Занимательные факты о сексе в эпоху средневековья. Сексуальная жизнь

При рассмотрении вопросов сексуальности и семейной жизни в целом в Средневековье Западной Европы мы ограничены весьма узким набором источников, что породило немало мифов об этой части истории. Не было ни социологических опросов, ни масштабных исследований. Однако материалы судов, литература и изобразительное искусство позволяют получить об этой стороне отношений некоторое представление (порой смутное). Поскольку правовые институты и литературная традиция более развиты в высокое и позднее Средневековье (11 — 15 вв.), именно об этом времени и поговорим.

Все пути ведут в брак

Для средневековой женщины практически не было альтернатив — либо монастырская жизнь, либо замужество. Количество одиноких женщин было невелико. И если женщине не удавалось вступить в брак, это едва ли воспринималось как удача. Брак не только был социальной нормой для всех слоев общества, но практически всегда и жизненной необходимостью, так как семья — это экономическая единица, всем ее членам она нужна для выживания. Кроме того, брак был единственной возможностью легализовать сексуальные отношения. Церковники рекомендовали воздерживаться от непроизводительного секса даже в браке, что уж говорить о добрачных связях — блуде. Впрочем, эти связи были весьма распространены. Блуд карался штрафами, разными в разных уголках Европы, реже — телесными наказаниями. К молодым грешникам относились часто довольно снисходительно, а к контактам с крестьянками или женщинами низкого социального статуса тем более. Обычным способом избежать позора и штрафа был брак. Уличенным в блуде рекомендовали жениться. Несколько раз этот способ упомянут в «Декамероне» (написан в 1353 г.). В 4-ой новелле Риччьярдо Манарди был обнаружен у девушки ее же отцом, Лицио да Вальбона, и его убедили взять ее в жены.

Чтобы избежать наказания за блуд грешникам надо было жениться

Исключительные права мужа

Свадьба означала исключительные права мужа на доступ к телу жены. Вопреки устойчивому, но давно развенчанному мифу, «права первой ночи», позволявшего лордам спать со всеми подвластными им девственницами, не существовало (убедительные доказательства собраны историками А. Буро, Р. Каррас и др.). Миф породили ошибочная интерпретация некоторых текстов и стереотипы о Средних веках как о безусловно варварском жестоком времени. Посягательства лордов всегда имели характер не права или обычая, но преступного насилия. Исключительные права мужчины на свою жену не только поддерживались религиозными соображениями, но и обеспечивали социальную стабильность сословного общества Средних веков, основанную на праве наследования. Никто не хотел иметь в наследниках чужого ребенка. Нарушение этого права было и духовным, и светским преступлением. Именно поэтому в делах о посягательствах на чужую жену нередко главным виновником считался именно любовник, а не жена, так как он посягнул на права другого мужчины.

Женщина тоже могла быть охарактеризована и как активный участник, например, судом Венеции в деле об измене в 1383 г.: «В презрении к Богу, и государству, и упомянутому Венерио [муж. — прим.] она позволила себе быть чувственно познанной Марко». Хотя ответственность женщин и признавалась, муж должен был также ее нести и следить за женой, а главное — заботиться о ней.


Женская власть в спальне

Для истории происходившее в средневековой спальне в основном покрыто мраком как буквально (свечи и масло весьма дороги, а работали в течение светового дня), так и в переносном смысле. Мы имеем мало достоверных знаний о разного рода увлечениях. Весьма вероятно, что и в то время люди проявляли немалую изобретательность в делах любви. Но даже более интересны связанные с сексуальностью нормы и представления средневекового человека.

В Средние века виновником адюльтера объявлялся любовник

Существует стереотип о полностью лишенной каких бы то ни было прав и возможностей средневековой женщине. Однако в период высокого Средневековья мы видим женщин-правителей, женщин-творцов и, что самое важное, простых женщин в качестве активных участников экономической жизни, часто с правами на наследство, покупку имущества, в том числе земель, видим женщин, ведущих коммерческую деятельность. Такую жену невыгодно и невозможно превратить в послушную рабыню. Практически во всех человеческих обществах между уровнем реальных прав женщин и их вовлеченностью в экономику есть достаточно сильная корреляция. Средневековая женщина не была лишь беспомощным объектом для сексуальных потребностей мужа.


В спальне. Пары изображаются, как правило, голыми

Литература того времени часто изображает женщину как более слабую перед соблазнами, в том числе перед похотью. В фаблио (городские стихотворные новеллы) есть немало указаний на энтузиазм женщин в семейной половой жизни, на скучающих по мужьям жен. С другой стороны, женщина хотя и не может совсем отказаться от сексуальных отношений с мужем, имеет некоторую власть в этом вопросе — может определить степень своего участия, периодически отказывать в сексе и даже использовать его как предмет для торга. Многие тексты указывают на требующих денег или подарки жен. Конечно, это отражает не только реальную практику, но и общие женоненавистнические стереотипы. В произведении английского поэта 14 в. Джеффри Чосера «Рассказ шкипера» монах занимает деньги у своего приятеля торговца, а затем дает их его же жене в обмен на ее измену. Когда продавец просит вернуть деньги, монах просто отвечает, что отдал деньги жене, чтобы та передала их ему. Жена же заявила мужу, что деньги уже потратила, но может рассчитаться — в постели. У того же Чосера мы находим житейскую мудрость для женщин: за секс можно получить выгоды, не стоит легко отдаваться, так как «большое дело, на мала его цена. Это знает каждая, если она умна» (too great a bargain is but little prized / This knoweth every woman that is wise).


Джеффри Чосер



«Оплата» или «Мезальянс», 1532. Лукас Кранах Старший

Бывали и обратные ситуации. Англичанка Марджери Кемп (14−15 вв.) заплатила своему мужу Джону, чтобы еще некоторое время после свадьбы оставаться целомудренной. Таким образом, несмотря на патриархальный уклад, женщины обладали некоторой свободой.

Женщины требовали от мужей подарки за исполнение супружеского долга

Адюльтер

Как показывают источники, супружеские измены хотя и не так широко, как добрачные связи, все же были распространены. В этом серьезном преступлении, нарушающем свадебную священную клятву и право иметь собственных наследников, церковь проповедовала равенство между мужчиной и женщиной. На практике, конечно, мужская измена была менее серьезным делом (в том числе потому что не влекла тяжких юридических последствий, не нарушала право наследования). И церкви далеко не всегда удавалось всерьез повлиять на мирян (как следствие, в менее доступной ей и контролю светских властей сельской местности грешили немало). Так называемые «женские дома» существовали почти в каждом крупном городе, а городские советы регламентировали деятельность проституток.

Французский клирик 12 в. Андрей Капеллан и вовсе писал о приемлемости мужской измены, если она произошла не из-за любви, а из-за страсти. Но в целом измены, хотя и вызывали иногда сочувствие у публики, карались жестко, особенно женские. Уличенную в адюльтере жену нельзя было убить, как в более древние времена (нельзя было убивать и любовника, даже если застал с поличным). Однако муж имел право на развод и на ссылку жены в монастырь (на время или навсегда). Распространенным видом наказания были конфискация мужем приданого (при разводе), бритье головы, телесные наказания (плетью) и пути позора — проведение женщины по улицам. А любовника могли выслать, тоже провести по улице, подвергнуть телесному наказанию и наложить штраф. Как и с мужской изменой, степень наказания любовника могла сильно различаться в каждой ситуации, в зависимости от возраста, сословного статуса и пр. Мужская измена требовала также покаяния и епитимии, в ряде мест (например, в южной Франции) мужчин, как и женщин, могли высечь за измену.


Книжная миниатюра, изображающая путь позора. Любовников ведут по улице голыми, со связанными гениталиями. Такое наказание назначалось за многие виды преступлений, в том числе за адюльтер



Ю.А. Гарнье, 1876. Расплата за адюльтер

Писатели с пониманием относились к изменам жен старых и злых мужей

В то же время в литературе нередко встречается сочувствующее отношение к изменницам, вынужденным жить в браке со старыми, немощными или злыми мужьями. Такие истории, в которых женщины заводят любовников из-за плохих мужей, апеллируют к праву женщины на любовь, и если жена не получает любви от мужа, то находит ее в другом месте. В целом, средневековая литература, отражающая общественные представления, признает за женщиной достаточно активного участника романтических и сексуальных отношений.

Основная литература:
Ruth Mazo Karras. Sexuality in Medieval Europe: Doing Unto Others. Taylor & Francis, 2017.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие судят о Средневековье по киносаге «Игра престолов», поэтому, глядя на череду войн, считают этот период темными временами. На самом деле период с IX по XVI век в Европе был далеко не таким мрачным. Многие исследователи уверены, что именно тогда отношения между мужчиной и женщиной перешли на новый уровень и стали напоминать то, что мы сейчас называем любовью.

Мы в сайт собрали 6 удивительных фактов, которые убедят вас в том, что Средневековье - это самая романтичная эпоха в истории человечества.

До эпохи Средневековья у мужчин и женщин было потребительское отношение друг к другу

Как бы ни были прекрасны древнегреческие мифы, о любви в современном понимании этого слова в них речи не идет. Отношения между мужчиной и женщиной в Древней Греции и Риме строились на необходимости продолжения рода. Брак был своеобразной формой сотрудничества.

Христианство привнесло в западную цивилизацию понятие платонической любви, и оно медленно, но верно начало входить в жизнь людей. Брачных отношений такая любовь почти не касалась, зато расцветала пышным цветом при дворах знати. Юный рыцарь, влюбленный в недоступную королеву, - один из самых распространенных средневековых сюжетов.

Равенство полов существовало в Средние века

Мы привыкли считать, что европейское Средневековье было не самым комфортным для женщин: если не сожгут на костре, то сдадут в монастырь. Однако именно в эту эпоху существовало самое настоящее гендерное равенство. Правда, не везде, а только у викингов.

В норманнской общине женщина могла самостоятельно распоряжаться имуществом и имела право наследования. А если ей повезло стать женой конунга, то ей причиталась половина его дружины.

Такое отношение к прекрасному полу было обусловлено тем, что на женские плечи ложился весь груз ответственности за хозяйство на то время, когда муж в походе (а это было часто). Кроме того, дамы-викинги , бывало, и сами участвовали в военных действиях.

Подобная ситуация была и в раннесредневековой Ирландии. Равное распределение тяжелых и опасных обязанностей и, как следствие, прав влекло за собой уважительное отношение мужчин и женщин друг к другу, а от уважения до любви рукой подать.

В Средневековье существовали разные типы любви

Любовь между мужем и женой в эпоху Средневековья - скорее исключение, чем правило, ведь браки были договорными. Сильные чувства искали на стороне. Причем среди людей другого социального статуса.

Куртуазная любовь (от старофранцузского court - «двор»). В XI–XII веках в Провансе возник новый идеал отношений между полами - поклонение прекрасной даме. В его основе лежал культ Девы Марии, непорочные черты которой переносились на жену короля, герцога или графа. Рыцарь-вассал преданно служил недоступной супруге своего сеньора.

Как правило, такая любовь носила исключительно платонический характер. Ошалев от незнакомого чувства, знать начала выдумывать правила, по которым могут существовать куртуазные отношения. Например, «Трактат о любви» Андре Капеллана утверждает, что истинный влюбленный всегда застенчив, а двух привязанностей быть не может.

После свода правил начали появляться и «суды любви», которые могли наказать слишком дерзкого рыцаря или чересчур несговорчивую даму сердца.

Пасторальная любовь. Сюжет об отношениях рыцаря и юной пастушки стал своего рода ответом на куртуазную любовь. Он обрел популярность ближе к XV веку, когда поэты, видимо, устали от придворной куртуазной фальши. Его логичным продолжением стала сказка о Золушке, которая до сих пор считается едва ли не главной историей любви всех времен и народов.

Самые красивые истории любви родом из Средневековья

Почти все диснеевские принцессы пришли к нам из глубин народного творчества, которое сохранили великие сказочники братья Гримм и Шарль Перро. История Тристана и Изольды - до сих пор один из самых популярных в мире сюжетов для исторических романов. Этот сюжет берет свое начало в самом раннем Средневековье, в ирландских сагах.

Прототипом Изольды была юная ирландка Дейрдре , обещанная в жены королю Конхобару. Но девушка полюбила воина Найси (прототип Тристана) и сбежала с ним. В итоге Найси был убит, а Дейрдре насильно отдана в жены Конхобару. Вскоре девушка покончила с собой.

Любовь существовала не только в литературе, но и в реальной жизни

Одна из самых пронзительных историй любви произошла в Париже в XII веке. У богатого местного жителя по имени Фульбер была племянница Элоиза. Для того чтобы девушка получала самые передовые знания того времени, дядя нанял для ее обучения блестящего философа и богослова Пьера Абеляра.

Несмотря на то что учителю было 37 лет, а ученице 17, они полюбили друг друга. Их связь обернулась рождением сына Астролябия. Абеляр был готов жениться на любимой, хотя ему в таком случае пришлось бы расстаться с карьерой богослова. Элоиза же мечтала о том, чтобы мужчина продолжал заниматься наукой, поэтому от брака отказалась. был женат 6 раз и, как утверждают историки, дважды - по большой любви.

Первой женой главы государства стала вдова его старшего брата Екатерина Арагонская. Этот брак тяготил его величество настолько, что в попытках развестись Генрих провел в Англии церковную реформацию. Дело в том, что Ватикан не позволял ему расторгнуть союз с супругой, поэтому король сменил католическую церковь на более лояльную англиканскую.

Второй женой Генриха стала Анна Болейн - главная любовь монарха. Говорят, именно благодаря этой девушке появилась самая знаменитая песня Средневековья - Greensleevs. По легенде, монарх написал текст баллады в ее честь. Жизнь второй супруги английского короля закончилась печально - через 3 года после свадьбы ее отправили на эшафот по подозрению в измене.

Затем замужем за Генрихом побывали фрейлина Джейн Сеймур и принцесса Анна Клевская. Первая умерла из-за осложнений после родов, со второй монарх мирно развелся. Им на смену пришла последняя любовь короля - юная Екатерина Говард. Она повторила судьбу Анны Болейн - ревнивый муж отправил ее на плаху, заподозрив в измене.

Шестой женой Генриха стала Екатерина Парр, которая была младше его на 10 лет. С ней правитель Англии прожил до самой смерти.

А вы бы хотели стать героиней или героем средневекового романа?

О куртуазной любви слышали многие, но мало кто понимает, что же именно скрывается за этим. Куртуазия стала своего рода религией средневековья, с ритуалами и культом Прекрасной Дамы. Слово «куртуазный» означает «придворный». И по началу куртуазность превозносила не даму, женщину, а рыцаря и его добродетели. Куртуазность была игрой мужчин для мужчин, которая вышла из салонов и превратилась в хороший тон.

Средневековая женщина и ее роль низводились к простому правилу - женщина принадлежит мужчине. Сначала она подчиняется отцу, затем мужу. Схоласты того времени искренне обсуждали на ученых советах вопрос - а есть ли у женщины душа. Жесткая субординация между полами превратила мужчину в божество, а женщину - в тело без души, которое призвано совращать умы и рожать детей. Большего не дано. И вот в среде рыцарей зародилось то, что по началу было призвано развлекать мужчин - куртуазная любовь, или «fine amour», то есть «утонченная любовь».

Модель любви была проста. «Юноша», то есть неженатый мужчина, влюбляется в замужнюю даму, жену сеньора. Причем, не стоит воображать, что влюбленность эта носила платонический характер. Под словом «любовь» в XII веке понимали исключительно плотское влечение, так что «юноша», простыми словами, хотел даму и, чтобы овладеть ею, подчинялся ей, подобно тому, как вассал подчиняется своему сеньору. Изначально все это было игрой, призванной изобразить мужчину, рыцаря, как благородного влюбленного. Правила игры запрещали грубость и насилие. А, кроме всего прочего, именно эта куртуазность стала отличать мужчин высшего круга от «деревенщин», неспособных испытывать муки любви к Прекрасной Даме. Куртуазия стала своего рода маркой престижа и была принята аристократией за правила хорошего тона, которые помогли женщинам средневековья выйти из многовековой зависимости и приниженности. Ведь образ Прекрасной Дамы - почти образ сеньора, властителя, ему подчинялись.

Подвиг во имя любви, совершенный по всем правилам, считался отличительным признаком успешного мужчины. Куртуазная любовь и поклонение Прекрасной Даме были символическим подвигом рыцаря.

Fine amour делала благородными и «правильными» не только мужчин, смелых и добродетельных, но и женщин, которым следовало быть осмотрительными и нелегкомысленными. Если уж падать с пьедестала, то по всем правилам. А правила гласили, что мужчина обязан завоевать даму, а та, увеличивая его пыл, если, конечно, она желала отдаться, в конце концов, принять в итоге дар его любви и пасть.

Этика куртуазной любви замечательно изложена в средневековом «Трактате о любви», принадлежащем Андрею Капеллану, придворному клирику французского короля.

В трактате куртуазным языком изложены правила и понятия любви.

«Любовь есть некоторая врожденная страсть, проистекающая из созерцания и неумеренного помышления о красоте чужого пола, под действием каковой страсти человек превыше всего ищет достичь объятий другого человека и в тех объятьях по обоюдному желанию совершить все, установленное любовью ».

Правила для любовников в «Трактате о любви» Капеллана гласили:

- супружество не есть причина к отказу любви
- всякий любовник пред взором, солюбовным ему, бледнеет
- при внезапном явлении солюбовника сердце любовниково трепещет
- только доблесть всякого делает достойным любви
- кто терзается любовным помыслом, тот мало спит и мало ест

Это своего рода набор уже готовых стереотипов поведения, описания которых можно найти в любом куртуазном романе или поэме того времени. Более того, эти образы, следующие правилам «чистой любви», кочуют из сюжета в сюжет и в современной культуре.

«Истинный влюбленный» не может прямо проявить свою любовь. Это оскорбит его Даму, что совсем неправильно. «Правильная» любовь может выразить себя в песне. Чем красивее песня, тем глубже и чище любовь. Неумеющий петь любит недостаточно сильно и «правильно». Внутреннее совершенствование - вот путь к сердцу Дамы. Хотя, скорее всего, любовь эта останется без ответа, ответную «правильную» любовь никто не запрещал. Напротив, дорога к ней и есть суть куртуазной любви. Сам же дар любви - лишь награда. На пути любви Дама могла показать, что испытывает приязнь к рыцарю, подарив ему шнурок, ленту или рукав. Некоторые исследователи видели в этом некий сексуальный фетишизм, символисты же и романтики, напротив, излишне возвышали путь «правильной» любви, который, собственно, не имел никаких высоких целей. Куртуазная любовь пыталась усовершенствовать человека через его физические переживания. В этом ее главное отличие от античного эроса и понимания любви на востоке.

Куртуазия предложила средневековому Западу новый тип отношений между мужчиной и женщиной. Положительный образ Прекрасной Дамы, добродетельной жены, матери, хозяйки сформировал новый женский идеал. В микрокосме куртуазного мира Женщина стала предметом поклонения и обожествления.

Сексуальная жизнь

В эпоху Средневековья сексуальные отношения были систематизированы церковью и обществом. В дошедших до нас источниках, описывающих эти отношения, сексуальная жизнь вообще находилась под запретом. Романтическая литература, фаблио или комические, а чаще всего непристойные рисованные образы не давали вообще никаких представлений о сексуальной жизни, так как в них вымысел настолько преобладал над реальностью, что судить по ним об этом виде человеческих взаимоотношений невозможно. Христианская нравственность базировалась на философском, медицинском и ритуальном наследии, завещанном Средневековью греко-латинской Античностью. В «Каноне» Авиценны, ставшем основой для медицинских теорий сексуальной жизни, сперма рассматривалась как самый чистый экстракт крови, то есть «жизнь в ее жидком состоянии», которая образовывалась в мозговых и зрительных центрах. Содрогание являлось усилием, требующим большого количества энергии, соответствующим двум кровопусканиям. Генетический капитал должен был расходоваться с умеренностью, так как частые половые сношения укорачивали жизнь, ослабляли тело и снижали умственную деятельность. Мужчине предстояло образумить женщину, так как она в большей степени была подвластна своим сексуальным желаниям и по развитию стояла ближе к миру животных. В области воспроизводства существовали две противоположных теории, согласно одной из них (теории Галена) два семени были необходимы для зарождения человеческой жизни. А по Аристотелю для этих целей было достаточно только одного семени – мужского.

В христианскую мораль проникла идея, что истинная святость несовместима с сексуальными отношениями, которые опорочивали ее, вследствие чего представители духовенства должны были полностью воздерживаться от сексуальной жизни.

Основные положения учения церкви о сексуальной жизни мы находим в речах и проповедях, произносимым церковниками вплоть до конца XII столетия. Следует отметить, что понятие нравственного падения и греха были тесно связаны с началом половой жизни, а девственность и целомудрие считались идеалами непорочности и ассоциировались с ангельской чистотой и добродетелью. В христианской антропологии сексуальная жизнь существовала только лишь в рамках брака для воспроизводства последующих поколений, хотя следует отметить, что церковь вмешивалась и в брачные отношения, устанавливая строгие правила поведения: половой акт должен был совершаться только в ночное время, по желанию мужчины и в позах, соответствующих человеческой природе. Противоестественные позиции, согласно церковникам, способствовали рождению чудовищ и уродов. Риск рождения ненормальных детей также усиливался при осуществлении полового акта в установленные церковью периоды воздержаний: сначала двести пятьдесят дней в году, начиная с XI в., постепенно были сведены к нескольким коротким промежуткам, за исключением воздержания во время Великого поста, беременности и покаяния женщины. Единственным способом ограничить рождаемость было целомудрие в браке, поскольку coitus interruptus (прерванный половой акт) ассоциировался с отклонениями от естественного поведения, и, следовательно, считался грехом. В XIII в. вследствие падения рождаемости и демографического кризиса, вызванных великой эпидемией чумы, церковь ввела некоторые послабления в строгие правила поведения в браке. Перед человечеством встала неотложная задача заселения земли, а не рая. Сексуальные контакты холостяка с проституткой больше не считались грехом. Церковь начала признавать, что copula carnalis (совокупления плоти) укрепляли брак, а жена отныне могла на законных основаниях подать жалобу в суд на половую немощь супруга, что подтверждают «Декреталии» Грациана, проиллюстрированные весьма красноречивым рисунком.

Естественные сексуальные отношения сопровождались удовольствием, которое также больше не осуждалось духовенством (если только оно было умеренным). Реабилитация сексуальных наслаждений сопровождалась безоговорочным запретом мастурбации, гомосексуализма и прочих отклонений от нормы, которые приписывали изгоям и «врагам» средневекового общества (еретикам, сарацинам, евреям и прокаженным). Вспомните о наказании, которому подвергли Изольду, отданную прокаженному Ивейну и его товарищам.

По дошедшим до нас сведениям мы можем сделать вывод, что, несмотря на запреты и ограничения церкви, существующая на тот период мораль предоставляла мужчинам полную свободу действий, отводя женщинам скромную второстепенную роль, превыше всего ценя в ней целомудрие и честность. До XI столетия в больших семьях превалировали родство по женской линии, частыми были разводы с бесплодной супругой, заключение гражданских союзов и супружеские измены, а в основе брачных отношений лежали светские ритуалы. Григорианская реформа, борясь с заключением свободных союзов в среде духовенства, пыталась внедрить в обществе христианскую модель брака, заключение которого превратилось, начиная с XIII в., в настоящий религиозный обряд. Но победа григорианской реформы была неполной: часть церковников продолжала скрытно от епископов свободное сожительство, за исключением некоторых скандальных случаев. Хотя и с отклонениями, которые церкви не удавалось устранить, христианская модель брака постепенно завоевывала общество. Кроме того, ввиду краткости земного существования (от десяти до двенадцати лет совместного проживания в браке в аристократических кругах), церкви пришлось дать разрешение на благословение повторных союзов. Проблемы, возникающие в связи с супружескими изменами, не всегда подпадали под церковную юрисдикцию, и часто решались правом кровной мести, а иногда любовников подвергали унизительным публичным наказаниям (например, они должны были пробежать абсолютно нагими по деревне). В XIII и XIV столетиях юристы почти приравнивали гражданские союзы к законно заключенному браку. К такому явлению, как проституция, в обществе было весьма снисходительное и терпимое отношение. И, наконец, разница в возрасте между супругами была довольно значительной и лишала их равноправия: юные девушки в 14–15 лет выходили замуж за вполне зрелых и состоявшихся мужчин. Цель брака – дать жизнь новому поколению – четко вписывалась в христианское понимание совместного проживания и подтверждалась традицией осыпать молодоженов зернами пшеницы, желая им при этом, чтобы их дом был полной чашей. Семьи, не имевшие детей, подвергались насмешкам и надругательствам. Хотя следует отметить, что аборты, вызываемые употреблением определенных растений, питьем настоев, а также случаи удушения младенцев были распространенным явлением, но чаще случались в городе, чем в деревне.

Из книги Солдаты последней империи (Записки недисциплинированного офицера) автора Чечило Виталий Иванович

Сексуальная жизнь полка Должность коменданта располагает к наблюдениям: ситуация в гарнизоне была мне известна куда лучше, чем особому отделу и политотделу вместе взятым. Как-то попалась мне одна военторговская баба с «наркотой». Предчувствуя успех, я начал её «колоть»

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги ВОСПЕВАЮЩИЕ БИТВУ автора Ветер Андрей

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Сексуальная магия Особенностью эпохи является применение сексуальной магии, которую Бурхард не обходит молчанием. Разумеется, во все времена встречаются женщины, одержимые страхом, что муж или возлюбленный бросит их. Однако способы борьбы с этой опасностью

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

1.5. Сексуальная эволюция предков человека Можно лишь гадать о половой жизни наших отдаленных предков, постепенно превращавшихся из обезьяны в человека. Ведь от них осталось немного костей, да куски обработанного камня. Это ничтожно мало для оценки сексуального

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Сексуальная жизнь Сексуальная активность, здоровая и находящаяся в рамках закона, - это благо. Более того, она является первой заповедью Господа, данной человеку в Бытии по окончании сотворения мира: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»29. Представление о

автора Бакленд Рэймонд

Из книги Цыгане. Тайны жизни и традиции автора Бакленд Рэймонд

Из книги «Утерянные годы Иисуса» автора Профет Элизабет Клэр

Из книги Стратегии счастливых пар автора Бадрак Валентин Владимирович

Сексуальная концепция Кажется, интимный мир Рихарда Вагнера невозможно и нелогично рассматривать в отрыве от его жизненной концепции в целом. Его эротические влечения идут вследза духовным восприятием, подчинены ему и находятся у него на службе. Но его эротическая

Из книги Цыгане. Тайны жизни и традиции [ёфицировано] автора Бакленд Рэймонд

Из книги Призрачные страницы истории автора Черняк Ефим Борисович

Сексуальная всемирная история Сексуальные темы затрагивались в истории, не говоря уже о литературе и искусстве, во все времена. Но только в наше время можно наблюдать формирование сексуальной версии всемирной истории. И подобно тому, как либеральная интерпретация

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

§ 10. Возникновение неоэгалитарного брака и неоэгалитарой семьи и иные изменения социальных отношений между полами. "Сексуальная революция" Все отмеченное выше наблюдалось и на ранних этапах развития капиталистического общества. Но капитализм же в дальнейшем привел к

автора Жета Касильда

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Кочеров Сергей Николаевич

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики профессор кафедры социально-гуманитарных наук

Kocherov Sergey Nikolayevich

National research University Higher school of Economics

PhD, professor of the Department of Social Sciences and Humanities

История любви. Любовь в средние века

Аннотация : В средневековьелюбовь развивалась под сильным влиянием религиозной веры и сословного деления общества. В рыцарской культуре она впервые предстала как гармония половой страсти и духовного союза мужчины и женщины, имеющей большое воспитательное значение для развития их личности. Но в силу особенностей средневекового общества такая любовь была возможна чаще вне брака, почему она и выступала силой, скорее разрушающей брачно-семейные отношения, чем скрепляющей их.

Ключевые слова : любовь, брак, семья, отношение к женщине в христианстве и исламе, рыцарская культура, мораль крестьянской общины.

The history of love.

Loveinthe middleages

Abstract: The Middle Ages saw love developing under significant influence of the religious belief and the estates of the realm system. It was the culture of chivalry that introduced love as a harmony of a sexual desire and a spiritual union of man and woman, being of considerable educative importance for the development of their personalities. However, due to the peculiarities of the medieval society, such love was possible mostly in non-marital relationship, thus acting as a power that rather destroyed marital and family relations than strengthened them.

Key words: love, marriage, family, attitudes towards women in Christianity and Islam, the knights’ culture, the morality of the peasant community.

История любви.

Любовь в средние века

Прежде чем приступить к анализу любви в Средние века, следует отметить характерные особенности сознаниясредневекового общества. Во-первых, оно было проникнуто религиозным духом и осмыслялозадание человека как спасение чистоты своей души в борьбе с соблазнами греховной плоти. Такое понимание человеческой жизни представляло все ее важные аспекты, включая отношения между полами, в контексте связи человека с Богом. Во-вторых, «чувство неуверенности - вот что влияло на умы и души людей Средневековья и определяло их поведение» . Ответом на эту тревожность могло быть как желание приобщиться к «жизни святой» (через монашество, укрощение плоти, участие в войнах за веру), так и стремление к переживанию радостей жизни «здесь и сейчас». В-третьих, данноеобщество, в своем развитом виде, воспринимало себятрехчастнымтелом, органическим единствомсословий молящихся , воюющих , работающих (oratores, bellatores, laboratores). Представителикаждого сословияимели общие род занятий и интересы, образ и смысл жизни, что побуждало их к общениюс членами своего «мира» и неучастию в жизнедеятельности людей из других «миров».

Любовь в раннем христианстве

Большое влияние на развитие любви оказало христианство,котороедаже называет себя «религией любви». Любовь, наряду с верой и надеждой,провозглашается в нем божественной ценностью. Правда, сам Иисус Христоспредпочитал говорить о любвипреимущественно в моральном аспекте, хотя и признавал естественность влечения полов друг к другу. Он исходил из той истины, что «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк, 10: 6-9). Поэтому Христос осуждал развод, ибо «всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует» (Лука, 16, 18).Принимая институт брака, он,тем не менее, предлагал человеку, ищущему Царства Небесного, воздержание от половых отношений, хотя признавал, что «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матфей, 19: 11). Однако Христос не проявлял ни нетерпимости к человеческим слабостям, ни недоброжелательства к женщинам, что ясно следует из его слов, сказанных прелюбодейке, спасенной им от побития камнями: «…Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанн, 8: 11).

Двойственное отношение к любви, представленное в «Евангелиях», было развито апостолом Павлом. С одной стороны, ему принадлежит одна из лучших речей, произнесенных во славу любви. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, -проповедует апостол, -а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы» (I-е коринф. 13: 1-8). С другой стороны, апостолутверждает: «…Хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (I-е коринф. 7: 1-2). Павел, как и некоторые святые раннего христианства,будучи сторонником безбрачия, т.е. полного отказа от половых отношений,допускал последние для мирянкак необходимое условие деторождения в браке, освященном церковью. В то же времяон выступалс идеей жесткой иерархии в отношениях между полами, отсутствующей в учении самого Христа, в евангельский период жизни которого мать играла более важную роль, чем его «земной отец» Иосиф. «…Всякому мужу глава Христос, - поучает апостол, - жене глава - муж, а Христу глава - Бог. …Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (I-е коринф. 11: 3, 8-9).

Раннее христианство, несомненно, повысило место и роль женщины в обществе, воспринимало ее как личность, но до признания ее равенства с мужчиной было очень далеко. Женщина, на словахобъявляемая «сестрой во Христе», на делеостается служанкой мужчины. Более того, как носительница первородного греха, наследница Евы, которая ввела в соблазн Адама, онасчитается более «нечистым» существом, чем мужчина. «Это ты, - обличал ее Тертуллиан, - создала вход для дьявола, ты сломала печать с того дерева и ты же обманула того, к кому не смог приблизиться дьявол! Так легко ты низвергнула мужчину, образ и подобие Бога. Ради твоей вины, должен был умереть также Сын Божий». Святой Антоний утверждал, что женщина «глава преступления, рука дьявола. Когда ты видишь женщину, то знай, что перед тобой не человек, не дикий зверь, а дьявол самолично» . Одним из проявлений женоненавистнических настроений в церкви было то, что на Маконском соборе (585 г.) «поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком» .В этой связи интересна эволюция в западном христианстве образа Марии Магдалины, которая из ученицы Христа, удостоенной чести первой увидеть Спасителя после его воскрешения, превращается в следующую за ним раскаявшуюся блудницу.

Таким образом, христианство,с одной стороны, возвысилопонимание любви до ее осмыслениякакдуховной связи личностей, восходящих в своем единении к Богу. С другой стороны, оно принизило чувственно-телесную основу любви, не видя в ней различия между чувственной радостьючеловека и «скотским наслаждением». Возможно, такое отношение к любви связано с присущим этой религии убеждением, что любовь человека к ближнему является проекцией его любви к Богу и не должнаоскверняться внесением в нее плотского начала.

Любовь на арабском Востоке

Отношение к любви между полами в странах Ближнего и Среднего Востока было обусловлено религией ислама, возникшей в начале VII века у арабских племен, населявших Аравийский полуостров. В Коране уделяется значительное внимание отношениям между полами, а сура 4 этой книги, священной для мусульман, называется «Женщины».Коран предписывает мужчинам заботиться о женщинах - матерях, сестрах, женах, дочерях и племянницах - и проявлять в отношении к ним справедливость. «Не разрешается вам, - говорит пророк Мухаммед мусульманам, - наследовать женам по принуждению. И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо» (4: 23(19)).

Вместе с тем в Коране не подлежит сомнению, что мужчины имеют власть над женщинами. «Мужья стоят над женами, - говорится в этой книге, - за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них…» (4: 38(34)). С идеей превосходствамужского пола связано дозволение пророка мужчинам жениться на двух, трех и четырех женщинах, при условии, что они могут их обеспечить. Понятно, что о том, чтобы разрешить состоятельным женщинам иметь нескольких мужей, не могло быть и речи. В отдельных местах признается, хотя и в более слабой форме, чем в христианстве, связь женского начала с врагом рода человеческого: «А кто придает Аллаху сотоварищей, тот заблудился далеким заблуждением. Они призывают помимо Него только женский пол; они призывают только сатану, отступника» (4: 116-117).

Специфичным здесь является то, что должное отношение мужчины к женщине в Коране показывается через призму имущественных отношений, весьма тщательно прописанных. При этом, по мнению некоторых ученых, как в Коране, так и в шариате (сводпредписаний ислама) реальная забота о защите имущественных прав женщины сочетается с невысокой оценкой ее как личности.Так В.В. Бартольд признавая, что «имущественные права женщины обеспечены шариатом в большей степени, чем многими европейскими сводами законов», утверждал, что, «женщина при исламе с самого начала оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине, чем была раньше» .Он ссылается, например, на то, что, когда Мухаммед в 630 г. вступил в Мекку во главе войска мусульман, он принял в народном собрании присягу сначала от мужчин, а потом от женщин. Эта женская присяга стала чуть ли не единственным в истории ислама примером массового участия женщин в общественнойжизни.

В первый век ислама женщины еще могли выступать с общественно значимой инициативой. Так, после убийства халифа Османа вдова пророка Аиша выступила против нового халифа Али и призвала жителей своего города либо воевать с ним, либо остаться в своих домах. Горожане сказали на это: «Пророк велел мужчинам сражаться, а женщинам сидеть дома; она делает то, что пророк велел нам, и велит нам делать то, что пророк велел ей». В средние века происходило постепенное ограничение права женщин ходитьнаравне с мужчинами в мечети. «Когда явилось стремлениелишить женщин права участия в общественном богослужении, - пишет В.В. Бартольд, - даже богословы видели в этом стремлении недопустимое новшество; тем не менее, оно везде одержало верх» .Одновременно понижалась и степень свободы женщины в ее частной жизни.

Такое изменение положение женщины было во многом связано с арабским завоеванием Ирана (652 г.), которое оказало двойственное влияние на арабскую культуру в целом и на отношения между полами в частности. С одной стороны, заимствование у иранцев гаремного быта, пришедшего на смену арабским родовым обычаям, по существу, ограничило женской половиной дома «жизненный мир» мусульманской женщины. С другой стороны,знакомствос богатыми культурными традициями покоренной ими Персии значительно расширило духовный кругозорарабских завоевателей.Благодаря синтезу двух восточных традиций появилась целая плеяда выдающихся поэтов мусульманского Востока, создавших возвышенные и чувственные, страстные и нежные, веселые и печальные стихи о любви. Арабо-персидская поэзия донесла до нас образы страстных влюбленных - Фархада и Ширин, Лейлы и Меджнуна, -которые оказали опосредованное влияние на любовную рыцарскую поэзию Западной Европы.При этом в арабско-персидской поэзии, как и в поэзии менестрелей и трубадуров, женщина ставилась на ту высоту, которой она не обладала в прозе жизни.

Любовь у европейского рыцарства

В XII-XIII веках в Европе возникает новое отношение к любви и понимание этого чувства.Его родиной стала Франция, а если точнее, область на юго-востоке этой страны- Прованс. Здесь южная знать, более чуткая к веяниям времени, чем северное дворянство, под влиянием искусстваантичности, воззрений арабского Востока и Испании, а также набирающей силу ереси катаров, создает новый идеал отношений между полами. Он возникает на основе расцвета культа Девы Марии, пронизанного верой в то, что мать Христа искупила грех Евы, а также переосмысления образа Марии Магдалины, личность которой наделяется аристократическими чертами.Одновременноначинается реабилитация человеческого тела.Еще папа Григорий Великий называл его «омерзительным одеянием души», а король Людовик Святой говорил: «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело» . Но то, что принижалось аскетическим христианством, прославлялось воинственным рыцарством, гордившимсясильными и красивыми телами своих героев и героинь.

В это время, совпавшее с эпохой крестовых походов,улучшилось положение знатных женщинв Европе, особенно на юге Франции и в Италии. Жены графов, баронов и рыцарей, годами воевавших в Святойземле, на время отсутствия мужей становились хозяйками их замков. Менестрели, трубадуры и миннезингеры, странствовавшие по дорогам и зарабатывавшие на жизнь сказаниями и песнями, не могли не учитывать запросы тех, от кого зависели их награда, угощение и защита. Даже если не связывать переход от героических поэм, в которыхженщины играют малозаметную роль, к куртуазным романам, где они поднимаются на недосягаемую высоту, исключительно с желанием поэтов угодить знатным дамам, нельзя отрицать важную роль женщин в появленииновой литературы. Вполне возможно, чтознаменитая Элеонора Аквитанская была той Дамой, которой посвятил свои кансоны Бертран де Борн, и достоверно известно, что роман Кретьенаде Труа«Рыцарь телеги, или Ланселот»был инспирированграфиней Марии Шампанской. Как бы то ни было, именно в песнях трубадуров и куртуазных романах миру был явлен романтический идеал рыцарской любви.

В соответствии с этим идеалом, рыцарь провозглашается слугой Прекрасной дамы, влюбленность в нее становится для него обязанностью, а умение слагать стихи в ее честь - одной из семи добродетелей. Любовь рыцаря должна быть верной, способной преодолевать трудные испытания, встречные соблазны и долгую разлуку. В идеале она имела платонический характер: наградой за служение была улыбка возлюбленной или возможность коснуться края ее платья, а высшей радостью поцелуй, которым она удостаивала рыцаря, -хотя даже в рыцарских романах влюбленные нередко находят счастье в обладании друг другом.Возвышенное отношение к Даме сердца в какой-то мере переносилось и на других женщин, которым рыцарь должен был предлагать свои услуги, оказывать покровительство, защищать от любой напасти. Однако такие обязательства налагались на рыцаря в его отношениях с дамами своего сословия - аристократками и дворянками, в то время как с мещанками и крестьянками он мог не церемониться.

В куртуазной, галантной любви, которая предписывалась рыцарю, нельзя не обнаружить игровое начало. Не случайно в рыцарской среде были такпопулярны турниры и суды, гдевлюбленные доказывали подлинностьсвоего чувства, проходя через различные состязания, в которых нередко участвовали и женщины, и разбор их поведенияв соответствии с правилами «науки любви». Игровой элемент вносил приятное разнообразие в жизнь сословия, в котором помолвки и браки заключались не на небесах, а по воле родителей. «Для идеала любви, - пишет Й. Хёйзинга, - прекрасного вымысла о верности, жертвенности не было места в трезвых материальных соображениях, касавшихся брака, в особенности брака аристократического. Этот идеал можно было переживать лишь в образах волшебной, одухотворенной игры. Турнир предлагал игру в романтическую любовь в ее героической форме. Пастораль облекала любовь в форму идиллии» .

При переходе от идеала к реальности оказывалось, что любовные чувства между мужчинами и женщинами не воспринимались в рыцарской среде как нравственное основание или необходимое условие заключения брака. Поэтому не следует удивляться, что среди множества инвектив в адрес рыцарей со стороны современников - разбой на дорогах, нарушение клятв, несоблюдение правил на поединках, жестокое обращение с пленными и т.д., - нередко встречается обвинение в том, что они поколачивали своих жен. Практика домашнего рукоприкладства была столь широко распространена, что ее не считали нужным скрывать даже авторы героических поэм. Так в «Песни о Нибелунгах» идеальный рыцарь Зигфрид совершенно уверен в том, что «обязанность мужчины - укоротить супруге язык не в меру длинный», а его жена Кримхильда без осуждения мужа признается, что ее «разгневанный супруг безжалостно побил» (862, 1-2; 894, 4). Как же мог сочетаться культ Прекрасной дамы с избиением своей жены? В этом не было противоречия, так как Прекрасная дама и жена рыцаря были двумя разными женщинами.

Известно, что Прекрасной дамой, как правило, становилась женщина, занимавшая в обществе более высокое положение, чем влюбленный в нее рыцарь, нередко жена его сеньора. Истории, в которых рыцарь влюбляется в жену собственного господина, отвечающую ему взаимностью, были очень популярны в рыцарской литературе. Так можно вспомнить знаменитые «любовные треугольники», которые образовали Тристан, Изольда и король Марк, или Ланселот, Гвиневра и король Артур. Хотя симпатии рассказчика и слушателей неизменно были на стороне влюбленных, к изменам своих жен рыцари относились крайне неодобрительно, подвергая их жестоким казням. При этом общественное мнение не возбраняло мужчинам иметь любовные связи на стороне. Поэтому трудно не согласиться с оценкой английской исследовательницы М. Гривс, которая определила роль мужчины-рыцаря в отношениях между полами, как «слуга в любви, господин в браке» .

Конечно, правы те ученые, которые констатируют как очевидность, что «куртуазная любовь была антиматримониальна» , что она являлась силой, не скрепляющей брак, а его разрушающей. Но она же создала первый идеал романтической любви в истории, окрашенный в яркие цвета бурных эмоций. От любовных страстей рыцари в романах бледнели, дышали так бурно, что лопались звенья их кольчуги, лишались ума, а их возлюбленные - худели, уходили в монастырь или прощались с жизнью. При всей условности идеала рыцарской любви, оторванного от реальной жизни, он имел большое значение для воспитания личности. На смену эротической культуры античности с ее культом любви к красивым юношам, пришла эротическая культура высокого средневековья с культом любви к прекрасной женщине. И это было достижение поистине исторического масштаба!

Любовь у крестьянства

«Любовь - занятие праздных», - говорили еще в древности. Развитие эротической культуры, обогащение телесной и душевной, моральной и эстетической сторон любовного чувства предполагает наличие свободного времени. Тяжелые условия существования, утомительный физический труд, патриархальность отношенийоставляют мало возможностей для постижения «науки страсти нежной». Положение крестьян еще более отягощалось их крепостной зависимостью от дворян, которые, по словам русского ученого С.С. Шашкова «смотрели на брак простонародья, как на случку лошадей и собак, полезную для них произведением на свет потомства» . В Европе феодалы пользовались правом «первой ночи», позволявшим им проводить брачную ночь с невестой зависимого крестьянинаили получить от него «брачный выкуп». В России помещики не имели «законной» власти надновобрачной, но полное бесправие крепостных делало крестьянок, по сути, беззащитными перед домогательствами их хозяев.

В брачные отношения крестьяне вступали по воле их родителей, исходивших преимущественно из хозяйственных соображений, причем часто практиковались ранние браки, когда молодые, будучи еще подростками, не были готовы к совместной жизни ни физически, ни духовно. Отношения между полами отличались грубостью, мужья часто били своих жен, что было укоренено в качестве обычая. Супружеские измены осуждались (особенно измена жены мужу), но в больших семьях их главы нередко принуждали своих младших снох к сожительству, что в России получило название «снохачество», широкое распространение которого отмечали И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, В. Д. Набоков. В крестьянском «мире», для которого семья была ячейкой общины, а брак - орудием деторождения,было мало простора для развития любовного чувства. Суть брачно-семейной жизни виделась членам сельской общины, прежде всего, в исполнении долга перед ней, и лишь потом в обретении любви («стерпится - слюбится»).

Но признание того, что долг перед общиной ставился выше любовной страсти, не означает, что крестьяне были неспособны к индивидуальной любви. Вывод Н.М. Карамзина - «И крестьянки любить умеют» -из его повести «Бедная Лиза» в свое время поразил дворянскую Россию своей жизненной правдой. Крестьянство внесло в историю любви высокое чувство долга, сознание ответственности за судьбу супруга и детей, в чем была особая заслуга женщин из этой среды. А борьба крестьян за отмену права «первой ночи», которая веласьв европейских странах, стала одним из импульсов к формированию чувства достоинства у «третьего сословия».

Таким образом, средневековьевошло в историю любви как эпохастановления этого чувства как гармонии половой страсти и духовного союза, за которымпризнается большое воспитательное значение для личности мужчин и женщин. Однако любовь в это время еще не воспринималась ни как нравственная основа, ни как необходимое условие брака. Более того, религиозная экзальтация, присущая средневековому обществу, выражалась в появлениине только рыцарских романов, где женщинапрославлялась как Прекрасная дама, но и трактатов наподобие «Молота ведьм», в которых она обличалась в качестве носительницы ереси и колдовства и служанки дьявола.

Литература :

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
  2. Сосновский А.В. Лики любви (Очерки истории половой морали). - М.: Знание, 1992. - 208 с.
  3. Григорий Турский. История франков. - М.: Наука, 1987. - 464 с.
  4. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М.: МГТУ, 1992. - 144 с.
  5. Оссовска М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. - М.: Прогресс, 1987. - 528 с.
  6. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. - М.: Наука, 1988. - 540 с.
  7. Greaves M. The Blazon of Honour: Studies in Mediaeval and Renaissance Magnanimity. - London: Methuen, 1964. - Pp. 142.