Город дарящий миру благодатный огонь. Схождение Благодатного Огня: божественное явление или пиротехнический фокус


Откуда берётся Благодатный Огонь

Благодатный Огонь считается одним из чудес православного христианства. Ныне, в отличие от былых времен, за его появлением могут следить не только паломники, находящиеся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где он появляется, но и телезрители во всем мире.
Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. Однако они описывают и более ранние схождения.
Накануне в храме гасят все свечи, лампады, паникадила. За процедурой схождения Огня всегда ведется тщательное наблюдение.

Турецкие власти, например, в свое время производили строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходило даже до ревизии карманов священнодействовавшего патриарха. Именно поэтому и поныне патриарх раздевается до подрясника, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Конечно, сейчас это скорее символическое действие, но во времена господства арабов-мусульман и турок это был настоящий обыск, и за пронос каких-либо предметов для извлечения огня полагалась смертная казнь. Во времена турок контроль за патриархом осуществляли янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию (часовню над тем местом, где, по преданию, Иисус был положен в гроб), в настоящее же время патриарха осматривают еврейские полицейские.
место схождения благодатного огня
Незадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи - по количеству лет земной жизни Христа. Затем Вселенский Константинопольский Патриарх и Верховный Патриарх - Католикос всех армян (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Затем их запечатывают там большим куском зеленого воска и фиксируют дверь при помощи красной ленты. Константинопольский патриарх должен оставаться в пещере до момента самого снисхождения святого Огня. Кстати, присутствие армянского патриарха при священнодействии - традиция, уходящая корнями в то время, когда Иерусалим находился под властью мусульман. Тогда армянам за очень большие деньги удалось выкупить у местного мусульманского правителя право единолично совершать обряд, предшествующий снисхождению Огня, без участия представителей других церквей, которые не были даже допущены в храм и оставались снаружи на площади. Армянский патриарх простоял во Гробе Господнем более суток, но чуда не последовало. В это же время рядом с храмом стоял константинопольский патриарх и молился о появлении Огня. В один прекрасный момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при сошествии Огня, и попал точно в колонну, рядом с которой стоял патриарх. Из колонны во все стороны брызнули огненные всплески, и у всех стоящих на площади с потушенными свечами в руках людей эти свечи загорелись.
После этого правитель Иерусалима повелел осуществлять обряд только константипольскому патриарху, а армянскому католикосу в назидание о случившемся - стоять рядом с ними. Обычай сохранился и до сих пор.
После опечатывания Кувуклии в храм вбегает молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств.

Молодые люди, как наездники, сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы Он даровал православным Благодатный Огонь. «Нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог», - скандируют они.



Все находящиеся в храме ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Согласно преданиям, от сошествия Огня зависит очень многое: считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в храме, а сам храм будет разрушен. Именно поэтому паломники причащаются, перед тем как прийти в святое место, - никто не знает, чем в этом году закончится служба.



Томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением Огня храм начинает озаряться яркими вспышками. Они исходят из разных мест храма: от иконы, висящей над Кувуклией, от купола, окон и из других мест - и заливают все вокруг ярким светом.



Через некоторое время, которое паломники проводят в напряженном ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздается колокольный звон.
Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые константинопольским патриархом и армянским католикосом. Двери Кувуклии открываются, и из них выходит Вселенский Константинопольский Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.








От их свечей Огонь зажигают скороходы, после чего Огонь быстро распространяется по храму. Причем не все паломники зажигают огонь от патриаршей свечи, у многих стоящих в храме и на площади людей свечи загораются сами, сами зажигаются и лампады, находящиеся по бокам Кувуклии.

Первые 3-10 минут загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо, от какой свечи и где он будет зажжен. Прихожане буквально умываются этим Огнем, водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.




Позже специальным прямым авиарейсом Огонь доставляется на Кипр и в Грецию, а оттуда развозится по всему миру.









Служба в Великую субботу совершается в соответствии со специальным уставом, установленным в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Кроме того, ежегодно выпускается специальный календарь пасхальных служб в храме Воскресения, его печатают попеременно Армянская и Греческая патриархии. Строгая регламентация была введена из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между различными христианскими церквями, которые издавна ведут здесь службу. Сегодня каждая патриархия имеет свои права и обязанности и каждое действие священнослужителей четко привязано к указанному в регламенте времени.

Вот уже несколько столетий посетители храма Воскресения Христова могут видеть мраморную колонну, рассеченную необычной трещиной. Эта колонна - средняя из трех колонн на левой стороне портала храма Воскресения Христова. Сама трещина, чуть более метра в длину, идет вдоль колонны и расширяется книзу, достигая примерно 7-8 сантиметров в ширину и глубину. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около нее, оставляют в трещине записки. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины.



Древнейшее из известных преданий о Благодатном Огне и обожженных колоннах, поддерживаемое Армянской апостольской церковью, письменно зафиксировано не позже 1635 года в «Путевых заметках» Симеона Лехаци. Это предание связывает чудо вышедшего на колонны Благодатного Огня с милостью Божьей, проявленной в заботе о бедных, как и данное ради них же знамение иноверцам, которые владели в то время Иерусалимом и установили для христиан плату за вход в храм. Предание не привязано к конкретной дате, но относит событие к неопределенной давности.
У этого явления с древних времен есть многочисленные критики, указывающие на искусственность появления огня.
Самовозгорание присуще многим веществам в природе. Так, например, самовозгорание белого фосфора на открытом воздухе является принципом действия «коктейля Молотова».
Католическая церковь также не признает чудесную природу Благодатного Огня. В 1238 году Папа Римский Григорий IX официально выступил против толкования обряда Благодатного Огня как чудотворного.
Ряд арабских авторов дает свою трактовку этому явлению. Ибн-ал-Каланиси, писавший о событиях 1007 года, оставил такое сообщение: «Когда они находятся на Пасху там... то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь и зажглись лампады».

Автор XIII века ал-Джаубари отзывается об этом явлении так: «А дело в том, что эта лампада - величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто, кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие «санбусека», а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева, и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовым маслом, и зажигает его. Уразумей же все это».

А вот описание Муджир-ад-дина, записанное около 1496 года: «Они устраивают с ним хитрости, так что глупцы среди их невежд думают, что огонь сходит с неба. На самом деле он происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, натертых серой и прочим».

Есть и критические отзывы наших современников. По мнению кандидата химических наук Евгения Барсукова, чудо объясняется легко: «Само «холодное» воспламенение делается достаточно просто. Химия тут возможна различная. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома. Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку. Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с «нисхождением огня» в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает».

Однако по свидетельству очевидцев, температура Огня составляет около 40-45 °С. Химии не известны вещества, которые горят при обычных условиях с такой температурой пламени. Паломники не отмечают и необычного запаха, свойственного посторонним веществам. Не возгорается все пространство или какие-то отдельные его объемы, а горят только свечи и лампады, причем многие из них загораются сами.



Да и долгая история этого явления под критическим взглядом оппонентов и скептиков - хороший аргумент в пользу его нерукотворности. Православные принимали Благодатный Огонь на протяжении более тысячи лет, при правлении враждебно настроенных к ним арабов-мусульман, турок, латинян, евреев, тем не менее никто не смог уличить православное духовенство в какой-либо подтасовке.



Много веков загадка Благодатного Огня является предметом изучения и споров, а для многих - одним из свидетельств веры. Если эта загадка имеет неземное происхождение, на нее вряд ли будет дан точный ответ - на то оно и чудо.
А. В. Дзюба

Вторник, 07 Мая 2013 г. 01:03 + в цитатник

В борьбе между атеистическим и религиозным мировоззрением, не на последнем месте стоит вопрос существования сверхъестественного в нашем мире. Религии демонстрируют массу чудес, а атеисты, засуча рукава, описывают рукотворную природу этих явлений.

Давайте сегодня поговорим о таком явлении, которое по мнению православной религии имеет чудесную природу, как схождения Благодатного Огня в .

Сошествие Благодатного огня происходит раз в год — накануне Пасхи и является одним из самых значимых событий в жизни православных христиан. Согласно преданию, если огонь не сойдет, то храм Гроба Господня разрушится и настанет Апокалипсис.


Благода́тный ого́нь , или Свято́й Свет (греч. Ἅγιο Φῶς ), — огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. В отношении выносимого из Гроба Огня сами участники церемонии — греческие и армянские священнослужители — используют не слово «Огонь», а «Свет»


Многие верующие считают, что Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом. Самые ранние упоминания встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр. Самое раннее из дошедших до нас описаний о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова оставил латинский паломник Бернард Монах. В 867 году, будучи очевидцем, он записал в своем «Итинерарии »:
« В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за свое благочестие. — «Itinerarium Bernardi, monachi franci»


Одно из самых древних описаний схождения Благодатного огня на русском языке принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Он так говорит о самом моменте схождения:
«Когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого. — «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»


В наше время сошествие Благодатного огня происходит в Великую cубботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Порядок проведения службы в честь схождения Благодатного Огня

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.


Служба в Великую субботу, как и другие службы в храме Воскресения Христова, совершается в соответствии со Статус-кво на Святых местах, установленным в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Строгая регламентация была введена из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между различными христианскими церквями, которые издавна участвуют в службе.
Сегодня каждая иерусалимская патриархия имеет свои права и обязанности и каждое действие священнослужителей четко привязано к указанному в регламенте времени.


Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют минимум три группы участников .

  1. Прежде всего — патриарх Иерусалимской Православной Церкви (только по его молитве сходит огонь) или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению.
  2. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного.
    Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре — четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена мо-настыря с иноками было обязательно как в древние времена, так и при схождении Огня в современное время.


3. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы.

В настоящее время в церемонии участвуют представители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей

Праздничная церемония начинается с раннего утра. Стоит шум и гвалт, совсем не похожий на молитвенную благодать, к которой мы привыкли в России. Кавасы - турки-стражники стучат специальными посохами о каменные плиты храма.

К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма . Подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Эта лампада, наполненная маслом, но без огня ставиться н а середине ложа Живоносного Гроба. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.


Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного огня, обращенные ко Христу, Божией Матери и Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.




«Иля дин, иля виль эл Мессия» («Нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — скандируют они.Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.



Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними отроки, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.



Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению.

Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают — снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.





И наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.




По свидетельствам очевидцев, в это время в храме наблюдаются необычные явления все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии.При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Иногда весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников.



Через некоторое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые Патриархом. Свечи подхватывают специально обученные скороходы и быстро разносят в разные уголки Храма. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.




Огненная река заполоняет весть Храм. Люди плачут, поют, молятся…

В это же время двери гробницы открываются и выходит православный патриарх, имея в руках по пучку горящих свечей, зажженных во святом гробе. Патриарх благословляет всех светом от своих свечей, от них зажигают свои свечи греческие священнослужители.





Затем Патриарх начинает быстро продвигаться вперед, так как со всех сторон к нему устремляются паломники, желающие получить Огонь от его свечей. Он раздает Благодатный огонь, который горит сильным, синеватым пламенем и, по словам очевидцев, совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен, поэтому многие даже «умываются» им. Паломники черпают его горстями, проводят по рукам и лицу, соврешенно безболезненно для себя. Считается также, что капельки воска, которые падают от свечей - назывемые Благодатной росой - остаются на одежде навсегда как напоминание о Чуде Господнем, никакие стирки им не страшны.



Позднее от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени специальная делегация стала привозить Благодатный огонь и в Россию, в храм Христа Спасителя и другие епархии.




Кстати сказать, что впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю в мае 1992 года. Группа паломников — священнослужителей и мирян — по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Мнения, сомнения...

Настало время поговорить о самом чуде. Греческая Иерусалимская и Русская Православная Церкви придерживаются мнения, что схождение Благодатного огня - нерукотворное чудо, он возникает сам по себе, ниоткуда. Считается, что огонь возгорается силами молитв верующих.



Существу-ют прямые свидетельства о картине возжигания Святого Огня. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».


А вот как о том, как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи:
«Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.» —архиепископ Мисаил.



Дело обстояло так: иногда патриарх, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху - свеча загоралась. Именно поэтому на плиту сейчас предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.



Итак, основным объектом критики является чудесная природа Огня, получаемого на Гробе Господнем. Как уже говорилось, первые письменные свидетельства очевидцев «о появлении Святого Света во Гробе чудесным образом» относятся к IX веку. Тогда процедура была другой: вход в гробницу был запечатан воском, Греческий Патриарх не входил в нее, а стоял неподалеку от входа и молился вместе с паломниками. Во время возгорания огня внутри Гроба Господня никого не было.


Патриархи входят в святая святых с 1480 года. Это и породило попытки уличить отцов церкви в обмане. Так, профессор Ленинградской духовной академии Николай Успенский утверждал: церковнослужители сами зажигают лампады, имитируя обряд возжигания Святого огня. Да и востоковед Игнатий Крачковский приводит свидетельство очевидца по имени Ибн-ал-Джаузи: «Когда солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел Свет, и смилостивился Христос».

А епископ Порфирий - первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме - и вовсе писал о том, как «иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает и сокрыта за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня»…


Католическая церковь хоть и считает Огонь святым, тоже не признаёт чудесную природу Благодатного огня.

«… Молитвы [патриарха] имеют силу освятить природный огонь*, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим о природном огне, но молитвы, которые возносит патриарх или архиерей, освящают природный огонь и, следовательно, он имеет благодать Благодатного огня. Это природный огонь, который зажигается от неугасимой лампады, что хранится в ризнице храма Воскресения... »

Митрополит Петрский Корнилий.



То есть, огонь не самовозгорается, но уже горит в лампаде спрятанной в недрах Кувуклии. Возжигание самими церковнослужителями Лампады над гробом — это и есть древний символический обряд схождения Благодатного Огня.
По другой версии, огонь в храме - результат самовозгорания. Это явление известно в природе. Так, в составе «коктейля Молотова» есть белый фосфор, который самовозгорается на открытом воздухе. Алхимики уже в XII веке знали рецепт самовоспламеняющейся смеси…
Кроме того, известны реакции самовозгорания при взаимодействии некоторых веществ друг с другом и кислородом, содержащемся в воздухе. Например, эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.




Ещё одним объектом критики являются чудесные явления, наблюдаемые паломниками и их свидетельства о необычных свойствах огня.

Верующие, собравшиеся у храма Гроба Господня, как сказали бы экстрасенсы, «генерируют энергию».
- В такое состояние впадают люди, глубоко внушаемые, - говорит врач-психиатр Ирина Никифорова. - Они уже едут с готовностью увидеть чудо. Люди входят в транс. Экзальтация усиливается в толпе, все друг друга заводят. В состоянии аффекта человек может не чувствовать, что огонь не обжигает. В психиатрии есть диагноз иерусалимский синдром - транс, в который впадают верующие на Святой земле.


Что касается происходящих в Великую Субботу чудесных явлений: самовозгорания свечей, вспышек, молний и др. Критики уверены: что ещё ждать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном состояние, измученных постом, многочасовым (около 2 десятков часов) ожиданием без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту и внезапной смене состояния торможения состоянием религиозного возбуждения? Сложно ли принять вспышку фотоаппарата за проблеск молнии?


Тем не менее, о наличии всполохов света, предшествующих и сопровождающих возгорание Благодатного Огня свидетельствуют тысячи очевидцев. После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наблюдается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола), начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении — и сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсут-ствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний.


Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Снимая ожидание и схождение Огня на видеокамеру эксперты смогли увидеть четкие отличия. Пользуясь режимом покадрового просмотра и применяя стоп-кадры, можно их легко отдифференцировать: вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, всполохи-зарницы дольше по времени и имеют голубоватый или желтоватый цвет.
По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только в Великую Субботу. Но это разовые и короткие по времени всполохи, длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати часов.

Теперь о феномене того, что Огонь не жжет и не обжигает, при том что распространяется жар. Обычный огонь свечи имеет температуру многие сотни градусов, близко к тысяче градусов по Цельсию. Если попытаться совершить омовение таким огнем в течение более пяти секунд, ожоги на руках и лице обеспечены. Загорятся или начнут тлеть волосы (борода, брови, ресницы).


В Храме Гроба Господня более десяти тысяч человек в течение двух-трех минут возжигают около двадцати тысяч пучков свечей (большинство из паломников возжигает по два-три пучка свечей). Люди стоят вплотную друг к другу. Объем Храма ограничен. Попробуйте зажечь в течение нескольких минут обыкновенным огнем двадцать тысяч пучков свечей в плотно стоящей толпе людей. Думаю, волосы и части одежды у большинства женщин обязательно вспыхнут. При тысячеградусной тем-пературе огня и двадцати тысячах источниках огня в замкнутом помеще-нии возникнут тепловые удары и обмороки, особенно у пожилых людей. У Святого Огня есть свойство, отличающее его от привычного нам огня. Он не только не жжет, но и не обжигает в течение времени, достаточного для произнесения примерно сорок раз «Господи, помилуй», и при непрерывном омовении им человеческого лица (без отвода руки со свечами). Святой Огонь обогревает, но не обжигает!


При этом надо отметить, что свечи при этом легко возжигаются от Огня и не обжигающий человека Огонь распространяется по Храму за счет возгорания свечей — одна от другой. От Патриарших свечей Огонь в течение нескольких минут распространяется по всему Храму. Естественно, паломники с горящими пучками свеч находятся в эмоциональном восторге, обращая очень мало внимания на поведение соседей. Но ни свисающих деталей одежды (косынок, поясов), ни длинных волос женщин Огонь не поджигает! Возраст большинства паломников, как правило, выше среднего, почти сутки они проводят в Храме, но тепловых ударов и обмороков не наблюдается. За всю историю схождения Огня не было ни одного пожара.



И вот что ещё хочется сказать о возможности подлогов. Дело в том, что сама земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждым утром происходит интересный ритуал: стоящие перед главными воротами священники ожидают открытия Храма, вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, например крестный ход на Пасху вокруг Кувуклии, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции, являющимися, таким образом, гарантами того, что никаких подлогов нет. В Великую Субботу, как уже было сказано, перед тем как войти в Кувуклию, Патриарх разоблачается и его тщательно обыскивают, хотя и не всегда. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Пат-риарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Представитель Армянской церкви, входящий вместе с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию получать Огонь, оставаясь в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться.





Учитывая почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого Великого Чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного Огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме. Практически все христианские конфессии (в том числе и католики) присутствуют в Храме и принимают Благодатный Огонь из рук Патриарха Иерусалимского. Мусульмане официально не присутствуют в Храме, но и не отрицают факта сошествия Благодатного Огня, почитая Иисуса Христа одним из своих Пророков — даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь домой

Немного науки...

Андрею Волкову, руководителю лаборатории ионных систем Института им. Курчатова, несколько лет назад удалось пронести в храм специальную аппаратуру и провести научный эксперимент. В момент сошествия Благодатного огня приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.

В то время, когда Иерусалимский Патриарх вошел в Кувуклию, - вспоминает он, - приборы уловили резкий скачок. А в сам момент сошествия Благодатного огня интенсивность излучения увеличилась в 2 раза. Я уверен, Благодатный огонь - это не мистификация. По сути, этот необъяснимый всплеск энергии и есть послание Бога.


Геофизик Виктор Фефилов добавляет:

Кувуклия с точки зрения динамики тектонических плит находится в уникальном месте: тут на поверхность выходит сгусток подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения. Земля - большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и вклад тектоники.


С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века» . Поэтому, какая разница, чудесным или обычным способом появляется огонь? Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. Так или иначе к сошествию Благодатного огня нужно относится как к великому событию, способному повлиять на жизнь человека. Чудо схождения можно трактовать и символически, ведь истинная вера основывается не на чудесах...




Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена» . Если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.



Была в эту Великую субботу в Святом городе и я... Иерусалим в эти дни похож на муравейник. Тысячи паломников едут сюда, номера в гостиницах и пансионах выкуплены за много месяцев вперед. Узкие улочки, ведущие к храму, заполняются толпами со всего мира. Стать свидетелями чуда стремятся и люди иных конфессий, и агностики, и атеисты… Поэтому я даже не рискнула приблизиться к Храму, пожалела свою больную спину... Зато попала в Храм Гроба Господня на саму Пасху:о)

А Благодатный Огонь сошёл! Священное пламя появилось после молитв патриарха Иерусалимского Феофила III и тысяч паломников, которые в Великую субботу пришли в храм Гроба Господня и к его стенам.


Чудо Благодатного Огня — одно из немногих чудес Православия, в принципе доступное каждому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Для верующих - неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих - возможность увидеть и уверовать! Любой сомневающийся вполне в состоянии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня.
По материалам ria.ru,www.sobesednik.ru, www.pravoslavie.ru
Часть фото Ammar Awad/Reuters


Так что же все-таки происходит? Божественное чудо, массовый психоз, заурядное физическое явление?
Ответ на вопрос у каждого свой…