чтобы потом не попасть в безвыходную ситуацию и не испортить работу. Вам понадобится ваш маникюрный набор, а лучше стоматологический. Нужны будут крошечные сверла, пилки, надфили, шило, проволока разной толщины, резинка (круглая), наждачка разной текстуры, а также кисти. Нужен примерно такой набор. А самое главное — пластик самозатвердевающий материал капризный — не терпит пересыхания!).

Еще до начала работы нужно придумать образ своей куколки до мельчайших подробностей: возраст, пол, телосложение. Советуем все зарисовать. Для естественного вида тела нужно изучить анатомическое строение . Можно конечно поступить проще — просто взять эскиз из интернета , но тогда кукла будет лишена индивидуальности. Но для начала можно и так. Также возьмите оптимальный размер : 15-20 см — маленькая и требует особой кропотливости и мастерства, 50-60 см - большая и займет много времени и затрат, 25-30 см — самое оно!

Итак, можно взять такой эскиз

Лепка, выпечка, первичная обработка и первая сборка куклы

Приступаем ко второму самому трудоемкому этапу. Лепить части тела предлагаю в такой очередности:

  • туловище и голова;
  • шарниры (суглобы);
  • ноги-руки и подгонка с шарнирами.

Все части должны быть пустотелыми, кроме кистей и ступней.

Лепку туловища можно осуществлять несколькими подходами. 2 оптимальных - на основе пенопласта (взять с мелкой текстурой — легче будет вырезать нужные формы) и на основе фольги (обернуть в пищевую пленку, чтобы легче было потом вытащить). В обоих вариантах мы делаем основу на 8-10 мм меньше чем эскиз и стараемся как можно четче подогнать основу под эскиз.

Слепленную основу наращиваем глиной (с поэтапным запеканием15 мин и ставить в холодную духовку) или пластиком до нужных пропорций. Не забывайте постоянно прикладывать заготовку к эскизу и проверять на симметрию. Конечно же, затираем наждачной бумагой до гладкости. В нижней части туловища нужно сделать круглые выемки для тазобедренных суставов. Такие же нужно сделать и для плечиков, только поменьше. Точно также мы делаем заготовки для ног и рук.

Вот так получается голова. Тут много работы - нужно постепенно выйти на нужное выражение лица. Поэтапность лепки можно освоить с помощью альбомов по лепке людей.

Когда туловище и голова сравнительно готовы, приступаем к шарнирам. Нам нужен такой набор.

Можно их просто катать до нужного размера (прикладываем в выемки на туловище), а можно и с помощью пищевой пленки. Очень важно вылепить шарниры правильной сферической формы, чтобы куколка хорошо двигалась.

Пока высыхает можно слепить кисти и ступни.

Теперь приступаем к следующему этапу. Нам нужно разрезать пилочкой туловище вот так и вытянуть фольгу или пенопласт.

Получится это.

Теперь тщательно выпиливаем верхнюю часть до гладкости среза и внутреннюю часть уменьшаем в толщине, чтобы она смогла надеться на верхнюю часть.

Ноги и руки также разрезаем в местах предположительного сгиба. Вычищаем фольгу.

Как вы видите, верхние шарниры в ноги и руки уже вклеены. Прикладываем нужные шарниры и приклеиваем на пластик к нижней части, натягиваем нужные формы, зачищаем. Верхнюю часть вычищаем и затираем в полукруглой форме, чтобы хорошо ходили шарниры.

Также делаем ноги. С вклеенными шариками выходит так.

Но можно сделать не шарик в колене, а шарнир Вот так оно выглядит.

Если делаем шарами, то перед тем, как вставить их в ножки нужно в шарнирах сверлышком пропилить отверстия. Вот так.

Готовим стопы и кисти для сборки. Для этого пропиливаем пилочкой отверстия и вставляем крючки.

Так готовим и голову.

При условии, что вам нравятся все формы, все отшлифовано и гладко, готовимся к первой сборке. Для этого набираем резинки следующим образом.

Это крепление рук. Резинка проводится сверху вниз и цепляется за крючок запястья.

Следующая резинка для соединения головы и ног. Также с помощью самодельного крючка протягиваем резинку до стоп.

Пробуем, стоит ли наше творение, все ли детали на месте, ничего ли не трет.

Отделка и художественное преображение

Теперь разбираем, покрываем розовой пастелью, тонируем тельце и личико. И опять собираем. Далее делаем волосы, разрисовываем, одеваем!

Популярность шарнирных кукол легко объяснить. Ведь она воспроизводит точную копию человека, со всеми анатомическими особенностями. Конструкция, с использованием в местах скреплениях шарниров, делает их очень гибкими, и одаривает способностью принимать самые разные позы и даже выражать настроение.

Многие ошибочно считают, что изобретению шарнирных кукол мы обязаны таким странам, как Япония, Корея или Китай. Это далеко не так. Первые модели, сделанные в подобной технике, были известны еще в Древнем Риме, Египте и Греции. Материалом для них служили глина и дерево, а собирали их с помощью веревок и колышков.

В наше время ценность этих кукол не только в том, что они выглядят как люди, но и в их индивидуальности. И для этого необязательно ее делать самому. Достаточно купить даже серийную, и благодаря свойствам материала, из которого она изготовлена, поменять ей внешность.

Японская шарнирная кукла

Хоть и не японцы придумали и создали первую игрушку на шарнирах, но своим возрождением она обязана все же этой стране. Японская компания Volks первой предложила модель, которую хозяин может создать под себя, почувствовав себя в роли Пигмалиона, валяющего свою Галатею. Их еще называю Super Dollfie, сокращенно BJD.

Несмотря на свое разнообразие в BJD все же есть определенные стандарты. Они заключаются в пропорциях и в размерах. Так как только благодаря большому размеру large, можно создать модель с полной детализацией всех анатомических особенностей.

Самые первые BJD имели стандартный размер 60 сантиметров. Затем изделие стало «подрастать ». Вначале до 65, затем до 70 сантиметров и складывается впечатление, что и это еще не предел.

Существуют и другие категории игрушек на шарнирах, поменьше – tiny и mini. Совсем крохи от 9 до 35 сантиметров, чем-то напоминают стандартных кукол и поэтому создаются со всей атрибутикой присущей им.

Средний размер 35-45 сантиметров, это компромисс между качеством, так как с такой моделью уже можно работать, придавая ей индивидуальность, и ценой – она дешевле. Ну а все что выше 45 сантиметров считаются большими.

От обычных игрушек японские BJD отличает еще и материал. Они созданы не из пластика, а из полиуретановых смол. Этот материал более приятен на ощупь и напоминает фарфор. Именно благодаря ему изделия и можно модифицировать, вооружившись наждачной бумагой, надфилем и другими режущими инструментами.

Процесс создания такого изделия довольно трудоемкий и дорогой. Вначале скульптор-дизайнер вручную изготавливает все детали. Затем по ним создаются силиконовые заготовки, в которых и отливаются части тела. Но подобные заготовки не вечны и могут использоваться только для создания нескольких прототипов, а затем процесс начинается заново.

Естественно, беря в расчет стоимость материала, оборудования, аренды, затрат на зарплату и другие факторы, стоимость одного изделия на шарнирах зашкаливает. Цена одной базовой модели составляет 300-700 долларов США.

Но это стоимость новой модели. А из-за того, что они обычно выпускаются ограниченным тиражом, то попадая на вторичный рынок, ее цена растет еще больше. А это большой стимул научится делать шарнирных кукол своими руками, пусть даже не на продажу, а для себя.

Шарнирные куклы, сделанные своими руками

Приступая к работе, заранее привыкните к мысли, что ваша кукла вряд ли будет шедевром. До этого еще далеко. Но то, что она будет яркой, индивидуальной, со своим именем и характером, с собственной историей создания – это наверняка.

В процессе создания каждый человек превращается в творца, поэтому нет ничего удивительного, что получившееся изделие получается одушевленным. И, вполне возможно, станет талисманом удачи. Главное, не забудьте ко всем материалам и инструментам, запастись хорошим настроением.

Технологий по созданию таких кукол множество. Для того чтобы определиться с тем, в какой из них работать, вначале выберите материал, из которого она будет создаваться.

Материал для шарнирных кукол подразделяется на виды:

  • самозастывающий, такой как папье-маше и Эфапласт;
  • запекаемый – все разновидности пластика, полимерная глина;
  • литьевой – фарфор и полиуретан.

Нам подходят два первых. Литьевой метод является уже фабричным. От того, какой модель будет – текстильной, из папье-маше, самозатвердевающей глины или другого материала, собственно и зависит весь процесс создания. К примеру, текстильная шарнирная кукла шьется из специального кукольного текстиля молочного или телесного цвета. И для ее создания вам, несомненно, понадобится выкройка.

В интернете есть много мастер-классов по пошиву текстильной шарнирной куклы, там же даются и выкройки в нужную величину.

Если изделие делается из твердого материала, то выкройку заменит схема, на которой модель рисуется в профиль и анфас со всеми максимально возможными подробностями. Естественно, выкройка и схема текстильной и полиуретановой шарнирной куклы рисуется в натуральную величину.

Мастер-класс по созданию шарнирной куклы из пластика

Наша первая кукла пусть будет из пластика для моделирования. Этот материал продается в специализированном магазине. Еще понадобятся фольга и пищевая пленка. Пользуясь схемой, изготавливаем каркас основы-туловища, рук, ног и головы из пленки и фольги.

Делается это следующим образом:

  • Вначале из фольги лепим нужные по размеру и контурам детали. Для того чтобы не отклоняться от схемы, постоянно прикладывайте их к чертежу. Это необходимо для того, чтобы выдержать нужные размеры и пропорции. Затем оборачиваем детали пленкой, а после облепливаем каркас тонким слоем пластика, толщиной 1-1,5 мм. Далее, пользуясь инструкцией, запекаем пластик в духовке;
  • После того как детали запеклись, пользуясь своими познаниями в анатомии, с помощью наждачки или пилочки для ногтей, начинаем шлифовать детали, придавая им нужные впадинки и бугорки. Там, где, по вашему мнению, пластика не хватает, наращиваем его. Только помните, после каждого наращивания пластика, изделие нужно отправлять в духовку на затвердение. Это одновременно и творческая, и рутинная работа;
  • После того как детали обработаны, туловище, руки и ноги разрезаются, и из них аккуратно извлекается каркас. А на его место ставятся гибкие трубки или резиновые шнуры. Руки и ноги режутся в одном месте, там, где у человека скрепляются суставы – локоть и колено;
  • На их место по размеру лепятся шарниры. Также нужно сделать заготовки ладоней, пальцев и стоп. Все примеряется к ногам и рукам, подпиливается и трется, пока, по вашему мнению, не будет идеально подходить друг другу;
  • В область лодыжки, а также соединений предплечья, ладони и шеи вставляются петельки или металлические крючки. Вся модель собирается на двух резиновых шнурах. Они проходят через все тело. Один протягивается от одной лодыжки к шее, а затем ко второй лодыжке. А второй шнур тянется от одного запястья через плечи к другому. Учитывайте степень натяжения шнура, чтобы изделие не получилось разболтанным или пережатым. Также за свои крючки на резинку присоединяются ступни, ладони и голова;
  • Далее начинается полировка и оформительские работы. «Кожа » полируется мягкой тканью до идеальной гладкости, затем грунтуется и прокрашивается акрилом. На голове делается небольшое углубление для волос. Затем растолченной розовой пастелью покрываются выпуклости на теле и лице, фиксируется все лаком;
  • В продолжение работы над оформлением, нужно раскрасить лицо, прикрепить волосы и наклеить или нарисовать реснички. Прототипом для лица может послужить любой образ. Это может быть известная актриса или певица, а может быть, просто понравившееся вам лицо.