Классный час «Разговор о дружбе. Конспект классного часа в начальной школе «Жить без дружбы невозможно…

Классный час в начальной школе «Про дружбу».

Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Предварительная работа.
1. Подбор пословиц о дружбе.
2. Рисунки детей “О дружбе”.
Оборудование: Карточки со словами: друг, приятель, товарищ.
Плакат, краски, ножницы, карандаши, бумага цветная, клей.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
    Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов.
    - Улыбнитесь друг другу.
    - Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
    - Пожмите дружески руки друг другу.

2. Речевая разминка.

На доске написано предложение:

Друг – это тот, кто…

Ребята по цепочке передают друг другу игрушку-талисман класса и называют имя своего друга.

В словаре С. Ожегова так объясняется значение этого слова:

  • ДРУГ – человек, связанный с кем-то дружбой. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

На экране слова, которые обозначают различные поступки людей в разброс.

Выберите те слова, которые характеризуют друзей.

Как должен поступать настоящий друг?

Выручать Завидовать

Поддерживать Обзывать

Говорить правду Командовать

Делиться Жадничать

Уважать Ябедничать

Помогать Обижать

Уметь радоваться Драться

чужим успехам

3. Вступительное слово учителя.
Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
Верно! Но наша радуга будет необычной /на листочках восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги их можно прочитать/:
Обществу - красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет
Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? /О дружбе./
4. Беседа о дружбе:
1. На доске слова: друг, приятель, товарищ.
– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?
2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба?
3. Рассказ учителя.
– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Физминутка.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали

И к груди своей прижали,

С этим лучиком в груди,

Ты на мир добрей гляди.


5. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа четырехклассников.
- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.
- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.
- Как поступить в такой ситуации?

4. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! - подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? - закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.)
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
6. Законы дружного коллектива:
Выведем основные законы коллективной жизни.
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не
падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Потренируемся в их выполнении.
7. Тренинг.
Игра 1. “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
Игра 2. “Круговая беседа”.
Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова “Я чувствую себя счастливым, когда ……”.
Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга, послушайте эти слова:
Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити, нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните, надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
8. Качества настоящего друга.
1. Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ Предлагаю детям обвести свою ладонь на листе цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с радугой.
2. О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Старый друг лучше …../новых двух/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

9. Рассказывание стихотворения.
– Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить. Но если кто-то прикидывает: «А что я буду с этого иметь?», то это не дружба, потому что дружба всегда бескорыстна. Вот как об этом в своем стихотворении пишет Агния Барто. (читает ученик).
“Требуется друг”
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
Вывод: Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Выскажите свои мнения на этот счет.
10. Итог классного часа: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

На тему «О себе, о дружбе, о друзьях...»

Цели и задачи

— формировать понятие дружбы;

— учить детей вживаться в чужой опыт и понимать особенности переживаний другого;

— развивать внимание, мышление, речь.

Оборудование

Журнальный столик, маленький поднос, карточки с вопросами, красивый камень размером с кулак.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель . Сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе — одном из самых важных чувств, испытываемых человеком.

Друзья, если они настоящие, — верные спутники нашей жизни. Они иногда бывают ближе, чем родственники. Им можно довериться, поплакаться в жилетку, они никогда не оставят в беде. Когда случается неприятность, не желая расстраивать родителей, особенно если они пожилые и очень за нас волнуются, мы спешим к друзьям, чтобы рассказать о своей проблеме, облегчить душу.

Так поступают взрослые. Но вы — дети и еще только учитесь дружить, выбирать себе друзей, которые, возможно, останутся ими на всю жизнь. Дружба проверяется годами. Кто-то останется с вами рядом и будет рад всегда подставить вам свое надежное плечо, кто-то разочарует вас, оставит при возникновении малейших проблем. Как сложатся ваши отношения, будет зависеть и от вас, и от вашего друга, потому что дружба — это обязательно взаимодействие людей. И если оба чувствуют духовную связь, необходимость в общении, тянутся друг к другу, стоят друг за друга горой — это и есть настоящая дружба.

Развивающее задание «Собери пословицу» (Работа в парах)

Учитель. Неслучайно в народе существует огромное количество пословиц на тему дружбы.

Дети получают набор полосок. На каждой полоске записано одно слово пословицы. Задача: каждой паре составить из полосок пословицу.

Пословицы

Дружба дороже денег.

Друга узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Крепкая дружба дороже богатства.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Старый друг лучше новых двух.

На деньги друга не купишь.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Игра «Истории из жизни»

Учитель. Детство — очень важное время для осознания понятия «дружба», когда, наверное, каждый ребенок спрашивает себя: кто такой друг? Для чего он нужен? Умею ли я быть другом?

Предлагаю вам поиграть в игру «Истории из жизни».

Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы все будем рассказывать друг другу истории из своей жизни. Нам на помощь придет вот этот маленький поднос на столике, на подносе лежат карточки с вопросами и заданиями — это темы для разговора. Если вы станете честно и откровенно отвечать на вопросы, то мы сможем многое узнать друг о друге, о чем раньше и не догадывались, и по-новому посмотреть друг на друга. Быть может, кого-то это сблизит, и у нас в классе станет больше друзей.

Сейчас одному из вас я дам в руки камень. (Учитель демонстрирует камень.) Он называется «Камень повествования». Говорить может только тот, у кого в руках этот камень. Остальные должны очень внимательно и терпеливо слушать. В конце игры каждый поделится своими впечатлениями.

Итак, я вручаю камень повествования... (Алеше).

Ребенок получает камень и, не выбирая, берет карточку, читает задание или вопрос и отвечает.

Карточки

♦ Расскажи, где ты родился и каковы твои самые яркие детские воспоминания.

♦ Помнишь ли ты, как пришел первый раз в первый класс? Каковы были твои впечатления?

♦ Расскажи о своей семье. Что ты особенно в ней любишь?

♦ Какой ты представляешь свою взрослую жизнь?

♦ Случается ли, что ровесники тебя обижают? Как ты к этому относишься?

♦ Какие обязанности по дому у тебя существуют и как ты к ним относишься?

♦ Расскажи интересную историю о ком-либо из своих друзей. Что вас притягивает друг к другу?

♦ Расскажи о своем достижении, которым ты особенно гордишься.

♦ Какие праздники существуют в вашей семье? Как вы их отмечаете?

♦ Есть ли у тебя дома животные? Как вообще ты относишься к животным?

♦ Что ты думаешь о своих одноклассниках?

Вопросы для обсуждения:

— Было ли у вас ощущение, что вас внимательно слушают?

— Какие эмоции вы испытывали во время рассказа?

— Что нового вы узнали?

— Стали ли понимать кого-либо из детей лучше? (Отклик детей.)

Слово учителя. «Быть другом нелегко»

Учитель . Вы, наверно, заметили, что есть люди веселые, общительные — у таких, как правило, много друзей. Есть скромные, незаметные, ничем особенно не выделяющиеся — у них обычно друзей мало или нет вообще. Но яркая внешность и легкий характер еще не гарантируют прочности дружбы. Выбирая себе друга, нужно повнимательней всматриваться в человека: чем он интересуется, как относится к окружающим, каковы его взгляды на разные вещи; умеет ли он отстаивать свое мнение или идет на поводу у другой, более яркой личности; имеет ли вредные привычки или сторонник здорового образа жизни...Словом, чтобы друга узнать, надо с ним пуд соли съесть.

Быть другом нелегко. Умение думать прежде всего о друге, а потом о себе или о друге и себе нераздельно — это главный признак дружбы. У эгоистов друзей не бывает, могут быть только приятели — а это разные понятия.

Игра «Комментарий»

Учитель. Интересно узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в теме «Дружба». Предлагаю вам поиграть в игру «Комментарий».

Описание игры . На доске записаны фразы на данную тему. Учитель читает первую. Желающий Ученик комментирует ее, то есть говорит все, что он думает по данному вопросу. Возможны дополнения других учеников. Затем ученик, комментировавший первую фразу, читает на доске вторую. Желающий комментирует ее, и т. д.

Фразы для комментария

Не со всяким человеком хочется дружить.

Нужно уметь отличать друзей от приятелей или товарищей.

Я думаю, настоящий друг — это тот, кто...

Мальчишки не умеют дружить с девчонками!

Интересно, чья дружба крепче — женская или мужская?

Говорят, друг познается не в беде, а в радости.

Друг мой — третье мое плечо.

Учитель . Как можно доказать свою дружбу и надо ли? Продолжите фразу: «Если у меня выйдет размолвка с другом...»

Подведение итогов

Учитель. Конечно, вы еще только учитесь выбирать друзей и быть друзьями. И на этом долгом пути бывает всякое: обиды, ссоры, драки, недомолвки... Нужно уметь прощать, быть терпимым и никогда не рубить сплеча:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился —

Ты ему греха не поминай.

Р. Гамзатов

Закончить классный час я хочу на веселой ноте. Послушайте притчу «О рыцаре».

Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон.

Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:

— Рыцарь, ты чего хотел-то?

Рыцарь отвечает:

— Воды попить.

— Ну, так и пил бы...

Учитель . Учитесь слушать друг друга, отношения выясняйте не кулаками, а словами.

Классный час для учащихся начальных классов «Учись дорожить школьной дружбой»

Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы; познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей.

Оформление доски : плакат с эпиграфами: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам», «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается» (Ф. Ларошфуко).

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Я предлагаю вам сегодня обменяться мнениями по такой теме: «Учись дорожить школьной дружбой».

Может быть, мы и поспорим немного. А ведь, как известно, в споре рождается истина.

II. Разговор о первом друге.

Какой он мой друг? И почему он бесценен?

Друзья, я хочу, чтобы сегодня в нашем разговоре каждый принял участие, каждый высказал свое мнение. Итак, я приглашаю для разговора всех учащихся.

Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: Он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков ваш друг? Я знаю, что у некоторых ребят пока нет друга или подруги среди сверстников. Пожалуйста, вам слово.

Учащиеся рассказывают о своих друзьях.

Вопросы по ходу рассказа:

Почему он твой первый друг?

Почему он бесценный?

Ребята, а как вы думаете, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы он стал кому-то другом?

Вы, наверное, знаете, что есть такая поговорка: «Пойду с ним в разведку». Как вы полагаете, что бы это значило?

А с кем из класса каждый бы пошел в разведку?

Дети отвечают.

Ребята, вы заметили, что рассказываете иногда о людях, которые учатся в другой школе, в другом классе. Этих друзей вы приобрели давно, но они по-прежнему важны для вас, потому что они - первые друзья.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы кто-то мог назвать его другом? (Тот, кто никогда не подведет, кому можно доверить секрет, кто честно выскажет свое мнение о вашем поступке.)

Какими правилами нужно руководствоваться, чтобы приобрести друзей?

Есть книга, которая называется «Как завоевать друзей». Ее автор Д. Карнеги дает советы, к которым стоит прислушаться.

Правила:

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Ребята, а знаете ли вы стихи о друге, о дружбе? А песни?

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен. Мне хочется, чтобы вы послушали «Песню о друге» (в исполнении В. Высоцкого).

Дети слушают в записи песню.

Этой песне уже очень много лет. Ее, наверное, в таком же возрасте слушали ваши родители. Как вы думаете, почему людям до сих пор нравится эта песня? (Потому что дружба всегда важна для человека.)

Настоящий друг во все времена - величайшая ценность.

Я сейчас дам вам свиток, а вы напишите по одному качеству, которое цените в друге, в дружбе. Таким образом, получится собирательный образ друга.

Учащиеся пишут, в это время звучит какая-нибудь музыка, имеющаяся в распоряжении организаторов и соответствующая теме.

Понятие «друг» неразрывно связано с понятием «дружба». Как известно из детской песенки, «дружба начинается с улыбки». Что лежит в основе дружбы? Да, доброта, доброжелательность, уважение и внимание, стремление понять друг друга, разделить радость и печаль, уметь быть благодарным и нести радость другому. Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого бы не было легенд и пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки?

Учащиеся отвечают.

Пословицы и поговорки:

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

Дружба не гриб - в лесу не найдешь.

Друга иметь не убыток.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

По своему происхождению слово «дружба» тесно связано с таким понятием, как «родственная близость»; выражения «друзья» и «братья» некогда звучали почти одинаково.

Дружба предполагает взаимопомощь, сходство чувств, переживаний, недаром близкого друга часто называют собственным, то есть другим, «>1».

Вопрос классу:

А как вы понимаете такое выражение: «До дружбы надо вырасти»?

Ребята высказывают свои мнения по данному вопросу.

Знаменитый философ Вольтер считал, что «глаза дружбы редко ошибаются». Итак, Шекспир считал, что настоящий друг везде верен: в счастье и беде, а Вольтер - что «глаза дружбы редко ошибаются». Видите, какой большой смысл вкладывается великими людьми в понятие «дружба».

Как вы считаете, при каких условиях или с чего в нашем классе может завязаться дружба в коллективе и у отдельных ребят друг с другом?

Дети отвечают.

Конечно, именно с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, замеченным, ощутить потребность в себе. Это исток дружбы. Очень хороший педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое».

Подумайте, ребята, о потребности в человеке. Ведь это именно то, с чего начинаются поиски близкого тебе, понимающего тебя. А из этого следует, что в основе дружбы лежит именно понимание, причем сочувствующее понимание близкого человека.

А как проявляются начинающиеся дружеские чувства, в чем они выражаются?

Ребята осмысливают сказанное, высказываются сами.

Вспомните, как поется в одной из популярных детских песенок. Ведь это верно, ребята, дружба действительно начинается с улыбки. Как вы думаете, почему? (В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого и начинаются дружеские отношения.)

Часто ли мы видим в нашем классе улыбку расположения и доброго отношения друг к другу?

Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?

Дети отвечают.

Давайте проведем маленький эксперимент, чтобы определить общее мнение. Мы вместе напишем небольшой творческий Рассказ о классе, автором рассказа будет каждый из вас. Потом

сравним ваши записи и сделаем не только вывод, но и составим план нашего пути до настоящей школьной коллективной дружбы.

Учитель читает рассказ, а дети вставляют свои мысли, рассуждения, ответы. Каждую мысль надо писать с новой строки, чтобы удобнее было разобраться.

Рассказ

В классе проходил классный час, посвященный коллективу. «Ребята, - спросила учительница, - как бы вы назвали наш разговор?» (Дети пишут названия.) «О чем в отношении друг к другу вы хотели вы поговорить сегодня?» (Дети записывают.) «Я считаю, - сказала Света, - что нам в первую очередь надо говорить о внимательности друг к другу. Ведь это самое главное. Вот пуст ь ребята скажут, что такое внимательность». (Дети пишут.)

«А ты лучше скажи сама, бываешь ли ты заботлива к другим или только о себе думаешь?» - выкрикнул Петя.

«Не надо пререкаться, - попросила учительница. - Пусть лучше каждый вспомнит какой-то пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение. Это ведь и есть внимательность». (Ребята записывают примеры. Таких примеров дети привели немного.)

«Вот видите, - сказала учительница, - значит, в нашем классе не хватает существенного - заботливого и чуткого отношения к другому. А как вы думаете, почему это происходит?» (Ребята записывают ответ.)

«Что же мы должны решить на сегодняшнем собрании? До чего договориться? Давайте каждый внесет свои предложения». (Ребята записывают свои предложения.)

III. Заключительная часть.

Ребята, обсуждать вставленные в рассказ суждения мы будем на следующем классном часе.

Я думаю, что все мы будем стараться, чтобы все наши мероприятия, разговоры, беседы, праздники послужили началом интересной и богатой по содержанию дружбы в нашем коллективе.

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты -

Ведь это все любви

Счастливые моменты...

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова...


I. Организационный момент.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
(Дети поднимают карточку – «настроение» .)

II. Стадия вызова.
Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нужно нам загадку разгадать:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./
(На доске рисунок радуги, но бесцветной)

Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги их можно прочитать/:
Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство
- Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
– О чем будем говорить? /О дружбе./
Слайд № 1 « Дружба» Звучит песня В.Шаинского "О дружбе”. /"Дружба верная…”./
- О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

III. Целеполагание.

Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
- Что бы вы хотели узнать?
- Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов.
Слайд №2 (1). Что такое дружба?
Кто такой друг?
Что значит дружить?

IV. Беседа о Дружбе.

1.- Какое прекрасное слово «Дружба».
Произнесите это слово. Что вы представляете себе?
Ученики: - вспоминаю друг, с которым интересно играть, читать новую книгу;
- вспоминаю подругу с которой можно посекретничать;
- вспоминаю маму;
- вспоминаю четвероного друга, любимую кошку;

Отрывок из стихотворения Л. Измайлова « Монолог о дружбе».
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.

(Выставка книг о друзьях и дружбе)

Посмотрите на выставку книг. Здесь пред¬ставлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то - в меньшей. В сво¬бодное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях»
.
2. Учитель проводит викторину.

Собрались однажды четыре музыканта, по¬дружились. Вместе концерты давали, вместе раз¬бойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

Какая девочка выручила своего друга из ледо¬вого плена? Вызывает ли у вас уважение ее посту¬пок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

Этот герой бухнулся на кровать и, схватив¬шись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)

Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей - Дениску Кораблева и Миш¬ку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассни¬ки решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)

У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)

Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

V. Физкультминутка:
-Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.

3. Беседа о друге.
- Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом.

У кого из вас друзья - взрослые?
- Почему вам нравится иметь взрослого друга?
-Чему он может вас научить?
- Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?
Вывод: взрос¬лый опытнее, он помощник, советчик.
- Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Неда¬ром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
- Для чего дружить ровесникам?
Дети отвечают.
Ангелина читает стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи»
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются
Все слова на букву "К",
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!

Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!

Вывод: у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.
- Есть ли у вас друзья-животные?
- Какие?
- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
- Что самое хорошее в дружбе с животным?
Дети отвечают.
Вывод: преданность, верность животных. Забо¬та о них согревает сердце.
Алеша читает стих-ие Т.Агибаловой « У меня теперь есть друг»
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь
ПОКАЗ МУЛЬТФИЛЬМА.
- Какая главная мысль этого произведения?
- Почему так важно иметь воображаемого друга? Сделайте вывод.
Вывод: такой друг развеет тоску, одиночество, научит фантазировать.
- Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящим. А что значит настоящий друг?

4. Работа в группах.

Задание. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.
В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску.
- Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.)
- Назовите из этих качеств, 1 которое есть у вас.
- Зачеркните слова – качества, которыми не должен обладать настоящий друг.
Какое надежное и емкое слово дружба.
А кто такой друг? Вы писали свои высказывания о друге, давайте прочитаем их.
Слайд №3
- поможет в трудные минуты;
- выручит, когда ты окажешься в беде;
- тебя понимает лучше всех;
- поделится последним куском хлеба;
- ничего не пожалеет для тебя;
- которому можно рассказать все свои секреты.

А это определение слова друг из словаря.
Слайд №4 Друг – это человек, который связан с кем – нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

5. Беседа о дружбе.

А вот как понимает слово «дружба» ваши ровесники.
Ученики читает стихотворение «Что такое дружба».
- Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
-Спросила я у зверя:
-Что такое дружба?
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- Прочитайте определение слова «дружба» из словаря В.И.Даля.
Слайд№5 Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за "красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
- Послушайте стих-ие « Требуется друг», которое прочитает Люда.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!”
VI. Релаксация под спокойную музыку.
Слайд № 6.
Закройте глаза.
Дыхание ровное.
Представьте место, где вы можете отдохнуть.
Море, солнышко, плещется вода.
Вы лежите на теплом песочке, солнечные лучики ласково касаются вас.
Почувствуйте их тепло. Вам хорошо, спокойно. Рядом с вами ваши друзья,
Вы чувствуете их поддержку.
А теперь медленно возвращаемся в класс. Открываем глаза.

6. Работа в группах.

Задание. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете?

Слайд № 7 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней
Слайд № 8. Нет друга ищи, а найдешь береги.
Не мил и свет, когда друга нет.
Слайд № 9. С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

7. Работа в группах.

Составьте законы дружбы и запишите их на сердечках. (У каждой группы 2 сердечка.)
- Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце.
Дети наклеивают свои сердечки.
- Посмотрите, оно как будто забилось.
- Давайте прочитаем правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский.
Слайд № 10 «Правила дружбы» Сухомлинского

Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке.
- Не обманывай друга ни в чём.
- Будь с ним честен.
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом
- Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
8. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: "Как бы я поступил?”.
Слайд № 11. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
Слайд № 12. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Слайд № 13. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
9. Игра. "Давайте говорить друг другу комплименты”.
Все ребята встают в круг. Передают друг другу горящую свечу и говорят комплименты или хвалят за что-либо.
10. Вывод:
- Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.
VII. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.
Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.
Слайд № 14. Продолжи предложения
Классный час заставил меня задуматься ….
Навел меня на размышления ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с классного часа.