10 месячный ребенок кусается. Почему ребенок кусается и что делать в этом случае. Иногда родителям тоже нужно поработать над собой

Татьяна Оберемок
Что делать, если ребенок кусается?

С проблемой того, что ребенок кусается , сталкиваются и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста.

Почему ребенок кусается ? Что делать ? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.

Причины того, что ребенок кусается , могут быть разнообразны.

1. Возможно, родители используют множество запретов или физически наказывают ребенка . С помощью кусания ребенок выражает протест против запретов, выказывая, таким образом, свой гнев.

2. При недостатке внимания малыш кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают. При избыточном внимании со стороны родителей или одного из них, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем людям, которые, по его мнению, отнимают его «законную собственность» – маму.

3. Закрепление и проигрывание ребенком тех моделей поведения, которые он видит в семье или в группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребенок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые.

4. Часто дети кусаются , выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

5. У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

6. После 3 лет, дети обычно кусаются , когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются , необходимо показать психологу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Для того чтобы ребенка отучить кусаться , необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается , по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребенку , присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее : «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей . Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше ».

Каждый раз, когда взрослый видит, что ребенок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ""кусаться нельзя !"". На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

Не следует кусать ребенка в ответ , иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Нельзя кричать или бить ребенка . Кого-либо кусая , ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает . Наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Приказывая ребенку , не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка , могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Помогите ребенку научиться выражать свои чувства словами. Например, «ты, наверное, злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся ».

Рекомендуется, отыграть с ребенком ролевую игру . Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку . Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться» , «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и так далее, и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой» , испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия) . Правильная тактика : научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться , можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты дают ребенку время для того , чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли , что кусание неприемлемо . Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребенку предлагается побыть одному пять минут и подумать : «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребенка заключается в следующем : он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то , что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату , убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок будет отвлекаться и это сведет на нет все ваши воспитательные действия. Ребенку должно быть скучно , первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно .

Отвлеките ребенка , которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.

Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска

Как уверял дедушка Фрейд, все мы хотим одновременно съесть и уничтожить то, что любим. Но взрослые достаточно разумны и мудры, чтобы понять невозможность воплощения этого противоречивого позыва и примириться.

Дети только начинают быть разумными и мудрыми. Им тяжело совладать с желанием из-за незрелости центральной нервной системы: возбуждение из очага эмоций легко охватывает бόльшую часть мозга и активирует двигательную активность. Поэтому и радостные, и огорчённые тоддлеры стискивают, колошматят, бегают, крутятся и у них это не проявление агрессии.

Поэтому у меня нет других советов для вашей крохи, кроме как: «Маму грызть нельзя, потому что я против» и подготовленной среды.

Тот, кто имеет много пространства для самореализации, довольно сговорчив. «Тут воду не льём, только сюда» - «Ок». «В этой зоне красим краской, карандашами, пластилином, а в других местах не рисуем» - «Ладно».«Вот мои ложки-вилки-ножи-кастрюли-тарелки-стаканы-кувшины, а это твоя утварь, и трогать её нельзя» - «Хорошо, ты тоже мою вилку без спроса не бери».

В год и три обычно интересно знать, как надо и как не надо, познания на эту тему легко становятся предметом гордости. Главное, чтобы простор для свободных действий был привлекательным. Если на одно малюсенькое «Ну, поиграй» приходится два гектара «Вова, перестань», ожидать лояльности от малыша не стоит.

Что делать, если ребёнок кусает маму

  • Взаимодействуйте активно. Считается, что папам проще подбрасывать, кружить, баловаться и возиться с детьми, и поэтому они чаще так играют. Но почти всегда отец - работающий родитель. Так что причина не только в том, что ему удобно так играть, но и в том, что детям так удобнее выплеснуть энергию, скопившуюся за время скучания по значимому взрослому, которого целый день не было. Можно не только тормошить, но и какой-то хитростью сместить внимание, уменьшая удобство кусания: щекотать, кружить, закатывать в плотное одеяло, целовать пятки.
  • Поищите подходящую интонацию. Иногда тоддлер неправильно понимает «сказанное строго» как пугающий или агрессивный посыл. В каком голосе ему услышатся твёрдость, огорчение, забота? Ваша задача не осудить, а дать понять, что так делать нельзя. При этом несправедливо отвергать ребёнка, который продержался так долго без вас и теперь жаждет наверстать упущенное.
  • Увёртывайтесь, но не прекращайте обниматься. Перед вами стоит сложная акробатическая задача: отклоняться от нежелательного поведения, осуждая укусы решительно, спокойно и корректно, но продолжать обнимать, не прерывать контакт.
  • Предлагайте альтернативу. Параллельно пробуйте новое: чтобы было больше конструктивных вариантов приложения энтузиазма. Разнообразные игры с водой оттягивают на себя лишнее напряжение. Живителен такой контекст, в котором малыш может побыть с мамой один на один. Пусть ненадолго, но совершенно безраздельно ему принадлежит маленький кусочек вашего внимания. Иногда детям для счастья нужно меньше, чем мы думаем. Прыгать вокруг и по уставшему взрослому, который лёг на диван или ковёр - любимейшее развлечение, которому все возрасты покорны. На моих глазах школьники в детском лагере изобрели и с восторгом предавались забаве «в зайца»: вожатый объявляется зайцем, убегает от ребятни, потом толпа его догоняет, валит и все обнимаются.
  • Придумайте ритуал встречи. Ищите приятные вам обоим формы ласки, чтобы создать ритуал встречи. Гладьте малыша по спинке, предложите ему помочь вам раздеться и убрать вещи на место. Всего не перечислить, ищите что-нибудь особенное именно для вашей семьи.

Если ребёнок кусает маму не только при встрече, то это хотя бы частично может быть предсказуемо. Задача опять же вовремя обнять, не давая возможности грызть, если вы подозреваете, что малыш к этому близок. И каждый раз повторять: «Я не разрешаю себя кусать». После произнесения этой фразы вы всеми способами должны физически не дать укусить, а то для малыша не будет смысла в ваших словах.

И почаще обнимайте кусачих, подросших и самостоятельных, даже интровертов - аккуратно и в приемлемой для них форме. Даже тех, кто боится щекотки. В общем всех и всегда, но с учётом их потребностей и ваших возможностей.

Родители с нетерпением ждут прорезывания первых зубов. Еще бы! Малыш растет не по дням, а по часам, взрослеет. Увы, перемены происходят не всегда в лучшую сторону. И это закономерно. Но что делать, если тихий и спокойный ребенок вдруг начал кусать маму с папой, драться, дергать за волосы, щипаться, словом, всячески переходить границы дозволенного. Без паники, давайте выясним, почему ребенок кусается , тогда сразу все встанет на свои места.

Почему дети кусаются?

Основной причиной такого дерзкого поведения являются эмоции , которые свойственны всем людям, даже очень маленьким. Чаще всего манеры и способы эмоционального самовыражения дети перенимают у родителей. В семьях, где взрослые спокойны и уравновешены, не говорят на повышенных тонах, отношения строятся на взаимоуважении и понимании. Поэтому чадо вряд ли будет кусаться .

Кусанием малыш может выражать злость, ревность или обиду. Как правило, кусающиеся дети несамостоятельны, за них многое решают родители, наказывая за непослушание. Малыш чувствует негатив, поэтому и свои эмоции проявляет подобным образом: начинает кусаться .

Плохой эмоциональный фон делает детей нервными. Они более подвержены вредным привычкам и параллельно с кусанием часто грызут ногти и ковыряют в носу. Это своеобразный протест со стороны малыша, который пока еще не умеет выражать свои мысли словами и использует доступные ему средства. Сдерживание эмоций, в свою очередь, может развить психическое состояние, именуемое термином «гиперактивный ребенок».

Кусание, случается, провоцируют и положительные эмоции , такие как радость, восторг. Соскучившись по папе, кроха может укусить его, когда тот вернется с работы. Ребенок обрадован, бежит навстречу, обнимает, а затем внезапно кусает за руку. Просто ему трудно показать свои чувства по-иному.

Взгляните на себя со стороны. Вероятно, ребенку не достает вашего внимания , и он старается завоевать его всеми доступными средствами. Нередко мама бывает укушена во время продолжительного разговора по телефону, когда малышу становится скучно, и он извелся от ожидания.

Типичные ошибки родителей:

  1. Попробовать дать сдачи. Даже легкий укус демонстрирует ребенку, что кусать не воспрещается. Ведь наши дети у НАС всему учатся и НАМ подражают. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
  2. Притвориться, что плачете. Часто дети воспринимают мамины притворства чем-то вроде игры или представления, которое является очень увлекательным для ребенка. Малыш будет ждать продолжения игры и повторять свои действия, чтобы заставить маму еще раз показать «спектакль».
  3. Стыдить ребенка. Смысл слов «Как тебе не стыдно!» в силу возраста мало понятен малышу. О стыде он узнает гораздо позже.

Советы психологов:

— Снять напряженность и нервозность поможет смена деятельности. Эффективно чередовать спокойные занятия (рисование или чтение сказок) со спортивными играми.

— Родителям необходимо разобраться, когда и при каких обстоятельствах ребенок чаще всего кусается. В будущем следует избегать провоцирующих ситуаций. Постарайтесь объяснить ребенку, что так неприлично выражать свои эмоции в обществе нормальных людей и агрессивность поведения недопустима. Говорите с уверенностью, спокойным тоном, а, главное, регулярно, чтобы малыш все усвоил.

— Как только ребенок причинит вам боль, скажите «мне больно» или «мне неприятно». Объясните, что это не игра. То же касается и ситуаций, если ребенок дерется. Не надо кричать и ругаться. Твердо, резко перехватите руку и лишите возможности ударить. Если после этого ребенок еще раз занес руку, постарайтесь отстраниться. Объясните, что вам неприятно, когда с вами так поступают. После такой попытки не стоит брать ребенка на руки, но и не стоит доводить его до крика и отчаянного плача. Просто отойдите, повторив, что его поведение вам неприятно. Например, если вы вместе играли, приостановите игру и покиньте помещение. Подтвердите слова действием. И обязательно дайте понять ребенку, что плохой не он сам, а его поступок.

— Заметив, что ребенок направился к другому малышу с явным намерением укусить, прикройте ему рот рукой. Таким образом вы предотвратите укус. Скажите решительно, что «кусаться плохо и недопустимо». Главное – действовать строго и решительно, чтобы малыш понял, как некрасиво он поступает. В подобных ситуациях абсолютно все члены семьи должны придерживаться одной линии поведения, поддерживать друг друга, демонстрируя ребенку, что подобное его поведение не одобряется.

— Если ребёнок все же умудрился укусить другого малыша — успокойте обоих. Часто укус бывает настолько болезненным, что укушенный ребенок впадает в истерику и громко плачет. Также пугается и обидчик, в результате рыдают оба. После того, как дети успокоятся, присядьте перед своим малышом, посмотрите ему в глаза и спокойно скажите, что «нельзя никогда кусать людей, им больно и неприятно, и вообще — для этого есть еда».

— Не отталкивайте ребенка, если он расплакался, а обнимите, возьмите на руки, приласкайте и пожалейте. Ведь ваша цель не обидеть и унизить малыша, а просто объяснить, что так делать нехорошо. Будьте последовательны, чтобы слова не расходились с делом. Мама говорит — нельзя драться, щипаться и кусаться — значит нельзя ни при каких обстоятельствах, нигде и никогда. Если постоянно придерживаться такой политики, то через некоторое время ребенок забудет о подобной манере поведения.

Способы отучить ребенка кусаться:

  • Спокойная нравоучительная беседа. Говоря с ребенком, смотрите ему прямо в глаза. Присядьте, чтобы общение получилось на равных, а не свысока. Обнимите малыша и скажите негромко, что вы недовольны его поступком, а не им самим.
  • Нельзя наказывать ребенка, если он кусается, поскольку это только усиливает негативную эмоциональную окраску поведения малыша. Кусаться он перестанет, однако загнанные вглубь эмоции выплеснутся в старшем возрасте и перерастут в новые поведенческие проблемы.
  • Скорректировать поведение ребенка помогут упражнения, способствующие развитию речи, пальчиковые игры. Научившись говорить, малыш все сможет выражать словами, и необходимость в кусании пропадет сама собой.
  • Большое внимание следует уделять питанию. В рацион «кусаки» вводят овощи и фрукты, которые нужно тщательно жевать. Вполне подойдут морковь, репа или яблоки. Пусть лучше ребенок кусает пищу, тогда ему меньше захочется кусать людей или животных. Кроме того, процесс жевания очень полезен для пищеварения, а также укрепляет мышцы лица и ускоряет речевое развитие.

Многие проблемы в воспитании обусловлены, прежде всего, возрастом, очередным этапом в развитии крохи. Как правило, дети кусаются в возрасте 1-2 лет.Грамотное поведение взрослых, любовь к своему ребенку и терпение способны преодолеть любые трудности. Все пройдет

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

По мере того, как ребенок взрослеет, он активно начинает изучать окружающий мир. При этом задействуются все органы чувств, в том числе вкус. Нередко дети тянут в рот различные предметы, грызут игрушки, предметы и даже кусают родителей и других детей. И в отношении укусов зачастую среди родителей и специалистов возникает больше всего споров. Как относиться к укусам, если «пострадавшие» - это родители, старшие дети или чужие малыши на детской площадке, карапуз в детском саду, можно ли ругать детей, когда они кусаются, достигнув возраста 1-2 лет?

Почему дети кусаются?

У карапузов первых двух лет жизни нередко возникает дурная привычка – они кусают родителей или других малышей. Подобное поведение может привести к конфликтам на детской площадке либо трениям в группе детского садика, а также стать неприятным фактом для самих родителей, которые могут пострадать от детских зубов.

Попытки разговоров зачастую в этих случаях не помогают, а телесные наказания – это не выход из ситуации, зачастую они могут провоцировать только усиление привычки . Как нужно поступать в таких ситуациях, почему у детей возникает подобный стиль поведения, о чем он свидетельствует?

Специалистами выделяется несколько причин подобного поведения детей, начиная от физиологических, заканчивая эмоциональными и психическими расстройствами:

  • физиологический возрастной период , когда возникает желание кусаться. Он возможен у детей после 5-6 месячного возраста, что связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. У детей зудят десны и , что приводит к набуханию и дискомфорту. Облегчить его может прикусывание разных предметов, пальцев во рту, маминых рук или груди, прорезывателей и всего, что попадется под руку. Это желание на уровне инстинктов, и ребенок обычно не отдает себе отчета в своем поведении. В среднем, пик подобных проблем приходится на период от 9-10 месяцев до полутора лет, по мере того, как прорезывается большая часть зубов.
  • эмоциональные переживания у детей после года . Желание кусаться в этом периоде возникает уже вполне осознанным актом. Малыш еще маленький, чтобы словами высказать свои проблемы и переживания, при этом у него возникает целая палитра чувств по отношению к окружающим. Особенно обостряются попытки кусаться в периоды стрессовых ситуаций или переживаний, ярких впечатлений. Тогда ребенок использует самое доступное из своих «оружий» - зубы, чтобы спустить пар и продемонстрировать свои эмоции.
  • особенности поведения . В возрасте примерно полутора-двух лет дети могут реагировать таким образом на сильные и травмирующие ситуации. Это могут быть резкая смена обстановки, начало посещения садика, переезд на новое место, появление в семье новых членов. За счет подобного поведения дети обычно прощупывают дозволенные границы, пробуют манипулировать другими людьми – детьми или взрослыми. Зачастую попытки ребенка кусаться в детском саду – это своего рода борьба за лидерство, установление своих порядков в коллективе .
  • расстройства психики . В некоторых случаях упорные попытки кусаться, которые не устраняются и после 2-3 лет, могут быть одним из симптомов психических патологий. При таких проблемах дети не перестают кусаться и в старшем дошкольном возрасте. В таких случаях необходим совет невролога и психиатра.

Дети кусаются не потому, что им это доставляет удовольствие, они пытаются своим поведением донести до окружающих имеющиеся у них проблемы. Кусаться пробуют все малыши, но для многих слово «нельзя» быстро очерчивает рамки дозволенного. Если ребенок, зная о запретах, продолжает так делать – ищите проблемы!

Если ребенок делает это еще и с негативными эмоциями, яростью или злостью – возможно, нужна помощь психолога, это могут быть очень глубокие и травмирующие ситуации и причины.

Категории детей, которые часто кусаются

Психологи выделяют несколько категорий детей, которые могут кусаться с наибольшей вероятностью, чем другие категории детей:

Что делать, если ребенок кусается?

Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.

Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи». Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни.

Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.

С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом. Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время.

При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.

В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример. Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии.

Когда нужна помощь психолога?

Если родителей настораживает постоянное кусание ребенка, и когда ему более трех лет, а он все еще кусается, стоит обратиться к психологу. Также стоит поступить, если в семье или же детском саду, в коллективе ребенка произошли различные психотравмирующие ситуации, которые повлияли на поведение ребенка.

Стоит обратиться к специалистам, если ребенок кусается и в его поведении обнаруживаются и другие странности, он агрессивен и жесток к окружающим или себе самому. Также опасно проявление агрессии в отношении игрушек, если они швыряются и ломаются, в отношении животных или родителей, если ребенок плохо спит в ночное время, не может сосредотачиваться на деятельности. Это может быть признаками психических патологий.

Нельзя ругать ребенка, бить его или наказывать любым способом, пока родители не разобрались в истинных причинах проблемы. Нередко ребенок и не виноват в своем поведении. Нельзя кусать ребенка в ответ, как советуют некоторые «психологи», чтобы он прочувствовал боль. Это может быть воспринято как игра, и тогда ребенок будет кусаться чаще и сильнее. Кроме того, дети берут пример со взрослых, если взрослый кусается в ответ, значит, это можно делать и ребенку.

Основной задачей родителей является как можно более скорое пресечение укусов у ребенка. Если это ребенок старше года, который уже осмысленно себя ведет и кусается, важно правильное поведение родителей. Отлично работает методика зрительного контакта «глаза в глаза». Важно присесть на корточки после укуса, чтобы уровень глаз совпадал у родителя и ребенка. Важно установить зрительный контакт и не злобно, но твердо сказать, что так никогда и ни с кем делать нельзя. Если ребенок снова пробует кусаться, важно лишить его зрительных контактов, не смотря на него и не обращая малейшего внимания, и показать всем своим видом, что родителям очень неприятно, что ребенок кусается.

Нужно говорить ребенку, что укусы болезненны, а если ребенок за счет укусов пытается манипулировать родителями, что часто практикуют дети до двух лет, нужно пресекать такое поведение сразу, чтобы порочная практика не закреплялась. Нельзя переводить это в игру или шутку, важно строго сказать о том, что так делать нельзя. Никакие договоры при агрессии ребенка недопустимы.

Для впечатлительных детей, которые кусаются, неприятным будет факт негативной реакции родителей на укусы, имитация плача . Важно, чтобы ребенок осознал свой поступок, и пожалел укушенного родителя, понял, что сделал больно. Важно описывать ребенку свои ощущения, который связаны с укусами.

Если ребенок кусается в детском саду, при этом доме ведет себя вполне адекватно, стоит обсудить реакцию с воспитателями . Важно решить, чтобы ребенка не наказывали и не позорили публично, не ругали и не ставили в угол. Нередко это дает обратные результаты и протестное поведение, дети становятся более агрессивными, пытаясь вернуть утраченный авторитет среди ровесников. Важно пресекать укусы, но делать это наедине – один на один.

Важно ругая малыша подчеркивать, что осуждается поступок ребенка, но не сам малыш, важно привести веские доводы и не опускаться до негативной оценки самого малыша. Сам ребенок хороший и позитивный, но привычка кусаться у него плохая и вредная.

От малыша возрастом 1-2 года вряд ли можно ожидать злости или коварства. Тем более странными родителям кажутся ситуации, когда ребенок вдруг начинает кусаться . Зубов еще мало, но больно. О чем говорит такое поведение и что предпринять родителям – подскажет шпаргалочка.

Возраст: 1 год, до года

Почему ребенок кусается? Возможная причина: режутся зубы, при этом десны зудят и чешутся, вызывая непреодолимое желание грызть все подряд.

Что делать? Посоветовавшись с врачом-педиатром, применяйте специальные гели, облегчающие прорезывание зубов, притупляющие боль (калгель, камистад). Предлагайте крохе погрызть сухарь, кусочек яблока. В продаже имеется много прорезывателей для растущих зубиков. Если никак не реагировать на кусание малыша в этот период, привычка кусаться может остаться. И тогда при первой же необходимости проявить эмоции или чего-то добиться, ребенок (вполне возможно) применит этот прием. Реагируйте спокойно, но настойчиво.

Причина: Ребенок голоден и, по причине того, что еще не умеет выразить свои желания словами, нетерпеливо кусает мамину грудь или руку.

Что делать? Внимательно следить за режимом дня и кормления. Предлагать ребенку еду прежде, чем он начнет требовать его кусанием.

Возраст: от 1 года до 2 лет, 1,5 года


Почему ребенок кусается?
Возможная причина: Проявляется исследовательский инстинкт. Малыш хочет все попробовать “на зубок”, поэтому все тянет в рот. Мамина рука – не менее вожделенный объект для исследований: Интересно, а что будет, если укусить маму? 🙂

Что делать? Удовлетворите исследовательский инстинкт крохи. Дайте понять, что следствием этих его действий является недовольство мамы. Что будет, если укусить маму? Она рассердится, огорчится – значит, так делать нельзя.

Причина: Попытка привлечь внимание. Малышу может не хватать внимания родителей. Кусание – способ выразить свое недовольство, привлечь внимание. Сюда же входят одергивание маму за одежду, хныканье, капризы. Укус – это уже, как правило, крайняя мера, свидетельствующая о детском отчаянии и бессилии. Ребенок в 2 года может кусаться и потому, что другие способы привлечь внимание уже не действуют.

Что делать? По возможности не допускать таких ситуаций, стараться выделять время на совместные игры, вовлекать малыша в повседневные домашние дела: вместе готовить, прибираться, поливать цветы. Особенностью детей в возрасте 1–2 лет является острая потребность в родительской опеке, заботе и любви.

Причина: Неумение выражать свои эмоции (злость, обиду, волнение и даже нежность, да да).

Что делать? В 2 – 3 года ребенок уже способен понимать объяснения взрослого, учиться. Поэтому терпеливо объясните крохе, что такие эмоции как злость, обида – нормальные. Их испытывает каждый, и мама, и папа, и бабушка. Покажите, что есть другие варианты Предложите в игровой форме вместе избавиться от негативных эмоций – побить подушку, к примеру 🙂

Психологические проблемы

В более старшем возрасте – от 3х лет и более – дети кусаются осознанно. На это есть свои причины и чаще всего они связаны со взаимоотношениями в семье или детском саду. Поэтому, если ребенок кусается в возрасте 3х, 5ти лет – это уже психологическая проблема, решать которую лучше, посоветовавшись с психологом.

Возможные причины:

  • Неблагоприятная атмосфера в семье, проблемы во взаимоотношениях между членами семьи,
  • Обида, затаенная злость на взрослого, недостаток любви родителей (особенно, когда подрастает младший брат или сестра),
  • Обилие запретов, кусание – как протест,
  • Ребенок не умеет выразить чувства и эмоции иными способами, причем не только страх, волнение или обиду, но и любовь, нежность,
  • Плохой пример других детей в саду,
  • Чрезмерная активность ребенка.

Имеют место быть и физиологические проблемы: аллергия, зубная боль.

Что делать? Прежде всего, отнестись к ребенку по-доброму, во что бы то ни стало. Ваша агрессия, излишнее внимание к проблеме лишь усугубит дело. В перечисленных ситуациях важно найти ключик к детскому сердцу. Помочь родителям в этом помогут психологи. Самое главное – сохранять спокойствие, показать ребенку, как вы его любите. Ведь не зря народная мудрость гласит: Где в семье лад, там и ребят хорошо растят.