Можно ли наказывать ребенка детском саду. Наказывать ли ребенка дома за проступки в детском саду школе? Как же нельзя наказывать детей дошкольного возраста

В редакцию обратилась воспитательница с просьбой помочь разобраться, стоит ли наказывать детей в детском саду. Приглашаем всех к обсуждению этой темы!

Вопрос: Здравствуйте. Я работаю воспитателем в детском саду. На очередном собрании воспитателей мы затронули вопрос о том, что стоит ли наказывать детей в детском саду?


Вова, ребёнку 6 лет. Если ребёнок понимая, что можно и что нельзя совершает такие действия, что причиняет вред окружающим его детям, да и нам, воспитателям , не очень уютно с таким ребёнком. Постоянно просим родителей принять меры, но чувствуем, что родители, понимая нас и зная своего ребёнка, не могут с ним справиться. Просмотрев Ваш сайт, я не нашла ответа на мой вопрос. И в очередной раз задумываюсь: как быть?

Да, ребёнку надо движение, но это же не значит, что можно сбивать всех на своём пути.Сгребать всё со стола во время еды: своё и соседа. Произносить плохие, грубые слова. Постоянно быть агрессивным: говоря при этом: «называайте меня тупым козлом…(и далее в таком роде), я хочу зарезаться, пусть все плачут, что меня не стало». Делая замечания, получаем в ответ: «дурацкий садик».

Слушая это, другие дети начинают подражать ему. Вот он такой, весь как на иголках. Поломал шею, упав с паутинки, ходил в гипсе. На пользу это не пошло. Такой же ветренный и сумасбродный. Наказывали за плохое поведение тем, что не брали на прогулку. Бесился, кидал стол, обещал вести себя хорошо, а как? Играть дружно, детей не обижать, но буквально стоит отвернуться — плач. Кто обидел? Вова толкнул… На занятиях отвлекается сам и мешает другим: начинает разговаривать, дёргать детей, смеяться. Порой так и хочется сказать: «Ты, что дурак?» Но понимаю, что он нормальный, здоровый ребёнок. Как быть?

Другой вариант. Илья, и 2 Никиты. Было им по 3 года. Всё время баловались. Смотрят на тебя и смеются, бегают, валяются на полу — балуются. Представьте на занятии. Что делать остальным детям? Родители умилённо говорят: «Ну, что вы хотите, они ещё маленькие! Вот исполнится 4 года, подрастут!» Я Думаю: «А как же другие дети? Ведь идут на занятие, высказывают свои мысли, действуют» Но и что же думать? Вот уже исполнилось им по 4 года. Я спрашиваю у родителей: «Ну как, вы выросли? Уже вам 4 года? А на занятиях как вели себя так и ведут» Родители отмахиваются. Или обвиняют нас, воспитателей в том, что мы незаинтересовываем их ребёнка, мало уделяем внимания. Дак ваши же дети не хотят этого внимания. Постоянно мы должны за ними гоняться: ловить на занятие, на зарядку, Как идти на улицу, так они не могут одеться сами. Наказывали: забирали игрушки, садили на стулья, не пускали на улицу. Результата 0. Да и не выход это.

Даже и не знаю. Вернее знаю, что к каждому ребёнку нужен свой подход. Но всегда мучает вопрос: «Почему родители не задумываются о том, какого они делают ребёнка? Только потом ищут вокруг виноватых, только не себя самих. Как же достучаться до них? А стоит ли в чужую семью со своими привилами? Да и кто дал мне право думать, что мои решения верны?

И не знаешь с кем обсудить, кто прав?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Родители не задумываются о том, какого они делают ребенка, потому, что они делают его в любви, или, на крайний случай, в страсти, а при этом голова только мешает. Поэтому задумываться и делать детей – вещи практически несовместимые.

1. Вова. Нет, он не дурак. Просто ему нужно Ваше внимание, много внимания, очень много. В идеале – чтобы Вы только с ним одним занимались. И это не плохо и не хорошо. Такие у него потребности. Ему мало того, что привычно получают остальные, «послушные» дети в группе. А поскольку, как я понимаю, все свое время посвящать одному мальчику нельзя, можно дать ему внимание другого КАЧЕСТВА, А НЕ КОЛИЧЕСТВА. Посмотрите сами: Вы и так его «кормите» своим вниманием, своими чувствами в больших количествах, только «угощение» это очень плохого качества – раздражение, злость, гнев. Плохая еда, но все ж лучше, чем ничего. Времени и эмоций на него уходит много, согласитесь. Наверное, и устаете от таких взаимоотношений сильно.

А теперь давайте перевернем ситуацию – сделаем из негатива позитив. Попробуем «выделить» Вове ровно столько же времени и чувств, но только позитивных, от которых Вам самой будет приятно, весело и светло. Это может быть радость, умиление, восхищение. В каких ситуациях Вы можете почувствовать к ребенку такие эмоции? Что он делает хорошо, лучше всех? Ловко лазит, высоко прыгает, быстро бегает, обладает большой силой, громче всех кричит, поет, фантазирует, придумывает трюки, умеет так спрятаться, что никто не найдет, запоминает стихи – что?

Никто не говорит, что это легко – найти его сильные стороны и придумать такие занятия, где он может проявить себя в наилучшем виде. Так ведь быть воспитателем тоже не всегда легко – именно потому, что, как вы совершенно справедливо пишете, к каждому ребенку воспитатель ищет свой подход. И когда придумаете, какие новые занятия проводить (да, это творчество), не уставайте хвалить – Вову, других детей, себя – всех! Много и искренне, с чувством. Посмотрите на результаты. Они Вас порадуют. И так каждый день, каждый час – с любовью к себе (в первую очередь) и к детям. Хвалите себя за любой успех, самый маленький и казалось бы незначительный – это все Ваши ступеньки, Ваши шаги к взаимопониманию с детьми и с собой, со своей душой, со своим внутренним ребенком, которому тоже иногда очень не хватает Вашего понимания, сочувствия, свободы и живой непосредственности.

Когда Вы последний раз занимались тем, что Вам очень нравится, и что не имеет конкретной практической пользы? Когда Вы баловались сами? Когда разыгрывали кого-то? Когда утворяли что-то несообразное Вашему возрасту и образу сторогой тети? Когда хохотали от души? Когда Вы последний раз визжали от восторга?

Знаете что, попробуйте дома, когда будете одни, станцевать дикий танец нецивилизованных аборигенов, или прокричите боевой клич слона (только на полной громкости), или учините любое другое «безобразие», какое Вам больше понравится.

Почувствуйте себя свободным, живым, налитым энергией и радостью ребенком, полным выдумок и шалостей. Это прекрасно! Без такого, желательно ежедневного, упражнения делать Вам в детском саду нечего.

2. Илья и два Никиты.

Что Вы делаете, когда слушаете и смотрите что-то неинтересное, например, рассказ соседки о ее десятых родственниках или неинтересный фильм в гостях (из вежливости)?

А что Вам хочется в это время делать?

И что мешает это сделать?

А у детей этого нет, слава Богу, потому они такие живые, энергичные, здоровые, веселые и искренние. Хотите быть такой же? Следуйте их примеру. Нас такими создали, Бог ли, наши ли мамы с папами, природа ли – все равно, как назвать. И то, что мы с годами подпортили вечными своими «нельзя» и «не положено», можно вполне исправить, и снова стать ЖИВЫМИ. Как эти дети. И такими же здоровыми, как они. Как Вам такая перспектива?

Дети «мешают» на занятии, если им нудно. Сделайте занятия интересными, сочините новые, живые и интересные задания, творите, Вы это можете!

Первым делом добавляйте то, что интересно лично Вам, чем смелее и новее будут задачи, тем лучше. И снова – любите себя. За то, что создаете новую садиковую реальность для Ваших детей, за то, что ищете нестандартные подходы, да в конце концов, за то, что написали это письмо! Очень хорошее письмо, заинтересованное, полное раздумий и поисков.

Елeна Лeoнтьева
Консультация «Наказываем ребенка правильно»

Сегодня мы с Вами поговорим о наказании. Мы часто задумываемся над тем как правильно наказать ребенка и нужно ли наказывать вообще?

Сразу скажу, что наше воспитание должно основываться на безусловной любви к ребенку.

Приемы наказания ребенка эффективны только в здоровой, доброжелательной семейной атмосфере.

Как можно и как нельзя наказывать ребенка…

Если встает вoпрос о наказании ребенка, прежде всего взрoслому неoбходимо задуматься над тем, что именно его раздражает в поведении малыша и какого эффекта oн хочет добиться с пoмoщью наказания.

В своей книге психолог Д. Дoбсон формулирует шесть принципов, опираясь на которые, родителям следует решать вопрос о наказании детей:

1. Только при установлении границ можно требовать их соблюдение. Рoдители для себя дoлжны решить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок в своем поведении должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет.

Только тогда наказание будет восприниматься ребенком как акт справедливости.

2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенoк идет на открытый конфликт, нужно уверенно и спокойно себя вести. Так как беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Необходимо oтличать свoеволие от безoтветственности. Ребенка нельзя наказывать за нeпрeднамерeнный пoступoк. В ситуация, когда он забыл выполнить просьбу взрoслого или не понят требoвания.

4. После конфликта необходимо обязательно утешить ребенка и не скупить на объяснения. Ребенок во время наказания испытывает вину, растерянность, покинутость. В такое ситуации важно ребенка приласкать и сказать, что он по-прежнему любим. Именно чувства ебенка в такой могут дать вам ответ об эффективности наказания.

Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания.

5. Не требуйте невозможного.

6. В любых своих действиях руководствуйтесь любовью.

ВАЖНОЕ ПРАВИЛО : психoлoги сoветуют нaкaзывать рeбенка в самых крайних случаях – когда демoнстрируют непoвинoвение. Если наказания не избежать, то она должно слeдoвать сразу же за прoступком.

КАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

Физическим наказанием. Физическое наказание не помогает ребенку осознать свой проступок, а вызывает обиду, злость. Дети, кoтoрых бьют рoдители, нередко вырaстают нeувeренными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. Дети могут затаить обиду на родителей и «мстить» за обиду.

Молчанием. В такой ситуации ребенок чувствует напряжение и последствия этого могут быть тяжелыми для развития его личности.

Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Это наказание подрывает основу (базовую потребность в любви, от которой зависит жизнь маленького человека.

Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как физическое наказание. Крик – сродни удару.

Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. От количества позитивных и негативных реакций зависит самооценка ребенка.

Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Любое наказание должно быть справедливым. Ребенок должен быть уверен в справедливости наказания, что его любят несмотря ни на что.

2. Ни одно нaкaзание не должно лишать ребенка возможностей удовлетворения биoлoгических и физиологических потребностей.

3. Ребенку необходимо объяснять за какие проступки последует наказание и в какой форме.

4. Наказываем четко оговаривая время. На какой период лишается сын или дочь компьютера.

5. При наказании не следует оскорблять и навешивать ярлыки. Критике подвергается поступок, а не личность ребенка.

6. Нельзя напоминать ему о прежних проступках. Наказываем здесь и сейчас.

7. Применяя наказания, нужно быть последовательными, а не прибегать к наказаниям от случая к случаю.

«И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их. Применяйте и наказание ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием».

Литература:

1. Е. А. Алексеева «Проблемы детей дошкольного возраста».

2. Е. А. Чепракова «Как правильно наказывать детей».

С того момента, как ребенок начал посещать детский сад, родители должны знать свои права и обязанности, так же как и воспитатель. Зачастую у мам и пап возникает вопрос, имеют ли право сотрудники дошкольного учреждения наказывать детей? За какие детские проступки могут применяться дисциплинарные меры? Как родителям реагировать на это? Все об этом и о многом другом, читайте в данной статье.

Н аказание в детском саду детей

Идеальных детей не бывает, каждый со своим характером, нравом и привычками. А теперь представьте, что происходит в детском саду, когда собираются такие «разные» дети? Правильно, хаос. Главная задача воспитателя - это сформировать у каждого ребенка правильную модель поведения в обществе. Когда один детсадовец, более активный, начинает толкаться и драться с другими детьми, имеет ли право сотрудник детсада применять наказания? Да, потому, что малышу, который плохо себя ведет, необходимо осознать свою ошибку, а воспитателю отвечать за жизнь и здоровье других детей в группе.

Наказание - это не самая последняя, по значимости, составляющая в процессе воспитания, смысл которой заключается в том, чтобы вызвать у детей понимание некорректности своего поведения, чувство вины, стыда и раскаяния. Данная цель осуществляется лишь тогда, когда мера воспитания применяется правильно. Итак, перед тем как применять наказание ребенка в ДОУ, воспитатель должен:

  • полностью разобраться в ситуации: почему малыш так или иначе сделал (может, его подговорил кто-то или заставил), какими мотивами руководствовался (оборонялся) и т.д. В зависимости от ответов на данные вопросы, необходимо подобрать эффективное и соответствующее проступку наказание;

  • выбирать такую меру воспитания, которая не должна навредить детскому здоровью: ни психическому, ни физическому. Воспитательница шлепнула или даже избила вашего ребенка? Мало того, что она должна лишиться работы, она также может понести наказание за свое непрофессиональное поведение.
  • применить справедливое, обоснованное и понятное наказание. Самое главное, чтобы сам детсадовец был уверен в правильности понесенного наказания. Очень важно, чтобы ответ на проступок был максимально быстрым. Наказание, которое применяется через день или даже неделю, не является корректным. Вряд ли малыш сможет понять справедливость такого наказания;
  • придерживаются тактичности и вежливости. Ни в коем случае, воспитатель не имеет право вешать «ярлыки» на детей, унижать и оскорблять их.

Стоит также заметить, что каждое наказание детей дошкольного возраста должно применяться в соответствие с принципом «проступок - наказание - прощение». Ребенок понес наказание и уже понял, что он был не прав. Не стоит и дальше как-то ущемлять его права, придираться или завышать требования к нему. Такое поведение считается непрофессиональным.

Как следует реагировать воспитателю на самые распространенные детские шалости? Если непоседа систематически нарушает дисциплину детского сада, обижает других детей и не слушается, то можно применить следующие, педагогически оправданные, наказания.

  • Замечание. Поведение малыша переходит все границы? Прежде всего, следует напомнить ему про это.
  • Последнее замечание с разъяснением. Объяснять о неправильности детского поступка можно как угодно. Главное: не повышать голос, не оскорблять и не угрожать. Лучше всего дать возможность детсадовцу понять о последствиях содеянного, ощутив себя на месте обиженного малыша.
  • Время для раздумий. Минут 10 для ребенка достаточно, чтобы подумать о своем поведении и сделать выводы.
  • Извинение. Если детсадовец раскаялся в своем неправильном поступке, такая мера воздействия будет достаточной.
  • Временное лишения удовольствия или развлечения. Непоседа срывает занятия? Можно просто не разрешить ему участвовать в детской игре. Такое наказание для него будет очень полезным уроком.
  • Изменение отношения. Для каждого детсадовца, как правило, воспитатель это хороший друг и наставник. Поэтому, если происходят изменения в общении с ним, дети начинают переживать, переосмысливать свои поступки и раскаиваться. Такой метод воспитания может быть очень эффективным, если придерживаться некоторых условий:
  1. временный характер;
  2. недопустимость групповой критики. Это может негативно настроить всю группу против обидчика;
  3. легкий уровень игнорирования. Воспитателю не стоит полностью прекратить общения с ребенком, а лишь изменить его.
  • Информирование родителей о плохом поведении малыша. Если никакие из вышеперечисленных воспитательных мер не подействовали, сотруднику детсада стоит поговорить с мамой и папой дошкольника. Родители, в свою очередь, должны повлиять на его поведения.

Как наказывать нельзя?

Недопустимы наказания, которые угнетают человеческое достоинство, с использованием кличек, обидных слов и крика. В этот перечень также входит и такой метод воспитания, как стояние в углу.

ВНИМАНИЕ! Наказание в детском саду ни при каких обстоятельствах не должно применяться с использованием физической силы.

Выбранная мера воздействия не должна препятствовать соблюдению режима. Другими словами, нельзя наказывать сном, едой и прогулками, так как это вредит физическому самочувствию и развитию детей. Также, некорректно давать детсадовцу дополнительную нагрузку. Такой способ не педагогичный и ничему хорошему его не научит, наоборот, отстранение от трудовых обязанностей, должно восприниматься как наказание.