Изонить для начинающих: техника и схемы. Мастер-класс для начинающих по изонити. Урок для детей - техника изонить, схемы для начинающих. Техника заполнения угла и окружности

Техника вышивки «нитяная графика» или изонить заключается в составлении узоров из нитей на какой-либо твердой поверхности. Этот увлекательный вид рукоделия известен с древних времен, а материалы для работы обычно легко найти в каждом доме.

Необходимые материалы для вышивки по картону

Для того чтобы начать вышивать в технике изонить, нужно подготовить:

  • плотную бумагу или картон;
  • ножницы;
  • иголку;
  • игольницу;
  • булавку;
  • скрепки;
  • поролон;
  • скотч;
  • обычные швейные нитки или мулине.

Картон выбирают в зависимости от размера рисунка. Вышивают картины в технике нитяной графики по проколотым точкам, для этого нам и понадобится булавка. Также для работы понадобится специальная схема для изонити. Часто они бывают с цифрами, которые указывают последовательность ведения нити. Если указаний нет, вышивать можно с любой точки.

Простые упражнения для начинающих

Новичкам лучше всего начать с небольшого упражнения: на лист поролона положить небольшой кусочек картона, взять булавку и в произвольном порядке проколоть 6 точек. Если провести рукой по сторонам картона, то на лицевой стороне он будет гладким, а на изнанке окажутся бугорки. В основе всех схем для изонити лежит линия. С ее вышивки и начинается обучение. Соединим две точки нитью, чтобы узнать, как выглядит процесс. На небольшом листе бумаги рисуем две точки и соединяем их линией. Затем прикладываем рисунок к лицевой стороне картона и фиксируем его скрепками. Кладем заготовку на поролон и прокалываем булавками две точки. Теперь можно убрать скрепки и приступить к вышивке. Берем иголку, вставляем в нее нить в одно сложение и выводим ее из точки с изнаночной стороны. Для хранения иголки, если нет игольницы, можно использовать кусочек поролона. Нить закрепляем скотчем. Некоторые рукодельницы используют для этой цели обычный узелок, но он может проскочить через отверстие и испортить всю работу. С лицевой стороны выводим нить с иглой на изнанку, закрепляем скотчем и отрезаем нить. Для того чтобы рисунок на лицевой стороне не провисал, подтягиваем нить.

Основы вышивки нитью: рисуем гриб

Теперь создадим самостоятельно схему по изонити для начинающих - «Гриб». Она будет состоять из горизонтальных линий. Рисуем на бумаге заготовку при помощи линейки, цифры не расставляем – эту работу можно начинать выполнять с любой точки. Закрепляем схему для изонити на картоне и делаем отверстия в нужных местах описанным выше способом. Линии на схеме подскажут, какие точки соединять. Вышивать будем сверху вниз:

  1. Выводим нить с изнаночной стороны на лицевую и закрепляем ее скотчем.
  2. Протягиваем первую параллельную линию.
  3. На изнанке вводим иголку в соседнюю точку, рядом с той, откуда вышла игла.
  4. Проводим линию на лицевой стороне в обратную сторону.
  5. Продолжаем вышивку, пока не доберемся до нижней части рисунка.

Если длины нити не хватает, закрепляем ее скотчем, вводим новую нить в соседнюю точку, также фиксируем и продолжаем вышивку. В конце закрепляем нить и любуемся своей работой.

Как заполнять окружность: прерывистая линия

Мы познакомились с техникой вышивки прямых по схеме изонити для начинающих, теперь усложним задачу и изучим способы заполнения нитями окружности. Готовим все те же инструменты и материалы, а также создаем для себя бумажную заготовку с дырочками, идущими по кругу. Рисунок с окружностью прикладываем к лицевой стороне картона, закрепляем и наносим булавкой отверстия. Затем убираем скрепки, бумагу и приступаем к вышивке. Вдеваем нитку и проводим ее через любую точку на окружности. Закрепляем нить скотчем на изнанке там, где нет проколотых точек. Иголку выводим через соседнюю точку с лицевой стороны на изнанку и продолжаем закладывать стежки, двигаясь по кругу. В конце работы закрепляем нить скотчем. Теперь мы знаем первый способ вышивки окружности по схеме для изонити.


Заполнение окружности сплошной линией и через центр

Познакомимся с вариантом вышивки окружности сплошной линией. Будем заполнять схему изонити поэтапно. Сначала вышиваем прерывистую линию тем же способом, что в предыдущем задании. Затем начинаем двигаться в обратном направлении, двигаясь между вышитыми линиями. Для заполнения окружности через центр берем новую схему, создаем круг из дырочек и делаем дополнительное отверстие в центре. Выводим иголку из любой точки на окружности в центральную и таким образом вышиваем весь рисунок полностью. Теперь, освоив основные приемы, потренируемся на рисунке нужной формы. Переносим его на картон и вначале вышиваем по контуру прерывистой линией. Для этой цели можно использовать изображение фрукта округлой формы или выбрать любую другую удобную схему для изонити для начинающих с цифрами. Далее начинаем вышивать из центра, создавая лучистую структуру рисунка. Техники необязательно комбинировать, достаточно использовать какую-то одну, чтобы обозначить форму фрукта.

Алгоритм заполнения окружности в технике изонить

Теперь мы научимся заполнять окружность пересекающимися линиями, от длины которых зависит рисунок. Раньше мы использовали соседние точки для создания контура. Узнаем, какой алгоритм использовать для работы с пересечениями. Применять его можно будет для окружностей с любым количеством точек. Для тренировки создадим рисунок из 12 точек, расположенных по кругу на равных расстояниях. Такая заготовка позволяет вышивать линию, пропуская от одной до пяти точек между двумя другими. Схемы для изонити для начинающих с цифрами часто построены именно по этому принципу.


Основной алгоритм работы заполнения окружности:

  1. Длинный шаг вперед, линия вниз по часовой стрелке с пропуском одной точки.
  2. Маленький шаг вперед в соседнюю точку на изнанке работы.
  3. Длинный шаг назад, линия вверх против часовой стрелки с пропуском одной точки, через которую выходит предыдущая линия.
  4. Маленький шаг вперед в соседнюю точку на изнаночной стороне.
  5. Повторяем все шаги, двигаясь по окружности. На изнанке должна получиться сплошная линия.

Вышивка по кругу с пропуском двух точек

Окружность позволяет пропустить также две точки. Рассмотрим этот вариант построения рисунка:

  1. Делаем длинный шаг вперед по часовой стрелке и маленький с изнанки.
  2. Выводим нить на лицевую сторону и продеваем иглу через точку рядом с выходом первого отрезка.
  3. Снова делаем маленький шаг назад на изнанке и выводим нить на лицевую сторону.
  4. Проводим нить через следующую свободную точку и продолжаем выполнять шаги, пока не выполним рисунок с острыми углами. На изнанке должна получиться прерывистая линия с наложением стежков друг на друга.

Вышивка по кругу с пропуском трех, четырех и пяти точек

На следующем этапе берем ту же схему для изонити с цифрами, поэтапно выполняем следующие шаги и рисуем нитью новую фигуру. Теперь отрезки будут длиннее. Повторяем длинные и маленькие шаги, продевая нити сначала через две точки, пропуская между ними три, а затем двигаемся вниз, заполняя окружность в виде звездочки. На изнанке вновь получится сплошная линия. При пропуске четырех точек получим на лицевой стороне звезду с более острыми лучами и небольшим круглым центром, а на изнаночной – прерывистую линию с наложением стежков друг на друга. Последний этап – вышивка окружности с пропуском пяти точек. На лицевой стороне получится звезда с пересечением лучей в центре, а на изнанке – прерывистая линия.


Узор из заполненных окружностей

Теперь попробуем использовать полученные знания и создадим необычный и яркий геометрический рисунок нитями различных цветов. Чтобы не запутаться, для детей схемы для изонити с цифрами можно изготовить самостоятельно, пронумеровав шаги. Будем вышивать все пять окружностей на одном круге, накладывая их друг на друга. Берем нить голубого цвета и первой вышиваем окружность через пять точек, линии которой пересекутся в центре. Меняем нить на зеленую или другого понравившегося цвета и заполняем окружность через четыре отверстия, затем через три, через две и через одну точку. Каждый раз цвет ниток меняется. В итоге получится очень красивая композиция, напоминающая мандалу. Такой рисунок нитью можно оформить как открытку и подарить близким людям в качестве талисмана удачи.


Альтернативный вариант заполнения окружности

Существует еще один способ заполнения окружности, который помогает создавать необычный узор с плавным краем. Для работы нужно приготовить схему окружности из 60 точек, разметить ее, поделив круг на четверти, и перенести рисунок на картон.

  1. Выводим иголку с ниткой в точку на вершине круга и ведем иголку вправо, вкалывая ее через одну точку.
  2. Снова выводим нить через одну точку с изнанки и возвращаемся к самой первой точке и выводим через соседнее с ней отверстие.
  3. Затем выводим нить через следующую дырочку по часовой стрелке.
  4. Снова рисуем линию через одну точку и возвращаемся к оставшейся незаполненной дырочке.

В этом состоит новый алгоритм заполнения окружности. Каждый раз длина отрезка будет увеличиваться, создавая интересный орнамент. Заполняем так половину окружности. Вторую часть начинаем вышивать нитью другого цвета, повторяя все шаги сначала. Третью часть начинаем вышивать с середины первой, а четвертую – с середины второй. Используем каждый раз новую нить.


Узор «Веер»

Упражнение «Веер» поможет научиться создавать более сложные узоры и картины в технике изонить. Сначала делаем заготовку – треугольную фигуру в виде горы. Вершина ее будет одной точкой, а в основании – пять дырочек на одной линии. Переносим рисунок на картон и приступаем к вышивке. Иголку выводим в первой точке основания, закрепляем нить и начинаем соединять все отверстия в нижней части с вершиной. Узор «веер» готов. Его можно использовать для построения сложных фигур.


Узор «Бантик»

Еще один важный узор – «Бантик». Для упражнения удобно использовать схемы для изонити для детей в виде снежинок с цифрами. Переносим узор на картон и приступаем к вышивке. Внимательно смотрим на схему узора и выбираем первую точку, из которой будем выводить нить. Обычно обозначение лицевой и изнаночной стороны отличаются по цвету. Например, красные обозначают вывод нити с изнаночной стороны на лицевую, а синие – наоборот. Но схема может оказаться черно-белой, потому внимательно проследите за ходом стежков, чтобы не ошибиться. Находим цифру 1 и выводим через нее нить. Тянем линию к цифре два. Далее делаем маленький стежок на изнанке, спускаясь к отверстию ниже, выводим на лицевую и протягиваем, пересекая первую и поднимаясь к отверстию выше того, из которого вышла первая линия. Затем по изнанке поднимаемся на маленький шаг и продолжаем вышивать, перекрещивая линии. Для того чтобы получилась снежинка, вышиваем несколько бантиков по кругу.


Золотая рыбка: схема для изонити

Нитяная графика – вид творчества, который очень прост и доступен не только взрослым, но и детям. Создавая интересные панно из доступных материалов при помощи иглы, дети развивают мелкую моторику, раскрывают свой творческий потенциал и учатся усидчивости. Для того чтобы увлечь ребенка этим занятием, достаточно выбрать интересную картинку-схему изонити с цифрами, которые помогут двигаться в правильном направлении и последовательно выполнять нужные стежки. Такой картинкой может стать изображение золотой рыбки – популярной героини сказок, исполняющей желания.


Берем рисунок с точками, прикладываем его к картонке и, закрепив, переносим схему. Вышивку начинаем с глаза рыбки. Выводим иглу через любую точку на лицевую сторону и закрепляем нить скотчем. Заполняем окружность через центральную точку. Для того чтобы вышить голову, начинаем двигаться от центральной точки на носу веером, соединяя ее с дырочками на противоположной стороне. Для тела используем технику «Бантик», пересекая нити друг с другом. Хвост также вышиваем веером.

Как создать схему самостоятельно

Существует еще множество узоров и приемов, позволяющих создавать необычные полотна из ниток. Схемы для изонити для начинающих с цифрами, поэтапно воспроизводящие нужные шаги для выполнения рисунка, в большом количестве можно придумывать самостоятельно, просто нанося точки на бумагу в нужном порядке. Существуют специальные программы, помогающие в разработке узоров. Они выверяют расстояния автоматически и позволяют получить ровные промежутки между точками, без использования линейки и сложных подсчетов. Техника изонити – несложный и быстрый способ создать открытку или панно в подарок своими руками.

ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Техника изонить для дошкольников

В начале подготовительной группы задумалась, чем можно заниматься с детьми с максимальной пользой для них. Зашла в интернет и нашла интересные работы. Оказалось – это вышивка в технике изонить . Решила углубить свои знания в этом направлении. Оказалось нитяная графика (изонить , изображение нитью, ниточный дизайн) -получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). Сейчас это искусство очень знаменито, его используют во многих странах для украшения дома и быта. От теории решила перейти к практике. Оказалось что, это очень интересное и увлекательное занятие. Данное занятие позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. На занятиях изонити дети закрепляют свои знания о величине, длине, окружности, хорде. Уточняют знания в направлении ориентирования : вверху, внизу, слева, справа; дает понятие о середине, центре, вершине, крае. Развивает цветовое восприятие : понятия о холодных и теплых тонах, учит подбирать цвет к фону, учит различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия. Учит детей владеть иголкой, шилом, ниткой, работать с трафаретом. Развивает мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук. Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность. Знакомит с новым видом художественной деятельности, прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.

В самом начале думала, что все будет очень трудно, но результат превзошел мои ожидания. Девочки с огромным удовольствием занимаются этой творческой деятельностью. Казалось бы, это занятие для девочек, а нет. Есть в нашей группе мальчишки, которые по своим результатам не уступают девчонкам. Я рада, что нашла занятие, которое не только увлекает, но и объединяет ребят. Наши работы мы с гордостью отправляем на дистанционные творческие конкурсы и даже занимаем места.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №104 «Бэлэкэч»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Выступление на тему:

(Из опыта работы)

Подготовила

Воспитатель I кв. категории

Хакимуллина Айгуль Мударисовна

2015г.

Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»

(Из опыта работы)

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Перед нами стоит очень важная цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, самостоятельности и активности мышления, которые способствуют достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей те качества, которые находят яркое выражение в творчестве: то есть смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов.

В прошлом веке Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже на основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, значит речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процесс развития мелкой моторики рук.

Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Как мы обычно развиваем зрительно-моторную координацию? С 2-3 летками играем в игры шнуровки, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Если ребенок в 4 года не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет ничего кроме колбасок не лепит, если в 6 лет не умеет пришивать пуговицы, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап при подготовке к школе, к письму являющийся показателем интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Изучая литературу по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, лепке, ручной труд привели меня к выводу, что использования нетрадиционной техники изонить могут быть доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в своей группе дополнительные занятия «Волшебная нить». Занятия интересны как для девочек, так и для мальчиков.

Что же такое изонить?

Изонить («ниточный дизайн») - изображение нитью, или ниткография,- как вид искусства впервые появилась в Англии.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Она заключался в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге.

Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста.

Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.

На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, ниткой, знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).

Итак целью моего кружка стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне.

Развитие творческих способностей и логического мышления у детей.

В ходе проведения занятий по изонити решаются следующие задачи:

Образовательные:

Дети знакомятся с основными формами работы с картоном.

Учатся приемам работы с линейкой и трафаретом.

У детей формируются умения следовать устным инструкциям.

Идет знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Дети учатся различать острые, прямые и тупые углы, создавать композиции из углов и окружностей.

Обогащается словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

Развивается память, внимание, пространственное и логическое воображение.

Развивается глазомер и мелкая моторика пальцев.

Развивается художественный вкус, творческие способности и воображение детей.

Развивается пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Воспитывается интерес к изображению в технике «Изонить».

Формируется культура труда и совершенствуются трудовые навыки.

Для достижения этой цели я разработала перспективный план кружковой работы на 2 года с использованием нетрадиционной техники - изонить для детей старшей и подготовительной группы. (Кому интересно может ознакомится)

Основной формой обучения детей является занятие кружковой работы. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.

Первым делом я провела диагностику (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) изучила отношения детей к выбранной деятельности, достижения в этой области, личностные качества детей. Целью – выявления возможностей и индивидуальных особенностей детей в начале цикла обучения.

Методы обучения:

репродуктивный (воспроизводящий);

объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

практический

метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

правила заполнения угла, круга, завиток;

правила нанесения проколов для вышивания;

историю возникновения техники Изонить.

Дети должны уметь:

заполнять угол, круг, завиток,

подбирать нитки нужного цвета,

выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,

делать разбивку любого изображения на основные фигуры,

аккуратно выполнять вышивку,

оформлять свои изделия,

анализировать свою работу.

Занятия по технике изонить провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал. Использую художественное слово, загадки, игровые упражнения.

Каждый раз, прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами, мы с детьми обговариваем правила работы и технику безопасности.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом, провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач.

Свою работу строю на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась.

Для решения главной цели (активизация мыслительной деятельности) на занятиях кружка я применяю следующие технологии:

1. «На все руки мастер». Эта технология – игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов – к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с каким или какими элементами мы будем работать сегодня А вот дальше предлагаю детям подумать, опираясь на имеющийся опыт работы по изонити, о том, какой цветок, птицу и т.д. можно сделать, используя эти схемы и материалы.

2. «Наблюдение»

Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий.

3. «Открытие»

Одним из важнейших моментов в творческой работе детей я считаю дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование схемы.

4. Прием «Варианты»

Один и тот же способ выполнения элемента можно использовать на разных уровнях сложности.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными.

Провожу с родителями консультации и беседы.

Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.

Для проведения занятий я использовала методическое пособие

    Белашова А.В. Юрченко Н.В.
    Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение; 2010.

    Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.

    Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка)

    Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.

    Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.

    Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2001 г.

    Дошкольное воспитание: №3.2010г. стр.68-72

    Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. –
    М.: 2001.

    Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2007.

    Торгашова В. Рисуем нитью.
    Скрипторий-2003; 2009.

    Журналы из серии « Вышивка».

    Журналы из серии «Веселые петельки».

    Интернет ресурсы.

наталья виноградова

Мастер-класс по изонити для воспитателей .

Цели :

Познакомить родителей с техникой изонить ;

Способствовать развитию деловых и дружеских взаимоотношений между и сотрудниками ДОУ.

Задачи :

Познакомить педагогов с одним из основных приёмов техники изонить – заполнение угла , учить создавать образы посредством изонити .

Способствовать развитиютворческого потенциала и художественно-эстетического вкуса педагогов ДОУ.

Форма мастер-класса :

Теоретическая часть (С использованием презентации) ;

Практическая часть.

Предполагаемый результат : знание воспитателей об истории искусства изонить и умение правильно и последовательно заполнять угол, различая лицевую и изнаночную стороны.

Методическое оснащение : «Техника изонити для дошкольников » Н. Н. Гусарова.

Ход мастер-класса :

1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллегии! Я рада приветствовать в нашем детском саду, в котором дети учатся играть, считать, петь, рисовать, лепить и т. д. я учу детей интересному занятию, которое называется изонить .

Вот уже несколько лет я являюсь руководителем кружка «Разноцветная паутинка» . Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Нитяная графика или изонить » , научу вышивать один из элементов, и вы увидите, как это доступно, красиво и интересно.

2) Теоретическая часть.

2 слайд Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

3 слайд Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Восприятие, творческое мышление и воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, то есть в технике «изонить » .

В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют : заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. (И. П. Павлов)

4 слайд Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить ) используется в России, в англоязычных и немецкоязычных странах, а также во Франции.

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).

В процессе работы в технике «изонить » развивается :

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие (восприятие цвета, формы и величины, глазомер;

Логическое и творческое мышление, воображение;

Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.) ;

Художественные способности и эстетический вкус.

Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь изонить позволяет сделать подарок своими руками.

Данная техника может быть использована на занятиях в детском саду, осуществление которой в комплексе с другими видами художественной деятельности может быть эффективной в развитии творческих способностей старших дощкольников. Техника выполнения изонити проста и доступна . Для ее освоения достаточно знать такие основные приемы :

Заполнение угла;

Заполнение окружности. (слайды 5 и 6) .

7 слайдИнструменты, необходимые для работы :

* картон (очень красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге)

* нити различного цвета (швейные, мулине, ирис)

* игла с большим ушком

* ножницы

* шаблоны

* цветная бумага, фломастеры .

* бросовый материал (бусины, стразы, ткань и т. д.) .

8 слайд Работа строится на таких дидактических принципах как :

От простого к сложному (демонстрация детских работ) .

Наглядности.

9 слайд, 10 слайд, 11слайд,12слайд.

Посмотрите, на наши работы. Мы дополняем вышивку различными элементами аппликации, наклейками, пайетками, бусинами и другим материалом.

Ребята участвуют в выставках на уровне дошкольного учреждения и города, являются участниками и призёрами всероссийских конкурсов. 13,14 и 15 слайды.

3) Практическая часть. Заполнения угла.

А сейчас пусть Вас посетит её величество госпожа Фантазия. Родители выбирают цветной картон для работы, нитки в соответствии со цветом фона.

Научиться изображать в технике изонить различные углы легче, чем окружности, поэтому начинать обучение следует именно с этого.

Перед началом работы я обязательно напоминаю детям о соблюдении правил безопасности.

Далее я учу как правильно отмерять нить для работы. Короткая нитка быстро заканчивается, а длинная будет запутываться, поэтому оптимальная длина – обхват руки до локтя (показ правильного способа действия) . После того как нитка отмеряна и вставлена в иголку, завязываем узелок.

Нарисуйте контур угла на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части. Для удобства сначала пронумеруйте точки : на одной стороне угла снизу вверх, а на другой сверху вниз и проколите каждую точку иголкой.

От шила дырочки получаются очень большими и грубыми, поэтому его используют только для толстого картона.

Гораздо более аккуратный вариант – прокалывать швейной иголкой, или иголкой с шариком на конце, булавкой. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.

Заполните угол по схеме, контролируем правильность выполнения с лицевой и изнаночной стороны, дополняется элементами рисунка и аппликации. По окончании работы, для придания работе эстетичного вида, изнаночная сторона заклеивается белой или цветной бумагой.

В завершении нашего мастер -класса я хочу пожелать Вам творческих побед и достижений, и прочитать такое стихотворение.

Что такое "ИЗОНИТЬ "?

Вы б у нас спросили.

Как нитью по картону шить,

Мы б Вам объяснили.

Нужно большое желание,

Бурная фантазия.

Старание, терпение

И хорошее настроение!

Ромашка расцветёт,

И Жар-птица оживёт.

Ангел крыльями взмахнёт,

И кораблик поплывёт!






Если вы любите художественные картины, но не можете рисовать, или любите вышитые шедевры, но не можете осилить долговременный проект, то обратите внимание на изонить. Для начинающих мастериц это вполне простое, но не менее красивое рукоделие - вышивание по картону в определенной последовательности.

Что такое изонить?

По другому данный вид рукоделия называется нитяной графикой, вышивкой по картону, изографикой, ниточным дизайном и изображением нитью. Для данного хобби подойдут любые нитки, начиная от шерсти, хлопка и заканчивая шелком. Вышивается по определенным точкам картон, пластик, плотный материал и даже железо. Рисунок подбирается или однотонный, или сложный из разных цветов.

Появилась изонить в 17 веке в Англии. Только нитяная графика не вышивалась, а переплеталась. На доске вбивались в определенной последовательности гвозди и на них плелись кружева. В настоящее время вместо гвоздей в основе делаются дырочки при помощи шила и иглой вышивается узор.

В России данное рукоделие стало популярно в образовательных учреждениях. Во-первых, для поделки требуется картон, нитки, шило. А во-вторых, всем детям понятна техника изонити. Для начинающих берутся схемы фигур, а только потом осваивают сюжеты.

Какая польза от изонити детям?

Особенно полезно данное рукоделие для старших дошкольников и школьников.

  • Изографию можно использовать на уроках труда. Младшие классы могут создавать елочные игрушки, кулоны, браслеты, картины, а - использовать как шпаргалку для перехода цвета в шитье. Так как в нитяном дизайне важно сочетать холодные и нужно создавать гармоничные сюжеты и подбирать толщину ниток с основой (картон, бархатная бумага, пластик).
  • На уроках математики тоже можно использовать изонить. Для начинающих школьников при вышивке фигур можно закрепить такие понятия, как окружность, треугольник, круг, радиус, диаметр, угол, хорда, центр, середина, вершина, край, направления сторон, порядковый и количественный счет и др.
  • У детей развивается абстрактное и фантазия, воображение. Это вначале школьники выполняют простые однотипные поделки или открытки, а впоследствии могут создавать целые сюжеты.
  • В процессе работы развивается глазомер и координация руки, а также прививаются такие качества, как усидчивость, терпение, аккуратность, внимательность.

Главная суть изографии

На основу наносятся точки в определенном порядке и затем разные по цвету нитки наносятся в определенной последовательности. В качестве основы можно взять бархатную бумагу, картон, фанеру, диски музыкальные, ткань, натянутую на рамку. В качестве инструмента используется шило, толстая игла или дрель с тонким сверлом. Также в работе необходим карандаш и циркуль.

Создаются все сюжеты из геометрических фигур (круг, треугольник, угол, дуги), которые вышиваются по особой технологии. Начинающим нужно освоить для начала вышивание угла и окружности.

Изонить: мастер-класс для начинающих по вышиванию угла

  • На основе нарисуйте угол, стороны которого разделите на равные 6 частей без учета вершины. Каждую сторону нужно пронумеровать в зеркальном порядке. То есть от вершины (назовем ее точкой А) левую сторону делим на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а вторую половину угла от точки А нумеруем в обратном порядке: 6, 5, 4, 3, 2, 1.
  • Проткните все точки аккуратно шилом, кроме точки А.
  • Далее вышиваете угол по точкам слева направо и справа налево: 6-6, 5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1.

Так как направление вышивки меняется, то и получается интересный узор.

Вышиваем окружность


У вас получится окружность с пересекающимися треугольниками. Если брать короткие или длинные хорды (расстояние между точками), то узоры получатся иные. Можно заполнить круг по диаметрам. А если в окружность разделить на 8 частей, то можно вышить по отдельности углы и получить звезду или паутинку. Так из фигур получается сложная изонить.

Схемы для начинающих: паутинка

  • Разделите окружность на 8 секторов.
  • На каждом радиусе отмерьте одинаковое количество точек.
  • Вышейте угол через один сектор: радиус с узором, пустой угол, рисунок и т. д. Получится 4 заполненных угла.
  • Далее пустые углы заполняете по рисунку, соединяя отрезки соседних секторов в верхних и нижних точках.

Фигурная изонить для начинающих

Детей к этому творчеству можно приучать с пяти лет, но в этом случае заготовки нужно сделать заранее взрослым. Рассмотрим, как сделать петушка. Для этого сделайте шаблоны:

  • равнобедренный треугольник с 4 точками для клюва;
  • три разносторонних треугольника с 7, 9, 10 точками для хвоста;
  • один для туловища с 11 точками, расстояние между которыми разное;
  • большой круг с 24 точками для головы;
  • гребешок делаете из 4 кругов, разных по размеру, с 14 и 16 точками;
  • бородка представляет собой овал с 14 точками;
  • для лап чертите равнобедренный треугольник с 5 точками.

Теперь чертите на изнаночной стороне картона петушка из этих фигур. Клюв, хвост, лапы обводите по двум сторонам треугольника, чтобы образовался угол. От туловища до лап чертите прямые с 3 и 4 точками, а угол делите на две части, чтобы получить три «пальца».

Далее протыкаете дырочки и вышиваете по отдельности фигуры: сначала углы, затем окружность по вышеуказанным схемам. При этом туловище вышиваете, как два угла: основа и правая сторона, основа и левая сторона. Лапы также вышиваете из двух углов. Овал вышиваете как окружность.

Если только начинаете осваивать данное рукоделие, то закрепите вышивку углов и окружностей с разным количеством точек. Далее вышейте фигуры в разном направлении. Например, большой круг вышейте в одном направлении, а маленькую окружность в нем заполните в обратном направлении.

Затем создайте простые открытки из фигур. Это могут быть и зверушки, и птички, и цветы, и бабочки, и фейерверки, и абстрактные сюжеты. Можно сочетать фигуры с обычными стежками, создавая сложные картины. Далее можете поэкспериментировать с разноцветными нитями и потом переходите к созданию сложных узоров.

Таким образом, среди рукодельниц становится популярной изонить. Для начинающих мастериц есть ряд правил:

  • узелки не делаете, а крепите концы нитей клеем или скотчем на изнанке;
  • разметку делаете на изнаночной стороне картона;
  • дырочки делаете тонкой иглой с изнанки или толстой с лицевой;
  • чем мельче разметка, тем изысканнее узор;
  • чем мельче рисунок, тем острее должна быть игла и тоньше нитка;
  • размечаете одинаковые отрезки;
  • сделайте свои шпаргалки с фигурами, чтобы видеть готовый узор.

Как только вы поймете технику изонити, то вам станет проще создавать свои схемы и видеть в обычных сюжетах необходимые фигуры и линии!