Как живут в Саудовской Аравии. Рай для женщин и российских либералов. Преимущества и недостатки иммиграции в Саудовскую Аравию

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

От выбора мужа до поездок в общественном транспорте - в этой стране для женщин под запретом практически все. По данным Всемирного экономического форума, Саудовская Аравия по равенству полов занимает 129-е место среди 134 стран. Как на самом деле живется прекрасной половине человечества в стране арабского мира, где права женщин ограничиваются особенно жестко? Что из привычных нам стереотипов миф, а что - правда?

сайт расскажет о самых неожиданных запретах, с которыми местные жительницы сталкиваются каждый день. Дочитайте до конца, чтобы узнать, как наказывают тех, кто отказывается жить по строгим правилам и рискует их нарушить.

1. Ни шагу без махрама

Женщины в Саудовской Аравии не имеют права перемещаться самостоятельно без законного супруга или родственника мужского пола. Такого сопровождающего называют махрам . Без его разрешения девушка не может выехать за границу, устроиться на работу, выйти замуж, поступить в университет и даже сделать операцию.

В случае обращения в суд или полицию мужчина-опекун нужен для подтверждения личности, поскольку женщина не может снять хиджаб. В таких условиях пожаловаться на махрама невозможно, даже если он превышает полномочия. Впрочем, местные девушки не только не бунтуют, но и активно защищают свое право быть под опекой мужчины.

2. Право на права?

А вот этот пункт совсем скоро станет мифом. За последние годы в странах Персидского залива был принят целый ряд законов по либерализации прав женщин. В сентябре 2017 года король Саудовской Аравии издал указ , позволяющий жительницам страны водить авто. Разрешение вступит в силу в июне 2018 года. Впрочем, чтобы сесть за руль, автолюбительницам нужно будет получить разрешение от опекуна. Пока же вождение автомобиля, увы, вне закона.

3. Общественный транспорт - под запретом

Казалось бы, нельзя использовать автомобиль, поезжай общественным транспортом. Но и тут все не так просто. В поезде передвигаться можно, но только в отдельном вагоне , расположенном в конце состава. А большинство автобусных компаний и вовсе отказывают женщинам в обслуживании.

В связи с этим жительницам Саудовской Аравии приходится перемещаться пешком, на такси или с личным водителем.

4. Совсем немаленькое черное платьице

На улице жительницы Саудовской Аравии полностью покрывают тело, оставляя открытыми только овал лица, кисти и стопы. Черная абайя (длинное платье с рукавами) и хиджаб (головной убор) - вот и все разнообразие, которое может себе позволить женщина. Одежда должна быть из плотной ткани, свободной, непрозрачной и не подчеркивать изгибы. Правила могут быть более или менее строгими - в зависимости от региона. Например, город-порт Джидда более либеральный, а округ Неджд, где обитает династия саудитов, - очень строгий и консервативный. В некоторых районах до сих пор обязателен никаб - головной убор по типу вуали, оставляющий открытыми только глаза.

Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, наследный принц Саудовской Аравии, заявил, что женщины вправе отказаться от столь строгого дресс-кода. Прислушаются ли они к такой рекомендации - большой вопрос. В стране имеют большой вес общественное мнение и племенные законы. Так, жертва изнасилования может быть признана виновной, если ее одежда была недостаточно скромной.

5. Высшее образование - можно. А нужно?

Учиться девушкам можно, но ограничений тоже достаточно. Как ни странно, процент женщин в Саудовской Аравии, имеющих высшее образование, выше, чем среди мужского населения. При этом качество преподавания в женских вузах оставляет желать лучшего.

Если опекун девушки даст разрешение, она может получить образование за пределами страны, однако с присуждением стипендии будет сложнее: предпочтение отдается мужчинам . Большинство женщин имеют педагогическое или естественнонаучное образование. Но после обучения не работают.

6. Работа не волк?

Несмотря на многочисленные реформы и снятие запретов, доля женщин на рынке труда составляет лишь 17 %. Это значит, что уделом большинства жительниц Саудовской Аравии остаются дом и дети.

Шариат не запрещает работать женщинам, если при этом они не пренебрегают семейными обязанностями. Для получения работы обязательно разрешение мужчины-опекуна. Выбор профессий у женщин здесь невелик: они могут быть врачами, медсестрами, воспитателями - чтобы избежать общения с незнакомыми мужчинами. Редкими исключениями становятся женщины-политики и юристы. Строить карьеру жительницам Саудовской Аравии гораздо сложнее, чем мужчинам: они получают более низкую заработную плату и лишены привилегий вроде медицинского страхования. Чтобы взять на работу женщину, работодателю придется потратиться на обустройство отдельных офисов, туалетов, зон отдыха и даже входов.

7. Замуж по любви?

Семейные отношения в Саудовской Аравии - одна из самых горячих тем для дискуссий и международных обсуждений. Дело в том, что девочки здесь выходят замуж очень рано - часто еще до наступления полового созревания. В связи с этим им приходится бросать обучение. К тому же ранние беременности и роды подрывают здоровье и могут даже привести к смерти. Права на ребенка старше 7 лет принадлежат исключительно отцу.

Минимальный брачный возраст отсутствует. Формально принудительные браки запрещены, но при этом договор между женихом и отцом девушки обязателен.

8. «Сиди, я сам открою»

Принимать гостей тоже нельзя. Точнее, можно общаться с подругами, но строго в «своей» половине дома , называемой харим. Здесь дресс-код можно не соблюдать. Гостей принимают в мужской половине, куда дамам, разумеется, вход строго запрещен. Если жене нужно что-то сообщить мужу, она может связаться с ним по внутреннему телефону.

Большинство домов в Саудовской Аравии оборудованы двумя отдельными входами - для мужчин и для женщин.

9. Мальчики - направо, девочки - налево

Половая сегрегация - один из основополагающих принципов жизни женщин в Саудовской Аравии, помогающий избежать контакта с незнакомыми мужчинами. Он предполагает разделение общества на женскую и мужскую зоны - не только дома, но и в общественных местах: на пляжах, в транспорте, в ресторанах. Особенно строго это правило соблюдается в учреждениях питания: там существуют пространства для семейных людей, для холостяков и для незамужних девушек.

Крупные западные компании , такие как Pizza Hut, McDonald’s, Starbucks, не желая терять клиентов, также отказываются от общих залов, за что становятся объектами критики либерально настроенных граждан. В стране есть также места, где половая сегрегация строго не соблюдается: больницы, банки и медучреждения.

Женщины Саудовской Аравии часто воспринимаются как восточные принцессы из роскошных дворцов, их жизнь закрыта и полна тайн.

И лишь немногие фотографии в глянцевых журналах могут продемонстрировать, насколько восхитительны красивые саудовские женщины. Их внешность, характерная для восточных женщин, вызывает восхищение и еще больше вопросов – как живут такие красавицы, как ухаживают за собой, следят ли за модой?

По неизменным традициям и правилам этой арабской страны, женщины Саудовской Аравии скрывают свою внешность от посторонних глаз, их красотой могут любоваться только родители (в детстве) или муж (после замужества). Как и другие жительницы страны, красивые саудовские женщины носят традиционное одеяние (абайя), полностью прикрывающее тело. Покрывается даже голова красавиц, девушки и женщины могут оставить открытыми только глаза. К таким правилам девочек приучают с самого детства и во взрослом возрасте они не испытывают особенных проблем с нарядом. А вот под абайей могут скрываться самые разные наряды – простые и недорогие, роскошные и эффектные. Интересно, что традиционную одежду, прикрывающую всю тело, носят не только жены шейхов и домохозяйки, которые проводят основное свое время дома. В таком наряде добираются на работу, на деловые встречи женщины Саудовской Аравии самых разных профессий и рода занятий. С каждым годом в стране растет количество деловых дам, которые также не изменяют традициям в одежде.

Экзотические красивые саудовские женщины имеют внешность, основные черты которой характерны и для других жительниц восточных стран. У них темные длинные волосы. Они отличаются красивым шелковистым блеском. Глаза также темные, карие или зеленые, имеют характерный восточный разрез, часто они очень большие и просто завораживают своим взглядом. У фигур саудовских женщин также есть свои особенности – они очень женственные, грациозные, имеют округлые формы. Многие женщины привлекают внимание мужчин красивой формой бюста и бедер, но, к сожалению, темные плотные ткани абайи чаще всего скрывают женские прелести. В юности женщины Саудовской Аравии стройны и грациозны, но редко кто из них сохраняет стройность и в зрелом возрасте – таковы особенности телосложения арабок.

Увидеть, насколько привлекательны красивые саудовские женщины, можно на фотографиях восточных актрис или самых известных красавиц страны. Таким случаем следует воспользоваться, ведь чаще всего восточные принцессы скрыты под темным и плотным покрывалом. Цвет абайи всегда только черный, никаких вариантов других не разрешается, иногда одеяние только украшается вышивкой или может иметь интересный дизайн рукавов. Но такой строгий наряд делает женщину настоящей загадкой для мужчин.

В Топ-12 самых красивых женщин Саудовской Аравии вошли известные саудовские и иностранные актрисы, певицы, телеведущие, модель, представительница королевской династии, имеющие саудовские корни по одному или двум родителям, а также проживающие в Саудовской Аравии или за её пределами.

12. Дина Шихаби / Dina Shihabi /دينا شهابي‎‎ (род. в Эр-Рияде, Саудовская Аравия) - саудовско-аравийская актриса, работающая в США.

11. Варда Кхан / Wardah Khan (род.1989 г) - британская модель, её отец - саудовский бизнесмен, а мать - кашмирка.

10. Ложан Омран / Lojain Omran (род. 1982 г, Кхобар, Саудовская Аравия) - саудовская телеведущая, посол доброй воли.

9. Асиль Омран / Aseel Omran / أسيل عمران‎‎ (род. 12 ноября 1989 г, Кхобар, Саудовская Аравия) - саудовская певица, которая известна не только в Саудовской Аравии, но и в других странах Ближнего Востока после участия в реалити-шоу "Gulf Stars and Heya wa Huwa". Она подписала крупнейшей в арабском мире рекорд-лейбл. Является сестрой телеведущей Ложан Омран. Детская внешность и молодой возраст Асиль сделало ее первой молодой звездой Саудовской Аравии.

8. Ваед / Waed / Hanan Baker Younis / حنان بكر يونس (род. 9 августа 1976 г. Саудовская Аравия) - саудовская певица и артистка на Ближнем Востоке. Широко известна под своим сценическим псевдонимом Ваед, что на арабском означает "обещание". Её отец саудовец, а мать иракского происхождения.

7. Рим Абдулла / Reem Abdullah / ريم عبد الله (род. 20 февраля, 1987 г, Эр-Рияд, Саудовская Аравия) - саудовская актриса. Снялась в сериале "Tash Ma Tash", в фильме "Wadjda". Работы получили очень яркие и положительные отзывы критиков.

6. Хеба Джамаль / Heba Jamal / هبة جمال (род. 1990 г) - саудовская журналистка и телеведущая. Была названа в качестве одной из самых влиятельных арабских женщин в 2012 году. В 2011 г Хеба также вошла в список "100 самых влиятельных арабских женщин". Она занимает 40-ое место среди женщин-предпринимателей, экономистов, журналистов, которые влияют на бизнес-арену в арабском мире и на Ближнем Востоке. Хеба - единственная самая молодая саудовская женщина, работающая в средствах массовой информации.

5. Надин Аль Будейр / Nadine Al-Budair / نادين آل بدير (род. 1989 г) - саудовская телеведущая, журналистка на канале новостей.

4. Суха Новайлати / Suha Nowailaty / سها نويلاتي (род. 1992 г) - саудовская телеведущая на канале MBC Group sussette.

3. Нермин Мохсен / Nermin Mohsen / نرمين محسن (род. 18 марта 1993, Джидда, Саудовская Аравия) - саудовская актриса. Её дебют состоялся в 2010 году. Имеет саудовско-иранские корни.

2. Муна Абу Сулейман / Muna AbuSulayman / منى أبو سليمان (род. 16 мая 1973 г Филадельфия, Пеннсильвания) - влиятельная арабо-мусульманская медиа-персона родом из Саудовской Аравии. Как общественный деятель очень часто выступала по правам женщин. В 2007 г стала первой женщиной из Саудовской Аравии, которая была назначена послом доброй воли от ООН. В 2009 г Муну назвали одной из самых влиятельных мусульманок в мире.

1. Принцесса Амира аль-Тавиль / Princess Ameera Al-Taweel/ الاميرة اميرة بنت عيدان بن نايف الطويل العصيمي العتيبي‎ (род. 6 ноября 1983, Эр-Рияд) - саудовская принцесса и филантроп. Является вице-председателем благотворительного фонда "Alwaleed Philanthropies". Амира публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления права женщинам управлять автомобилем в Саудовской Аравии, а также более широкого расширения прав и возможностей в саудовском обществе. Из-за несовпадения взглядов и смелых высказываний, в 2013 году Амира развелась со своим мужем - принцем Аль-Валидом ибн Талалем, который был старше её на 28 лет.

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. При чем это касается полностью всех сфер жизни: от замужества до пользования общественным транспортом. Правила, которые накладываются на женщин в этой стране, основаны на патриархальных законах шариата. Но так ли плохо все на самом деле, и как живет прекрасная половина человечества с такими ограничениями? Расскажем о самых невероятных и шокирующих запретах, с которыми приходится сталкиваться женщинам в арабском государстве регулярно.

Женщины в Саудовской Аравии не могут выходить на улицу без мужа или мужчины-родственника - махрама. Только они могут подтвердить ее личность и дать разрешение на устройство на работу, медицинские процедуры, замужество и прочее.


С этого года женщинам Саудовской Аравии больше не запрещено водить автомобиль, однако разрешение на это опять же должен дать их махрам.


Женщинам запрещено пользоваться общественным транспортом. Единственным исключением является поезд, но здесь они могут ездить только в отдельных вагонах. Большинство же вынуждено передвигаться пешком или на такси.


Каждый регион страны диктует женщинам разные по строгости правила в одежде. Так, в особо консервативных до сих пор обязывают носить никаб, закрывающий все лицо, кроме глаз. Сама одежда должна быть из плотной, непрозрачной ткани, максимально скрывающей изгибы тела, и она должна закрывать все кроме кистей и стоп.


В Саудовской Аравии число женщин, имеющих высшее образование, превышает число мужчин, однако качество преподавания в женских вузах далеко не высокое. Кроме того, большинство женщин после обучения по-прежнему не работает.


Количество женщин на рынке труда составляет всего 17 процентов. Чтобы выйти на работу, местным жительницам потребуется разрешение мужчины, а число вакансий ограничено теми, где не нужно много общаться с незнакомыми лицами мужского пола. Да и сами работодатели не любят трудоустраивать женщин, ведь им придется обустраивать для них отдельные офисы и даже входы.


Девочек в Саудовской Аравии часто выдают замуж еще до наступления полового созревания, ведь минимальный брачный возраст законом не ограничен. Формально принудительные браки запрещены, но все права на ребенка старше 7 лет принадлежат отцу, а договор между ним и женихом обязателен.


Женщина может общаться с подругами только в женской половине дома, которая носит название «харим». Вход в мужскую половину ей строго запрещен, а связаться с мужем она может только по внутреннему телефону.


Впрочем, не только дом делится на женскую часть и мужскую, но и общественные места: транспорт, общепит, пляжи и прочее.


У женщины меньше прав во всем: при наследовании она получает вдвое меньше мужчины, а то и вовсе исключается из числа наследников, а чтобы подать иск, ей нужно привести сразу 6 свидетелей мужского пола.


Нарушительницам законов и традиций грозит суровое наказание. При этом наказать могут даже за обвинение со стороны религиозной полиции в общении с незнакомым мужчиной или недостаточной плотности одежды. В качестве расплаты могут применяться удары плетью, физическая расправа или тюремный срок. К слову, выйти из тюрьмы женщина может только после прошения опекуна.


В Саудовской Аравии мы оказались практически случайно. Муж работал в международной компании, и на банкете после одной конференции к нему подошел один из региональных руководителей и поинтересовался, не хочет ли мой супруг поработать в другой стране. Например, в Саудовской Аравии. Настроение у мужа было хорошее, и он сказал, что побывать в Саудии - его давняя мечта.

На следующее утро эта идея уже не казалась столь заманчивой, но отказываться было поздно.

Перед поездкой я стала шерстить интернет в поисках информации об этой стране. Пять лет назад найти что-то, кроме «страшилок», было почти невозможно. И не только в интернете: уже приехав в страну, я познакомилась с одним товарищем из Шотландии - он на тот момент уже лет восемь находился в Эр-Рияде и в моих глазах был мегаспециалистом по вопросам жизни в Саудии. Он стал рассказывать мне о том, как тут опасно, что без мужа мне вообще нельзя никуда ходить. Я ему поверила, но вскоре поняла, что все эти ужасы существуют только в воображении нашего знакомого. Все оказалось значительно проще. Да, конечно, есть своя специфика, но ничего страшного или особенно сложного нас не ждало.

Такое восприятие Саудовской Аравии присуще многим иностранцам.

Они приезжают сюда в ожидании ужасов, потом живут в закрытых поселках и ездят по маршруту «дом-работа».

В итоге у них даже нет возможности выяснить, правда ли все то, что они вычитали, или нет: они нигде не бывают, страну не видят и с местными не общаются.

Единственное, что для меня оказалось действительно неожиданным, это то, что со мной не везде будут разговаривать. Я привыкла все свои проблемы решать сама, а тут мне пришлось постоянно привлекать мужа и просить у него помощи в самых простых бытовых вопросах.

Было забавно, что продавцы в магазине не отвечают на мой вопрос, если рядом находится муж. Они будут разговаривать только с ним, даже если вопрос задавала я. Это вызвано тем, что у них не принято говорить с посторонней женщиной и смотреть на нее. Если же я прихожу одна, то со мной общаются, не глядя мне в глаза. Пристально посмотреть на женщину - это проявление крайнего неуважения. Это примерно то же самое, как если бы на московской улице вас схватят за попу, да еще и радостно об этом всем сообщат.

Если случается авария, но машины получают незначительные повреждения, то водители могут даже не остановиться, не говоря уже о том, чтобы вызывать полицию.

Из развлечений здесь только шопинг и рестораны. Магазинов очень много, и все они просто огромные. Выбор товаров гигантский. Несколько раз в год скидки, и довольно большие. Огромное количество товаров можно купить дешевле на 70–90%. Хотя, конечно, есть свои особенности. Многие магазины завозят старые коллекции, которые в Европе уже никто не покупает.

Ресторанов тоже очень много, на самый разный вкус. Но почти все они, даже самые дорогие, не дотягивают до роскошных европейских. У местных очень распространено заказывать еду на дом. Каждый ресторан или даже самая маленькая забегаловка предлагают услуги доставки.

В ресторанах предусмотрены отдельные зоны для семейных и женщин и для одиноких мужчин.

К русским относятся совершенно нормально. Честно говоря, за все годы, прожитые в самых разных странах, мы не сталкивались с открытой неприязнью. Только один раз на каком-то барбекю в Эр-Рияде к моему мужу подошли сирийцы и стали объяснять, что он виноват в гибели их соотечественников.

Нам повезло с людьми, с которыми мы тут познакомились. Например, один коллега мужа оказался совершенно прекрасным человеком. Он с огромным удовольствием погружал нас в саудовскую действительность, помогал адаптироваться, показывал интересные места, знакомил с местной культурой. Среди наших знакомых оказались люди из самых разных стран, и это дало возможность постоянно узнавать что-то новое. Я нисколько не пожалела, что когда-то мы приняли решение поехать в Саудию. Да, мы не останемся здесь на много лет, несмотря на все финансовые блага, но увезем отсюда только приятные воспоминания.

Ксения Иванова

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,