Народный праздник Кузьминки – День Кузьмы и Демьяна. Кузьминки осенние Праздник кузьминки приметы и пословицы

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана , известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия . Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

Братья не брали с людей никакой платы, за что их прозвали бессеребряниками. Однажды они смогли исцелить безнадежно больную женщину. В благодарность за это она принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Святой не смог ей отказать. Когда же об этом узнал Косма, он сильно расстроился, и завещал, чтобы после смерти его похоронили отдельно от брата.

Врачеванию братья учились у одного старого врача, который со временем стал сильно завидовать их славе. Доведенный этой страстью до исступления, он под предлогом сбора лекарственных растений позвал святых в горы и там убил их, а тела бросил в реку.

Когда тела братьев были найдены, люди не знали, как их похоронить – вместе или раздельно. Но тут произошло чудо: некогда исцеленный от бешенства верблюд сказал человеческим голосом, что братьев должны похоронить рядом, потому что Дамиан принял дар не от корысти, а по милосердию. Так люди и сделали.

Кузьминки осенние: история праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям (образовательным, семейно-брачным, воспитательным, военным и др.). До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз».

Кузьма и Демьян в народе славятся кузнецами в прямом и переносном смысле.

Кузнец Кузьмадемьян кует лёд на земле и на водах.

Без Козьмодемьяна не заковать зиме реку.

Кузьма закует, а Михаил раскует (часто в бывает оттепель).

Козьма с гвоздем, Николай ( ) с мостом.

Кузьминики осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.

Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними .

В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами – они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашниками».

В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши оставляли в овине для его хозяина – овинника.

Ещё в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.

Святых братьев (покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна), или с 1 декабря ().

Кузьминки осенние: традиции и обычаи

Ноябрьские Кузьминики часто называли «курячими именинами» или «курячим праздником». В этот день в церковь носили кур и варили кашу, которую не только ели сами, но и предлагали отведать святым покровителям дня:

Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.

В день Кузьмы и Демьяна – куриная смерть (режут кур).

На Кузьму-Демьяна – цыпленка попу, а курицу на стол.

С этого дня начинали на продажу бить кур, жарили куриное мясо, в курятниках служили молебен и кропили их святой водой. Называли этот обряд – «кур молить». Чтобы птица водилась, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса. Во время еды кости куриные не ломали, чтобы птица не болела.

Святых братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего очага. К образу чудесных кузнецов обращались в святочных и свадебных песнях.

Повсеместно Кузьминики считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила кушанья для всей семьи. Почетным угощением была куриная лапша.

В ряде мест незамужние девушки, дабы доказать свою готовность вступить в брак, в этот праздник в снятом помещении устраивали ссыпчины – вскладчину покупали продукты и устраивали пиршество. Вечером они принимали парней, угощали их куриной лапшой (куриным супом). Празднование длилось до утра. Если все угощения были съедены, то парни отправлялись на промысел – воровали соседских кур. К таким кражам крестьяне относились снисходительно, если и ругались, то больше для порядка.

В некоторых местах было принято, чтобы девушки ходили по деревне и выпрашивали продукты, из которых потом готовили кушанья. Этими блюдами они угощали приглашенных парней и взрослых, заглянувших к ним на огонек.

В Пензенской губернии существовал обычай устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки делали чучело: набивали мужские штаны и рубаху соломой, приделывали к ним голову. Чучело опоясывали кушаком, обували в старые лапти и сажали в центре избы. Сначала «женили Кузьку» на одной из девушек, потом укладывали на носилки и несли за околицу или в лес. Там чучело раздевали, солому раздергивали, плясали на ней, а потом сжигали. В нижегородских деревнях чучело не сжигали, а топили в реке. На следующий день девицы устраивали поминки, на которые приглашали парней, делали брагу, варили кашу, пекли блины. Первый блин непременно отдавали парням.

На кузьминских гуляниях пели песни, водила хороводы, участвовали в разнообразных играх.

Видео: Кузьминки – осенние посиделки

Наталья Шашкова
Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»

Сценарий проведения фольклорно-обрядового праздника

День святых Кузьмы и Демьяна ”

для детей старшего и младшего школьного возраста.

Народный календарь :

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили : “Кузьминки – об осени поминки” . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян , до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины : отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали :

Батюшка Кузьма – Демьян ,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы : набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Задачи :

Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия .

Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора , развивать творческое мышление.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей.

Предварительная работа :

Слушание русских народных песен.

Беседа на данную тему.

Рассматривание иллюстраций, изображающих народные праздники .

Разучивание песен и стихов, танцев.

Изготовление обрядовый кукол – оберегов.

Организация выставки народного творчества.

Оборудование : стол, лавки, кухонная утварь, прялка, чучело Кузьмы , самовар.

Костюмы : все участники и взрослые и дети одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты : деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочка, рубель, ксилофон, дудки, хлопушки.

Действующие лица : Хозяйка, Хозяйка2, Дед Егор- взрослые, Петрушка и купец- дети.

Объявление в группе :

Встаньте рано поутру,

Чисто в доме приберите,

Животинку накормите

Не сердитесь, улыбнитесь

И спешите все на двор

На веселый разговор.

Праздник на селе у нас

Ку-ка-ре-ку, в добрый час.

Начало праздника «На Кузьму- Демьяна » в 10.0

Ход праздника:

Выходят две девочки.

1 девочка.: На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 девочка : При лучине кто сидел

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

1 девочка : А играли как! в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

2 девочка :Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.

Вместе.: Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(убегают за дверь)

Под русскую народную песню («Калинка- малинка» в исполнении Н. Бабкиной) входят хозяйки.

Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка2 : Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой , праздник радостный . По обычаю старинному Кузьминками называются . Кузьминки – по осени поминки .

Хозяйка : В честь святых Кузьмы и Демьяна , покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой.

Хозяйка2 : в народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками» .

Хозяйка : Ой, слышу, уже идут гости!

Хозяйка2 :Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

Девочки : Добрый день в вашу хату !

Хозяйка2 : Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

1-я девочка : Не беспокойся, Хозяюшка. Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин : У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я девочка : Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка : Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девочка : Тут и каша, и лепешки!

2-я девочка : И пироги, и яички!

3-я девочка : А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка : Да, Кузьминки – куриные именины .

4-я девочка : А где же ещё гостьюшки наши?

Хозйка2 : Скоро, скоро будут!

Хозяйка : А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном , ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки : (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян !

Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я девочка : Прялка не бог, а рубаху дает!

2-ядевочка : Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Девочкиисполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица, кокорица моя»

3девочка : У нас девицы – на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

4 девочка : тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

(танец- игра «клубок» )

Раздается стук в дверь, заходят еще гости : мальчики, исполняют танцевальную сценку под р . н. п. «Барыня» .

Парни : Добрый день , молодки-лебедки!

Девчата : Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Поют частушки :

мальчики : Дуйте, дуйте ветры, буйные кружитесь,

по деревне мы идем- все посторонитесь!

Девочки : А вы кто такие чьи? Откуда появилися?

У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбилися!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Заиграй-ка балалайка, начинай гуляние,

Пропоем мы вам частушки, для всего собрания!

Девочки : У меня на сарафане косолапы петехии,

я сама не косолапа- косолапы женихи!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Запрягу я кошку в дрожки. а котенка в тарантас-

Повезу свою подружку, всем соседям на показ!

Девочки : Я сижу на бочке, румяные щечки-

Говорят, что навилась, а я такая родилась!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мал. 2 : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Дев. 1 : у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!

Дев. 2 : Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.

Дев. 3 :Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!

Дев. 4 : Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем .

Мал.: дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!

(мальчики кланяются)

Мальчик : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся , никто в этот день не работает .

Реб. 1 :Праздник этот ремесла ,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья !

Реб. 2 :Как этот праздник наступает ,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяна” .

Поют : На Кузьму , Кузьму- Демьяна на Кузьму , Кузьму- Демьяна ,

На веселый праздник ,на веселый праздник .

Выпадала пороша, выпадала пороша,

Белая хороша, белая хороша.

Как по этой по пороше, как по этой по пороше.

Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.

Не путем, не дорогой, не путем не дорогой.

Чужим огородом, чужим огородом.

Он чужим огородом, он чужим огородом.

Катиной тропою, Катиной тропою.

(мальчик с девочкой танцуют, в конце песни все дети объединяются в пары, мальчики провожают девочек на стульчики, потом встают полукругом.)

Хозяйка : милые мальчики, сегодня и ваш праздник , ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Мал.: а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники , кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.

Хозяйка2 : они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.

2 мал.: а еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

Хозяйка : ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!

3 мал.: хозяюшка! А вам работнички нужны?

Хозяйка2 : а что вы умеете делать?

Мальчики : а вот что!

(песня «Как у нас в мастерской» )

поют : посмотрите, как у нас- то в мастерской,

там работнички трудятся день- деньской .

Как начнут они топориком рубить,

Молоточками по гвоздочкам колотить,

А пилами-то пилят, пилят, пилят

Во все стороны опилочки летят.

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать :

Ай, люли, ай, люли, люли, люли,

Ай, люли, ай, люли, люли, люли.

1 мальчик : а у меня папка- гончар, во как работает! (показывает)

2 мальчик : а у нас в кузнице не хуже!

(Разгорается спор- кто лучше работает : мы лучше работаем- нет, мы)

Хозяйка : эй, петухи! Сейчас подеретесь!

Мальчик : а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите какие инструменты музыкальные смастерили.

Хозяйка : а мы на них сейчас и сыграть сможем!

Мальчик : Вот ложки хохломские,

бубны, трещотки озорные,

Налетай, народ, музыка давно всех ждет!

(русская народная песня «Долговязый журавель» , дети подыгрывают на музыкальных инструментах)

Хозяйка :

Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

Девочки :

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Нашла я шар, разбила его,

Увидела золото и серебро.

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка : Молодцы, ребята, все загадки разгадали!

Хозяйка : Кажется к нам еще гости идут!

(Появляется Петрушка)

Петрушка : Я Петрушка, -развеселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые.

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята!

Все : здравствуй Петрушка!

Хозяйка : А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?

(появляется Купец.)

Купец : Я купец- в торговых делах удалец.

Петрушка : А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец : Торговать.

Петрушка : Воровать?

Купец : да, не воровать, а торговать.

Петрушка : А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!

Купец : Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги есть ? Надо иметь двести рублей.

Петрушка : Пять гвоздей?

Купец : Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка : да не гонял я голубей.

Купец : Да не смеши, Петрушка людей.

Петрушка : Просишь меня, побей? С удовольствием!

(Петрушка берет палку, купец убегает.)

Петрушка : Пей, купец, чай, головой не качай.

Над деньгами не трясись , а с Петрушкою делись.

Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте мне песню веселую.

(Под музыку выходят мальчики)

Мальчик1 : Мы, Мальчишки удальцы, озорные сорванцы,

Приглашаем танцевать, просим нам не отказать.

Мальчик2 : Эй, девчонки –хохотушки и ребята-молодцы,

Выходите, не стесняйтесь, семечками угощайтесь!

(песня «Семечки» )

Хозяйка 2 : А теперь, мальчики поиграйте с нашими девочками. Делу время- потехе час!

Хозяйка : А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики : а как же! вот принесли! (достают игрушечных курочек и отдают девочкам.)

Девочки : ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

(игра «Плетень» )

Хозяйка : Ох, и развеселый вы народ!

Хозяйка : Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.

Баранки, да сушки, сладкие пампушки.

(хозяйка вешает сушки и баранки на ведущих)

Хозяйка2 : а ну, народ, расходись – кто любит сушки сюда, а кто баранки сюда.

Все : Собирайся, народ, в хоровод, в хоровод.

Кто работы не боялся, тот и пляшет и поет.

(дети встают в два хоровода, ведущие в середине)

(проводиться игра «Бей качи, качи, качи.» )

Поют : бей, качи, качи, качи, глянь баранки,калачи,

глянь баранки, калачи- с пылу, с жару из печи.

С пылу,жару из печи- все румяны горячи,

Прилетели тут грачи- похватали калачи-

Нам оставили бараночки.

(в конце дети садятся, закрывают глаза, ведущие встают на другое место, как музыка заканчиваются дети должны построить круг вокруг своего ведущего игра повторяется 3 раза, на 3 раз ведущие встают рядом, берутся за руки. дети делают один круг)

1-й реб.: в хороводе были мы,

кого надо видели!

2-й реб.: девицу- красавицу,

доброго молодца!

(перестраиваются в полукруг, выходят мальчик и девочка.)

Девочки.: во дворе калиточка поскрипывает.

Ко мне маленький идет, посвистывает!

Мальчик : мимо милкиных окошек

Втихомолку не пройду,

Либо стукну, либо брякну,

Либо песенку спою!

(русская народная песня «Шел со службы казак молодой.» )

Хозяйка : Ух, как здорово у вас получается. Хорошо играете, хорошо поете, а как пляшите?

Хозяйка 2 : вот платочки шелковые, алые, голубые, лиловые - подбегайте, выбирайте.

(девочки берут платки)

Девочка : кто с платочком пляшет, да на балалайке играет, тому скучно не бывает!

Девочка 2 : Я сшила шаль с каймой,

Бархатистый,расписной!

Девочка 3.: За такую шаль- золота не жаль!

Девочка4 : А на моем платочке- мелкие цветочки!

Девочка 5 : А вот полушалок- прекрасный подарок!

(Дети исполняют танец с платками.)

(раздается стук в дверь, заходит дед Егор)

Дед :не мало ли вас? Не надобно ль нас?

Все : надо! Надо! заходи, дед Егор!

Дед : Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.

Хозяйка : а чой-то ты так нарядился?

Хозяйка2 : да ты погляди, какой красивый!

Хозяйка : наряди пень, и он красив будет! (шутят, смеются)

Дед : ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли- а ведь сегодня его праздник ! (выносят чучело Кузьки ) давайте его повеличаем.

(все встают вокруг чучела в круг, Дед Егор держит чучело.)

Все поют : Милый наш Кузюшка!

Мы тебя славим, мы тебя славим,

В хоровод поставим. Мы тебя встречаем, тебя величаем! (чучело падает)

Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!

Дед : Ох, упал родимый. Знать конец осени!

Хозяйка : пришли Кузьма и Демьян , потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Хозяйка2 : ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все : (вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!

(Дед уносит чучело Кузьмы .)

Хозяйка : а ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!

Хозяйка2 : ой, да это Кострома!

(игра «Кострома» )

Поют

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : кудельку пряду!

Все : ну, прядите, прядите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : попрела, попрела и вязать собралась!

Все : ну, вяжите, вяжите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : повязала, повязала, да ткать собралась!

Все : ну, работайте, работайте, Бог в помощь.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да вот поработала, да спать собралась!

Все : ну, спите, спите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да, сплю я, сплю!

Все : а почему разговариваете?

Кострома : да по привычке. А сейчас как встану, да догоню вас.

(дети убегают на стульчики) .

Хозяюшка : Звонко музыка играй,

всех на танец приглашай!

Реб.: Разойдись, народ,

Меня пляска берет.

Пойду попляшу,

Себя людям покажу!

(танец «Варенька» )

Хозяйка : Люди добрые, люди честные.

Праздник в избе , с угощениями, играми, плясками.

Пришли Кузьминки – оберег принесли :

для души, для дома, для здоровья, для счастья,

чтобы поросятки- писклятки водились, горшки не бились.

Хозяйка2 : Ребятки старались сами мастерили- куклы обережные. Вы их берите, гости дорогие, да храните, они вам много радости принесут.

(Звучит музыка в исполнении казачьего народного хора «Матушка Россия» . Дети дарят гостям куклы- обереги, потом встают в полукруг, держась за руки, кланяются гостям- мальчики, потом девочки, потом хозяйки.)

Хозяйка : за такое веселье- наше вам почтенье!

Хозяйка2 : и ждет вас вкусное угощенье!

Хозяйка : всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха и веселья!

Хозяйка2 : просим садиться столы дубовые, да отведать курника именинного!

(гости с детьми проходят к столам, угощаются курником, да запивают кваском или компотом.)

Кузьминки. Кузьма и Демьян. Кузьминки - осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.
Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.
Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила. Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

День Кузьмы и Демьяна. Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Замечания.- Обычаи

Поселяне Тульской губернии полагают, что с этого дня начинаются морозы. Об этом морозе они сохранили свое наблюдение в поговорке: Козьма и Дамиан с гвоздем.
Поселянки в сей день справляют курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвою-рекою, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами. Усердные старушки после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки по своим родным. В селах женщины прихаживали с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне на красное житье. Боярыни отдаривали поселянок лентами на убрусник. Такие челобитные куры содержались в почете: их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйцы, выносимые ими, считались целебными: ими кормили больных, страждущих желчною болезнью.
В Тульской губернии к этому дню изготовлялись боярынями обетные работы. Деньги, выручаемые от продажи своих изделий, они употребляли на милостыню нищим и на свечи.
В селениях Мышкинского уезда Ярославской губернии поселяне убивают кочета в овинах. Старший в доме выбирает кочета и сам отрубает ему голову топором. Ноги кочетиные бросают на избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варят и за обедом съедают всей семьей.
В селениях Валдайского уезда варят козьмодемьян-ское пиво для честных гостей.
Поселяне Ярославской губернии управляются на этот день с дворовым. Так они называют домового, имеющего попечение за домашним скотом. Если в чьем дворе заведется лихой, то они берут помело, садятся на лошадь, которую не любит дворовой, и ездят на ней по двору. Во время сих разъездов они машут по воздуху помелом и кричат: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После сего остаются покойными и думают, что лихой унялся. Другие помело обмакивают в деготь с намерением: отметить на лысине дворового зазубрину. С этой зазубриной будто лихой сбегает с двора.

На вечеринке. 1910
Тип народно-православный
иначе Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины
также Косма и Дамиан (христ.)
Значение первая встреча зимы
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами
Дата 1 (14) ноября
Празднование девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку
Традиции обряд задабривания Домового в Ярославской губернии

Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины ) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября . По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

Другие названия

Кузьма и Демьян - рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305-311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Обряды дня

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины » эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому , присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Легенда о Кyзьмодемьяне

Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.

Поговорки и приметы

Кузьминки - об осени поминки. Кузьминки - встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян - до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца - что стукнул, то гривна.

Кузьма-Демьян - куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу - на стол, цыплёнка - попу.

Литература

  1. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респект, 1996.
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси . - М .: Индрик, 2000. - 703 с. - ISBN 5-85759-108-2
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М .: Наука, 1981. - 608 с.

Ссылки

  • 1 ноября в православном календаре // Pravoslavie.ru